Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/67PDMN418.pdf
Статья поступила в редакцию 13.08.2018; опубликована 01.10.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Груздова О.Г., Стенякова Н.Е. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Gruzdova O.G., Stenyakova N.E. (2018). Education of younger students value attitude to the family in a secondary school. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/67PDMN418.pdf (in Russian)
УДК 373 ГРНТИ 14.25
Груздова Ольга Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия
Доцент кафедры «Педагогика и психология» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/autho r_profile. asp ?id=708934
Стенякова Наталья Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия
Доцент кафедры «Педагогика и психология» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы. Авторами описываются этапы развития педагогических взглядов на исследуемую проблему, рассматриваются понятия «отношение», «ценностное отношение», «ценностное отношение к семье», выявляются особенности ценностного отношения к семье у детей младшего школьного возраста, обосновывается роль общеобразовательной школы как источника формирования ценностного отношения младшего школьника к семье. В статье предложена модель воспитания ценностного отношения к семье у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы содержащая целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты. Рассматривая вопрос о воспитании ценностного отношения к семье, авторы выделяют и описывают три компонента ценностного отношения: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Основными регуляторами деятельности педагога в процессе воспитания ценностного отношения младших школьников к семье выступают принцип наглядности, принцип диалогичности и принцип ориентации школьников на самоограничения в процессе реализации идеалов и ценностей.
В рамках реализации исследовательской цели авторами была проведена опытно-исследовательская работа по воспитанию у младших школьников ценностного отношения к
https://mir-nauki.com
семье в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальное исследование проходило в три этапа: констатирующий этап (изучение сформированности ценностного отношения младших школьников к семье), формирующий этап (апробация модели воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы), контрольный этап (анализ полученных экспериментальных данных). Полученные результаты позволяют авторам сделать вывод о том, что по итогам реализованной модели наблюдается увеличение количества испытуемых с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к семье.
Ключевые слова: отношение; ценностное отношение; ценностное отношение к семье; младший школьный возраст; воспитание; школа; общее образование
Укрепление семьи как ценности, актуализация к ней ценностного отношения в современных условиях приобретают особую значимость. В связи, с чем одной из приоритетных задач, поставленных государством перед современной педагогической наукой и практикой, является задача воспитания у молодого поколения ценностного отношения к семье на основе гармонизации духовных и нравственных ценностей, которые характерны для российской культуры. Это нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах1, «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»2, "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"3.
Одним из направлений Федерального государственного стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, которые составляют культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. В стандарте отмечается важность осознания школьниками значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
В «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» в ряду базовых национальных ценностей на первые позиции выходит ценность семьи и семейной жизни. Именно эти позиции являются сегодня основой развития взаимодействия семьи и школы как социальных институтов, педагогических систем и субъектов воспитания.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается на важность семейного воспитания, а одним из результатов реализации стратегии должно стать повышение престижа семьи, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей.
Анализ научных исследований и образовательной практики выявил ряд противоречий
между:
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
2 Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: 1Щ|^://го втшПи^ ги/пшшт/рго gramms/16.
3 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://минобрнаYки.рф/%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0o/oB5 %Р0%ВС% Р0%В8%Р0%ВР%Р0%В8%Р1%81%Р1%82%Р0%В5%Р1%80%Р1%81%Р1%82%Р0%В2%Р0%ВЕ/%Р1%81% Р1%82%Р1%80%Р0%В0%Р1%82%Р0%В5%Р0%В3%Р0%В8%Р1%8Б.
Страница 2 из 11
67PDMN418
• потребностью общества и государства в воспитании среди общекультурных компетенций такой компетенции как семьянин и отсутствием разработанных моделей формирования отношения к семейным ценностям у детей младшего школьного возраста;
• потребностью общества в развитии ценностного отношения к семье и семейным ценностям у детей младшего школьного возраста и готовностью детей младшего школьного возраста к этому процессу;
• между растущей потребностью более тесного взаимодействия семьи и школы в формировании семейных ценностей и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической теории и практике.
Наличие данных противоречий позволило определить проблему исследования: что необходимо предпринять, чтобы воспитать ценностное отношение к семье у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка педагогической модели по воспитанию у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы.
Задачи исследования: проанализировать сущность и содержание понятия «ценностное отношение к семье», выявить особенности ценностного отношения к семье у детей младшего школьного возраста, определить роль общеобразовательной школы как источника формирования ценностного отношения младшего школьника к семье, разработать и апробировать педагогическую модель воспитания ценностного отношения младших школьников к семье в условиях общеобразовательной школы.
