Столыпинский ^^^^^^^^ вестник
Научная статья
Original article
УДК: 304.444+ 316.734
DOI 10.55186/27131424_2022_4_3_1
РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ КЛАСТЕРОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРОДОВ НА ПРИМЕРАХ ОСЛО И
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА THE ROLE OF CREATIVE CLUSTERS IN THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF CITIES ON THE EXAMPLES OF OSLO AND SAINT
PETERSBURG
Дорина Анна Андреевна, бакалавр Зарубежного регионоведения (специализация: Зарубежная Европа), кафедра региональной экономики и природопользования, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Лимонина Инна Геннадьевна, кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики и природопользования, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Ермакова Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и природопользования, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Демидова Людмила Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и природопользования, Санкт-
Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Dorina A.A. [email protected] Limonina I.G. [email protected] Yermakova N.A. [email protected] Demidova L.G. [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу роли творческого кластера в развитии культуры, экономики и инфраструктуры города. Одним из объектов исследования выступает система организации культурного пространства в Осло, на примере которого исследованы положительные эффекты от арт-пространств для территории. В контексте России рассматривается проблематика государственной финансовой поддержки сферы культуры и искусства, выявлен региональный дисбаланс. Особое внимание уделяется развитию системы арт-кластеров как катализатору культурного развития в Санкт-Петербурге с опорой на опыт Осло.
Annotation
The article is devoted to the analysis of the role of the creative sector of the economy of Oslo. One of the objects of research is the system of organization of cultural space in Oslo. The positive effects of art spaces for the territory are studied basing on Oslo's experience. In the context of Russia, the problems of state financial support for the sphere of arts and culture are considered, with the revelation of a regional imbalance. Particular attention is paid to the development of the system of art clusters as a catalyst for cultural development in St. Petersburg, based on the experience of Oslo.
Ключевые слова. Креативный-кластер. Инфраструктура города. Инновации. Культурный центр. Арт-пространства. Культурная индустрия.
Диффузия инноваций. Развитие культурной среды. Культура Санкт-Петербурга
Keywords. Creative cluster. City infrastructure. Innovations. Cultural Center. Cultural industry. Diffusion of innovations. Development of urban environment. The culture of Saint Petersburg
В последние десятилетия креативные кластеры и арт-пространства стали неотъемлемой частью городской среды. Из малоизвестных, недоступных широкой публике пространств они превращаются в очаги «диффузии культуры» и способствуют ревитализации неиспользуемых зданий. Это повышает туристскую привлекательность городов и способствует развитию культурной сферы. Для России развитие арт-кластеров является приоритетной задачей, так как культура и искусство остаются мериторными благами, спрос на которые необходимо активно поддерживать извне для эффективного развития отрасли. Один из примеров стран, в которых развитие культурной среды является приоритетным и успешным государственным проектом, является Норвегия.
Норвегия - самая северная страна Европы. Однако, несмотря на, удалённое от европейского центра расположение, она является активным участником международной культурной жизни. Например, в соответствии с рейтингом ассоциации конгрессов и конференций ICCA за 2019 год, Норвегия занимала 30 место из 114 в мире по количеству проводимых мероприятий и 36 место из 64 по количеству участников в конгрессно-выставочной деятельности. В подобном рейтинге стран Европы Норвегия находилась на 17 месте из 43 по количеству мероприятий и на 21 месте по числу участников. Число творческих организаций в Норвегии составляет 1,5% от их общего количества по Европе. Преимущественно норвежские творческие организации работают в сферах архитектуры, дизайна и фотографии. [] Говоря об экономической значимости культурной сферы, следует отметить, что её вклад
в суммарную валовую добавленную стоимость всех секторов норвежской экономики в период с 2011 по 2021 год составила в среднем 1,9% (см. Таблицу 1). Снижение показателей в 2020-2021 годах можно связать с негативными последствиями пандемии коронавируса, сказавшимися на отрасли туризма и на сфере культуры.
Таблица 1. Доля валовая добавленная стоимости креативной отрасли в экономике Норвегии [7]
Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
ВДС 1,87 1,83 1,83 1,89 2,02 2,05 2 1,9 2,03 1,85 1,68
креативной
отрасли, в
%
По данным Евростата, культурная отрасль Норвегии входит в топ-10 партнёров по экспорту культурных ценностей из Евросоюза с показателем 2,5% в 2012 и 1,8% в 2017. []
Культурный центр Норвегии - Осло. В рейтинге ICCA Осло занимает 35 место из 475 по количеству международных мероприятий в 2019 году и 46 место по количеству участников конгрессно-выставочной деятельности из 112 городов рейтинга.
