Таким образом, организованная в РГПУ имени А.И. Герцена в период пандемии тьюторская деятельность студентов смело может быть отнесена к социально-культурной деятельности, приносящей пользу не только школьному сообществу города, но дающая возможность самореализоваться в профессиональной педагогической деятельности самим студентам.
Школьники (6, 7 или 8 класса) получают возможность:
- методической помощи в выполнении домашних заданий и дополнительном разъяснении материалов уроков,
- квалифицированного ответа на заданный вопрос,
- индивидуальной консультации в случае затруднений,
Библиографический список
- участия в досуговых мероприятиях,
- социальной включенности в детское сообщество,
- занятость во вторую половину дня.
Студенты университета получают возможность:
- получения за участие в проекте зачета по учебным и производственным практикам;
- выполнения практических и творческих заданий по отдельным учебным дисциплинам;
- выполнения экспериментальной части выпускной квалификационной работы.
1. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. Санкт-Петербург: Арт-студия «Концерт», 2008.
2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сборник статей. Тамбов, 2005.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. Москва: МГУКИ, 2004.
4. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Орел: ОГИИК, 1997.
5. Новикова ГН. Технологические основы социально-культурной деятельности. Москва: МГУКИ, 2004.
6. Беляева Л.А., Беляева М. А. Социально-культурная деятельность: структурно-функциональная модель. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013; № 1 (33): 68.
7. Туев В.В. Социально-культурная деятельность: понятие и предметное поле. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: сборник статей. Кемерово: КемГАКИ, 2002: 32.
Refеrences
1. Ariarskij M.A. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak predmet nauchnogo osmysleniya. Sankt-Peterburg: Art-studiya «Koncert», 2008.
2. Aktual'nye problemy social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: sbornik statej. Tambov, 2005.
3. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': uchebnik. Moskva: MGUKI, 2004.
4. Koval'chuk A.S. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Orel: OGIIK, 1997.
5. Novikova G.N. Tehnologicheskie osnovy social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2004.
6. Belyaeva L.A., Belyaeva M. A. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': strukturno-funkcional'naya model'. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kultury i iskusstv. 2013; № 1 (33): 68.
7. Tuev V.V. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': ponyatie i predmetnoe pole. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': istoriya, teoriya, obrazovanie, praktika: sbornik statej. Kemerovo: KemGAKI, 2002: 32.
Статья поступила в редакцию 01.02.21
УДК 378
Gusev A.Yu., senior teacher, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gvdance@mail.ru
SOCIO-CULTURAL DESIGN IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS-CHOREOGRAPHERS. The article studies the current problem of professional training of choreographers in the context of changes in the modern socio-cultural situation. The author considers socio-cultural design as an innovative technology in the system of professional training of teachers-choreographers. Fulfilling the analysis of the literature, it is established that socio-cultural design contributes to the development of personal and professional qualities of students. In the article, the author defines the concept of "socio-cultural design in the field of choreographic art". The analysis of the activities of St. Petersburg universities that provide training in various areas in the field of choreographic art allowed us to identify a variety of types of socio-cultural projects in the areas of activity.
Key words: socio-cultural design, project activity, professional training, teacher-choreographer, choreographic art.
А.Ю. Гусев, ст. преп., аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И Герцена»,
г. Санкт Петербург, E-mail: gvdance@mail.ru
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ
Статья посвящена актуальной проблеме профессиональной подготовки педагогов-хореографов в условиях изменений современной социокультурной ситуации. Автор рассматривает социокультурное проектирование как инновационную технологию в системе профессиональной подготовки педагогов-хореографов. На основании анализа литературы установлено, что социокультурное проектирование содействует развитию личностных и профессиональных качеств студентов. В статье автором определяется понятие «социокультурное проектирование в области хореографического искусства». Анализ деятельности петербургских вузов, осуществляющих обучение по различным направлениям в области хореографического искусства, позволил выделить разнообразие видов социокультурных проектов по направлениям деятельности. Автором предполагается, что социокультурное проектирование обладает педагогическим потенциалом и может служить эффективным средством индивидуализации обучения студентов - будущих педагогов-хореографов.
Ключевые слова: социокультурное проектирование, проектная деятельность, профессиональная подготовка, педагог-хореограф, хореографическое искусство.
