СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ И ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ
ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10209
Лев Евгеньевич ВОСТРЯКОВ,
доктор политических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета социально-культурных технологий Санкт-Петербургского государственного института культуры, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: [email protected]
Виктория Анатольевна КАВЕРА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности факультета социально-культурных технологий Санкт-Петербургского государственного института культуры, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: [email protected]
Современное понимание культуры как ресурса, способствующего успешной реализации программы модернизационных преобразований в нашей стране, представлено в новой доктрине государственной культурной политики Российской Федерации. Именно поэтому «Основы государственной культурной политики» подчёркивают важность задачи «создания условий для развития творческих индустрий», связанных с производством «экономических ценностей в процессе творческой деятельности» и направленных на «капитализацию культурных продуктов и их представление на рынке».
Авторы тщательно рассматривают первые попытки развития креативных индустрий в России, предпринятые вначале 2000-х годов, при этом отмечают сложность распространения успешных практик предпринимательской деятельности в сфере культуры. Особое внимание уделяется обсуждению практики Санкт-Петербурга, где развитие творческих индустрий объявлено одним из важнейших приоритетов городского развития. Примеры наиболее популярных креативных пространств Северной столицы - «Лофт Проект Этажи», многопрофильный кластер «Креативное пространство ТКАЧИ», творческий кластер «Artplay», «Новая Голландия» и другие - свидетельствуют о том, что Санкт-Петербург имеет все шансы стать одним из лидеров творческих индустрий России.
Авторы вынуждены констатировать, что, несмотря на декларации в доктрине новой модели государственной культурной политики России, творческие индустрии пока ещё не превратились в реальные приоритеты этой политики на государственном уровне, однако убеждены, что нацеленность творческих проектов на созидание способно превратить творческие индустрии в важнейший инструмент инновационной культурной политики России. Ключевые слова: государственная культурная политика, культура, предпринимательство, Стратегия развития Санкт-Петербурга, творческие индустрии.
CREATIVE INDUSTRIES AS A FACTOR OF STATE CULTURAL POLICY
Lev E. Vostriakov, Full Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Social and Cultural Activity, the Faculty of Social and Cultural Technologies, St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg, Russia
e-mail: [email protected]
Victoriya A. Kavera, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor
of the Department of Social and Cultural Activity, the Faculty of Social and Cultural
Technologies, St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg, Russia
e-mail: [email protected]
The modern understanding of culture as a resource that contributes to the successful implementation of the program of modernization transformations in our country is presented in the new doctrine of the state cultural policy of the Russian Federation. Accordingly "The Fundamentals of State Cultural Policy" emphasizes the importance of the task of "creating conditions for the development of creative industries" associated with the production of "economic values in the process of creative activity" and aimed at "capitalizing cultural products and presenting them in the market". The authors carefully consider the first attempts to develop creative industries in Russia, undertaken at the beginning of the 2000th, while noting the difficulty of spreading successful business practices in the cultural sphere. Special attention is paid to the discussion of the practice of St. Petersburg, where the development of creative industries is declared one of the most important priorities of urban development. Examples of the most popular creative spaces of the northern capital - "Loft Project Etazhi" multi-profile cluster "Creative space TKACHI", creative cluster "Artplay", "New Holland" and others show that St. Petersburg has every chance to become one of the leaders of creative Russian industries.
The authors have to state that, despite the declarations in the doctrine of the new model of the state cultural policy of Russia, the creative industries have not become real priorities of this policy at the state level yet, however, they are convinced that the focus of creative projects on creation can turn the creative industries into the most important tool of innovation cultural policy of Russia.
Keywords: State Cultural Policy, culture, entrepreneurship, Development Strategy of St. Petersburg, creative industries.
