Научная статья на тему 'Традиционные семейные ценности православной культуры в воспитании младших школьников'

Традиционные семейные ценности православной культуры в воспитании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4832
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / RELIGIOUS EDUCATION / TRADITIONAL FAMILY VALUES / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / THE FUNDAMENTALS OF ORTHODOX CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трунина Ольга Константиновна

В статье определяются и характеризуются традиционные семейные ценности, наиболее значимые для формирования нравственной культуры и поведения учащихся при изучении ими основ православной культуры по выбору в начальной школе. В процессе исследования семейных ценностей в православной христианской культуре выделены два основных сущностных начала, на которых строится система ценностей, любовь и иерархия. Любовь является мотивом жертвенного служения, а иерархия основанием устойчивости ценностных отношений. Показано, что ни одна из христианских семейных ценностей не противоречит и нерелигиозному представлению о семейных ценностях в общероссийской культурной традиции, в системе российской светской (гражданской) этики, фиксированной основными положениями и нормами о семье в Конституции России, российском законодательстве. На этом основании система традиционных семейных ценностей может входить в ценностные основания воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional family values of Orthodox Church within the education of primary school students

The article determines and characterizes traditional family values, that are the most significant for the moral culture formation and student's behavior within the Fundamentals of Orthodox culture at their option in primary school. The article develops eight traditional family values that are the most significant for the moral culture formation of senior students. While examining into family values in Christian orthodox culture there were marked out two essential pillows that are the basis for the system of values love and hierarchy. Love is a motive for sacrificial service and hierarchy is the foundation of stability of value relations. We managed to reveal that none of Christian family values contradict a non-religious conception of family values in all-Russian cultural tradition, in the system of Russia’s secular (civil) ethics recorded by basic statements and norms about family in the Constitution of the Russian Federation, in the Russian legislation. On that ground, the system of traditional family values may be incorporated in the value foundations of educational process in secondary school.

Текст научной работы на тему «Традиционные семейные ценности православной культуры в воспитании младших школьников»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2016. Вып. 1 (40). С. 27-37

Трунина Ольга Константиновна,

ПСТГУ

trun-ok@mail.ru

Традиционные семейные ценности

ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О. К. Трунина

В статье определяются и характеризуются традиционные семейные ценности, наиболее значимые для формирования нравственной культуры и поведения учащихся при изучении ими основ православной культуры по выбору в начальной школе. В процессе исследования семейных ценностей в православной христианской культуре выделены два основных сущностных начала, на которых строится система ценностей, — любовь и иерархия. Любовь является мотивом жертвенного служения, а иерархия основанием устойчивости ценностных отношений. Показано, что ни одна из христианских семейных ценностей не противоречит и нерелигиозному представлению о семейных ценностях в общероссийской культурной традиции, в системе российской светской (гражданской) этики, фиксированной основными положениями и нормами о семье в Конституции России, российском законодательстве. На этом основании система традиционных семейных ценностей может входить в ценностные основания воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

Перед современной системой начального общего образования стоит задача формирования семейных ценностей у младших школьников, определенная содержанием нормативных и методических документов, регулирующих содержание и организацию начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и соответствующая Примерная основная образовательная программа начального общего образования), и включающая в себя следующие требования к воспитательному процессу в начальной школе:

• формирование уважительного отношения к своей семье1;

• приобщение к ценностям семьи2;

1 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. от 18.12.12). С. 13 (URL: http://минобрнауки.рф/документы/922).

2 См.: Примерная основная образовательная программа начального общего образования. С. 8 (URL: http://минобрнауки.рф/документы/922).

• формирование основ социально ответственного поведения в семье3;

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи4.

Для существенной части российского общества, российских семей традиционными являются семейные ценности православного христианства как традиционной духовной культуры русского и ряда других народов России. Решение задачи формирования семейных ценностей детей в процессе получения ими начального общего образования (изучения «Основ православной культуры» в урочной и внеурочной деятельности по выбору родителей) требует предварительного исследования и анализа содержания системы традиционных семейных ценностей в рамках православной христианской культуры. Православная культура и соответствующие ей традиционные семейные ценности имеют основание в Священном Предании Церкви, в котором обосновывается и раскрывается система ценностей православной христианской религии. Она выстраивается иерархически — от самых возвышенных ценностей, касающихся отношения человека к Богу, до ценностей, касающихся обыденной жизни. Ни одна из этих сфер религиозного знания и культуры не оставляет без внимания брак и семью, определяя все категории семейных ценностей, известные в философии. Основные заповеди христианства о любви к Богу и ближнему через исполнение их в семье составляют главные семейные ценности. Можно выделить два сущностных начала, упорядочивающих семейные ценности: это любовь и иерархия. На их основании отношения между членами семьи приобретают системность и целостность, а также обусловленную иерархией стабильность, устойчивость.

