Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1376
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР / КУЛЬТУРА / ГОРОД / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волкова Юлия Аркадьевна

В данной статье осуществляется анализ опыта формирования креативных индустрий в современном городе как одной из важнейших отраслей экономики. Рассматривается сущность креативных индустрий как эффективной модели функционирования культуры и бизнеса. На основе российского и мирового опыта приводятся формы успешного вовлечения культурных ресурсов в предпринимательскую деятельность и бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A CREATIVE INDUSTRIES CLUSTER IN THE MODERN CITY

This article analyses the experience of the formation of creative industries in the modern city as one of the most important sectors of the economy. The essence of creative industries as an effective model for the functioning of culture and business is discussed, and attention is focused on the principles and conditions for the development of creative industries. Based on Russian and international experience, it presents the forms of successful involvement of cultural resources in entrepreneurial activity and business.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ»

Урбанистика | Urban Studies

Ю.А. Волкова, магистрант

Научный руководитель — Л.А. Черновская, преподаватель Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

J. Volkova, MA student

Scientific advisor L. Chernovskaya, Lecturer

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Формирование кластера креативных индустрий в современном городе

Forming a creative industries cluster in the modern city

В данной статье осуществляется анализ опыта формирования креативных индустрий в современном городе как одной из важнейших отраслей экономики. Рассматривается сущность креативных индустрий как эффективной модели функционирования культуры и бизнеса. На основе российского и мирового опыта приводятся формы успешного вовлечения культурных ресурсов в предпринимательскую деятельность и бизнес.

Ключевые слова: кластер, креативная индустрия, креативный кластер, культура, город, развитие

This article analyses the experience of the formation of creative industries in the modern city as one of the most important sectors of the economy. The essence of creative industries as an effective model for the functioning of culture and business is discussed, and attention is focused on the principles and conditions for the development of creative industries. Based on Russian and international experience, it presents the forms of successful involvement of cultural resources in entrepreneurial activity and business.

Keywords: cluster, creative industry, creative cluster, culture, city, evolution

Введение

Наиболее известным и общепринятым определением творческих индустрий является определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Креативные индустрии — это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которое несёт в себе потенциал создания

добавленной стоимости и рабочих мест путём производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [1].

Креативные индустрии объединяют в себе две противоречащие друг другу сферы: с одной стороны — творческий человек, ориентированный на такие ценности, как духовность, самовыражение, красота, с другой — бизнес, ориентированный на ценности личной и корпоративной выгоды. При этом основной задачей креативных индустрий является создание и реализация творческого продукта: дизайн-проекта, книги, фильма и т.д.

В результате подобной деятельности происходит коммерциализация идеи, что и приносит хорошую прибыль. Таким образом, креативные индустрии базируются на талантах и творческих способностях людей, которые совместно с менеджерами и технологами создают новые товары и услуги.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью формирования новой, инновационной модели экономики, а также современной комплексной методики развития крупных городов. Креативная экономика имеет свойство развиваться только там, где существуют для этого определённые условия.

Методы и материалы

Целью исследования является изучение опыта развития кластеров креативных индустрий в крупных городах.

Методом исследования является сбор и обработка данных по теме, изучение и анализ современного опыта проектирования и строительства кластеров креативных индустрий. В исследовании были проанализированы работы П. Эглен, Ч. Лэндри, Ю. Шешалевич, Е. Хакимовой, О. Мельникова, В. Ларионва, Н. Ганькина, А. Антоновой. В трудах П. Энглен и Ч. Лэндри установлен важнейший тезис, сущность которого состоит в том, что креативные индустрии — это ключевой элемент социального и экономического развития, а также отрасль экономики, объединяющая предпринимателей и предприятия, продукция которых несёт в себе потенциал создания, производства и эксплуатации творческой интеллектуальной собственности. Структурирование причин и анализ опыта формирования кластеров креативных индустрий способствует пониманию современных вопросов их проектирования. С точки зрения науки, кластер представляет собой особую сконцентрированную группу взаимосвязанных организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных его элементов и самого кластера в целом.

