УДК - 316 БИККИНИНА Джамиля Дамировна,
ББК - 60 магистрант социологического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [email protected]
22.00.03 — экономическая социология и демография
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ: ТРАДИЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы трансформации ценностей семьи в представлениях современной молодежи. Показана актуальность изучения места семейных ценностей в молодежной среде. Рассматривается роль семьи в системе ценностей молодого поколения. Анализируется содержание преобразований в сознании молодежи таких семейных ценностей, как брак, супружество, родительство, а также отношение молодых людей к однополым бракам.
Ключевые слова: семья, брак, ценностные ориентации, семейные ценности, особые формы брака.
BIKKININA Jamila Damirovna,
the student of sociological faculty of the Moscow state
University. M. V. Lomonosov [email protected]
THE IMAGE OF THE FAMILY IN THE PUBLIC CONSCIOUSNESS: THE HISTORICAL AND SOCIOLOGICAL ASPECT
Abstract. The article is devoted to the study of the problem of transformation of family values in the representations of modern youth. The relevance of studying the place of family values precisely in the youth environment is shown. The role of the family in the system of values of the younger generation is considered. The content of transformations in the minds of young people of such family values as marriage, marriage, parenthood is analyzed; as well as the attitude of young people to same-sex marriage.
Keywords: family, marriage, value orientations, family values, special forms of marriage.
Человеческую жизнь определяет совокупность ценностей, базовыми из которых являются жизнь, мир, семья, здоровье, добро, любовь, красота и др. Одной из задач человеческого сообщества в условиях глобального кризиса выступает необходимость сохранить приоритет этих общечеловеческих категорий. Не требует доказательств и то, что семья до сих пор остается одной из самых существенных человеческих ценностей, несмотря на влияние экономического влияния в развитии общества на функционирование семьи и доминирование потребительского индивидуализма.
Начало XXI в. рассматривается многими учеными как период кризиса современной семьи в целом, время перестройки в отношениях поколений, приводящей, в том числе, к возникновению межпоколенного родительско-юношеского конфликта. Социологи и психологи фиксируют такие явления, как изменение конфигурации семьи, обнаружение новых гендерных ролей, трансформация гендерной идентичности и т.д. Подобные преобразования, касающиеся семьи, могут иметь значительные социокультурные последствия для государства в целом, что определяет необходимость изучения статуса и наполнения семейных
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017
ценностей в представлениях общества. Вместе с тем, по мнению специалистов, «в рамках социологии интерес к семейным ценностям человека имеет волнообразную динамику, что отчасти связано с глубинными трансформациями общества и имплицитным переходом от семейных проблем к более актуальным» [3, с. 220].
Кардинальные перемены в экономической, политической и духовной сферах общества повлекли за собой преобразования в семейно-брачных отношениях. Новое толкование дается самому конструкту «семья»; наблюдаются изменения в представлениях о браке, который все чаще перестает быть законной формой семейных отношений. Традиционная нуклеарная («ядерная») семья сегодня существует рядом с «двухядерными» семьями (когда оба родителя создают другие семьи и ребенок оказывается в двух новых семьях), с семьей с одним родителем, с «сетевыми семьями» (когда связи с партнерами сохраняются по нескольким последовательным бракам) и, наконец, с однополыми семьями.
Претерпевают трансформации и такие семейные ценности, как супружество, ро-дительство, детность, родство. Так, нукле-арная семья, сохранявшая социальные стереотипы, традиционно была детоцент-ричной. Дезинтеграция семьи, повсеместный рост числа разводов, ставшая нормой смена гендерных партнеров и партнеров по браку — все это привело к уменьшению внимания родителей к ребенку, к воспитанию детей в неполных или нетрадиционных семьях. В общественном сознании постепенно утвердился переход от образа семьи «ребенок-король с родителями» к образу «пара королей с ребенком» (Дирк ван де Каа и Рон Лестиг) [14, с. 9-24]. Этому явлению во многом способствовало массовое распространение так называемого карьерного типа семьи, в которой родители поглощены борьбой за достижение высокого социально-экономического статуса. Сверхвовлеченность в производство, сосредоточенность на улучшении материальных условий в современных семьях нередко определяют «охлаждение» и взаимоотношений между родителями, и их отношения к ребенку (об этом, например, сви-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017
детельствует распространенная ориентация родителей на передачу воспитания детей в руки наемных педагогов-гувернеров).
Таким образом, для современного общества характерно разнообразие семейных ценностей и их значительная трансформация. В наше время наблюдается тенденция к адаптации традиционных ценностей к новой социальной среде, что, в свою очередь, нередко приводит к возникновению конфликта ценностей. Наиболее остро данные процессы отражаются в сознании самого динамичного и перспективного социального слоя - молодежи.
