Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости формирования семейных ценностей у подростков'

К вопросу о необходимости формирования семейных ценностей у подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1024
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКИ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / EDUCATION / TEENAGERS / FAMILY / FAMILY VALUES / VALUE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безенкова Татьяна Александровна, Олейник Елена Викторовна, Мананникова Ангелина Валентиновна, Муталова Диана Альбертовна

Статья посвящена изучению состояния проблемы отношения подростков к семейным ценностям. В настоящее время воспитательный потенциал семьи достаточно слаб, что привело к равнодушному, а зачастую и отрицательному отношению детей к традициям, обычаям, ценностям семьи, которые являются основой семьи как социального института. Анализ исследований и статистических данных показал, что институт семьи и брака переживает состояние кризиса, и поэтому необ-ходимо предпринять ряд мер по воспитанию у подрастающего поколения ценностного отношения к семье. Описан анализ результатов эмпирического исследования, с использованием методик «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова), «Исследования ценностных ориентаций» (С. А. Степанов), опросник «Семейные ценности» (М. В. Мартынова), в котором приняли участие 150 школьников подросткового возраста от 11 до 16 лет. Исследование проводилось с целью изучения отношения подростков к брачным отношениям, семейным ценностям и к семье в целом. Результаты исследования свидетельствуют, что приоритетной ценностью выступает любовь. Однако, желая видеть любовь основой отношений и построения семьи, подростки не считают важными взаимопомощь, почитание родителей, заботу о младших, продолжение рода, ответственность на организацию быта. высокий уровень по всем показателям, кроме любви, продемонстрировало не более 26% респондентов. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости определения системы мер по развитию семейного воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Безенкова Татьяна Александровна, Олейник Елена Викторовна, Мананникова Ангелина Валентиновна, Муталова Диана Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE NEED TO FORM FAMILY VALUES IN ADOLESCENTS

The article is devoted to the study of the state of the problem of teenagers ‘ attitude to family values. Currently, the educational potential of the family is quite weak, which has led to an indifferent, and often negative attitude of children to the traditions, customs, and values of the family, which are the basis of the family as a social institution. Analysis of research and statistical data has shown that the institution of family and marriage is experiencing a state of crisis, and therefore it is necessary to take a number of measures to educate the younger generation of value attitude to the family. Describes the analysis of the results of the empirical study, using techniques “Level of correlation “values” and “accessibility” in various spheres of life” (E. B. Fantalov), “Research of value orientations” (S. A. Stepanov), the questionnaire “family values” (M. V. Martynov), which was attended by 150 pupils of teenage age from 11 to 16 years. The study was conducted in order to study the attitude of adolescents to marriage relations, family values, and to the family as a whole. The results of the study indicate that the priority value is love. However, wanting to see the love relationship and building a family, teenagers do not consider important mutual support, FILIAL piety, care for the young, procreation, responsibility for welfare. no more than 26% of respondents showed a high level in all indicators, except for love. The results obtained allow us to conclude that it is necessary to define a system of measures for the development of family education

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости формирования семейных ценностей у подростков»

К вопросу о необходимости формирования семейных ценностей у подростков

Безенкова Татьяна Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]

Олейник Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]

Мананникова Ангелина Валентиновна,

магистрант, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]

Муталова Диана Альбертовна,

магистрант, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]

Статья посвящена изучению состояния проблемы отношения подростков к семейным ценностям. В настоящее время воспитательный потенциал семьи достаточно слаб, что привело к равнодушному, а зачастую и отрицательному отношению детей к традициям, обычаям, ценностям семьи, которые являются основой семьи как социального института. Анализ исследований и статистических данных показал, что институт семьи и брака переживает состояние кризиса, и поэтому необходимо предпринять ряд мер по воспитанию у подрастающего поколения ценностного отношения к семье. Описан анализ результатов эмпирического исследования, с использованием методик «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), «Исследования ценностных ориентаций» (С.А. Степанов), опросник «Семейные ценности» (М.В. Мартынова), в котором приняли участие 150 школьников подросткового возраста от 11 до 16 лет. Исследование проводилось с целью изучения отношения подростков к брачным отношениям, семейным ценностям и к семье в целом. Результаты исследования свидетельствуют, что приоритетной ценностью выступает любовь. Однако, желая видеть любовь основой отношений и построения семьи, подростки не считают важными взаимопомощь, почитание родителей, заботу о младших, продолжение рода, ответственность на организацию быта. высокий уровень по всем показателям, кроме любви, продемонстрировало не более 26% респондентов. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости определения системы мер по развитию семейного воспитания.

