Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронюк Валерия Валерьевна

В статье рассматривается проблема формирования ценности семейного образа жизни и возрождения традиций семейного воспитания средствами культурно-досуговой деятельности как объекта государственной культурной политики. Автор подчеркивает, что кризис, в котором оказались сегодня семейные ценности, требуют незамедлительных и решительных мер, прежде всего - воздействия со стороны институтов социально-культурной деятельности. Анализируя деятельность некоммерческих организаций, автор утверждает, что потенциал формирования ценности семейного образа жизни складывается из потенциала непосредственно самой НКО, как субъекта государственной культурной политики, ставящей перед собой задачи сохранения традиционных семейных ценностей, и потенциала содержательной стороны социально-культурной деятельности. Основу потенциала формирования ценности семейного образа жизни составляют реализуемые некоммерческими организациями социально-культурные проекты, цели и задачи которых направлены на семью, как особую целевую аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воронюк Валерия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF A NON-PROFIT ORGANIZATION IN THE GENERATION OF THE FAMILY LIFESTYLE’S VALUES

The article discusses the problem of the generation of the family lifestyle values and the revival of the traditions of family education by means of cultural and leisure activities as an object of state cultural policy. The author emphasizes that the crisis in which family values have found themselves today requires immediate and decisive measures, first of all, the influence of institutions of socio-cultural activity. Studying the activities of non-profit organizations, the author argues that the potential of the generation of the family lifestyle values consists of the potential of the NGO itself, as a subject of state cultural policy, which sets itself the task of preserving traditional family values, and the potential of the content of socio-cultural activities. The basis of the potential of the generation of the family lifestyle values is the socio-cultural projects implemented by non-profit organizations, the goals and objectives of which are aimed at the family as a special target audience.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

УДК 316.7:17.023.32

В. В. Воронюк

Потенциал культурно-досуговой деятельности некоммерческой организации в формировании ценности семейного образа жизни

В статье рассматривается проблема формирования ценности семейного образа жизни и возрождения традиций семейного воспитания средствами культурно-досуговой деятельности как объекта государственной культурной политики. Автор подчеркивает, что кризис, в котором оказались сегодня семейные ценности, требуют незамедлительных и решительных мер, прежде всего - воздействия со стороны институтов социально-культурной деятельности. Анализируя деятельность некоммерческих организаций, автор утверждает, что потенциал формирования ценности семейного образа жизни складывается из потенциала непосредственно самой НКО, как субъекта государственной культурной политики, ставящей перед собой задачи сохранения традиционных семейных ценностей, и потенциала содержательной стороны социально-культурной деятельности. Основу потенциала формирования ценности семейного образа жизни составляют реализуемые некоммерческими организациями социально-культурные проекты, цели и задачи которых направлены на семью, как особую целевую аудиторию.

Ключевые слова: государственная культурная политика, ценности семейного образа жизни, некоммерческая организация, культурно-досуговая деятельность

Valeria V. Voronyuk

The potential of cultural and leisure activities of a non-profit organization in the generation of the family lifestyle's values

The article discusses the problem of the generation of the family lifestyle values and the revival of the traditions of family education by means of cultural and leisure activities as an object of state cultural policy. The author emphasizes that the crisis in which family values have found themselves today requires immediate and decisive measures, first of all, the influence of institutions of socio-cultural activity. Studying the activities of non-profit organizations, the author argues that the potential of the generation of the family lifestyle values consists of the potential of the NGO itself, as a subject of state cultural policy, which sets itself the task of preserving traditional family values, and the potential of the content of socio-cultural activities. The basis of the potential of the generation of the family lifestyle values is the socio-cultural projects implemented by non-profit organizations, the goals and objectives of which are aimed at the family as a special target audience.

Keywords: State Cultural policy, values of family lifestyle, non-profit organization, cultural and leisure activities

В постиндустриальном обществе «культура и социально-культурная деятельность становятся ключевым фактором развития, благодаря которому государство способно обеспечить „экономическое процвета-

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values ние, государственный суверенитет и цивилизационную самобытность страны"»1. Целью подобной культурной политики провозглашается «формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, сохранение и развитие культуры народов Российской Федерации путем передачи новым поколениям ее гуманитарного ценностного содержания, традиционного для российской цивилизации»2.

