Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
314
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СЕМЬЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шарина Татьяна Андреевна

Социально-культурные технологии являются действенным инструментом сохранения и развития традиционных семейных ценностей и эффективным форматом взаимодействия всех членов семейного коллектива. В статье раскрываются понятия семьи, семейных ценностей, института семьи и семейного досуга; дается оценка потенциала социально-культурных и культурно-досуговых учреждений в отношении сохранения и трансляции традиционных семейных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шарина Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES AS A TOOL FOR THE PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF TRADITIONAL FAMILY VALUES

Socio-cultural technologies for the development of events of family values are an effective tool for the preservation and development of traditional family values and good format for interaction of all family members. The article reveals the concepts of family, family values, institution and family leisure; an opportunity is given to increase attention to social issues and cultural and leisure institutions, the level of development and transmission of family values.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

УДК 316.728:17.023.32

Т. А. Шарина

Социально-культурные технологии как инструмент сохранения и развития традиционных семейных ценностей

Социально-культурные технологии являются действенным инструментом сохранения и развития традиционных семейных ценностей и эффективным форматом взаимодействия всех членов семейного коллектива. В статье раскрываются понятия семьи, семейных ценностей, института семьи и семейного досуга; дается оценка потенциала социально-культурных и культурно-досуговых учреждений в отношении сохранения и трансляции традиционных семейных ценностей.

Ключевые слова: ценности, семья, традиционные семейные ценности, институт семьи, социально-культурные технологии, традиции.

Tatyana A. Sharina

Socio-cultural technologies as a tool for the preservation and development of traditional family values

Socio-cultural technologies for the development of events of family values are an effective tool for the preservation and development of traditional family values and good format for interaction of all family members. The article reveals the concepts of family, family values, institution and family leisure; an opportunity is given to increase attention to social issues and cultural and leisure institutions, the level of development and transmission of family values.

Keywords: values, family, traditional family values, the institution of the family, socio-cultural technologies, traditions.

В аксиологическом контексте под определением «культура» понимается совокупность материальных и духовных ценностей. В свою очередь, ценности неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве общего культурного поля. Н. З. Чав-чавадзе в работе «Культура и ценности» так и определяет культуру как «мир воплощенных ценностей»1.

В свою очередь, В. П. Тугаринов определяет «ценности» как что-то необходимое обществу для удовлетворения потребностей и нужд, а также интересов, идеи и их возникновение в качестве нормы, цели и идеала2.

В общем смысле, ценности - это условно стабильное социально обусловленное избирательное отношение людей к совокупности материальных и духовных общественных благ.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что ценностная система индивида выступает «фундаментом» его отношения к

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values миру. А совокупность ценностей, перенимаемая человеком в процессе социализации, «транслируется» обществом, в котором система ценностей складывалась на протяжении длительного времени с учетом различных исторических событий.

Большую роль в жизни каждого человека играют семейные ценности, которые начинают формироваться с рождения и сопровождают его на протяжении всей жизни. Но несмотря на важность и востребованность семейных ценностей, в последние годы они подвергаются критике. А вопрос о сохранении и развитии традиционных семейных ценностей оказывается в фокусе исследовательского внимания, и это вполне закономерно, потому что традиционно семья является ключевой ячейкой общества, которая представляет собой незаменимую социально-демографическую группу с характерными психологическими особенностями. Принято считать, что во время формирования и развития вышеупомянутой группы закладываются фундаментальные ценностные ориентации, происходит социализация личности, формируются ее жизненные установки.

Семью необходимо рассматривать не только как социальную группу, но и как общественный институт, члены которого связаны между собой общим бытом, взаимной ответственностью, совокупностью социальных отношений, базирующихся на биологических связях. Это дает основание говорить о том, что институт семьи зависит от изменений, которые происходят в политике, культуре, экономике и других сферах человеческой жизни, таким образом, его необходимо рассматривать как объект национально-государственных интересов, как одно из важных условий формирования страны и социума.

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса обратимся к нормативно-правовым актам, регламентирующим семейные отношения и традиционные семейные ценности: в Конституций Российской Федерации сказано, что «Семья - это союз мужчины и женщины»3, «материнство, детство и семья находятся под защитой государства»4, «Дети - важнейшее достояние России»5 и являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации.