Результаты и обсуждение

В 2013 году ЮНЕСКО не только назвал креативную экономику одним из наиболее быстрорастущих секторов мировой экономики, но и обратил внимание на то, что инвестиции в культуру и креативный сектор способствуют общему повышению качества и удовлетворённости жизнью, стабилизации сложных общественных систем [2]. В число эффектов от развития креативных индустрий приписывают и такие, как трансформация облика городов и снижение социальной напряжённости. Одно из таких проявлений — креатив-

ные кластеры. По определению автора термина С. Эванса, креативный кластер — это «сообщество творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории» [3]. В контексте трансформации городского пространства креативные кластеры способны решать ряд важнейших задач: реновация депрессивной территории, преображение облика района, обеспечение экономического эффекта, сохранение и популяризация культурно-исторического наследия, а также создание новой точки притяжения — туристически привлекательного объекта. Активное развитие таких кластеров позволило вернуть угасающим частям западных городов процветание и создать там объединённую креативную среду. В России креативные кластеры как путь организации творческого сообщества постепенно набирают популярность, появляясь по всей стране, поэтому изучение уже имеющегося опыта является насущной задачей. Креативные кластеры имеют большой потенциал стать немаловажной составляющей системы развития многих российских городов.

Согласно отчёту от 2013 года ЮНЕСКО и консалтинговой группы EY («Ernst & Young»), были определены масштабы креативной экономики во всём мире [4]. В отчёте используются данные Международной организации труда, чтобы определить количество работников и общее глобальное экономическое влияние креативной экономики. Креативная экономика охватывает 11 отраслей: изобразительное и исполнительское искусство, радио, музыку, книги, газеты и журналы, кино, телевидение, архитектуру, игры и рекламу. Кроме того, отчёт основан на 150 интервью с экспертами и заинтересованными компаниями по всему миру.

Рис. 1. Распределение доходов от креативных индустрий по континентам [4]

Креативная экономика сконцентрирована в Азии, Европе и Северной Америке. Согласно отчёту, в ней было занято почти 30 миллионов человек во всём мире, и в 2013 году она принесла 2,25 триллиона долларов дохода, или 3% мирового ВВП. В качестве сравнения, это значительно больше, чем ВВП таких стран, как Индия, Россия или Канада.

Television tops the charts: CCI sectors by revenue (USîbï and jobs

CC1 sectors Revenues <2013, JS$td Employment (2013, number of jobs}

Television 477 3,527,000

Visual arts 391 6.732 ООО

Newspapers and magazines 354 2,865,000

Advertí sing 2B5 1,953,000

Architecture 222 L. 66a .000

Books 143 3,670,000

Perfoiming arts 127 3,538,000

Gaming 99 605,000

Movies 77 2.4S4.000

Music 65 3,97? ,000

Radio 46 502.000

Total <beFore removing double counting) 2.2B5' 31,524.000'

Total (minus double-counting) 2,253 29,507,000

Socrce: Culturai íitnesr toe íksl ijAatmJ af cuHu'trf and creaftve irtívsiííts. EV, ¿015 * R-junccd figure

Рис. 2. Секторы креативной индустрии по выручке (млрд долларов США) и рабочим местам [4]

Креативная экономика Азиатско-Тихоокеанского региона является крупнейшей, создавая 743 миллиарда долларов, или 33% от общемирового показателя для творческих отраслей, и 12,7 миллиона рабочих мест (43% от общемирового показателя). На втором месте Европа с 709 миллиардами долларов (32%) и 7,7 миллионами рабочих мест (26%). Северная Америка занимает третье место с 620 миллиардами долларов (27%) и 4,7 миллионами рабочих мест (16%).

