Научная статья на тему 'Системный подход к изучению семейных ценностей в современном российском обществе'

Системный подход к изучению семейных ценностей в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3023
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ / SOCIOLOGY OF THE FAMILY / ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СЕМЬИ / VALUES AND VALUE ORIENTATION IN THE FAMILY / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПАРАДИГМЫ СЕМЬИ / RESEARCH PARADIGM OF THE FAMILY / ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / TRANSFORMATION OF FAMILY VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лотова Ирина Петровна

Автором подробно анализируются основные исследовательские парадигмы в современной российской социологии семьи («прогрессистская», «кризисная»). В статье представлена сущностносодержательная характеристика и классификация семейных ценностей. В частности, классификация ценностных ориентаций семьи по критерию цивилизационной принадлежности (традиционные, современные и пост-современные). Раскрывается суть трансформации семейных ценностей в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEMATIC APPROACH TO THE STUDY OF FAMILY VALUES IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

The author in detail analyzes the main research paradigms in contemporary Russian sociology of the family ("progressive", "crisis"). In the article essentially, substantial characteristic and classification of family values. In particular, the classification of value orientations of the family by the criterion of civilizational affiliation (traditional, modern and post-modern). The essence of the transformation of family values in modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Системный подход к изучению семейных ценностей в современном российском обществе»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

УДК 314.6

Ирина Петровна Лотова,

д.психол.н., профессор кафедры социальной психологии Московского областного университета, руководитель Центра семьи и семейной политики ФГБНУ «Институт изучения детей, семьи и воспитания Российской академии образования» Тел.: 8 (965) 218-18-22 Эл. почта: [email protected]

Автором подробно анализируются основные исследовательские парадигмы в современной российской социологии семьи («прогрессистская», «кризисная»).

В статье представлена сущностно-содержательная характеристика и классификация семейных ценностей. В частности, классификация ценностных ориентаций семьи по критерию цивилизационной принадлежности (традиционные, современные и постсовременные). Раскрывается суть трансформации семейных ценностей в современном российском обществе.

Ключевые слова: социология семьи, ценности и ценностные ориентации семьи, исследовательские парадигмы семьи, трансформация семейных ценностей

Irina P. Lotova,

psychology Ph.D., Professor of Social Psychology of the Moscow Regional University, head of family department and family psychology FGBNU "Institute of studying children, family and education of the Russian Academy of Education"

Tel.: 8 (965) 218-18-22 E-mail: [email protected]

A SYSTEMATIC APPROACH TO THE

STUDY OF FAMILY VALUES

IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

The author in detail analyzes the main research paradigms in contemporary Russian sociology of the family ("progressive", "crisis"). In the article essentially, substantial characteristic and classification of family values. In particular, the classification of value orientations of the family by the criterion of civilizational affiliation (traditional, modern and post-modern). The essence of the transformation of family values in modern Russian society.

Keywords: sociology of the family, values and value orientation in the family, research paradigm of the family, the transformation of family values

Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционировании современной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности, проявляющихся в неспособности семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. По сути, эти процессы свидетельствуют о трансформации семейных ценностей, требующей серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях. [14, 16].

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира. Как правило, оценка определяется не столько свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями. «Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала» [15].

Семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями. Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи. Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством.

Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов.

К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений. [14].

Авторы справедливо отмечают, что в современном российском обществе произошла смена позиций во взаимодействии трех разно уровневых субъектов: общества, семьи как малой группы и индивида. Наблюдается феномен перевернутой пирамиды: если раньше в ее основании находился индивид, а на вершине - общество, то теперь они как бы поменялись местами - в основании пирамиды находится общество, а на вершине - индивид. Семья сохранила свое срединное положение в этой иерархии, в том смысле, что как являлась, так и является каналом разрешения противоречий между со-

циумом и индивидом. Но сменились акценты в оценке значимости семьи, произошла переоценка тех моделей семьи, которые мы наблюдали, казалось, совсем недавно и тех, которые в современных условиях классифицируются как альтернативные, возвращение семье функции накопления частной собственности и передачи ее по наследству.

