Научная статья на тему 'КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ'

КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
882
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОРОДСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТОЧКИ РОСТА / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Надежда Викторовна, Меленкин Владислав Леонидович

Проведен анализ процессов формирования креативных кластеров как локально ограниченных пространств, являющихся зонами концентрации развития креативных индустрий и катализаторами процессов городского развития в современных условиях. Рассмотрено развитие креативных индустрий на территории Ростовской области, дана оценка перспективности формирования креативных кластеров в городах региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE CLUSTERS AS AN INNOVATIVE TOOL FOR ENSURING URBAN DEVELOPMENT

The analysis of the processes of formation of creative clusters as locally limited spaces, which are areas of concentration of the development of creative industries and catalysts of urban development processes in modern conditions, is carried out. The development of creative industries in the Rostov region is considered, and the prospects for the formation of creative clusters in the cities of the region are assessed.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ECONOMY AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY

УДК 332.1.498

https://doi.org/10.23947/2413-1474-2021-5-4-12-18

Креативные кластеры как инновационный инструмент обеспечения городского развития

Карпова Н. В.1, Меленкин В. В.2,

'Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова, ДГАУ (Новочеркасск, Российская Федерация)

Региональный финансово-экономический институт (Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Проведен анализ процессов формирования креативных кластеров как локально ограниченных пространств, являющихся зонами концентрации развития креативных индустрий и катализаторами процессов городского развития в современных условиях. Рассмотрено развитие креативных индустрий на территории Ростовской области, дана оценка перспективности формирования креативных кластеров в городах региона.

Ключевые слова: креативные индустрии, креативный кластер, творческий потенциал, городское развитие, инновационные технологии, точки роста, Ростовская область.

Для цитирования: Карпова, Н. В. Креативные кластеры как инновационный инструмент обеспечения городского развития / Н. В. Карпова, В. В. Меленкин // Экономика и экология территориальных образований. — 2021. — Т. 5, № 4. — С. 12-18. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2021-5-4-12-18

Creative clusters as an innovative tool for ensuring urban development Karpova N. V.1, Melenkin V. V.2

1Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute named after A. K. Kortunov, DGAU (Novocherkassk, Russian Federation)

2Regional Financial and Economic Institute (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The analysis of the processes of formation of creative clusters as locally limited spaces, which are areas of concentration of the development of creative industries and catalysts of urban development processes in modern conditions, is carried out. The development of creative industries in the Rostov region is considered, and the prospects for the formation of creative clusters in the cities of the region are assessed.

Keywords: creative industries, creative cluster, creative potential, urban development, innovative technologies, growth points, Rostov region.

For citation: N. V. Karpova, V. V. Melenkin. Creative clusters as an innovative tool for ensuring urban development. Economy and ecology of territorial formations, 2021, vol. 5, no 4, pp. 12-18. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2021-5-4-12-18

Введение. Все больше исследователей современных экономических процессов сходятся во мнении, что творческая составляющая становится полноценным элементом, обеспечивающим эффективное функционирование социально-экономических систем различного уровня [1]. Именно данное обстоятельство в значительной степени объясняет стремительное развитие комплекса т. н. креативных индустрий, то есть тех сфер хозяйственной деятельности, в рамках которых роль ключевого источника капиталообразования играют творческие способности и талант индивидов [2]. В качестве одного из примеров выделения креативных инду-стрий можно указать классификацию Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в рамках которой 20 подобных видов деятельности объединены в три группы: основных, взаимозависимых и косвенных индустрий (рис. 1).

