Общество: философия, история, культура. 2022. № 8. С. 208-211. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 8. P. 208-211.
Научная статья
УДК 130.2+379.85 (470.23-25)
https://doi.org/10.24158/fik.2022.8.34
Креативные кластеры как способ преобразования городской среды и инструмент повышения туристической привлекательности города (на примере Санкт-Петербурга)
Ольга Николаевна Левшина
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье изучены особенности формирования и функционирования креативных кластеров как элементов креативной экономики. Представлена трактовка креативного кластера как «третьего места» в концепции американского социолога Р. Ольденбурга. Креативный кластер рассмотрен как средоточие деловой и культурной жизни города. В качестве примеров наиболее успешных и активно развивающихся кластеров Санкт-Петербурга выбраны «Новая Голландия», «Севкабель Порт», «Бертгольд центр», «Никольские ряды». Представлена роль этих локаций в деле сохранения историко-культурного наследия, повышения комфортности городской среды и развития туристического потенциала города. Рассмотрены особенности деятельности кластеров в условиях ограничений, вызванных пандемией коронавируса. Обозначены направления государственной поддержки и перспективы развития креативных кластеров в Российской Федерации.
Ключевые слова: креативный кластер, креативное пространство, «третье место», городская среда, туризм, Санкт-Петербург, «Новая Голландия», «Севкабель Порт», «Бертгольд центр», «Никольские ряды» Для цитирования: Левшина О. Н. Креативные кластеры как способ преобразования городской среды и инструмент повышения туристической привлекательности города (на примере Санкт-Петербурга) // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8. С. 208-211. https://doi.org/10.24158/fik.2022.8.34.
Original article
Creative Clusters as Transformational Ways of the Urban Environment and a Tool for Enhancing the City's Tourist Attractiveness (On the Example of St. Petersburg)
Olga N. Levshina
Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the specifics of formation and functioning of creative clusters as a creative economy pillar. The interpretation of the creative cluster as "third place" in the concept of the American sociologist R. Oldenburg is presented. The Creative Cluster is seen as the hub of the city's business and cultural life. The most successful and actively developing clusters in St Petersburg include "Novaya Gollandiya", "Sevkabel Port", "Bertgold Centre" and "Nikolskie Ryady". The role of these locations in preserving historical and cultural heritage, enhancing the urban environment and developing the tourist potential of the city is presented. The characteristics of cluster activities under the constraints imposed by the coronavirus pandemic are examined. The directions of state support and prospects for the development of creative clusters in the Russian Federation are outlined.
Keywords: creative cluster, creative space, "the third place", urban environment, tourism, St Petersburg, "Novaya Gollandiya", "Sevkabel Port", "Bertgold Centre", "Nikolskie Ryady".
For citation: Levshina, O.N. (2022) Creative Clusters as Transformational Ways of the Urban Environment and a Tool for Enhancing the City's Tourist Attractiveness (On the Example of St. Petersburg. Society: Philosophy, History, Culture. (8), 208-211. Available from: doi:10.24158/fik.2022.8.34 (In Russian).
В последнее время в образе жизни жителей крупных мегаполисов произошли серьезные изменения, обусловленные улучшением качества жизни, появлением новых форм занятости и досуга. В условиях цифровой экономики получили распространение неформальная, виртуальная, временная занятость, фриланс. Под влиянием популярности занятий спортом, разнообразия форм реализации творческой инициативы, новых способов проведения досуга, возникли особые пространства, сочетающие в себе элементы деловой и культурной жизни. Такие пространства стали называть креативными кластерами.
© Левшина О.Н., 2022
Создатель термина «креативный кластер» (в переводе с англ. «связка», «гроздь») - куратор программы ЮНЕСКО "Creative Cities" Саймон Эванс обозначил им «сообщество творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории»1.
В основе создания креативных кластеров лежит концепция «третьего места» американского социолога Рэя Ольденбурга. «Третье место», по Ольденбургу, - это пространство, в котором человек проводит значительное время вне дома («первое место») и работы («второе место») и в котором созданы условия для удовлетворения его потребностей. «Достоинством третьего места является его способность служить человеческой потребности в общении почти независимо от того, признает ли нация его ценность», - пишет автор концепции (Ольденбург, 2018).
В условиях современной креативной экономики, основанной на синтезе науки, творчества и бизнеса, креативные кластеры получили повсеместное распространение. И Россия в данном случае не стала исключением. Наиболее активно кластерное движение развивается в таких городах, как Санкт-Петербург, Москва и Екатеринбург. Это обусловлено высокой плотностью населения, развитой городской средой, наличием большого количества объектов историко-культурного наследия.
Санкт-Петербург занимает второе после Москвы место в России по числу креативных кластеров2. Наиболее популярными и успешно функционирующими проектами являются «Новая Голландия», «Севкабель Порт», «Лофт проект Этажи», «Бертгольд Центр», «Третье место» и др.