Актуальность воспитания у молодого поколения ценностного отношения к семье побуждает не только к нововведениям в воспитательной практике, но и к осмыслению и анализу уже имеющихся педагогических идей.
В педагогической теории выделяются несколько этапов развития научных взглядов на исследуемую проблему [1].
Первый этап связан с дореволюционной педагогикой (К.Н. Вентцель, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский и др.). В данный период научными деятелями отмечается важность формирования у молодого поколения качеств будущего семьянина на основе национальных культурных ценностей, указывается на необходимость подготовки молодежи к «родительской профессии» и супружеству.
С 1917-1930-е гг. важность полового воспитания и подготовки молодого поколения к семейным отношениям отстаивалась П.П. Блонским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и др. В своих работах А.С. Макаренко обозначил проблему формирования у молодого поколения направленности на создание семьи и выполнение семейных функций, заложил основу комплексного подхода к формированию качеств будущего семьянина через нравственное, эстетическое, трудовое, экономическое и половое воспитание школьников.
Новый этап в развитии педагогических взглядов на проблему воспитания ответственного отношения к семье обозначился в 60-70-е гг. XX в. Особое внимание в работах данного периода уделяется межпоколенной преемственности духовной культуры семьи (В.А. Сухомлинский, Э К. Васильева, Н.Н. Обозов и др.). Важным является идея В.А. Сухомлинского о выделении в школьном образовании приоритетного направления, связанного с подготовкой молодежи к брачно-семейным отношениям и воспитанием сознательного отношения к семейным ценностям.
https://mir-nauki.com
В 80-90-е гг. XX в. разрабатываются вопросы, связанные с введением в содержание школьного образования специальной подготовки молодежи к семейной жизни и воспитанию нравственных качеств будущего семьянина (И.В. Дубровина, С.В. Ковалев, Н.Г. Юркевич, А.И. Кочетов, Т.А. Флоренская и др.).
Современные исследования свидетельствуют об актуальности интереса к обозначенной проблеме, однако характерная для прошлого века установка на воспитание нравственных качеств личности будущего семьянина вошла сегодня в более емкое понятие «ценностное отношение к семье».
В качестве базисного понятия нашего исследования выступает понятие «ценностное отношение личности», использующееся в педагогической литературе с начала 1990-х годов и потеснившее с развитием аксиологии понятие «ценностные ориентации». По мнению философа М.С. Кагана оно точнее отражает суть описываемого феномена [2].
Рассмотрим понятие «отношение», выступающее родовым по отношению к понятию «ценностное отношение». Данное понятие в философии характеризуется как необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира. В психологии отношение определяется как основанная на опыте сознательная и избирательная психологическая связь субъекта с объективной действительностью, которая выражается в его действиях и переживаниях. Разрабатывая теорию отношений, В.Н. Мясищев показал, что формирование личности есть формирование ее отношений, при этом он опирался на опыт А.С. Макаренко, доказавшего на практике, что отношение выступает истинным объектом педагогической работы [3].
В современной педагогике все активнее используется категория «отношение» и многие ученые опираются на отношенческий подход. Данный подход присутствует в тех концепциях воспитания, где цель воспитания достигается путем формирования отношений личности к важнейшим объектам действительности (Н.Ф. Голованова, А.Я. Данилюк, И.Д. Демакова, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова и др.).
Ценностное отношение в педагогическом знании определено В.А.Сластениным как внутренняя позиция личности, которая отражает взаимосвязь личностных и общественных значений [4]. Человек при установлении ценностного отношения к объекту определяет его значение для себя как для субъекта жизнедеятельности. Определить содержание процесса воспитания с позиции ценностных отношений значит определить круг ценностей и характер отношения человека к данным ценностям.
В своей работе мы исследуем формирование ценностного отношения к конкретному объекту - семье. Однако необходимо отметить, что в современной педагогической литературе нет единого подхода к определению понятия «ценностное отношение к семье».
Так, Л.П. Разбегаева рассматривает ценностное отношение к семье как осознание и принятие как ценности, умение устанавливать связи между изучаемым материалом о семье и своей собственной жизнью [5].
Другие авторы ценностное отношение к семье интерпретируют как систему устойчивых социально значимых представлений, влияющих на выбор мировоззренческих и нравственных установок, представлений о семейных отношениях, ответственного семейного поведения, основанного на понимании института семьи [6].