Ключевые слова: воспитание, подростки, семья, семейные ценности, ценностное отношение.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

В настоящее время институт семьи и брака находится в состоянии кризиса: растет количество разводов, случаев домашнего насилия, проблем в детско-родительских отношениях, девиантного поведения детей и др. По итогам 2018 года в России распалось 65% браков [1]. За период с января по сентябрь 2019 года в России совершено 15 381 преступление в отношении женщин в сфере семейно-бытовых отношений [2]. Становится понятно, что необходимо решать проблему построения семейных отношений, как между взрослыми членами семьи, так и в области детско-родительских отношений. В связи с этим в педагогике и психологии актуальным становится вопрос формирования ценностного отношения к семье у детей и молодежи.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблеме ценностного отношения к семье у подростков посвящены исследования О.А. Андриенко, С.Н. Зубковой [3], О.Г. Груздовой, Н.Е. Стеняковой [4], Е.В. Малеко [5], В.В. Мартыно-вой [6], О.В. Капустиной, М.В. Чельцова [7], А.В. Орлова [8] и др.

Формирование ценностей происходит под влиянием различных сфер жизни человека. Родительская семья является одной из первых и важных сфер. Именно от отношений родителей, их взаимодействия между собой и ребенком зависит становление семейных ценностей у ребенка.

П.Е. Кильдюшова, Р.А. Валеева считают, что основу воспитания ценностного отношения к семье у школьников составляют понимание сопричастности к семье и роду, осознание ими важности любви, взаимоуважения, дружбы и верности как основы семьи, а также активного участия в жизни своей семьи, понимание ценности семьи, брака и проявление ответственности в семейных отношениях [9].

По мнению Ш.А. Амонашвили, формирование ценностного отношения к семье и духовно-нравственных ценностей у подростка будет достигнуто посредством взаимодействия семьи и образовательной организации [10].

Ценностное отношение - это субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме. Они являются одновременно про-

сз о со "О

1=1 а

—I

о

сз т; о m о от

з

ы о со

цессом восприятия, понимания мира сквозь призму ценностей и результатом этого процесса как позиции человека по отношению к ценностям как личностно-значимым [11].

Таким образом, ценностное отношение представляет субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме, имеющее значение для человека, ради которого он действует.

Формирование целей статьи (постановка задания)

Целью нашего исследования явилось изучение отношения подростков к брачным отношениям, семейным ценностям и к семье в целом. Поиск и разработка новых, нетрадиционных методов для решения проблемы отношения подростков к брачным отношениям, семейным ценностям и к семье в целом.

Изложение основного материала исследования

В исследовании приняли участие подростки разных полов в возрасте от 11 до 16 лет (150 человек) -обучающиеся 5-10 классов общеобразовательных школ г. Магнитогорска. В исследовании использовались методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), «Исследования ценностных ори-ентаций» (С.А. Степанов), опросник «Семейные ценности» (М.В. Мартынова).

Результаты исследования по опроснику «Семейные ценности» в категории «семейные ценности» показали следующие результаты (см. рис. 1).

о с

и

см оэ

Рис. 1. Результаты диагностики подростков по опроснику «Семейные ценности»

У 15 испытуемых (10%) был выявлен высокий уровень по данному критерию. Подростки имеют представление о существующих семейных ценностях, способны их перечислить без раздумий, имеют традиции в семье и представление о различных традиций в семье. Они имеют свои семейные обычаи или имеют представление об обычаях внутри семьи, могут их перечислить или придумать новые. Средний уровень выявлен у 69 испытуемых (46%), который характеризуется тем, что подростки имеют поверхностные представления о семейных ценностях и затрудняются в их перечислении. Им сложно без наводящих подсказок назвать традиции и привести пример традиций внутри семьи. 66 испытуемых (44%) показали низкий уровень: они не имеют представление или скудные представления о семейных ценностях.

