Научная статья на тему 'Научное осмысление актуальных проблем креативного сектора'

Научное осмысление актуальных проблем креативного сектора Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Санкт-Петербургский государственный институт культуры / факультет социальнокультурных технологий / креативные индустрии / научно-практическая конференция / St. Petersburg State University of Culture / Faculty of Socio-Cultural Technologies / creative industries / scientific and practical conference

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Востряков Лев Евгеньевич

Освещается программа и анализируется состав участников всероссийской научно-практической конференции «Креативные индустрии региона: опыт, перспективы, подготовка кадров», состоявшейся на факультете социально-культурных технологий Санкт-Петербургского государственного института культуры 29–30 сентября 2022 г. Актуальность проблематики, избранной в качестве предмета для научной дискуссии обусловлена вниманием мирового сообщества к становлению креативного сектора, значение которого еще более возрастает в условиях новых вызовов ближайшего десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific understanding of the current problems of the creative sector

The author highlights the program of the All-Russian scientific and practical conference «Creative industries of the region: experience, prospects, training of personnel», which took place at the Faculty of Socio-Cultural Technologies of the St. Petersburg State Institute of Culture on September 29–30, 2022. The article analyzes the composition of the conference participants. The relevance of the issues chosen as a subject for scientific discussion is due to the attention of the world community to the formation of the creative sector, the importance of which is even more increasing in the face of new challenges of the coming decade.

Текст научной работы на тему «Научное осмысление актуальных проблем креативного сектора»

УДК 378.096(470.23-25):005.745"2022.09.23/30"

Л. Е. Востряков

Научное осмысление актуальных проблем креативного сектора

Освещается программа и анализируется состав участников всероссийской научно-практической конференции «Креативные индустрии региона: опыт, перспективы, подготовка кадров», состоявшейся на факультете социально-культурных технологий Санкт-Петербургского государственного института культуры 29-30 сентября 2022 г. Актуальность проблематики, избранной в качестве предмета для научной дискуссии обусловлена вниманием мирового сообщества к становлению креативного сектора, значение которого еще более возрастает в условиях новых вызовов ближайшего десятилетия.

Ключевые слова: Санкт-Петербургский государственный институт культуры, факультет социально-культурных технологий, креативные индустрии, научно-практическая конференция

Lev E. Vostriakov

Scientific understanding of the current problems of the creative sector

The author highlights the program of the All-Russian scientific and practical conference «Creative industries of the region: experience, prospects, training of personnel», which took place at the Faculty of Socio-Cultural Technologies of the St. Petersburg State Institute of Culture on September 29-30, 2022. The article analyzes the composition of the conference participants. The relevance of the issues chosen as a subject for scientific discussion is due to the attention of the world community to the formation of the creative sector, the importance of which is even more increasing in the face of new challenges of the coming decade.

Keywords: St. Petersburg State University of Culture, Faculty of Socio-Cultural Technologies, creative industries, scientific and practical conference

29-30 сентября 2022 г. на факультете социально-культурных технологий Санкт-Петербургского государственного института культуры в рамках научно-практической недели «Социально-культурные технологии и креативные индустрии» состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Креативные индустрии региона: опыт, перспективы, подготовка кадров». Мероприятия недели были посвящены 65-летию факультета социально-культурных технологий СПбГИК и включали целый цикл мероприятий, совсем не случайно в ходе открытия конференции был подписан договор о сотрудничестве между Петербургским государственным институтом культуры и Санкт-Петербургским государственным Домом народного творчества и досуга - широко-известным научно-методическим центром культурно-досуговых учреждений Санкт-Петербурга.

С приветственными выступлениями к участникам конференции обратились ректор СПбГИК, доктор исторических наук, профессор

A. С. Тургаев, руководитель секретариата Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества Ю. Ю. Михалева, проректор Московского государственного институт культуры по научной деятельности, доктор педагогических наук, профессор Н. Н. Ярошенко, председатель комитета по культуре и туризму Ленинградской области Е. В. Чайковский, директор Санкт-Петербургского Дома народного творчества и досуга О. А. Богомазова.

Научная программа секции включала пленарное заседание (модераторы - декан факультета, и. о. заведующего кафедрой проектного управления в сфере культуры, кандидат педагогических наук, доцент И. Ф. Симонова и профессор кафедры социально-культурной деятельности, доктор политических наук Л. Е. Востряков), работу секций «Творческие индустрии в контексте государственной культурной политики» (модераторы - профессора кафедры социально-культурной деятельности, доктор политических наук Л. Е. Востряков и доктор педагогических наук А. А. Сукало), «Проектные технологии в развитии креативного сектора» (модераторы - декан факультета, и. о. заведующего кафедрой проектного управления в сфере культуры, кандидат педагогических наук, доцент И. Ф. Симонова и заместитель декана факультета социально-культурных технологий К. В. Бернадская), «Развитие креативности в поликультурном пространстве» (модератор - заведующий кафедрой психологии и педагогики, доктор медицинских наук, профессор

B. М. Голянич), круглый стол «Креативные индустрии региона: проблемы и решения» (модератор - доцент кафедры проектного управления в сфере культуры, кандидат педагогически наук Ю. М. Пашедко).