Е.А. Ермолич определяет ценностное отношение к семье как сложное в структурном отношении явление, которое включает в себя актуальную (проявляющуюся в деятельности) и потенциальную (внутреннюю) позицию личности к семье. Первое выражено в личностных ценностных предпочтениях к семье, которые задают направленность и мотивированность всей
человеческой жизни. Второе - представлено в виде потребностей, интересов, посредством которых происходит выявление значимости семьи для человека [7].
В рамках своего исследования под ценностным отношением к семье мы понимаем систему социально-педагогических установок личности, определяющих эмоционально-положительное отношение к семье, семейному образу жизни, семейным ценностям.
Семейные ценности можно классифицировать по элементам связи внутри семьи и по выполняемым семьей социальным функциям. В первом случае выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. В рамках второго варианта классификация семейных ценностей выглядит следующим образом: репродуктивная функция связана с ценностью детей, функция социализации связана с ценностью социализации детей и ценностью участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей, экзистенциальная функция связана с ценностью поддержания жизнедеятельности членов семьи, к экономической функции семьи относится ценность связи семьи и производства, ценность семейного потребления [8].
Оптимальным для воспитания ценностных отношений, по результатам исследований Д.А. Леонтьева, является возрастной период до 14-16 лет. К данному возрасту происходит основное формирование смысловой структуры мировоззрения личности и в дальнейшем она особых трансформаций не претерпевает. Данный вывод для педагогов означает, что работу по воспитанию ценностных отношений школьников необходимо начинать в младшем школьном возрасте и интенсивно вести в подростковом.
Формирование семейных ценностей начинается с раннего детства, происходит целенаправленно и связано с воспитанием позитивных установок на семью [9].
В младшем школьном возрасте формирование ценностных отношений личности связано с подражанием тем моделям отношений, которые ребенку демонстрирует ближайшее окружение и которые им усваиваются при просмотре телепередач и чтении книг. Наличие в сознании воспитанников множества примеров, которые не всегда соответствуют общественным ожиданиям и педагогическим целям усложняет воспитание ценностных отношений школьников.
У младших школьников ценностное отношение к семье характеризуется следующими особенностями:
• пониманием сопричастности к семье, которое выражается в почитании родителей и предков;
• потребностью в рождении и воспитании детей как главной функции семьи;
• желанием передавать и умножать культурные традиции семьи;
• эмоциональной отзывчивостью на чувства, переживания и заботы членов семьи.
Большую роль в формировании ценностного отношения к семье играет не только сама семья, но и образовательная организация, где учится ребенок.
Воспитание ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной организации рассматривается нами как педагогический процесс приобщения младших школьников к семейным ценностям, формирования у них смыслов и способов поведения в семье и ценностного к ней отношения.
Современная школа способна через воспитание обеспечить благоприятные условия для формирования у младших школьников отношения к семье как социально значимой ценности.
https://mir-nauki.com
Основным условием успешности данного процесса здесь выступает совокупность выбранных форм, методов и средств воспитания.
Для осуществления воспитания ценностного отношения к семье можно использовать классно-урочную форму, переплетая элементы воспитания с материалом, рассматриваемом на уроке и внеурочную: классный час, ролевая игра, викторина, семинар и т. д. Воспитание ценностного отношения к семье может осуществляться в коллективной, групповой и индивидуальной формах.
В качестве методов воспитания ценностного отношения к семье могут выступать такие методы, как беседа, проблемно-ценностное общение, дискуссии, социальные проекты, игры, организация совместного досуга детей и родителей. При выборе методов воспитания ценностного отношения к семье следует, прежде всего, опираться на возраст учащихся и их жизненный опыт.
Воспитание ценностного отношения к семье у младших школьников предполагает на практике реализацию такого важного условия как тесное сотрудничество педагога и родителей.
На основании проведенного теоретического анализа педагогической литературы и образовательной практики нами была разработана модель воспитания ценностного отношения к семье у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы. Данная модель основана на нескольких компонентах, которые непосредственно влияют на процесс формирования ценностей, целевом, содержательном, процессуальном и результативном. Дадим характеристику структурных компонентов процесса воспитания ценностных отношений младших школьников к семье в условиях общеобразовательной школы.
