Гуманитарные науки
97
УДК 316.811
БАЛКАРСКАЯ СЕМЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Шаваева О. А., соискатель ученой степени кандидата философских наук, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик E-mail: [email protected]
В статье анализируется эволюция традиционной балкарской семьи, традиционная система семейных ценностей, их трансформация и современное состояние.
Ключевые слова: традиционная балкарская семья, система семейных ценностей, современная нуклеарная балкарская семья.
BALKAR FAMILY: HISTORY AND MODERNITY
Shavaeva O. A., the competitor of a scientific degree of the candidate of philosophical Sciences, FSBEIHPE "Kabardino-Balkarian state university after H. M. Berbekov" city of Nalchik
The article analyzes the evolution of the traditional Balkar family, the traditional system of family values, their transformation and current state.
Key words: Balkar traditional family, family values, Balkar modern nuclear family.
В обстановке кризиса российского общества значение семьи в формировании ценностных ориентаций и гуманистических идеалов у современной молодежи неизмеримо возрастает. Научно-теоретическое осмысление роли семьи в процессе обновления и реформирования общества, в развитии и становлении личности является важнейшей задачей социальной философии. Подлинная социализация молодого поколения, его эффективное приобщение к ценностям цивилизации и культуры невозможны без влияния семьи. В настоящее время идеологическое и информационное обеспечение семейной политики в России осуществляется недостаточно. Это является необходимостью, так как только материальные меры в целом не могут дать желаемого результата.
Проблема брачно-семейных отношений и семейных ценностей как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества разрабатывалась в ряде работ отечественных и зарубежных исследователей, как философов, так и представителей других наук: истории, психологии, этнологии, социологии.
Выбор темы обусловлен ее недостаточной раз-
работанностью, хотя проблема уже поставлена в философской литературе, однако исследований, посвященных социально-философскому анализу трансформации балкарской семьи, пока нет. Философский анализ системы семейных ценностей для исторического развития общества для социальной философии является важнейшим. Цель статьи - историко-философский анализ эволюции балкарской семьи и системы ее ценностей. Теоретическая значимость статьи определяется тем, что полученные выводы могут способствовать дальнейшему, более полному исследованию проблем, связанных с изучением трансформации балкарской семьи и ее ценностей.
В конце XIX - начале XX в. в общественной жизни балкарцев существенную роль играли еще большие семьи, сохранившие черты патриархальной семьи. Основой такой семьи по Ф. Энгельсу является то, что «она охватывает несколько поколений потомков одного отца вместе с их женами, причем все они живут вместе в одном дворе, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов»[1, 387]. С развитием общества патриархальная семья балкарцев подверглась изменениям. Если для
раннего периода большая патриархальная семья состояла из трех или более женатых поколений, то для конца XIX - начала XX в. характерна семья, состоящая из двух женатых поколений. Экономическая основа большой семьи балкарцев -собственность на землю, скот, которые всецело находились в руках отца - главы семьи.
Уже в конце XIX в. основной ячейкой балкарского общества стала малая патриархальная семья, которая экономически обособилась и выделилась из локального жилища. Семья была моногамной. Хотя ислам допускал многоженство, фактически оно было распространено только среди богатой верхушки общества. У балкарцев женитьба и замужество составляли важный момент жизненного цикла. Мужчины женились обычно в 30-летнем возрасте и даже в 40-летнем. Это объяснялось тем, что мужчина не мог вступить в брак, пока не скопит калым - плату за невесту. Предки балкарцев не знали этого обычая. С упрочением ислама, калым укоренился. Мужчины и женщины, вступая в брак, приобретали множество новых функций и ответственность.
В малой семье было строгое разделение между женским и мужским трудом. В такой семье женщина была более полноправной хозяйкой в своем доме. У балкарцев наиболее активные роли в социуме отводились мужчинам. Но женщины в традиционной балкарской семье не были бесправными, женщина пользовалась уважением и почетом. Мужчина смотрел на женщину как на слабое в физическом смысле существо и соответственно к ней относился. Н. П. Тульчинский писал: «В Балкарии нельзя встретить, чтобы мужчина ехал верхом, а женщина рядом с ним шла бы пешком, или женщина шла бы с тяжелой ношей, а мужчина с пустыми руками, тут происходит как раз обратное» [2, 204].