Согласно отчёту, именно Северная Америка является крупнейшим потребителем цифрового контента, а также крупнейшим источником доходов от фильмов и телевидения в мире. С другой стороны, Европа — номер один по доходам от рекламы, а Азиатско-Тихоокеанский регион — номер один по играм и архитектуре.

В качестве укрепления и развития этой творческой отрасли, были определены несколько ключевых действий, в том числе улучшение интеграции внутри отраслей и сосредоточение внимания на новых цифровых технологиях. Одним из важнейших выводов является необходимость уделять внимание талантам как важнейшему двигателю творческой экономики, и призывать страны расширять доступ к высшему образованию и продвигать свои колледжи и университеты как места для учёбы и жизни во всем мире.

В конечном итоге глобальная креативная экономика вращается вокруг городов и питается ими. Согласно исследованию EY, Нью-Йорк занимает первое

место как центр творчества, а Лондон — второе. Согласно множеству исследований, это два ведущих города в мире. Париж занимает третье место, Сан-Франциско (ведущий технологический центр мира) — четвёртое, а Сингапур — пятое. Сидней, Лос-Анджелес, Берлин, Токио и Барселона замыкают десятку лучших мировых творческих центров [5].

Творческие и культурные индустрии — это не просто продукт богатства этих городов, они также имеют решающее значение для их привлекательности для мировых талантов. «Города, — отмечается в отчете, — обеспечивают концентрацию людей, жаждущих развлечений во многих формах и с разнообразными аппетитами», что «способствует процветанию культурного разнообразия». Иными словами, города занимают центральное место в глобальной креативной экономике и в кластере талантов и отраслей, которые её питают.

Основная часть

Анализ мирового опыта

Креативные индустрии стали бурно развиваться в Англии во второй половине 90-х годов. В качестве примера можно рассмотреть такие промышленные города Англии, как Манчестер, Ливерпуль и Шеффилд. Именно в этих городах появились новые места, где в потенциально заброшенных промышленных кварталах разместились творческие кластеры: сначала небольшие творческие компании, затем более крупные. В определённых районах города была создана привлекательная творческая среда и атмосфера, сотрудничество и взаимодействие таких структур на выходе выдавало коммерчески выгодный продукт. Вскоре эти «творческие кварталы» по популярности и посещаемости сместили официальный городской центр. Появление творческих кластеров в промышленных районах города дало положительный толчок развития и вызвало комплексный эффект, простимулировало подъём инновационного сектора экономики, создало дополнительные рабочие места, существенно преобразило городскую среду, а вместе с тем имело положительные экономические результаты [6].

Исходя из истории Манчестера, в 1999 году городской совет совместно с правительством региона, местными инвестиционными и культурными органами, а также другими заинтересованными организациями создал городскую Службу развития культурных индустрий — «Cultural Industries Development Service» (CIDS). Данная служба, прежде всего, оказывает услуги по сбору и предоставлению информации для людей, занятых в сфере творческих индустрий и оказывает такую помощь, как занятость для студентов, маркетинговые исследования, обучение, повышение квалификации, финансовая поддержка малому бизнесу и т. п. [7].

Также в Англии существует прекрасный пример возрождения города через культуру. Таким городом является промышленный Хаддерсфилд, который преодолел нелёгкие кризисные времена 1980-х годов и попал в экспериментальный проект реновации. В результате были реализованы особые инноваци-

онные пространства, стимулирующие творческое мышление городского сообщества. Хаддерсфилд стал позиционировать себя как творческий, креативный город, что способствовало притоку жителей и подъёму экономики [8].

Похожая история прослеживалась в шведском городе Боткирк, который страдал от кризиса промышленного производства и позднее прошёл реализацию проекта «Subtopia». Местные власти инвестировали финансовые средства в строительство нового мультикультурного центра на базе цирка, основываясь на следующих ресурсах: цирк, медиа-школа, музыкальные группы, спортивные клубы, выставочный зал, национальный театр. Этот проект на начальном этапе включал 5 организаций, но сейчас их уже порядка 50 крупных компаний. На данный момент, «Subtopia» — это площадка для реализации творческих идей, зона для культуры и творчества, в которой упор прежде всего на такие как цирк, танцы, уличные представления, медиа [9].

