УДК 347.61/.64
DOI: 10.17072/2619-0648-2020-3-108-121
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ
А. Ю. Колесников
Аспирант кафедры конституционного и международного права Белгородский государственный
национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ») 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85
E-mail: [email protected] Л. Насандратра
Аспирант кафедры конституционного и международного права Белгородский государственный
национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ») 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85
E-mail: [email protected]
Аннотация: исследуются понятия традиционной семьи и традиционных семейных ценностей на примере семей Африканского континента, особенности семейного законодательства стран Африки и степень их «традиционности». Анализируются условия, необходимые для обеспечения защиты интересов традиционных форм семейных от-
© Колесников А. Ю., Насандратра Л., 2020
ношений, противопоставленных либеральным концепциям семьи, угрожающих классической форме брачного союза и наиболее распространенному способу организации семьи. Определяются векторы возможного развития институтов защиты традиционной семьи и традиционных обществ. Обосновывается необходимость укрепления механизмов защиты традиционных семейных ценностей не только посредством реформирования национального законодательства, но и с помощью принятия норм международного права. Дается оценка влияния различных факторов на сохранение традиционных обществ в современном мире. Особое внимание уделяется анализу влияния экономических факторов и религии на защиту традиционных семейных ценностей.
Ключевые слова: традиционные семейные ценности; африканская семья;
семейные ценности; семейный союз, брак; нуклеарная семья; конкубинат
FEATURES OF REGULATION OF MARRIAGE AND FAMILY
RELATIONS ON THE AFRICAN CONTINENT
A. Y. Kolesnikov
Belgorod State National Research University (NRU "BelSU") 85, Pobedy st., Belgorod, Russia, 308015
E-mail: [email protected] L. Nasandratra
Belgorod State National Research University (NRU "BelSU") 85, Pobedy st., Belgorod, Russia, 308015
E-mail: [email protected]
Annotation: this article examines the concepts of "traditional family" and "traditional family values" on the example of families of the African continent, the features of family legislation of families in Africa and the degree of their "traditionality". The author analyzes the conditions necessary to ensure the protection of the interests of traditional forms of family relations, which are opposed to liberal concepts of the family, threatening the classical form of marriage and the most common method offamily organization. Vectors ofpossible development of institutions for the protection of the "traditional family" and "traditional societies" are determined. The article substantiates the need to strengthen mechanisms for the protection of "traditional family values" not only by reforming national legislation, but also by adopting international law. An
assessment of the impact of various factors on the preservation of traditional societies in the modern world is given. Special attention is paid to the analysis of the influence of economic factors and religion on the protection of traditional family values. Keyword: traditional family values; African family; family values; family Union; marriage; nuclear family; konkubinat
Защита традиционных семейных ценностей - приоритетная задача, которая должна носить комплексный характер. На момент настоящего исследования ведется дискуссия относительно внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, касающихся определения семьи как союза мужчины и женщины. Безусловно, на национальном уровне данная поправка обеспечит защиту традиционной семьи. Однако с точки зрения международного права механизмы защиты традиционной семьи практически отсутствуют. В связи с этим наблюдается дисбаланс между традиционной и либеральной концепциями семьи. Обеспечение такого баланса посредством создания институтов защиты традиционного общества и традиционной семьи является актуальной задачей.
Категория «брачно-семейные отношения» в юридической науке и в международном праве формально не определена. Очевидно, что разнообразие трактовки указанного понятия вызвано множественностью вариантов его применения. Понятие «семья», например, легко меняет свое значение, в зависимости от контекста: многодетная семья, молодая семья, семейная история, семейственность, семейные традиции, глава семьи, собственность семьи и т. д.
Также понятие «семья» используется в различных областях науки: например, употребляется как специальный термин в биологии.
Однако многолетняя история развития человечества определила общее понятие семьи как общественного института. Так, в основном под семьей традиционно понимается такой союз мужчины и женщины, который направлен на рождение и воспитание детей, а также на ведение совместного хозяйства.
Очевидно, что такой взгляд основан на многолетнем влиянии религии и традиций на развитие общества. Несмотря на различия в религиозных концессиях, взгляд на семью что в христианстве, что в исламе, что в буддизме схож. По крайней мере, это всегда союз между разнополыми людьми, направленный на воспроизводство себе подобных.
