УДК 37.018.1:37.017.92(=512.111) DOI 10.26293/chgpu.2019.102.2.013
М. В. Долгашееа, К. А. Долгашее
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧУВАШЕЙ КАК ОСНОВА ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье выявлен педагогический потенциал семейных ценностей чувашей, их гуманистический характер как основа современного воспитания подрастающего поколения. Установлено, что к семейным ценностям чувашей относятся любовь и взаимопонимание в семье, доверие друг к другу, желание и потребность иметь детей, уважение, поддержка и забота. Одной из главных целей чуваша в жизни было благополучие его семьи, родителей, детей как основы продолжения рода.
Ключевые слова: чуваши, семейные ценности, чувашская семья, гуманистическое воспитание.
М. V. Dolgasheva, К. A. Dolgashev
FAMILY VALUES OF THE CHUVASH AS THE BASIS OF HUMANISTIC EDUCATION OF THE COMING GENERATION
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The work reveals the pedagogical potential of the Chuvash family traditions, their humanistic character as the basis of the modern upbringing of the younger generation. The authors have established that the family values of the Chuvash include love and mutual understanding in the family, mutual trust, desire and need to have children, respect, support and care. One of the main goals of the Chuvash was welfare of the family, parents, children as the basis for procreation.
Keywords: Chuvashes, family values, Chuvash family, humanistic education.
Актуальность исследуемой проблемы. В современных социокультурных условиях наблюдается кризис семьи, характеризующийся нарушением таких ее устоев, как гуманистические семейные традиции, являющиеся, по словам В. В. Путина, «духовными скрепами» общества. Поэтому одной из наиболее важных черт современного цивилизованного мира, его важнейшей проблемой становится усиление роли семьи как ведущей ячейки общества в формировании семейных ценностей подрастающего поколения.
В течение тысячелетий в воспитании чувашей отбирались и сохранялись приемы, методы и средства формирования семейных ценностей. Их изучение и использование может помочь и современным родителям.
Цель исследования состоит в выявлении и обосновании гуманистического характера семейных ценностей чувашей, востребованных современной системой образования.
Материал и методика исследований. Обоснованию семейных ценностей чувашей как основы гуманистического воспитания подрастающего поколения послужил анализ педагогической, этнопедагогической литературы, произведений устного народного творчества. Основными методами исследования явились обобщение педагогических фактов и явлений, изучение литературных источников.
Результаты исследований и их обсуждение. Семья всегда рассматривалась педагогической наукой в качестве главного социального института воспитания детей, подготовки их к жизни на основе выработанных и проверенных временем духовно-нравственных ценностей.
Сложившиеся на протяжении многовекового жизненного опыта представления народов о детях и их родителях систематизировались, отразившись в сочетании проверенных на практике, продуманных с педагогической точки зрения советов, рекомендаций, правил и норм поведения, что свидетельствует о богатстве, зрелости педагогической культуры народа. Современное образование подчеркивает огромную важность формирования семейных ценностей в воспитании подрастающего поколения.
Из определения, данного в «Педагогическом словаре» («воспитание - целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализации его задатков и внутренних резервов» [9, с. 15]), исходит понятие «гуманистическое воспитание», представляющее собой «процесс формирования гуманных качеств личности, которое предоставляет человеку возможность почувствовать себя морально, социально ... защищенным» [10]. А такую защищенность обеспечивает в первую очередь семья с ее традиционными ценностями, которые сконцентрированы на любви к детям.
С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» термин «ценность» объясняет следующим образом: «1. Цена, стоимость. 2. Важность, значение. 3. Ценный предмет, явление» [8, с. 726]. В «Большом толковом словаре русского языка» семейные ценности понимаются как «...относящиеся к семье, связанные с жизнью семьи, в семье» [3, с. 1173]. Исследователь С. П. Акутина дает свое определение семейным ценностям: «духовно-нравственные ориентиры, социально-одобряемые и разделяемые большинством людей, служащие эталоном, идеалом для всех людей и определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи» [1, с. 52].
