Научная статья на тему 'ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
277
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ / ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / FAMILY VALUES / VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE / FORMATION OF FAMILY VALUES / FAMILY VALUES OF YOUNG PEOPLE / STATE FAMILY POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна, Слепухина Галина Владимировна

В условиях преобразования современного российского общества существенные перемены претерпевает система ценностных ориентаций всех сторон социальной жизни, всех социальных институтов, в том числе и института семьи и брака. Осознавая актуальность проблем, связанных с утрачиванием традиционных семейных ценностей, на современном этапе развития общества, приоритетными направлениями государственной политики являются формирование традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение духовно-нравственных традиций у подрастающего поколения. Опираясь на данные, полученные в ходе анализа литературы, результаты эмпирического исследования и принятую «Концепцию государственной семейной политики» в Российской Федерации на период до 2025 года был разработан проект «Счастливые семьи - будущее страны», целью которого является формирование у молодого поколения традиционных семейных ценностей, позитивного образа брачно-семейных отношений, мотивации вступления в официально зарегистрированные семейные отношения, а также повышение уровня информированности будущих супругов. Были поставлены следующие задачи: реализация мероприятий по формированию у молодежи образа семьи, поддержанию осознанных семейных отношений, пропаганде традиционных семейных ценностей; формирование позитивного отношения в молодежной среде к брачным отношениям; обеспечение доступности информации о семейно-брачных отношениях, психологии поведения и потребностей каждого члена семьи; поддержка молодого поколения в кризисных ситуациях, убеждение в преимуществе обращения за помощью к специалистам социальных служб. Работа проводилась на базе Магнитогорского технического университета им. Г.И. Носова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна, Слепухина Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR THE FORMATION OF FAMILY VALUES AMONG STUDENTS

In the context of the transformation of modern Russian society, the system of value orientations of all aspects of social life, all social institutions, including the institution of family and marriage, is undergoing significant changes. Realizing the urgency of the problems associated with the loss of traditional family values at the present stage of society's development, the priority areas of state policy are the formation of traditional family values and family lifestyle, the revival of spiritual and moral traditions among the younger generation. Based on the data obtained during the literature analysis, the results of empirical research and adopted the "Concept of state family policy" in the Russian Federation for the period until 2025 was developed the project "Happy family - the future of the country" which purpose is formation at young generation of traditional family values, positive image of marriage and family relations, motivation of membership in formal family relationships, and raising awareness of the future spouses. The following tasks were set: implementation of measures to form the image of the family among young people, maintain conscious family relations, and promote traditional family values; formation of a positive attitude among young people to marriage relations; ensuring the availability of information about family and marriage relations, the psychology of behavior and the needs of each family member; support the young generation in crisis situations, and The work was carried out on the basis of the Magnitogorsk technical University. G. I. Nosova.

Текст научной работы на тему «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Andrienko Oksana Aleksandrovna, Bezenkova Tatyana Alexandrovna, Slepukhina Galina Vladimirovna EXPERIMENTAL ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR THE FORMATION ..

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0006 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2020

SPIN: 3820-8444 AuthorlD: 516485 ORCID: 0000-0002-3490-1849 ScopusID: 57205333311

Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])

SPIN: 5657-5624 AuthorlD: 547916 ORCID: 0000-0002-0932-9828 ScopusID: 57194243355

