Научная статья на тему 'О перспективах развития креативных индустрий в Республике Беларусь'

О перспективах развития креативных индустрий в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
383
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / креативные индустрии / Кодексе о культуре Республики Беларусь / проект «Каменная горка» / creativity / creative industries / the Code of Culture of the Republic of Belarus / the Kamennaya Gorka project

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голубева Валерия Валерьевна

Автор исследует становление и развитие творческих индустрий как «производства экономических ценностей в процессе творческой деятельности, а также деятельности по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке». Рассматриваются подходы к определению понятия и структуры творческих (креативных) индустрий – от сформулированного Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году – до предложенного Основами государственной культурной политики Российской Федерации (2014) и Концепцией развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. (2021). Особое внимание уделяется анализу креативного сектора Республики Беларусь, подчеркивается необходимость формирования межотраслевых программ интеграции искусства, науки, промышленности и бизнеса с учетом стратегических задач устойчивого социально-экономического и культурного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the prospects for the development of creative industries in the Republic of Belarus

The author explores the formation and development of creative industries as «the production of economic values in the process of creative activity, as well as activities for the capitalization of cultural products and their presentation on the market». Approaches to the definition of the concept and structure of creative (creative) industries are considered – from the one formulated by the Department of Culture, Media and Sports of the UK Government in 1998 to the one proposed by the Fundamentals of the State Cultural Policy of the Russian Federation (2014) and the Concept of the Development of Creative (Creative) Industries and mechanisms for their state support in large and Largest Urban agglomerations until 2030 year (2021). The article analyzes the state of the creative sector of the Republic of Belarus, emphasizes the need for the formation of intersectoral programs for the integration of art, science, industry and business, taking into account the strategic objectives of sustainable socio-economic development.

Текст научной работы на тему «О перспективах развития креативных индустрий в Республике Беларусь»

УДК 338.467.6(476):005.21

В. В. Голубева

О перспективах развития креативных индустрии в Республике Беларусь

Автор исследует становление и развитие творческих индустрий как «производства экономических ценностей в процессе творческой деятельности, а также деятельности по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке». Рассматриваются подходы к определению понятия и структуры творческих (креативных) индустрий - от сформулированного Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году - до предложенного Основами государственной культурной политики Российской Федерации (2014) и Концепцией развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. (2021).

Особое внимание уделяется анализу креативного сектора Республики Беларусь, подчеркивается необходимость формирования межотраслевых программ интеграции искусства, науки, промышленности и бизнеса с учетом стратегических задач устойчивого социально-экономического и культурного развития.

Ключевые слова: креативность, креативные индустрии, Кодексе о культуре Республики Беларусь, проект «Каменная горка»

Valeria V. Golubeva

On the prospects for the development of creative industries in the Republic of Belarus

The author explores the formation and development of creative industries as «the production of economic values in the process of creative activity, as well as activities for the capitalization of cultural products and their presentation on the market». Approaches to the definition of the concept and structure of creative (creative) industries are considered - from the one formulated by the Department of Culture, Media and Sports of the UK Government in 1998 to the one proposed by the Fundamentals of the State Cultural Policy of the Russian Federation (2014) and the Concept of the Development of Creative (Creative) Industries and mechanisms for their state support in large and Largest Urban agglomerations until 2030 year (2021).

The article analyzes the state of the creative sector of the Republic of Belarus, emphasizes the need for the formation of intersectoral programs for the integration of art, science, industry and business, taking into account the strategic objectives of sustainable socio-economic development.

Keywords: creativity, creative industries, the Code of Culture of the Republic of Belarus, the Kamennaya Gorka project

В последние годы отмечается устойчивый, если не сказать - взрывной, рост внимания к сфере креативной экономики во всем мире.

_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_

В 2018 г. Всемирная конференция по креативной экономике состоялась на Бали (Индонезия), год спустя Глобальный саммит по «оранжевой экономике» принимала Колумбия. В 2021 г. в Дубае (ОАЭ) проведена вторая Всемирная конференция по креативной экономике, а Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД - на конференции в Бриджтауне (Барбадос) еще раз подчеркнула значение креативных ин-дустрий как фактора развития мировой экономики и создания благоприятной среды. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №74/198 от 19 декабря 2019 г. креативные индустрии трактуются как «оранжевая экономика», основанная «на взаимосвязи человеческого творчества и идей, знаний и технологий, а также на культурных ценностях и художественном творчестве, культурном наследии и других формах индивидуального или коллективного творческого самовыражения»1.

Известно, что одно из первых определений креативных (творческих) индустрий было предложено в конце 1990-х гг. Департаментом культуры, медиа и спорта Великобритании: «Креативные индустрии -это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности»2.