Анализ научной литературы по педагогике, этнопедагогике чувашского народа, фольклорных источников позволяют выявить и определить роль, педагогический потенциал семейных традиций чувашей, их гуманистический характер как основу современного воспитания подрастающего поколения.
Являясь отражением исторического становления чувашского народа, семья выступает его неотделимой составной частью. В ней члены семьи совместно вели хозяйство, использовали результаты своего труда. Таким образом, она являлась экономически самостоятельной ячейкой общества.
Семейно-родственные отношения у чувашей были и остаются на первом плане. От любви к родному дому идут почитание матери, отца, чувство любви к Родине, память о предках. По мнению известного деятеля просвещения чувашского народа, талантливого историка и этнографа В. К. Магницкого, «родство в поэтических воззрениях чувашского народа составляет своеобразный культ, вся народная этика сводится главным образом к так называемой семейной нравственности, основанной на чувстве родства» [12, с. 33]. Схожую мысль высказывал российский и советский языковед, тюрколог Н. И. Ашмарин.
К семейным ценностям чувашей относятся желание и потребность иметь детей, любовь к ним, что мы видим в чувашских пословицах и поговорках: Ача-пача пурт тул-таратъ (При детях дом полон); Ача пйхакан выдса вилмен, йыта пйхакан выдса вилнё (Кто водится с ребенком, с голоду не умрет, а кто ходит за собаками, умрет с голоду). В последней поговорке говорится о том, что детей нужно воспитывать с раннего детства, они затем отблагодарят родителей своей заботой и вниманием.
В чувашском народе одобрялось желание иметь много детей. «Пёр ача пуличчен, пёрре те ан пултар», - гласит чувашская пословица.
В ряде чувашских сказок описывается, как бездетные старые люди все время мечтают о том, чтобы иметь детей. Так, в сказке «Богатыри», благодаря Пихамбару, языческому богу,
у старика со старухой рождается сын из коры, «богатырь» ростом с пальчик [14, с. 67]. В сказке «Няня» у старика со старухой был грудной ребенок, мальчик-с-пальчик, светозарный, как луна [14, с. 100]. В сказке «Волшебный конь» старик находит в гнезде тридцать одного ребенка, и «все без рубах. Положил этих детей в карманы, за пазуху, в подол и вернулся домой» [14, с. 284]. В некоторых сказках говорится о многодетных семьях. В сказке «Мамылдык» упоминается, что в старину у чуваша по имени Тунгылдык было три дочери и один сын [14, с. 160].
В чувашских деревнях не было брошенных детей. Родственники или соседи забирали сирот к себе, воспитывали их как родных. В своих воспоминаниях патриарх чувашского народа И. Я. Яковлев писал: «Семью Пахомовых я считаю моей родной. К этой семье до сих пор я храню самые родственные теплые чувства. В семье этой меня не обижали, относились как к родному ребенку. Я долго не знал о том, что семья Пахомовых мне чужая... Только когда мне исполнилось лет 17... я узнал, что это не родная мне семья» [15, с. 50].
За то, какими вырастут дети, большую ответственность несут родители, считали чуваши. Это видно в чувашских пословицах: Амашё епле, хёрё дапла (Какова мать, такова и дочь); Ашшёпе ывалё пёр урапапах чупаддё (Отец и сын катаются в одной повозке); Ардын ача ашшё думне дыпадатъ, хёр ача амашё думне дыпадатъ (Сын льнет к отцу, а дочь - к матери) [13, с. 138-139]. То, как вели себя родители, их высокая нравственность являлись основными методами и средствами воспитания в семье. В обязанность матери входило воспитание дочери, воспитание сына считалось обязанностью отца.