Тем не менее сейчас все большую популярность набирают концепции, согласно которым брак, а значит и семья, не обязательно должны быть осно-
ваны на союзе именно мужчины и женщины. Это связано с тем, что естественные биологические и социальные границы между полами стираются. Кроме того, учитывая достижения науки, второстепенной предлагается считать репродуктивную функцию семьи. Идея семьи как коллективного собственника противоречит принципу незыблемости индивидуальной собственности.
В связи с этим исследователи указывают на множество проблем, возникших из-за кризисной ситуации, которая сложилась вокруг семьи. Например, А. И. Антонов, настаивает на том, что «малодетность семьи формирует сегодняшние репродуктивные ориентации подростков на их будущую семейную однодетность, которая, в свою очередь, сводит на нет репродуктивные установки следующих поколений»1.
При этом меры, направленные на защиту института семьи на международном уровне, которые могли бы создать условия, позволяющие сохранить традиционные формы семейных отношений, практически отсутствуют. Сама по себе область защиты традиционных семейных ценностей, с точки зрения юридической науки практически не исследована, а такие категории как «семья» и «традиционное общество» не имеют формального определения.
А. И. Антонов предлагает следующее определение: семья - это «общность людей, связанных отношением супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства и (или) производства, выполняя функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания (поддержания содержания) членов семьи»2.
Особый взгляд на понятие семьи имеет А. Г. Харчев. Так, согласно его определению, семья это - «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта или моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения»3.
Последнее приведенное определение семьи, на наш взгляд, является наиболее подходящим и полным. Допуская некоторые обобщения, мы будем на него ориентироваться в рамках настоящего исследования.
1 Антонов А. И. Институциональный кризис семьи и семейно-демографических структур в контексте социальных изменений и социального неравенства // Интернет-журнал «Семья и социально-демографические исследования». 2014. № 1. URL: https://istina.msu.ru/ publications/artide/7342725/ (дата обращения: 25.05.2020).
2 Антонов А. И. Семья как институт среди других социальных институтов. М.: [б.и.], 1995. 153 с.
3 Харчов А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП, 2003. 342 с.
Принимая во внимание тот факт, что ценности сами по себе всегда носят социальный характер и формируются на основе общественной практики и индивидуальной деятельности человека, развиваясь в рамках определенного культурно-исторического периода развития человека и производственных отношений, рассмотрим наиболее общие определения семейных ценностей4.
Н. И. Лапина определяет семейные ценности так: это «положительные или отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями»5. Данное определение конкретизирует семейные ценности и трактует это понятие подробно, однако в этом исследовании мы будем использовать определение С. П. Акутина, согласно которому семейные ценности раскрываются наиболее общо, что предполагает расширение вариативности его применения. Семейные ценности - это «духовно-нравственные ориентиры, социально одобряемые и разделяемые большинством людей, служащие эталоном, идеалом для всех людей и определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи»
Безусловно, семья - «это самая элементарная единица общества, его составляющая, а потому и подлежащая правовой защите в качестве основы для развития и процветания государства. Здоровье семьи, в конечном итоге,
7
означает здоровье всего государства» .
Понятие о «традиционности» семейных отношений также вариативно и не может быть определено формально. Это такая же амбивалентная с точки зрения права категория, как гуманизм, любовь и нравственность. Нам необходимо в наиболее общем виде описать критерии «традиционности» применительно к институту семьи, а затем проанализировать нормы права, направленные на защиту традиционных семейных ценностей.
4 Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997, 1998, 1999, 2001, 2005, 2003, 2007. 575 с.
5 Лапина Н. И. Социальные ценности и реформы в Кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 9. С. 17-28.
6 Акутина С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 51-54.
7 Ильяшевич М. В., Семенова Н. С. Понятие семьи в международном праве национальном законодательстве государств. ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов» Традиционные ценности основа современного международного права: матер. круглого стола 11 апреля и 30 октября 2015 г. в рамках XIII Междунар. конгресса «Блищенковские чтения» / под общ. ред. А. Х. Абашидзе, Н. С. Семеновой, Е. В. Киселевой. М.: Покров Москвы, 2016. 240 с.
Итак, обратимся к законодательству государств, где наиболее традиционным образом организована экономика и где религия имеет существенное значение в жизни общества, а именно к Африканским странам.
