Научная статья на тему 'Особенности формирования семейных ценностей у старшеклассников городской гимназии'

Особенности формирования семейных ценностей у старшеклассников городской гимназии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
605
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гимназия / семья / социализация / старший школьный возраст / воспитание / ценностное отношение к семье. / gymnasium / family / socialization / senior school age / upbringing / value attitude to the family

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондарь Т. А., Легенчук Д. В.

Цель работы – на основе изучения и анализа теоретических и практических аспектов по воспитанию у обучающихся старшего школьного возраста ценностного отношения к семье в образовательном учреждении выявить исходный уровень сформированности ценностного отношения старшеклассников к семье и предложить комплекс мероприятий для решения выявленных проблем. Методы и объекты исследования: для достижения цели использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение); эмпирические (анкетирование, опрос, анализ нормативно-правовых документов). Объектами данного исследования являются дети старшего школьного возраста и воспитание как процесс ценностного отношения к семье у старшеклассников. Результаты. Экспериментальное исследование позволило выявить подростков, родители которых используют традиционные методы воспитания, которые позволяют формировать у подрастающего поколения базовые семейные ценности. Полученные данные использованы социально-психологической службой образовательного учреждения любое для разработки мероприятий по формированию семейных ценностей у подростков. В целом материалы данного исследования свидетельствуют о важности своевременного выявления учащихся, имеющих отклонения в формировании семейных ценностей. Выводы. Недостижимыми, но самыми важными ценностями для подростков стали: любовь, счастливая семейная жизнь, материально-техническая жизнь. Для решения этой проблемы мы предложили комплекс мероприятий по формированию ценностных отношений с семьей у старшеклассников в условиях учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бондарь Т. А., Легенчук Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the formation of family values in high school students of the city gymnasium

The purpose of the work is to identify the initial level of formation of the value attitude of high school students to the family on the basis of the study and analysis of theoretical and practical aspects of educating students of high school age with a value attitude to the family in an educational institution. Methods and objects of research: to achieve the goal, the following research methods were used: theoretical (analysis, synthesis, comparison, generalization); empirical (questionnaire, survey, analysis of legal documents). The objects of this research are children of high school age and education as a process of value attitude to the family in high school students. Propose a set of measures to solve the identified problems. Results. The experimental study revealed teenagers whose parents use traditional parenting methods that allow the younger generation to form basic family values. The obtained data were used by the social and psychological service of the educational institution of Ukraine to develop measures for the formation of family values in adolescents. In General, the materials of this study indicate the importance of timely identification of students who have deviations in the formation of family values. Conclusions. Unattainable, but the most important values for teenagers are: love, happy family life, material and technical life. To solve this problem, we have proposed a set of measures for the formation of value relationships with the family in high school students in the conditions of an educational institution.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования семейных ценностей у старшеклассников городской гимназии»

Ф^РУ м

молодежной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Особенности формирования семейных ценностей у старшеклассников городской гимназии

Бондарь Т.А.,

1ап41к9797@таИ ги

Легенчук Д.В.,

йос600@та11. ги

ФГБОУВО Курганский

государственный

университет

(г. Курган, Россия)

УДК 37.013

Аннотация. Цель работы - на основе изучения и анализа теоретических и практических аспектов по воспитанию у обучающихся старшего школьного возраста ценностного отношения к семье в образовательном учреждении выявить исходный уровень сформированности ценностного отношения старшеклассников к семье и предложить комплекс мероприятий для решения выявленных проблем. Методы и объекты исследования: для достижения цели использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение); эмпирические (анкетирование, опрос, анализ нормативно-правовых документов). Объектами данного исследования являются дети старшего школьного возраста и воспитание как процесс ценностного отношения к семье у старшеклассников. Результаты. Экспериментальное исследование позволило выявить подростков, родители которых используют традиционные методы воспитания, которые позволяют формировать у подрастающего поколения базовые семейные ценности. Полученные данные использованы социально-психологической службой образовательного учреждения любое для разработки мероприятий по формированию семейных ценностей у подростков. В целом материалы данного исследования свидетельствуют о важности своевременного выявления учащихся, имеющих отклонения в формировании семейных ценностей. Выводы. Недостижимыми, но самыми важными ценностями для подростков стали: любовь, счастливая семейная жизнь, материально-техническая жизнь. Для решения этой проблемы мы предложили комплекс мероприятий по формированию ценностных отношений с семьей у старшеклассников в условиях учебного заведения.

Ключевые слова: гимназия, семья, социализация, старший школьный возраст, воспитание, ценностное отношение к семье.