История Осло начинает свой отсчет от 1000 года нашей эры. Город является столицей Норвегии, её политическим и экономическим центром. Ландшафт и городская среда Осло во многом определяется уникальной природой Норвегии: 68% территории города - это общедоступные зелёные зоны. Система общественного транспорта и городская архитектура гармонично вписана в окружающую среду, что формирует пространство, в котором успешно развиваются туризм, бизнес, современное искусство. Благодаря всему этому, в 2019 году Осло был объявлен «зелёной столицей» Европы.
Осло также является культурной столицей Норвегии. Формированию сильного культурного кластера в Осло способствовало несколько факторов. Прежде всего, это всесторонняя социально-экономическая поддержка развития культурного сектора. Норвегия -страна с высокими показателями уровня жизни населения. Согласно докладу об Индексе развития человеческого потенциала в мире, Норвегия заняла первое место в рейтинге с показателем 0,957, а по индексу счастья
- шестое место (7,392). ВВП на душу населения в стране составляет 67 294 долл. США. Ежегодно правительство Норвегии вкладывает около 13 млн норвежских крон в развитие культуры и искусства, что составляет приблизительно 1,7% от ВВП. В целом, страна характеризуется высоким уровнем занятости (74%, 68% - в среднем по ОЭСР) и образования (82%, 78% - в среднем по ОЭСР). Норвежцы оценивают свою жизнь на 7,6 баллов из 10 (в среднем по ОЭСР - 6,5).
На фоне высокой удовлетворенности населения уровнем и качеством жизни и стабильности экономики формируются ресурсы для развития культурной сферы. Учитывая благоприятные условия для раскрытия человеческого потенциала (в том числе творческого), в стране созданы возможности для развития творческой деятельности как для норвежских, так и привлеченных из других стран деятелей искусства.
Осло, как столичный регион, занимает лидирующие позиции в стране сфере культуры. Проследить это можно по статистике занятости. В целом занятость в сфере культуры Норвегии довольно высока и составляет 3% от общего числа занятых. Наибольшее количество работников этой сферы, как правило, концентрируется в наиболее крупных городских районах, а во многих странах (в том числе в Норвегии)
- в столичных регионах. В Осло проживает треть всех занятых в сфере культуры и творчества (32%), а также находится треть всех организаций, связанных с культурой и искусством в стране (34%).
Таблица 2 - Доля занятых творческими профессиями и в творческих секторах экономики по регионам Норвегии, от общего числа занятых, 2018 [7]
Регион Креативная занятость (деятели искусства: художники, писатели, музыканты и т.д.) Занятость в индустрии культуры (кураторы, менеджеры и т.д.) Общая занятость в творческом секторе
% % %
1 Эстфолл 4 4 5
2 Акерхус 12 13 11
3 Осло 32 34 13
4 Хедмарк 3 2 4
5 Оппланн 3 2 4
6 Бускеруд 4 4 5
7 Вестфолл 4 3 4
8 Телемарк 2 2 3
9 Восточный Агдер 1 1 2
10 Западный Агдер 3 3 3
11 Ругаланн 6 6 9
12 Хордаланн 9 9 10
14 Согн-ог-Фьюране 1 1 2
15 Мере-ог-Румсдал 3 3 5
16 Южный Тренделаг 6 6 6
17 Северный Тренделаг 2 1 3
18 Нурланн 3 3 5
19 Тромс 2 2 3
20 Финнмарк 1 1 1
Помимо этого, следует обратить внимание и на высокую концентрацию творческих предприятий, музеев, галерей и парков в Осло. Норвегия обладает богатым культурным наследием, и создатели креативных пространств и музеев умело используют исторические
особенности страны, традиции и творчество всемирно известных норвежских художников для формирования арт-пространства города. В Осло расположены всемирно известные музей Мунка, музей Кон-Тики, Музей кораблей викингов, Норвежский музей истории и культуры.
Ключевым фактором развития культурного сектора в Осло является эффективное управление, сосредоточенное на создании интегрированной и доступной инфраструктуры. Развитие культурной среды строится на формировании культурных пространств (креативных кластеров) внутри бывших промышленных объектов - ревитализации неиспользуемых пространств. Этот принцип получил широкое распространение по всему миру.
Креативные кластеры положительно влияют на качество территорий, способствуют их развитию и переосмыслению концепции городской архитектуры. При сохранении исторического ландшафта «депрессивные» городские территории обретают новую жизнь и осуществляют вклад в развитие сферы культуры.