Материнство в чувашской этнопедагогике рассматривается как высшая духовная ценность. С детства подрастающее поколение воспитывалось в подчинении и почтении к матери. «Анне - кепе, унпа вйрсма юрамасть (Мать - святыня, с ней не спорят)» [13, с. 133], - гласит чувашская поговорка. Дети старались радовать мать своими поступками, чтобы заслужить ее похвалу. Через всю жизнь чуваш проносил связь со своей матерью.
Д. Е. Егоров, основатель первого в стране Музея материнской славы, находящегося в стенах Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, в своих исследованиях о традиционном воспитании в чувашской семье отмечал, что роль матери была исключительной в воспитании детей обоего пола [7]. Чувашская пословица Амашё маттур пулсан, ашшё утериех пулмасан та, ачисем йнаддё (Если мать - сильный человек, то дети вырастают хорошими людьми и тогда, когда отец не особенно хорош) подчеркивает роль матери в воспитании. Она во все времена являлась олицетворением жизненной мудрости, добра и домашнего уюта. Не зря древние чуваши верили, что самым страшным проклятием является проклятие матери, которое, как они считали, обязательно должно сбыться.
Хотелось бы отметить, что браки среди чувашей распадались редко. В «Завещании родному чувашскому народу» И. Я. Яковлев писал: «Семейные заветы всегда были крепки среди чувашей» [15, с. 600]. Разводы не одобрялись и считались безнравственным явлением. Нравственная ценность чистоты до брака и верности в семье ставилась очень высоко. Основой семьи в представлении народа являлась взаимная любовь. Многочисленны пословицы в этнопедагогике чувашской семьи: Адта юрату, унта дута (Где любовь, там и свет); Qypen лаша дул дути, савна арам чун дути (Бойкая лошадь - украшение пути, любимая жена - украшение жизни); Чан-чан юрату еутра та дунмастъ, шывра та пут-мастъ (Подлинная любовь и в огне не горит, и в воде не тонет); Арла-арамла дыннан пёр дйеара сурас пулатъ (Жена с мужем должны есть из одного рта) [13, с. 128-129].
Хорошее здоровье считалось у чувашей залогом счастливой жизни: Сывлах -пурлах (Здоровье - богатство) [13, с. 121]. Любовь к детям проявлялась прежде всего в заботе о состоянии их здоровья. Взрослые и дети выполняли тяжелую работу с утра, пока были полны сил. Они вставали с восходом солнца, ложились спать с его заходом.
«Ирхи 5? малалла каять» (Утром работа спорится); «Касхи с с каялла пулать» (Вечерняя работа не спорится) [13, с. 69], - гласят чувашские пословицы. Во время обеда вся семья отдыхала, набиралась сил, чтобы потом приступить снова к труду.
В чувашских семьях всегда с большим уважением и любовью относились к пожилым. Старые люди были лучшими воспитателями подрастающего поколения, так как имели богатый жизненный опыт. Об этом говорится в следующих чувашских пословицах: Ватти ас памасйр ёд йнмастъ (Без совета стариков дело не пойдет); Ватти дук пул-сан - латти дук (Нет старого, нет порядка); Ват дын тйват дын шутне тана (Один старый человек стоит четверых) [13, с. 131]. Старики имели полное право наказывать, порицать молодежь.
Во время работы на поле родители оставляли своих малолетних детей у какой-либо бабушки. У нее собирались ребята двух-трех, а то и более семей, в ее ведении находилось 8-9 и более детей. Она целый день возилась с ними, кормила, рассказывала сказки, делала какие-то примитивные игрушки, учила ребят постарше чему-нибудь, а младшие наблюдали за этим.
На каждой улице в деревне было несколько таких бабушек. Часто живущие рядом бабушки ходили друг к другу со своими подопечными детьми, совершали прогулки в лес, на местные луга, к протекающей рядом реке. Знакомство и игра детей друг с другом способствовали развитию и укреплению чувства коллективизма.
Дедушки и бабушки занимались большинством воспитательных функций, наказывали или хвалили, следили за поведением, беседовали со своими внуками и правнуками, используя в своей речи чувашский фольклор (сказки, загадки, пословицы и поговорки), следили за питанием, опрятностью в одежде.