Интересен также опыт шведского города Хельсинки, в котором когда -то компания «Nokia» прекратила производство кабеля, освободились огромные площади, которые пустовали с середины 1980 -х годов. Позже бывшие производственные помещения были переданы группе творческих людей, которые организовали ремонт и подняли интерес к этому месту на новый уровень на протяжении 10 лет. Таким образом, на территории бывшего завода появился креативный кластер «Cable factory». Сейчас доход этому креативному месту приносит субаренда, где помещениями пользуются художники и другие мастера, турагентства, фирмы, поставляющие материалы и оборудование, а также крупные теле- и радиокомпании. Здесь же нашлось место для проведения массовых мероприятий: выставок, концертов, презентаций, фестивалей. В «Cable factory» расположена галерея современного искусства и небольшие выставочные залы. На этой фабрике в Хельсинки ежедневно работает более 900 человек [10].

Рис. 3. «Cable factory», Хельсинки [10]

В Вене расположен крупный молодёжный культурный центр-музей «Museum Quartier 21», ранее здание бывших императорских конюшен. Это место, где взаимодействуют творческие профессионалы на различных крупных площадках. Эффект этого творческого кластера состоит также в синергий-ной деятельности: в этом центре работают талантливые люди в рамках целого ряда отраслей визуального искусства. В венском центре-музее реализуются следующие разноплановые проекты: это и дизайнерские форумы, фестивали моды, презентации музыкальных альбомов, записанных в студии кластера, кулинарные фестивали. Всё это в итоге формирует мультикультурный центр искусства, где можно наблюдать сам процесс создания творческого продукта, и присутствовать при его реализации. «Museum Quartier 21» ежегодно организует конкурс для молодых дизайнеров и художников, победители которых получают стипендию на 2-3 месяца, а также рабочее и выставочное пространство для реализации собственных креативных идей [11].

Рис. 4. «Museum Quartier 21», Вена [11]

Проанализировав опыт крупных городов мира, прослеживается особая тенденция возникновения творческих кластеров. Творческие индустрии в этих крупных городах появлялись как ответ на экономический и социальный кризис конца 1980-х годов, когда тяжёлая промышленность переместилась в

• • и ^ и V I/ и

страны с дешёвой рабочей силой. Как следствие, многие европейские города начали производить и продавать не продукты промышленности, а предметы интеллектуального характера, частью которого стали и результаты производства творческих индустрий.

Анализируя креативные индустрии в Азии, хочется уделить внимание такой стране с её стремительно развивающейся экономикой, как Китай. В Гонконге в 80-х годах наблюдалась схожая ситуация вследствие перевода мощностей производственных предприятий из Гонконга на территорию матери-

кового Китая. Властями была сделана ставка на расширение сферы услуг и интенсивное культурное производство [12]. Городской совет Гонконга обратился за опытом к крупнейшим американским, канадским, азиатским городам, изучил методы привлечения инвестиций в туристическую среду и в развитие творческих индустрий. В итоге уже к середине 90-х годов Гонконг стал одним из мировых лидеров по реализации творческих продуктов. Сегодня творческие индустрии Гонконга являются стратегически важной частью его экономики, где в основе лежат такие отрасли креативных индустрий, как кино, телевидение, музыка, дизайн, архитектура, комиксы и анимация, игры и цифровые развлечения. Вклад всех творческих организаций в валовой внутренний продукт Гонконга — «более 60 миллиардов американских долларов в год, что составляет около 4% от общего ВВП». В Гонконге к креативным индустриям причисляют даже сферу туризма, спорт и консалтинговые услуги. А в Шанхае основной акцент творческих индустрий сделан на рекламе и творческих продуктах, созданных с помощью мультимедиа, 3D и новейших технологий. В городе также были целенаправленно сформированы несколько тысяч креативных парков, пространств и особых культурных зон. В Китае в качестве инициаторов по созданию и продвижению креативных кластеров помимо государственных властей, чаще всего выступают коммерчески заинтересованные лица и некоммерческие партнёрства.

