ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Фьерару В.А.
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Разработка программы формирования креативных кластеров в Санкт-Петербурге
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматривается специфика программы создания креативных кластеров в Санкт-Петербурге, работа над которой в настоящее время ведется Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга. Дано определение креативного кластера. Обозначены основные проблемы формирования указанной программы, в том числе в части документов пространственного развития города. Представлены меры, рекомендуемые к включению в состав программы с целью ее усовершенствования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: креативный кластер, креативное пространство, креативные отрасли, творческие индустрии
JEL: E22, R11, R38
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Фьерару В.А. Разработка программы формирования креативных кластеров в Санкт-Петербурге // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 12. — С. 1481-1488. — doi: 10.18334/ce.10.12.37144
Фьерару Валерия Александровна, аспирант специализированной кафедры ПАО «Газпром», Санкт-Петербургский государственный экономический университет (valerie.fieraru@gmail.com)
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 22.11.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 29.12.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/ce.10.12.37144
(с) Фьерару В.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Современный этап пространственного развития Санкт-Петербурга характеризуется кризисом городского пространства, прежде всего общественного или публичного. Основной проблемой выступает не столько сложность имплементации - вслед за европейскими городами - идеи полицентричности городского развития, сколько отсутствие механизма регулятивной гармонизации потребностей населения и функциональных возможностей города, что ведет к невозможности удовлетворить актуальный спрос на характер, вид, качество городской среды. Однако отдельные элементы эффективного механизма управления городским территориально-экономическим развитием апробируются городом, бизнесом и правительственными структурами, доказывая свою жизнеспособность.
Дефицит креативных пространств
В государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы обозначена проблема недостаточного количества помещений для размещения культурно-досуговых учреждений (далее - КДУ). Наряду с дефицитом ресурсов недвижимого имущества, отводимого под размещение КДУ, не менее масштабной является проблема недостаточной обеспеченности ряда районов Санкт-Петербурга учреждениями культуры. Это связано, прежде всего, с тем, что большая часть учреждений данного типа расположена в центральных районах города, что обуславливает проблематичность доступа к их культурному продукту, в особенности для жителей периферийных районов. При этом «частично проблема решается за счет создания условий объектов инфраструктуры сферы культуры нового типа: креативных пространств и многофункциональных комплексов различных форм собственности» [5]. Однако креативная отрасль не только не обозначена в качестве приоритетной ни в экономической, ни в культурной политике города, но и не подлежит статистическому учету, что не позволяет проанализировать тенденции ее развития, темпы роста и оценить вклад в городскую экономику.
Создание и развитие креативных пространств является одним из приоритетных для Санкт-Петербурга направлением развития культуры и туризма, разрешения территориально-пространственного дисбаланса, а также выступает инструментом быстрого реагирования на внешние вызовы и потребности населения ввиду высокой степени адаптивности,
однако не отражено в государственной политике города. Следствием этого является закрепившаяся на территории Санкт-Петербурга тенденция хаотичного и бессистемного появления арт-кластеров.
Креативный кластер
В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации под кластером понимается «объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг» [4].
В качестве отдельного вида выделяются «творческие кластеры». Согласно «Концепции создания креативного кластера в Санкт-Петербурге», разработанной Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга в 2012 году, в состав креативного кластера наряду с основными участниками включаются «профессиональные союзы, ассоциации и объединения в области креативных индустрий, а также организации, оказывающие образовательные и консалтинговые услуги в области менеджмента креативных индустрий» [1]. Таким образом, под креативным кластером можно понимать единую систему, объединяющую креативных предпринимателей и креативное пространство, на территории которого осуществляется производство креативного продукта, сопряженное с созданием креативной атмосферы.
Под креативным продуктом предлагается понимать экономические блага, производимые в следующих секторах творческих индустрии-.
1. в сфере искусства и культуры (фотография, визуальное искусство, исполнительское искусство, искусство и антиквариат, ремесла, литература, библиотеки, музеи / галереи / архивы, культурное наследие, аукционы, фестивали и культурные инициативы);
2. дизайна (реклама, архитектура, интерьерный дизайн,
1 и и и и «_»
графический дизайн, промышленный дизайн, мода, коммуникационный дизайн, дизайн среды, ювелирное дело);
3. медиа и коммуникаций (издательское дело, телевидение и радио, реклама, фильмы и видео, звукозапись, СМИ, связи с общественностью);
4. цифровых технологий (дизайн и веб-проектирование, дизайн и проектирование ПО, компьютерное программирование, дизайн-приложений, 1Т-стратегии и планирование) [2].