М. Ч. Кучмезова, характеризуя положение женщин в традиционном балкарском обществе, пишет: «В народе популярны пословицы: «С женщиной возвращается тепло крови», «Когда приходит родившийся от дочери или сестры -внук, племянник - качается опорный столб». Смысл этих пословиц - в почтительном отношении к женщине как члену семейной общины. Отношение к внукам и племянникам по женской
линии было особым: подчеркнуто радовались их появлению, при одаривании по тому или иному случаю им отдавалось предпочтение перед внуками и племянниками по мужской линии» [3, 32].
У балкарцев роль старших, особенно мужчин, ценилась всегда высоко. Одно из важнейших положений балкарской этики - уважение к старшим, памяти предков. Народ придерживался мнения, что старики уже в конце жизненного пути, они оставляют следующим поколениям мир, созданный их усилиями. Уважение к старшим является частью того, что поддерживает мир. А. Ю. Сини-цин характеризовал социальный статус старшего в балкарской семье: «Социальный статус старшего является чрезвычайно престижным. Старшие пользуются особым статусом, они окружены почетом и вниманием со стороны младших, вправе требовать от последних подчеркнутого уважения и послушания, их мнение - решающее на соответствующем уровне» [4. 102]. Другой исследователь, В. Я. Тепцов о почитании старших в балкарском обществе писал: «Обычай доведен до крайности, которая посторонним может показаться даже смешной. Если в комнату, например, входит старший брат, то младший обязан вставать и не имеет права сесть и говорить до тех пор, пока не получит на это разрешение от старшего. Старший управляет всем в доме бесконтрольно и, отлучаясь из дому, передает свою власть следующему за ним по старшинству. Никто из членов семьи не смеет отлучаться из дому или начинать какое-либо дело, не получив на то разрешения старшего в доме» [5, 114].
Балкарский просветитель М. Абаев высоко оценивал нравственность своего народа. Он отмечал: «В отношении нравственности горцев можно сказать смело, что было время, когда горец и горянка не допустили бы мысли, что кто-нибудь мог нарушить супружескую верность или кто-либо позволил себе увлечь женщину или девушку, несмотря на то, что до зрелого возраста обоего пола браки не совершались, почему народ был крупный и здоровый» [6, 21]. Абаев писал, что горцы были правдивы и вполне хозяевами своего слова, воровства почти не было, редко случались убийства, ранения. Это он связывал с семейным воспитанием.
Г. Х. Мамбетов, характеризуя важнейшие
БАЛКАРСКАЯ СЕМЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
99
требования этикета кабардинцев и балкарцев, выделял следующие элементы:
«1. Скромность, терпимость, снисходительность.
2. Вежливое и учтивое отношение к родителям.
3. Уважительное отношение к старшим.
4. Рыцарское отношение к женщине» [7, 202].
Балкарцы полагали, что детей в семье должно
быть не менее семи, чтобы она считалась полной. Считалось, что ребенок в большой семье вырастает свободным, общительным. Воспитывали детей ненавязчиво. Ударить ребенка, а тем более избить его, считалось недопустимым, так как у каждого человека, даже у маленького, есть достоинство. Народная педагогика пришла к выводу, что подавление ребенка в раннем возрасте приводит к тому, что он вырастает озлобленным или безвольным.
Воспитанием детей занимались старики, но в основном мать. Обычай не позволял отцу проявлять на людях свои родительские чувства. К. А. Чхеидзе, хорошо знавший Балкарию, отмечал, что мать, прежде всего, учила ребенка быть верным религии отцов, народным обычаям, семье и роду, данному слову. Он писал: «самое первое, что внушается ребенку, - это верность, честность или правдивость... Припоминая дела старины, женщина наглядно, на примерах из жизни семьи, рода, показывает ребенку, что мужчина должен быть мужественным, а женщина женственной; и что оба они, и мужчина, и женщина, должны быть сдержанными, умеренными, скромными во всем и всегда. И еще одному должна научить мать - это щедрости» [8, 495].
Много внимания уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения, что прививало трудолюбие, выносливость. В крестьянских семьях детей рано начинали приучать к труду. Уже с 5-6 лет девочки учились помогать в хозяйстве: носили воду, убирали, вышивали золотом и шелком, шили платья. Мальчики с 5-6 лет угоняли телят на пастбища, помогали в конюшне, их приучали владеть оружием, верховой езде. Помимо трудового воспитания, воспитывали в детях уважение к старшим, любовь к родине и к своему народу.
В семейных отношениях балкарцев значимым был институт аталычества, закрепленный в бал-
карских адатах. У балкарцев знать до конца XIX в. отдавала своих детей на воспитание в низшее или равнозначное сословие. В свою очередь балкарские феодалы брали на воспитание детей кабардинских и сванских князей, с целью завязать с ними родство и пользоваться их покровительством. Таким образом, аталычество служило объединению народов на Северном Кавказе.