Современное понимание культуры как ресурса, способствующего успешной реализации программы модернизационных преобразований в нашей стране, представленное в новой доктрине государственной культурной политики Российской Федерации [5], предусматривает соединение социокультурной деятельности с наукой и технологией, современными социальными практиками, что не только повышает дове-
рие к качеству и привлекательности культурного предложения, но и способствует превращению капитала организаций культуры в стратегический приоритет современной экономики, в важнейший инструмент объединения людей и достижения социального согласия в обществе. Подобный подход в полной мере соответствует новой парадигме человеческого развития, в центре которой - культурные факторы. Многочисленные исследования убедительно показали, что в государствах с высоким стандартом жизни культура является реальным фактором развития, а оживление культурной деятельности способствует социальному и экономическому процветанию. Саму эту идею предельно ёмко сформулировал индийский гуманист, нобелевский лауреат, признанный одним из величайших экономистов конца ХХ века Амартиа Сен: «Культура - это квинтэссенция развития» [цит. по: 12, p. 16].
В рамках таких подходов ЮНЕСКО на Стокгольмской межправительственной конференции 1998 года в программе действий «Использование культурной политики в целях развития» предложила государствам -участникам этой всемирной организации рассматривать культурную политику в качестве одного из ключевых элементов стратегий развития [9], а Мировой банк в 1999 году провозгласил, что будет выделять займы развивающимся странам только в том случае, если в их программах будут учитываться культурные факторы.
Подобное превращение культуры в стратегический приоритет и драйвер экономического роста в немалой мере объясняется тем, что за последние десятилетия сфера социокультурной деятельности сумела превратиться в мощный конгломерат творческих индустрий [1, с. 152]. Не случайно новая доктрина государственной культурной политики России подчёркивает важность задачи «создания условий для развития творческих индустрий», связанных с производством «экономических ценностей в процессе творческой деятельности» и направленных на «капитализацию культурных продуктов и их представление на рынке» [5]. К секторам творческих индустрий традиционно относят «рекламу, архитектуру, изобразительное, декоративное искусство и ремёсла, дизайн, моду, кино- и видеопроизводство, мультимедиа, музыку, исполнительские искусства, издательское дело, программное обеспечение и компьютерные игры, радио и телевидение» [см.: 13, p. 106].
В докладах Международного агентства по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД), в течение последних десяти лет комплексно исследующего развитие творческих индустрий, их структура заметно расширяется. В число творческих индустрий исследователи ЮНКТАД включают объекты наследия (народное творчество и ремёсла, фестивали и праздники; достопримечательные места, библиотеки, музеи и галереи), произведения изобразительных и исполнительских искусств (живопись, скульптура,
фотография и антиквариат; музыка, драматический театр и театр кукол, опера, танец и цирк), издательскую и аудиовизуальную продукцию (книги, пресса, кино, телевидение, радио и иное вещание), а также выпуск функциональных креативных товаров и услуг (научные исследования и разработки, архитектура, реклама, дизайн, включая моду и украшения, досуг, сетевые ресурсы, компьютерные игры, мобильный контент, цифровые и подобные творческие услуги) [см.: 10].
В «Основах государственной культурной политики» к сфере творческих индустрий отнесены «промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации» [5].
Первые попытки развития креативных индустрий в России были предприняты в начале 2000-х годов. Один из самых первых пилотных проектов проводился в 2001-2002 годах в Санкт-Петербурге по инициативе Леонтьевского центра социально-экономических исследований и Международного форума лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского при финансировании по программе Европейского союза ТАСИС «Малые проекты приграничного сотрудничества». Результатом проекта стало создание Центра развития творческих индустрий, перед которым была поставлена задача «содействовать развитию сектора творческих индустрий в Российской Федерации, совершенствованию форм предпринимательства в гуманитарной и творческой сфере, на стыке культуры и бизнеса, в деятельности компаний и организаций культуры и искусства различных форм собственности».
Пионерами продвижения креативных индустрий в нашей стране выступили также два московских центра. Институт культурной политики в 2003 году в рамках соглашения с Советом Европы и Министерством культуры Российской Федерации приступил к реализации программы, направленной на внедрение технологий творческих индустрий в ряде регионов России. Год спустя - в 2004 году - приступило к работе агентство «Творческие индустрии», поставившее перед собой задачи формирования отечественного сектора творческих индустрий, привлечения бизнеса в сферу культуры и творчества и реализации масштабных проектов развития предпринимательской деятельности в сфере культуры. Тогда же учебная дисциплина «Культурные (креативные) индустрии» была включена в программы подготовки на факультете менеджмента культуры Московской высшей школы социальных и экономических наук [см.: 3].