По численности населения и величине Африканский континент уступает лишь Евразии и состоит из 62 государств и зависимых территорий, из которых 54 - независимые. Образованный из 10 островных, 16 внутриконти-нентальных и 37 государств с выходом к океану и морям, этот континент достаточно легко делится на Северный, Южный, Восточный, Западный, Центральный регионы. Для понимания правовой семьи африканского типа стоит рассмотреть и проанализировать правовые системы некоторых стран Африки. Как известно, многие из этих стран в прошлом являлись колониями европейских государств, поэтому часто в их правовых системах встречается смешение разных правовых семей8.
Ввиду наиболее значительного экономического расслоения глобализация затрагивает страны Африканского континента неравномерно. Большинство населения Африки ведет «традиционный» образ жизни, что обусловлено в том числе и «традиционностью» правовых норм национального права.
«Традиционное право - это совокупность неписанных правил, которые передаются из поколения в поколение и не формулируются в виде каких-либо литературных и юридических текстов»9.
Помимо экономического расслоения, в африканском обществе прослеживается разделение на городских и деревенских жителей. Такая дифференциация существенно влияет на систему общественного устройства и, как следствие, на семейные отношения. Таким образом, можно говорить о том, что в быту африканские семьи стратифицируются в зависимости от места жительства и экономического статуса.
Дифференциация населения неизбежно препятствует построению единой правовой системы в рамках всего континента.
Так, например, в отдельных племенах (Нигер, Водабаи) принято воровать жен, допускаются браки между родственниками и практически все общественно значимые процедуры носят религиозный характер.
В последние несколько лет в африканском обществе увеличивается количество семей, возглавляемых женщинами. Чаще всего подобные семьи организованы вдовами, занимающимися воспитанием детей и ведением хозяйства.
8 Луговских В. А. Правовая семья стран Африки // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 1. С. 18.
9 Малько А. В. Теория государства и права: учебник для средних специальных учебных заведений. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 432 с.
К основным типам африканской семьи можно отнести нуклеарную и расширенную. В свою очередь, нуклеарную семью эксперты подразделяют на биологическую, состоящую из детей и родителей, и на социальную. Социальная нуклеарная семья представляет собой брачный союз двух разнополых лиц или сожительство разнополой пары, не зарегистрировавшей брак, т. е. конкубинат. Расширенная семья - это комбинация первичной нуклеарной семьи с остальными родственниками. В таких семьях обычно одновременно проживают несколько поколений, начиная с детей и заканчивая дедушками и бабушками. Чаще всего подобный тип семей преобладает в сельской местности.
Помимо этого, достаточно распространена «родственная» семья. Такой тип семьи предполагает совместное проживание нескольких поколений семьи, а также иных родственников (двоюродных братьев и сестер, племянников и проч.).
«Особое значение для стран Африки имеет полигамная семья, предполагающая проживание мужа со своими женами, хотя в некоторых случаях он живет только с последней супругой, а другие располагаются отдельно со своими детьми и иногда с некоторыми из родственников»10.
Наиболее всеобъемлющей, на наш взгляд, является следующая классификация африканских семей, предложенная И. Г. Рыбалкиной:
а) по системам - матрилинейность (матриархат), патрилинейность (патриархат);
б) по типам - полигамия (полигиния - многоженство, полиандрия -многомужество) и моногамия;
в) по формам заключения брака - обычноправовой, гражданский, религиозный.
Данная классификация действительно охватывает все разнообразные типов африканских семей и помогает сформировать представление о семейных отношениях, существующих на этом континенте.
Приведем некоторые особенности семейных отношений семей Африки, которые свидетельствуют об их традиционности.
Супругам в странах Африки следует пройти несколько этапов и совершить определенный ряд ритуалов, прежде чем они приобретут официальный статус семьи. Традиционным актом является взаимное одаривание, совершение определенных символических и религиозных действий и официальные посещения друг друга супругами. Описываемый период добрачных отношений может длиться несколько лет. В отдельных регионах мужчина может же-
10 РыбалкинаИ. Г. Семья в Африке. М.: [б.и.], 2011. 236 с.
- 114 -
ниться только в тот момент, когда его материальное состояние позволит ему произвести щедрый выкуп, позволяющий содержать супругу, заботиться о ней и о об их совместных детях. До этого момента брак между мужчиной и женщиной считается незаключенным.
Очевидно, что такая традиция не утрачивает своего определяющего значения ввиду экономического положения народов Африки, «расходующих на продовольствие 70 % доходов»11. Подобная мера хотя бы в некоторой степени гарантирует материальную стабильность образовавшейся семье.
