УДК 316.728-053.6(470.314):338.467.6
А. Ю. Швецова
Социально-культурное развитие региона с использованием креативных пространств
В настоящее время набирает популярность концепция пространственного развития территорий. Статья посвящена потенциалу использования креативных индустрий в решении проблем пространственного развития регионов. Целью работы является исследование возможности использования креативных пространств для вовлечения молодежи региона в творческую деятельность. Выполнен анализ основных направлений деятельности креативных пространств Владимирской области.
Ключевые слова: социально-культурное развитие региона, пространственное развитие, креативные пространства, социализация молодежи
Anastasia Yu. Shvetcova
Socio-cultural development of the region using creative spaces
Currently, the concept of spatial development of territories is gaining popularity. The work is devoted to the potential of using creative industries in solving problems of spatial development of regions. The aim of the work is to study the possibility of using creative spaces to involve the youth of the region in creative activities. The analysis of the main activities of the creative spaces of the Vladimir region is carried out.
Keywords: socio-cultural development of the region, spatial development, creative spaces, socialization of youth
Парадигма развития общества неминуемо связана с культурными трансформациями. Они, в свою очередь, обусловлены тремя основными факторами: геополитическими событиями и явлениями (в том числе культурного характера), состоянием и развитием социально-экономической базы, а также особенностями современного типа досуга как продукта индустриализации.
О креативности как природной творческой способности к преобразованию пространства заговорили лишь в конце ХХ в., на этот же период пришелся бум запуска креативных пространств в развитых странах. Сама идея использования заброшенных построек промышленного назначения в качестве жилых и офисных помещенийзароди-лась в Америке в начале XX в. из-за подорожания земельных участков в центре Нью-Йорка. Освободившиеся из-за «переезда» заводов и фабрик помещения заинтересовали представителей творческой сферы из-за низкой стоимости аренды в сравнении с классическими жилыми
Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity помещениями, а также из-за больших площадей, пригодных для использования в творческой деятельности.
За последние пару десятилетий в России было создано несколько креативных пространств, которые, являясь составляющей творческих индустрий, способствуют преобразованию территорий в глобальные инновационные центры. На современном этапе социально-экономического развития общества креативные индустрии выступают в качестве весомой составляющей экономической отрасли, так как стимулируют ее развитие и позволяют создавать новые рабочие места1.
Согласно исследованиям отечественных ученых2, на территории Российский Федерации доля отраслей, занимающихся разработкой творческих продуктов и услуг, по сравнению с другими странами очень мала.
В большинстве случаев, творческие пространства открываются активными жителями города, чаще всего представителями культурной сферы, которые заинтересованы в преобразовании городской среды. Такие люди объединяют вокруг себя молодежь и способствуют реализации ее творческого потенциала. Креативные пространства обеспечивают инновационные и интерактивные формы взаимодействия молодежи и институтов культуры и образования. Также они позволяют молодым людям глубже погрузиться в изучение интересующих их тем и влияют на формируемые у них ценностные установки.
Так, рассматривая необходимость создания арт-пространств в городской среде, можно выделить несколько основных функций:
• создание среды, богатой возможностями для обучения, самообучения, обмена навыками, экспериментирования;
• внедрение наиболее успешных кейсов на уровень города и региона;
• увеличение рынка рабочих мест;
• повышение туристической привлекательности города и региона;
• благоустройство депрессивных городских территорий.
Современные ученые разработали несколько классификаций креативных пространств. Д. Н. Суховская выделяет следующие виды:
• Лофт - переоборудованное под жилье помещение заброшенного завода, либо другого здания промышленного назначения;
• Коворкинг - пространство для организации труда людей с разной занятостью в одном общем помещении;
• Арт-пространство - многофункциональные культурные центры с выставочными залами, фудкортом, офисами, концертными пло-
_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_
щадками, организованные на месте бывших промышленных пространств;
• Арт-квартал - район города с пешеходной доступностью всех объектов, создающий для представителей творческих индустрий возможность работать, демонстрировать и продавать результаты своего труда;
• Центр современного искусства - музейно-выставочная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства в контексте мирового художественного процесса3.
Креативная индустрия постепенно становится одним из драйверов экономики крупных городов. Почти 60% существующих в России креативных пространств сосредоточено в Москве, еще 17% - в Санкт-Петербурге4. Как показывает практика, далеко не каждый город-милли-онник, не говоря уже о малых городах, готов обеспечить такой спрос на креативные пространства, который, во-первых, окупит инвестиции в них, а во-вторых, даст возможность работать без убытка оператору кластера.
