Общество и реформы
Е. В. ЗЕЛЕНЦОВА
ОТ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ — К ТВОРЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
творческая индустрия, творческая экономика, инновационная экономика, модернизация технологий, постиндустриальная экономика
KEY WORDS:
creative industry, creative economy, innovative economy, modernization of technologies, post-industrial economy
Статья посвящена описанию новой концепции социального и экономического развития, которая выдвигает культурные ресурсы и творчество как важнейшее условие формирования современной, постиндустриальной экономики. Автор рассматривает принципы развития и примеры создания креативных индустрий. Особое внимание уделяется описанию творческих кластеров, которые представляют собой содружества независимых компаний, связанных общностью территории и отношениями взаимного сотрудничества и конкуренции.
The article is dedicated to the description of the new concept of social and economical development which promotes cultural resources and creativity as the most important condition of modern post-industrial economy. The author considers the principles of development and the examples of formation of creative industries. Special attention is paid to the description of creative clusters, which are the communities of independent companies, connected by common territory and by the relations of mutual cooperation and competition.
Когда в сегодняшней России говорится об инновационной экономике, чаще всего имеется в виду модернизация технологий в традиционных сферах экономики и бизнеса. Если при этом и упоминают о культуре, то в контрастной роли хранительницы наследия, существующей в каком-то особом, отделенном от практики пространстве и не подлежащей модернизации.
Между тем в мире все активнее развивается новая концепция социального и экономического развития, выдвигающая культурные ресурсы и творчество как важнейшее условие формирования современной, постиндустриальной экономики. Этот инновационный сектор представлен творческими или креатив-
ными индустриями (creative industries). К творческим индустриям относят музыку, изобразительные искусства, кино, исполнительские искусства, галерейный бизнес, моду, ремесла, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, Интернет и компьютерные технологии, культурный туризм. Творческие индустрии объединяют бизнес-навыки и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуальная составляющая.
Культура и индустрия
Соединение понятий «культура» и «индустрия» произошло в тот момент, когда появились новые технические
средства, позволяющие тиражировать произведения искусства — фотография, репродукция, звукозапись и т. д. С одной стороны, индустрия делала произведение доступным широкому кругу людей, с другой — обращала его в предмет массового потребления и коммерческой эксплуатации. В известном эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) немецкий социолог Вальтер Беньямин проанализировал трансформацию произведений искусства как физических и эстетических объектов в контексте развития техники и технологии [1, с. 15-65]. В эпоху технической воспроизводимости произведения искусства лишаются своей ауры, своей уникальности — утверждал он.
Понятие «культурная индустрия» ввели и сделали предметом широкого обсуждения коллеги Беньямина, представители франкфуртской школы социологии Теодор Адорно и Макс Хорк-хаймер в книге «Диалектика Просвещения» (1947). Они резко критиковали процесс массовизации культурной продукции и услуг в послевоенной Америке и Европе. Даже такой, казалось бы, положительный момент как доступность и демократизация доступа к культуре, они оценивали негативно, утверждая, что удешевленная промышленная «распродажа всего и вся» только подорвала к ней всякое уважение. «Тот, кто в девятнадцатом и в начале двадцатого столетия платил деньги за то, чтобы увидеть драму или услышать концерт, относился к представлению, по меньшей мере, с таким же уважением, как и к заплаченным деньгам» [3, с. 200]. Теперь же к «недоверию по отношению к традиционной культуре как идеоло-
гии примешивается недоверие к культуре индустриализованной как надувательству» [3, с. 200].
Этот критицизм базировался на концепции отрицания индустриального общества середины ХХ в. как пути общественного развития. Однако вместе с медленным и далеко не гладким урегулированием «классового антагонизма» трансформировались и противоречия между «высокой» и «массовой культурой», рожденной техническим и социальным прогрессом. За несколько десятилетий тесное и продуктивное взаимодействие культуры и производства стало самоочевидным фактом. Самый яркий пример такого взаимодействия — то, чем в ХХ в. явился кинематограф — техническое изобретение, вобравшее в себя опыт всех традиционных искусств, ставшее одним из самых успешных и востребованных производств и среди массы поточной продукции давшее выдающиеся образцы авторского творчества.