Таким образом, анализируя мировой опыт, можно видеть интенсивное развитие креативных индустрий в невостребованных и депрессивных территориях крупных городов, при наличии правильной стратегии сотрудничества бизнеса и культуры. Образуются новые музейные комплексы, дизайн-студии, мастерские, арт-кафе, школы стилистов, дизайнеров, архитекторов, мастер-классы, образовательные программы, кинотеатры, рекламные и Реакции. Развитие креативного кластера даёт возможность горожанам или туристам сочетать досуг с покупками и участием в мероприятиях. Со временем креативные кластеры становятся престижными коммуникативными площадками, которые меняют облик города, повышают в данных местах цены на недвижимость, создают креативное публичное пространство.

Креативные кластеры в российской практике Креативные кластеры в Москве

В России одним из первых в создании креативных кластеров считается Москва — на её территории расположен дизайн-завод «Флакон» (площадь 25 000 м2), дизайн-квартал «ARTPLAY» (площадь 75 000 м2, более 300 арендаторов — архитектурные мастерские и дизайн-бюро, Британская высшая школа дизайна, архитектурная школа МАРШ, Московская школа кино, магазины, арт-студии, выставочный центр), «Фабрика» (более 60 арендаторов), «АРМА» (12 строений площадью 50 000 км2, более 50 арендаторов), «Винзавод» (20 000 м2, около 30 арендаторов — проектные компании, магазины, кафе). Здесь есть центр поддержки социокультурных инициатив «Творческая Москва», который действует как проектный офис [14].

Рис. 5. Центр дизайна «А|1р1ау», Москва [15]

Рис. 6. Дизайн-квартал «Flacon», Москва [16]

Креативные кластеры в Санкт-Петербурге В Санкт-Петербурге сформировано несколько креативных кластеров и пространств, наиболее крупные из которых — Проекты «Новая Голландия» и «ARTPLAY СПб». Для этих проектов характерны масштабность, значительные инвестиции и многообразие активностей, включая деловые, образовательные, культурные, досуговые. Целевые аудитории — объединение креативного класса и крупного бизнеса.

Рис. 7. «Новая Голландия», Санкт-Петербург [17]

Также крупным общественным пространством на территории Санкт-Петербурга является «Севкабель порт», расположенный на территории бывшего завода Siemens & Halske (Севкабель). На его территории можно посетить: интерактивный музей естествознания, масштабную лофт площадку для концертов и презентации, фудкорт на морской площади, коворкинг с видом на море, киноконцертный клуб и детский игровой и образовательный центры, спортивные площадки и ресторанные зоны. Для Санкт-Петербурга характерны небольшие территории или объекты в центре города, которые делают акцент на аренду и крупные объекты в сером поясе, которые развиваются комплексно и являются ступенью для развития прилегающих территорий [18].

Креативные кластеры в регионах России

Многие российские регионы, вслед за Москвой и Санкт-Петербургом начинают принимать соответствующие стратегии развития. Определённые шаги для этого были сделаны в Якутии, Калининградской и Свердловской области, Приморье, Ханты-Мансийском Автономном округе и Ставропольском крае.

Интересен опыт Екатеринбурга, где зданию приборостроительного завода продлили жизнь, превратив его в кластер креативных индустрий. В Екатеринбурге был реализован проект по перепланировке бывшего приборостроительного завода, расположенного на набережной города, в новый креативный кластер. В 2017 году территория завода была выкуплена коммерческой организацией для создания художественной галереи. Проект оказался успешным: на его территории в 2018 году прошла IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Впоследствии площадка превратилась в центральное город-

ское пространство. Положительный пример развития кластера в Екатеринбурге в очередной раз показал важность появления таких площадок в городах России.