Безенкова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования

SPIN: 6794-6470 AuthorID: 437855 ORCID: 0000-0001-8321-4001

Слепухина Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина, 38, e-mail: [email protected]) Аннотация. В условиях преобразования современного российского общества существенные перемены претерпевает система ценностных ориентаций всех сторон социальной жизни, всех социальных институтов, в том числе и института семьи и брака. Осознавая актуальность проблем, связанных с утрачиванием традиционных семейных ценностей, на современном этапе развития общества, приоритетными направлениями государственной политики являются формирование традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение духовно-нравственных традиций у подрастающего поколения. Опираясь на данные, полученные в ходе анализа литературы, результаты эмпирического исследования и принятую «Концепцию государственной семейной политики» в Российской Федерации на период до 2025 года был разработан проект «Счастливые семьи - будущее страны», целью которого является формирование у молодого поколения традиционных семейных ценностей, позитивного образа брачно-семейных отношений, мотивации вступления в официально зарегистрированные семейные отношения, а также повышение уровня информированности будущих супругов. Были поставлены следующие задачи: реализация мероприятий по формированию у молодежи образа семьи, поддержанию осознанных семейных отношений, пропаганде традиционных семейных ценностей; формирование позитивного отношения в молодежной среде к брачным отношениям; обеспечение доступности информации о семейно-брачных отношениях, психологии поведения и потребностей каждого члена семьи; поддержка молодого поколения в кризисных ситуациях, убеждение в преимуществе обращения за помощью к специалистам социальных служб. Работа проводилась на базе Магнитогорского технического университета им. Г.И. Носова.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, семейные ценности, ценностные ориентации молодежи, формирование семейных ценностей, семейные ценности молодежи, государственная семейная политика.

EXPERIMENTAL ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR THE FORMATION

OF FAMILY VALUES AMONG STUDENTS

© 2020

Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: [email protected]) Bezenkova Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of social work and psychological and pedagogical education Stepu^^ Galina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of social work and psychological and pedagogical education Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, Lenin street, 38, e-mail: [email protected]) Abstract. In the context of the transformation of modern Russian society, the system of value orientations of all aspects of social life, all social institutions, including the institution of family and marriage, is undergoing significant changes. Realizing the urgency of the problems associated with the loss of traditional family values at the present stage of society's development, the priority areas of state policy are the formation of traditional family values and family lifestyle, the revival of spiritual and moral traditions among the younger generation. Based on the data obtained during the literature analysis, the results of empirical research and adopted the "Concept of state family policy" in the Russian Federation for the period until 2025 was developed the project "Happy family - the future of the country" which purpose is formation at young generation of traditional family values, positive image of marriage and family relations, motivation of membership in formal family relationships, and raising awareness of the future spouses. The following tasks were set: implementation of measures to form the image of the family among young people, maintain conscious family relations, and promote traditional family values; formation of a positive attitude among young people to marriage relations; ensuring the availability of information about family and marriage relations, the psychology of behavior and the needs of each family member; support the young generation in crisis situations, and The work was carried out on the basis of the Magnitogorsk technical University. G. I. Nosova. Keywords: values, value orientations, family values, value orientations of young people , formation of family values ,

family values of young people, state family policy._

34 Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна, Слепухина Галина Владимировна ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Формирование системы ценностных ориентаций в отношении семьи и брака у современной молодежи представляется сегодня актуальным направлением в контексте происходящих в стране и мире сложных процессов, свидетельствующих о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социального и культурного опыта.

По данным статистики за последние годы в Российской Федерации около половины зарегистрированных брачных отношений заканчиваются расторжением, в то время как количество регистрируемых отношений с каждым годом уменьшается. За последние десятилетия выросло число незарегистрированных браков, появилось все больше альтернатив браку.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам изучения семейных ценностей и проблеме их формирования у современной молодежи посвящены исследования Е.В. Ахмадеевой [1], И.В. Беринской [2], А.Н. Галеева [3], Г.Э.Говорухина и И.С. Андросовой [4], А.С. Каминского [5], Е.В. Малеко [6], О.И. Пятуниной и О.А. Шубиной [7], Т.К. Ростовской [8], Э.И. Сайфетдиновой [9], Т.С. Стрункиной [10], Г.С. Тайгуловой [11], И.Ю.Шмаковой и Г.Ю. Лизуновой [12], М.В. Щербаковой [13] и др.

Ценностная ориентация - «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [14, с. 436], и формируется она на основе ценностей.

Семейные ценности - «это взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных особенностей в малой социальной группе, основанная на браке, кровном родстве, при заключении брака, когда два образца ценностей приобретают единый характер в зависимости от социально-исторического значения для общества и учитывая межличностное взаимодействие» [15, с.98-99].