Программа развития креативных кластеров
На сегодняшний день Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга занимается разработкой программы поддержки креативных отраслей и создания креативных кластеров на базе промышленных объектов, находящихся в собственности города. Реализация программы на данном этапе разработки предусматривает передачу объектов недвижимости на базе льготных арендных ставок и - в случае крупных проектов - концессионных соглашений.
Прежде всего, в программе необходимо закрепление понятия «креативный кластер» с указанием конкретного перечня видов экономической деятельности, возможных к осуществлению участниками кластера.
В рамках данной программы также целесообразно создание специального реестра подходящих для перепрофилирования в креативные хабы как промышленных зданий, так и не функционирующих объектов культурного наследия. В составе программы необходимо предусмотреть перечень объектов, находящихся в частной собственности, в отношении которых собственником не выполняются требования по сохранению либо совершаются действия, угрожающие сохранности и влекущие утрату объектом своего значения. Законодательством предусмотрены механизмы выкупа или организации продажи с публичных торгов подобных объектов. Данный инструмент позволит вести учет объектов, благоприятных для формирования на их основе креативных кластеров, повышающих инвестиционную и туристическую привлекательность территории, а также решить проблему депривации культурной составляющей отдельных районов города.
Не менее важной является артикуляция и поддержка со стороны государства кластерных инициатив, возникающих на уровне креативного класса. Для эффективного взаимодействия представителей креативных отраслей, бизнеса и девелоперов государством может быть инициировано создание специального проектного офиса, в ведении которого будет выше описанный реестр объектов недвижимости, а также база учета креативных предпринимателей, размещение деятельности
которых будет эффективно на льготных условиях с целью повышения синергетического эффекта кластера.
В рамках разработки программы также показателен опыт Великобритании - лидирующего в развитии креативных индустрий государства: Британским советом было выпущено пособие-руководство по созданию арт-площадок «Creative HubKit».
Нормативы градостроительного проектирования
Стоит отметить, что на данный момент Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга разработан проект постановления Правительства Санкт-Петербурга, касающийся утверждения нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга, устанавливающих расчетный показатель обеспеченности КДУ, музеями, кинотеатрами и общедоступными библиотеками. В состав КДУ, согласно нормативам, включаются государственные и частные учреждения: дома и дворцы культуры, учреждения по делам молодежи, подростково-молодежные центры. При этом в составе КДУ не учитываются креативные кластеры и арт-пространства.
Во избежание бессистемного развития отрасли творческих пространств целесообразно включение креативных кластеров в состав норматива обеспеченности объектами данного вида. Расчет значений потребности в количестве арт-пространств в составе КДУ на прогнозном периоде может быть рассчитан по следующей формуле:
D a rt j = Р a rtm in х Pj х С о rr . fa cto г,
где D a rt j - потребность в количестве арт-пространств, в i-м году прогнозного периода, ед. на тыс. человек;
Р a rtm n - минимально допустимый уровень обеспеченности арт-пространствами, ед. на тыс. человек;
Pj - численность населения Санкт-Петербурга, в i-м году прогнозного периода, тыс. человек;
- поправочный коэффициент.
В указанной формуле значение минимально допустимого уровня обеспеченности устанавливается на уровне текущего значения. Поправочный коэффициент учитывает возможности бюджета города по
вводу в действие новых креативных объектов, а также организации публичных торгов в случае принятия решения о продаже объекта.
Согласно НГП, для культурно-досуговых учреждений устанавливается уровень транспортной территориальной доступности до
30 минут.
По состоянию на 01.09.2015 в городе функционируют
31 государственное КДУ, 9 частных КДУ. Единицей измерения норматива является количество мест; таким образом, фактическая обеспеченность населения города рассчитывается как отношение суммарного количества мест в выше указанных типах учреждений к общей численности населения. На отчетную дату показатель обеспеченности составил 16,5 мест на 1000 чел.