В структуре индустрий выделялись «реклама, дизайн, архитектура, декоративное искусство и ремесла, мода, кино и производство видео и DVD, музыка и звукозапись, исполнительские искусства, телевидение, радио, интернет, изобразительное искусство, литература и издательское дело, мультимедиа и компьютерные игры, музеи и организации культуры»3.

Спустя десять лет в исследованиях уже упоминавшейся Конференции по торговле и развитию - органа Генеральной ассамблеи ООН, осуществляющего комплексное изучение становления творческих индустрий в мире, их состав заметно расширяется и более четко структурирован: объекты наследия, произведения изобразительных и исполнительских искусств, издательская и аудиовизуальная продукцию, а также выпуск функциональных креативных товаров и услуг, включая НИР, моду, досуг и многое другое4.

В начале XXI столетия к реализации программы «Культурное разнообразие и творческие индустрии» приступил Совет Европы. Россия в то время была членом этой межправительственной организации, и уже летом 2002 г. в рамках названной программы состоялся исследовательский визит в Российскую Федерацию делегации европейских экспертов. Своеобразным итогом поездки стало подписание Д. В. Мол-

Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity чановым, бывшим тогда заместителем Министра культуры России с руководителем Департамента культуры Совета Европы В. Болто соглашения о «совместной работе по популяризации технологий творческих индустрий в регионах России»5. Третьей стороной соглашения выступил фонд «Институт культурной политики», вскоре инициировавший проведение семинаров для менеджеров культуры Северо-Запада России, на которых слушателей знакомили с тем, как сектор творческих индустрий развивается в Европе. Экспертами на семинарах выступали специалисты британских агентств «Эвклид» и «Ко-медиа».

Потребовалось еще десять лет, прежде чем новая доктрина государственной культурной политики России провозгласила значение творческих индустрий для «производства экономических ценностей в процессе творческой деятельности, а также деятельности по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке»6. Следует отметить, что Основы государственной культурной политики Российской Федерации к сфере творческих индустрий отнесли «промышленный дизайн и индустрию моды, музыкальную индустрию и индустрию кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговлю, рекламное производство и средства массовой информации»7.

В утвержденной Правительством Российской Федерации осенью 2021 г. «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» уточнены понятие и структура самого феномена. «Творческие (креативные) индустрии» теперь трактуются как «сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества»8.

В составе творческих (креативных) индустрий выделяются «индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность); индустрии, основанные на искусстве (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.); современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные

_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_

и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.); прикладные творческие (креативные) индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т. п.)»9.

В новой редакции Основ государственной культурной политики России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2023 года № 35 определение понятия «творческие индустрии» приведено в соответствие с тем, что закрепила названная выше Концепция. В разделе VI Основ выделены направления мер поддержки креативного сектора, такие как:

• формирование благоприятной институциональной среды и расширение инфраструктуры для развития системы креативных (творческих) индустрий,

• поддержка народных художественных промыслов и ремесел,

• определение приоритетных креативных (творческих) индустрий в каждом субъекте Российской Федерации,

• совершенствование системы образования и компетенций в сфере креативных (творческих) индустрий и др.10.

Таким же значимым стратегическим документом, обеспечивающим устойчивое развитие социально-культурной сферы, как «Основы государственной культурной политики» в Российской Федерации, в Республике Беларусь выступает «Кодекс о культуре», фокусирующийся, прежде всего, на реализации государственной политики в сфере культуры и сохранении культурного наследия Республики. Кодекс предусматривает формирование условий для сотрудничества в сфере культуры государственных органов с коммерческими организациями и индивидуальными предприятиями, предпосылок, способствующих развитию осуществляющих культурную деятельность юридических лиц всех форм собственности, оказания им поддержки в реализации культурных проектов. Особое внимание уделяется организации, проведению и поддержке фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере культуры, формированию и развитию конкурентной культурной среды.

Другим важным стратегическим документом является Национальная программа «Культура Беларуси на 2021-2025 гг.», в рамках которой отметим такую задачу подпрограммы 2 «Искусство и творчество» как «поддержка кинематографической деятельности», а в подпрограмме 3 «Функционирование и инфраструктура сферы культуры» - то внимание, которое государство уделяет процессам информатизации и созданию национального цифрового контента. Интерес представляет и Нацио-

Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity нальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, акцентирующая внимание на таком направлении, как развитие науки и содействие инновациям (формирование обстановки, способствующей повышению результативности научных исследований, большая ориентация научных разработок на практическое применение в сфере производства и т. п.). Критерием успешности решения данной задачи выступает показатель использования научно-технического потенциала по отношению к объему отгруженной промышленной продукции. Отметим, что в сфере информационных технологий и услуг Республика Беларусь входит в первую тридцатку стран по обеспечению развитию IT-услуг. Малое и среднее предпринимательство также рассматривается как движущий ресурс устойчивого развития Беларуси, при этом важнейшее внимание уделяется обеспечению повышения инновационно-технологической деятельности и расширения производства товаров и услуг на экспорт.