Семейные ценности - это социокультурные предпочтения в брачно-семейных сферах [3]. С.П. Акутина семейные ценности рассматривает в контексте духовно-нравственной национальной культуры. Автор выделяет четыре основных группы: «культурно-национальная и кровная самоценность семьи; природно-географические основы воспитания духовно-нравственных ценностей в семье; общественно-государственные основы семьи и семейного воспитания; высшие (абсолютные) духовно-нравственные ценности семьи» [16, с.13]. В структуре семейных ценностей выделяют выбор партнера и добрачные отношения, супружество, брачно-семейные отношения и роли, родительство, родство [3; 17; 18].

Формирование семейных ценностей, прежде всего, происходит в семье. Именно в семье происходит постоянное и интенсивное общения детей со взрослыми, в родительской семье усваиваются взаимоотношения между мужчиной и женщиной, формируется отношение к будущей семейной жизни, семейные ценности социально-нравственного содержания, моделируется структура и содержание традиций [3]. Однако в современном обществе наблюдается ослабление роли семейного воспитания и возрастание значимости других общественных институтов.

Значимым событием последнего периода стало принятие в августе 2014 года «Концепции государственной семейной политики» [19] в Российской Федерации на период до 2025 года, необходимость разработки и реализации которой, была обусловлена стоящими перед обществом задачами социально-экономического и де-

мографического развития.

Целями государственной семейной политики являются «поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития. Одной из основных задач которой, является повышение ценностей семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании» [19].

На основании принятой концепции, в разных регионах разрабатываются и реализуются программы и мероприятия, направленные на процесс формирования семейных ценностей в обществе.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Обобщение опыта формирования семейных ценностей в России и разработка проекта.

Постановка задания. Разработка проекта по формированию у молодежи семейных ценностей.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании использовались анализ и изучение научной литературы отечественных и зарубежных авторов, анализ статистических данных, анкетирование, проектирование, поиск и реализация решений выявленных проблем.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Работа проводилась на базе Магнитогорского технического университета им. Г.И. Носова.

Опираясь на результаты, полученные в ходе анкетирования, описанные нами ранее и учитывая актуальность проблемы формирования семейных ценностей современной молодежи, нами была разработан проект «Счастливые семьи - будущее страны».

Разработанный нами проект направлен на подготовку современной молодежи к семейно-брачным отношениям посредством вовлечения обучающихся и студенческой молодежи в процесс получения и усвоения информации, мотивации обращения за поддержкой и помощью к специалистам.

Исходной целью планируемых мероприятий является формирование у молодежи традиционных семейных ценностей, поддержки осознанных семейных отношений, оказание помощи в кризисных ситуациях.

Целевая аудитория - студенческая молодежь в возрасте от 18 до 25 лет и обучающиеся общеобразовательных школ в возрасте от 16 до 18 лет.

Срок реализации мероприятий проекта - 10 месяцев.

Подготовительный этап включает в себя: проведение диагностики, направленной на выявление отношения студенческой молодежи к семейным ценностям и традициям; оформление концепции проекта и поиск партнеров, заинтересованных в реализации проекта; поиск источников финансирования проекта; создание договоренностей об организации места и времени проведения тематических занятий для школьников; информирование целевой аудитории о проекте по согласованию с администрацией школ (информирование с помощью преподавателей и учителей, социальных педагогов; помещение объявлений на стендах).

Основной этап включает в себя: реализацию программы мероприятий проекта в указанные сроки.

Заключительный этап включает в себя: подготовку отчета о реализации проекта, выявление результатов и планирование дальнейших перспектив развития проекта.

В результате реализации проекта ожидается формирование у молодого поколения традиционных семейных ценностей, позитивного образа брачно-семейных отношений, мотивации вступления в официально зарегистрированные семейные отношения, также, повышение

Andrienko Oksana Aleksandrovna, Bezenkova Tatyana Alexandrovna, Slepukhina Galina Vladimirovna pedagogical

EXPERIMENTAL ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR THE FORMATION ... sciences

уровня информированности будущих супругов приведет к снижению уровня разводов в молодых семьях, уменьшению количества неполных семей и повышения роста рождаемости.

В перспективе данный опыт реализации проекта может быть распространен не только на студенческую и школьную молодежь, а также на людей среднего возраста, состоящих и не состоящих в брачно-семейных отношениях.