Наступление «постиндустриальной», «информационной» эпохи существенно изменило весь контекст осмысления культурных индустрий. Главные черты этого контекста — многообразие субъектов и поиск путей коммуникации между ними — то, что всегда было в компетенции культуры. Более того, когда начался отток производств из экономически развитых стран, регионов, городов в развивающиеся страны и регионы с более дешевой рабочей силой, культурные индустрии выступили спасительным антикризисным средством. То, что считалось периферийным и затратным (поддерживалось государством и благотворительностью), стало осмысляться как мощный произ-
Е. В. Зеленцова. От творческих индустрий — к творческой экономике
Общество и реформы
водительный ресурс. Опустевшие фабрики и заводы стали центрами современного искусства, музеями, галереями, дали приют независимым творческим компаниям. Вовлечение культуры и творческих ресурсов в программы городского развития преобразило облик европейских городов.
От культурных индустрий — к креативной экономике
Принципиального различия между определениями «культурные индустрии» (cultural industries) и творческие (креативные) индустрии (creative industries) нет. Они часто употребляются как синонимичные, но в некоторых исследованиях культурные индустрии выделяются в отдельный сектор творческих индустрий [4]. Последнее понятие является более широким и универсальным. В России креативные индустрии часто переводят как «творческие индустрии», стараясь, таким образом, «укоренить» это понятие в русском языке.
Лидером развития культурных индустрий стала Великобритания, конкретным инициатором — агентство «Совет Большого Лондона», идеологом — английский коммунист, академик Николас Гарнхэм.
«Совет Большого Лондона» в 19651986 гг. сфокусировал свою работу на региональном и городском проектировании и новых типах развития городов и населения. Гарнхем выделял следующие принципы такого развития:
— культура как общественное благо
должна не только стремиться к сугубо художественным достижениям; необходим баланс между тем,
что художник хотел бы производить, и тем, что публика хотела бы получить; средством достижения этого баланса может стать поддержка инновации и новых интерпретаций;
социально незащищенные и маргинальные слои населения должны быть включены в процесс производства и потребления культурных продуктов;
— от прямой государственной поддержки культуры необходимо переходить к созданию институтов и фондов, которые работали бы с субъектами культурных индустрий на независимой коммерческой основе, учитывая картирование занятости и др.
После закрытия правительством консерваторов в 1986 г. «Совета Большого Лондона» поддержка культурных индустрий не прекратилась, а переместилась из Лондона на местный уровень, прежде всего Манчестер, Шеффилд и др.
В местных администрациях были созданы департаменты экономического развития, которые рассматривали культуру в контексте местной экономики: повышение экономической отдачи от объектов культуры с позиции занятости, туризма и улучшения имиджа города и региона. Для оценки потенциала культурных индустрий и формирования стратегий их развития стали использовать технологию картирования. Картирование территории — это составление карты культурных и творческих ресурсов территории. Оно может осуществляться как для культурных индустрий в целом, так и для отдельных секторов (например, только
музыка и музыкальное продюсирова-ние и т. д.).
Каноническое определение креативных индустрий, на которое опирается сегодня большинство исследователей и специалистов по городскому развитию, было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 г.: «Креативные индустрии — это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [6].
Словосочетание «креативные индустрии» неслучайно употребляется во множественном числе. Это не единая отрасль. Отрасли культурных индустрий (архитектура, мода, изобразительное искусство, кинематограф, издательское дело и т. д.) заключают в себе разные возможности зарабатывать деньги, разную экономическую логику и динамику развития.
С точки зрения форм бизнеса, творческие индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. В то же время, это местные производства, ориентированные на поиск выхода на глобальные рынки в условиях постиндустриальной экономики.
Наконец, в 2000 г. в журнале «Business Week» впервые было введено в оборот понятие «креативной экономики», а в 2001 г. вышла книга Джона Хоукинса «Креативная экономика» [5], возвестившая наступление постинфор-мационной эпохи, для которой инфор-
мация и знания — это ресурс, а движущей силой и главной ценностью выступает творчество.
