Научная статья на тему 'Общественные и коворкинг-пространства: взаимосвязь и роль в пространственном развитии Санкт-Петербурга'

Общественные и коворкинг-пространства: взаимосвязь и роль в пространственном развитии Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / PUBLIC SPACE / КОНЦЕПЦИЯ "ТРЕТЬЕГО" МЕСТА / КОВОРКИНГ-ПРОСТРАНСТВО / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР / CREATIVE CLUSTER / THIRD SPACE THEORY / COWORKING SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фьерару Валерия Александровна

В статье рассмотрены феномен коворкинг-пространств, их взаимосвязь с концепцией «третьего места», роль и значение в составе общественных пространств Санкт-Петербурга. Предложен ряд мероприятий по более эффективной организации коворкингов в современных экономических условиях развития Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественные и коворкинг-пространства: взаимосвязь и роль в пространственном развитии Санкт-Петербурга»

8. Фетисова Т. В. Финансы физических лиц в современной финансовой системе общества // Финансы и кредит, 2010. № 36. С. 30-36.

9. Белозеров С. А. Финансы домашнего хозяйства: сущность и структура. СПб.: М!ръ, 2005. 452 с.

10. Галишникова Е. В. Финансовое поведение населения: сберегать или тратить // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2012. № 2. С. 133-140.

11. Столярова А. А. Роль финансовых знаний в экономическом положении домохозяйств и граждан // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2010. № 3. С. 159-166.

12. Научно-практическая конференция «Финансовая грамотность населения как фактор социально-экономического развития общества» // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2010. № 3. С. 171-178.

Public and co-working spaces: relationship and role within spatial development of Saint Petersburg Fieraru V.

Общественные и коворкинг-пространства: взаимосвязь и роль в пространственном развитии Санкт-Петербурга Фьерару В. А.

Фьерару Валерия Александровна / Fieraru Valeria — аспирант, специализированная кафедра Публичного акционерного общества «Газпром», факультет экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, специалист,

Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрены феномен коворкинг-пространств, их взаимосвязь с концепцией «третьего места», роль и значение в составе общественных пространств Санкт-Петербурга. Предложен ряд мероприятий по более эффективной организации коворкингов в современных экономических условиях развития Санкт-Петербурга.

Abstract: the article discusses the phenomenon of co-working spaces, its relationship with third space theory, its role and importance within public spaces of Saint Petersburg. In accordance with current economic conditions of Saint Petersburg is considered a range of measures for more effective usage of co-working spaces.

Ключевые слова: общественное пространство, концепция «третьего» места, коворкинг-пространство, креативный кластер.

Keywords: public space, third space theory, co-working space, creative cluster.

DOI: 10.20861/2304-2338-2016- 74-001

В полицентрической модели пространственного развития, принципы которой заложены в Стратегии социального и экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, а также предусматриваются в качестве опорных точек при актуализации действующего Генплана и нормативов градостроительного проектирования, особую роль занимают общественные пространства (public spaces). Каждая территориальная единица города должна быть самодостаточным анклавом в части обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, жилищного фонда, мест приложения труда, а также общественными пространствами, создающими идентификационную связь жителя со средой обитания и повышающими качество городской среды.

Одно из первых определений «общественного пространства» фигурирует в работе немецко-американского политолога Х. Арендт «Vita Activa, Или о деятельной жизни», где в качестве наилучшего примера публичного пространства приводится римский форум, то есть городская площадь - место сбора жителей полиса для решения важнейших общественных вопросов.

В отечественной теории под общественными пространствами в большинстве случаев понимаются благоустроенные территории открытого типа, такие как садово-парковые зоны, набережные, пешеходные улицы и площади. На практике в роли востребованных

общественных пространств все чаще фигурируют торгово-развлекательные центры, комплексы и моллы, которые и являются на сегодняшний день основными точками притяжения общественной жизни.

Однако характеристикам общественных пространств, ввиду общедоступности и мультифункциональности, в полной мере отвечают и творческие кластеры: «современные публичные пространства, открытые и комфортные, не нарушающие права индивида на выбор того, чем заняться; пронизанные информацией и генерирующие новые впечатления, стимулируя воображение и креативность» [1].

Понятие общественных пространств тесно связано с концепцией «третьего места», разработанной американским социологом Р. Ольденбургом. Согласно модели «third place», у каждого есть три жизнеобразующих места: дом, работа и так называемое «третье», социализирующее, место - зона отдыха, досуга и самореализации.

Интересной особенностью является то, что на территории общественных пространств могут быть удовлетворены потребности, характеризующие представителей креативного класса и творческой элиты и находящиеся на вершине в пирамиде потребностей А. Маслоу (рис. 1).

