Научная статья на тему 'О Стратегии развития креативных индустрий Мурманской области до 2030 года'

О Стратегии развития креативных индустрий Мурманской области до 2030 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативный сектор / культура / Мурманская область / региональные проекты / Стратегия развития творческих индустрий / creative sector / culture / Murmansk region / regional projects / Creative industries development strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викторова Маргарита Сергеевна

Рассматривается Стратегия развития креативных (творческих) индустрий Мурманской области до 2030 года, направленная на развитие регионального креативного сектора, предпринимательского, социокультурного и туристского потенциала области, сохранение и популяризацию уникального природного и культурного многообразия Арктической зоны, традиционных ценностей и современного образа жизни, укрепление сектора малых и средних предприятий в творческой сфере. Анализируются приоритеты поддержки видов предпринимательства, основанных на культурных, творческих ресурсах, а также наследии коренных малочисленных народов. Автор утверждает, что реализация Стратегии развития креативных (творческих) индустрий Мурманской области будет способствовать формированию новых возможностей для работы и развития молодых и талантливых людей региона, превращению капитала организаций культуры в стратегический приоритет современной экономики и обеспечение устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Development Strategy of creative industries of the Murmansk region until 2030

The article considers the Development Strategy of creative industries of the Murmansk region until 2030, aimed at developing the regional creative sector, entrepreneurial, socio-cultural and tourist potential of the region, preserving and popularizing the unique natural and cultural diversity of the Arctic zone, traditional values and modern lifestyle, strengthening the sector of small and medium-sized enterprises in the creative sphere. The priorities of supporting types of entrepreneurship based on cultural, creative resources, as well as the heritage of indigenous peoples are analyzed. The author argues that the implementation of the Development Strategy of creative industries in the Murmansk region will contribute to the formation of new opportunities for the work and development of young and talented people in the region, the transformation of the capital of cultural organizations into a strategic priority of the modern economy and ensuring sustainable development.

Текст научной работы на тему «О Стратегии развития креативных индустрий Мурманской области до 2030 года»

УДК 338.467.6(470.21):005.21

М. С. Викторова

О Стратегии развития креативных индустрии Мурманской области до 2030 года

Рассматривается Стартегия развития креативных (творческих) индустрий Мурманской области до 2030 года, направленная на развитие регионального креативного сектора, предпринимательского, социокультурного и туристского потенциала области, сохранение и популяризацию уникального природного и культурного многообразия Арктической зоны, традиционных ценностей и современного образа жизни, укрепление сектора малых и средних предприятий в творческой сфере. Анализируются приоритеты поддержки видов предпринимательства, основанных на культурных, творческих ресурсах, а также наследии коренных малочисленных народов.

Автор утверждает, что реализация Стратегии развития креативных (творческих) индустрий Мурманской области будет способствовать формированию новых возможностей для работы и развития молодых и талантливых людей региона, превращению капитала организаций культуры в стратегический приоритет современной экономики и обеспечение устойчивого развития.

Ключевые слова: креативный сектор, культура, Мурманская область, региональные проекты, Стратегия развития творческих индустрий

Margarita S. Viktorova

On the Development Strategy of creative industries of the Murmansk region until 2030

The article considers the Development Strategy of creative industries of the Murmansk region until 2030, aimed at developing the regional creative sector, entrepreneurial, socio-cultural and tourist potential of the region, preserving and popularizing the unique natural and cultural diversity of the Arctic zone, traditional values and modern lifestyle, strengthening the sector of small and medium-sized enterprises in the creative sphere. The priorities of supporting types of entrepreneurship based on cultural, creative resources, as well as the heritage of indigenous peoples are analyzed.

The author argues that the implementation of the Development Strategy of creative industries in the Murmansk region will contribute to the formation of new opportunities for the work and development of young and talented people in the region, the transformation of the capital of cultural organizations into a strategic priority of the modern economy and ensuring sustainable development.

Keywords: creative sector, culture, Murmansk region, regional projects, Creative industries development strategy

В настоящее время креативный сектор - один из важнейших факторов «приоритетного культурного и гуманитарного развития как основы экономического процветания, государственного суверенитета и

Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity цивилизационной самобытности страны, укрепления общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества, повышение качества жизни»1 в нашей стране.

Становлению креативных индустрий в Российской Федерации способствует утверждение федеральным Правительством «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», подготовленной Минкуль-туры России, а также Плана реализации Концепции на 2022-2024 гг. Серьезное внимание разработке нормативных и адресных мер поддержки креативных (творческих) индустрий уделяют субъекты Российской Федерации. Пионером выступило Правительство Ульяновской области, утвердив в 2017 г. приоритетный региональный проект развития креативного сектора. В 2019 г. Концепция развития креативной экономики и план по ее реализации утвержден в Республике Саха (Якутия). В июле 2020 г. был принят первый региональный закон - «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

В 2022 г. к разработке Стратегии развития креативных (творческих) индустрий до 2030 г. приступила Мурманская область. Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Гражданский кодекс, федеральное и региональное законодательство в сфере культуры, поддержки малого и среднего предпринимательства, Основы государственной культурной политики, Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, а также Стратегический план Правительства Мурманской области «На Севере - жить. 2030». Реализация Стратегии обеспечит достижение национальных целей развития Российской Федерации, таких как: возможность для самореализации и развития талантов; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация.