При рассмотрении традиционных христианских семейных ценностей применительно к воспитанию младших школьников с учетом предложенных в научных исследованиях классификаций этих ценностей (С. П. Акутина5, А. Б. Фе-дулова6) нами выделены группы ценностей, соответствующие имеющимся или возникающим у младших школьников потребностям в построении межличностных отношений в семье:

1) родители и дети, ценности их отношений, взаимных обязанностей и прав;

2) ценностные отношения ребенка к отцу, правам и положению в семье отца, ценности отцовства, особенно для мальчиков;

3 См.: Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

С. 8.

4 См.: Там же. С. 12.

5 См.: Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2010.

6 См.: Федулова А. Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: дис. ... канд. философ. наук. Архангельск, 2003.

3) ценностные отношения ребенка к матери, правам и положению матери в семье, ценности материнства, особенно для девочек;

4) братья и сестры, ценности взаимных отношений детей в семье с учетом их возраста;

5) ценностные отношения к своему дому (домашний очаг);

6) ценности расширенной семьи, отношение к предкам;

7) ценности добрачного поведения;

8) ценности христианского брака как «малой Церкви». Ценности взаимоотношений супругов.

Охарактеризуем последовательно данные группы ценностей в православной христианской культуре.

1. Родители и дети, ценности их отношений, взаимных обязанностей и прав

Соблюдение иерархии как установленного Богом порядка в отношениях детей и родителей является очень важным в христианской культуре и представляет собой высоко значимую нравственную ценность, а также является семейной и социальной ценностью. Заповедь о почитании родителей является одной из основных нравственных заповедей в числе библейских религиозных установлений (Закона Божьего), данных людям еще в дохристианскую эпоху: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх 20. 12). Ее нормативный характер подтвержден в Новом Завете словами Господа Иисуса Христа: Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет (Мк 7. 10). Иисус Христос указывает на необходимость действенного исполнения заповеди через заботу о родителях: А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили (Мк 7. 11—13).

Заповедь о почитании родителей содержит также указание на награду за ее соблюдение — благополучие и долгоденствие или, соответственно, наказание за нарушение. Почитать родителей дети обязаны независимо от их возраста: Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится (Притч 23. 22). Родителям следует оказывать всяческую заботу и повиновение: Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны (Притч 30. 17), нельзя растрачивать их имения и каким-либо образом утеснять их: Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный (Притч 19. 26).

Обязанности детей должны быть основаны на чувстве глубочайшей благодарности, совестливости, благоговения и почитания родителей: «Так много приемлют дети от родителей! От них временная жизнь; от них же основание, начало, способы и жизни вечной. Отсюда и дети не естественно только, но и совестно должны быть обращены к родителям с особенными чувствами и расположениями, сознавать себя к ним обязанными и возгревать их в себе». Любовь к роди-

телям — это естественное чувство, но оно «должно только делать сии чувства разумными и вместе прочными до того, чтобы не испарились в целую жизнь»7.

Еще один важный аспект отношения ребенка к родителям — это хранение своего ума от суда над родителями: «всячески храни в сердце честными лики родителей твоих, ни хульною мыслию, ни словом не наводи на их лицо тени и не смущай сердца своего. Пусть есть поводы к тому — не внимай им. Лучше все потерпеть, нежели отделиться сердцем от родителей, ибо им Бог дал силу Свою»8. Как бы дети ни заботились о родителях, остаются они перед родителями в долгу, так как не все могут возвратить из того, что дали им родители: «что же есть такого, чего бы сын не мог воздать отцу? Ни о чем ином говорит, как о следующем: как они родили тебя, ты не можешь родить их»9.