Целевой компонент представлен релевантной целью и принципами, обусловленными закономерностями воспитания ценностных отношений школьников, такими как принцип диалогичности, принцип наглядности, принцип ориентации школьников на самоограничения. Цель - формирование ценностного отношения младших школьников к семье через включение их в обучающие занятия и воспитательные мероприятия в условиях общеобразовательной школы. Воспитание ценностных отношений младших школьников определено в нашем исследовании как процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, в ходе которого педагог помогает воспитаннику установить осознанные связи с действительностью, осознать ценность различных объектов, выработать систему ценностных отношений к важнейшим объектам мира, в том числе к семье.
Основными регуляторами деятельности педагога в процессе воспитания ценностного отношения младших школьников к семье выступают принцип наглядности, ориентированный на создание у воспитанников наглядных представлений о социально желательных отношениях к семье, принцип диалогичности, предполагающий организацию с воспитанниками общения, в ходе которого происходит совместное осмысление и продуцирование ценностей, и принцип ориентации школьников на самоограничения в процессе реализации идеалов и ценностей, предполагающий обращение внимания воспитанников на те ограничения, которые необходимо реализовывать при достижении цели [10].
Базовое содержание воспитания ценностного отношения младших школьников к семье в образовательном процессе составляют нравственные и экзистенциальные ценности, такие как осознание семьи и семейных традиций как ценности, уважение старших в семье, забота о младших, культура семейного быта.
Процессуальный компонент предлагаемой нами модели воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы включает подготовительный, основной и заключительный этапы.
На подготовительном этапе создаются условия для протекания процесса в заданном направлении, а именно: определяются цели, виды, формы, методы воспитания, критерии сформированности ценностного отношения младших школьников к семье, виды деятельности педагога и воспитанников, также определяется содержание воспитательных мероприятий по формированию ценностного отношения к семье; подбираются диагностические методики.
Основной этап воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы включает в себя взаимосвязанные элементы: обеспечение осмысления обучающимися целей и задач предстоящей деятельности, реализацию намеченных методов, приёмов и форм воспитания. Приоритетными методами воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье являются: метод примера, дискуссия, метод создания воспитательных ситуаций, организация разнообразной деятельности воспитанников на благо других. Особое внимание уделялось использованию игровых методов воспитания, позволяющих смоделировать ситуации по осмыслению младшим школьником содержания, форм проявления и общего значения семьи как ценности в жизни человека [11].
На заключительном этапе процессуального компонента воспитательной модели формирования ценностного отношения младших школьников к семье в условиях общеобразовательной школы происходит анализ, оценка достигнутых результатов, самоанализ, самооценка деятельности педагога и школьников.
Результативный компонент модели представлен критериями сформированности ценностных отношений младших школьников к семье и результатом, выраженным в ожидаемой положительной динамике роста уровня сформированности ценностных отношений у детей младшего школьного возраста к семье. Рассматривая вопрос о критериях формирования у школьников ценностного отношения, мы исходили из идеи о том, что необходимым и достаточным является формирование каждого из трех компонентов ценностного отношения: когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого. Когнитивный компонент содержит в себе единство знаний о семье как о ценности. Эмоционально-оценочный компонент проявляется в понимании младшими школьниками сопричастности к своей семье, ее истории и традициям; в приобретении в семейных ценностях личностного смысла. Поведенческий компонент состоит из желаний и умений младших школьников трудиться во благо семьи. В соответствии с этим были обозначены три критерия сформированности ценностного отношения. Первый критерий представляет собой степень развития ценностного сознания личности. Показателями здесь выступают осознанность, дифференцированность и устойчивость системы ценностных отношений личности к семье; характер идеалов школьников и приоритетных жизненных ценностей. Второй критерий связан с эмоциональным состоянием, сопровождающим проявление отношения. Показателем выступает преобладающее настроение до, во время и после проявления отношения к семье. Третий критерий указывает на характер конкретных проявлений ценностного отношения к объекту, в нашем случае к семье. В качестве показателей выступают: добровольность и свобода выбора, мера бескорыстия при деятельностном проявлении отношения к семье. Разработанная система компонентов и критериев позволила получить информацию об изменении качеств субъектов, ценность которых были установлены, и на ее основе выявить уровень сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников.
Нами была организована планомерная и целенаправленная педагогическая работа с младшими школьниками, главной целью которой являлось формирование ценностного отношения младших школьников к семье. Опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Констатирующий этап эксперимента предполагал изучение сформированности ценностного отношения младших школьников к семье и семейным ценностям, для чего были
https://mir-nauki.com
подобраны методики, адекватные задачам исследования, проведено ранжирование ценностей младших школьников, проведено анкетирование, сделаны выводы.
