УДК 711.454-168(470.23-25):338.467.6
А. С. Санькова
Популяризация промышленного наследия Санкт-Петербурга с помощью креативных индустрии
Идея применения креативных индустрий для сохранения объектов промышленного наследия появилась на Западе во второй половине XX в. и доказала свою успешность и жизнеспособность. Используя опыт зарубежных стран, Санкт-Петербург активно решает проблемы ревитали-зации бывших производственных территорий, превращая их в экономически выгодные и туристически привлекательные общественные пространства. В статье приводятся примеры проектов, позволивших популяризировать индустриальное наследие Северной столицы, подчеркивается роль творческих кластеров.
Ключевые слова: индустриальное наследие, креативные индустрии, «Севкабель Порт», культурный квартал Брусницын, кожевенный завод Брусницына, промышленное наследие
Anna S. San'kova
Popularization of the industrial heritage of St. Petersburg through the creative industries
Using creative industries to preserve industrial heritage objects appeared in the West in the second half of the XX century and proved its success and viability. Using the experience of foreign countries, St. Petersburg solves the problems of revitalizing former industrial territories, turning them into economically profitable and tourist-attractive public spaces. The article provides examples of projects that have made it possible to popularize the industrial heritage of St. Petersburg, emphasizes the role of creative clusters
Keywords: industrial heritage, creative industries, Sevkabel Port, Brusnitsyn cultural quarter, Brusnitsyn tannery
Проблема повторного использования зданий бывших промышленных предприятий в настоящее время актуальна для многих стран и городов, в том числе и для Санкт-Петербурга. Обширные заводские территории, которые когда-то находились на окраине бывшей столицы, с ростом города превратились в транспортно-доступные участки в центральных районах. Закрытие предприятий, частичное сокращение производственных мощностей, автоматизация рабочих процессов, вывод заводов на окраины - все эти процессы способствуют высвобождению зданий и земель и ставят вопросы их вторичного использования.
Наиболее простым, быстрым и финансово привлекательным для инвесторов является вариант полной очистки территории и ее за-
Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity стройки жилыми комплексами с торговыми площадями и развлекательными центрами. Результатом такой стратегии является полная утрата объектов промышленного наследия, представляющих историческую, культурную, архитектурную ценность. Еще одним из вариантов их сохранения является консервация без реставрации и восстановления. Однако законсервированные здания, не получившие нового назначения, ухудшают внешний вид города, не приносят дохода, не стимулируют познавательный и воспитательные процессы, не привлекают туристов и продолжают быть «яблоком раздора» между инвесторами и градозащитниками. В этой связи оптимальным решением представляется сохранение самих зданий с их последующим восстановлением с назначением новых функций. Это позволит привлечь внимание к бывшему промышленному объекту, увеличить его аттрак-тивность, выявить туристический и экономический потенциал и обеспечить включение его в сферу культуры. Наиболее ярким примером такого вторичного использование в последние годы становится создание общественных пространств с использованием творческих инду-стрий, позволяющих творчески переосмыслить архитектуру зданий, способствующих созданию и продвижению уникальных тематических коммерческих продуктов и услуг, образовательных, издательских и выставочных проектов. Закон Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» от 19 декабря 2018 г. прямо указывает на значение такого рода практик для города: «Успешное экономическое развитие Санкт-Петербурга в перспективе в значительной степени будет обеспечиваться за счет развития перспективных для Санкт-Петербурга сегментов экономики с высокой добавленной стоимостью: фармацевтической промышленности, производства высокотехнологичной медицинской техники и медицинских изделий, отрасли информационных технологий, радиоэлектронной промышленности, производства машин и оборудования, креативных индустрий»1.
дустриализации решающее значение имело применение технических ством по мнению исследователей становится «способность постоянно
актическую реализацию в Рурской метрополии, Шеффилде, Эссене,
_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_
Лондоне.
Опыт зарубежных стран был изучен и с успехом применен в России. Как отмечается в статье «Творческие индустрии как фактор государственной культурной политики», первые попытки развития креативных индустрий в России были предприняты в начале 2000-х годов»4. Именно тогда был создан Центр развития творческих индустрий, проведено картирование культурных ресурсов различных регионов, выявлены основные факторы, препятствующие развитию направления. В столице появились первые творческие кластеры, расположившиеся на базе бывших промышленных предприятий: (Центр дизайна ARTPLAY, культурный центр ART-Стрелка, центр современного искусства «Винзавод», центр творческих индустрий ПРОЕКТ_FABRИКА и т. д.).