На наш взгляд, наглядным индикатором становления творческих индустрий в Республике Беларусь является активное участие в проектах, фокусирующихся на приоритетах развития культуры страны, отечественных дизайнеров и IT-специалистов, а также более интенсивное использование национальной среды, самобытных национальных культурных ресурсов. Это находит отражение в том, что только за последнюю четырехлетку (2018-2022) в Беларуси ежегодно проводятся недели моды и молодых дизайнеров, созданы несколько музыкальных лейблов, артисты которых известны на мировой арене. Совместно с Китайской Народной Республикой уже на протяжении семи лет успешно реализуется проект «Каменная горка», в рамках которого в столице построен и функционирует современный IT-центр. Именно в стенах данного центра родились мобильное приложение «Viber» и компьютерная игра «World of tanks».

Развитию креативной экономики в Республике Беларусь благоприятствуют такие факторы, как:

• изменение в последние годы грантовой политики, которая теперь, прежде всего, нацелена на поощрение молодых новаторов;

• основное внимание в новых правовых актах, регламентирующих процесс реализации государственной политики в сфере культуры, личности творца как важнейшему источнику устойчивого социально-экономического и культурного развития.

В то же время следует признать, что системная поддержка креативного сектора в Республике Беларусь еще только формируется, его развитие зависит в первую очередь от социально-экономических и куль-

_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_

турных особенностей городов и регионов страны, которые в процесс развития креативных (творческих) индустрий включатся довольно неравномерно.

На наш взгляд, поддержку должны получить те креативные кластеры и площадки, которые серьезное внимание уделяют проектам, соответствующим ценностно ориентированной модели государственной культурной политики, способные выступать трансляторами традиционных ценностей от поколения к поколению. Идеологией подобного типа творческих индустрий вполне может выступить концепция консервативного реализма, опирающаяся на трактовку консервативного подхода как опору «на проверенную временем традицию, ... реализм в оценке себя и других, точное выстраивание системы приоритетов, соотнесение необходимого и возможного, расчётливое формулирование цели»11.

Нельзя не отметить, что на избранном пути органам государственной власти, гражданскому обществу и деятелям культуры предстоит еще немало свершений. Прежде всего, доработки требует комплексная программа культурной политики Республики Беларусь, стратегически важна финансовая и имущественная поддержка государством инновационных компаний, ориентированных на производство товаров на экспорт. Наконец, давно пора осознать культуру как стратегический приоритет и значимый драйвер экономического роста, способный обеспечить синтез «креативной» и «информационной эпох», тем самым гарантировать успешный переход к «креативно-информационной цивилизации»12, появление и развитие которой предсказал выдающийся российский мыслитель М. А. Ариарский.

Примечания

1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (№74/198, A/RES/74/198 от 19 декабря 2019 г.) - 2021 год - Международный год креативной экономики в целях устойчивого развития.

2 Цит. по: Зеленцова Е. В. От творческих индустрий - к творческой экономике / Е. В. Зеленцова // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 193.

3 Зеленцова Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта: автореф. дис. ... канд. культурологии. М.: РИК, 2008. С. 19.

4 См.: Культурное пространство России: Генезис и трансформация / под ред. А. С. Тургаева. СПб.: СПбГИК, 2017. С. 39.

5 Востряков Л. Е. Творческие индустрии как фактор государственной культурной политики / Л. Е. Востряков, В. А. Кавера // Культура и образование. 2019. № 2. С. 89-90.

Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity

6 Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента РФ от 14 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52, ч. 1. Ст. 7753.

7 Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие / А. С. Тургаев, Л. Е. Востряков, В. В. Брежнева и др.; под ред. А. С. Тургаева. СПб.:СПбГИК, 2017. С. 159.

8 Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. №2613-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 40. Ст. 6877.

9 Там же. Ст. 6877.

10 О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808: утв. Указом Президента РФ от 25 января 2023 г. № 35 // Президент России: официальный сайт. URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/48855/page/2 (дата обращения: 26.01.2023).

11 Волков В. А. Идеология и культура в контексте государственной культурной политики / В. А. Волков, Л. Е. Востряков // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2022. № 3. С. 18-23.

12 Ариарский М. А Условия реализации созидательного потенциала культуры креативно-информационной эпохи / М. А Ариарский // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №1. С. 20-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.