Поскольку в буквальном виде идея творческих индустрий тогда и не могла быть интегрирована в отечественную действительность, то важной оказалась пошаговая деятельность в виде образовательных, информационных, исследовательских и т.п. мероприятий. Самые пер-
вые семинары состоялись ещё летом 2002 года в Поволжье в ходе исследовательского визита британских экспертов в Димитровград и Казань (один из авторов статьи по поручению федерального Министерства культуры сопровождал европейских исследователей в этих поездках), где экспертов принимали первые лица регионов. В 2003 году -также с участием консультантов ведущих британских агентств «EUCLID» и «CO-media» - состоялись более крупные образовательные проекты, направленные в первую очередь на развитие предпринимательского духа у деятелей культуры, формирование у них предпринимательского образа мысли. В июле в Петрозаводске на базе Центра культурных инициатив Министерства культуры Республики Карелия прошёл семинар на тему «Выявление культурных ресурсов территории». А в ноябре того же года - в Архангельске - образовательный проект «Творческие индустрии. От ресурсов к политике», в ходе которого также было проведено картирование культурных ресурсов региона, иначе говоря - инвентаризация уже действующих творческих индустрий и выявление возможностей создания подобных предприятий. Идею развития творческих индустрий поддержали власти обоих российских регионов, активное участие в мероприятиях приняли представители органов власти, государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, бизнес-структур, коллеги из Баренцева Евро-Арктического региона.
Применение методики картирования способствовало объективной оценке потенциала и определению возможностей творческого сектора, на основе которых были подготовлены предложения для стратегии развития творческих индустрий и культурной политики территории. Слушатели семинаров сумели подготовить собственные проектные инициативы по развитию творческих индустрий, которые приняли участие в конкурсе проектов, объявленном Институтом культурной политики, в рамках которого инициативы, признанные лучшими, получили финансовую поддержку. Возможно, главным результатом семинаров с участием европейских экспертов, как отмечал М. Б. Гнедовский, стало преодоление «глубоко укоренённого в российском сознании представления о невозможности соединить культуру и коммерцию, которое разделяют у нас не только люди творческих профессий или музейщики, но и власти» [2]. В ходе того же архангельского семинара 2004 года «представители комитета по культуре и департамента экономического развития впервые попробовали сообща обсудить проблемы региона - и быстро выяснили, что у них может быть общая повестка дня» [2, с. 150].
Проведение первых образовательных мероприятий позволило также выявить основные факторы, препятствующие развитию этого инновационного для России направления, прежде всего: отсутствие стимулирующей среды, незначительный масштаб региональных и мест-
ных рынков, недостаточная коммуникация и низкая информированность о потенциальных партнёрах, отсутствие «проводников», способных обеспечить взаимодействие творческих индустрий с официальными культурными институциями и представителями бизнеса, наконец, нехватка инициативных творческих людей, способных обеспечить слияние «трёх Т», как их определяет Ричард Флорида, - таланта, технологии и толерантности.
Сложность распространения успешных практик предпринимательской деятельности в сфере культуры отмечает и известный европейский эксперт, исполнительный директор Европейского института сравнительных исследований культурной политики А. Й. Визанд: с одной стороны, «значительное число творческих работников и руководителей художественных институтов ... больше соответствуют концепции предпринимателя, чем менеджеры крупных бизнес-компаний. Естественно многие не выжили бы, не реализуя свой предпринимательский талант. С другой стороны, существует и другая группа, включающая исследователей культуры и преподавателей искусства, которые не способны даже правильно оформить документы, чтобы получить налоговый вычет, или заявить о себе так, чтобы публика их услышала. Я не верю, что людей можно заставить примерять модели, противоречащие их натуре» [11].