Основные индустрии

Реклама

Ко яле кци онирование Кино и видео Му зыка

Сценическое искусство

■у»

Издательство Производство ПО Телевидение и радио Изобразительное искусство

Взавмозавнснмые индустрии

Информационные носители Потребительская электроника Музыкальные инструменты Бумага

Печатная техника Косвенные индустрии

Архитектура Одежда и обувь Дизайн Мода Игрушки Товары для дома

Рис. 1. Основные виды и группы креативных индустрий в соответствии с классификацией ВОИС [3]

Базовой ценностью креативных индустрий является сумма знаний, информации и новых идей, которые ими рождаются. Отсюда проистекают следующие признаки, присущие этим индустриям:

1. Творческий подход. Экономический рост в рамках креативных индустрий обеспечивается за счет интеллектуального труда, именно поэтому этот сектор характеризуется высокой динамикой изменений в творческой деятельности, постоянной адаптацией продуктов и услуг к требованиям клиентов, а также систематическим видоизменением форматов деятельности и подходов к ее организации.

2. Инновационность. Представители креативных индустрий являются источниками инновационных идей, продуктов и услуг, постоянно разрабатывают и тестируют новые решения, ведут разработки бизнес-моделей, проводят политику открытых инноваций и ориентированы на трансфер инновационных решений в другие сектора экономики и социальной сферы.

3. Клиентоориентированность. Креативные индустрии более приспособлены к оказанию инклюзивных услуг и производству уникальных товаров, удовлетворяющих индивидуальные потребности клиентов.

4. Гибкость. Креативные индустрии обладают большей адаптивностью к социальным и экономическим изменениям за счет более быстрых обмена информацией, выработки и принятия решений.

5. Резильентность. Креативные индустрии за счет распределения рисков, адаптивности и высокой ориентации на инновационность более устойчивы к изменениям, происходящим во внешней среде, и лучше преодолевают кризисные тенденции.

6. Нетворкинг и сотрудничество. Креативные компании более склонны к сотрудничеству, кооперации, разделению рисков и достаточно быстрому формированию новых производственных цепочек при оказании услуг клиентам, образуя управляемые горизонтальные сети.

7. Техноцентричность. Отличительной чертой креативных индустрий является чрезвычайно высокая склонность к новым, часто основанным на информационно-коммуникационных технологиях решениям, а также к разработке и использованию технологических инноваций.

8. Интернациональность. Креативным индустриям свойственен более низкий порог требования для выхода на международный рынок, чем традиционным производственным отраслям, что делает возможным распространение их товаров и услуг по всему миру в более короткие сроки [4].

Цель данной статьи — анализ моделей формирования креативных кластеров, которые стали драйверами инновационно ориентированного развития территорий.

Основная часть. Креативные индустрии зачастую играют роль точек экономического роста, что объясняется мультипликативной и синергетической природой их влияния на степень успешности развития других секторов экономики [5]. По приблизительным оценкам, в рамках креативных индустрий осуществляют свою деятельность около 9% занятых в мировой экономике, что больше удельного веса специалистов, работающих, в частности, в финансовой сфере.

Характеризуя процессы развития креативных индустрий, следует отметить, что ряд исследователей выделяет в качестве важнейшего фактора, обеспечивающего это развитие, разнообразные сетевые взаимодействия, понимая при этом под сетью совокупность акторов, имеющих доступ к распределенным ресурсам. В данном контексте весьма ценно замечание К. В. Сергеева, констатировавшего, что абсолютное большинство инновационных решений зарождается в рамках социальных креативных сетей, объединяющих представителей творческого сообщества в широком смысле этого понятия [6].

Схожую позицию излагал и С. Кузнец, по мнению которого генерация инноваций является результатом деятельности специалистов, относящихся к т. н. креативному ядру. Это ученые, преподаватели, менеджеры, представители венчурного бизнеса и т. п., которые не только генерируют новые идеи, но и своей деятельностью формируют условия, благоприятствующие эффективной организации и обеспечению результативности инновационных процессов [7].

Однако достижение подобного эффекта в наибольшей степени происходит в рамках креативных пространств различного профиля, позволяющих обеспечить высокий уровень творческого взаимодействия работников креативных индустрий.

В данной связи все большее число городов идет по пути формирования локально ограниченных пространств, являющихся зонами концентрации развития креативных индустрий и катализаторами процесса городского развития. Одним из направлений этого процесса является процесс формирования т. н. креативных кластеров как творческих пространств, объединяющих функционирующие в рамках креативных индустрий компании и предпринимателей с целью обеспечения возможности их свободной коммуникации между собой, генерирования новых идей и создания креативной продукции.