Изучение проблемы трансформации ценностей семьи в представлениях молодого поколения обусловливает установление содержания дефиниций «ценность», «ценностные ориентации молодежи», «семья», «семейные ценности».
Существует множество определений понятия «ценность», и имеющих общий, очень широкий смысл, и сводящих это понятие до явлений мотивационного процесса. В философии термин «ценность» используется для указания на человеческое, социальное значение объектов и явлений, апеллирующее к миру должного, к смысловому основанию человеческого бытия. Ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Личностный смысл ценностей - это их отношение к потребностям человека. Наряду с другими социально-психологическими образованиями ценностные ориентации выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельного человека или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этического статуса и пр.
Ценности носят двойственный характер, поскольку, с одной стороны, они исторически обусловлены, а, с другой стороны, заключая опыт конкретного субъекта, -индивидуальны. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное чле-
нам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности [6]. Ценности конкретного человека формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые он входит.
Ценности, таким образом, могут быть охарактеризованы и как социальный феномен, выступающий важным связующим звеном между человеком, его внутренним миром и окружающей действительностью. Ценностные ориентации личности в таком контексте могут быть охарактеризованы как ориентация на определенные социальные ценности. В процессе выбора ценностей реализуется «устремление личности или группы к различным формам социальной значимости» [6, с. 13].
Для молодежи характерна устойчивая ориентация — совпадение стремлений личности с ее реальным поведением — на ценности ближайшего социального окружения. Становление ценностных ориентаций молодого человека проходит ряд этапов структурной иерархии окружающих его ценностей, что позволяет сформироваться внутриличностной системе социальной ориентации.
Анализируемая проблематика предполагает рассмотрение семьи как социальной ценности. На основе соотнесения индивидуальной и общественной значимости института семьи как целостного объекта она сохраняет свое значение в качестве интегрирующего посредника между индивидуальным и общественным бытием [10], когда смысложизненные ценности получают интерпретацию как интериоризированные семейные ценности.
Согласно общепринятой трактовке, семья — это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединенная общностью быта и ведения хозяйства, рождением и воспитанием детей, правовыми и нравственными отношениями [9]. Взаимная ответственность в семье детерминируется социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, в физическом и духовном обновлении общества. Исследователи выделяют такие функции семьи,
как репродуктивная, воспитывающая, социализирующая, коммуникативная, хозяйственно-бытовая, рекреативная, развивающая и др. В свою очередь, семейные ценности трактуются как «культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия» [11, с. 14]. К традиционным семейным ценностям относят любовь, родительство, воспитание детей, взаимный интерес, понимание, толерантность, взаимоуважение, постоянство, верность и пр. По мнению сторонников нук-леарной семьи, достижение этих ценностных ориентиров возможно только в семьях подобного типа.
Очевидно, что одной из главных задач функционирования семьи выступает рождение и воспитание детей. В процессе воспитания и образования детей целевым и ценностным идеалом для родителей является формирование ответственной личности, в полной мере владеющей навыками жизни в обществе, искренне разделяющей общечеловеческие ценности. Такое понимание не может достигаться без получения молодым человеком практического опыта жизни в обществе, взаимодействия с другими людьми, навыков общения, терпимости к проявлениям иных взглядов и позиций, без воспитания чувства ответственности за себя и окружающих, без активного включения в процесс созидания будущего.
Как было показано выше, трансформация системы семейных ценностей произошла вслед за переменами в последние десятилетия во всех сферах общества. Изучению вопросов, касающихся ценностных представлений молодежи о семье, посвящен ряд научных исследований (Ю.С. Жиров, С.П. Иваненков, С.А. Ильиных, О.В. Кучмаева, А.А. Митрикас, А.Д. Парамонова, Т.К. Ростовская, В.Р. Тле-мешок, И.В. Троцук, Б.Б. Хубиев, Е.М. Черняк и др.). Их авторы выясняли многие важные аспекты названной темы: какие ценности семьи наличествуют в представлениях молодого поколения вообще и насколько они коррелируют с традиционным набором семейных ценностей; какие из них
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017
считаются идеальными, а какие определяются как реальные ценности; обусловливается ли содержание семейных ценностей молодежи гендерным фактором и пр. Среди представлений о базовых ценностях семьи, содержание преобразований в которых важно изучить именно у нового поколения, ученые выделяют ценности брака, супружества, родительства, родства (родственных связей). Значительное место в современных социологических исследованиях занимает задача выявления отношения молодежи к активно утверждающимся в западных странах однополым бракам.
Как известно, в современный период во всем мире претерпевает сущностные изменения как сам социальный институт брака, так и отношение к нему различных групп населения. К традиционной форме зарегистрированного гражданского брака между мужчиной и женщиной добавились такие формы брачных отношений, как свободное сожительство мужчины и женщины, а также так называемые особые формы брака - однополый брак (регистрируется в некоторых странах), однополое сожительство, многоженство (полигиния), сожительство нескольких мужчин и женщин. При этом сохранилась и религиозная форма брака - союз, освященный церковью.