Впервые заботой культурной политики государства объявлены традиционные семейные ценности, субъектами культурной политики наряду с «органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, образовательными, научными организациями, организациями культуры»3 определены «общественные объединения и организации, осуществляющие деятельность в области семейных отношений»4, а перечень традиционных духовно-нравственных ценностей россиян в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» особо выделяет ценность семьи5. Становление новой системы воспитания, образования личности в полной мере соответствует мировым образовательным тенденциям, которые значительное внимание уделяют освоению новых процессуальных знаний, умений, навыков. С активным внедрением научно-технического прогресса во все сферы жизнедеятельности первостепенное значение в формировании личности играет нравственное и духовное воспитание как основное в ее самоопределении. «Стратегия развития государственной культурной политики на период до 2030 года» формулирует повышение социального статуса семьи как общественного института в качестве одного из приоритетных направлений культурной политики6.

Выступая значимым социально-культурным институтом общества, сформировавшимся еще в эпоху общинно-родового строя, семья обеспечивает благополучие социума, его способность отвечать на вызовы эпохи. Эволюция семьи и семейных ценностей - проблема первостепенной важности для всего человечества, и хотя для демократического государства важен любой социальный институт, наиважнейшим, базисным сегодня выступает семья. Несмотря на то, что отдельные оракулы не раз предрекали скорое исчезновение института семьи, тем не менее, в нашей стране у брака достаточно высокий рейтинг. Малодет-ность, высокий уровень разводов, непрочность семьи информационного и постиндустриального общества порождены новыми социально-экономическими условиями, к которым «ведущая ячейка общества»

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей оказалась не готова, но не учитывать которые нельзя. Кризис, в котором оказались сегодня семейные ценности, требуют незамедлительных и решительных мер, прежде всего - воздействия со стороны институтов социально-культурной деятельности.

Пробудить духовное начало в семье - важная задача педагогики, психологии, педагогической культурологии, а также теории и методологии социально-культурной деятельности. Решить это возможно, главным образом, средствами семейного досуга. Между тем, россияне пока все еще не научились связывать общественное здоровье с состоянием нравственного и физического здоровья семьи. В семейный досуг вовлекается практически все население страны, и это подчеркивает его социальную значимость и важность готовности семьи эффективно использовать свое свободное время. При том важно обеспечить формирование социально-культурных компетенций, направленных на появление у детей таких важных личностных качеств, как ответственность, открытость, отзывчивость, коммуникативность. Ведь формирование личности ребенка прежде всего зависит от тех культурных практик, традиций и ценностей, которые приняты в семье. Посещение музейной экспозиции, выставки, театрального спектакля, художественных кружков и секций так же, как и домашнее чтение положительно сказывается на процессе воспитания, расширяет кругозор, развивает интерес к истории, родному краю и в целом способствует укреплению семейных отношений. Только продуктивное использование семьей свободного времени может позволить одолеть такие социальные болезни, как алкоголизм, наркомания и др.

Это объясняет, почему современная теория и методология социально-культурной деятельности, равно как и такой важнейший стратегический документ развития отечественной культуры как «Основы государственной культурной политики» среди задач государства особое значение придают «утверждению в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышению социального статуса семьи; возрождению традиций семейного воспитания, преодолению разрыва между поколениями внутри семьи; налаживанию диалога между поколениями в масштабах общества; предоставлению родителям возможности получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей; содействию сотрудничеству российских общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью, культуры и искусства, с аналогичными общественными организациями зарубежных стран»7.

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values

Между тем отмечается недостаточная активность и слабая вовлеченность общественных институтов в реализацию культурной политики. Так, несмотря на увеличивающиеся с каждым годом объемы грантовых средств на творческие проекты и реализацию гражданских инициатив, а также на привлечение внебюджетных средств в сферу культуры, значительная часть общественных инициатив осуществляется при условии доступа к средствам бюджетов. Не подлежит сомнению: государство по-прежнему остается основным стратегическим инвестором культуры и культурных институтов. Это, с одной стороны, делает его ключевым субъектом культурной политики, обязанным четко формулировать инвестиционные задачи, сочетая это с ценностно ориентированным подходом, с другой стороны, в условиях существующих бюджетных и ресурсных ограничений требует повышения эффективности и адресности инвестиций в человеческий капитал, культуру и культурную инфраструктуру. Государство выступает как инвестор, делегирующий часть собственной ответственности и функций общественным институтам. Однако общей нормой мировой практики является конкуренция творческих проектов. В некоторых направлениях культурной деятельности, в частности, в сфере креативных (творческих) индустрий, конкуренция за получение государственных инвестиций будет сохраняться всегда.