Проблема построения содержания профессиональной подготовки будущих педагогов является одной из ключевых в развитии образования. Изменение социальной и образовательной ситуации в России обусловливает необходимость поиска эффективных путей для решения обострившейся проблемы подготовки квалифицированных специалистов с высшим образованием, готовых быстро адаптироваться к новым социально-культурным условиям.
Совершенствование образовательного процесса актуализируется применением проектной деятельности в достижении качественно нового уровня подготовки специалистов в области хореографического искусства. Исследования последних лет показывают, что проектная технология в системе подготовки будущих педагогов-хореографов позиционируется как инновационная (О.Н. Вернигора [1], Е.А. Никитина [2], М.С. Тонков [3], Е.Б. Юнусова [1] и др.). Проектная деятельность в сфере хореографической педагогики направлена на самореализацию личностных и профессиональных способностей и акти-
визацию самостоятельного творческого поиска студентов - будущих педагогов-хореографов.
Педагог-хореограф является носителем и транслятором социокультурных ценностей и традиций, их хранителем, а также новатором в области танца. Лишь только творческая личность, индивидуальность, востребованная обществом, способствует накоплению этих ценностей и традиций, их сохранению и развитию, что обусловливает актуальность применения социокультурной проектной технологии в профессиональной подготовке педагогов-хореографов.
ГМ. Бирженюк и А.П. Марков [4] социокультурное проектирование определяют как специфическую технологию, представляющую собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Данная технология
направлена на освоение, сохранение, воссоздание и развитие социокультурных явлений [5].
Анализ научно-педагогической литературы показал, что социокультурное проектирование как инновационную социально-культурную технологию, имеющую особое значение в процессе развития личности, рассматривают многие авторы (РА. Белошапка, О.А. Вахромеева, Ю.Б. Владимирова, А.Д. Жаркова, Т.Г Киселева, Ю.Д. Красильникова, РА. Литвак, Е.А. Малянова, А.В. Соколова, Е.А. Трощенкова, Н.Н. Ярошенко и др.).
Так, РА. Белошапка [6] понимает социокультурное проектирование как инновационную и эффективную технологию в организации культурно-досуговой деятельности, которая способствует проявлению и развитию творчества, стимулированию разработке новых замыслов и идей, познавательно-исследовательской мотивации, поиску креативных методик для создания новых, оригинальных проектов в постоянно трансформирующихся социокультурных ситуациях.
Е.А. Трощенкова [7] отмечает инновационный, творческо-деятельностный характер технологии социокультурного проектирования. По мнению автора, данная технология способствует саморазвитию социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), стимулирует развитие личности.
Реализация социокультурного проектирования содействует развитию коммуникативной компетенции, влияет на интеллектуальную, поведенческую и эмоциональную сферы сознания личности. На высоком уровне проходят процессы самоактивизации, саморазвития, творческого подхода к деятельности, сотрудничества на основе принципов самодеятельности, активности, добровольности, креативности. РА. Литвак [8] справедливо отмечает, что данный метод позволяет развивать досуговую, эстетическую, художественную и патриотическую культуру человека.
Результатом социокультурного проектирования является социокультурный проект. Общие классификации проектов не выделяют социокультурный проект как отдельный тип, его относят к социальному проекту. Тем не менее различные направления социального проекта могут дать толчок для развития множества других типов проектов: социально-педагогические, социально-медицинских, социально-экономических, социально-культурных и других. В настоящее время отсутствует единый подход к понятию «социально-культурный проект». В общем смысле данный тип проекта можно понимать как комплекс мероприятий, ориентированных на сохранение и развитие социальных явлений и культурных ценностей, выработку новых ценностных отношений [9].
Социокультурный проект в области хореографического искусства имеет свои определённые особенности, выражающиеся в симбиозе социальной и культурной подсистем.
Нами предпринята попытка дать определение понятию «социокультурное проектирование в области хореографического искусства». Данное понятие мы рассматриваем как технологию сохранения, воссоздания и развития хореографического наследия и традиций, а также формирования хореографических новаций, направленных на удовлетворение социально-культурных потребностей и воспитание духовно-эстетических ценностей у будущих педагогов-хореографов.