Первым творческим кластером в Москве стал «Artplay», разместившийся в 2003 году на площади около 10 000 кв. метров в здании ткацкой шелковой фабрики «Красная роза» недалеко от метро «Парк культуры». К первым арендаторам здания - дизайнерскому бюро с одноимённым названием присоединились десятки организаций, в основном архитектурно-дизайнерского направления, действовали кафе, ресторан и зал для общих мероприятий. В феврале 2004 года Институт культурной политики инициировал создание Координационного совета по развитию творческих индустрий в России. В том же году в Москве на территории бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» начал работу творческий кластер «АРТ-Стрелка», вслед за ним - Центр творческих индустрий «ПРОЕКТ_FАБRИКА», на площадке которого гармонично соседствуют небольшие независимые творческие коллективы, мастерские и студии, представляющие разнообразные творческие индустрии - от дизайна и архитектуры до современной музыки, театра, кино и мультипликации. Вполне успешным считается центр современного искусства «Винзавод», освоивший в 2007 году территорию бывшего пивоваренного завода (а впоследствии - винного комбината) «Московская Бавария».
В 2013 году городским департаментом культуры в столице был создан центр поддержки социокультурных проектных инициатив «Творческая Москва», ориентированный на развитие творческих предпринимателей посредством реализации образовательных программ и поддержки
стартапов, а также подключения субъектов творческого предпринимательства к деловому сотрудничеству с культурными институтами города. Наверное, совсем не случайно уже в первом десятилетии нынешнего столетия доходы от платных услуг в сфере культуры столицы достигли уровня 80%, а доля бюджетного финансирования не превышала 20% [1, с. 158].
В Санкт-Петербурге, где развитие творческих индустрий объявлено одним из важнейших приоритетов городского развития [см.: 6], одним из пионеров в деле организации креативных пространств выступил «Лофт Проект Этажи», открывшийся в 2007 году в зданиях бывшего Смольнинского хлебозавода. Первоначально проект располагал пятью этажами выставочных залов и галерей, небольшим кафе на крыше одного из корпусов и парой магазинов с дизайнерскими сувенирами. «Этажи» позиционировали себя преимущественно как выставочное пространство. Помимо знаковых для современного искусства выставок в «Этажах» обосновались выставки победителей ежегодного конкурса «World Press Fhoto». Сейчас на площади в 7 тыс. кв. метров соседствуют 230 арендаторов - креативные стартапы, магазины, салоны, стритфуд, дизайн-студии и другие. «Этажи» удачно сочетают коммерческую и культурную деятельность, поддерживая молодые стартапы, креативных предпринимателей и занимаясь собственными социальными проектами, выступая как поэтажный коворгинг [7, с. 23].
Крупнейший многопрофильный кластер «Креативное пространство ТКАЧИ» действует в историческом центре города в здании бывшей прядильно-ткацкой фабрики имени Петра Анисимова. Здесь на площади 6 тыс. кв. метров «Tkachi Open Space» размещаются офисы известных креативных агентств и центров, выставочные залы, лектории, музыкальная школа для взрослых, эксклюзивные магазины и шоу-румы отечественных и зарубежных дизайнеров, редких винтажных вещей, а также ресторанный цех - всего около шести десятков арендаторов. По оценкам экспертов, «ТКАЧИ» представляет собой вполне эффективный коммерческий проект, «единый организм», «важнейшим критерием успеха» которого «является достижение эффекта синергии между всеми составляющими» [7, с. 23]. В 2013 году «ТКАЧИ» стали победителем в номинации «Самый благоустроенный объект культурного наследия (памятник истории и культуры)» в рамках ежегодного городского смотра-конкурса на лучшее комплексное благоустройство территорий районов Санкт-Петербурга.
