Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ'

К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
134
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ / EDUCATION / FAMILY EDUCATION / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES / VALUE FOUNDATIONS OF THE PROCESS OF EDUCATION / FAMILY VALUES OF YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна, Слепухина Галина Владимировна

Проблема воспитания в семье интересовала ученых всегда. Воспитание - это достаточно сложная педагогическая задача, решение которой связано с процессом социализации, формирования и развития личности под влиянием ее непосредственного окружения, в частности, семьи. В статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение отношения молодежи к брачным отношениям и семейным ценностям, как фактора построения процесса воспитания в семье. Работа проводилась на базе общеобразовательных школ г.Орска и г.Магнитогорска В ней приняли участие юноши и девушки в возрасте 17-18 лет - обучающиеся одиннадцатых классов. В исследовании использовался метод анкетирования. В результате проведенного исследования было установлено, что ценность создания семьи, вступления в брачные отношения, хотя и продолжает быть значимой, все же умаляется его незарегистрированной формой; значимой ценностью является форма сожительства, как варианта «пробного брака», дети также оказались актуальной семейной ценностью, в основе создания будущей семьи, для одинадцатиклассников лежат не специфические функции, такие как воспроизводство и воспитание детей, а производные, неспецифические ценности и потребности, такие как любовь, забота и близкие отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна, Слепухина Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF VALUE BASES OF CONSTRUCTION OF PROCESS OF EDUCATION IN A FAMILY

The problem of education in the family has always interested scientists. Education is a rather complex pedagogical task, the solution of which is connected with the process of socialization, formation and development of the personality under the influence of its immediate environment, in particular, the family. The article presents the results of the study, the purpose of which was to study the attitude of young people to marriage and family values, as a factor in the construction of the process of education in the family. The work was carried out on the basis of secondary schools in Orsk and Magnitogorsk it was attended by boys and girls aged 17-18 years - students of the eleventh grades. The survey method was used in the study. As a result of the study it was found that the value of creating a family, entering into marriage, although it continues to be significant, is still diminished by its unregistered form; a significant value is the form of cohabitation, as a variant of" trial marriage", children also turned out to be an actual family value, the basis for the creation of a future family, for eleventh-graders are not specific functions, such as reproduction and upbringing of children, but derivative, nonspecific values and needs, such as love, care and close relationships.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ»

УДК 378.1

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0901-0002

К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА

ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

© 2020

SPIN-код: 3820-8444 AuthorlD: 516485

Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира, 15А, e-mail: andrienko-oa@mail.ru) SPIN-код: 5657-5624 AuthorlD: 547916

Безенкова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования

SPIN-код: 6794-6470 AuthorlD: 437855

Слепухина Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина, 38, e-mail: g.slepukhina@mail.ru) Аннотация. Проблема воспитания в семье интересовала ученых всегда. Воспитание - это достаточно сложная педагогическая задача, решение которой связано с процессом социализации, формирования и развития личности под влиянием ее непосредственного окружения, в частности, семьи. В статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение отношения молодежи к брачным отношениям и семейным ценностям, как фактора построения процесса воспитания в семье. Работа проводилась на базе общеобразовательных школ г.Орска и г.Магнитогорска В ней приняли участие юноши и девушки в возрасте 17-18 лет - обучающиеся одиннадцатых классов. В исследовании использовался метод анкетирования. В результате проведенного исследования было установлено, что ценность создания семьи, вступления в брачные отношения, хотя и продолжает быть значимой, все же умаляется его незарегистрированной формой; значимой ценностью является форма сожительства, как варианта «пробного брака», дети также оказались актуальной семейной ценностью, в основе создания будущей семьи, для одинадцатиклассников лежат не специфические функции, такие как воспроизводство и воспитание детей, а производные, неспецифические ценности и потребности, такие как любовь, забота и близкие отношения.

Ключевые слова: воспитание, семейное воспитание, ценности, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, ценностные основания процесса воспитания, семейные ценности молодежи.