Трансформация семейных ценностей находит свое выражение в следующих процессах:

- высокий уровень разводимости (рост внебрачной рождаемости привели к увеличению числа неполных семей);

- снизился жизненный уровень (плохие жилищные условия, низкий уровень семейного бюджета, безработица);

- формируется нуклеарная семья, ослабевают родственные связи, растет смертность;

- снизилась покупательная способность семьи (недоедание, ухудшение здоровья, особенно детей);

- чрезмерная занятость и нервные перегрузки родителей ведут к снижению качества семейного воспитания, к обострению конфликтности (стрессы, депрессии) [11].

В современной российской социологии семьи выделяются две основные исследовательские парадигмы. Первая, «прогрессистская» парадигма, представителями которой являются Вишневский А.Г., Голод С.И., Мацковский М.С. и др., рассматривает современные процессы в семье как позитивные, ведущие к увеличению многообразия семейных форм. Все негативные явления, связанные с невыполнением семьей ее функций, они относят к незавершенности процесса перехода от старой к новым семейным формам.

Вторая, «кризисная» парадигма, представителями которой являются Антонов А.И., Борисов В.А. и др., объясняют кризис семьи и невыполнение ею своих функций, кризисом семейных ценностей и общим ценностным кризисом в современном обществе. Семейные ценности, в частности, - ценность многодетной семьи и стабильного брака, заменяются на ценности, связанные с личными (индивиду-

альными) устремлениями людей, что приводит к дисбалансу в обществе между потребностью общества в воспроизводстве и социализации новых поколений и тем, как семья выполняет репродуктивную и соци-ализационную функции. [17].

Анализируя обусловленные сдвигами в жизни общества глубокие изменения всех сторон функционирования семьи, профессор А.Г. Вишневский отмечает противоречивый характер результатов этих изменений. С одной стороны, «институт семьи подвергся революционному обновлению, что способствовало преодолению кризиса патриархальности» [13].

С другой стороны, семья столкнулась с новыми проблемами и в значительной степени утратила многие жизненно важные для индивида и общества функции. В основе всех переживаемых семьей перемен лежит изменение ее основополагающих функций, а также соотношения между ними. Важное значение при этом имеет плюрализм семейных моделей, внутренне присущий новому типу семьи, терпимость общества к альтернативным моделям. Наряду с традиционной моделью, ядро которой составляют живущие в пожизненном браке супруги и рожденные в браке дети, получают общественное признание и другие модели: временное сожительство супругов, неполная семья, возникающая после развода, материнская семья, сложные семейные связи и т.д. [13].

По мнению одного из ведущих специалистов в области социологии семьи С.И. Голода, в современной семейной культуре происходит не только автономизация брачности, сексуальности, но и трансформация всей системы матримониального поведения: в предбрачном, брачном и послебрачном периодах. В традиционной модели для ритуала предбрачного поведения принципиальным является участие, воля или хотя бы согласие родителей на брак. Для современной модели поведения характерны браки по личной договоренности партнеров. Брачный период представлен многовариантностью полоролевой структуры семейной организации.

Меняется отношение к разводам и серийным бракам: от маргинального до легализации. Однако происходящие изменения «ни в коем случае не должны ассоциироваться с кризисом семьи.

Закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, модернизация глобального общества влечет за собой трансформацию отдельных институтов» [5, 6].

Рассматривая семью как триединство родства, супружества и родительства, А.И. Антонов, в свою очередь, считает, что ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, сопровождающийся ослаблением семьи как союза родственников (процесс нуклеаризации), союза родителей и детей (процесс конъюгализации и девальвации семьи), союза супругов (процесс индивидуализации и эмансипации), ослаблением триединства родства, родительства, супружества из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей (процесс замены фемилицен-тризма эгоцентризмом), может быть назван кризисом семьи [2].