Совершенно особое место в стратегии развития арт-пространств Санкт-Петербурга занимают объекты так называемого Серого пояса -исторического центра города в районе набережной Обводного канала. Одно из первых арт-пространств открылось здесь в 2009 году - на территории бывшего завода «Красный треугольник», где в помещениях
общей площадью 15 тыс. кв. метров расположились мастерские художников, театры, студии дизайна и фотографии, рекламные и брендинговые агентства, типографии, репетиционные студии, музыкальные центры, клуб экстремального спорта, роллердром, футбольная арена, студии йоги, танцев и боевых искусств. За последние пять лет на разных площадках в районе набережной Обводного канала успешно функционировали такие проекты, как лофт «Дворец», галерея «Завод», клуб «Рускомплект», лофт-проект «Звёздочка» и «Планетарий № 1», которые отличает привлекательная творческая среда и индивидуальная «атмосфера места». Комплекс объектов историко-культурного наследия, прежде всего
- гражданской и промышленной архитектуры XIX - начала ХХ века - на обоих берегах набережной столь масштабен и перспективен для развития креативных пространств, что позволяет ещё достаточно долго осваивать эту территорию. Подобные проекты проще запустить на частные деньги, однако существуют также и иные программы поддержки редевелопмента
- как прямые государственные, так и через фонды. В мировой практике достаточно примеров того, как сначала промышленное здание заселяли чуть ли не сквоттеры, превращавшие объект в креативную площадку, а затем весь прилегающий район становился настолько модным и популярным, что там открывались многочисленные лофты, дорогие магазины, галерейные объекты. Иначе говоря, площадка, обладающая позитивным имиджем, более привлекательна для инвестиции.
Среди успешных проектов творческих индустрий в Санкт-Петербурге традиционно выделяют также многофункциональную театрально-концертную площадку «Скороход» в здании бывшей обувной фабрики в Московском районе и кластер «АРТМУЗА» на Васильевском острове. Креативное пространство «Скороход», разместившееся на площади в 700 кв. метров, предоставляет свою сцену для перформансов и спектаклей артистам экспериментального театра и кино, новаторским музыкальным и танцевальным компаниям.
Творческий кластер «АРТМУЗА», открывшийся в здании бывшего завода «Муздеталь» в 2013 году, позиционирует себя как место для мастерских художников, дизайн-студий, театров, танцевальных и музыкальных студий. Сегодня это 13 тыс. кв. метров помещений со смотровой площадкой на крыше, 150 резидентов, в том числе 10 галерей с бесплатным входом, 25 мастерских художников, театр, центр красоты и здоровья, производство и реализация готовых продуктов питания или полуфабрикатов.
Одним из наиболее масштабных креативных петербургских проектов, несомненно, является создание архитектурного комплекса креативного кластера на территории Апраксина двора, предусматривающее реновацию зданий и благоустройство прилегающей территории. Для реа-
лизации этого проекта специально создано акционерное общество «Апраксин Двор», приступившее к работам по сохранению объектов культурного наследия. В соответствии с концепцией развития кластера, выполненной «Студией 44» ведущего петербургского архитектора Н. И. Явейна, почти половина площадей Апраксина двора будет выделена под культурные цели - для размещения театральных и художественных студий, коворкингов, мастерских, лекториев и лабораторий. Торговая функция квартала предусматривает развитие эксклюзивных магазинов, аутлетов и шоу-румов, кафе и ресторанов. Особое внимание уделяется также развитию гостиничного пространства.
Другой масштабный перспективный креативный проект направлен на создание креативного пространства «Новая Голландия» в историческом центре Санкт-Петербурга - на рукотворном острове, постройки которого до самого последнего времени находились в ведении ВМФ. Именно здесь в первой четверти XVIII века по указу Петра Первого был основан первый военный порт России. Формирующийся креативный кластер представляет собой многофункциональный культурно-коммерческий комплекс, включающий сектор искусств с современным музейным центром и парковой зоной, а также сектор развлечений, где разместятся книжные, антикварные и модные магазины, городской рынок, кафе и рестораны.