Первые креативные пространства появились в 1950-е годы в Нью-Йорке. В пример можно привести «Фабрику» Энди Уорхола - творческую студию, которая поспособствовала развитию депрессивного района Сохо. Другой известный пример - нью-йоркское пространство «The Truman Brewery», открытое на территории старой пивоварни, «798» в Пекине -художественная школа на базе комплекса заводов, дизайн-завод «Флакон» в Москве на территории бывшего стекольного завода. Подобные творческие предприятия делают искусство доступным для всех и объединяют представителей креативных профессий.
Организация арт-кластеров - одна из приоритетных задач правительства Норвегии в области культуры. Цель муниципальных властей Осло - сделать искусство доступным для каждого жителя и туриста в городе. Одним из ярких примеров культурной политики Осло
является проект «Art Axis», или «Ось искусства». Сердцевиной этого арт-кластера является район вдоль Осло-фьорда, работы по благоустройству которого проводятся с 2002 года. Стратегия городского развития нацелена на размещение художественных учреждений вокруг «оси» между востоком и западом Осло. Помимо культурной цели, проект преследует и инфраструктурную задачу: объединение районов города, объединение различных архитектурных стилей, а также задействование старых промышленных объектов в новом качестве.
Важные художественные и образовательные учреждения столицы Норвегии в настоящее время расположены вдоль реки Акерсельва, в том числе Школа архитектуры и дизайна Осло, Национальная академия искусств Осло, Церковь культуры Св. Джеймса и Dansens Hus. Это в значительной степени способствует преобразованию территории из промышленного района с ветхими зданиями в оживленное, привлекательное жилое и культурное пространство.
Городские власти также предоставляют ограниченное количество студий и производственных помещений в аренду для профессиональных художников по ценам ниже рыночных, а городской художественный фонд используется для покупки и заказа произведений искусства для общественных мест и зданий. Такой подход распространяет искусство в массы и гарантирует, что публика сможет взаимодействовать с ним в повседневной жизни.
Можно сделать вывод, что основополагающим фактором формирования эффективной культурной среды является стратегически правильное городское управление, которое способствует распределению и упорядочиванию всех имеющихся культурных ресурсов. Осло является ярким примером города, где территории культуры и искусства размещены по всему городскому пространству.
Распространение культуры по территории Осло можно назвать «диффузным». По теории «диффузии инноваций» шведского учёного-географа Торстена Хегерстранда, какие-либо нововведения (экономические, социальные или культурные) распространяются по определенной территории, возникая из «очагов инноваций». Такими «очагами инноваций» в сфере культуры в Осло являются арт-кластеры. Культурные ресурсы распространяются по городу в форме «диффузии расширения» по инфраструктурным каналам, пронизывающих центральные районы Осло, по мере развития инфраструктуры культурные проекты стали охватывать всё большую и большую площадь городского пространства.
Можно сделать вывод, что «диффузия» культурной сферы способствует повышению ее доступности для публики, созданию новых рабочих мест и развитию инфраструктуры города.
В России идея «диффузного» распространения искусства в городах путём расширения площади культурных объектов посредством ревитализации промышленных территорий также становится всё более популярной. Для полноты картины сначала стоит обратиться к текущей экономической ситуации в сфере культуры в России.
К сожалению валовая добавленная стоимость деятельности в сфере культуры, спорта, организации досуга и развлечений демонстрирует тенденцию к ^ижению. (табл. 3).
Таблица 3 - ВДС культурной сферы в России, 2014-2021, в % [7]
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
0,45 0,48 0,43 0,42 0,43 0,41 0,40 0,40
Доля расходов на поддержку культуры и кинематографии от общей суммы расходов государственного бюджета с 2018 года в среднем
составила менее 1% (0,63%).
Таблица 4 - Расходы на поддержку культуры и кинематографа в России, 2018-2021 [2]
2018 2019 2020 2021
Расходы, в млрд руб 16 591 18 037 18 994 20 026
Расходы на 103,2 125,3 116,2 122,1
культуру и кинематографию
Доля расходов на 0,62 0,69 0,61 0,61
культуру и кинематографию, в %
В данный момент в России осуществляется национальный проект «Культура», в рамках которого планируется строительство новых центров культурного развития и реновация существующих объектов. Бюджет проекта - 113 млрд рублей, что составляет всего 0,44% от бюджета всех национальных проектов. В связи с невысокими показателями финансирования, задача развития культуры и культурных пространств в России, по сути, лежит на региональных властях.