TO THE PROBLEM OF VALUE BASES OF CONSTRUCTION OF PROCESS OF EDUCATION IN A FAMILY

© 2020

Andrienko Oksana Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: andrienko-oa@mail.ru) Bezenkova Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of social work and psychological and pedagogical education Stepu^^ Galina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of social work and psychological and pedagogical education Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, Lenin street, 38, e-mail: g.slepukhina@mail.ru) Abstract. The problem of education in the family has always interested scientists. Education is a rather complex pedagogical task, the solution of which is connected with the process of socialization, formation and development of the personality under the influence of its immediate environment, in particular, the family. The article presents the results of the study, the purpose of which was to study the attitude of young people to marriage and family values, as a factor in the construction of the process of education in the family. The work was carried out on the basis of secondary schools in Orsk and Magnitogorsk it was attended by boys and girls aged 17-18 years - students of the eleventh grades. The survey method was used in the study. As a result of the study it was found that the value of creating a family, entering into marriage, although it continues to be significant, is still diminished by its unregistered form; a significant value is the form of cohabitation, as a variant of' trial marriage", children also turned out to be an actual family value, the basis for the creation of a future family, for eleventh-graders are not specific functions, such as reproduction and upbringing of children, but derivative, nonspecific values and needs, such as love, care and close relationships.

Keywords: education, family education, values, value orientations, terminal values, instrumental values, value foundations of the process of education, family values of youth.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема построения процесса воспитания подрастающего поколения вызывала интерес философов, педагогов, психологов во все времена. В настоящее время, в связи с увеличением понимания роли воспитания в современном обществе, с ростом различных педагогических исследований и эффективным опытом работы образовательных учреждений возрастает значимость и целесообразность построения гуманистических воспитательных систем.

Особое внимание занимает семейное воспитание и

ценности, на которых оно основывается. Отметим, что формирование системы ценностных ориентаций в отношении семьи и брака у современной молодежи представляется сегодня актуальным в контексте происходящих в стране и мире сложных процессов, свидетельствующих о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социального и культурного опыта. Поэтому в настоящее время степень научной разработанности проблемы семейных ценностей находится в центре внимания отечественной и зарубежной философской, социологической, педаго-

гической, социально-психологической наук.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной психолого-педагогической литературы показывает, что проблеме ценностных оснований построения процесса воспитания в семье посвящено достаточное количество исследований.

Различные аспекты данного процесса затрагиваются в работах С.П. Акутиной [1; 2], Ю.Г. Астаховой и М.В. Агасарян [3], Н.С. Ахмедовой [4], С.А. Бурилкиной, Н.Г.Супрун [5], Галеева А.Н. [6], Г.Э Говорухина и И.С. Андросовой [7], А.С.Каминского [5; 8], Е.В. Малеко [9;10], Н.В. Немыкиной [11], Т.К. Ростовской [12], Э.И. Сайфетдиновой [13], Г.С. Тайгуловой [14], М.А. Тома-шевской [15] и др. [16-20].

В качестве ценностных оснований воспитательного процесса определяются «человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые новым поколениям образцы педагогической культуры, представленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни и межпоколенного взаимодействия, педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения» [21].

Ценностная ориентация - «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [22, с. 436] и формируется она на основе ценностей.

Ценности - это всегда многоуровневая система, включающая в себя высшие и второстепенные ценности, составляющие систему важнейших качеств личности, и определяющие основу сознания и поведения личности, обуславливающие непосредственно ее развитие и формирование [11].

Формирование ценностей происходит под влиянием различных сфер жизни человека, при этом одной из первых и самых важных является семья, являющаяся «... важнейшей общечеловеческой ценностью, в которой условия существования самого сообщества людей сообразуются с высокой социальной, природной и духовной целесообразностью» [23, с. 30]. Именно от отношения родителей, их взаимодействия между собой и ребенком зависит становление семейных ценностей личности. Все это формируются в детстве, и остается в течение всей жизни. Отметим, что семья издавна считается хранительницей культурных ценностей и традиций, которые она в ходе духовной, нравственной, трудовой, творческой деятельности, обогащает и передает новым поколениям.