В активной стадии реализации находится ещё один крупный инвестиционный проект - создание в районе Малой Охты на месте бывших казарм Новочеркасского полка творческого кластера «Artplay», инициированного московской командой одноименного центра дизайна. На территории мультифункционального развлекательного комплекса уже взаимодействуют представители разных творческих специальностей - от архитектурных бюро до шоу-румов с отделочными материалами и необычными предметами интерьера, образовательные студии - от школы танцев до граффити, от флористики до компьютерной графики. Посетителей, несомненно, привлекут оригинальные мультимедийные выставки на стыке кинематографа и мультимедиа-технологий, призванные познакомить посетителей с шедеврами мировой живописи, архитектуры и скульптуры от Древнего Египта до нашего времени. Особое внимание уделяется благоустройству рекреационной зоны для прогулок и комфортного отдыха возле реки. В центре «Artplay» уже проводятся интереснейшие акции. Так, в рамках Театральной олимпиады 2019 года состоялся спектакль «Земля Нод» в жанре site-specific театра, созданного молодой бельгийской театральной командой «FC Bergman».
Таким образом, поиск новых решений лежит в рамках взаимодействия бизнеса, власти и культуры на принципах социального партнёрства. Не случайно ещё в 2012 году по инициативе городского Комитета по инвестициям и стратегическим проектам была разработана Концепция
создания креативного кластера в Санкт-Петербурге [4], а через пять лет девелоперская компания «3S Development» предложила собственную концепцию «Санкт-Петербург - город креативных индустрий» [8]. Согласно официальным данным, сегодня творческие индустрии составляют около 7% от ВРП Петербурга и порядка 10% от общего количества рабочих мест. Действующая Стратегия развития города предусматривает значительно улучшить эти показатели и довести к 2030 году вклад творческих индустрий в формирование ВРП Санкт-Петербурга до 12%, а долю работающих в этих сферах до 16% от общего количества трудоспособных жителей города [см.: 6].
Для продвижения творческих индустрий как фактора развития города Правительство Санкт-Петербурга наметило широкую программу мероприятий, «предусматривающую:
- создание благоприятного климата в сфере творческих индустрий, способствующего возникновению новых идей, проявлению творческой инициативы и её воплощению в жизнь;
- обеспечение свободы творчества в самых разнообразных областях и развитие конкурентной и свободной творческой среды;
- поддержку совместных проектов жителей Санкт-Петербурга и других городов и стран, создание инфраструктуры взаимодействия представителей творческих индустрий не только в пределах города, но также в масштабах страны и мира;
- содействие созданию и развитию новых креативных пространств (студий, мастерских, выставочных залов и т.п.), в том числе на основе трансформации имеющихся, но уже невостребованных объектов;
- привлечение негосударственного финансирования, включая российские и международные благотворительные инициативы, для поддержки творческих индустрий;
- преобразования в городском законодательстве, связанные с регулированием деятельности организаций творческих индустрий, а также направленные на создание благоприятных условий в области налогообложения и взимания арендной платы в отношении организаций этой сферы» [6].
Развитие творческих индустрий как сферы самореализации творческих людей, влияющей на развитие территории, обладающей синергетическим эффектом и рыночной пластичностью, способно принести существенные конкурентные преимущества экономике города и обеспечить его устойчивое развитие. Вся история Северной столицы, впечатляющие экономические результаты, состояние городской среды и рост уровня жизни населения, которых удалось добиться за последнее десятилетие, свидетельствуют о том, что Санкт-Петербург имеет все шансы стать одним из лидеров творческих индустрий России. Опыт успешного развития творческих
индустрий в Москве и Санкт-Петербурге, других российских регионах значительно повышает ту роль, которую творческие индустрии играют в современном общественном развитии, генерации культурного достояния, продвижении коллективного и индивидуального творчества, расширении демократического доступа к благам культуры и активизации культурного диалога.
В то же время, несмотря на декларации в доктрине новой модели государственной культурной политики России, в реальные приоритеты этой политики (за редким исключением) и на государственном, и на региональном уровне творческие индустрии, позволяющие переосмыслить характер отношений человека с его искусственной (культурной) средой, пока ещё не превратились. Проекты, направленные на развитие творческих индустрий, отсутствовали в Плане мероприятий по реализации в 2016-2018 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, не упоминаются они и в Национальном проекте «Культура. 2019-2024». Представители Минкультуры России ограничиваются присутствием на форумах и конференциях, где обсуждается проблематика творческих индустрий.