Регионы, в которых в 2018 году наблюдались наиболее высокие расходы на сферу культуру, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Расходы на культуру на 1 жителя по регионам, руб [2]
Как можно заметить, наиболее высокие показатели зафиксированы в Ненецком автономном округе, Магаданской области, Москве, Сахалинской области и Санкт-Петербурге.
В контексте развития современной культуры и культурных пространств России ключевым элементом является создание культурных кластеров. В Ненецком АО и Магаданской области практика организации культурных пространств пока не распространена широко, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, в которых арт-кластеры стали ключевыми опорными точками для развития современного искусства и повышения туристской привлекательности городов.
Например, можно привести популярные московские арт-пространства «Флакон», «Винзавод», музей «Гараж». Всего в столице насчитывается 21 творческий кластер, созданный преимущественно на базе бывших промышленных объектов. В Санкт-Петербурге насчитывается 9 арт-кластеров, некоторые из них расположены внутри исторически и культурно значимых архитектурных комплексов в центре города. В частности, это «Голицын-лофт», лофт-проект «Этажи».
Если сравнить расположение арт-кластеров в Москве и в Санкт -Петербурге [], можно сделать вывод, что в столице «ревитализировано» большее количество бывших промышленных предприятий, чем в Санкт -Петербурге. В Санкт-Петербурге значительная площадь неэксплуатируемых промышленных территорий пока используется неэффективно. Развитие системы арт-кластеров можно напрямую связать с поддержкой культурной сферы города в целом. Расходы на финансирование культуры в Санкт-Петербурге ниже, чем в Москве. Средства на поддержку культуры поступают преимущественно из бюджета Санкт-Петербурга. Наибольшая доля финансирования направляется на развитие подпрограмм «Наследие» и «Искусство» регионального проекта по поддержке культуры. На подпрограмму «Имидж Санкт-Петербурга» расходуется лишь 4,5% от общей суммы расходов на поддержку культурной сферы. В проект «Имидж» входит повышение престижности культуры Санкт-Петербурга в России и за рубежом, повышение престижности творческой деятельности и увеличение количества людей, занятых в культурной сфере, путем поддержки новых творческих проектов. В 2021 году число работников предприятий в сфере культуры, искусства и развлечений составило 3% от общего числа работников в Санкт-Петербурге, поддержка со стороны правительства города и создание новых арт-кластеров может увеличить их число.
Арт-кластеры могут стать «точками» распространения инноваций в Санкт-Петербурге. Однако пока арт-пространства менее популярны среди туристов, чем известные достопримечательности. Им так же уделяется недостаточно внимание в брендинге города как туристской дестинации. К сожалению, современные арт-кластеры Санкт-Петербурга часто разобщены и нуждаются в дополнительных инвестициях или даже централизованном финансировании. Подобные проблемы особенно
коснулись пространств «Голицын-лофт» и «Севкабель-порт», владельцы которых разорвали договоры с владельцами помещений из-за низкой рентабельности проектов. Другой санкт-петербургский арт-кластер «Ткачи», ввиду финансовых проблем, вынужден был покинуть рынок.
По Хегерстранду, скорость и эффективность распространения инноваций зависит от качества и плотности инфраструктурных связей на какой-либо территории. С учётом сложной финансовой обстановки в сфере организации культурных кластеров Санкт-Петербурга и их разобщённости, можно заключить, что связи между возможными «очагами» культурных инноваций нарушены, это препятствует диффузному распространению культурных пространств.
Для развития арт-кластеров города возможно было бы обратить внимание на опыт Осло, который, как и Санкт-Петербург, является приморским северным городом, имеющим значительное количество акваторий, вписанных в городское пространство. Идея «Оси искусства» Осло может стать основой для развития единой системы творческих предприятий вдоль популярных туристских маршрутов Санкт-Петербурга. Также для этого можно задействовать депрессивные территории города, например комплекс зданий завода «Красный треугольник» рядом с историческим центром. Помимо этого для Санкт-Петербурга характерно наличие «депрессивных», с точки зрения развития культурного пространства, районов, например Весёлый посёлок в Невском районе, жилые зоны вокруг метро Нарвская, комплекс жилых домов у метро Парнас, район Полюстрово. Для оживления данных территорий, улучшения транспортной инфраструктуры и качества культурной жизни в этих районах также можно было бы создать арт -пространства на базе неэскплуатируемых зданий.