Для успешного развития страны необходимо привитие молодежи традиционных семейных ценностей. В соответствии с государственной семейной политикой в Российской Федерации на период до 2025 года [19] к ним относятся ценности брака, заключаемого в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей и основанного на заботе и уважении друг к другу, а также стремление супругов и всех членов семьи к его сохранению.

Необходимым условием решения этой стратегической задачи в молодежной среде является утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни; возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях; создание условий для осознанного родительства; формирование условий, при которых молодая семья могла бы чувствовать уверенность в будущем и ощущала бы себя защищенной.

Молодые люди и девушки в большинстве случаев не придают важности периоду подготовки, способствующего осознанию значимости создания крепкого семейного союза. Не знание молодежи культуры традиций семейной жизни является одним из факторов, ведущих к распаду семей впоследствии.

Деятельность по подготовке молодежи к семейной жизни является актуальной в современных социальных условиях.

Идея проекта «Счастливая семья - будущее страны» опирается на концепцию программы «Крепкая семья - крепкая страна» всероссийской партии «Единая Россия»[20].

Целью проекта «Счастливые семьи - будущее страны» является формирование у молодежи традиционных семейных ценностей, поддержке осознанных семейных отношений, оказание помощи в кризисных ситуациях.

Достижение цели реализуется посредством решения следующих задач:

1) реализация мероприятий по формированию у молодежи образа семьи, поддержанию осознанных семейных отношений, пропаганде традиционных семейных ценностей;

2) формирование позитивного отношения в молодежной среде к брачным отношениям;

3) обеспечение доступности информации о семейно-брачных отношениях, психологии поведения и потребностей каждого члена семьи;

4) поддержка молодого поколения в кризисных ситуациях, убеждение в преимуществе обращения за помощью к специалистам социальных служб.

Ожидаемыми результатами реализации проекта «Счастливые семьи - будущее страны» являются:

1) формирование у молодого поколения традиционных семейных ценностей, позитивного образа брачно-семейных отношений;

2) формирование мотивации вступления в официально зарегистрированные семейные отношения;

3) повышение уровня информированности будущих супругов о семейных отношениях, приводящих к снижению уровня разводов в молодых семьях, уменьшению количества неполных семей и повышению роста рождаемости.

Проект «Счастливые семьи - будущее страны» включает в себя реализацию трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

План мероприятий включает в себя:

- анкетирования целевой аудитории;

- знакомство с аудиторией и выявление ее потребностей и проблем;

- семинары («Женственность в современном мире», «Роль мужчины в современном мире», «Женщина и ее предназначение в семье», «Мужчина и его предназначение и семье и в социуме», «Образование. Как выбрать профессию по душе», «Сексуальные отношения», «Ответственность», «Семьи бывают разные» с приглашением благополучных семей, «Осознанное родитель-ство», «Лучшее решение всех проблем»);

- тренинги («Возвращение к своей природе», «Отношения с родителями», «Основы счастливых семейных отношений»);

- дискуссии («Свободные отношения или штамп?», «Отношение к браку», «Когда и как лучше всего вступать в семейные отношения»);

- консультации специалистов.

Проект направлен на организацию работы с учащимися 8-11 классов МОУ «СОШ № 25 при МаГК» г. Магнитогорска.

Органом управления может выступать отдел социальных программ министерства образования и науки в Челябинской области.

Кадровыми ресурсами для реализации проекта являются привлеченные и школьные социальные педагоги, психологи, программист.

Материально-техническую базу представляют собой аудитории и классы МОУ «СОШ № 25 при МаГК» г. Магнитогорска.

Правовое обеспечение проекта - распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».

Социальные риски проекта представляют собой: управленческие, организационные, финансовые, неблагоприятные социально-политические изменения, риски, связанные с участниками проекта, риски реализации.

Последствия реализации проекта позитивные и негативные. Позитивными последствиями реализации проекта являются формирование у молодого поколения традиционных семейных ценностей, позитивного образа брачно-семейных отношений, мотивации вступления в официально зарегистрированные семейные отношения. Негативным последствием реализации проекта может быть то, что социальный эффект проекта сложно отследить, поскольку усвоение ценностей и традиций семьи несет в себе личностный компонент.