Чувашский народ считал важным приобщение детей к труду, всегда подчеркивал необходимость начать это делать как можно раньше: Виддёри ывал ача ашшёне пулаштар, виддёри хёр ача амашне пулаштар (Пусть трехлетний мальчик помогает отцу, трехлетняя девочка - матери) [13, с. 138].
В исследовании К. В. Пушкиной отмечается, что роль отца в семье, атмосфера доверия и взаимного уважения являются «главными средствами воспитания детей в патриотическом духе и любви к труду» [11, с. 165]. Родители своим примером в труде воспитывали своих детей. У отца было много работы по хозяйству. Когда выдавалась свободная минутка, он занимался детьми, приучал их к труду. Он показывал им, например, как чинить, а затем и как плести лапти. Поэтому даже 5-6-летние мальчики уже умели их чинить. Судя по этнографическим документам, приучение к труду у чувашей начиналось с семи-восьми лет. Дети гоняли скотину на водопой, носили родителям на поле обед, воду, стерегли коров.
Академик Г. Н. Волков отмечал, что крестьянские дети с 12—13 лет трудились вместе с родителями, могли выполнить любую работу. С отцом мальчик обрабатывал землю, когда отец пахал, сын бороновал. Отец учил сына держать соху, регулировать глубину пахоты. Потом сын пробовал пахать самостоятельно, находясь под строгим контролем отца. Где главы семьи не было, работа по хозяйству полностью ложилась на плечи подростка [4], [5].
Вместе с матерью девочки-подростки копали картофель, поливали огород, пропалывали грядки, занимались приготовлением еды, убирались дома и во дворе, занимались рукоделием на досуге.
Согласно нормам поведения чувашей родители не баловали своих детей. Похвала в чувашской народной педагогике была трех видов: индивидуальная, в присутствии товарищей, когда ребенка ставили в пример остальным, и в присутствии родителей [6, с. 180].
Востребованность традиционных семейных ценностей, перенос их в современную систему воспитания является «одной из важнейших целевых установок в жизнедеятель-
ности этноса. В этой связи именно традиции выполняют роль социальных механизмов передачи опыта старшего поколения младшему» [2, с. 73].
Гуманистическое семейное воспитание детей, ориентированное на формирование и развитие у них таких качеств, как уважение к старшим, любовь к младшим, почитание родителей, милосердие, уступчивость, обеспечивает семье роль важного социального института в поликультурном обществе. Особую важность в решении проблемы гуманистического воспитания подрастающего поколения на семейных ценностях чувашей приобретает то обстоятельство, что любовь к родительскому дому, родной земле способствует воспитанию гражданина Отечества.
Резюме. Обобщение этнопедагогической информации, анализ научной литературы позволяют сделать вывод о том, что такие характерные для чувашей семейные ценности, как любовь и взаимопонимание, уважение старших, обходительное отношение к женщине, воспитание детей, составляют благополучие и устойчивость семьи, тем самым обеспечивая продолжение рода. Зафиксированные в устной и письменной формах традиции, пришедшие из устного фольклора мысли, примеры, пословицы, поговорки, сказки, этнографические зарисовки вполне возможно рассматривать в качестве ценностного багажа чувашской народной педагогики. Будучи этнопедагогическим материалом, они могут быть органично включены в современный образовательный контекст.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акутина С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2. - С. 51-54.
2. Арестова В. Ю., Кузнецова Л. В. Основные тенденции этнокультурного воспитания на современном этапе: региональный аспект // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 3(87). - С. 72-78.
3. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. - СПб. : Норинт, 1998. - 1536 с.
4. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика : очерки. - Чебоксары : Чувашгосиздат, 1958. - 260 с.
5. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары : Чебоксарская типография № 1,2004. - 488 с.