Наиболее активное развитие креативных кластеров отмечается в странах ЕС, в большинстве которых они рассматриваются в качестве эффективного инструмента укрепления конкурентоспособности как самих предпринимательских структур, являющихся резидентами кластеров, так и территориального образования, в котором располагаются данные кластеры. Большую роль здесь сыграли разработка базовых принципов формирования креативных индустрий и достаточно широкое распространение переориентации на креативный вектор развития.

Креативные кластеры являются значительным источником бюджетных поступлений, способствуют созданию новых рабочих мест, привлекающих творческих специалистов различного профиля, а также формируют привлекательный имидж города для инвесторов. Кластерная форма организации креативных индустрий ввиду своего синергетического потенциала оказывает положительное влияние на другие сектора городской экономики и на социальное благополучие населения, а циркуляция знаний и идей в кластере является основой для активизации инновационной составляющей регионального развития.

Кроме того, согласно точке зрения одного из основателей концепции креативной экономики Р. Флориды, креативные кластеры выступают как поставщики инновационных продуктов и услуг, что, в свою очередь, делает определенные территории привлекательными для креативного класса, во многом определяющего динамику современного развития [8].

Сегодня достаточно крупные креативные кластеры функционируют более чем в 30 городах Российской Федерации. Общая площадь занимаемой ими территории составляет 1,65 млн квадратных метров. 59% таких пространств сосредоточено в Москве, 17% — в Санкт-Петербурге [9].

Большим потенциалом для развития креативных кластеров обладает и Ростовская область. По данным центра городских компетенций агентства стратегических инициатив, выручка организаций креативных индустрий региона превышает 70 млрд рублей в год, что составляет почти 2% от суммарной выручки всех организаций, зарегистрированных в области. В них работают 24,3 тыс. человек, то есть 3,2% работающего населения региона.

Лидирующие позиции среди креативных индустрий Ростовской области по объемам суммарной выручки занимают такие направления, как деятельность в сфере архитектуры (23,9 млрд руб.), научные исследования (18,7 млрд руб.) и разработка программного обеспечения (8,5 млрд руб.).

При этом принятие решения о целесообразности формирования креативного кластера на территории конкретного города должно основываться на оценке потенциала для его долгосрочного развития. В этой связи представляется необходимым использовать следующую формулу:

К = Р * Q,

где Р — доля организаций креативных индустрий в их общем количестве;

Q —доля валового муниципального продукта, создаваемого организациями креативных индустрий.

Данные, позволяющие оценить перспективность формирования креативных кластеров в городах Ростовской области, представлены в табл. 1.

Оценивая полученные данные, отметим, что наиболее перспективным представляется формирование креативных кластеров в таких городских поселениях Ростовской области, как Таганрог (65,49), Ростов-на-Дону (54,45) и Новочеркасск (30,45).

В числе функционирующих в Ростове-на-Дону креативных структур можно отметить кластер С52, креативные пространства D30 и «А-Центр» на «Табачке», коворкинги «Место» и «Рубин». В частности, промышленный коворкинг «Рубин» представляет собой площадку для создания и развития инновационно-технологических проектов, а некоторые из функционирующих в его рамках организаций являются резидентами инновационного центра «Скол-ково» [10]. Первым подобным проектом в Таганроге стало креативное пространство «Ковор-кинг», а в Новочеркасске — креативное пространство «СтАрт».