Определяя структуру креативного сектора, Стратегия относит к нему:

• индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия;

• индустрии, основанные на искусстве;

• современные медиа и производство цифрового контента;

• прикладные творческие индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т. п.).

_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_

Актуальность стратегии обусловлена тем, что городское население области составляет 92,1%, однако на протяжении последних лет в регионе наблюдается отрицательный миграционный прирост, что на фоне высоких показателей регионального ВРП аргументирует необходимость диверсификации экономики и создания большего количества рабочих мест в малых и средних предприятиях, в том числе в творческих (креативных) индустриях. Развитие творческого сектора «как сферы самореализации творческих людей, влияющей на развитие территории, обладающей синергетическим эффектом и рыночной пластичностью, способно принести существенные конкурентные преимущества экономике»2 области и обеспечить ее устойчивое социально-экономическое и культурное развитие.

Становление творческих (креативных) индустрий должно способствовать укреплению сектора малых и средних предприятий в этой сфере, расширению альтернативной занятости и созданию новых рабочих мест. Большое количество занятых в традиционных производствах, служащие воинских частей не снижают, а повышают потребность в развитии малого бизнеса и креативных индустрий. Вовлечение членов их семей в творческие индустрии - важный потенциал развития территорий.

С учетом этих тенденций Стратегия определяет в качестве приоритетов поддержки виды предпринимательства, основанные на культурных, творческих ресурсах, а также наследии коренных малочисленных народов. Творческие (креативные) индустрии способствуют расширению сферы услуг, особенно в городах. Разнообразие и качество услуг напрямую связано с качеством жизни. Развитие этого направления способствует не только созданию рабочих мест, но и снижению оттока населения. Приоритетом деятельности органов государственной и муниципальной власти должно стать увеличение доли предпринимательства в области творческих (креативных) индустрий.

Только в 2021 г. туристический поток в регион составил 486,2 тыс. человек, что стало рекордом для территории. Успехи региона в сфере развития туризма, масштабные перспективные планы развития этого направления делают туристскую индустрию важной опорой для развития творческих (креативных) индустрий.

В Мурманской области развиваются механизмы поддержки культурных и творческих инициатив, малого и среднего предпринимательства. Помимо Центра кластерного развития, который оказывает поддержку МСП, в регионе принят ряд законов и инициированы инфраструктурные проекты для развития отраслей креативной деятельности.

Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity

Региональная программа «На Севере - жить. 2030» предусматривает большой комплекс мероприятий по сближению и интеграции культуры и экономики. В рамках Программы «На Севере - жить. 2030» предусмотрено создание общественных пространств в населенных пунктах. Они будут расположены как в городских парках и скверах, так и внутри зданий государственных и муниципальных учреждений культуры.

Столица региона - Мурманск является точкой концентрации творческих потоков, предприятий и творческих людей. Тем не менее, ряд городов обладают своей собственной творческой «специализацией», которую можно и нужно развивать.

Сегодня ставка делается преимущественно на развитие событийной, фестивальной деятельности, тогда как очевиден дефицит собственного уникального творческого продукта. Особый потенциал здесь заключается в развитии гастрономии, сувениров и различных видов дизайна - укрепление деятельности Кластера Северного дизайна.

По результатам 2021 г. Мурманская область занимала 58 место по вкладу креативного сектора в экономику России с 1,8% (2,8% - среднее значение по России) и 56 по количеству организаций, задействованных в креативной деятельности, - около 3 тыс. Считается, что в творческих (креативных) индустриях задействованы почти 28% от всех работников региона. Наибольший вклад творческих (креативных) индустрий в экономику муниципальных образований приходится на город Кировск - 4,2%, областной центр с показателем 2,6% идет на втором месте. Из топ-100 компаний по выручке в креативной деятельности 25 занимаются рекламой, 22 компании - разработкой компьютерного программного обеспечения.

Таким образом, в Мурманской области целый ряд проектов и программ предполагают развитие креативных индустрий, что ставит на повестку не только развитие творческих (креативных) индустрий, но и координацию этой деятельности.

Целями Стратегии развития креативных (творческих) индустрий до 2030 года в Мурманской области провозглашаются:

• развитие регионального креативного сектора, предпринимательского, социокультурного и туристского потенциала Мурманской области;

• сохранение и популяризация уникального природного и культурного многообразия Арктической зоны, гармонизации традиционных ценностей и современного образа жизни;

• координация деятельности государственного и муниципального управления, а также программ корпоративного сектора.