В конференции приняли участие педагоги и молодые исследователи шести кафедр Санкт-Петербургского государственного института культуры (психологии и педагогики, проектного управления в сфере культуры, социально-культурной деятельности, физического воспитания, информационных технологий и компьютерного дизайна, музеологии и культурного наследия), ученые Московского, Челябинского и ВосточноСибирского государственных институтов культуры, Московской высшей школы социальных и экономических наук, Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), Института философии Санкт-Петербургского государственного университета и Вышей школы бизнес-инжиниринга СПбПУ Петра Великого, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Важным было участие в научной дискуссии руководителей и специалистов образовательных учреждений Санкт-

Петербурга и Ленинградской области, учреждений культуры, креативного сектора и проектных организаций Санкт-Петербурга, Московской и Свердловской области. Продуктивности коллективной научной коммуникации способствовало заблаговременное издание редакционно-изда-тельским отделом СПбГИК сборника тезисов докладов всероссийской научно-практической конференции1.

Актуальность проблематики, избранной в качестве предмета плодотворной научной дискуссии практиков в сфере креативных инду-стрий, профессорско-преподавательского состава СПбГИК и обучающихся, обусловлена широким вниманием мирового сообщества к становлению креативного сектора, экономический вклад которых в наиболее успешных странах достигает 10%, а нередко и более высокой доли национального ВВП.

Принято считать, что «креативные индустрии способствуют актуализации культурных и духовных ценностей, развивают творческий потенциал населения, и тем самым оказывают положительное влияние на качество жизни граждан и устойчивость развития общества в целом»2. Показательно, что, по оценкам исследователей, креативный сектор оказывает позитивное воздействие на совершенствование человеческого капитала по таким направлениям, как стимулирование инноваций, формирование креативных компетенций и повышение качества жизни; укрепление идентичности подрастающего поколения, социальной сплоченности и чувства общности людей; развитие творческой экономики; формирование справедливого общества и гармонизация человеческих отношений3. Не случайно государственные программы поддержки творческих индустрий утверждены на уровне правительств многих стран.

С момента публикации в 1998 г. Департаментом культуры, медиа и спорта правительства Великобритании, где зародилась концепция творческих индустрий, первой их классификации, выделявшей 13 секторов - «реклама, архитектура, антиквариат, изобразительное, декоративное искусство и ремесла, дизайн, мода, кино- и видеопроизводство, мультимедиа, музыка, исполнительские искусства, издательское дело, программное обеспечение и компьютерные игры, радио и телевидение»4, прошло уже четверть века.

В настоящее время более популярно предложение ООН классифицировать креативные индустрии по четырем укрупненным блокам:

- индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность);

- индустрии, основанные на искусстве (театр, музыка, живопись, деятельность галерей и др.);

- современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио -, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, средства массовой информации, реклама и пр.);

- прикладные творческие (креативные) индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, ювелирное дело, гастрономическая индустрия и т. п.)5.

В нашей стране определение креативных индустрий на официальном уровне впервые было дано в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Президентом Российской Федерации в декабре 2014 г. Тот же стратегический документ предложил и следующую структуру феномена: «промышленный дизайн и индустрию моды, музыкальную индустрию и индустрию кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговлю, рекламное производство и средства массовой информации»6.

Само понятие и отнесенные к нему виды деятельности были уточнены в «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года»7, подготовленной рабочей группой Министерства культуры России под руководством декана экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова А. А. Аузана и утвержденной Правительством Российской Федерации в сентябре 2021 г. Определение, предложенное концепцией, закреплено в новой редакции «Основ государственной культурной политики», которую Президент Российской Федерации В. В. Путин утвердил Указом от 25 января 2023 года №35: «творческие (креативные) индустрии - сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и оказывают услуги, имеющие экономическую ценность, а также способствующие формированию гармонично развитой личности и росту качества жизни российского общества»8.

Особое значение приобретают важнейшие меры поддержки креативных индустрий, которые с учетом новых вызовов третьего десятилетия XXI столетия, вынесены в отдельный подраздел:

«- поддержка народных художественных промыслов и ремесел;

- определение приоритетных креативных (творческих) индустрий в каждом субъекте Российской Федерации с учетом особенностей и народных традиций, присущих конкретной территории (локальной идентичности), а также создание условий для развития таких креативных (творческих) индустрий;

- совершенствование системы образования и компетенций в сфере креативных (творческих) индустрий;

- создание условий для производства, распространения и популяризации продукции отечественных креативных (творческих) индустрий как на внутреннем, так и на глобальном рынках;

- формирование благоприятной институциональной среды и расширение инфраструктуры для развития системы креативных (творческих) индустрий;

- создание в субъектах Российской Федерации новых рабочих мест в области креативных (творческих) индустрий.