По данным исследования С.А. Ильиных, в представлениях молодежи «ценность брака, хотя и продолжает быть значимой, все же умаляется его незарегистрированной формой» [3, с. 221]. Студенческая молодежь, выступавшая респондентами в эксперименте С.А. Ильиных, в целом положительно относится к зарегистрированной форме брака, признавая его неким «идеальным вариантом» (абсолютной ценностью), однако в реальной жизни молодые люди и девушки вполне лояльно и позитивно оценивали и свободное сожительство мужчины и женщины, воспринимая его как допустимую «репетицию» перед настоящим брачным союзом [3, с. 222].
Вместе с тем, как показали результаты исследования, проведенного в студенческой среде В.Р. Тлемешок и Н.Ф. Диановой, в представлениях молодежи между поня-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017
тиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь: опрашиваемые трактуют семью как официально зарегистрированный брак, пожизненный союз мужчины и женщины, как нуклеарную семью с двумя и более детьми [7, с. 207].
Анализируя значимость для молодого поколения таких семейных ценностей, как триединство «супружество — родитель-ство - родство», ученые отмечают определенное снижение ценности супружества [3]. В данной триаде дифференциация осуществляется по уровню внутрисемейных связей: первичными выступают ценности супружества и родительства, далее следует ценность наличия родственников — родство или родственные связи. При этом в ценностях супружества молодежь выделяет как важность равноправия супругов, так и возможность доминирования (лидерства) одного из них. Социологи подчеркивают, что для молодого поколения студенческого возраста также значимы вопросы поведения родителей в семье, характер их взаимоотношений, наличие межличностных коммуникаций, присутствие взаимоподдержки и взаимопонимания. Девушки также выделяли среди ценностей супружества «детность» (обязательное наличие в семье детей), в том числе и многодетность [3, 7]. В ответах респондентов в исследовании В.Р. Тлемешок и Н.Ф. Диановой зафиксирована как важная семейная ценность ценность воспитания детей [7, с. 208]. В нашей стране большое значение для молодежи имеет ценность родства (родственных связей). Традиционная для России так называемая расширенная семья предполагает наличие братьев, сестер и старшего поколения. Это также имеет положительно значение для укрепления семейных ценностей, поскольку именно ценность родства дает молодой семье возможность взаимодействия и взаимопомощи родственников [3].
В аспекте взглядов на однополые формы брака в ряде исследований [3, 7] выявлено преобладание у российской молодежи отрицательного отношения к однополым союзам. При этом эксперименты показали присутствие гендерного фактора в формировании ответов: молодые люди
проявили большее неприятие к «особым формам» брака, нежели девушки. Как и в аспекте «зарегистрированный брак — свободное сожительство» в отношениях мужчины и женщины, определенные нюансы присутствовали и в оценках однополых союзов. С.А. Ильиных выявила тенденцию к снижению отрицательных реакций до безразличия в отношении к ситуации свободного (незарегистрированного) сожительства представителей одного пола.
Общеевропейская направленность на легализацию «особых форм» брака и постепенное принятие их в сознании молодого поколения не может не вызывать тревогу, поскольку одобрение однополых союзов приводит к искажению таких важнейших ценностей семьи, как супружество и родительство. С разрушением традиционной семьи ухудшается социально-демографическая ситуация, нарушается баланс многих социальных институтов общества, а ребенок, воспитываемый в однополом союзе, не получает полноценной социализации в результате негативного воздействия семьи как малой группы на личность. Тем не менее, как показывают исследования, проводившиеся в нашей стране, «несмотря на колоссальное информационное давление в навязывании ложных деструктивных "ценностей", молодые люди в основе своей испытывают здоровые и физиологические, и психологические, и социальные, и духовные, и этико-моральные потребности, что, несомненно, может только радовать» [7, с. 208].
Таким образом, в современных условиях утраты обществом многих культурно-нравственных традиций и ценностей особое значение приобретает изучение отношения человека к семье. Семья на протяжении всей истории человечества остается наиболее устойчивым социальным институтом, обладающим всем комплексом социальных функций и ролей, для которых общество его создает, охраняет и поддерживает. Очевидно, что изучение роли и места семейных ценностей наиболее актуально именно в молодежной среде, поскольку данная социально-демографическая группа представляет собой основу общества в фамилистическом аспекте. Нали-
чие в сознании молодежи как абсолютных, так и относительных семейных ценностей, большая роль гендерного фактора позволяют говорить о наличии проблемных аспектов, которые без должного внимания к ним могут привести к дестабилизации семьи как основы общества. Сегодняшние представления девушек и юношей о семейных ценностях скажутся на завтрашней реальной картине института семьи, на предпочтении тех или иных семейных форм, детности, распределении ролей в семье, а значит, и на стабильности и гармоничности общества. Необходимо изучать процесс и условия формирования представлений молодежи о ценностях семьи, чтобы сделать воспитание и просвещение молодого поколения более содержательным и эффективным.