Особенностью креативных кластеров является ориентация на широкую аудиторию: от местных жителей до туристов, от деловых людей до творческой молодежи, от детей до пенсионеров. В связи с этим на таких пространствах создаются зоны для проведения деловых и творческих мероприятий, располагаются учреждения торговли, отдыха и образования, зоны для проведения спортивных мероприятий и детского досуга. Это позволяет удовлетворить культурные запросы широкой аудитории и привлечь как можно больше людей.
Чаще всего креативные кластеры создаются на территории бывших индустриальных объектов: заводов, фабрик, трамвайных депо, складов, гаражей. В новой культурной и экономической среде индустриальные объекты советской эпохи переосмысляются и приобретают новое творческое содержание, превращаясь в креативные пространства, арт и лофт-проекты (Зелен-цова, Гладких, 2021). Вторая жизнь индустриального наследия становится способом его сохранения. Здания и участки бывших предприятий недороги для аренды. При этом они находятся недалеко от исторического центра Санкт-Петербурга. Удобная локация делает эти объекты привлекательными как для потенциальных инвесторов, так и для посетителей. Креативные кластеры также часто открываются в исторических зданиях, что способствует их сохранению и обретению нового содержания в современных условиях.
Наиболее масштабным проектом по реконструкции комплекса исторических зданий в центре Санкт-Петербурга стал проект «Новая Голландия: культурная урбанизация». По мнению его создателей, задачи проекта - «органично вписаться в инфраструктуру Санкт-Петербурга, стать частью его истории и ДНК, представляя город не только на федеральном уровне, но и на международной арене»3.
Планирование культурного пространства «Новая Голландия» было проведено на основе масштабного исследования, позволившего определить потенциальную целевую аудиторию проекта и ее потребности. Так, помимо коммерческих объектов, было принято решение разместить на территории кластера парк, каток, зону детского досуга, культурные и образовательные центры, научные лаборатории, выставочные комплексы. Для размещения части объектов были отреставрированы следующие исторические здания: «Кузня», «Дом коменданта», «Бутылка», «Дом 12». В 2018 г. на европейской выставке "Denkmal" (реставрация, охрана памятников и обновление городов) проект «Новая Голландия» был признан лучшим в области сохранения памятников архитектуры. «Новая Голландия» пользуется большой популярностью не только среди жителей Северной столицы, но и среди гостей города. Так, с 2011 г. остров посетило более 11 млн человек; здесь прошло 4 тыс. различных мероприятий: концертов, выставок, спектаклей, лекций, фестивалей4.
Еще одним успешным креативным кластером Санкт-Петербурга является «Севкабель Порт», функционирующий с 2017 г. Его особенностью является то, что он действует на части
1 Evans S. Key Concepts: Creative clusters [Электронный ресурс]. URL: http://creativeclusters.com/clusters.dreamhosters.com/?page_id=1599 (дата обращения: 28.06.2022).
2 Петербург занял второе место в России по числу креативных кластеров [Электронный ресурс] // Деловой Петербург. URL: https://www.dp.rU/a/2021/04/06/Peterburg_zanjal_vtoroe_me (дата обращения: 28.06.2022).
3 Официальный сайт проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация» [Электронный ресурс]. URL: https://www.newhollandsp.ru/information/about-the-project/ (дата обращения: 28.06.2022).
4 Там же.
производственных площадей завода «Севкабель». Индустриальные объекты были сохранены и отреставрированы, превратившись в современное деловое и культурное пространство. Главная идея проекта, по мнению его разработчиков, «создание гармоничного и сбалансированного сообщества для развития творческих и деловых инициатив, меняющих город к лучшему»1.
На территории «Севкабель Порт» расположены офисы, концертные и спортивные залы, детские студии, магазины и шоурумы, кафе и рестораны. Кластер объединяет лучшие практики трансформации наследия советской индустриальной эпохи в региональный центр деловой и культурной активности. По данным, представленным на сайте кластера, в 2021 г. его мероприятия посетили 1,5 млн горожан и 350 тыс. туристов2.
Помимо сохранения объектов индустриального и культурного прошлого креативные кластеры способствуют благоустройству прилегающей к ним территории и таким образом вносят свой вклад в повышение качества жизни петербуржцев. На территории «Новой Голландии» разбит парк, открыт каток и другие интересные для посещения места. А пешеходная набережная с великолепным видом на Финский залив, расположенная на территории кластера «Севкабель Порт», стала излюбленным местом прогулок и визитной карточкой Санкт-Петербурга.
«Многофункциональный проект, нацеленный на популяризацию креативного бизнеса и развитие культурной составляющей жизни города», - так позиционирует себя «Бертгольд центр» - креативный кластер, существующий в центре города на территории бывшей фабрики по отливке типографских шрифтов имени Германа Бертгольда (ул. Гражданская, д. 13-15)3. На шести этажах здания расположены гостиница, студия красоты, образовательный центр, частная библиотека, кафе, магазины, шоурумы, зона коворкинга. Креативный кластер рассчитан на удовлетворение потребностей широкой аудитории. В благотворительных целях кластер реализует «проект транзитного трудоустройства», в рамках которого бывшие бездомные могут освоить профессию официанта, повара, бармена, получить опыт работы и затем уже самостоятельно устроиться на работу в учреждение общепита.