В балкарском обществе важнейшей частью народной педагогики была традиция гостеприимства. А. И. Мусукаев, анализируя данную традицию, приходит к выводу: «Этнографические материалы наглядно показывают, что гостеприимство являлось в известной мере важнейшей составной частью народной педагогики, в нем на протяжении веков аккумулировалась сила воспитательного воздействия этой традиции, прежде всего связанного с человеколюбием» [9, 23]. У балкарцев гостеприимство распространялось даже на гостя-кровника.
Балкарская семья в настоящее время не может вернуться к той модели, которая сложилась два века назад. Модернизация затронула все сферы ее жизнедеятельности, что привело к широкому многообразию моделей семьи. Постепенное социально-экономическое развитие общества привело к становлению нуклеарной семьи. Ну-клеарная семья - это семья, состоящая из двух поколений: родителей и несовершеннолетних детей, где оба супруга чаще всего работают, несут одинаковую ответственность за экономическое обеспечение семьи, воспитание детей. Это чаще всего малодетная семья, где 1-2 детей. Мотив для создания семьи - любовь, взаимная поддержка. Появляется возможность развода. Мужчина и женщина имеют равные права при заключении брака. Семья создается для эмоциональной поддержки, воспитания детей, а не для ведения хозяйства. Супружеская верность сохраняется в силу внутренней культуры ее членов, а не в силу обычаев, традиций. С ростом городов, численности городского населения нуклеарных семей становится все больше.
В наши дни балкарская семья претерпела значительные изменения, которые были вызваны общими социально-экономическими переменами, происходящими в стране. Уважение к старшим среди балкарцев и сегодня остается незыблемым
законом, но отношение к молодым и в семье, и в обществе стало определяться не столько их возрастом, сколько образованием, отношением к труду, общественной деятельностью. Хотя уважение к старшим является и сегодня важнейшей традицией, которая строго соблюдается, в то же время в КБР существует большое количество пожилых людей, нуждающихся в домах престарелых, чего в прошлом никогда не было.
За последние годы в КБР понизился уровень стабильности семьи, что объективно выразилось в резко возросшем уровне разводов. И. Х. Шортаева, характеризуя современное состояние семьи в КБР, пишет: «К сожалению, в настоящее время и среди мужчин, и среди женщин стало бытовать представление о беспоследствен-ности развода. В чем-то это представление является как бы реакцией на его мнимую неизбежность. За последние годы оно окрепло и выросло до того, что в определенных кругах населения появилось нечто вроде моды на развод» [10, 38].
Таким образом, современная балкарская се-
мья, уходя своими корнями в семью прошлого, сохраняет и развивает национально-исторические ценности и тем самым аккумулирует многовековой опыт поколений, что оказывает существенное влияние на стабилизацию духовно-нравственных основ общества. Морально-этические нормы, система семейных ценностей, выработанные в традиционном балкарском обществе, составляют и сегодня основу существования современной семьи, хотя она претерпела существенные изменения. Представляется важным восстановить отчасти утраченные традиционные балкарские семейные традиции, что будет способствовать преодолению социального кризиса в обществе. М. Ч. Кучмезова, характеризуя традиции балкарского народа, отмечает: «Оставить без попечения старца или ребенка в балкарской среде считалось позором и грехом. При разделах семьи с родителями оставался старший или младший из сыновей. Осиротевшие дети усыновлялись отцовскими родственниками и росли в фамильном клане».
ЛИТЕРАТУРА
1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М., 1961. - Т. 21.
2. Тульчинский Н. П. Пять горских обществ Кабарды // Терский сборник. - Вып. V. - Владикавказ, 1903.
3. Кучмезова М. Ч. Соционормативная культура балкарцев: традиции и современность. - Нальчик, 2003.
4. Синицын А. Ю. Культ предков и этнические стереотипы поведения бирманцев // Советская этнография, 1989. - № 3.
5. Тепцов В. Я. По истокам Кубани и Терека // СМОМПК. - 1892. - Вып. 14.
6. Абаев М. Балкария. - Нальчик, 1992.
7. Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. - Нальчик, 1997.
8. Ёзден адет. Этический кодекс карачаево-балкарского народа. - Нальчик, 2005.
9. Мусукаев А. И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. - Нальчик, 1990.
10. Шортаева И. Х. Проблемы изучения семьи и семейного быта кабардинцев на современном этапе // Вестник института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. - Вып. 9. - Нальчик, 2002.