Список литературы:
1. Жиров Ю.С. Семья в системе ценностей учащийся молодежи / / Сацыяльна-педагапчная работа // 2004. № 6.
2. Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Семейные отношения в ценностном пространстве современной молодежи // Управленческое консультирование. 2015. № 6.
3. Ильиных С.А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Вестник Томского государственного университета (Философия. Социология. Политология). 2012. № 4 (20). Вып. 1.
4. Кучмаева О.В., Ростовская Т.К. Представления молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс // Вопросы управления. 2015. Вып. 34.
5. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. 2004. № 5.
6. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. 2-е изд. М.: Просвещение, 2008. — 339 с.
7. Тлемешок В.Р., Дианова Н.Ф. Представления современной молодежи о семейно-брач-ных отношениях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6.
8. Троцук И.В., Парамонова А.Д. «Статус» института семьи в современном обществе и се-мейно-брачные ценности молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. 2016. Т. 16. № 3.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017
9. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М.: Статистика, 1978. - 224 с.
10. Хубиев Б.Б. Семья как социально-ценностная общность форм бытия человека. Нальчик: Кабардино-Балкарский университет, 2007. - 171 с.
11. Хубиев Б.Б. Трансформация семейных ценностей в современном обществе // Ученые записки Российского государственного социального университета. М.: Изд. РГСУ, 2004. № 1.
12. Черняк Е.М. Семья глазами студентов // Российский журнал социальной работы. 1998. № 2/8.
13. Черняк Е.М. Социология семьи: Учеб. пособие. 3-е изд. М.: Дашков и К, 2004. - 238 с.
14. Van de Kaa D.J., Lesthaeghe R. Two Démographie Transitions? // Population: Growth and Deeline. Deventer: Van Loghum Slaterus, 1986.
Spisok literatury':
1. Zhirov Yu.S. Sem'ya v sisteme eennostej uehashhijsya molodezhi // Saey'yal'na-pedagagiehnaya rabota // 2004. № 6.
2. Ivanenkov S.P., Kuszhanova A.Zh. Semej-ny'e otnosheniya v eennostnom prostranstve sovremennoj molodezhi // Upravleneheskoe konsul'tirovanie. 2015. № 6.
3. Il'iny'x S.A. Semejny'e eennosti molodezhi: tradieii i transformaeii // Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta (Filosofiya. Soeio-logiya. Politologiya). 2012. № 4 (20). Vy'p. 1.
4. Kuchmaeva O.V., Rostovskaya T.K. Predstavleniya molody'x rossiyan o semejnoj zhizni: soeiologieheskij rakurs // Voprosy' upravleniya. 2015. Vy'p. 34.
5. Mitrikas A.A. Sem'ya kak cennost': sostoyanie i perspektivy' cennostnogo vy'bora v stranax Evropy' // Sociologicheskie issledova-niya. 2004. № 5.
6. Ol'shanskij V.B. Lichnost' i social'ny'e cennosti. 2-e izd. M.: Prosveshhenie, 2008. -339 s.
7. Tlemeshok V.R., Dianova N.F. Predstavleniya sovremennoj molodezhi o semejno-brachny'x otnosheniyax // Gumanitarny'e, social'no-e'konomicheskie i obshhestvenny'e nauki. 2015. № 6.
8. Trocuk I.V., Paramonova A.D. «Status» instituta sem'i v sovremennom obshhestve i semejno-brachny'e cennosti molodezhi // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby' narodov. 2016. T. 16. № 3.
9. Xarchev A.G., Mackovskij M.S. Sovremennaya sem'ya i ee problemy'. M.: Statistika, 1978. - 224 s.
10. Xubiev B.B. Sem'ya kak social'no-cennostnaya obshhnost' form by'tiya cheloveka. Nal'chik: Kabardino-Balkarskij universitet, 2007. - 171 s.
11.Xubiev B.B. Transformaciya semejny'x cennostej v sovremennom obshhestve // Ucheny'e zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. M.: Izd. RGSU, 2004. № 1.
12.Chernyak E.M. Sem'ya glazami studentov // Rossijskij zhurnal social'noj raboty'. 1998. № 2/8.
13.Chernyak E.M. Sociologiya sem'i: Ucheb. posobie. 3-e izd. M.: Dashkov i K, 2004. - 238 s.
14.Van de Kaa D.J., Lesthaeghe R. Two Demographic Transitions? // Population: Growth and Decline. Deventer: Van Loghum Slaterus, 1986.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017