Семейные ценности, являясь комплексным феноменом, изучаются различными социальными науками: философией, психологией, социологией.

В философии сформировались два основных подхода к пониманию ценностей - объективно-абсолютистский (И. Кант, В. Виндельбанд и Г. Риккерт) и субъективно-релятивистский (Р.Б. Перри, Дж. Дьюи) [1, 3, 9, 10].

В психологии ценностные ориентации, их детерминанты изучались такими зарубежными учеными, как Г. Олпорт, Р. Лапьер, М. Дефлер, Ф.Р. Уэстай, Э. Шпрангер, В. Франкл. Отечественные психологи, прежде всего Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, Е.Ф. Рыбалко в своих работах применяют категорию «ценностная ориентация» для обозначения эмоционального компонента психики людей.

В социологической науке категории «ценность» и «ценностная ориентация» исследовались в той или иной степени представителями разных направлений.

_

В классической социологии роль ценностей в жизнедеятельности общества рассмотрена в теории социальной солидарности Э. Дюрк-гейма и в понимающей социологии М. Вебера.

В дальнейшем концепции ценности разрабатывались в рамках феноменологической социологии (У Томас, Ф. Знанецкий), бихевиоризма (Ч. Моррис), теории социального действия (К. Клакхон), структурного функционализма (Т. Пар-сонс) [4, 7].

В настоящее время специфика ценностных ориентаций населения в контексте трансформирующегося российского общества рассматривается в работах В.А. Ядова, Т.И. Заславской, Н.И. Лапина, В.Э. Бойкова и др.

Семья является одним из объектов, наиболее активно изучаемым отечественными авторами. Так, А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, А.Б. Синельников, придерживающиеся «кризисной» парадигмы, рассматривают семейные изменения как выражение деформации семейного образа жизни.

Изменение института семьи с позиций «модернизационной» парадигмы представлена в трудах М.С. Мац-ковского, С.И. Голода, А.А. Клецина, Т.А. Гурко, А.Г. Вишневского.

Изменение роли семьи в жизни общества подробно проанализировано в работах А.Г. Харчева, В.Н. Архангельского, Т.П. Долговой, Л.П. Кукса, А.Б. Любимовой [8].

Мы разделяем позицию ученых, считающих, что специфику ценностных изменений общества необходимо рассматривать в контексте особенностей изменений составляющих его социальных групп, в том числе и семьи. Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря семье происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. При этом семья, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним. Семья, таким образом, находится в движении, меняется не только под

воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия, противоречивости [12].

С одной стороны, тенденции изменение современного общества, связанные с увеличением степени свободы личности, расширением возможностей выбора занятий и способов деятельности, повышением значимости образования и творческой самореализации, приводят к распространению ценностных ориентаций, направленных на повышение квалификационного уровня и достижение соответствующего профессионального, материального и социального статуса.

С другой стороны, в настоящих условиях общественного развития существуют проблемы изменений в уровне и качестве жизни, в социальной инфраструктуре, которые вызывают усиление социальной дифференциации. В такой ситуации именно семья противостоит социальной напряженности, является для личности консолидирующим центром. Семья для человека остается сферой удовлетворения потребностей в общении и эмоциональном контакте, признании и самореализации, поэтому сохраняется социальная и личностная значимость семейных ценностей, связанных с развитием семьи.

По критерию цивилизационной принадлежности ценностные ориентации семьи классифицируются на традиционные, современные и постсовременные.

Вторая типология основана на роли ценностных ориентаций в обеспечении функционирования семьи как целостной системы и включает: внутрисемейные ценностные ориентации, связанные с ценностями родства, родительства, супружества; внесемейные ценностные ориентации, предполагающие ценности личностного саморазвития, профессионального роста и достижения на этой основе высокого социального и материального статуса.