Выделим некоторые довольно условные формы брака, которые также позволят нам сделать выводы о степени «традиционности» африканских семей. Эти формы брака определяются условиями, на которых заключаются. К ним относятся следующие: приобретение мужчиной прав на женщину в силу межродовых связей (например, браки между кузенами), право и обязанность вступать в брак с вдовой брата (левират), браки покупкой, отработкой, на основе обмена женщинами и т. п.
Несмотря на усилившуюся глобализацию, брак в странах Африки по-прежнему тяготеет к такой форме патриархата, при котором мужчина имеет возможность иметь нескольких жен. Удивительно, что такие особенности семейных отношений не были утрачены в ходе активной колонизации Африки во времена континентальных воин. При этом отдельные изменения в системе африканского права произошли ввиду насильственного влияния со стороны колонизаторов; в связи с этим мы не можем говорить о рецепции права. Как справедливо отмечает Г. И. Муромцев, «рецепция предполагает добровольное восприятие иностранного права в качестве регулятора отношений»12.
Как известно, основными странами-колонизаторами Африки были Франция, Великобритания, Португалия, Бельгия, а также Голландия, Италия и Испания.
Политика Франции относительно колоний закреплялась в Конституции Франции 1946 г. Она провозглашала, что туземцы сохраняют свой личный статус в том случае, «если они от него не отказываются»13. К числу стран со смешанной правовой системой, где современные отрасли законодательства основаны на французской правовой традиции, т. е. на романо-германском
11 Морозов В. П. Товаризация сельского хозяйства и продовольственная проблема // Экономики Африки в условиях рыночных реформ. М.: [б.и.], 2010. С. 175-194.
12 Муромцев Г. И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. М.: [б.и.], 1987. С. 11.
13 Хасбулатов Р. И. Международные экономические отношения: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 991 с.
праве, но в то же время население продолжает широко применять местное обычное право, относятся такие государства, как Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Гвинея, Нигер, Мадагаскар, Чад и др14.
Естественно, страна-монополия оказывала существенное влияние на развитие колонизированных стран, однако она управляла в основном хозяйственно-экономической сферой, зачастую не затрагивая брачно-семейные отношения.
Такое положение дел естественно, т. к. страны развивающегося капитализма осуществляли освоение экономических ресурсов подконтрольных стран. Сфера семейных отношений, не отличающаяся экономической привлекательностью, не заинтересовала колонизаторов. В частности, англичане, проводя политику «косвенного управления, вовсе ограничивались лишь влиянием на экономическую сферу африканских народов»15.
При этом необходимо отметить, что внешнее влияние на традиционное общество не является единственной причиной реформирования национального законодательства. Известно, что еще до захвата Францией территорий Африки и Мадагаскара внутри самих туземных социумов предпринимались попытки создания сборников обычного права, например «Хуан-ские хроники»16.
Вместе с тем даже во времена активной колонизации Африканского континента нормы обычного права не утратили своего главенствующего значения для африканцев. Исследователи отмечают, что обычное право применялось «согласно английскому колониальному законодательству при рассмотрении гражданских и уголовных дел, когда сторонами выступали афри-канцы»17.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о влиянии христианства и ислама на правовые системы стран Африки, ведь такое влияние прослеживается задолго до периода колониальных воин. Распространение христианства происходило в течение двух периодов: «первый относится к началу IV века, а второй к периоду колонизации. На данный момент среди жителей Африки 30 % - христиане. Ислам, распространяющийся в XI веке, затронул главным
14 Луговских В. А. Правовая семья стран Африки // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 1 С. 18.
15 Мигалева Т. Е., Епифанов В. И. Продовольственная безопасность развивающихся стран в условиях мирового экономического кризиса // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. 2010. № 4 (34). С. 125-125.
16 Муромцев Г. И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. М.: [б.и.], 1987. С. 11.
17 СупатаевМ. А. Культурология и право. М.: [б.и.], 1998. С. 59.
образом страны Западной Африки. Около 35 % населения стран Африки -мусульмане»18.