В Санкт-Петербурге первым опытом превращения неиспользуемого промышленного объекта (Смольнинского хлебозавода) в общественное пространство и использованием креативных инду-стрий стал проект «Лофт Этажи». Его задачей было создание привлекательного молодежного центра с основным акцентом на выставочные залы и галереи искусства. В 2007 г. проект размещался на пяти этажах здания, где «начали работать редакции, мастерские и галереи с выставками остроактуальных фотографов, художников, скульпторов со всего мира»5. Начальная площадь «Этажей» (около в 3000 м2) за 10 лет деятельности увеличилась более, чем в 2 раза (до 7000 м2). В стенах лофта выставляли свои работы лучшие мировые художники: от английского арт-деятеля Эндрю Логана до французского художника-деконструктивиста Бертрана Плана. В залах кластера работали галереи «Формула» и «Глобус», прошли сотни выставок6. Несмотря на то, что проект в наши дни по разным причинам потерял свою популярность, он дал старт целому ряду инициатив, которые привели не только к созданию туристически-привлекательных общественных пространств, но и к сохранению объектов промышленного наследия.
Одним из последних проектов такого рода в Санкт-Петербурге стал культурный квартал «Брусницын», открывший свои двери для посетителей 1 мая 2022 г. на месте бывшего кожевенного завода.
Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity
История предприятия восходит к концу XVIII в., когда по указу императрицы Екатерины II на Васильевский остров из-за вредности производства были переведены 14 кожевенных компаний. Изначально территория была получена по жребию А. Е. Фишер, а позднее, «в 1847 г. на двух обширных участках купца 3-й гильдии Н. М. Брусницына, расположенных с северной и южной стороны улицы, был основан Кожевенный завод. С этого времени в течение более полувека на территории, принадлежавшей петербургской купеческой династии Брусницыных, были возведены не только заводские, но и жилые здания разного социального статуса - особняк, общежитие для рабочих, дом призрения»7. Со временем завод стал крупнейшим кожевенным предприятием столицы. В начале XX в. им стали руководить братья Николай, Александр и Георгий Брусницыны, образовавшие «товарищество кожевенного завода «Брусницын Н. М. с сыновьями». Важно отметить, что согласно исследованиям доктора архитектуры и специалиста в области промышленной архитектуры города М. С. Штиглиц, в эти годы были осуществлены лишь частичные перестройки, не изменившие коренным образом облик комплекса8, что подчеркивает ценность объекта и необходимость его сохранения.
После революции завод продолжил свою работу. Национализированный Постановлением Президиума ВСНХ от 29 октября 1918 г., позднее он стал носить имя Александра Радищева9, включал в себя здания Владимирского кожевенного завода, и продолжал являться самым крупным в городе. В самом конце XX века из-за вредности производство вновь выносят за пределы города, а сам промышленный ансамбль -особняк, фабрика и богадельня «Торгового дома Брусницыных» с территорией и оградой - решением Малого Совета Санкт-Петербургского горсовета № 327 от 07.09.1993 ставится на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия10. С 2000-х гг. территория сдавалась собственников в аренду для складских и производственных нужд.
В 2018 г. на соседних площадях для ежедневного посещения открылось пространство «Севкабель Порт», продемонстрировавшее несомненный успех применения креативных индустрий на объектах промышленного наследия - в 2021 г. «Севкабель Порт» посетило 1 500 000 горожан и 350 000 туристов11. Учитывая опыт организации культурных пространств зарубежных стран, для реализации проекта был выбран адаптивный метод развития, то есть запуск отдельных этапов до полного обустройства территории, что позволяет постоянно запускать в работу все новые и новые объекты, тем самым повышая аттрактив-
_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_
ность объекта с помощью новинок. Также успеху проекта способствовала ориентация на широкую аудиторию, разнообразие программ и мероприятий для всех возрастов, сочетание возможностей познавательной и физической активности, наличие видовых площадок и привлечение дизайнеров и творческих мастерских в качестве резидентов.