Что же касается Сибири, Новосибирск занял шестую позицию в рейтинге индекса креативного капитала отечественных мегаполисов от фонда «Calvert 22» и консалтинговой компании «PwC», по итогам 2019 года. Красноярск — на двенадцатом месте, Томск — в середине двадцатки, которую замыкает Омск. В 2020 году специалистами Центра городских компетенций «АСИ» был подсчитан вклад креативных индустрий в экономику регионов и муниципалитетов. Показатель для всей страны составил 4,98 %, что эквивалентно общемировому уровню и отражает то, что государство в условиях пандемии начало заострять внимание на креативных индустриях, всерьёз делая ставку на использование творческого потенциала территорий для пополнения ВВП [20].

По состоянию на 2021 год, будет реализована программа «Rurban Creative Lab», организованная по поручению правительства РФ, совместно с финансовым институтом «Дом.РФ» и Агентством стратегических инициатив. В данную программу вошли 10 регионов РФ, в каждом из которых будут запущены по три креативных кластера на месте бывших промзон и заброшенных террито-рий1. Таким образом, будут сформированы новые знаковые точки притяжения в городах, что положительно скажется как на развитии самих городов, так и на укреплении их экономики.

Выводы

Таким образом, был изучен и проанализирован опыт развития кластеров креативных индустрий в крупных городах России и за рубежом; были выявлены особенности их размещения, проектирования и строительства: базирование на заброшенных территориях бывших промышленных предприятий, находящихся в центре города, в удобной транспортной доступности, проведение крупных мероприятий, с привлечением большого количества людей, арендодателей и инвесторов с целью комплексного развития территории. Города занимают центральное место в глобальной креативной экономике.

Креативные индустрии — это ключевой элемент социального и экономического развития, объединяющий предпринимателей и предприятия, продукция которых несёт в себе потенциал создания, производства и эксплуатации творческой интеллектуальной собственности.

Заключение

Созданию креативного кластера может способствовать целый ряд факторов, создающих благоприятные условия для данного процесса. Ключевую роль в формировании креативных пространств в городах играет позиция региональной власти, определение соответствующих приоритетов культурной политики, предполагающих активное поощрение развития креативных индустрий.

1 ДОМ.РФ и АСИ запустили программу по созданию в регионах креативных пространств // ДОМ.РФ [Электронный ресурс]. иг1: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/media/news/dom-rf-i-asi-zapustili-programmu-po-sozdaniyu-v-regionakh-kreativnykh-prostranstv

Список литературы

1. Department for Digital, Culture, Media & Sport of the United Kingdom «Creative Industries Mapping Documents 1998» of 9 April 1998.

2. CREATIVE ECONOMY REPORT 2013 Special Edition. Creative industries. UNESCO, 2013.

3. Dovey J., Pratt C., Prof A. and Moreton S. The Creative Hubs Report: 2016. Project: Organising Individualisation. British Council, 2017.

4. Lhermitte M., Perrin B., Blanc S. The first global map of cultural and creative industries. Cultural times, EY, 2015.

5. The Smartest and Most Creative Cities in the World // Far & Wide [Электронный ресурс]. URL: www.farandwide.com/s/most-educational-cultural-cities-3175d1d6c5c04cba (дата обращения: 06.04.2021).

6. Togni L. The creative industries in London, Working paper 70. London, 2015.

7. Welcome to CIDS // CIDS [Электронный ресурс]. URL: www.cids.co.uk/ (дата обращения: 06.04.2021).

8. Wood P., Taylor C. Big Ideas for a Small Town: The Huddersfield Creative Town Initiative // Local Economy. 2004. vol. 19, issue 4. pp. 380-395

9. Энглен П. 06.06.2009. «Subtopia»: опыт построения успешного творческого кластера в Швеции [Электронный ресурс]. URL: http://creativeindustries.ru/ rus/publications/10.