Ценности отношений родителей к детям последние повседневно ощущают на себе, в своей жизни. Ребенок, воспринимая эту родительскую заботу и любовь, с самого раннего возраста воспитывается, формируется и сам как будущий родитель, отец или мать своих детей. Этому способствует отношение родителей к детям в христианской традиции, восприятие которых можно условно назвать «правами» ребенка, имея в виду то, что он может ожидать от своих родителей в детстве. Православные родители еще прежде начала воспитания и даже рождения младенца, с самого его зачатия обязаны относиться к нему как к личности, имеющей бессмертную душу. Они должны заботиться о всестороннем развитии своих детей, оказывая им необходимую поддержку и обеспечивая благоприятные условия. Воспитание должно включать развитие физическое, умственное, и духовно-нравственное, религиозное. Родители должны понимать, что ребенок не может выбирать себе родителей, в то время как его будущее, склад его личности, основы характера, веры, жертвенности, любви, развитие или гибель его способностей отданы в их руки. Основанием духовного воспитания детей является любовь, которой родители могут научить своим примером: «Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить»10.

Дети обязаны понимать необходимость и принимать воспитание родителей для того, чтобы они умели правильно вести себя и вне семьи в различных социальных группах в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Необходимо учить детей «приличию в слове, одежде, положении стана, держании себя пред другими»11. Дети должны правильно относиться к тому, что родители не будут потакать их прихотям, необдуманным желаниям, излишним потребностям. Дети в православной традиции могут ожидать, что родители должны будут позаботиться о развитии у них разнообразных полезных умений и навыков и, главное, — трудолюбия, с юных лет будут создавать им условия для разнообразных занятий: «Учить искусствам — прекрасное дело, именно: пению, рисованию, музыке и другим; то же к мастерствам женским и мужеским. Но надобно,

7 Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения (URL: http://az-byka.ru/otechnik/Feofan_Zatvomik/nachertanie-hristianskogo-nravouchenija/5#h759).

8 Там же.

9 Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. М., 1999. С. 748.

10 Ильин И. А. Путь духовного обновления. СПб., 2006. С. 221.

11 Святитель Феофан Затворник. Указ. соч. С. 266.

чтобы не забывалось главное: созидание духа для вечности»12; «А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец — сыновей, а мать — дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст»13.

В деле воспитания родители пользуются властью, и дети должны знать об этом, воспитываться в уважении к родительской власти, особенность которой в том, что она «имеет свое основание не в грехе, а в самой природе, ... дети оказывают родителям честь своим почитанием, и эта честь есть награда за болезни рождения. Потому и премудрый говорит: яко владыкам послужи родившим тя»14. Эту власть родители должны использовать на благо ребенка. В то же время родители должны разумно, с любовью донести до ребенка основания такой иерархии, субординации, поскольку иначе дети не смогут правильно воспринять свои обязанности по отношению к ним.

2. Ценностные отношения ребенка к отцу, правам и положению в семье отца, ценности отцовства, особенно для мальчиков

Отношение ребенка к отцу строится на двояком основании: во-первых, отец — один из родителей, и на отношения с ним распространяются все ценностные установки, касающиеся родителей; во-вторых, отец является главой всей семьи, т. е. он глава и над матерью. Ребенок на примере отца должен осознать, что в обязанности мужа (отца) входит, прежде всего, внешняя защита своей семьи в целом. Мужчина должен взять на себя материальное обеспечение своих домочадцев, регулировать всевозможные правовые отношения с государством и обществом, брать ответственность за решение всех жизненно важных вопросов, касающихся его семьи, решать возникающие конфликтные ситуации, любить супругу и хранить верность.

От отца ребенок вправе ожидать покровительства и защиты перед окружающим обществом, так как служение отца в семье заключается в том, что своей жизнью он должен явить ребенку мир, ввести его в общество, показать, каким человеком ему нужно стать и к чему стремиться. Сам отец семейства так должен жить, чтобы дети нелицемерно, на его примере, видели осуществление веры отца в делах, ибо праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него (Притч 20. 7). На примере взаимоотношений родителей ребенок должен увидеть, что главенство мужа (отца) есть естественное и прямое следствие свойств мужчины и женщины, в то время как безначалие есть зло и производит замешательство. Святитель Иоанн Златоуст писал по этому поводу следующее: «И поскольку равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчиненности, как то: между мужем и женой, между сыном и отцом, между старцем и юношей, между начальником и подчиненными, между учителем и учеником»15. Отец семейства ответствен за нравственное и духовное возрастание своих чад. То, в какой духовной атмосфере воспитываются дети,

12 Святитель Феофан Затворник. Указ. соч. С. 266.

13 Домострой (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr/domostroj/#note57_return).