_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_

Для достижения заявленных целей необходимо решить следующие задачи:

• сформировать механизмы координации и мониторинга творческих (креативных) индустрий, определив приоритетные подотрасли и ключевые параметры их развития;

• обеспечить координацию механизмов и инструментов развития креативных (творческих) индустрий и их инфраструктуры на уровне корректировки отдельных мероприятий региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов Российской Федерации, и государственных программ Мурманской области;

• стимулировать рост числа предпринимателей и сформироввать условия для производства товаров и услуг регионального креативного сектора;

• организовать профильную систему образования, подготовки и переподготовки кадров для развития компетенций, необходимых в творческих (креативных) индустриях;

• обеспечить текущее и перспективное развитие культурной и туристической инфраструктуры за счет активного включения творческих (креативных) индустрий.

Приоритетами политики Мурманской области в сфере развития креативного сектора выступают:

• территориальные туристические кластеры «Беломорье», «Ков-дорский», «Кольский», «Ловозерский», «Мурманский» и «Печенгский» районы, «Хибины», а также города Мончегорск, Оленегорск и Полярные Зори;

• такие густонаселенные города области, как Мурманск, Апатиты, Заполярный, Кандалакша, Кировск, Ковдор, Мончегорск, Оленегорск, Полярный и Североморск;

• наиболее развитые и/или обладающие высоким потенциалом секторы творческих (креативных) индустрий включают, но не ограничиваются следующими направлениями: северный дизайн, гастрономия, кинопроизводство, развитие творческого предпринимательства, вовлекающего наследие коренных малочисленных народов.

Основным механизмом реализации Стратегии является дорожная карта ее реализации, предусматривающая конкретные мероприятия, а также порядок координации деятельности и взаимодействия в сфере творческих (креативных) индустрий, который утверждается Правительством Мурманской области.

Особенностью финансовой инфраструктуры, ориентированной на креативные секторы, должна стать интеграция финансовых организа-

Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity ций, частных инвесторов и региональных органов власти для разработки совместных продуктов со-инвестинга (специнвестфонды, крауд-фандинг и краудивестинг, опционные модели и т. д.).

Важнейшим результатом реализации Стратегии для жителей региона должно стать повышение качества жизни, вовлечение талантов в продуктивную экономику, получение конкурентных преимуществ от инвестиций в творческий труд и человеческий капитал.

В рамках дорожной карты по реализации настоящей Стратегии будут разработаны ключевые показатели эффективности по следующим направлениям:

• увеличение доли креативных (творческих) индустрий в экономике региона с 1,8 % до 3% к 2030 г., а также доли занятости в творческих профессиях, в том числе женщин, молодежи, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• рост миграционной привлекательности региона для квалифицированных творческих, в том числе международных кадров, предотвратить отток талантливой молодежи;

• актуализация региональных проектов, связанных с реализацией национальных проектов Российской Федерации и государственных программ региона;

• рост числа зарегистрированных предприятий творческих (креативных) индустрий приоритетных для Мурманской области секторов;

• рост объема программы финансовой поддержки приоритетных для Мурманской области секторов творческих (креативных) индустрий;

• рост количества специальных профессиональных мероприятий, нацеленных на развитие инфраструктуры творческих (креативных) ин-дустрий в Мурманской области, в том числе в рамках междисциплинарного направления «Северный дизайн»;

• рост информационного и медиаохвата бренда и продуктов предприятий творческих (креативных) индустрий приоритетных для Мурманской области секторов;

• актуализация программ территориального развития городов Мурманской области с учетом приоритетов развития инфраструктуры развития творческих (креативных) индустрий;

• рост количества и качества просветительских и образовательных проектов для профессионалов в сфере креативных (творческих) индустрий, государственных и муниципальных управленцев, а также широкой аудитории;

• развитие туризма за счет расширения ассортимента и качества креативных продуктов и услуг;

_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_

• создание пилотного колледжа креативных индустрий в Мурманской области;

• создание «Школы креативных индустрий» в Мурманской области;

• реализация программы поддержки арт-резиденций.

Осуществление Стратегии развития креативных (творческих) индустрий до 2030 года в Мурманской области, несомненно, не только придаст мощный импульс развитию креативного сектора территории, но и будет способствовать формированию новых возможностей для работы и развития молодых и талантливых людей региона, «превращению капитала организаций культуры в стратегический приоритет современной экономики»3.

Примечания

1 О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808: утв. Указом Президента РФ от 25 января 2023 г. № 35 // Президент России: официальный сайт. URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/48855/page/2 (дата обращения 28.01.2023).

2 Культурное пространство России: Генезис и трансформация / под ред. А. С. Тур-гаева. СПб.: СПбГИК, 2017. С. 44.

3 Востряков Л. Е. Творческие индустрии как фактор государственной культурной политики / Л. Е. Востряков, В. А. Кавера // Культура и образование. 2019. № 2. С. 89-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.