6. Долгашева М. В., Долгашев К. А. Использование методов поощрения и наказания в чувашской этно-педагогике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2018.-№2(98).-С. 179-184.
7. Егоров Д. Е. Женщины-матери земли чувашской. - Чебоксары : Чувашия, 1999. - 216 с.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - 4-е изд., стереотип. - М. : АЗЪ, 1997. - 768 с.
9. Педагогический словарь : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. И. За-гвяздинского и др. - М. : Академия, 2008. - 352 с.
10. Поддъяков H. Н. Вопросы психологического развития ребенка. - М. : МГЛУ, 2000. - 202 с.
11. Пушкина К. В., Николаева Н. В. Традиции воспитания в современной чувашской семье // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 6(55). - С. 161-168.
12. Сокольникова Э. И. Этнопедагогика чувашской семьи. - М. : МГОПУ, 1997. - 384 с.
13. Чувашские пословицы, поговорки и загадки : сборник / сост. Н. Р. Романов. - 3-е изд. - Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 2012.-351 с.
14. Чувашские сказки : сборник. - М. : Художественная литература, 1937. - 285 с.
15. Яковлев И. Я. Моя жизнь : воспоминания. - М. : Республика, 1997. - 697 с.
Статья поступила в редакцию 05.04.2019
REFERENCES
1. Akutina S. P. Semejnyj uklad v vospitanii duhovno-nravstvennyh cennostej shkol'nikov // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2009. - № 2. - S. 51-54.
2. Arestova V Yu., Kuznecova L. V. Osnovnye tendencii etnokul'turnogo vospitaniya na sovremennom etape: regional'nyj aspekt // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2015.-№3(87).-S. 72-78.
3. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka / pod red. S. A. Kuznecova. - SPb. : Norint, 1998. - 1536 s.
4. Volkov G. N. Chuvashskaya narodnaya pedagogika : ocherki. - Cheboksary : Chuvashgosizdat, 1958. -260 s.
5. Volkov G. N. Chuvashskaya etnopedagogika. - Cheboksary : Cheboksarskaya tipografiya № 1,2004. - 488 s.
6. Dolgasheva M. V., Dolgashev K. A. Ispol'zovanie metodov pooshchreniya i nakazaniya v chuvashskoj etno-pedagogike // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2018.-№2(98).-S. 179-184.
7. Egorov D. E. Zhenshchiny-materi zemli chuvashskoj. - Cheboksary : Chuvashiya, 1999. -216 s.
8. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka. - 4-e izd., stereotip. - M. : AZ", 1997. - 768 s.
9. Pedagogicheskij slovar' : uchebnoe posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. V. I. Zag-vyazdinskogo i dr. - M. : Akademiya, 2008. - 352 s.
10. Podd"yakov H. N. Voprosy psihologicheskogo razvitiya rebenka. - M. : MGLU, 2000. - 202 s.
11. Pushkina К. V., Nikolaeva N. V. Tradicii vospitaniya v sovremennoj chuvashskoj sem'e // Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. -2017. -№ 6(55). - S. 161-168.
12. Sokol'nikova E. I. Etnopedagogika chuvashskoj sem'i. - M. : MGOPU, 1997. - 384 s.
13. Chuvashskie poslovicy, pogovorki i zagadki : sbornik / sost. N. R. Romanov. - 3-е izd. - Cheboksary : Chuvashknigoizdat, 2012. - 351 s.
14. Chuvashskie skazki: sbornik. -M. : Hudozhestvennaya literatura, 1937. -285 s.
15. Yakovlev I. Ya. Moyazhizn' : vospominaniya. -M. : Respublika, 1997. -697 s.
The article was contributed on April 05, 2019
Сведения об авторах
Долгашева Мира Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Долгашев Константин Александрович - кандидат педагогических наук, профессор кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Dolgasheva, Mira Vyacheslavovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Dolgashev, Konstantin Aleksandrovich - Candidate of Pedagogics, Professor of the Department of Fine Arts and Methods of Teaching, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]