При социокультурном проектировании у студентов появляется уникальная возможность интегрировать знания, умения и навыки, полученные при изучении различных специальных дисциплин: классический, народно-сценический, исто-рико-бытовой и бальный танцы, современное танцевальное искусство, искусство балетмейстера, история и теория хореографического искусства и образования, история художественной культуры, основы хореографической драматургии, мультимедийные технологии в искусстве и др.
Мы предполагаем, что любой социокультурный проект можно считать инновационным, так как он включает в себя творческую и креативную составляющие, направленные на разработку и реализацию новых явлений, процессов, форм и технологий в сфере социально-культурной деятельности, а также на сохранение и развитие социокультурных традиций.
В педагогической теории и практике отсутствует однозначная типология проектов. В настоящее время существуют их различные классификационные признаки. В нашем исследовании мы классифицируем социокультурные проекты по уровню (локальные, муниципальные, региональные, всероссийские, международные), по масштабу (монопроект, мультипроект, мегапроект), по сложности (простые, организационно сложные, технически сложные, ресурсно сложные, комплексно сложные), по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), по характеру проектируемых изменений (инновационные, поддерживающие), по характеру контактов участников (очные, дистанционные), по направлениям деятельности (об этом далее в статье).
Анализ деятельности петербургских вузов, осуществляющих обучение по различным направлениям в области хореографии (Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов), позволяет выделить следующие виды социокультурных проектов по направлениям деятельности в области хореографического искусства: образовательный, просветительский, информационный, культурно-досуговый, художественно-творческий, исследовательский.
Приведём примеры проектов по направлениям деятельности в табл. 1.
Таблица 1
Примеры социокультурных проектов по направлениям деятельности в области хореографического искусства
Направления деятельности Примеры проектов
Образовательные проекты - разработка обучающих программ в области хореографии; - проведение мастер-классов, практикумов, тренингов и др.
Просветительские проекты - культурное просвещение в области хореографии; - популяризация танцевальных жанров; - создание танцевальных видеоклипов, приуроченных к праздничным и памятным датам; - празднование памятных дат, юбилеев танцовщиков и балетмейстеров, традиционных народных праздников
Информационные проекты - создание информационных ресурсов о хореографической культуре
Культурно-досуговые проекты - организация праздников и досуга, в том числе средствами фольклорных и обрядовых традиций
Художественно-творческие проекты - восстановление концертных номеров и фрагментов спектаклей прошлых лет; - создание новых хореографических постановок; - организация и проведение конкурсов, фестивалей, танцевальных шоу; - участие в конкурсах и фестивалях хореографического творчества, в том числе и выездных
Исследовательские проекты - организация и проведение научно-исследовательской деятельности; - выполнение исследовательских работ
Обозначим наиболее значимые проекты кафедры хореографического искусства РГПУ имени А.И. Герцена (на базе которой проводится наше исследование) в разработке и проведении которых непосредственно принимают участие студенты кафедры:
- танцевальные спектакли: «Перезвоны» (2014 г), «О войне» (2015 г), «Танец без границ» (2016 г), «Красной нитью» (2017 г.), «Эта сторона улицы» (2017 г), «Санкт-Петербург - моя судьба» (2017 г), «Кармина Бурана» (2018 г), «Зимний сон Петербурга» (2019 г) и др.;
- вечер современной хореографии (открытие творческого сезона кафедры хореографического искусства);
- класс-концерты по различным танцевальным дисциплинам: классический, народно-сценический, степ и джазовый танцы;
- образовательный бал «Петровское наследие» (проводится ежегодно с 2018 года);
- интерактивная праздничная программа «Новогодний хоровод» совместно с гимназией № 155 г. Санкт-Петербурга (2020 г.);
- тематические флешмобы (в том числе с участием петербургских школьников): «Танцевальное лето», «Апрельский джем», «Только танцы и ты», «Плохо танцевать». Одним из социально значимых проектов является флешмоб «В поддержку студентов РГПУ имени А.И. Герцена из Китайской Народной Республики»;
- хореографическое шоу «Король танца» (проводится ежегодно с 2015
года);
- ежегодный конкурс молодых хореографов «Свежий след» (проводится с 2014 года);
- городские фестивали-конкурсы семейного творчества «Танцующая семья» и «Наша дружная семья» (2019 и 2020 гг.);
- международный фестиваль-конкурс «СУПЕР ДАНС от фолка до модерна» (2013 и 2014 гг.);
- международные конкурсы хореографических коллективов «Вызов» (2018 и 2019 гг) и «Хореография смыслов» (2019 г);
- олимпиада по хореографическому искусству «ПО:ТОК танца» (2018 -2020 гг);
- конференции, форумы и семинары, посвященные проблемам хореографического образования и искусства, сохранению нематериального культурного наследия и др.