Отдаленными результатами может стать повышение уровня информированности будущих супругов о семейных отношениях, что приведет к снижению уровня разводов в молодых семьях, уменьшению количества неполных семей и повышения роста рождаемости.

Индикаторы эффективности реализации проекта:

Охват целевой аудитории:

- обучающиеся 8-11 классов (около 300 человек);

- психологи (4 человека);

- социальные педагоги (3 человека);

- программист (1 человек).

При выявлении положительных результатов планируется сотрудничество со школами, вузами и колледжами других городов области.

Индикатор качества:

- организация и проведение 41 мероприятия;

- создание и распространение методичек;

- создание веб-сайта;

- изменение отношения целевой аудитории к семье и браку в положительную сторону;

- положительные отзывы и удовлетворенность проектом целевой аудитории.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Тенденция к разрушению традиционных представлений о семье, нарастающая в совре-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна, Слепухина Галина Владимировна ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

менном мире, выражается в том, что ценности семейной жизни, воспитания детей зачастую молодежью не принимаются во внимание. В качестве ориентиров «молодежь выбирает карьеру и материальное преуспеяние, свободу сексуальных отношений, эгоистический и потребительский образ жизни» [21, с.31]. Во многих регионах нашей страны разрабатываются и реализуются программы и мероприятия, направленные на процесс формирования семейных ценностей в обществе. Например, в Тюменской области разработана комплексная программа просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности. В Рязанской области проводился фестиваль «Под крышей дома твоего», целью которого стало повышение роли семейного творчества, превращение его в систему активного семейного досуга, поддержание инициативы семейно-родственных коллективов. Во Владимирской области работа по формированию семейных духовно-нравственных ценностей осуществляется через реализацию всероссийской программы «Святость материнства», целью которой является укрепление в обществе понимания семьи, основываясь на духовной традиции православия. Представители различных регионов России - Московской, Волгоградской, Оренбургской, Саратовской, Воронежской, Пензенской областей, Пермского края, республики Дагестан приняли участие в межрегиональном форуме семейно-ориентирован-ных некоммерческих организаций «Проект семья». В Омской области реализовывалась программа «Секреты крепкой семьи», в рамках которой было подготовлено и размещено 10 выпусков образовательно-просветительской передачи «Семейные ценности» в сети Интернет. В Челябинской области состоялся форум «В кругу семьи», в рамках которого состоялась международная научно-практическая конференция «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». Также в Челябинской области общественной женской организацией «Союз женщин Челябинской области» был организован конкурс видеороликов «Мир семьи», целью которого стало формирование положительного образа семьи и традиционных семейных ценностей, привлечение общественного внимания к опыту жизни семейных династий, спортивных семей, творческих семей, семей, активно участвующих в жизни региона, страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в соответствии с государственной семейной политикой Российской Федерации, в различных регионах РФ были реализованы и в настоящий момент продолжают реализовываться программы и мероприятия, направленные на формирование семейных ценностей. Во многих регионах эта работа носит системный характер, например в Тюменской, Рязанской и Омской областях.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. В последние годы в обществе произошла трансформация традиционных семейных ценностей, что послужило таким результатам как: неподготовленность к семейной жизни, ухудшение микроклимата в семье, увеличение разводов, рост количества незарегистрированных брачных отношений и т.д.

Исходя из результатов проведенного исследования, мы сделали вывод, что среди молодежи есть ценность семьи, но, несмотря на это молодежь предпочитает сожительство, как вариант «пробного брака». Поэтому нами был разработан проект, направленный на формирование у молодого поколения традиционных семейных ценностей, позитивного образа брачно-семейных отношений, мотивации вступления в официально зарегистрированные семейные отношения, также, повышение уровня информированности будущих супругов приведет к снижению уровня разводов в молодых семьях, уменьшению количества неполных семей и повышения роста рождаемости. Достижение данной цели реализуется посредством решения следующих задач: реализа-

