Фьерару В. А.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА: КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Аннотация. В статье рассматривается применение кластерного подхода в ходе преобразования городского пространства Санкт-Петербурга на примере создания креативных кластеров на базе бывших промышленных объектов. Креативный кластер рассматривается не только как один из вариантов редевелопмента, но и как объект повышения туристической привлекательности Санкт-Петербурга, создание которого продиктовано современными тенденциями и стратегическими приоритетами в развитии города.
Ключевые слова. Креативный кластер, редевелопмент промышленных объектов, трансформация городского пространства, туризм, культурно-историческое наследие.
Fieraru V.A.
URBAN SPACE TRANSFORMATION: CREATIVE CLUSTERS AS A NEW TOOL OF TOURIST ATTRACTIVENESS OF SAINT PETERSBURG
Abstract. Thearticlediscussesan application of the cluster approach within urban space transformation of Saint-Petersburg (by the example of converting former industrial sites into creative clusters). Creative cluster is considered to be not only away of redevelopment, but also to be a site maximizing the attractiveness of Saint-Petersburg which establishment is required by actual trends and strategic priorities of city's development.
Keywords. Creativecluster, redevelopment of industrial sites, urban space transformation, tourism, cultural and historical heritage.
В процессе перепрофилирования бывших промышленных территорий и сооружений возможны различные варианты реконцепции рассматриваемого объекта. Одним из наиболее интересных и перспективных способов редевелопмента является создание общественно-культурного пространства той или иной направленности. В последнее время все более востребованными и популярными становятся проекты создания на базе бывших индустриальных площадок мультифункциональных креативных пространств, а точнее креативных кластеров и креативных кварталов.
На сегодняшний день на территории Санкт-Петербурга функционирует несколько креативных пространств, которые позволяют выделить следующие типовые компоненты в их структуре [1, с. 41]: магазины сувенирной и книжной продукции; шоу-румы и демонстрационные залы; коворкинг-пространства; выставочные пространства для проведения временных экспозиций, лекций, мастер-классов, показов и иных мероприятий; офисные площадки для компаний креативных индустрий; кафе, кофейни, фуд-корты. Соответствующие примеры приведены в таблице.
ГРНТИ 06.61.53 © Фьерару В.А., 2016
Валерия Александровна Фьерару - аспирант специализированной кафедры ПАО «Газпром» Санкт-Петербургского государственного экономического университета, специалист Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: [email protected].
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
185
Таблица
Примеры действующих на территории Санкт-Петербурга креативных пространств на базе бывших промышленных объектов
Наименование действующего арт-объекта Наименование бывшего промышленного объекта Адрес
Лофт-проект «Этажи» Смольнинский хлебозавод Лиговский пр., д. 74
Креативное пространство «Ткачи» Прядильно-ткацкая фабрика им. Петра Анисимова Обводного канала наб., д. 60
Лофт-музей «Егайа» НИИ им. С.В. Лебедева 29-я линия В.О., д. 2
Креативное пространство «Люмьер-Холл» Газгольдер Обводного канала наб., д. 74Ц
Творческое пространство «Соп-ЮигРашЛу» Цех ОАО «Ленполиграфмаш» Аптекарский пр., д. 4
Творческий кластер «Артмуза» Завод музыкальных инструментов «Муз-деталь» 13-я линия В.О., д. 70-72
Данный вид ревитализации городского пространства особенно актуален для заброшенных зданий промышленного назначения, представляющих культурно-историческую ценность для города, то есть являющихся объектами культурного наследия. Причиной тому служит действующее законодательство, согласно которому запрещен снос объектов культурного наследия и не разрешено проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, а также интерьер объекта культурного наследия (в том числе выявленного объекта культурного наследия) [3].
Не менее важным является и тот факт, что документами стратегического планирования Санкт-Петербурга уже обозначена необходимость поиска новых решений в области развития творческого и туристского потенциала города. Так, «Стратегией экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» (далее - Стратегия 2030) среди приоритетов направления по обеспечению устойчивого экономического роста выделено развитие творческих индустрий: «городу предстоит способствовать созданию и развитию новых креативных пространств (студий, мастерских, выставочных залов и т.п.), в том числе на основе трансформации имеющихся, но уже невостребованных промышленных объектов» [5].