14 Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы... С. 748.

15 Там же. С. 321.

кто их учителя, чему учат, с кем дети дружат, и многое другое должен учитывать отец семейства.

Ответное отношение ребенка к отцу формируется с учетом того, как сам отец относится к ребенку и к матери. Принцип иерархии при злоупотреблении им может оказывать негативное влияние на жизнь семьи, когда отцовская власть в семье воплощается в основном при помощи силы и страха. В такой семье дети могут быть покорны, но получат невосполнимый вред физическому и духовному здоровью, будут впоследствии нуждаться в психологической помощи (как минимум). В случае если отец с любовью и вниманием несет свое главенство, у детей формируется смелая жизненная позиция, мужество, сила духа, благодарность к отцу. Пример отца особенно важен для мальчиков, так как формирует в их сознании и на подсознательном уровне модель отцовства, которую они будут воплощать в своей семье.

3. Ценностные отношения ребенка к матери, правам и положению матери в семье, ценности материнства, особенно для девочек

Отношения ребенка с матерью в первую очередь обусловлены тем, что мать физически близка малышу в период кормления, впоследствии она также проводит с младенцем много времени, через нее ребенок начинает постигать мир, ее эмоции и чувства формируют душевный мир ребенка.

Отношения ребенка с матерью тоже обусловлены ценностными установками православной культуры, касающимися отношений к родителям, но мать и детей объединяет совместная подчиненность отцу, в этом заключена суть их большей близости. Задачей матери является внушение детям уважения к отцу как главе семьи, кормильцу, защитнику. Ребенок должен понять, что мать ухаживает за детьми и мужем, тратит свои душевные и физические силы, принимая свой материнский долг и неся его с любовью. Дети должны на примере отношений родителей понять, что жертвенность должна быть взаимной, что забота в семье не должна быть рабством одних членов семьи по отношению к другим, например родителей по отношению к детям, забота должна постепенно, по мере взросления детей, становиться взаимной. Девочки по мере взросления должны понять, что, вступая в брак, они возьмут на себя обязанности жены и матери.

В обязанности жены входит подчинение мужу, хранение верности, поддержка мужа во всех его делах и ведение домашних дел. Материнские обязанности жена начинает выполнять с момента зачатия младенца, так как ее оведение отражается на будущем характере и здоровье младенца. В первые годы жизни ребенка значение матери в его воспитании преобладает над отцовской ролью. Когда дети подрастут, матери должны уступать отцам большую роль в воспитании сыновей, а сами больше внимания уделять воспитанию дочерей: «Вы, матери, больше всего смотрите за дочерьми. Наблюдайте за тем, чтобы они сидели дома; а прежде всего учите их быть благочестивыми, скромными, презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах»16. От качества исполнения женщиной своих обязанностей жены и матери зависит не только ее собственная судьба и ее старость, но гораздо

16 Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы... С. 414.

32

большее: «от нравственного состояния женщины зависит жизнь общества. Проблемы воспитания детей и подростков, преступность несовершеннолетних, проституция, алкоголизм, наркомания и многие тяжелые проблемы нашего общества глубоко связаны с нравственным духовным состоянием женщины — матери»17.

4. Братья и сестры, ценности взаимных отношений детей в семье с учетом их возраста

Отношения братьев и сестер должны быть основаны на естественной взаимной любви и уважении, причем их основным взаимодействием должна быть взаимопомощь и совместная забота о родителях и других родственниках. Братья и сестры не должны видеть друг в друге соперников в получении родительского внимания и материальных благ. Заботой родителей является воспитание таких чувств детей к братьям и сестрам, как уважение, сорадование и сочувствие, таких качеств, как заботливость, стремление принести радость, стремление к единству.

В Библии приведены многочисленные примеры разрушения братской любви и последствий этого греха, а также зафиксированы предостережения, которые Бог делал тем, кто был на грани греха (Каин и Авель, Сим, Иафет и Хам, Иаков и Исав, Иосиф и его братья и многие другие).

Особо подчеркивается сила отрицательных чувств, которые близкие люди способны испытывать друг ко другу: Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка (Притч 18. 20). В то же время любовь братьев и сестер друг к другу является чувством естественным, природным, которое нужно сохранить и сделать осознанным в процессе воспитания: «Такова и братняя с сестринскою любовь. Из нее сам собою рождается мир крепкий и согласие — неиссякаемый источник взаимных радостей, обвеселения родителей и всего семейства»18.