ция мероприятий по формированию у молодежи образа семьи, поддержанию осознанных семейных отношений, пропаганде традиционных семейных ценностей; формирование позитивного отношения в молодежной среде к брачным отношениям; обеспечение доступности информации о семейно-брачных отношениях, психологии поведения и потребностей каждого члена семьи; поддержка молодого поколения в кризисных ситуациях, убеждение в преимуществе обращения за помощью к специалистам социальных служб.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшие перспективы решения представленной проблемы заключаются в построении воспитательного процесса со студентами, включающего в себя формирование у молодого поколения позитивного образа брачно-семейных отношений, мотивации вступления в официально зарегистрированные семейные отношения. Материалы исследования могут быть использованы кураторами при планировании и организации воспитательного процесса в высшем учебном заведении. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахмадеева Е.В. Семейные ценности современной молодежи как условие психологической безопасности семьи / В сборнике: Актуальные проблемы психологии. Сборник научных статей. Отв. ред. Галяутдинова С.И.. Уфа, 2015. С. 9-14.

2. Беринская И.В. Присвоение семейных ценностей студентами -будущими педагогами в условиях вуза // Новая наука: От идеи к результату. 2015. № 7-1. С. 19-23.

3. Галеева А.Н. Семейные ценности молодежи //Народное образование. Педагогика. 2015. № 4. С. 67-70.

4. Говорухин Г.Э., Андросова И.С. Семья как ценность и семейные ценности в российском обществе (социологическое исследование семейных ценностей студентов КНАГТУ) // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2015. Т. 2. № 3 (23). С. 71-81.

5. Каминский А.С. Ценности и ценностные ориентации как социологическая категория // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 3. С. 87-90.

6. Малеко Е.В. Особенности формирования молодой семьи в контексте истории русской культуры: традиции, проблемы и перспективы //Молодежь: свобода и ответственность: сборник научных трудов по материалам VI Петровских образовательных чтений. Киров, 2019. С. 54-58.

7. Пятунина О.И., Шубина О.А. Формирование традиционных семейных ценностей у современной студенческой молодежи //Педагогика и современность. 2016. № 1 (21). С. 71-74.

8. Ростовская Т.К. Особенности отношения к семейным ценностям в традиционном российском обществе // Международный академический вестник. 2016. № 4 (16). С. 49-52.

9. Сайфетдинова Э.И. Отношение обучающихся к семейным ценностям // Вестник Пензенского государственного университета. 2013. № 4. С. 30-32.

10. Стрункина Т.С. Социокультурные потребности молодежи как ресурс сохранения традиций общества и семейных ценностей / в сборнике: социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки Материалы международной научно-практической конференции. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. 2015. С. 68-70.

11. Тайгулова Г.С. Анализ отношения современной молодежи к семейным ценностям (по результатам социологического опроса молодежи) / Развитие человека в современном мире материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». 2015. С. 325-341.

12. Шмакова И.Ю., Лизунова Г.Ю. Исследование представлений о семейных ценностях у современных старшеклассников / В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: Материалы студенческого научно-практического семинара. Под ред. Г. Ю. Лизуновой. 2016. С. 148-153.

13. Щербакова М.В. Сожительство как модель брачного союза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 354-356.

14. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. 512 с.

15. ДюльдинаЖ.Н., Шустова Л.П. Категории «ценность» и «семейные ценности» в философских, психологических и социально-педагогических науках // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 11-1. С. 96-99.

16. Акутина С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 9-15.

17. Ахмедова Н.С. Содержание и характер ролевых конфликтов в молодой семье // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 3. С. 26-30.

18. Atmadzhov L.S. How parents can help their children deal with divorce or separation // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 29-34.

Andrienko Oksana Aleksandrovna, Bezenkova Tatyana Alexandrovna, Slepukhina Galina Vladimirovna EXPERIMENTAL ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR THE FORMATION ..

pedagogical sciences

19. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года. Режим доступа: http://government.ru/ docs/14494/(дата обращения: 09.03.2020)

20. Проект «Крепкая семья». Режим доступа: https://er.ru/projects/ krepkaya-semya/ (дата обращения: 08.09.2019)

21. Березина Т.Ю., Пузеп Л.Г. Формирование представлений о традиционных семейных духовно-нравственных ценностях у студентов педагогического вуза //Высшее образование сегодня. 2018. № 10. С. 31-35.

Статья поступила в редакцию 09.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

38

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.