Задачами государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы среди прочих определены вопросы, решаемые путем создания креативного кластера на территории города (сохранение и популяризация культурно-исторического наследия; поддержка многообразия творческой деятельности), а одним из приоритетов выбрано «превращение культуры и туризма в наиболее развитые и привлекательные сферы общественной деятельности» [4].
Несмотря на то, что со стороны государства отсутствует директива именно кластерного развития городской креативности, преимущества кластеризации для субъектов креативных отраслей очевидны: синергетический эффект, разнообразный пул участников, теснота связей, возможности для кооперации в решении административных вопросов, развития инфраструктуры, привлечения инвестиций. Как говорит в своей книге «Конкуренция» автор кластерного подхода Майкл Портер, «кластер обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными компаниями и их поставщиками, с правительством, а также другими вовлеченными институтами» [2, с. 265].
В контексте трансформации городского пространства создание креативного кластера решает ряд важнейших задач развития города: ревитализация депрессивной территории, преображение облика района, обеспечение экономического эффекта (путем создания дополнительных рабочих мест, формирования условий развития креативных индустрий, обеспечения налоговых поступлений в городской бюджет от ведения предпринимательской деятельности и др.), сохранение и популяризация культурно-исторического наследия, а также создание нового центра притяжения - туристически привлекательного объекта.
Синтез креативной и туристической составляющих основывается на отличительной особенности создания креативного кластера: ядром подобного арт-пространства становится объект культурного
186
Фьерару В.А.
наследия - бывшее здание, сооружение, территория индустриального назначения в своем аутентичном облике, со своей историей и колоритом. Развитие кластера вокруг указанного «стержня», наряду с обеспечением на одной территории полного «производственного цикла» (производства и потребления) позволяет достичь синергетического эффекта как от использования исторически ценных объектов городского пространства, так и от стремления жителей и туристов разнообразить свой досуг.
В условиях дефицита современных объектов притяжения деятельность креативного кластера позволяет создать кардинально новый подход к позиционированию объектов культурного наследия, в том числе находящихся за пределами центра города.
В Стратегии 2030 одним из барьеров на пути развития Санкт-Петербурга как туристского центра обозначена недостаточно развитая инфраструктура, в то время как по итогам 2015 года город посетило около 6,5 млн человек (3,7 млн российских туристов и 2,8 млн иностранных туристов), что стало абсолютным рекордом Санкт-Петербурга по количеству туристов за последние 10 лет. Очевидно, что туристская отрасль имеет высокий потенциал развития и роста доходности (в особенности по сравнению с небольшими бюджетными ассигнованиями, выделяемыми из городского бюджета на развитие сферы туризма).
Санкт-Петербург позиционируется как культурная столица Российской Федерации, культурно-туристический город мирового значения, чей исторический центр включен в список всемирного наследия Юнеско. Однако, в отличие от ведущих европейских мегаполисов, Санкт-Петербург поддерживает имидж города-носителя классической культуры и истории, в то время как европейские тренды уже давно демонстрируют иную картину: креативные центры притяжения и точки роста локализуются далеко за пределами исторических центров, притягивают туристов и значительно усиливают туристическую привлекательность города.
Стоит отметить, что идея создания креативного кластера не нова для Санкт-Петербурга: в 2012 году Комитетом по инвестициям был разработан проект Концепции его создания, где и была отмечена целесообразность использования европейской модели основания арт-кластера путем приспособления бывших промышленных площадок и объектов, однако данная инициатива не получила активного развития; кластерный подход не был реализован в процессе городской трансформации: креативные пространства, появляющиеся на территории города, точечны, а понимание важности креативной составляющей развития города не сформировано.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев К.С. Редевелопмент промышленных территорий и проблема развития «креативных кварталов» // XVII Царскосельские чтения. Материалы международной научной конференции / под общей редакцией В.Н. Скворцова. СПб., 2013. С. 40-43.
2. ПортерМ.Э. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
3. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс (дата обращения 23.05.2016).
4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 488 (ред. от 03.02.2016) «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы» // СПС Консультант Плюс (дата обращения 28.05.2016).
5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 № 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» // СПС Консультант Плюс (дата обращения 22.05.2016).