Рис. 1. Пирамида потребностей Маслоу

Однако в российских городах «третьи места» все чаще ассоциируют с коворкинг -пространствами. Коворкинг-пространства представляют собой сублимированный вариант рабочего места на дому и в офисе: площадки свободного доступа на базе гибкой аренды, состоящие из полностью оборудованных типовых рабочих мест. На территории Санкт -Петербурга на сегодняшний день функционирует порядка 40 коворкинг-пространств общей площадью примерно 7,5 тыс. кв. м [2]. При этом большая часть коворкинг -пространств -обособленные площади, создаваемые в виде отдельного типа офисной недвижимости. Среди крупнейших - «Зона действия», 404Hub, Welcome. Спрос на данный вид коммерческой недвижимости формируется преимущественно креативными предпринимателями, стартапами и фрилансерами.

Однако более эффективным способом развития общественных пространств является организация коворкингов в составе креативных кластеров.

Стратегией 2030 развитие креативных отраслей экономики выделяется в качестве приоритетного направления, способствующего обеспечению устойчивого экономического роста. В документе сформулированы следующие стратегические направления: «формирование творческой креативной среды для самореализации жителей»; «формирование общественных пространств, предоставляющих жителям возможности общения, отдыха, обучения, волонтерства и пр.» [3]. Для реализации потенциала города в части развития данного сектора экономики необходимо осуществление ряда мероприятий по созданию и поддержке благоприятного для развития творческого потенциала климата. Одним из таких мероприятий должна стать разработка концепции по формированию арт-кластеров.

В 2012 году Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга был разработан проект концепции создания творческого кластера на территории города, однако концепция не была утверждена и использована в территориальном развитии Санкт-Петербурга.

Активизация внедрения третьих мест в городскую среду особенно актуальна для Санкт-Петербурга не только ввиду содействия развитию креативных индустрий, но и вследствие планируемой легализации «теневой» самозанятости в РФ. Данная законодательная инициатива может открыть обширный сегмент потенциальных потребителей услуг коворкинг-пространств. Функционирование коворкинг-пространств в составе креативных кластеров в свою очередь будет не только способствовать развитию творческих отраслей, но и позволит самозанятым перейти в категорию предпринимателей. Взаимосвязь данных явлений может быть интенсифицирована путем введения льготных арендных ставок для занятых в креативных отраслях. Для реализации данной меры необходимо законодательное определение креативного сектора экономики на государственном уровне.

Литература

1. Бозе Э. Город случайных связей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dp.rU/a/2011/05/13/Gorod_sluchajnih_svjazej/ (дата обращения: 03.11.2016).

2. МихееваЮ. Креативные пространства: проекты, идеи, перспективы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://komned.ru/anaHtphp?id=430/ (дата обращения: 02.11.2016).

3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 № 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года».

Foreign experience of economic activity performance of agriculture (APC) and its application in the market Imatchoev Z.

Зарубежный опыт внешнеэкономической деятельности агропромышленного комплекса (АПК) и применение её в условиях рынка Иматчоев З. Х.

Иматчоев Зинатшо Хизматшоевич /Imatchoev Zinatsho — соискатель, кафедра экономики и управления, Финансово—экономический институт Таджикистана, г. Душанбе, Республика Таджикистан

Аннотация: в статье рассматривается исследование зарубежного опыта аграрных преобразований, проведён обзор форм и методов поддержки аграрного сектора, а также применение зарубежного опыта внешнеэкономической деятельности АПК в условиях рыночной экономики Республики Таджикистан.

Abstract: the article deals with the study of foreign experience in agrarian reforms, reviewed the forms and methods of support of the agricultural sector, the using of foreign experience in foreign economic activity of APC in the market economy of the Republic of Tajikistan.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, государственное регулирование, АПК, квотирование, зарубежный опыт, экспортер.

Keywords: foreign economic activity, government regulation, APC, quotas, foreign experience, exporter.

Прогресс рыночной экономики во второй половине XX века раскрыл точно наметившуюся склонность развития диапазонов инициативности правительства и увеличения его значимости в области экономики. Вместе с тем общепринятым оказывается тот факт, что экономическая результативность в большей стадии достигается в условиях воздействия конкурентного рыночного механизма. Цель правительства любой страны в рыночной экономике - не исправлять рыночный механизм, а организовать обстоятельства его широкого действия, конкуренция должна гарантироваться повсюду, где вероятно координирующее влияние правительства - везде, где надо.

В статье 1 Закона «О внешнеэкономической деятельности РТ» говорится, что внешнеэкономическая деятельность включает совокупность практических действий государственных органов, общественных организаций, фирм, предприятий, ассоциаций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.