В подобной конкуренции постоянно находятся «некоммерческие организации, как институты гражданского общества, транслирующие в массы культурные ценности и направленные на решение задач, стоящих перед государственной культурной политикой»8. Согласно «Плану мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» особое внимание уделяется поддержке социально значимых проектов и творческих общественных инициатив в сфере культуры путем предоставления субсидий некоммерческим организациям на конкурсной основе за счет практики Фонда Президентских грантов.

Сама по себе практика конкурсного распределения средств предполагает внедрение инновационного элемента и совершенствование деятельности некоммерческих организаций за счет реализации социально-культурных проектов. В рамках национального проекта «Культура» создана база лучших практик некоммерческих организаций, которая будет преобразована в единую информационную базу некоммерческих организаций и их проектов. Государство выделяет большое количество субсидий с целью развития инновационного потенциала некоммерческих организаций, не только как субъектов культуры, но и мощного ресурса реализации культурной политики.

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей

Среди проектов базы лучших практик НКО, направленных на реализацию инновационного потенциала социально-культурных практик, следует выделить проект развития инновационного социокультурного пространства, созданного для совместного творчества и коммуникации людей с ментальной инвалидностью и профессионалов в области искусства (фонд поддержки социальных и культурных проектов «Альма Матер»), фестиваль научных театров «Наука - всем!» (фонд социально-культурных программ «Ресурсы»), «Третья реальность - интерактивная лаборатория уличного искусства в формате технологий VR и AR» (АНО «Галерея промышленной истории»), «Театр в библиотеке» («Союз женщин Новосибирской области»), издательская школа «Смены» (АНО «Центр современной культуры „Смена"»), «Библиокафе в деревню» (местная общественная организация Воткинского района «Совет работающей молодежи»).

Одним из ярких примеров реализации инновационного потенциала социально-культурных практик некоммерческих организаций является деятельность Общероссийского общественного объединения «Российский союз молодежи». В деятельности этого самого массового представителя молодежного движения следует выделить такие проекты, как проект «Пространство развития», в рамках которого предусмотрено формирование проектных команд, активно участвующих в программах развития социальной сферы малых городов и поселений; проект «Неформальное образование», фокусирующийся на развитии инструментов неформального образования посредством формирования молодежных тренинговых центров, «Ассоциации тренеров РСМ» и реализации образовательных проектов; а также проекты международных молодежных бизнес-инкубаторов с целью повышения эффективности молодежного предпринимательства, в том числе и в сфере культуры.

Социокультурная практика некоммерческих организаций показывает их способность незамедлительного реагирования на потребности людей, различные социальные проблемы и вызовы. Как социальный институт некоммерческая организация обеспечивает социализацию личности, формирует ее ценности и модели поведения, способствует самореализации. Являясь особой локальной воспитательной системой, некоммерческая организация обладает педагогическим потенциалом. Ее инновационный потенциал определяет НКО как некое инновационное социально-проектное пространство. Важно отметить, что некомерческая организация является одним из субъектов государственной культурной политики, целями которой в рамках исследуемой

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values проблемы стоит обозначить формирование условий для воспитания граждан и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения. А. Е. Бусыгин, будучи заместителем министра культуры РФ, отмечал, что «независимые творческие организации должны стать полноправными участниками» на поле государственной культурной политики, и прогнозировал, что «в перспективе, возможно, именно такие некоммерческие организации, так называемые организации третьего сектора, должны прийти на смену государственной сети учреждений»9.

Показательно, когда отдельные «некоммерческие организации, которые принято называть „просемейными", принимают миссию по поддержке „проблемных" категорий семей, иначе говоря, обеспечению их социальной и правовой защиты, оказанию материальной помощи, организации досуга и др.»10. Исследователи выделяют такие приоритеты в деятельности подобных «просемейных» организаций, как «формирование гражданского общества; различные виды социальной и материальной поддержки, патронаж неблагополучных семей, предоставление бесплатных юридических и психологических консультаций, помощь в обучении и получении образования, а также мониторинг сложившейся ситуации»11.