Понятию «семейные ценности» уделяется особое внимание в научных трудах зарубежных и отечественных авторов.

Так, Н.А. Зелевская, считает, что семейные ценности

- это социокультурные предпочтения человека в брач-но-семейной сфере. А именно, в области добрачного поведения пары, выбора партнера, брачно-семейных отношений, родительства, брачно-семейных ролей, супружества [2].

В понимании Ж.Н. Дюльдиной семейные ценности

- это то, что должно быть личностно значимо для человека в семье, что ему дорого, интересно и что должно реализовывать его позитивное представление о семье, взаимоотношениях между ее членами, осознанию собственного места в мире семьи [3].

В работах С.П. Акутиной семейные ценности рассматриваются в контексте духовно-нравственной национальной культуры. Автор выделяет четыре основных группы: «культурно-национальная и кровная самоценность семьи; природно-географические основы воспитания духовно-нравственных ценностей в семье; общественно-государственные основы семьи и семейного воспитания; высшие (абсолютные) духовно-нрав-18

ственные ценности семьи» [1, с.13]. М.С. Мацковский в структуре семейных ценностей выделяет основные сферы, такие как, выбор партнера и добрачные отношения, супружество, брачно-семейные отношения и роли, родительство, родство [4].

Формирование семейных ценностей, прежде всего, происходит в семье. Родительская семья как воспитательная среда имеет идеальные возможности для постоянного и интенсивного общения детей со взрослыми, она показывает пример взаимоотношений полов и будущей семейной жизни, формирует отношение к семье, воспитывает семейные ценности социально-нравственного содержания, моделирует структуру и содержание традиций и совместного культурно-ценностного досуга [6]. Однако в современном обществе наблюдается ослабление роли семейного воспитания и возрастание значимости других общественных институтов. А ведь семейное воспитание играет очень важную роль в формировании у ребенка семейных ценностей.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение отношения молодежи к брачным отношениям и семейным ценностям.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе общеобразовательных школ г.Орска и г.Магнитогорска В ней приняли участие юноши и девушки в возрасте 17-18 лет (500 человек) -обучающиеся одиннадцатых классов. В исследовании использовался метод анкетирования.

В исследовании приняли участие юноши и девушки, воспитывающиеся как в полных семьях, обоими родителями 40%, так и в неполной семье, одним родителем 50%, а часть респондентов 10% воспитывались опекунами. Наши предположения о том, что в настоящее время наблюдается низкая готовность молодых людей к вступлению в брак, связана с распространением мнения о приоритете свободы от обязанностей, свободы отношений, материальных ценностей, подтвердились. Например, одним из крупнейших событий последнего времени в формировании семьи является рост числа не-регистрируемых браков, который сопровождается растущим одобрением такого способа совместного проживания. Проведенное исследование подтвердило эту тенденцию. Так, 35%девушек относятся положительно к незарегистрированным отношениям, 50% нейтраль-но,10% отрицательно и лишь только 5% считают такие отношения неприемлемыми. У юношей взгляды на сожительство немного отличаются, так, 70% ответили, что относятся нейтрально, 25% поддерживают данный тип отношений и относятся к нему положительно, и 5% отрицательно.

Оптимальным возрастом для вступления в брак большинство респондентов считают от 20 до 30 лет. По мнению 65 % юношей отмечается, что создавать семью нужно в 26-30 лет, 25% ответили, что в 20-25 лет, и лишь 10% склоняются к тому, что нужно создавать семью после 30 лет. Для девушек возраст вступления в брачные отношения традиционно раньше, чем для юношей. Это подтверждают и результаты исследования, где 50 % девушек отметили возраст 20-25 лет, 45% респондентов считают, что создавать семью оптимально в 26-30-летнем возрасте, 3%, что в 18-20 лет, а 2% считают, что после 30 лет.