Следует отметить, что при социокультурном проектировании у студентов появляется уникальная возможность попробовать себя в разных ролях: хорео-
граф-постановщик, танцовщик, репетитор, организатор художественно-творческого и педагогического процессов, режиссёр, руководитель проектной команды и др. Учитывая полифункциональность профессии педагога-хореографа [10], подобный опыт для студентов будет неоспоримо ценным.
Педагог-хореограф - это представитель творческой профессии. Творчество является основой формирования личности, для которой характерен неповторимый индивидуальный стиль работы. Исследования О.Л. Косибород и А.А. Смирнова [11] указывают на то, что социокультурное проектирование является эффективным инструментом развития творческой активности студентов. Внедрение в образовательный, художественно-творческий процесс технологии социокультурного проектирования способствует осуществлению самых различных креативных идей, замыслов, раскрытию и развитию творческого потенциала студентов-хореографов.
Творческая активность, проявление индивидуальных качеств, которые необходимы будущему специалисту в сфере хореографического образования, эффективнее всего проявляются, когда созданы необходимые педагогические условия, на наш взгляд, таким условием может являться индивидуализация обучения. Мы предполагаем, что социокультурное проектирование обладает педагогическим потенциалом и может служить эффективным средством индивидуализации обучения студентов-хореографов.
Библиографический список
Результаты проведенного анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования:
- социокультурное проектирование является творческой, инновационной технологией, включающей в себя творческую и креативную составляющие, направленные на разработку и реализацию новых явлений, процессов, форм и технологий в сфере социально-культурной деятельности, а также на сохранение и развитие социокультурных традиций;
- дано предварительное определение социокультурному проектированию в области хореографического искусства;
- к социокультурным проектам по направлениям деятельности в сфере хореографического искусства можно отнести: образовательный, просветительский, информационный, культурно-досуговый, художественно-творческий, исследовательский.
- в процессе социокультурного проектирования студенты-хореографы могут попробовать себя в разных ролях, что свойственно полифункциональности профессии педагога-хореографа;
- предполагается, что развитие личностных и профессиональных качеств, необходимых для профессии педагога-хореографа, может быть достигнуто при индивидуализации обучения средствами социокультурного проектирования.
1. Вернигора О.Н. Творческий проект хореографического факультета Amarara государственного института культуры - фестиваль-конкурс балетмейстерских работ современных направлений танца «Образ» как средство выявления, поддержки и продвижения начинающих балетмейстеров, повышения качества учебного процесса. Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018; № 3 (17): 208 - 211.
2. Никитина Е.Ю., Юнусова Е.Б. Хореографический проект как альтернативная форма итоговой аттестации студентов - будущих хореографов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (б9): 147 - 149.
3. Тонков М.С. Инновационные технологии в творческой деятельности педагога-хореографа. Фундаментальная и прикладная наука. 2017; № 2 (б): 4б - 48.
4. Марков A.n., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Санкт-Петербург: СПБГУП, 1998.
5. Котова СА, Aфанасьева Ab. социокультурное проектирование в образовании: сущность, проблемы и опыт реализации. Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. 2017; Т. 3, № 1: 24 - 34.
6. Белошапка PA. Социокультурное проектирование как инновационная технология в организации культурно-досуговой деятельности. Перспективы науки. 2019; № 5 (11б): 257 - 2б3.
7. Трощенкова E.A. Проектирование в сфере культуры: инновационный аспект. Вестник КрасГАУ. 2011; № 1 (52): 197 - 202.
8. Литвак Р A. Современные социокультурные технологии как средство развития личности. Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: образование. Педагогические науки. 2018; Т. 10, № 4: 31 - 3б.