Ф^РУ M

молодежной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Study of the formation of family values in high school students of the city gymnasium

Bondar T.A., Annotation. The purpose of the work is to identify the initial level

[email protected] of formation of the value attitude of high school students to the family

on the basis of the study and analysis of theoretical and practical Legenchuk D. V., aspects of educating students of high school age with a value attitude

[email protected] to the family in an educational institution. Methods and objects of

research: to achieve the goal, the following research methods were Kurgan State University used: theoretical (analysis, synthesis, comparison, generalization);

(Kurgan, Russia) empirical (questionnaire, survey, analysis of legal documents). The

objects of this research are children of high school age and education UDC 37.013 as a process of value attitude to the family in high school students.

Propose a set of measures to solve the identified problems. Results. The experimental study revealed teenagers whose parents use traditional parenting methods that allow the younger generation to form basic family values. The obtained data were used by the social and psychological service of the educational institution of Ukraine to develop measures for the formation of family values in adolescents. In General, the materials of this study indicate the importance of timely identification of students who have deviations in the formation of family values. Conclusions. Unattainable, but the most important values for teenagers are: love, happy family life, material and technical life. To solve this problem, we have proposed a set of measures for the formation of value relationships with the family in high school students in the conditions of an educational institution.

Keywords: gymnasium, family, socialization, senior school age, upbringing, value attitude to the family.

Введение

Интерес к вопросу о ценностях, ценностных ориентациях и их интерпретации становится особенно острым в критические моменты истории. Нынешняя ситуация требует, чтобы каждый член общества взял на себя ответственность за собственную судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций. Обращение к ценностям является главной особенностью нашего времени, важным принципом государственной политики в сфере образования [1].

Старший школьный возраст - это хорошее время для воспитания ценного отношения к семье, которое содержит конкретные знания о семейных ценностях, личный интерес к созданию семейных отношений, тягу к идеальному поведению, проявляющему это ценностное отношение. Всё это является хорошей основой для развития высокого уровня ценностного отношения к семье [2].

Актуальность исследования определяется тем, что проблема отношений между родителями и взрослыми детьми - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность

Ф^Р У м

~ _ www.forummn.ru

молодежной науки 25 https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.04

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой социально-педагогической информации.

В «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» в ряде базовых национальных ценностей на первом месте стоит ценность семьи и семейной жизни. Эти позиции сегодня являются основой развития взаимодействия семьи и школы как социальных институтов, педагогических концепций и предметов жизнедеятельности

[3].

Изучив психологические и педагогические особенности старшеклассников, можно сделать вывод, что старший школьный возраст охватывает период развития детей от 15 до 17 лет. Формирование структуры ценностей в подростковом возрасте определяется конкретной характерной ситуацией развития. В этом возрасте начинает формироваться стабильный круг интересов, который является психологической основой ценностной ориентации старшеклассников. Наблюдается также смещение интересов с частных на общие, и большой интерес к проблеме этики, морали и мировоззрения. Существует внимание к переживаниям, как к своим собственным, так и к переживаниям других. Это объясняется переходом от детства к взрослой жизни и необходимостью самоопределения и выбора жизненного пути [4].

Ценностное отношение к семье - это система социально значимых устойчивых представлений, влияющих на выбор идеологических и моральных установок, взглядов на семейные отношения, ответственного поведения семьи на основе понимания Института семьи. Основным условием эффективного воспитания у старшеклассников ценностных отношений является набор форм, методов и средств воспитания. Воспитание ценностного отношения к семье рассматривается как нормальный и социокультурный процесс включения старшеклассников к семейным ценностям, формирование их жизненного опыта, смыслов и моделей поведения в семье и ценностных отношений [5].

Наше исследование было организовано на базе МБОУ «Гимназия № 27» г. Кургана. Перед исследованием было выявлено количество полных и неполных семей. В исследовании приняло участие 12 человек в возрасте 15-17 лет, из них 7 девочек и 5 мальчиков. Исследуя проблему формирования семейных ценностей, следует отметить влияние на него среды. Среда городской гимназии является крайне благоприятной, ввиду высокого положительного социального статуса учеников и их родителей.

Цель работы - на основе изучения и анализа теоретических и практических аспектов по воспитанию у обучающихся старшего школьного возраста ценностного отношения к семье в образовательном учреждении выявить исходный уровень сформированности ценностного отношения старшеклассников к семье и предложить комплекс мероприятий для решения выявленных проблем.

Методы и объекты исследования: для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение); эмпирические (анкетирование, опрос, анализ нормативно-правовых документов). Объектами данного исследования являются дети старшего школьного возраста и воспитание как процесс ценностного отношения к семье у старшеклассников.

Основная часть

Для того чтобы выявить представления старшеклассников о семье, роли семьи в жизни человека, была проведена диагностика «Незаконченное предложение», по которым были получены следующие результаты. Большинство старшеклассников (20,8%) связывают семью с семьей, близкими и детьми, и внуками. Чуть меньше процент испытуемых (16,6%), которые считают, что семья-это любовь, нежность, счастье, радость, дружба, теплые дружеские отношения. Были ответы, что семья-это взаимопомощь, поддержка в трудную минуту,

ФЗФ У м

молодежной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

взаимопомощь (8,3%). Но один из учеников (4,2%) видит в семье только сожительство и хобби людей. Многие учащиеся считают, что семья является для них материальной поддержкой. А некоторые, что семья просто ячейка общества.