10. Cable factory // Kaapelitehdas [Электронный ресурс]. URL: www.kaapelitehdas.fi/en/info (дата обращения: 10.04.2021).

11. Q21 — the creative space // Q21 — MuseumsQuartier Wien [Электронный ресурс]. URL: www.mqw.at/en/institutions/q21/about (дата обращения: 10.04.2021).

12. Шешалевич Ю. 12.03.2010. Развитие творческих индустрий в Гонконге и Шанхае [Электронный ресурс] URL: http://creativeindustries.ru/rus/publications/8

13. Хакимова Е. Креативный кластер в концепции инновационной системы // Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2013. № 2. с. 236-238.

14. Чесноков И. Основатель лофт-проекта «Этажи» — о креативном предпринимательстве и энергии стартапов // Inc. Russia [Электронный ресурс]. URL: www.incrussia.ru/understand/osnovatel-loft-proekta-etazhi-o-kreativnom-predprinimatelstve-ienergii-startapov/ (дата обращения: 06.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Территория «Artplay — Центр Дизайна» // Artplay Portal [Электронный ресурс]. URL: www.artplay.ru/maps (дата обращения 10.04.2021).

16. Дизайн-завод «Flacon» // Redcassa [Электронный ресурс]. URL: www.redkassa.ru/venue/zavod_flacon (дата обращения: 10.04.2021).

17. Открытый остров // Archi.ru [Электронный ресурс]. URL: www.archi.ru/ russia/70321/otkrytyi-ostrov (дата обращения: 10.04.2021).

18. А. Загряжский, А. Пухальская, А. Филиппова, Д. Деттлинг, Д. Макклори, Е. Ярманова, С. Макгрейн, С. Распопина. Calvert Forum: Аналитические материалы 2014. Креативные индустрии: потенциал Санкт-Петербурга и опыт других

городов (Берлин, Москва, Лондон) [Электронный ресурс]. URL: http://creativepractices.ru/ publications/cpractices_research_2014.pdf

19. О. Мельников, В. Ларионов, Н. Ганькин. Единство и противоречие понятий «креативная экономика» и «творческие индустрии». Креативная экономика. Москва, 2015. № 3. с. 265-272.

20. А. Антонова. Арт-кластеры как пространство для развития культурного потенциала города // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2015. № 4 (47). с. 56-59.

21. Виталий Мутко назвал главные условия для комплексного развития городов в России // Дом.РФ [Электронный ресурс]. URL: www.xn--d1aqf.xn--p1ai/media/news/vitaliy-mutko-nazval-glavnye-usloviya-dlya-kompleksnogo-razvitiya-gorodov-v-rossii/ (дата обращения: 07.06.2021)

References

1. Department for Digital, Culture, Media & Sport of the United Kingdom «Creative Industries Mapping Documents 1998» of 9 April 1998.

2. CREATIVE ECONOMY REPORT 2013 Special Edition. Creative industries. UNESCO, 2013.

3. Dovey, J., C. Pratt, A. Prof and S. Moreton. The Creative Hubs Report: 2016. Project: Organising Individualisation. British Council, 2017.

4. Lhermitte M., Perrin B., Blanc S. The first global map of cultural and creative industries. Cultural times, EY, 2015.

5. The Smartest and Most Creative Cities in the World // Far & Wide URL: www.farandwide.com/s/most-educational-cultural-cities-3175d1d6c5c04cba (accessed at 06.04.2021).