9. Симонов И.Ф. Социально-культурное проектирование: технология предварительного проектного исследования. Ижевск: Удмуртский университет, 2012.
10. Касиманова ЛА Творческая мастерская как инновационная форма в процессе профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № б3-2: 21б - 220.
11. Косибород О.Л., Смирнов A.A., Черниговский М.М. Социокультурные проекты как инструмент формирования личности и положительного имиджа России на международной арене. Среднее профессиональное образование. 2020; № 7 (299): б8 - 71.
References
1. Vernigora O.N. Tvorcheskij proekt horeograficheskogo fakul'teta Altajskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury - festival'-konkurs baletmejsterskih rabot sovremennyh napravlenij tanca «Obraz» kak sredstvo vyyavleniya, podderzhki i prodvizheniya nachinayuschih baletmejsterov, povysheniya kachestva uchebnogo processa. Uchenye zapiski (Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv). 2018; № 3 (17): 208 - 211.
2. Nikitina E.Yu., Yunusova E.B. Horeograficheskij proekt kak al'ternativnaya forma itogovoj attestacii studentov - buduschih horeografov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (б9): 147 - 149.
3. Tonkov M.S. Innovacionnye tehnologii v tvorcheskoj deyatel'nosti pedagoga-horeografa. Fundamental'naya iprikladnaya nauka. 2017; № 2 (б): 4б - 48.
4. Markov A.P., Birzhenyuk G.M. Osnovy sociokul'turnogoproektirovaniya. Sankt-Peterburg: SPBGUP, 1998.
5. Kotova S.A., Afanas'eva A.B. sociokul'turnoe proektirovaniev obrazovanii: suschnost', problemy i opyt realizacii. Gercenovskiechteniya. Hudozhestvennoeobrazovanierebenka. 2017; T. 3, № 1: 24 - 34.
6. Beloshapka R.A. Sociokul'turnoe proektirovanie kak innovacionnaya tehnologiya v organizacii kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Perspektivy nauki. 2019; № 5 (11б): 257 - 2б3.
7. Troschenkova E.A. Proektirovanie v sfere kul'tury: innovacionnyj aspekt. Vestnik KrasGAU. 2011; № 1 (52): 197 - 202.
8. Litvak R.A. Sovremennye sociokul'turnye tehnologii kak sredstvo razvitiya lichnosti. Vestnik Yuzhno-ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2018; T. 10, № 4: 31 - 3б.
9. Simonov I.F. Social'no-kul'turnoeproektirovanie: tehnologiya predvaritel'nogoproektnogo issledovaniya. Izhevsk: Udmurtskij universitet, 2012.
10. Kasimanova L.A. Tvorcheskaya masterskaya kak innovacionnaya forma v processe professional'noj podgotovki pedagogov-horeografov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № б3-2: 21б - 220.
11. Kosiborod O.L., Smirnov A.A., Chernigovskij M.M. Sociokul'turnye proekty kak instrument formirovaniya lichnosti i polozhitel'nogo imidzha Rossii na mezhdunarodnoj arene. Srednee professional'noe obrazovanie. 2020; № 7 (299): б8 - 71.
Статья поступила в редакцию 01.02.21
УДК 376.58
Esikova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: esikovatv@herzen.spb.ru
TECHNOLOGY OF PREVENTION OF DELINQUENT BEHAVIOR OF THE STUDENT IN SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES. The article reveals the problem of developing an innovative technology for the prevention of delinquent behavior of trainees by means of social and educational activities. The article substantiates that it is necessary to start preventive work at the primary school age, since it is at this age that the foundations of the worldview of the individual are laid. The article examines the content of the legal ideas of younger students. The presented results of the empirical study revealed that moral and legal ideas at primary school age are not differentiated and have a close connection. The developed prevention technology is based on the data of empirical research of students in schools. The author presents a research methodology for predisposition to delinquent behavior. The article formulates the criteria reflecting the specificity of the technology for the prevention of delinquent behavior of students.
Key words: delinquent behavior, prevention technology, socio-pedagogical activity, student personality, educational environment, legal ideas.
Т.В. Есикоеа, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: esikovatv@herzen.spb.ru