Для того чтобы оценить характер отношения старшеклассников к семье и сравнить его с характером взаимоотношений с другими сферами жизни, было проведено исследование ценностных ориентаций П. В. Степанова. Результаты диагностики по методу «поиск ценностных ориентацию». На основании результатов метода «исследование ценностных ориентаций» было выяснено, что 2 старшеклассника (37,5%) показали стабильное и положительное отношение к семье, то есть ценность семьи высока и значима для них. Они дорожат традициями и устоями семьи, помнят разные приятные мелочи для некоторых членов семьи, а 4 респондентов (62,5 %) - позитивное, ситуативное отношение к семье, то есть наличие семьи, семейные традиции воспринимая подростком как естественные («а как же иначе?») (рисунок 1).

«Семья нужна человеку для того, чтобы...»

продолжать род

любить и быть любимым

для поддержки и

взаимопомощи

для удобной, комфортной

жизни

чтобы заботиться о ком-то

чтобы не быть одиноким

познать радость жизни

для фигансового обеспечения чтобы мучить себя и других

Рисунок 1. Значение семьи для подростков

Заключение

Ценностное отношение к семье - это сложное по структурному способу явления и включает в себя не только повседневную, встречающуюся в деятельности позицию личности в семье личности, ценность суждений о предпочтениях семьи, которые определяют направленность и мотивацию всей человеческой жизни, но и потенциальные (внутренние) - потребности, интересы, которые оцениваются, это выявление значимости семьи для индивида или общества в целом.

Немалое значение в воспитании ценностных отношений с семьей играют такие методы, как беседа, проблематичное ценностное общение, обучение, дискуссии, социальные проекты, организация совместного отдыха между детьми и родителями.

Ф^Р У м

www.forummn.ru

молодежной науки 27 https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.04

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Были определены самые важные для подростков ценности, но недостижимые для них: любовь, счастливая семейная жизнь, материально-техническая жизнь. В связи с этим мы предложили комплекс мероприятий по формированию ценностных отношений с семьей у старшеклассников в условиях учебного заведения. При осуществлении комплекса мероприятий, в целом, и проведении различных тренингов, в частности, мы столкнулись со следующими трудностями: отсутствие у некоторых ребят склонности к самораскрытию, уверенность в том, что семейная жизнь-то от них зависит низкий уровень мотивации к созданию в будущем собственной семьи, отсутствие счастливого опыта семейных отношений.

В ходе исследования был проведен анализ отклонений в межличностных отношениях младших школьников и родителей, на основе этого был разработан ряд рекомендаций.

Родителям, чтобы научить ребенка общению, необходимо знать возрастные особенности личности ребенка, своеобразие личностных характеристик (психологию мальчиков и девочек), предоставлять ребенку право самостоятельно решать проблемы, выходить из конфликтных трудных ситуаций.

Педагогу необходимо быть в контакте с родителями детей, знать роль ребенка в семье, чтобы корректировать его общение со сверстниками, подключать, если необходимо, к работе школьного психолога для выявления психических особенностей каждого ребенка методами диагностики и коррекции межличностных отношений. То есть задача взрослых помочь каждому реализовать свои возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников, что позволит быть более компетентным и в общении со сверстниками, а это достижимо, в основном, внутри семьи.

Тем не менее, проблемы в общении и взаимоотношениях в данном возрасте неизбежны и требуют дальнейшего рассмотрения и решения. Всем выше сказанным данная проблема подтвердилась теоретически и в дальнейшем мы планируем подтвердить и рассмотреть ее на практике.

Нами выявлены особенности изучения социально-педагогической профилактики отклонений в межличностных отношениях младших школьников и родителей, что является основой формирования семейных ценностей.

Профилактика отклонений в межличностных отношениях младших школьников и их родителей важна: она затрачивает меньше сил, времени, средств, позволяет вовремя активизировать ресурс семьи по формированию семейных ценностей.

Можно выделить два направления профилактики отклонений в межличностных отношениях в начальных классах: работа с детьми младшего школьного возраста и работа с родителями младших школьников.

Библиографический список

1. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие. Минск: Пачатковая шк., 2007. 184 с

2. Выготский Л. С. Проблема возраста: собрание сочинений в 6-ти тт. 65 М.: Изд-во «Педагогика», 1986. Т.4. 364 с.

3. Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Семейная политика. URL: http//lesbiru.com 66 (дата обращения 25. 09. 2019)

4. Ермолич С. Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Внешкольное воспитание. 2007. № 9. С. 23-27

5. Легенчук Д. В. Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности: учебное пособие. Москва 2014. 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.