На формирующем этапе эксперимента была осуществлена апробация модели воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы.
В рамках контрольного этапа эксперимента был проведен качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных, обобщены результаты исследования.
В исследовании принимали участие учащиеся младшего школьного возраста (3 класс, возраст от 9 до 10 лет) в количестве 51 человека.
Мы исследовали отношение к семье и семейным ценностям у детей младшего школьного возраста, выделяя при этом три уровня сформированности ценностного отношения к семье и семейным ценностям (высокий, средний, низкий). Определение контрольной и экспериментальной выборок исследования позволили сравнить уровни сформированности ценностного отношения к семье и семейным ценностям у испытуемых нашей выборки до и после реализации модели.
Проведен комплекс диагностических методик, целью которых являлось выявление уровня сформированности ценностного отношения к семье и семейным ценностям у детей младшего школьного возраста. К ним относятся: Методика Куна «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой), Методика определения эмоционального уровня самооценки, Методика незаконченные предложения и сочинение «Моя семья», Методика «Рисунок семьи», Рисуночная методика «Краски».
Полученные результаты свидетельствуют о том, что понятие о «семье» и «семейных ценностях» у детей младшего школьного возраста несколько размыто: полностью раскрыть сущность семьи и семейных ценностей и дать определение смогли лишь 36 % испытуемых; 48 % раскрыли частично и 16 % затруднились ответить на данный вопрос.
Среди различных ценностей на 1 место испытуемые ставят дружбу, на 2 место ценность здоровья и материальных предметов (компьютер, телефон, техника), что может свидетельствовать о том, что среди различных ценностей материальные ценности признаются такими же важными, как и духовные (здоровье, общение, семья). Выделение третьеклассниками такой категории как «семья» на третье место говорит о том, что она занимает значимое место среди самого важного в жизни.
Также в нашем исследовании мы выделили те семейных ценности, которые для испытуемых являются наиболее значимыми: любовь, дети, уважение, взаимопонимание, забота, поддержка. Наиболее ценным в семейных отношениях дети нашей исследовательской выборки считают любовь и заботу друг о друге, взаимное уважение и доверие, возможность реализовать себя вне семьи, семейное единство и сплоченность, возможность получить поддержку в трудную минуту.
На наш взгляд важно, чтобы представления о будущей семье были положительные, а они формируются в родительской семье, в которой сложились определенные семейные ценности. Именно они очень значимы для человека, т. к. в дальнейшем высока вероятность того, что ребенок свою будущую семью будет строить по той модели, которая у него была в родительской.
Также среди положительного необходимо заметить, что третьеклассники знают, что такое традиция, большинство из них могут назвать традиции, существующие в их семье.
https://mir-nauki.com
Диагностика ценностных отношений школьников на констатирующем этапе эксперимента показала, что ценностные предпочтения школьников являются противоречивыми, слабо дифференцированными, что свидетельствует о низком уровне осмысления собственной системы отношений к миру.
По итогам реализации разработанной нами модели испытуемые в своих высказываниях о семье, семейных ценностях, членах своей семьи и своих сочинениях стали достоверно чаще говорить не о своих потребностях, а о своем ценностном отношении к членам семьи (желание проявлять любовь, уважение), заявляли о своей готовности заботиться о членах своей семьи (более младших по возрасту и пожилых) (ф* = 2,34; р < 0,01).
Испытуемые указывают о необходимости построения доверительных взаимоотношений, при этом желают отстаивать свое мнение и ждут от родителей принятия этого мнения. Испытуемые также говорят о ценности совместного проведения времени и желании помогать родителям в организации совместной досуговой деятельности.
Результаты по итогам реализации модели по параметру «состав семьи» в рисунке семьи изменились в положительную сторону. Отметим, что в большинстве случаев (96 % испытуемых) прорисовали всех членов своей семьи, что говорит о том, что семья стала восприниматься испытуемыми нашей выборки как более ценная и значимая по сравнению с первым замером (ф* = 2,03; р < 0,05). Положительным моментом мы считаем, что количество детей, «принимающих» свою семью такой, какой она есть, увеличилось.