Результаты исследования в категории «любовь» показали, что у 87 испытуемых (58%) дан-

ная ценность сформирована на высоком уровне, они оценивают любовь как ценность для их жизни и считают, что это важно и значимо. Средний уровень выявлен у 30 испытуемых (20%), они принимают эту ценность, но не рассматривают ее как ценную для своей жизни. Низкий уровень выявлен у 33 испытуемых (22%), для них любовь не представляет ценность ни в каком виде. Таким образом, большинство подростков рассматривают любовь как ценность для себя и своего будущего, они хотят иметь любовь в своих отношениях, на таких отношениях они хотят строить семью.

В категории «забота о младших» мы увидели, что у 36 испытуемых (24%) забота о младших важна. Испытуемые имеют представление о том, как заботиться о младших, считают, что это необходимо, важно и значимо для семьи. Средний уровень у 48 испытуемых (32%), по их мнению, забота о младших не является значимой ценностью, хотя присутствует. У 66 испытуемых (44%) сформирован низкий уровень. Они считают, что заботиться о младших не является важным для семьи и не хотят включаться в заботу о младших, для них это неприятная работа. Они не понимают, зачем они должны ее выполнять.

Результаты исследования в категории «почитание родителей» показали, что у 39 испытуемых (26%) сформирован высокий уровень представления о данной семейной ценности, они считают, что почитание родителей является важным для семьи. Средний уровень выявлен у 75 испытуемых (50%), и у 36 испытуемых (24%) сформирован низкий уровень. Они считают, что почитание родителей не является важным и значимым для семьи.

Результаты исследования в категории «продолжение рода» показали, что у 15 испытуемых (10%) сформирован высокий уровень представлений о продолжении рода. Они считают, что дети для семьи нужны и хотят иметь в своей семье детей. Средний уровень выявлен у 78 испытуемых (52%). Они считают, что дети не всегда важны для семьи и считают не очень важным элементом семьи. У 57 испытуемых (38%) сформирован низкий уровень. Они считают, что дети не нужны для семьи и они не важны.

Результаты исследования в категории «культура быта» показали, что у 24 испытуемых (16%) он сформирован на высоком уровне, подростки участвуют в быту, считают его важным и участвуют в жизни семьи. Средний уровень выявлен у 48 испытуемых (32%). Они почти не участвуют в организации быта, считают, что это неважно. У 78 испытуемых (52%) низкий уровень культуры быта, что говорит об их нежелании или отсутствии возможности проводить время с семьей, они почти ничего не делают вместе. Итак, большинство подростков не желают участвовать или не могут участвовать в культурном времяпровождении со своей семьей, имеют мало опыта или вовсе его не имеют. Подростки почти не общаются с семьей и не имеют представления о том, как это делать.

В методике «Уровень соотношения «ценности» представлены разные ценности, не только семейные, но и жизни в целом. Мы рассмотрим только те ценности, что нужны для исследования, а именно те, что касаются семьи и набравшие больше всего баллов. Это покажет нам их отношение к семейным ценностям и приоритетные ценности.

В ходе проведения методики были получены следующие результаты (см. рис. 2).

нений), интересная работа занимают лидирующие позиции среди данных ценностей у подростков. Они преобладают над счастливой семьей и любви.

В методике «Исследование ценностных ориен-таций» имеется несколько блоков, для нашей цели мы выбрали для анализа блок вопросов «Характер отношений школьника к семье».

В ходе проведения методики были получены следующие результаты (см. рис. 3).

40% 20% 0%

62%

26% _%1

Доступность Счастливая Доступность Другие Доступность

любви семейная жизнь счастливой ценности как других

как приоритет семейной жизни приоритет ценностей

■ Высокий ■ Средний Низкий

Рис. 2. Результаты диагностики подростков по методике «Уровень соотношения «ценности»

Результаты исследования показали, что у 36 подростков (24%) любовь выступает ценностью в качестве приоритета среди остальных представленных. Они выбрали любовь приоритетом в соотношении с другими ценностями. 69 испытуемых (46%) имеют средний уровень показателя любовь как ценность в соотношении с другими ценностями. И у 45 испытуемых (30%) выявлен низкий уровень. При анализе уровня доступности по этой категории, мы увидели, что данная ценность у 12 испытуемых (8%) имеет высокий уровень доступности к такой ценности как любовь, они считают, что иметь в отношениях любовь достаточно доступно и выполнимо или уже имеют опыт в достижении любви. У 27 испытуемых (18%) выявлен средний уровень, они считают любовь доступной, но для достижения этой ценности необходимо преодолеть трудности и у 111 испытуемых (74%) выявлен низкий уровень, они считают, что добиться любви сложно.