Совсем другой подход отличает молодое поколение: опросы последних лет среди студентов кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры устойчиво демонстрируют, что респонденты рассматривают развитие творческих индустрий не как культурный андеграунд, но как важный фактор государственной культурной политики, как реальную перспективу совершенствования социально-культурной деятельности, благодаря которой можно обогатить всё возрастающие объёмы свободного времени людей принципиально новым продуктом - уникальными переживаниями.
Наконец, практика свидетельствует, что развитие творческих индустрий неизбежно способствует не только обеспечению самозанятости, расширению культурного предпринимательства, созданию малых предприятий, ориентированных на платёжеспособный спрос городского населения, но и росту инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности территорий, улучшению квалификации работников, повышению уровня жизни и консолидации общества на основе потенциала социально-культурной деятельности и культурного разнообразия [1, с. 153].
Нацеленность творческих проектов на созидание способно обеспечить более тесную связь культурной сферы с социально-экономическими и политическими процессами, формирование качественно иной культуры потребления и досуга, что, в свою очередь, должно позволить концепции культуры занять прочные позиции в списке государственных приоритетов, а творческие индустрии превратить в важнейший инструмент инновационной культурной политики России.
Литература
1. Абанкина Т. В. Финансирование организаций культуры: проблемы и перспек-
тивы в условиях кризиса // Культура и рынок. Опекаемые блага / под ред. А. Я. Рубинштейна, В. Ю. Музычук. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2013.
- С.136-163.
2. Гнедовский М. Б. Творческие индустрии - развивающийся сектор постинду-
стриальной экономики // Управленческое консультирование. - 2006. - № 2.
- С. 140-151.
3. Зуев С. Э., Востряков Л. Е. Культурные (креативные) индустрии : программа
учебного курса // Справочник слушателя факультета «Менеджмент в сфере культуры». 2003/2004 учебный год. - Москва : МВШСЭН, 2003. - С. 125-126.
4. Концепция создания креативного кластера в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Санкт-Петербурга : [вебсайт]. - Электрон. дан. - URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/ uploads/2012/12/26/concept.pdf
5. Основы государственной культурной политики : утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 52, часть 1. - Ст. 775.
6. О Стратегии Санкт-Петербурга: приоритеты и цели экономического и соци-
ального развития до 2030 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года № 355 //КонсультантПлюс : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=SPB;n=147694#04801896235184555
7. Пухальская А. Санкт-Петербург // Креативные индустрии: потенциал Санкт-Петербурга и опыт других городов (Берлин, Москва, Лондон). -Санкт-Петербург, 2014. - C. 19-29.
8. Санкт-Петербург - город креативных индустрий: концепция [Электронный ресурс] // 3S Development: сайт компании : [веб-сайт]. - Электрон. дан. -URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2012/12/26/concept. pdf
9. Action Plan on Cultural Policies for Development. The Stockholm Conference, 30
March-2 April 1998. - URL: https://culturalrights.net/descargas/drets_culturals418. pdf
10. Creative Economy Report 2008. The Challenge of Assessing the Creative Economy: Towards Informed Policy-Making. - United Nations, 2008. - Р. 14. -URL: http://unctad.org/en/Docs/ditc20082cer_en.pdf
11. Hamersveld I. van (2011) Look before you leap. Cultural Policy Update. - Vol. 1. -No. 1. - Pp. 52-57.
12. Mercer C. (2002) Towards Cultural Citizenship: Tools for Cultural Policy and Development. - Stockholm: The Bank of Sweden Tercentenary Foundation, Sida and Gidlunds Forlag. - 172 p.
13. Parrish D. (2006) T-Shirts and Suits: A Guide to the Business of Creativity. - Liverpool: Merseyside ACME. - 112 p.