В русской православной традиции особенно выделяется такая ценность, как иерархия в братских отношениях. После смерти отца его место в семейной иерархии занимает старший сын, которому остальные дети оказывают сыновнее почтение. «Есть братья старшие; их дело — беречь и настраивать младших, младших же долг — уважать старших и их слушаться. Это естественно»19. Дети должны осознавать, что в братских отношениях существует иерархия, принятие которой вносит в эти отношения стабильность, позволяет избежать недоразумений и конфликтов.

5. Ценностные отношения к своему дому (домашний очаг)

Совместное ведение домашнего хозяйства является воплощением взаимной заботы, жертвенности и единства членов семьи. Родители должны вовлекать детей в это дело с учетом их физической зрелости и способностей. Без данной материальной составляющей единство дома становится неким отвлеченным

17 Флоренская Т. А. Мир дома твоего. М., 1999. С. 56.

18 Святитель Феофан Затворник. Указ. соч. С. 269.

19 Там же.

понятием, может быть легко подвергнуто сомнению. Рачительное ведение хозяйства приносит в дом достаток, радости от приобретения материальных благ. В то же время растущий достаток может стать причиной формирования таких пороков, как жадность, скупость, завистливость. В качестве противодействия им необходимо учить детей и учиться самим родителям безвозмездно делиться материальными благами. За семейную благотворительность несут ответственность оба родителя, и эта деятельность имеет большое значение в воспитании у ребенка чувства принадлежности семьи к обществу. «Также следует хозяину и хозяйке заботиться и о нищих, о странниках, убогих, вдовицах и сиротах»20. Семейная благотворительность оказывает значительное влияние на воспитание у детей самоотверженности, преодоление жадности и зависти, противодействует формированию эгоистической позиции по отношению к окружающим.

6. Ценност и расширенной семьи

Дети и родители должны прилагать усилия к поддержанию связи с родственниками, общения и оказанию взаимопомощи. Через общение должны поддерживаться родственные привязанности, добрые чувства. В отношениях должна присутствовать иерархия, взаимное уважение и стремление к поддержанию единства рода. «И между другими родными родственная любовь естественна и вместе обязательна; только она принимает разные виды и оттенки, смотря по чину родства. Так, между праотцами и внуками должны быть — у тех желательное радение, а у сих уважение, близкое к благоговению, благодарность и желание доставлять всякое утешение; между дядями и племянниками — от тех совет и пример, а от сих уважение и внимание. У сирот и вдов в отношении к другим — некоторое уповательное более, нежели желательное, близкое к требованию расположение, у других же к ним при уважении — сердоболие, сострадание, утешение, особенно бегание оскорблений»21.

К созиданию понятия о доме и роде в широком смысле слова относится хранение памяти умерших предков и знание обстоятельств их жизни. В православной традиции этому способствует практика молитвы об умерших. Вера в бессмертие души позволяет ощущать единство всего рода, живых и умерших, потому что «у Бога все живы».

7. Ценности добрачного поведения

Для обоих полов в эту категорию ценностей входит осознание себя как личности, ожидающей в зрелом возрасте вступления в брак и нуждающейся в подготовке к этому событию, соответствующих знаниях и качествах. Традиционной ценностью в этой сфере являются целомудрие, скромность, хранение ума от развращающей информации, отсутствие свободного, без присмотра взрослых, общения между мальчиками и девочками. Формирование традиционных ценностей в этой сфере, с учетом современных жизненных условий, представляется

20 Домострой... Раздел 26. «Каких слуг держать при себе и как о них заботиться...».

21 Святитель Феофан Затворник. Указ. соч. С. 267.

наиболее сложной задачей, от решения которой во многом зависит успех реализации всей задачи формирования традиционных семейных ценностей в целом.

8. Ценности христианской семьи как «малой Церкви».

Ценности взаимоотношений супругов

Основной формой жизни людей в обществе является семья. «Семейство есть общество, которое под одним главою, согласным отправлением разных дел устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего»22. Внутреннее устроение семьи по образу Церкви включает в себя совместное служение Богу, иерархию, любовь, жертвенность, единомыслие и единодушие, преданность (верность), служение людям.