Результаты исследования показали, что у 24 испытуемых (16%) такая ценность, как счастливая семейная жизнь, выступает приоритетом. Они хотят, чтобы их жизнь сложилась в пользу счастливой семьи, для них счастливая семья выступает важным аспектом жизни. У 66 испытуемых (44%) выявлен средний уровень, они не рассматривают счастливую семью, как важную составляющую своей жизни, но и не отказываются от нее совсем. Низкий уровень у 60 опрошенных испытуемых (40%), они не рассматривают счастливую семейную жизнь как приоритет в своей жизни, им это неважно. Анализируя результаты по доступности данной ценности, мы выявили, что у 24 испытуемых (16%) счастливая семейная жизнь является доступной ценностью, они считают, что иметь счастливую семью достаточно доступно или имеют опыт счастливой семьи. У 39 испытуемых (26%) выявлен средний уровень, они считают, они считают, что такая ценность доступна, но для ее достижения нужно приложить усилия. Низкий уровень у 87 испытуемых (58%), они считают, что счастливая семейная жизнь недоступна для них. Наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруд-

I Устойчиво-позитивное отношение к семье I Ситуативно-позитивное отношение к семье

Рис. 3. Результаты диагностики подростков по методике «Исследование ценностных ориентаций»

Результаты исследования показали, что у 33 человек (22%) устойчиво-позитивное отношение к семье, они ценят семью и ее традиции. По их мнению, семья важный элемент в их жизни. У 117 старшеклассников (78%) - ситуативно-позитивное отношение к семье, по их мнению, семья это данность и обыденность, присущая всем. Она есть, она создается и это данность для таких подростков.

Выводы

Проведенное исследование показало, что подростки не рассматривают семью как ценность для своей жизни. Такие ценности, как забота о родных и близких в лице младших детей и родителей, для большинства не являются важными. Они не считают своей обязанностью проявлять по отношению к ним заботу и уважение, однако, стоит отметить, что такая ценность как любовь, выступает важной ценностью для подростков. Большинство подростков отмечают любовь важным элементом семье, важней заботы и общения. Они не имеют представлений о взаимоотношениях и поддаются эмоциям, что фатально для такого института, как семья. Отношения, построенные на одном чувстве, без уважения, понимания о заботе, без осознания ответственности за члена своей семьи будут заканчиваться ссорами и конфликтами, ведь такая ценность, как любовь, должна поддерживаться рядом других ценностей. Кроме того, что подростки ставят любовь в приоритет, они ставят любовь в ряд с недостижимыми и мало достижимыми ценностями. Они считают, что добиться любви очень сложно в сравнении с другими ценностями, например, такими как друзья и работа. Они осознают, что для любви нужно много ресурсов, сил, факторов, но не понимают каких именно и как этого достичь. Причиной такого проблемы может быть малый опыт в культурном общении с семьей, этот показатель имеет низкий и средний уровень, что говорит о малом опыте или об отсутствии опыта у подростков в общении со своей семьей. Большая часть времени посвящена общению с друзьями, о чем го-

сэ о со "О

1=1 а

—I

о

сз т; о m о от

з

ы о со

74%

58% 60%

ворит результат «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», где друзья были выбраны большинством как важная ценность, что во многом объясняется возрастными особенностями. Человеческие ценности и приоритеты меняются с каждым поколением, что требует поиска новых путей ее решения, совершенствования и обогащения образовательной системы.

Литература

1. Антонова К. Планета законов. Московская коллегия адвокатов. URL: https://www.planeta-zakona.ru/blog/razvod-v-tsifrakh-statistika-razvodov-v-rossii.html/

2. РБК. В МВД назвали число пострадавших от домашнего насилия женщин. URL: https:// www.rbc.ru/rbcfreenews/5dd6844f9a794787117e 082d

3. Андриенко О.А., Зубкова С.Н. К проблеме готовности молодых женщин к браку // В сборнике: Образование и культура Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы А.Г. Му-хаметшин, Н.М. Асратян, Э.Р. Ганиев. 2020. С.17-21.

4. Груздова О. Г., Стенякова Н.Е., Воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 4, Том 6. - С. 1-11.

5. Малеко Е.В. Особенности формирования молодой семьи в контексте истории русской культуры: традиции, проблемы и перспективы // Молодежь: свобода и ответственность: сборник научных трудов по материалам VI Петровских образовательных чтений. Киров, 2019. С. 54-58.