О растущем одобрении гражданских браков свидетельствует также тот факт, что многие респонденты выказали готовность самим вступить в гражданский брак. Большинство респондентов считают, что достаточным условием для создания семьи является желание. В то время как любовь оказалась на третьем месте среди предложенных вариантов. Любовь, как одну из причин вступления в брак выбрали 38% юношей и девушек. В тоже время 60% девушек и 50% юношей, принявших участие в анкетировании, считают, что главной при-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)

чиной для вступления в создания семьи является желание. 44% девушек и 50% парней считают, что важным условием для создания семьи является наличие работы и постоянного дохода. Это объясняется тем, что молодежь занимает неустойчивое финансовое и социальное положение в обществе. Поэтому для молодежи данный аспект является наиболее актуальным, 11% юношей и 28% девушек отмечают наличие собственного жилья, 8 % девушек и 5% юношей считают, что для создания своей семьи необходимо одобрение родителей. Для современного общества одобрение и благословение родителей на брак является скорее идеалом, нравственной установкой и целью, но необязательным условием.

Среди основных причин вступления в официально зарегистрированный брак 86 % девушек и 72 % юношей выбрали «желание создать семью». Так 98 % юношей и 80 % девушек считают, что любовь является основной причиной для вступления в брак. Эти выводы позволяют нам говорить о том, что семейные ценности обретают форму мотивов вступления в брак. При этом, как нам представляется, входе развития личности семейные ценности, и, соответственно, мотивы вступления в брак претерпевают определенную эволюцию, изменяясь не только по содержанию, но и по своему мотивационному статусу, по месту и роли в структуре жизнедеятельности.

Поднимая вопрос о том, является ли семейная жизнь их родителей образцом для подражания, мнения респондентов разделились. Это объясняется тем, что, несмотря на нынешнюю трансформацию детско-родительских отношений и преемственности поколений, во многих семьях авторитет родителей остается неизменно уважаемым и почитаемым. Для 50% респондентов модель родительской семьи не является образцом для подражания. Это свидетельствует о том, что данные семьи не являются благополучными, либо отношения в этой семье не соответствуют морально-нравственным установкам молодого поколения.

Для современного российского общества, в большинстве своем, характерен тип демократической (партнерской) семьи. В такой семье происходит равноправное распределение обязанностей и равное участие в решениях возникающих семейных проблем обоими супругами. Это подтверждается результатами, полученных при проведение анкетирования. Так 61% респондентов считает, что отношения в их семье являются демократическими, где супруги равноправие и решения принятия совместных решений. В тоже время 28% девушек и 12% юношей считают, что их семья имеет матриархальный уклад, в котором главная роль принадлежит женщине, она принимает важные решения и отвечает за семью в целом. Однако. 28% юношей отметили, что их семья носит патриархальный уклад, где глава семьи мужчина. Такого мнения придерживаются лишь 5% девушек. Отсюда мы можем сделать вывод, что и для современных семей не характерна традиционная установка, где мужчина - глава в семье. Современная семья претерпевает трансформационные процессы семейно-брачных отношений, это не только изменение структуры и численности семьи, но образование новых ценностных ориентаций и новых нормативных семейных кризисов и многое другое.

Родство является одной из составляющей ценностного триединства «супружество - родительство - родство». Родство рассматривалось нами в аспекте как поддержания взаимоотношений с родителями, после создания своей семьи, так и совместного проживания. Согласно проведенному эмпирическому исследованию, мы получили распределение ответов следующим образом: 83% опрошенных девушек, и 89% юношей хотели бы поддерживать отношения с родительской семьей после вступления в брак, но жить предпочитают отдельно. Так 14% респондентов девушек и 11% юношей считают, что поддерживать близкие отношения с родителями не стоит, и нужно жить полностью самостоятельно. И лишь 3% девушек изъявили желание остаться жить в ро-

дительской семье, после создания собственной. Эти показатели свидетельствуют о том, что ценность родства, а значит, и ценность расширенной семьи, сегодня существенно снижены.