Результаты по итогам реализации разработанной модели по параметру «особенности изображения» в рисунке семьи: цветовая гамма, используемая при рисовании своей семьи после реализации модели, достоверно отличается от показателей первичной диагностики (ф* = 1,78; р < 0,05). При этом цвета стали использоваться более яркие, теплые, насыщенные, что свидетельствует о повышении, уровня ценностного отношения к семье и отдельным ее членам, о «принятии» членов своей семьи как близких и значимых для испытуемых.
Результаты по итогам реализации разработанной модели по параметру «деятельность членов семьи»: в рисунке семьи достоверно чаще изображается совместная деятельность (ф* = 2,09; р < 0,05), что говорит о повышении ценности семьи в отношении испытуемых.
Таким образом, мы можем отметить значимые различия в уровне сформированности ценностного отношения к семье и семейным ценностям (ф* = 1,86; р < 0,05) по диагностической методике «Рисунок семьи».
Мы отметили положительную динамику после реализации разработанной нами модели в росте количества испытуемых с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к семье и семейным ценностям на фоне понижения количества испытуемых со средним и низким уровнем (ф* = 2,16; р < 0,05).
Таким образом, после реализации модели воспитания ценностного отношения к семье и семейным ценностям, видна тенденция к увеличению уровня значимости семьи. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что по итогам реализованной модели наблюдается увеличение количества испытуемых с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к семье и семейным ценностям.
Математико-статистическая обработка данных позволила выявить, что направленность и выраженность ценностного отношения к семье и семейным ценностям на различных уровнях, вследствие реализации модели в экспериментальной группе не является случайным, то есть сдвиг значений достоверен (Т = 92; р < 0,05). Таким образом, модель воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы является эффективной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Урбанович Л.Н. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников во внеучебной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Урбанович Любовь Николаевна. - Смоленск, 2008. - 18 с.
2. Каган М.С. Философская теория ценности [Текст] / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ, 2005. - 158 с.
4. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
5. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования [Текст] / Л.П. Разбегаева. - Волгоград: Перемена, 2001. - 288 с.
6. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания [Текст] / В.В. Чечет. - Минск: Пачатковая школа, 2007. - 184 с.
7. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков [Текст] // Пазашкольнае выхаванне. - 2007. - № 9. - С. 23-27.
8. Капустина З.Я. Социокультурные условия воспитания и развития личности ребенка в семье [Текст] // Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире. - М.: Изд-во «Институт писхологии РАН», 2013. - 956 с. (Материалы конференции).
9. Дружинин В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 208 с.
10. Бабурова И.В. Основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Вестник СВФУ. 2009. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ osnovnye-polozheniya-kontseptsii-vospitaniya-tsennostnyh-otnosheniy-shkolnikov-v-obrazovatelnom-protsesse [дата обращения: 12.08.2018].
11. Стенякова Н.Е., Груздова О.Г. Формирование культуры поведения обучающихся в игровой деятельности [Текст] // Психологические и педагогические проблемы в системе непрерывного образования: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Уфа: Агентство международных исследований. - 2017. - С. 126-128.
https://mir-nauki.com
Gruzdova Olga Gennadyevna
Penza state university, Penza, Russia E-mail: [email protected]
Stenyakova Natalya Evgenevna
Penza state university, Penza, Russia E-mail: [email protected]
Education of younger students value attitude to the family in a secondary school
Abstract. This article deals with the problem of education in primary school value attitude to the family in a secondary school. The authors describe the stages of development of pedagogical views on the problem under study, consider the concepts of "attitude", "value attitude", "value attitude to the family", identify the features of value attitude to the family in children of primary school age, substantiates the role of secondary school as a source of formation of value attitude of primary school children to the family. The article proposes a model of education value attitude to the family of children of primary school age in a secondary school containing the target, meaningful, procedural and effective components. Considering the issue of education of value attitude to the family, the authors identify and describe three components of value attitude: cognitive, emotional-evaluative and behavioral. The main regulators of the teacher in the process of education of value attitude of younger students to the family are the principle of visibility, the principle of dialogue and the principle of orientation of students to self-restraint in the process of realization of ideals and values.
As part of the research goal, the authors carried out research work on the education of younger students value attitude to the family in a secondary school. The experimental study was conducted in three stages: ascertaining stage (the study of the formation of the value attitude of younger students to the family), forming stage (approbation of the model of education in younger students value attitude to the family in a secondary school), the control stage (analysis of experimental data). The results allow the authors to conclude that the results of the implemented model showed an increase in the number of subjects with a high level of formation of value attitude to the family.
Keywords: attitude; value attitude; value attitude to the family; primary school age; education; school; General education