Число креативных пространств, функционирующих на сегодняшний день на территории Санкт-Петербурга, согласно различным источникам, варьируется в пределах от 25 до 40 арт-объектов. Численность населения на 1 октября 2016 года составила 5250 тыс. человек, в соответствии с данными среднесрочного прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Основываясь на усредненном показателе числа креативных пространств (32,5 ед.), 1 арт-кластер «обслуживает» более чем 200 тыс. жителей. Учитывая прогнозные значения численности населения, расширение городского строительства и необходимость создания самодостаточных районов города, целесообразно увеличение количества творческих кластеров. Принимая во внимание важность создания не временных арт-объектов, а полноценных многофункциональных креативных пространств, в рамках государственной программы целесообразно предусмотреть формирование в среднем 1 арт-кластера в 1-2 года.
Таблица
Расчет числа креативных пространств на территории Санкт-Петербурга на прогнозном периоде
Среднегодовая численность населения Санкт-Петербурга, чел. Число креативных пространств, ед. Численность населения, приходящаяся на 1 креативное пространство
На 01.10.2016 г. 5 250 000,00 25 210 000,00
40 131 250,00
32,5 161 538,46
2017 г. 5 296 000,00 52,96 100 000,00
2018 г. 5 354 000,00 53,54 100 000,00
2019 г. 5 402 000,00 54,02 100 000,00
Источник составлено автором по материалам [7]
Заключение
Программа формирования креативных кластеров и развития креативных отраслей требует составления реестра подходящих под перепрофилирование в креативные кластеры объектов, закрепления понятийного аппарата сектора творческих индустрий, разработки сопутствующих инструментов поддержки кластерных инициатив, а также введения перечня количественно выраженных целевых показателей. В случае рассмотрения креативных кластеров лишь как объектов девелоперских сделок, креативный сектор экономики Санкт-Петербурга будет развиваться только формально.
ИСТОЧНИКИ:
1. Концепция создания креативного кластера в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] //
Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. - 2012. - Режим доступа: http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2012/12/26/concept.pdf
2. Креативный капитал и глобальная конкуренция за будущее // Обзорные материалы
«Креативный капитал российских городов». - Санкт-Петербург, 2016. - С. 7.
3. Мельников О.Н., Ларионов В.Г., Ганькин Н.А. Единство и противоречие понятий
«креативная экономика» и «творческие индустрии» // Креативная экономика. -2015. - Т. 9. - № 3. - С. 265-272.
4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах
Российской Федерации, утв. Министерством экономического развития Российской Федерации 26.12.2008 № 20615-ак/д19.
5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 488 «О
государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы» (ред. от 24.10.2016).
6. Смольный отдаст объекты под креативные пространства по льготным ставкам
[Электронный ресурс] // Деловой Петербург. - 2016. - 24 октября. - Режим доступа: http://www.dp.ru/a/2016/10/24/Smolnij_otdast_obekti_p
7. Уточненный прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2017 год
и плановый период 2018 и 2019 годов, одобренный Правительством Санкт-Петербурга (протокол от 14.11.2016 № 38-в) [Электронный ресурс] // Сайт КЭПиСП СПб. - 2016. - Режим доступа:
http://cedipt.spb.ru/media/uploads/userfiles/2016/09/23/Форма_2П_для_2017-2019.pdf
8. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ред. от 05.04.2016).
9. Creative Hubkit: made by hubs for emerging hubs [Electronic resource] // Creative Economy
| British Council. - 2015. - 28 June. - Mode of access:
http://creativeconomy.britishcouncil.org/blog/15/06/28/creative-hubkit-made-hubs-emerging-hubs/
Valeria A. Fieraru, Postgraduate of the Specialized Chair of Gazprom, PJSC, Saint-Petersburg State University of Economics
Development of a program of the creative clusters formation in Saint-
Petersburg
ABSTRACT
The author discusses the peculiarities of a program of the creative clusters formation in Saint-Petersburg. Presently, Committee for the Investments in Saint-Petersburg is working on this problem. The definition of the creative cluster has been given. The main problems of formation of the stated program have been identified, including those related to certain documents of the city spatial development. Certain measures recommended for the inclusion in the program for its improvement have been presented. KEYWORDS: creative cluster, creative space, creative spheres, creative industries