Интересно, что 61% представительниц женского пола и 38% респондентов мужского пола поддерживают партнерские отношения и в обязанностях материального характера. Они придерживаются мнения о том, что супруги должны делать одинаковый вклад в семью, как в финансовой, так и в бытовой сфере. Отличное от данного мнения высказали 61% юношей, которые считают, что мужчина должен финансово обеспечивать семью, а женщина, в свою очередь, должна развиваться и иметь свои интересы. При этом жена может работать, если это не несет ущерб ее первоначальным обязанностям. Данное мнение поддержали лишь 28% девушек. Стоит отметить, что 31% опрошенных девушек хотели бы, чтобы основную часть финансовой ответственности в семье на себя взял супруг, при этом они могли бы также работать. Только 3% девушек считают, что каждый из супругов должен содержать себя самостоятельно и при этом не зависеть от партнера. Никто из опрошенных парней не поддержал данную точку зрения.

Ведущим мотивом создания семьи, вступления в брак для 61 % девушек является обоюдная забота о партнере, наличие человека, который может оказать поддержку в любой жизненной ситуации. Данное мнение поддержали 39% молодых людей. В тоже время 56% девушек считают, что создавать семью нужно, чтобы всегда быть рядом с любимым человеком. В то время как для половины опрошенных юношей, данное мнение является приоритетным. Так 39% юношей и 42% девушек считают мотивом для создания семьи - для продолжения рода. А 39% молодых людей, мотивом для вступления в брак считают возможность иметь постоянного сексуального партнера. Для девушек, это оказалось не столь важно, среди них данную точку зрения поддержали только 8%.

Обратим внимание на то, что для 33% респондентов немаловажным мотивом для создания семьи является счастье, что определяет направленность молодых людей на создание благополучной семьи. У 33% молодых людей и 19% девушек отмечается наличие страха одиночества. Благоустройство быта и уюта присутствует у 22% респондентов, а 17% юношей и 8% девушек, считают, что в семье можно получить новый жизненный опыт. Лишь 5% юношей и 3% девушек считают, что семья -это престижно.

Полученные результаты говорят нам о том, что ведущими мотивами для вступления в брачные отношения для девушек являются отношения, получение заботы и поддержки. Среди значимых мотивов для создания семьи у респондентов оказалась любовь, продолжение рода, счастье. Для юношей, в отличие от девушек, в большей степени важны сексуальные отношения. Это можно объяснить естественными физиологическими особенностями мужского организма. Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что семья не является престижным достижением в сознании молодого поколения. Благоустройство быта и уюта оказалось одинаково важным, как для девушек, так и для юношей.

Затрагивая тему национального характера, 75% опрошенных девушек и 78% юношей считают, что супруги разных национальностей могут создать крепкую и счастливую семью, если между супругами есть взаимная любовь. Далее респонденты отметили уважение к традициям, культуре и религии партнера, где предложенную точку зрения поддержали 69% девушек и 61% юношей. Одобрение такого союза родителями для 30 % девушек оказалось наиболее важным, чем для 6% юношей.

В тоже время 22% юношей и 14% девушек считают, что союз, где супруги имеют разные национальности, имеет возможность быть крепкий, если супруги долгое время проживают в одной стране и воспитывались в одной культуре. Наличие в семье детей для 11%девушек

оказалось более важным фактором, чем для 5% парней, что является естественным для представительниц женского пола. Опираясь на полученные результаты исследования можно говорить о преобладающей толерантности современной молодежи в отношении разных национальностей, где главными ценностями остаются любовь и уважение между супругами.

Респондентам был предложен вопрос открытого типа, в котором они могли высказать свое мнение по поводу того, чем для них является семья. Анализируя полученные ответы, можно сделать вывод, что для девушек характерны семейные ценности, связанные в большей степени с взаимоотношениями между членами семьи. Некоторые высказали мнение, что семья, это также и проявление большой ответственности супругов. Также, среди респондентов, оказались девушки, которые открыто, показали свои опасения и страхи по поводу создания семьи, так как считают ее тяжелым трудом. У юношей на первом месте оказалась любовь и забота, близкие люди и сплоченность. Из этого следует вывод, что для мужской половины респондентов ценность взаимоотношений не менее важна, чем для девушек. Также юноши указали на то, что семья является для них продолжением рода, что говорит о том, что дети для них являются важной ценностью.