Ценностные ориентации представляют собой достаточно стабильные, но в то же время подверженные изменениям, образования, т.е. для любого социума характерен процесс изменение ценностных ориентаций. Основным источником этих изменений при переходе от традиционного к современному обществу стало распространение индустриального способа производства, а от современного к постсовременному - постиндустриального. Смена технологических способов производства, последовательно развертывающаяся в ходе общественного развития, характеризуется глубокими и качественными изменениями не только в экономической, но и в социальной структуре общества, и, соответственно, в структуре его ценностных ориентаций.

Супружеская семья - наименее стереотипизированное образование. Главная ее особенность состоит в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для родительско-детских и родственных отношений. В индивидуальных представлениях о семье начинает преобладать ориентированность на сексуальное партнерство, товарищество, на длительное сожительство партнеров (супружество) и совместное ведение домашних дел.

Таким образом, в ходе общественного развития наблюдается переход от патриархальной (традиционной) семьи с преобладанием ценностных ориентаций на родство к детоцентристской (современной) семье с доминированием ценностных ориентаций на родительство, а от детоцентристской - к супружеской (постсовременной) семье, в которой наиболее значимыми являются ценностные ориентации на взаимодействие с брачным партнером. В структуре ценностных ориентаций современной семьи можно выделить внутрисемейные и внесемейные ориентации. Для того чтобы определить направленность ценностных ориентаций, необходимо обозначить основные факторы, влияющие на степень распространенности внут-

рисемейных и внесемейных ценностных ориентаций семьи.

Выделяют факторы социального макроуровня, к которым относятся уровень и качество жизни населения, состояние социальной инфраструктуры, уровень занятости и степень социальной дифференциации населения; и факторы микроуровня (объективные - возраст, пол, уровень образования, материального обеспечения; субъективные - потребности, интересы, мотивы деятельности членов семьи).

Среди внесемейных ценностных ориентаций семей наиболее значимыми являются ценности профессиональной занятости, При этом обращает на себя внимание тот факт, что супруги, по большей части, склонны рассматривать свою профессиональную занятость только как средство обеспечения материальной составляющей в жизнедеятельности семьи.

Кроме того, для ценностных ориентаций современной семьи характерна внутренняя противоречивость, возможность параллельного сосуществования ориентаций, казалось бы, взаимоисключающих друг друга. Соответственно, можно обозначить второе дополнительное основание типологического анализа ценностных ориентаций семьи с учетом критерия функционирования в конкретной ситуации, интегрирующих и дифференцирующих ресурсов. По данному признаку ценностные ориентации семьи разделяются на внутрисемейные и внесемейные.

В результате анализа различных теоретических подходов (постиндустриализм, постмодернизм, теория социальных изменений и др.) приходим к заключению, что в историческом контексте фиксируется изменение сущности общества от доиндустриального (традиционного) к индустриальному (современному) и от индустриального к постиндустриальному (постсовременному).

Указанные общественные изменение, связанные с переходом от одного цивилизационного типа к другому, характеризуются изменениями в типах и структуре ценностных ориентаций семьи.

Для семьи доиндустриального общества наиболее характерными были ценностные ориентации, связанные с сохранением целостности семьи, успешной передачей ресурсов последующим поколениям, следованием семейным традициям, а также авторитетом родителей и старших родственников.

По мере перехода к индустриальному обществу распространение получают ценностные ориентации, связанные с воспитанием ответственной и нравственной личности, повышением материальной и духовной заботы о детях.

В дальнейшем, в процессе формирования постиндустриального общества, в семье преобладающими становятся ценностные ориентации, включающие поддержание своеобразия каждого члена семьи, формирование индивидуальности, значимость личных достижений, свободу выбора и т.п. Распространение этих ценностных ориентаций характерно и для современной российской семьи.