В «Основах государственной культурной политики», утвержденных указом Президента Российской Федерации № 808 от 24 декабря 2014 г., отмечено, что важной задачей государства является «передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения»6.

В семейном кодексе Российской Федерации говорится, что: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов»7.

Кроме государственных органов, вопросом сохранения и развития традиционных семейных ценностей занимаются представители разных наук: политологи, социологи, педагоги, культурологи, и другие, в связи с этим имеется множество трактовок данного понятия. Наиболее полное определение дала С. П. Акутина. Автор считает, что «семейные ценности выступают духовно-нравственными ориентирами, социально одобряемыми и разделяемыми большинством людей, которые служат эталоном, идеалом для всех людей и определяют целенаправленный процесс создания идеальной семьи. Среди них: ранняя „брачность" и „всеобщесть" брака, моногамная форма брака как единственно приемлемая социальная норма, решительное осуждение добрачных связей, критическое отношение к супружеским изменам, ярко выраженный се-мьецентризм (высокий приоритет института семьи), редкость расторжения брака, высокая репродуктивность и многодетность»8.

Однако в настоящее время происходит серьезная трансформация традиционных семейных ценностей, которые влекут за собой необратимые последствия. По данным Росстата, предоставленным в июне 2020 г., за первые полгода 2020 г., родилось 680 974 младенца. По сравнению с январем-июнем 2019 г. рождаемость снизилась на 5,4%. Число умерших за это же время составило 946 539 человек (за тот же промежуток времени прошлого года - 918 503 человека). Таким образом, увеличение смертности за шесть месяцев 2020 г. по сопоставлению с январем-июнем 2019 г. составило 3,1% или 265 565 человек.

Кроме этого, число заключенных браков за первое полугодие 2020 г. сократилось по сравнению с первым полугодием 2019 г. на 25%. Также необходимо отметить, что количество разводов достигло рекордного уровня, а средний возраст женщин, рожающих первый раз, увеличился примерно на 10 лет9. Данные изменения подтверждают тот факт, что у молодых людей происходит переоценка интересов и смена приоритетов.

Также негативными последствиями трансформации ценностей являются: видоизменения в структуре семьи, обесценивание моральных ценностей; дифференциация интересов «отцов» и «детей» в организации досуга и как следствие разрыв связей между поколениями.

В решении проблемы сохранения и развития традиционных семейных ценностей большим потенциалом обладают социально-культурные учреждения. У данного типа организаций имеются возможности и

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values ресурсы наиболее системно, последовательно и глубоко организовать процесс трансляции традиционных семенных ценностей. Новые адаптированные под социальный запрос учреждения под руководством опытных специалистов должны стать важнейшим институтом взаимодействия разных поколений, так как роль в процессе развития духовно-нравственных отношений между представителями разных поколений является важной составляющей процесса преемственности социокультурного опыта поколений в формировании семейного досуга. Эти идеи отражены в трудах многих ученных.

М. И. Болотова делает акцент на том, что семейный досуг выступает в качестве социокультурного и педагогического феномена, который находится в неотделимой связи с процессами обучения и воспитания индивида и имеет хорошо выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты»10.

По мнению Т. Г. Киселевой, значимость форм семейного досуга заключается в том, что в них включены и активно задействованы разные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети -подростки - взрослые. Одновременность представленных контактов способствует тому, что семейный досуг становится эмоционально привлекательным и душевным11.

Таким образом, как тип деятельности, способствующий развитию личности, семейный досуг предоставляет возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития членов семей при учете их индивидуальных особенностей и потребностей. Важно, что формы семейного досуга, как и сами семьи, имеют отличительные черты: количество детей, состав, структура, тип лидерства в семье, семейный уклад, семейный стаж, качество отношений и атмосфера в семье, особые условия семейной жизни. Разновидность форм семейного досуга указывает на большой выбор социокультурных и досуговых учреждений, реализующих эти формы.

Реализация потенциала социально-культурных технологий в учреждениях социально-культурной деятельности как инструмента сохранения и развития традиционных семейных ценностей, позволит:

1. Разработать и внедрить эффективные форматы взаимодействия всех членов семейного коллектива и разных семей между собой, для обмена положительным опытом передачи семенных ценностей следующим поколениям.