Среди недавно открытых общественных пространств Санкт-Петербурга можно назвать «Никольские ряды» (ул. Садовая, д. 62, лит. А). На его территории расположены гостиница, рок-кафе, гольф-клуб, а обширный внутренний двор предназначен для проведения концертов, фестивалей, ярмарок, мастер-классов, демонстрации спортивных мероприятий.
Реконструкция Никольских рядов длилась 8 лет. Основная сложность состояла в плачевном состоянии здания, которое долгое время находилось в запустении. По данным экспертов, более 70 % здания находилось в аварийном состоянии. В ходе реконструкции проведена кропотливая работа по восстановлению исторического облика здания. Поэтому не случайно, что в рамках церемонии «Петербург и петербуржцы - 2018» проект получил диплом в номинации «Реставрационный объект года»4.
Проект креативного кластера рассчитан на 5 лет (2020-2025 гг.) и состоит из двух этапов. Первый этап предполагал открытие внутреннего двора, он уже реализован. На втором этапе запланировано благоустройство и включение в состав кластера еще нескольких площадок, расположенных вблизи «Никольских рядов»5. За счет удобной локации в историческом центре Санкт-Петербурга у «Никольских рядов» есть все шансы стать популярным местом среди горожан и туристов.
Трансформация заброшенных зданий и промышленных объектов в современные, востребованные общественные пространства, способствует созданию гармоничной городской среды и повышению качества жизни петербуржцев. В настоящее время в Санкт-Петербурге сохранилось большое количество заброшенных фабрик, заводов, которые вполне можно было бы преобразовать в креативные кластеры. Например, территория бывшего мясокомбината «Самсон» на Московском шоссе; здание когда-то крупнейшего в Ленинграде мясокомбината является памятником конструктивизма и находится в аварийном состоянии, хотя могло бы быть реконструировано под современные нужды.
1 Официальный сайт «Севкабель Порт» [Электронный ресурс]. URL: https://sevcableport.ru/ru/about/port (дата обращения: 28.06.2022)
2 Там же.
3 Официальный сайт «Бертгольд центр» [Электронный ресурс]. URL: https://bertholdcentre.com (дата обращения: 28.06.2022).
4 Никольские ряды - прошлое и настоящее [Электронный ресурс] // Никольские ряды. URL: https://sadovaya62.ru/istoriya-zdaniya-3/ (дата обращения: 28.06.2022).
5 В центре Петербурга появится новое общественное пространство [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/08/06/2020/5edde98b9a7947e217e24e6d (дата обращения: 28.06.2022).
Таким образом, креативные кластеры создают комфортную среду для развития малого бизнеса, креативных индустрий и отдыха. Они становятся испытательной площадкой для реализации различных стартапов и способствуют развитию творческих инициатив.
Кластеры преобразуют городскую среду, делая ее комфортной, безопасной и привлекательной для горожан и туристов, поэтому многие подобные площадки уже вошли в число достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это способствует появлению новых интересных мест и повышению туристической привлекательности Северной столицы, что приобретает особую актуальность в условиях роста популярности внутреннего туризма.
Пандемия и связанные с ней ограничительные меры негативно сказались на деятельности креативных кластеров. По данным РБК, в целом по России они потеряли до 70 % финансовых поступлений1. В условиях пандемии креативные кластеры усилили свое присутствие в сети, перешли преимущественно на дистанционный характер деятельности. Большинство мероприятий транслировалось в онлайн режиме, был сделан акцент на развлекательные и образовательные программы. Это позволило сгладить негативные последствия ограничений, связанных с недопущением разрастания эпидемии.
В целях поддержки креативной экономики в целом и кластерного движения в частности Правительством Российской Федерации разработана Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. В документе обозначены основные направления государственной поддержки креативных индустрий, среди которых создание территориальной и финансовой инфраструктуры, подготовка предложений по разработке механизмов льготного налогообложения, формирование системы информационного обеспечения, создание экосистем для реализации общественно значимых проектов2.
При должной государственной поддержке креативные кластеры смогут привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, повышать туристическую привлекательность Санкт-Петербурга.
Список источников:
Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики М., 2021. 210 с.
Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / пер. с англ. М., 2018. С. 62.
References:
Oldenburg, R. (2018) The Great Good Place: Cafes, Coffee Shops, Bookstores, Bars, Hair Salons, and Other Hangouts at the Heart of a Community. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 62. (in Russian)
Zelencova, E. & Gladkih, N. (2021) Tvorcheskie industrii: teorii i praktiki [Creative Industries: Theories and Practices]. Moscow, Izdatel'skie tekhnologii, 210 p. (in Russian)
Информация об авторе О.Н. Левшина - кандидат философских наук доцент Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, Санкт-Петербург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=906848.
Information about the author O.N. Levshina - PhD, Associate Professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg, Russia
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=906848.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 16.08.2022.
1 Аналитики оценили убытки креативных кластеров в карантин [Электронный ресурс] // РБК. Деньги. URL: https://realty.rbc.ru/news/5ed7a4369a794707a4197dfe (дата обращения: 28.06.2022).
2 Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 г. № 2613-р. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».