Творческие люди сегодня — это не только художники, писатели, артисты — представители творческих профессий. Творчество и креативность востребовано в самых разных областях жизни — в промышленности, бизнесе, управлении. Современные бизнес-стратегии принимают во внимание не только материальные, но и нематериальные активы. Человеческий, творческий капитал корпорации становится немаловажной частью ее финансовой состоятельности. Творческий подход дает возможность найти новые уникальные решения в стремительно меняющемся мире. Основной урок, преподанный культурой производству и бизнесу на рубеже веков — урок творчества.
Только в Лондоне сегодня действуют более 300 независимых агентств, занимающихся вопросами креативных индустрий. Главные среди них — Агентство по развитию Лондона (London Development Agency, LDA), Университет города Лондона (London City University) и другие центры.
Творческие кластеры
Особая роль творческих индустрий связана с развитием проблемных городов и районов, а также с возрождением территорий, где размещенные ранее производства переместились в регионы с более дешевой рабочей силой. Художники приходят туда, где нужны изменения.
В городах малые и средние творческие предприятия объединяются в твор-
Е. В. Зеленцова. От творческих индустрий — к творческой экономике
Общество и реформы
ческие кластеры — содружества независимых компаний, связанные общностью территории и отношениями взаимного сотрудничества и конкуренции.
Кластеры бывают разных размеров — от огромных районов, как Голливуд (район Лос-Анджелеса), индийский кинематографический центр Болливуд (район Мумбая, бывшего Бомбея), Силиконовая долина (Стэнфордский исследовательский и промышленный парк вблизи города Пало Альто в Калифорнии), Эмшер-парк (парк индустриальной культуры в центре Рурского бассейна, колыбели индустриальной цивилизации, которая стала сегодня колыбелью новой, постиндустриальной экономики Германии, основанной уже не на добыче угля, а на творческих ресурсах) до масштабов городских построек, поменявших свое историческое назначение.
Один из таких кластеров расположился в лондонском Ист-Энде. Это содружество независимых творческих компаний, нашедшее приют в здании бывшей пивоварни. Пивоварня Трумана (Truman Brewery) сохранила имя пивовара XVII в., даже не подозревавшего о том, что на месте его цехов через три столетия возникнет центр культуры и искусства. Новое здание Truman Brewery было возведено на Брик Лейн в 1888 г. и стало крупнейшей пивоварней Лондона. Ист-Энд того времени служил своего рода «обслуживающей зоной» для богатого центра города и лондонского Сити. Здесь располагались склады, небольшие заводики, рынки, цеха по изготовлению самого разного рода продукции. В 1988 г., спустя сто лет после открытия, оно перестало быть пивоварней, но по-прежнему его судьба
связана с развитием города. Сегодня «старая пивоварня Трумана» (The Old Truman Brewery) привлекает людей со всего мира. На одиннадцати акрах земли есть все: бары, рестораны, магазины, мастерские, пространства для выставок и конференций, офисы и два рынка, которые открыты дважды в неделю и где можно купить дизайнерскую одежду.
Можно привести примеры совсем небольших кластеров, таких как «The Mushroom work» в Ньюкасле, на северо-восточном побережье Великобритании.
Долгое время Ньюкасл был в основном индустриальным центром (судостроение, судоремонтная, электротехническая промышленность, производство горно-шахтного оборудования и т. д.). Сегодня Ньюкасл получает все большую известность как университетский город и центр культуры и искусства. Исторический центр города соседствует с промышленной зоной, в которой раньше располагались заводы и складские помещения. Сегодня эти кварталы стали центром креативных индустрий. В них расположены художественные галереи и мастерские художников, кинотеатры и кинопродюсерские компании, книжные магазины и издательства, культурные центры и офисы самых разных творческих предприятий. Творческие индустрии с каждым годом отвоевывают все большие пространства, осваивая ранее неуютные и заброшенные здания в промышленной зоне. Сегодня эта часть города конкурирует с историческим центром по притоку посетителей, как из числа местных жителей, так и из числа туристов. Одним из таких «завоевателей» старых промышленных зон стал
британский художник и предприниматель Ник Джеймс, который создал небольшой творческий кластер «The Mushroom work».