Очевидно, таким образом, что попытка сохранения любого традиционного уклада зачастую пресекается более развитыми с точки зрения экономики странами. Естественно, что цивилизационное развитие любого общества зависит от развития общественных отношений, которые, в свою очередь, зависят от степени совершенствования средств производства. Средства производства и способ их использования не только определяют вектор экономического развития, но и порождают трансформацию в бытовой, культурной и духовной сферах человеческой жизни. Сегодня в условиях развитой системы торговли и туризма страны Африканского континента испытывают колоссальное влияние со стороны других стран. Однако интерес развитых стран к Африке в основном исчерпывается ресурсным присвоением. В связи с этим мы можем предположить, что как только появится способ монетизации разрушения традиционных семейных ценностей в Африканских странах, появится и спрос на эти процессы и, как следствие, бенефициары таких процессов. При этом не стоит путать процесс насильственного влияния на общество с естественными процессами модернизации, т. е. изменения общества, принадлежащего к традиционной цивилизации, по типу западной цивилизации, но на основе собственной культуры и традиции и с учетом необходимости сохранения основ общества.
Стоит также отметить, что любая традиция расшатывается и без внешнего влияния, подвергаясь внутренним процессам, связанным с упадком культуры, экономическими кризисами и проч.
Уже сейчас на территории Африканского континента существуют независимые государства, например Эфиопия. Исследователи относят ее к рома-но-германской правовой семье, однако «в ней широко представлены институты английского общего права, а в качестве автономных систем действует обычное и мусульманское право»19.
Таким образом, в данной части исследования можно сделать вывод, о том, что в странах Африканского континента ввиду колонизаторской политики более развитых стран лишь частично оказался преобразован исторически сложившийся семейный уклад. Основными чертами семейных отношений в африканских странах является патриархальная семья, не исключающая для
18 Рене Д. Основные правовые системы современности / пер. с франц. д-ра юрид. наук, проф. В. А. Туманова. М.: Прогресс, 1988. 496 с.
19 СиницынаИ. Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М.: Наука, 1978. С. 16.
мужчины многоженство; имеет место брак между родственниками20. Однополые союзы в этих странах не легализованы, а брачно-семейные отношения сопровождаются ритуалами и обрядами. Воспроизводство населения, взаимная поддержка членов семьи, ведение совместного быта и сохранение привычного уклада - основные цели института семьи. Именно такие черты африканской семьи свидетельствуют о «традиционности» семейных отношений на этом континенте. Причем говоря о «традиционности», мы подразумеваем не только факт сохранения исторически сложившегося уклада, но и характер, форму семейных отношений.
Исследовав наиболее традиционное общество, мы готовы определить следующее. Семейные отношения, при которых браком является союз мужчины и женщины, ставящий своей целью рождение и воспитание детей, ведение совместного хозяйства, совместное владение имуществом, поддержку отношений с родственниками и, самое главное, самовоспроизводство такой модели семейных отношений, мы будем называть традиционными семейными отношениями. Перечисленные свойства традиционной семьи мы считаем наиболее распространенными среди населения современных государств. Более того, подобная модель в том или ином виде воспроизводилась на протяжении истории развития общества. В тех странах, которые мы будем называть «традиционными», на уровне общественного сознания и на уровне государственной власти осознается «важность таких ценностей как: ценность супружеской любви и верности, ценность целомудрия, ценность рождения и воспитания детей, ценность отцовства и материнства, ценность любви к родителям и старшим поколениям, ценность построения семейного хозяйства, ценность семейного труда и семейных праздников, ценность семейных традиций и ценность сохранения рода»21.
Сугубо специфические черты семей Африки, приводимые нами выше, также носят традиционный характер, но являются типичными лишь для определенного типа правовой семьи или вовсе для отдельного государства. Таким образом, формулируя наиболее общее представление о традиционных семейных ценностях, мы не учитываем частности, не свойственные большинству семей современного мира, а оставляем только общие черты.
На сегодняшний день можно провести условное разделение мира на две части, одна из которых продолжает сохранять и отстаивать свои традиции,
20 Орлова А. С. Общественный строй мальгашей в 19 веке // Африканский этнографический сборник. Труды института этнографии. Нов. сер. М.: [б.и.], 1995. 219 с.
21 Моисеев Д. В. Семейные ценности // Семья и будущее России: матер. Междунар. науч.-практ. конференции (10-13 февраля 2008 г.). Екатеринбург: [б.и.], 2008. 267 с.