В структуре ценностных ори-ентаций современной российской семьи можно обозначить внутрисемейные ценностные ориентации, включающие ценности супружества, родительства и родства, и внесемей-ные ценностные ориентации, связанные с ценностями профессиональной занятости, предполагающими как возможности продвижения вверх по служебной лестнице, так и построения горизонтальной карьеры, которая подразумевает творческую и личностную самореализацию. В контексте современных трансформационных процессов, происходящих в российском обществе, все более очевидным становится обостряющееся противоречие между внутрисемейными и внесемейными ценностными ориентациями.

С одной стороны, сохраняется высокая ценность семьи, направленность на семейный образ жизни, с другой - имеет место широкое распространение индивидуальности и автономности в поведении человека в семье и за ее пределами, что не всегда сочетается с эффективным выполнением семейных обязанностей. В целом, изменение ценностных

ориентаций семьи в современном российском социуме, во-первых, определяется общемировыми тенденциями, связанными с переходом от одного цивилизационного типа к другому. Во-вторых, преобразование ценностных ориентаций российской семьи связано с глубокими и качественными изменениями основных социальных институтов в нашей стране и общественной организации в целом. Однако данный процесс происходит неравномерно, в зависимости от близости или удаленности регионов от центра, и выглядит чрезмерно протяженным во времени. Это объясняет многообразие и противоречивость ценностных ориентаций современной российской семьи.

С одной стороны, развитие научных и промышленных технологий, информатизации приводит к расширению кругозора, возможностей для общения, получения образования, повышает значимость профессионализма, т.е. происходит усиление вне-семейных ценностных ориентаций. С другой стороны, российское общество характеризуется состоянием неустойчивого равновесия старого и нового, асимметрией между экономикой и нравственными ресурсами общества, ростом социальной напряженности, низкой адаптацией населения к условиям либерального рынка и другими негативными тенденциями. В этих условиях именно семья является той общностью, в которой человек получает поддержку и признание.

В целом, неоднозначное влияние перемен, происходящих в России, на ценностные ориентации семьи, позволяет нам говорить о том, что процесс их изменения не завершен. Это отчасти конституирует проблемное поле для дальнейшего исследования ценностных ориента-ций российских семей, изучения их жизнедеятельности через призму оценок составляющих ее индивидов. Использование ценностного подхода применительно к жизнедеятельности современной российской семьи в перспективе может помочь разрешить противоречия, которые имеются между высоким индивидуальным и общественным статусом семьи и наблюдаемыми деструктивными тенденциями в ее развитии.

Изучение семейных ценностей семьи в контексте происходящих в современном российском социуме трансформаций приобретает особую актуальность, поскольку способствует лучшему пониманию механизмов формирования системы ценностных ориентаций общества в целом.

Литература

1. Антонов А. И. Семья - какая она и куда движется // Семья в России. 2003. - № 1/2. - С. 30-40.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М. : Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. - С. 7.

3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. - М., 1995.

4. Виндельбанд В. Прелюдии. СПб.: Образование, 1993. - 687 с.

5. Голод С. И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. 1996. № 3/4. - С. 99-112.

6. Голод С.И. Семья и брак: ис-торико-социальный анализ. СПб., 1998. - С. 61-89.

7. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Количественные и качественные подходы. -М., 2005.

8. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Методы социологического исследования: Учебник. - М.: Инф-ра. - М, 2004. - 768 с.

9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. - 352 с.

10. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М.: Республика, 2003. - 384 с.

11. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). - СПб.: Наука, 2003. - С. 71.

12. Лотова И.П. Деструктивные типы семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка / Семейное воспитание в современной России: состояние и стратегия развития: монография /Отв. ред. И.Д. Дементьева. - М.: ИИДСВ РАО, 2015. - С. 135-152.

13. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. - М., 1989. - С. 7.

14. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. - 413 с.

15. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1998. -С. 271.

16. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП, 2003. - 342 с.

17. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. 2-е изд. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.