6. Togni L. The creative industries in London, Working paper 70. London. 2015.

7. Welcome to CIDS // CIDS. URL: www.cids.co.uk/ (accessed at 06.04.2021).

8. Wood P., Taylor C. Big Ideas for a Small Town: The Huddersfield Creative Town Initiative // Local Economy. 2004. vol. 19, issue 4. pp. 380-395

9. Englen P. "Subtopia": opyt postroyeniya uspeshnogo tvorcheskogo klastera v Shvetsii ["Subtopia": the experience of building a successful creative cluster in Sweden]. URL: http://creativeindustries.ru/rus/publications/10.

10. CABLE FACTORY // Kaapelitehdas URL: www.kaapelitehdas.fi/en/info (accessed at 10.04.2021).

11. Q21 — the creative space // Q21 — MuseumsQuartier Wien. URL: www.mqw.at/en/institutions/q21/about (accessed at 10.04.2021).

12. Sheshalevich Yu. 12.03.2010. Razvitiye tvorcheskikh industriy v Gonkonge i Shankhaye [Development of Creative Industries in Hong Kong and Shanghai]. URL: http://creativeindustries.ru/rus/publications/8

13. Khakimova E. Kreativnyy klaster v kontseptsii innovatsionnoy sistemy [Creative cluster in the innovation system conception] // Teoriya i praktika obshchestven-nogo razvitiya. Krasnodar, 2013. №2. pp. 236-238.

14. Chesnokov I. Osnovatel' loft-proyekta "Etazhi" — o kreativnom predprin-imatel'stve i energii startapov [Founder of the loft project "Etazhi" — about creative entrepreneurship and the energy of startups] // Inc. Russia. URL: www.incrussia.ru/understand/osnovatel-loft-proekta-etazhi-o-kreativnom-predprinimatelstve-ienergii-startapov/ (accessed at 06.04.2021).

15. Territoriya "Artplay — Tsentr Dizayna" [Territory "Artplay as Design Center"] // Artplay Portal. URL: www.artplay.ru/maps (accessed at 10.04.2021).

16. Dizayn-zavod "Flacon" [Design factory "Flacon"] // Redcassa. URL: www.redkassa.ru/venue/zavod_flacon (accessed at 10.04.2021).

17. Otkrytyy ostrov [Open island] // Archi.ru. URL: www.archi.ru/russia/70321/ otkrytyi-ostrov (accessed at 10.04.2021).

18. Kreativnyye industrii: potentsial Sankt-Peterburga i opyt drugikh gorodov (Berlin, Moskva, London) [Creative industries: the potential of St. Petersburg and the experience of other cities (Berlin, Moscow, London)]. URL: http://creativepractices.ru/ publications/cpractices_research_2014.pdf

19. Mel'nikov O., Larionov V., Gan'kin N. Zony otvetstvennosti kontseptu-al'nogo razvitiya "kreativnoy ekonomiki" i "tvorcheskikh industriy" [Areas of responsibility for the conceptual development of the "creative economy" and "creative industries"] Moscow, 2015. pp. 265-278.

20. Antonova A. Art-klastery kak prostranstvo dlya razvitiya kul'turnogo po-tentsiala goroda [Art-clusters — as a space for the development of cultural potential of the city] // V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologii. Novosibirsk, 2015. № 4 (47). pp. 56-59.

21. Vitaliy Mutko nazval glavnyye usloviya dlya kompleksnogo razvitiya gorodov v Rossii [Vitaly Mutko named the main conditions for the integrated development of cities in Russia]. URL: www.xn--d1aqf.xn--p1ai/media/news/vitaliy-mutko-nazval-glavnye-usloviya-dlya-kompleksnogo-razvitiya-gorodov-v-rossii/ (accessed at 07.06.2021).

Волкова Юлия Аркадьевна, магистрант кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: st20.y.volkova@nsuada.ru

Черновская Любовь Ивановна, архитектор, преподаватель кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: lichernovskaya@nsuada.ru

Для цитирования | For citation:

Волкова Ю.А. Формирование кластера креативных индустрий в современном городе // Но-эма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). 2021. № 2. С. 10-23.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 13.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.