В настоящее время на государственном уровне самое серьезное внимание уделяется вопросам пространственного развития территорий. Под пространственным развитием понимается совершенствование системы расселения и территориальной организации экономики, в том числе за счет проведения эффективной государственной политики регионального развития. Среди важнейших проблем, препятствующих пространственному развитию России, принято выделять:
• высокий уровень межрегионального социально-экономического неравенства;
• возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население в большинстве субъектов Российской Федерации;
• низкий уровень комфортности городской среды;
• низкий уровень предпринимательской активности за пределами крупных городских агломераций;
• нереализованный потенциал межрегионального и межмуниципального взаимодействия5.
Следует заметить, что некоторую часть указанных проблем, например, низкий уровень комфортности городской среды или нереализованный потенциал межрегионального и межмуниципального взаимодействия, можно решить посредством создания креативных пространств. Адаптировать кластер под местные запросы - одна из самых сложных задач. Также не стоит забывать, что в креативных про-
Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity странствах люди должны оставлять деньги, поэтому создание таких объектов в регионе возможно преимущественно с государственной дотационной поддержкой.
В сентябре 2021 г. утверждена «Концепция развития творческих индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года»6. Это позволяет нам предположить, что после апробации и разработки устойчивых механизмов господдержки в городских агломерациях подобные документы могут появиться и на уровне регионов и городов. К тому же уже есть примеры создания креативных пространств за бюджетные средства - муниципальное арт-пространство «Восход» в городе Черноголовка, нацеленное на интегрирование модели творческого кластера в формат муниципального культурного учреждения.
Во Владимирской области тенденция развития креативных пространств только начала набирать обороты. Из наиболее развитых объектов подобного типа можно назвать центр культур «Мира» в г. Суздале и центр современной культуры «Флигель» в г. Владимире.
Творческий коллектив «Мира»7 начал свою деятельность в области в 2011 г. Своей целью «Мира» ставит развитие культурного ландшафта в Суздале и за его пределами. Центр культур «Мира» был открыт летом 2022 г. на главной улице города Суздаль в здании, построенном в первой трети XIX в. До революции в здании располагались торговые лавки и склады, в советское время - ресторан. Сейчас в центре располагаются акустический зал для проведения концертов, лекций, кинопоказов и спектаклей; библиотека с коллекцией редких изданий по искусству, архитектуре и ремеслам; выставочное пространство «Арки», расположенное в старинных арочных погребах; лавка дизайнерских вещей от участников сообщества, кафе и большой двор с летней сценой, садом и коллекцией советских ретро-автомобилей.
Партнерские мероприятия, проводимые коллективом, не ограничиваются только стенами центра. Совместно с театральной командой «Эскизы в пространстве» в 2020 г. был организован Сельский театр драмы и комедии в селе Фомиха Камешковского района. В феврале 2022 г. коллектив открыл во Владимире студию современного театра «Ромашка», ребята из которой также принимают участие в постановках.
В селе Фомиха также проводится ежегодная творческая лаборатория «Человек Мира», где в тесном взаимодействии с местными
_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_
жителями и окружающим ландшафтом создаются перформансы, театральные и танцевальные постановки, скульптуры, музыка и картины.
В 2018 г. был разработан проект «Река мира» - туристический маршрут по реке Каменка в Суздальском районе (от села Кибол до Главного туристического комплекса «Суздаль»). В основе проекта идея развития регионального экотуризма. Летом маршрут построен с использованием байдарок, сапов и велосипедов, зимой - лыж и квадроциклов.
Сейчас в разработке находится проект «ГЭС» - культурно-туристического центра на реке Нерль. По задумке авторов, пространство заброшенной в начале 1960-х гг. Заполицкой гидроэлектростанции превратится в специально оборудованную площадку для творческих экспериментов и массовых мероприятий. От ГЭС будет начинаться и новый маршрут «Реки мира».
Центр современной культуры «Флигель»8 в городе Владимире позиционируется как центр развития и продвижения современного искусства. Помимо основного вида деятельности - организации и проведения выставок местных молодых авторов, - на базе центра функционирует образовательная платформа, которая проводит просветительские проекты, лекции, мастер-классы, кинопоказы, а также исследования, посвященные восстановлению культурной памяти и формированию локальной Владимирской идентичности. Кроме этого, «Флигель» предоставляет площадку для выступлений местным творческим коллективам, таким как импровизационная команда «Театр ноль», сообщество «Comedy 33» и «Вечерний STANDUP».
Центр «Флигель» также занимается организацией экскурсий. Так, летом 2022 г. был проведен цикл открытых семинаров А. Бражкиной «Смыслы города», на котором участники разбирали достижения региона в мировом масштабе; экскурсии в рамках фестиваля «Нетривиальный Владимир», посвященные эпохе авангарда, а также авторские экскурсии Т. Лысовой.