По мнению респондентов, дети должны появляться в официально зарегистрированных отношениях, так считают 61% девушек и 39% юношей. Мнение о том, что главным образом, дети должны появляться при желании матери, которая может родить ребёнка для себя отметили 22% юношей и 17% девушек. Только 3% девушек и 11% юношей считают, что заводить детей нужно в «гражданском браке» (сожительстве), а 28% юношей и 30% девушек совершенно не задумывались об этом.

Таким образом, мы видим, что большинство респондентов поддержали мнение о том, что дети должны появляться в официально зарегистрированных отношениях. Около трети респондентов не задумывались о том, в каких отношениях должны появляться дети. Так как исследование проводилось в рамках общеобразовательных школ, и все участники являются старшеклассниками, можно предположить, что на данном периоде жизни для них особую важность составляет образование и самореализация. Поэтому данный вопрос пока остается без внимания с их стороны.

Большинство респондентов считают, что в семье должно быть два ребенка: 72% девушек и 61% юношей. Так 11% юношей и 8% девушек хотят одного ребенка. И только лишь 17% молодых людей и 5% представительниц женского пола высказали мнение о желании иметь трех и более детей в семье. Исходя из полученных данных результатов исследования, следует вывод, что современная молодежь не нацелена иметь многодетную семью.

Мы предложили респондентам расположить по порядку значимости ценности, исходя из их жизненных ориентиров на данный момент времени. У 61% девушек и 63% юношей на первом месте оказалась семья. На втором месте у большинства опрашиваемых одинадца-тиклассников оказалась любовь, так считают 56% представительниц женского пола и 60% мужского. Значимой ценностью для молодежи является здоровье, так 20% юношей и 26% девушек данный вариант поставили на первое место. Также, среди жизненных ориентиров важными оказались образование и карьера. Причем, исходя из результатов исследования, для 43%юношей важен статус и положение в обществе, а для 34% девушек образование и работа. Дети как важный жизненный приоритет только у 18% юношей и 26% представительниц женского пола. Среди предложенных вариантов творчество считают приоритетным направлением в жизни только 3% юношей и 5% девушек. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что семья остается важной ценностью для молодого поколения. Однако, полу-20

чение образования и карьера для респондентов также является приоритетом. Причем, как для девушек, так и для юношей.

Данные социологических и психологических исследований подтверждают, что назрела необходимость подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни, воспитания у учащихся ценностного отношения к семье [24-29].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В результате проведенного исследования было установлено, что ценность создания семьи, вступления в брачные отношения, хотя и продолжает быть значимой, все же умаляется его незарегистрированной формой. Брак, мотивация вступления в брак, главенство и распределение обязанностей, смысложизненные ценности, интериоризированные в семье, - все подвержено имплицитному влиянию генде-ра, которое исключается из внимания. Кроме того, мы выявили, что для молодых людей значимой ценностью является форма сожительства, как варианта «пробного брака». Хотя дети также оказались актуальной семейной ценностью, можно предположить, в основе создания будущей семьи, для одинадцатиклассников лежат не специфические функции, такие как воспроизводство и воспитание детей, а производные, неспецифические ценности и потребности, такие как любовь, забота и близкие отношения. В итоге, институт семьи, в данное время находится в нестабильном состоянии и в связи с возникающими волнениями, способностью женщины брать на себя финансовую ответственность, а юноши нуждаются в социальных отношениях, чувстве приверженности и принадлежности. Сегодня происходит процесс реформирования многих общественных институтов, одним из которых является семья. Особо уязвимой в новых условиях оказалась молодая семья. Выявленные проблемные аспекты со всей очевидностью требуют широкой просветительской работы в молодежной среде. Полученные результаты исследования могут быть полезны при разработке проекта, направленного на подготовку современной молодежи к семейно-брачным отношениям посредством вовлечения учащихся и студенческой молодежи в процесс получения и усвоения информации, мотивации обращения за поддержкой и помощью к специалистам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акутина С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 9-15.