- сохранение и развитие локальной идентичности в Российской Федерации»9.

Уделяя особое внимание государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесел, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации уже приступило к реализации проекта, «направленного на поддержку городов и сельских территорий, которые являются хранителями производственных и культурных традиций через развитие кластеров креативных индустрий на основе народных художественных промыслов»10. Для оптимизации мер поддержки предлагается выделить шесть моделей развития таких территорий, на которых концентрируются народные промыслы, и сформировать на них соответствующие кластеры креативных индустрий:

- «креативные города», где усилия будут концентрироваться на формировании креативного класса, развитии туристской инфраструктуры и новых объектов творческого сектора;

- «ремесленные поселения» - для территорий с бытованием традиции народных художественных промыслов, расположенных вдали от центра;

- «исторические мануфактуры и ремесленные кварталы», которые будут способствовать сохранению соответствующих исторических традиций ярко выраженной промышленная специализация;

- «горные территории мастеров», в хозяйственной жизни которых ремеслам придавалось особое значение;

- «проводники национальной идентичности» - для приграничных территорий, участвующих в проектах трансграничного межкультурного сотрудничества;

- «места традиционного бытования народных художественных промыслов Севера».

Государственная поддержка креативного сектора особенно необходима в условиях, когда россиян, как показывают исследования, отличают высокие требования к обновлению культурной среды, устойчивый неудовлетворенный платежеспособный спрос на разнообразие товаров и услуг креативного сектора. Между тем, по доле расходов на организацию досуга и отдыха, участие в культурных мероприятиях наша страна все еще заметно отстаёт от развитых стран Европы, где подобный показатель в течение последнего десятилетия составляет не менее 5 процентов от ВВП. Если отдельные субъекты РФ приближаются или даже опережают среднеевропейские показатели (Москва - 13,5%, Московская область - 12,3%, Санкт-Петербург - 11,1%, Свердловская область - 11,0%, Хабаровский край - 9,5% и Ханты-Мансийский автономный округ -9,0%), то на Северном Кавказе этот показатель варьируется от 1,2% в республике Ингушетия до 3,4% - в Карачаево-Черкесской республике.

Все это только актуализирует необходимость в условиях перехода к инновационной экономике совершенствовать программы подготовки профессиональных кадров для креативного сектора в вузах культуры, на что справедливо обращали внимание участники всероссийской научно-практической конференции. Наиболее востребованы образовательные программы, связанные с 1Т и направлением «творческое предпринимательство». Пользуются популярностью также «платное образование для визажистов, флористов и специалистов в области ре-кламы»11. (Наверное, не случайно, именно услуги в области рекламы, маркетинговых исследований, архитектуры и инженерных работ, предлагаемые россиянами, выступают наиболее конкурентоспособными на мировом рынке креативных услуг).

Плодотворности научной дискуссии, состоявшейся на площадках учебного корпуса на 4-ой Красноармейской улице, благоприятствовала созданная организаторами атмосфера взаимного уважения, что не могло не способствовать более глубокому научному осмыслению актуальных проблем креативного сектора, значение обсуждения которых приобретает особое значение в условиях новых вызовов третьего десятилетия XXI столетия.

Примечания

1 Креативные индустрии региона: опыт, перспективы, подготовка кадров: тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции «Креативные индустрии

региона: опыт, перспективы, подготовка кадров». 29-30 сентября 2022 / М-во культуры РФ, С-Петерб. гос. ин-т культуры. СПб.: СПбГИК, 2022. 60 с.

2 Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития / Т. В. Абан-кина, Е. А. Николаенко, В. В. Романова, И. В. Щербакова. М.: Grey Matter, 2021. С. 6.

3 Там же. С. 15.

4 UK. Creative Industries Taskforce. Creative Industries Mapping Document. London, 1998.

5 Абанкина Т. В. Подходы к определению креативных индустрий / Т. В. Абанкина // Творческие (креативные) индустрии: справочник / сост. Е. В. Зеленцова. М., 2022. С. 22.

6 Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента РФ от 14 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52, ч. 1. Ст. 7753.

7 Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. №2613-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 40. ст. 6877.

8 О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808: утв. Указом Президента РФ от 25 января 2023 г. № 35 // Президент России: официальный сайт. URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/48855/page/2 (дата обращения: 04.02.2023).

9 Там же.

10 Креативные индустрии. Современные тренды развития регионов // Аналитический вестник Совета Федерации. 2020. №13 (756). С. 12-13.

11 Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития... С. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.