Совместное служение Богу в семье по образу Церкви включает в себя домашнюю молитву, поклонение святыням, исполнение заповедей и поучение в вере. Домашняя молитва предпочтительно должна быть совместной, это молитва перед едой и после нее, утреннее и вечернее правило, правило перед причащением и др., в молитвенное правило входит поминание о здравии всех членов семьи и о прощении грехов и упокоении всех умерших родственников. Освоение основ веры должно на первичном уровне завершиться к семи годам, поскольку с этого возраста ребенок несет ответственность перед Богом за свои поступки, исповедует свои грехи в таинстве покаяния. В дальнейшем, согласно возрастным возможностям, ребенок должен быть научен основам веры в достаточной мере для мирянина.

Началом семьи в православной культуре является брак между мужчиной и женщиной, благословленный Богом от сотворения мира и определенный как соединение двух в одну плоть: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2. 24). В идеале совместное существование супругов основано на взаимной жертвенной любви и иерархии, взаимной верности, взаимной ответственности. Брак заключается при «свободном пред священником и церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности»23. Любовь между супругами является их долгом: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как Господь Церковь (Еф 5. 28—29). Супруги должны принимать друг друга как самое ценное, что есть на свете: «пусть для жены не будет ничего драгоценнее ее мужа, а для мужа ничего вожделеннее его жены»24. В деле хранения верности супруги находятся в равном положении: «сказать: "жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" — значит определить полное равенство. Как муж есть господин ее тела, так и жена — госпожа его

тела»25.

22 Святитель Феофан Затворник. Указ. соч. С. 262.

23 Святитель Филарет (Дроздов). О браке // Пространный христианский катехизис (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovsky/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2_18).

24 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о браке (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zla-toust/besedy_o_brake/).

25 Там же.

И для детей, и для родителей важно понимание целей создания семьи. В православной традиции целью брака является как целомудрие, так и деторождение: «Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие. А рождение детей, конечно, происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю"; это доказывают те, которые, вступив в брак, не делались отцами»26. Таким образом, деторождение не обязательно является следствием брака и не может быть его единственной целью. В традиционной системе ценностей детоцентрическая модель семьи лишена оснований. Поэтому понимание родителями цели создания семьи полезно для антиэгоистического воспитания детей.

В заключение отметим, что ни одна из вышеуказанных ценностей православной культуры не противоречит и российской светской этике, нерелигиозным семейным ценностям в общероссийской культурной традиции. В системе российской светской (гражданской) этики, фиксированной нормами о семье в Конституции России, российском законодательстве также содержатся нормы об обязанности родителей заботиться о детях, обязанности совершеннолетних детей заботиться о своих нуждающихся в помощи родителях, нормы о поддержке института моногамной семьи в России и многодетных семей.

Ключевые слова: воспитание, традиционные семейные ценности, младшие школьники, изучение основ православной культуры.

Traditional family values of Orthodox Church within the education

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS O. Trunina

The article determines and characterizes traditional family values, that are the most significant for the moral culture formation and student's behavior within the Fundamentals ofOrthodox culture at their option in primary school. The article develops eight traditional family values that are the most significant for the moral culture formation of senior students. While examining into family values in Christian orthodox culture there were marked out two essential pillows that are the basis for the system of values — love and hierarchy. Love is a motive for sacrificial service and hierarchy is the foundation of stability of value relations. We managed to reveal that none of Christian family values contradict a non-religious conception of family values in all-Russian cultural tradition, in the system of Russia's secular (civil) ethics recorded by basic statements and norms

26 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о браке.

36

about family in the Constitution of the Russian Federation, in the Russian legislation.

On that ground, the system of traditional family values may be incorporated in the value

foundations of educational process in secondary school.

Keywords: Religious education, traditional family values, primary school students,

the Fundamentals of Orthodox culture.

Список литературы

1. Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2010.

2. Домострой (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr/domostroj/#note57_return).

3. Ильин И. А. Путь духовного обновления. СПб., 2006. С. 221.

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. С. 8 (URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/922).

5. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о браке (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_ Zlatoust/besedy_o_brake/).

6. Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. М., 1999. С. 748.

7. Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения (URL: http:// azbyfe.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/nachertanie-hristianskogo-nravouchenija/5#h759).

8. Святитель Филарет (Дроздов). О браке // Пространный христианский катехизис (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovsky/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2_18).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. от 18.12.12 ). С. 13 (URL: Ыф://минобрнауки. рф/документы/922).

10. Федулова А. Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: дис. ... канд. философ. наук. Архангельск, 2003.

11. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. М., 1999. С. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.