Уделяя внимание социально-культурной деятельности некоммерческой организации, стоит, прежде всего, учитывать непосредственный потенциал культурно-досуговой деятельности, реализующийся через ее функции: социализирующую, просветительскую, рекреативную, коммуникативную и креативную. Социализирующая функция обеспечивает взаимодействие сферы досуга с семьей, как ведущей сферой формирования культуры личности. При этом, «интеграция культурно-досуговых технологий и методик культурно-досуговой деятельности в семью способствует решению проблем, связанных с формированием культуры личности на различных этапах социализации. Эффективность социализации личности в сфере досуга обуславливается субъект-субъектными отношениями, которые основываются на партнерском взаимодействии, неформальном общении организатора и участника культурно-досу-говой деятельности. В результате такой деятельности формируются социальные ценности, стимулируется творческая и социальная активность»12, на основе социально значимых целей и задач происходит слияние личных интересов с общественными. Следующая функция -просветительская - направлена на приобщение человека к знаниям и формирование его ценностных ориентаций, применяя для этого как

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей традиционные методики, так и инновационные практики. «Рекреативная функция, раскрывающаяся в социологии досуга, имеет широкий диапазон в определении ее сущности - от снятия напряжения, обусловленного профессионально-трудовой деятельностью, возобновлению сил от физической, психологической, моральной и интеллектуальной усталости до духовного, физического и социального развития»13. Аксиологический аспект рекреативной функции связан ее с личностным развитием. Коммуникативная функция направлена на создание условий межличностного неформального взаимодействия на основе добровольности и интереса. Креативная функция культурно-досуговой деятельности, с одной стороны, стимулирует к творческим достижениям, прежде всего, профессиональной и образовательной сферах, с другой - компенсирует недостаток творчества человека в других областях14.

Стоит отметить, что потенциалом в формировании ценности семейного образа жизни обладают не только просемейные некоммерческие организации. Основу потенциала составляют реализуемые НКО социально-культурные проекты, цели и задачи которых направлены на семью, как особую целевую аудиторию. Таким образом потенциал формирования ценности семейного образа жизни складывается из потенциала непосредственно самой некоммерческой организации, как субъекта государственной культурной политики, ставящей перед собой задачи сохранения традиционных семейных ценностей, и потенциала содержательной стороны социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность призвана помочь современной семье осознать, что одно из главных условий ее благополучия - духовная насыщенность семейной жизни. Некоммерческим организациям следует более активно включаться в создание и реализацию социокультурных проектов, направленных на организацию семейного досуга, способствующего:

• свободному выбору таких видов культурно-досуговой деятельности, которые позволяют каждому члену семьи реализовать свои творческие возможности максимально полно;

• включению в культурно-досуговую деятельность всей семьи - от детей до родителей;

• постепенному усложнению форм досугового творчества всей семьи, насыщению досуга художественными творческими формами;

• формированию в семье благоприятной психологической атмосферы семейного благополучия, сопереживания, духовного единства детей и родителей, восстановлению семейных традиций и укоренению ценностей семейного образа жизни.

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values

Примечания

1 Востряков Л. Е. Новая модель государственной культурной политики России / Л. Е. Востряков, А. С. Тургаев // Вестник СПбГИК. 2018. № 3. С. 16.

2 Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учебное пособие / А. С. Тургаев, Л. Е. Востряков, В. В. Брежнева и др.; под ред. А. С. Тургаева; ред.-сост. Л. Е. Востряков. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. С. 74.

3 Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52, ч. 1. Ст. 775.

4 Там же.

5 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1, ч. 2. Ст. 212.

6 Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 11. Ст. 1552.

7 Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента Российской Федерации ...

8 Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года ...

9 Бусыгин А. Е. Культурная политика: границы государственного влияния // Культура и образование. 2011. № 2. С. 18.

10 Орешенкова Н. Э. Некоторые аспекты деятельности просемейных некоммерческих организаций // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. Май. С. 53.

11 Там же.

12 Литвинцева Г. Ю. Культурология досуга: учебное пособие / Г. Ю. Литвинцева Санкт-Петербург: Культ-ИнформПресс, 2018. С. 54.

13 Там же. С. 56.

14 Там же. С. 57-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.