«The Mushroom work» вмещает всего 12 студий, кухню и небольшое помещение для выставок и презентаций. Цель работы кластера сформулирована предельно просто — поддержка молодых творческих профессионалов через предоставление им помещений на льготных условиях. Потенциальный член творческого кластера может быть дизайнером мебели, писателем, художником или дизайнером книги. Договор обычно заключается на один-два года, в течение этого времени новый член кластера должен добиться успеха. Симптоматично, что «сердцем» «The Mushroom work» Ник Джеймс называет не выставочный зал, а кухню. Возможность общаться, обсуждать с единомышленниками свои творческие и предпринимательские идеи становится катализатором развития и поддерживает художников не меньше, чем льготные арендные ставки.
Творческие кластеры — большие или совсем компактные, расположенные в мегаполисах или в промышленных районах в прошлом индустриальных городов — объединяет их нацеленность на изменения в экономике, социуме и раскрытие творческих способностей отдельных людей. Эти задачи не лежат только в плоскости культуры или исключительно в области социальной политики. Креативные индустрии как синтетическое явление тесно связало свободный творческий поиск художников, экономические рецепты успешного бизнеса и решение социальных задач.
Творческие кластеры в Москве
А что же в России и в ее столице — самом крупном центре страны, в котором можно обнаружить постиндустриальные черты? Не случайно именно в Москве без всякой государственной поддержки появились первые инициативы, невольно копировавшие британские модели развития творческих индустрий. Также как в Англии, они были связаны с новым освоением городских пространств — бывших фабрик, промышленных зон, гаражей и т. п. Производства из этих помещений ушли, и инициативные люди стали искать способы использовать их для удовлетворения потребностей жителей мегаполиса.
Старейший творческий кластер Москвы — Центр Дизайна «АКТ-PLAY» — сегодня уже стал историей. В июле 2008 г. Центр был закрыт, здание идет под снос, а на его месте вырастет большой офисный комплекс. Центр Дизайна «ARTPLAY», занимал часть территории бывшей фабрики «Красная роза». Для москвичей стало хорошо знакомым Краснокирпичное здание, построенное в 1905 г., — типичное промышленное сооружение начала ХХ в.
Свою историю «ARTPLAY» вел с 2003 г. Он объединил известных московских архитекторов, дизайнеров и художников. В его стенах располагались магазины, продающие дизайнерскую мебель и предметы интерьера. Организаторы кластера позиционировали себя как «крупнейшее в России объединение независимых профессиональных фирм, успешно занимающихся строительством и реконструкцией архитек-
Е. В. Зеленцова. От творческих индустрий — к творческой экономике
Общество и реформы
турных объектов, дизайном и обустройством интерьеров». Кроме того, на территории Центра имелись кафе, ресторан и многофункциональная площадка, на которой проходили выставки, семинары, конференции, показы мод и дискотеки. «ARTPLAY» был одним из популярнейших мест в Москве для проведения досуга.
В июне этого года состоялось открытие нового проекта «ARTPLAY 2». Площадкой для реализации новых планов создателей «ARTPLAY» стали реконструированные корпуса столичного завода «Манометр», расположенного на берегу Яузы.
Этот комплекс становится не просто офисным зданием, но и пространством для проведения досуга и профессионального общения художников, архитекторов, дизайнеров, декораторов и заказчиков, а также для всех, кто любит современное искусство. Небольшие творческие компании и просто независимые художники получат возможность арендовать помещения, в том числе и совсем небольшие — площадью от 18 кв. м — под офисы и мастерские. Офис или комнату переговоров можно будет арендовать даже на несколько часов. Центр Дизайна «ARTPLAY на Яузе» будет работать круглосуточно, поскольку современный постиндустриальный, творческий город никогда не спит. Нет сомнения, что при нынешнем дефиците выставочных и презентационных пространств в Москве Центр станет популярной современной площадкой, где будут проходить различные мастер-классы, выставки, конференции, фестивали, вечерники и праздники.