6. Мартынова В.В. Формирование ценностного отношения школьников к репродуктивному здоровью в семье // Вопросы науки и образования. 2018. № 29 (41). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya-shkolnikov-k-reproduktivnomu-zdorovyu-v-semie (дата обращения: 03.05.2020).

7. Капустина О.В., Чельцов М.В. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: VI всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием. 2017 С. 392.

8. Орлова А.В. Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на развитие уверенности у детей школьного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 316-318.

9. Кильдюшова П.Е. К вопросу о формировании у школьников ценностного отношения к семье / П.Е. Кильдюшова, Р.А. Валеева // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 3. - С. 282-283

10. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. - М.: Свет, 2017. - 74 с.

11. Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания. М., 2016. 247 с.

to the question of the need to form family values in adolescents

Bezenkova T.A., Oleynik E.V., Manannikova A.V., Mutalova D.A.

Nosov Magnitogorsk State Technical University

The article is devoted to the study of the state of the problem of teenagers ' attitude to family values. Currently, the educational potential of the family is quite weak, which has led to an indifferent, and often negative attitude of children to the traditions, customs, and values of the family, which are the basis of the family as a social institution. Analysis of research and statistical data has shown that the institution of family and marriage is experiencing a state of crisis, and therefore it is necessary to take a number of measures to educate the younger generation of value attitude to the family. Describes the analysis of the results of the empirical study, using techniques "Level of correlation "values" and "accessibility" in various spheres of life" (E.B. Fantalov), "Research of value orientations" (S.A. Stepan-ov), the questionnaire "family values" (M.V. Martynov), which was attended by 150 pupils of teenage age from 11 to 16 years. The study was conducted in order to study the attitude of adolescents to marriage relations, family values, and to the family as a whole. The results of the study indicate that the priority value is love. However, wanting to see the love relationship and building a family, teenagers do not consider important mutual support, FILIAL piety, care for the young, procreation, responsibility for welfare. no more than 26% of respondents showed a high level in all indicators, except for love. The results obtained allow us to conclude that it is necessary to define a system of measures for the development of family education.

Keywords: education, teenagers, family, family values, value attitude. References

1. Antonova K. Planet of laws. Moscow Bar Association. URL: https://www.planeta-zakona.ru/blog/razvod-v-tsifrakh-statistika-razvodov-v-rossii.html/

2. RBC. The Ministry of Internal Affairs called the number of women victims of domestic violence. URL: https://www.rbc.ru/rbc-freenews/5dd6844f9a794787117e082d

3. Andrienko O.A., Zubkova S.N. To the problem of young women's readiness for marriage // In: Education and Culture Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editors A.G. Mukhametshin, N.M. As-ratyan, E.R. Ganiev. 2020. P. 17-21.

4. Gruzdova O. G., Stenyakova N.E., Education of younger students of a value-based attitude to the family in a comprehensive school // Internet magazine "World of Science". 2018. No. 4, Volume 6. P. 1-11.

5. Maleko EV Features of the formation of a young family in the context of the history of Russian culture: traditions, problems and prospects // Youth: freedom and responsibility: a collection of scientific papers based on the materials of the VI Peter's educational readings. Kirov, 2019. P. 54-58.

6. Martynova VV Formation of the value attitude of schoolchildren to reproductive health in the family // Questions of science and education. 2018.No 29 (41). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya-shkolnikov-k-reproduktivnomu-zdorovyu-v-semie (accessed 03.05.2020).

7. Kapustina OV, Cheltsov MV 21st Century Youth: Education, Science, Innovation // 21st Century Youth: Education, Science, Innovation: VI All-Russian Student Scientific and Practical Conference with International Participation. 2017 P. 392.

8. Orlova A.V. The style of family education as a factor affecting the development of confidence in school children // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2017.Vol. 6. No. 3 (20). P. 316-318.

9. Kildyushova P.E. To the question of the formation in schoolchildren of a value attitude to the family / P.E. Kildyushova, R.A. Valeeva // Modern problems of science and education. -2015. - No. 3. - P. 282-283

10. Amonashvili Sh.A. The art of family education. - M .: Svet, 2017. - 74 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Titarenko, A.I. Structures of moral consciousness. M., 2016. 247 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.