зачастую архаичные, на всех уровнях, а другая критически переосмысляет или уже переосмыслила собственную культуру. Семья при этом в обеих условных частях мира, где-то заметно, а где-то не так очевидно, трансформируется. В связи с этим наиболее перспективным предметом последующих исследований будут являться векторы подобной трансформации.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В традиционных обществах африканских государств брак является главной официальной формой союза мужчины и женщины, которая предполагает в первую очередь установление социальных связей между семьями, не объединенными родственными связями, возможность любого рода отношений между мужчиной и женщиной, установление режима общего хозяйства между разными семьями.
Традиционная семья - внеправовая категория. Однако такая семья имеет следующие признаки. В большинстве случаев традиционная семья предполагает союз мужчины и женщины (брак), целью которого является рождение и воспитание детей, поддержка родственников и совместное ведение хозяйства, имеющего общий режим владения. В любом Африканском государстве наибольшее количество семей соответствует данным критериям. В этих обществах сохраняются религиозные ритуалы и обычаи, которые напрямую затрагивают семейные правоотношения.
Основными мерами, направленными на защиту традиционной семьи, могут стать следующие: в первую очередь разработка проекта международной конвенции, содержащей положения, обязывающие государств-участников оказывать социальную и экономическую поддержку семье. Кроме того, данная конвенция должна содержать понятийный аппарат, который можно использовать при применении в международном законодательстве таких категорий как «семья», «традиционные ценности», «брак» и «родители». Помимо этого, общества, заинтересованные в защите традиционных ценностей, должны инициировать проведение межотраслевого исследования развития институтов семейных отношений, чтобы выявить опасности, связанные с либерализацией семейного законодательства и определить векторы развития семьи как таковой. Основанием для подобных исследований могут стать отраслевые исследования, проводимые в рамках социологических, биологических, политологических, психологических, культурологических и юридических наук.
Библиографический список
Акутина С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2.
Антонов А. И. Институциональный кризис семьи и семейно-демографических структур в контексте социальных изменений и социального неравенства // Интернет-журнал «Семья и социально-демографические исследования». 2014. № 1. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/ 7342725/ (дата обращения: 25.05.2020).
Антонов А. И. Семья как институт среди других социальных институтов. М.: [б.и.], 1995.
Ильяшевич М. В., Семенова Н. С. Понятие семьи в международном праве национальном законодательстве государств. ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов» Традиционные ценности основа современного международного права: матер. круглого стола 11 апреля и 30 октября 2015 г. в рамках XIII Междунар. конгресса «Блищенковские чтения» / под общ. ред. А. Х. Абашидзе, Н. С. Семеновой, Е. В. Киселевой. М.: Покров Москвы, 2016.
Лапина Н. И. Социальные ценности и реформы в Кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 9.
Луговских В. А. Правовая семья стран Африки // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 1.
Малько А. В. Теория государства и права: учебник для средних специальных учебных заведений. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.
Мигалева Т. Е., Епифанов В. И. Продовольственная безопасность развивающихся стран в условиях мирового экономического кризиса // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. 2010. № 4 (34).
Моисеев Д. В. Семейные ценности // Семья и будущее России: матер. Междунар. науч.-практ. конференции (10-13 февраля 2008 г.). Екатеринбург: [б.и.], 2008.
Морозов В. П. Товаризация сельского хозяйства и продовольственная проблема // Экономики Африки в условиях рыночных реформ. М.: [б.и.], 2010.
Муромцев Г. И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. М.: [б.и.], 1987.
Орлова А. С. Общественный строй мальгашей в 19 веке // Африканский этнографический сборник. Труды института этнографии. Нов. сер. М.: [б.и.], 1995.
Рене Д. Основные правовые системы современности / пер. с франц. д-ра юрид. наук, проф. В. А. Туманова. М.: Прогресс, 1988.
Рыбалкина И. Г. Семья в Африке. М.: [б.и.], 2011.
Синицына И. Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М.: Наука, 1978.
СупатаевМ. А. Культурология и право. М.: [б.и.], 1998.
Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997, 1998, 1999, 2001, 2005, 2003, 2007.
Харчов А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП, 2003.
Хасбулатов Р. И. Международные экономические отношения: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012.
Информация для цитирования
^ Колесников А. Ю., Насандратра Л. Особенности регулирования ^ брачно-семейных отношений на африканском континенте // Ex jure. 2020. № 3. C. 108-121. DOI: 10.17072/2619-0648-2020-3-108-121.
К
И
Kolesnikov A. Y., Nasandratra L. Features of Regulation of Marriage and Family Relations on the African Continent. Ex jure. 2020. № 3. Pp. 108— 121. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2020-3-108-121.