Рядом с Центром Дизайна «ARTPLAY на Яузе» есть еще очень
много пустующих промышленных зданий. Возможно, со временем по соседству с Центром кроме широко известного Центра современного искусства «Винзавод» вырастет целое поселение с клубами, мастерскими, выставочными залами, ресторанами и кафе.
Центр современного искусства «Винзавод», расположенный в районе Сыромятников, выстроен на базе комплекса промышленных построек XIX в. (включающего старинные цеха, дегустационные лаборатории, лофты и винные подвалы). Общая площадь Центра составляет 20 тыс. кв. м., на его территорию можно попасть как с Садового кольца, так и с набережной Яузы.
В помещениях старинного пивоваренного завода «Московская Бавария» (впоследствии — винного комбината) располагаются два больших выставочных зала, известные московские галереи, дизайн-студии, мастерские художников, дизайнерский, книжный и музыкальный магазины. Проектом предусмотрена также открытая площадка, предназначенная для проведения разнообразных культурных мероприятий: концертов, фестивалей
и презентаций. Сформированный по принципу арт-кластера, Центр современного искусства «Винзавод» концентрирует лучшие творческие ресурсы города и создает принципиально новую, привлекательную для широкой публики художественную среду. На территории «Винзавода» регулярно проводятся фестивали и образовательные программы в сфере современного искусства, кинематографа, архитектуры и дизайна.
Проект «FабRика» был запущен в конце 2004 г. Новое пространство для
представления культурных событий и место обитания творческих людей находится на территории действующей фабрики по производству технических бумаг.
Сама фабрика находится в промышленной зоне и является частной собственностью. Партнерами проекта являются Агентство театров танца «Цех», «Кинотеатр.Doc», а также ряд современных художников и дизайнеров. На первом этапе своего существования проект строился в основном на деятельности в области исполнительских искусств, сегодня он развивается и расширяется, реализуя параллельные программы в области современного искусства и театра.
Целью проекта «БабКика» является создание новой независимой площадки для представления современного искусства, а также придание окружающей территории статуса культурной зоны, повышение престижа фабрики и привлечение к ее развитию партнеров и инвесторов. Целевую аудиторию кластера составляют галерейщики, специалисты различных сфер культуры, «продвинутая» молодежная аудитория, туристы.
Комплекс бывшего завода «Арма» расположен в Нижнем Сусальном переулке и является памятником промышленной архитектуры середины XIX века. Сегодня на территории завода находятся шоу-рум Дениса Симаче-ва, DENIS SIMACHEV CLUB, бар «Люба», Якут-галерея и клуб «Газгольдер». Уникальность этого творческого кластера заключается в сочетании мест, доступных для всеобщего посещения, и мест, предназначенных только для избранных.
Совсем недавно на площадках бывшего завода по производству парфюмерной продукции, расположенного неподалеку от Савеловского вокзала, начал формироваться еще один дизайнерский кластер. Проект «Флакон» — это инициатива девелоперской компании, которая предпочла вкладывать средства не в строительство традиционного бизнес-центра, а в обустройство креативного пространства для художников, дизайнеров и представителей творческого бизнеса. Новые культурные площадки Москвы, безусловно, очень различаются и по своей тематической направленности, и с точки зрения менеджмента. Что отличает их от аналогичных площадок на Западе?
Московские площадки были созданы и существуют при полном отсутствии государственной поддержки, а также вложений инвесторов. Большая часть кластеров — это целиком и полностью частная предпринимательская инициатива владельцев этих площадей. Частичное исключение — проект «Таб-Rика», в развитии которого в последние несколько лет принимает участие Фонд Форда. В отличие от технопарков — центров инноваций в области науки, создание и развитие которых происходит при прямой поддержке государства, инновации в области творчества сегодня опираются исключительно на средства бизнесменов и благотворителей. Это, безусловно, должно заставить задуматься не только представителей власти, но и менеджеров культуры: почему программы в области культуры и творчества остались вне сферы интересов государства? Как убедительно представить программы в области развития творческих индустрий
Е. В. Зеленцова. От творческих индустрий — к творческой экономике
Общество и реформы
с тем, чтобы они нашли государственную поддержку?