2. Реализовать потенциал социально-культурных технологий в консолидации и вовлечении современных семей в социально-значимую деятельность, в разработку социально-культурных проектов,

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей в стимулирование развития общественных инициатив, в создание условий для творческой самореализации.

3. Разработать систему мотивации и стимулирования семей к участию в деятельности по сохранению и развитию традиционных семейных ценностей.

4. Развить чувства общности у всех членов семьи, действующих для достижения общей цели. Для реализации этого механизма необходим поиск инновационных социально-культурных технологий и форм, в которых будут задействованы разновозрастные члены семьи.

5. Популяризировать действующие и создать новые многофункциональные площадки, под названием «Центр Добрососедства», в сфере сохранения и развития семейных традиций, традиций петербургской культуры, организации культуросозидающего и развивающего семейного досуга, инновационной творческой деятельности молодых семей.

6. Организовать просветительскую работу в средствах массовой информации, с помощью цифровых технологий.

7. Создать позитивный образ традиционной семьи, за счет организации просветительской работы с молодым поколением, в которую могут входить встречи с интересными людьми, мастер-классы, лекции и беседы, уроки полового воспитания, создание произведений культуры и искусства пропагандирующие семейные ценности и другие форматы взаимодействия.

Стоит отметить, что органы государственной власти заинтересованы в популяризации семейных ценностей, в связи с этим на сегодняшний день в государственных и негосударственных учреждениях социально-культурной деятельности реализуются программы и проекты, направленные на сохранение и развитие семейных ценностей. Данный факт свидетельствует о частичной реализации потенциала данных учреждений.

Среди федеральных проектов стоит отметить следующие:

1. Всероссийский Конкурс «Семья года», целью которого является пропаганда и повышение общественного престижа семейного образа жизни, ценностей семьи и ответственного родительства. Конкурс проводится по пяти номинациям: многодетная семья, молодая семья, сельская семья, золотая семья России, семья - хранитель традиций. Участниками конкурса могут быть: семьи, в которых создаются благоприятные условия для гармоничного развития каждого члена семьи; семьи, в которых дети получают воспитание, основанное на духовно-нравственных ценностях, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством; семьи, члены которых активно участвуют (участвовали) в жизни города (района), области, страны, сообщества, отмечены муниципальными, региональными, федеральными, общественными наградами/поощрениями; семьи, уделяющие внимание эстетическому воспитанию детей, приобщению их к творчеству и искусству, культурно-историческому наследию, национальной культуре.

2. Всероссийский форум молодых семей, который ежегодно проходит в городе Москва. Форум состоит из двух треков: личностный и социальный. Личностный трек включает в себя такие темы как образование и психология, семья как бренд, самоопределение для подростков. Социальный трек затрагивает следующие вопросы: формирования сообщества молодых семей, роль некоммерческих организаций в современном мире, акселерационная программа представителей клубов молодых семей.

На региональном уровне необходимо уделить внимание следующим проектам и программам:

• Фестиваль «Семья духом Сильна» в Липецкой области. Цель: Привлечение внимания общественности к главной ценности современного общества - семье, а также укрепление внутрисемейных отношений путем увеличения заинтересованности членов семьи в стремлении к здоровому образу жизни. Фестиваль включал в себя: семейный квест, интеллектуальную игру «Мозгва», концертную программу и благотворительная ярмарку.

• Проект «Школа ответственного родителя» в Оренбургской области - это постояннодействующая система обучения, позволяющая родителям школьников, формировать ответственную и позитивную родительскую позицию. Данная система состоит из нескольких модулей, среди которых: психологические факторы, которые влияют на детско-родительские отношения, помощь в решении споров и конфликтов в семье, профилактика семейного неблагополучия; правовая грамотность, формирование и повышение экономической грамотности семьи; трансляция семейных традиций и ценностей российской семьи.

• Педагогический лекторий для родителей в Белградской области, в поселке Дубовое. Данный проект реализуется в рамках программы «Здоровье - это жизнь» в МУ ДО «Центр детского творчества». Представленная программа нацелена на создание благоприятных условий для укрепления здоровья, привлечения семей к здоровому образу жизни, сохранение и улучшение здоровья физического, психического, духовного, а также на сохранение семейных ценностей и традиций.