Таблица 1

Оценка целесообразности формирования креативных кластеров в городах Ростовской области

Городское поселение Доля организаций креативных инду-стрий в их общем количестве (%) Вклад креативных инду-стрий в валовой муниципальный продукт (%) Итоговая оценка

Азов 7,7 2,0 15,40

Батайск 6,8 0,3 2,04

Волгодонск 7,5 1,5 11,25

Гуково 5,0 0,6 3,00

Донецк 5,1 1,4 7,14

Зверево 4,5 0,3 1,35

Каменск-Шахтинский 5,8 1,0 5,80

Новочеркасск 8.7 3,5 30,45

Новошахтинск 5,3 0,4 2,12

Ростов-на-Дону 9,9 5,5 54,45

Таганрог 11,1 5,9 65,49

Шахты 6,2 1,9 11,78

Заключение. Модель формирования креативных кластеров в указанных городах можно обозначить как линейно-узловую ввиду концентрации в определенных территориальных узлах производственного, научно-технического и креативного потенциала в рамках оптимального комбинирования объединяющих их экономических процессов. Именно креативные

пространства, созданные в рамках подобной модели, становятся драйверами не только городского, но и регионального развития в контексте обеспечения инновационно ориентированного территориального роста.

Библиографический список

1. Лэндри, Ч. Креативный город / Ч. Лэндри : [пер. с англ. В. Гнедовский, М. Хру-сталева, М. Гнедовский]. — Москва : Классика-XXI : Ин-т культурной политики, 2006. — 397 с.

2. De Propris L., Hypponen, L. Creative Clusters and Governance: The Dominance of the Hollywood Film Cluster. - Cheltenham: Edward Elgar, 2008.

3. Аюпов, Р. Ф. Влияние креативного капитала на развитие инновационной экономики / Р. Ф. Аюпов // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. — 2012. — Т. 209. — С. 357-361.

4. Креативные индустрии России / 100 городских лидеров : [сайт]. — URL: https://100gorodov.ru/creativeindustries (дата обращения: 12.01.2022).

5. Greffe X. Is heritage an asset or a liability? // Journal of Cultural Heritage. — 2004.

iss 3.

6. Сергеев, К. В. «Периферийное знание» в дискурсе креативности: социальные сети интересного / К. В. Сергеев // Полис. Политические исследования. — 2003. — № 1. — С. 50-62.

7. Корчагин, Ю. А. Человеческий капитал и инновационная экономика России / Ю. А. Корчагин. — Воронеж : ЦИРЭ, 2012. — 233 с.

8. Florida R. The Rise of the Creative Class. - London: Basic Books, 2004.

9. В 10 регионах России до конца 2021 будут созданы 30 креативных кластеров на месте промзон и заброшенных зданий / Ведомости: [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/press releases/2021/04/06/v-10-regionah-rossii-do-kontsa-2021-budut-sozdani-30-kreativnih-klasterov-na-meste-promzon-i-zabroshennih-zdanii (дата обращения: 12.01.2022).

10. Подольская, Н. Власти Ростова решили увеличить количество креативных кластеров на месте бывших заводов / Н. Подольская // Donnews : [сайт]. — URL: https://www.donnews.ru/vlasti-rostova-reshili-uvelichit-kolichestvo-kreativnyh-klasterov-na-meste-byvshih-zavodov 20223110 (дата обращения: 12.01.2022).

Об авторах:

Карпова Надежда Викторовна, доцент кафедры «Экономика» Новочеркасского инженерно-мелиоративного института им. А. К. Кортунова, ДГАУ (РФ, 346428, г. Новочеркасск, ул. Пушкинская, 111), кандидат экономических наук, доцент, karpovnadezhda@yandex.ru

Меленкин Владислав Леонидович, доцент кафедры «Экономика и финансы» Регионального финансово-экономического института (344010, РФ, г. Ростов-на-Дону, просп. Ворошиловский, 46/176), кандидат экономических наук, vlmelenkin@yandex.ru

Authors:

Karpova Nadezhda V. Associate Professor, the Department of «Economics» Novocherkassk engineering and meliorative Institute named after A.K Kortunov, DGAU (111, str. Puskinskaya, No-vocherkassk,346428, RF), the candidate of economics sciences, Associate Professor, karpov-nadezhda@yandex.ru

Melenkin V. L., associate professor, the Department of «Economics and Finance», Regional financial and economic Institute (46/176, av. Voroshilovsky, Rostov-on-Don, 344010, RF), candidate of economic Sciences, vlmelenkin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.