Важным результатом работы московских творческих кластеров является регенерация заброшенных территорий. Здесь нет ничего специфичного. Мировой опыт развития городов средствами культуры, творческих индустрий и творческих кластеров опирается на этот важный «кластерный эффект». Другой вопрос, что на фоне часто бессистемного, а то и коррупционного подхода к развитию городских пространств, характерного для России, успехи творческих кластеров по возрождению территорий выглядят куда как более впечатляющими.
Несомненно, можно говорить об огромной популярности и востребованности новых московских творческих площадок. При тотальном дефиците современных культурных площадок, да и просто дефиците пригодных для творческих экспериментов площадей в Москве практически любая новая инициатива принимается на «ура». На сегодняшний день и проект «FабRика» и Центр современного искусства «Винзавод», другие площадки не только не конкурируют друг с другом, а напротив, выражают сильную заинтересованность в увеличении площадок, где можно было бы представить инициативы в области современного искусства. «Плотность среды» на творческих площадках сегодня превышает аналогичные показатели в Европе и мире.
Именно поэтому отличительной чертой московских творческих кластеров является их вовлеченность во все заметные художественные события последних лет. Достаточно вспомнить Федеральное агентство по культуре
и кинематографии и художественный фонд «Московская биеннале», которые для своих выставок задействовали и площадки Центра современного искусства «Винзавод» и проекта «FабRика».
Творческие кластеры Москвы -это, прежде всего, центры современного искусства, им приходится выполнять еще одну важную миссию — просвещение публики, приобщение ее к современному искусству. Эта тотальная нацеленность на популяризацию современного искусства также отличает творческие кластеры Москвы от их зарубежных собратьев.
Сегодня можно говорить, в основном, о частных вложениях в творческие индустрии и творческие кластеры. Этот сектор, связанный с важным для страны «производством смыслов», является локомотивом инновационной экономики. Но здесь недостаточно опираться только на частные инвестиции или уповать на зарубежных инвесторов. В современном мире становится выгодно готовить своих программистов, актеров, дизайнеров, т. е. развивать собственный креативный потенциал. Но чтобы сделать его конкурентоспособным и привлекательным для инвесторов, нужны стартовые вложения со стороны государства и руководства регионов, городов и муниципалитетов, необходимы стимулы для развития и, прежде всего, финансовые и налоговые. Зарубежным компаниям интересно инвестировать уже имеющийся творческий потенциал. А если такого потенциала не создавать, придется, как и прежде, зарабатывать на продаже природных ресурсов и эксплуатировать дешевую рабочую силу.
Возможно, примеры инвестиций в творческие индустрии вдохновят фе-
деральные и региональные власти на создание национального проекта в области поддержки и развития творческих индустрий. Именно творческие
индустрии позволят сделать культуру и искусство не затратной сферой, а важным производительным сектором в экономике страны.
1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе / пер. с нем. М.: Медиум, 1996.
2. Творческие кластеры Москвы: материалы исследования Института культурной политики [Электронный ресурс] // URL: http://www.cpolicy.ru/.
3. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты / пер. с нем. М.: Медиум; СПб.: Ювента, 1997.
4. Economic Contributions of Singapore's Creative Industries [Электронный ресурс] // URL: http:// www.mica.gov.sg/MTI%20Creative%20Industries.pdf.
5. Howkins J. The Creative Economy: How People make money from ideas. New York: Allen Lane, 2001.
6. UK Creative Industries Taskforce, Creative Industries Mapping Document. November 1998.
7. Сайт Культурного центра «Арт-Стрелка» [Электронный ресурс] // URL: http://www.artstrelka.ru/.
8. Сайт Центра дизайна «ARTPLAY» [Электронный ресурс] // URL: http://www.artplay.ru/.
9. Сайт Центра современного искусства «Винзавод» [Электронный ресурс] // URL: http://www. winzawod.ru/.
Е. В. Зеленцова. От творческих индустрий — к творческой экономике