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей В формате педагогического лектория, помимо лекций, проводятся беседы, семинары, психологические тренинги и ролевые игры.

• Образовательные курсы для родителей в Мурманской области, реализуемые в рамках регионально-образовательной программы дополнительного образования «Основы детской психологии и педагогики», разработанной ГАУ ДПО Мурманской области «Институт развития образования». Проект реализуется в двух формах: очной, очно-заочной, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Проект направлен на: формирование и развитие педагогической компетенции родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций, формирование ответственной и позитивной родительской позиции. Формы проведения учебных занятий: лекции, практические занятия, беседа, дискуссия, тематический диспут, конференция, круглый стол, семинар, практикум, тренинг, и др.

• Проект «Дом родителей» в г. Тольятти Самарской области, который реализуется в МБОУ ДО «Диалог». Цель представленного проекта заключается в улучшении ситуации в детско-родительских отношениях у семей, проживающих в городе Тольятти. Суть проекта заключается в обучении родителей теоретическим и практическим навыкам общения с детьми. В программу проекта входит: проведение заседаний городского «Родительского университета» (тренинги, лекции, базовые знания психологии семейной жизни и особенностей подросткового возраста), проведение форума родителей, научно-практической психологической конференции, проведение мероприятий семейной направленности.

• Программа «Материнская школа «Исток», г. Нижний Новгород. «Материнская школа «Исток»» направлена на подготовку девушек к осознанному материнству. В работе по развитию материнских компетенций участвуют сотрудники Центра планирования семьи и репродукции, центров родительской культуры «Исток» и «Лада», медицинские, педагогические работники, деятели культуры. Программа состоит из теоретической и практической частей, обеспечена дидактическим пособием «Тетрадь - дневник будущей Матери».

• Проект «Факультет семейных отношений», реализуется в семи районах Новгородской области. Программа направлена на: работу с различными категориями семей, нуждающимися в поддержке, улучшение взаимоотношений между родителями и детьми, повышение уровня родительской компетенции, профилактика социального сиротства.

Анализ проектов и программ, которые реализуются на территории Российской Федерации учреждениями социально-культурной деятельности, позволил определить, что данные учреждения недостаточно ис-

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values пользуют потенциал социально-культурных технологий. Данный факт подтверждается тем, что почти во всех перечисленных мероприятиях задействована только одна целевая аудитория: либо родители, либо дети. В связи с этим появляется необходимость разработки и внедрения таких форм социально-культурной деятельности, которые позволят организовать совместный досуг взрослых и детей.

Таким образом, можно прийти к заключению: вопрос сохранения и трансляции традиционных семейных ценностей актуален и рассматривается специалистами разных направлений. Действенным инструментом трансляции семейных ценностей выступают социально-культурные учреждения как связующее звено разных поколений, но на сегодняшний день данные учреждения используют свой потенциал не в полной мере.

Примечания

1 Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности / Н. З. Чавчавадзе. Тбилиси, 1984. С. 15.

2 Тугаринов В. П. Марксистская философия и проблема ценности / В. П. Тугаринов // Проблема ценности в философии / под ред. А. Г. Харчева, Т. Н. Горнштейн, М. А. Кисселя, В. П. Тугаринова. Москва; Ленинград: Наука, 1966. С. 14-24.

3 Конституция Российской Федерации с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 г. Москва: Эксмо, 2020. Ст. 72.

4 Там же. Ст. 38.

5 Там же. Ст. 67.

6 Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52, ч. 1. Ст. 775.

7 Семейный кодекс Российской Федерации. Москва: Эксмо, 2020. Ст. 1.

8 Акутина С. П. Теоретико-методологические основы воспитания семейных духовно-нравственных ценностей школьников: монография / С. П. Акутина. Москва: «Арзамас»: АГПИ; Саров: ИП А. Е. Кораблев, 2008. 130 с.

9 Росстат представил данные о естественном движении населения в июне 2020 года // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. 2020. 7 августа. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/94975 (дата обращения: 30.03.2021).

10 Болотова М. И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: методическое пособие / М. И. Болотова. Москва: «Спутник +», 2005. 54 с.

11 Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Кра-сильников. Москва: МГУКИ, 2004. 539 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.