В целом, развитие и поддержка системы арт-кластеров может дать городу положительный мультипликативный эффект. Прежде всего, это
стимулирование развития малого и среднего бизнеса, поддержка стартапов и молодежного предпринимательства. Также сюда можно отнести продвижение и продажу продуктов творческой деятельности, площадкой для которой становится арт-кластер. Создание новых арт-кластеров будет способствует развитию отрасли культуры, оживлять её, повышает привлекательность того или иного городского пространства для инвесторов и туристов. Арт-кластеры так же могут предоставлять досуговые услуги, а в некоторых случаях и возможность временного проживания, что приносит пользу жителям города, а также генерировать новые места для размещения туристов. Наконец, успешно реализованный арт-кластер может благотворно воздействовать на развитие городской и транспортной инфраструктуры в отдаленных и депрессивных районах.
Для развития арт-кластеров, как в Санкт-Петербурге, так и в других городах России, необходима, прежде всего, заинтересованность муниципальных и городских властей в реализации подобных проектов. Как показывает опыт Осло, для организации культурной инфраструктуры города нужен системный подход, включающий разработку концепций, строительство, реставрацию зданий, привлечение инвестиций и вовлечение деятелей культуры. Подобная масштабная работа, как можно судить на примерах арт-кластеров в городах мира, включая Осло, приносит положительные плоды в виде развития культурного потенциала города и улучшения социально-экономической среды его отдельных районов.
Литература
1. Гуманитарный портал [Электронный ресурс] URL: https://www.statista.com/statistics/587168/gross-domestic-product-gdp-in-norway/
2. Госрасходы. Культура и кинематография [Электронный ресурс] URL: https://spending.gov.ru/budget/fkr/08/
3. Сносить нельзя ревитализировать. Практическое руководство по созданию креативного кластера [Электронный ресурс] URL: https://100gorodov.ru/attachments/1/32/cf719d-998c-4619-bdfa-b28a94083d33/Практическое_руководство_по_созданию.pdf
4. Creative Climate Cities Profile. Oslo. [Электронный ресурс] URL: http://www.worldcitiescultureforum.com/assets/others/City Profile Oslo
v.5 LL 2506 FINAL.pdf
5. Creative Clusters - Urban Utopia or Regional Remedy?: A Nordic perspective on the role of the creative industries in regional development [Электронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/publication/342064206 Creative Clusters Urban Utopia or Regional Remedy A Nordic perspective on the rol e of the creative industries in regional development
6. Culture Statistics 2019 [Электронный ресурс] URL: https://www.ssb.no/en/kultur-og-fritid/artikler-og-publikasjoner/culture-statistics-2019
7. How Has Oslo Been Transformed Into a Modern Cultural Center? [Электронный ресурс] URL: https://www.nordivatours.com/blog/oslo-modern-cultural-center/
References
1. Humanitarian portal [Electronic resource] URL: https://www.statista.com/statistics/587168/gross-domestic-product-gdp-in-norway/
2. Government Spending. Culture and cinematography [Electronic resource] URL: https://spending.gov.ru/budget/fkr/08/
3. Not to destroy, revitalize. A Practical Guide to Creating an Art-Cluster [Electronic Resource] URL: https://100gorodov.ru/attachments/1/32/cf719d-998c-4619-bdfa-b28a94083d33/Практическое_руководство_по_созданию.pdf
4. Creative Climate Cities Profile. Oslo. [Electronic resource] URL: http://www.worldcitiescultureforum.com/assets/others/City Profile Oslo
v.5 LL 2506 FINAL.pdf
5. Creative Clusters - Urban Utopia or Regional Remedy?: A Nordic perspective on the role of the creative industries in regional development [Electronic resource] URL: https://www.researchgate.net/publication/342064206 Creative Clusters Urban Utopia or Regional Remedy A Nordic perspective on the rol e of the creative industries in regional development
6. Culture Statistics 2019 [Electronic resource] URL: https://www.ssb.no/en/kultur-og-fritid/artikler-og-publikasjoner/culture-statistics-2019
7. How Has Oslo Been Transformed into a Modern Cultural Center? [Electronic resource] URL: https: //www. nordivatours. com/blog/oslo -modern-cultural -center/
© Дорина А.А., Лимонина И.Г., Ермакова Н.А., Демидова Л.Г. 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 3/2022.
Для цитирования: Дорина А.А., Лимонина И.Г., Ермакова Н.А., Демидова Л.Г. РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ КЛАСТЕРОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРОДОВ НА ПРИМЕРАХ ОСЛО И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 3/2022.