2. Акутина С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников //Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 51-54.

3. Астахова Ю.Г., М.В. Агасарян Социология семьи. Липецк, 2012. 62 с.

4. Ахмедова Н.С. Содержание и характер ролевых конфликтов в молодой семье // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 3. С. 26-30.

5. Бурилкина С.А., Каминский А.С., Супрун Н.Г. Изучение ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи в трансформирующемся обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 10. С. 37-39.

6. Галеева А.Н. Семейные ценности молодежи // Народное образование. Педагогика. 2015. № 4. С. 67-70

7. Говорухин Г.Э., Андросова И.С. Семья как ценность и семейные ценности в российском обществе (социологическое исследование семейных ценностей студентов КНАГТУ) // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2015. Т. 2. № 3 (23). С. 71-81.

8. Каминский А.С. Ценности и ценностные ориентации как социологическая категория // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 3. С. 87-90.

9. Малеко Е.В. Особенности формирования молодой семьи в контексте истории русской культуры: традиции, проблемы и перспективы // Молодежь: свобода и ответственность: сборник научных трудов по материалам VI Петровских образовательных чтений. Киров, 2019. С. 54-58.

10. Малеко Е.В. Пути сохранения своеобразия национальных культур в условиях глобализации (на примере Челябинской области) // Мировоззренческие основания культуры современной России: сборник научных трудов IX международной научно-практической конференции. 2018. С. 108-112.

11. Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. 2011. №4. С. 286-289.

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)

12. Ростовская Т.К. Особенности отношения к семейным ценностям в традиционном российском обществе //Международный академический вестник. 2016. № 4 (16). С. 49-52.

13. Сайфетдинова Э.И. Отношение обучающихся к семейным ценностям // Вестник Пензенского государственного университета. 2013. № 4. С. 30-32.

14. Тайгулова Г.С. Анализ отношения современной молодежи к семейным ценностям (по результатам социологического опроса молодежи) / Развитие человека в современном мире материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. ФГБОУВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». 2015. С. 325-341.

15. Томашевская М. А. Представления о семейных ценностях у современных сибиряков // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 193-197.

16. Орлова А.В. Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на развитие уверенности у детей школьного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 316-318.

17. Короленко А.В. Семейное воспитание как фактор формирования здоровья и человеческого потенциала детского населения // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 52-56.

18. Разумова Е.М., Ярыгина А.В. Связь семейных взаимоотношений и агрессивности подростков //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 305-307.

19. Богомолова М.И. Проблема семьи и семейного воспитания детей //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 39-44.

20. Александрова Т.В., Костина Л.М. Семейные установки взрослых в связи с их детскими воспоминаниями о родительской семье // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 277-279.

21. Тимонина А.А. Ценностные основания воспитательного процесса загородного детского оздоровительного центра // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 152-154

22. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. 512 с.

23. Митина М.А. Представления о семейных ценностях у супругов с различным стажем семейной жизни // Человеческий капитал. 2016. № 3 (87). С. 29-31.

24. Шмакова И.Ю., Лизунова Г.Ю. Исследование представлений о семейных ценностях у современных старшеклассников / В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: Материалы студенческого научно-практического семинара. Под ред. Г. Ю. Лизуновой. 2016. С. 148-153.

25. Каштанова О.В. Стратегические и тактические приемы брачного выбора //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 315-318.

26. Шахова И.А. Отношение амурской молодежи к «гражданскому браку» // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 72. С. 54-64.

27. Щербакова М.В. Сожительство как модель брачного союза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 354-356.

28. Кирюшина А.А. Участие образовательных учреждений в формировании брачно-семейных ценностей // Социальные отношения. 2015. № 1 (12). С. 49-53.

29. Бухалова Н.А. Социально-философский анализ семьи: синерге-тический аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 308-311.

Статья поступила в редакцию 16.09.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.