В целях развития творческих инициатив и вовлечения молодежи в творческую деятельность во Владимире в 2022 году создана Школа креативных индустрий9 на базе областного колледжа культуры и искусства. Школа включает 4 студии:
• анимация и 3D-графика;
• дизайн;
• фото- и видеопроизводство;
• звукорежиссура и звуковой дизайн.
Педагогами в Школе работают действующие специалисты из различных сфер креативных индустрий. Основной целью Школы является предоставление возможности для молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет развивать в себе творческий потенциал в сфере креативных индустрий, создание условий для практической реализации творческих проектов, а также повышение общего уровня заинтересованности жителей региона в получении профессионального образования в области креативных индустрий.
Подобные креативные пространства являются одним из ключевых факторов вовлечения молодых людей в творческую деятельность и их общего социокультурного развития, так как у них появляется возможность попробовать себя в различных направлениях творчества, отличных от тех, которые встречаются в школах искусств. Креативные пространства - это не просто организованные площадки для творчества, но и фактор разнообразного взаимодействия молодежи между собой, обучения, воспитания, самореализации и социализации10. Таким образом, измерить эффективность воздействия креативных пространств невозможно лишь с помощью количественных показателей, необходимо оценивать интенсивность и качество социализирующего воздействия на молодежь.
В качестве условий эффективности социализирующей функции креативных пространств можно назвать следующие:
• творческая свобода и создание условий для развития индивидуальности;
• инновационность форматов деятельности;
• степень взаимодействия между участниками;
• активность трансляции норм и ценностей в процессе деятельности.
Одним из факторов, тормозящих развитие креативных пространств в малых городах, выступает неосведомленность молодежи о данной практике. В качестве возможного решения данной проблемы предлагается заключение соглашений с учебными заведениями города и региона. Соглашение будет предполагать посещение обучающимися выставок, лекций и мастер-классов в арт-пространствах, а также предоставление арт-пространствами, в свою очередь, площадки для проведения внутренних социокультурных мероприятий учебных заведений: книжных и языковых клубов, КВН, квартирников и т. п.
Данные меры будут способствовать привлечению внимания молодых людей к существующим в регионе креативным пространствам,
_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_
а также непосредственному вовлечению молодежи в творческую деятельность. Креативные пространства дают людям возможность реализовать культурные, творческие и коммуникативные потребности, мотивируют их на самовыражение и саморазвитие, наконец, обеспечивает слияние «трех Т», как их определяет Ричард Флорида, - талант, технологии и толерантность11.
Благодаря креативным пространствам город становится современным, интересным для жизни, происходит развитие инфраструктуры и эстетизация городской среды, в результате чего развивается культурный потенциал города12. Именно поэтому арт-пространства играют важную роль в формировании культурной среды, которая является одним из ключевых факторов улучшения качества жизни.
Примечания
1 Культурное пространство России: Генезис и трансформация: коллективная монография / под ред. А. С. Тургаева. СПб.: СПбГИК, 2017. С. 44-45.
2 Гордин В. Э. Анализ образовательного потенциала креативных пространств / В. Э. Гордин, К. А. Кузьмина, М. В. Никольская // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 89-101.
3 Суховская, Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории / Д. Н. Суховская // Молодой ученый. 2013. № 10 (57). С. 650-652.
4 Стороженко О. Нужны ли регионам креативные кластеры / О. Стороженко // Ведомости: электронное издание. 2021. 6 июля. URL: https://www.vedomosti.ru/realty/ аг&^/2021/07/05/877008-кгеа^е-к^еп (дата обращения: 13.11.2022)
5 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р // Собрание законодательства РФ. 2019. № 7 (ч. II). ст. 702.
6 Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. №2613-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 40. ст. 6877.
7 Мира: сайт творческого сообщества «Мира». URL: https://myra.ru/ (дата обращения: 13.11.2022).
8 Сайт Центра современной культуры «Флигель». URL: https://www.fligel.center/ (дата обращения: 13.11.2022).
9 Школа креативных индустрий // Сайт Владимирского областного колледжа культуры и искусства. URL: https://vokki.ru/%D1%88%D0%BA%D0%B8/ (дата обращения: 13.11.2022).
10 Салкова Е. К. Роль креативных пространств в социализации молодежи в современных отечественных условиях / Е. К. Салкова, Ю. Р. Хайруллина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022. № 2 (53). С. 48-51.
11 Востряков Л. Е. Творческие индустрии как фактор государственной культурной политики / Л. Е. Востряков, В. А. Кавера // Культура и образование. 2019. № 2. С. 86-97.
12 Рябова Т. В. Креативная социально-культурная среда как ресурс развития современного туризма / Т. В. Рябова // Креативные технологии в социально-культурном пространстве: сб. науч.-метод. работ / Рос. творч. союз работников культуры. СПб.: Рос. творч. Союз работников культуры, 2013. С. 205-208.