Соседство территории кожевенного завода с успешным «Севка-бель Портом» привело не только к идее создания единой пешеходной зоны вдоль набережной, но и к открытию нового творческого квартала, получившего название «Брусницын», по имени бывших владельцев завода. Архитектурный проект бюро Klauzura, позволил сохранить исторические здания фабрики, подчеркнуть красоту «кирпичного стиля», характерного для промышленной архитектуры середины XIX в., а также создать общественное пространство, ставшее новой точкой притяжения Северной столицы.
Открытие новых пространств квартала Брусницын также происходило постепенно. Первым проектом стала площадка Roof Place12, предназначенная для проведения концертов, фестивалей и корпоративных мероприятий любого масштаба, имеющая всю необходимую для этого инфраструктуру - от баров и ресторанов до аренды звука, фотозон и смотровых площадок с выходом на крышу. Здесь же открылся первый в городе архитектурный коворкинг Klauzura - специальная площадка для дизайнеров и конструкторов, работающих в сфере урбанистики, ландшафтного дизайна и благоустройства окружающей среды. Выставочная площадка «Арт-центр» и Стрит-Арт-Променад привлекают любителей искусства, а зоны Game Legion и Open Sport предназначены для активных посетителей: здесь есть возможность поиграть в настольный теннис, стритбол, бадминтон13. В ближайшем будущем планируется также обустройство велодорожки и скейт-парка. Недавно открытый квартал стал популярным среди молодежи, несмотря на транспортную удаленность от метро. Здесь постепенно появляются рестораны, магазины винтажной мебели и дизайнерской одежды, интерьерные студии, творческие пространства с мастер-классами, лекциями и иммерсив-ными проектами. Тема водного Петербурга особенно выделена в концепции. В планах по развитию территории - организация плавучего пляжа и больший акцент на связи пространства с акваторией Финского залива и презентация Санкт-Петербурга как морской столицы.
О финансовых показателях успешности квартала «Брусницын» говорить пока рано, особенно учитывая современную политическую ситуацию, отразившуюся на притоке иностранных туристов в город. Однако очевидно, что идея превращения объекта промышленного
Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity наследия в общественное пространство с применением креативных индустрий позволяет не только изменить внешний вид города и сделать его интересным и привлекательным для широких масс. Творческие кластеры также способствуют развитию экономики, созданию дополнительных рабочих мест, реализации образовательных проектов, росту интереса среди молодежи к истории города и страны. Но самой важной их заслугой, на наш взгляд, является возможность сохранения и недопущение утраты объектов промышленного наследия.
Примечания
1 О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. Закон Санкт-Петербурга (с изменениями на 26 ноября 2020 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/551979680 (дата обращения: 11.11.2022)
2 Зеленцова Е. Творческие индустрии: теории и практики / Е. Зеленцова, Н. Гладких. М.: АО «Т8 Издательские технологии», 2021. С. 23.
3 Там же. С. 24.
4 Востряков Л. Е. Творческие индустрии как фактор государственной культурной политики / Л. Е. Востряков, В. А. Кавера // Культура и образование. 2019. № 2(33). С. 86-97.
5 Лофт-Проект Этажи. Официальный сайт. URL: https://www.loftprojectetagi.ru/ about/istoriya/ (дата обращения: 11.11.2022).
6 Там же.
7 Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район / Администрация Санкт-Петербурга, Ком. по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; под ред. [и сост.] Б. М. Кирикова. СПб.: Изд. дом «Коло», 2006. С. 327.
8 Там же. С. 329.
9 ЦГА СПБ. Ф. Р-1767. оп. 1-11. URL: https://spbarchives.rU/infres/-/archive/cga/ guide/126/83565 (дата обращения: 14.11.2022).
10 Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Официальный сайт. URL: https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/ uchet/list_objects/1492/ (дата обращения: 14.11.2022).
11 Севкабель Порт. Официальный сайт. URL: https://sevcableport.ru/ru/about (дата обращения: 14.11.2022).
12 Roof Place. Официальный сайт. URL: https://roofmusicplace.ru (дата обращения: 14.11.2022).
13 Культурный квартал Брусницын. Официальный сайт. URL: https://brusnitsyn. spb.ru/ (дата обращения: 14.11.2022).