УДК 338.467.6:[005.8:001.895]
М. Г. Воронцова
Инновации и проектная деятельность
предприятий креативного сектора в развитии регионов
Современное состояние и развитие креативной индустрии требует инновационных подходов в управлении организационно-экономическими процессами в деятельности учреждений культуры. Основной целью является выявление возможности организации деятельности бюджетного учреждения культуры по увеличению объема внебюджетного финансирования и готовности персонала к предпринимательству.
Ключевые слова: инновации, проектная деятельность, творческий персонал, внебюджетное финансирование, креативная индустрия, региональное пространство, предпринимательство
Margarita G. Vorontsova
Innovations and project activities of creative sector enterprises in the development of regions
The current state and development of the creative industry requires innovative approaches in the management of organizational and economic processes in the activities of cultural institutions. The main goal is to identify the possibility of organizing the activities of a budget cultural institution to increase the volume of extra-budgetary funding and the readiness of personnel for entrepreneurship.
Keywords: innovation, project activity, creative staff, extra-budgetary financing, creative industry, regional space, entrepreneurship
В первые два десятилетия XXI в. в сфере культуры произошли существенные изменения. В стране продолжаются социально-экономические изменения, а вместе с этим перестраивается и система социально-культурной сферы. Оживление многих сфер экономики и внедрение оборудования высоких технологий, повышение спроса на услуги социально-культурной, туристско-рекреационной деятельности, деятельности организаций креативного сектора требуют поиска новых подходов и решений в отрасли культуры. В данной статье в рамках инновационных подходов к деятельности современных предприятий культуры в системе креативного сектора рассмотрены некоторые проблемы кадрового обеспечения и использование финансовых механизмов. Кадровое обеспечение и проблемы персонала сферы культуры стоят с момента формирования нового культурного пространства российских регионов.
Большие надежды отрасль возлагает на существенные поправки и дополнения к закону о культуре и принятую Концепцию развития
Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших агломерациях до 2030 года1. Инновации, творческое предпринимательство, активность становятся важной задачей не только государства, но и коммерческих субъектов. В России в настоящее время реализуется множество социально-культурных, туристско-рекреационных, культурно-познавательных, музейных и иных проектов в разных организациях сферы культуры и креативной индустрии. В Концепции подчеркивается, что «творческие (креативные) индустрии - это сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества»2. Практики сферы культуры надеются, что креативное предпринимательство будет развивать свою активность в законодательном поле.
Сущность культуры и особенность деятельности в этой сфере состоят, во-первых, в неоднородности труда, так как в формировании специфического культурного продукта принимают участие организации разных творческих индустрий. Например, в организации и проведении фестиваля народного творчества участвуют органы управления, художественно-оформительские организации, творческие коллективы (музыкальные, вокальные и др.), транспортные компании, организации питания, предприятия средств размещения и т. д.
Во-вторых, российский рынок культурных услуг развивается в условиях нестабильности, а это накладывает отпечаток и на кадровое обеспечение отрасли, повышаются требования к персоналу и его готовности быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, приобретать гибкие профессиональные навыки социально-культурного проектирования, соответствовать современному тренду управления персоналом как важнейшего ресурса организации3.
В-третьих, усиление роли культуры в современных условиях требует от персонала активного продвижения российского культурного продукта на внешнем и внутреннем рынке. Более важным становится и развитие компетентности в умении брать на себя инициативу и принимать решения в нестандартных ситуациях, что часто происходит в условиях проектной деятельности, когда функции перераспределяются между сотрудниками. Также необходимо уметь быстро и гра-
_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_
мотно выявлять новые потребности клиентов, активно искать способы удовлетворить их интерес и запросы, предложив максимально ценную и персонализированную услугу.
Креативному сектору экономики требуются высокопрофессиональные кадры с навыками, отражающими современный уровень развития культуры: цифровые, экологические и социальные навыки;навыки планирования и социально-культурного проектирования использования ресурсов отдельных регионов. Одновременно происходит и другое - активное внедрение инноваций включает мощный инерционный механизм самоосуществления, когда сотрудник подчас утрачивает возможность не только активно участвовать в этих процессах, но даже осмысливать их. В этих случаях необходима грамотная кадровая политика с применением эффективных экономических механизмов с целью повышения мотивации. Социальные навыки наиболее важны для создания и развития репутации организации сферы культуры: насколько быстро и хорошо предприятия удовлетворяют меняющиеся потребности клиентов. Для достижения этой цели персоналу необходимо владеть цифровыми технологиями, соответственно необходимо развивать и цифровые навыки.
Актуальными остаются и технологии переподготовки и повышения квалификации сотрудников сферы культуры. За годы развития отрасли их сформировалось достаточно. Их выбор широк и многообразен. Это стажировки в специализированных отраслевых вузах и повышение квалификации на курсах при высших учебных заведениях, использование при переподготовке персонала организаций креативного сектора различных учебных центров, бизнес-школ, мастер-классов. Проявляется повышенное внимание к использованию не только классических методов, но и современных форм и технологий обучения: деловые и ролевые игры, кейсы, тестирование, семинары-тренинги, квесты, музейные гостиные, обмен опытом проектной деятельности, кроссворды и др.; владение специальной терминологией на иностранном языке; свободное владение основными компьютерными программами4.
Таким образом, на специалистов сферы культуры возлагается большая ответственность для выполнения тех функций, которые требует креативный сектор регионов. Естественно, классические функции менеджмента остаются. Планирование, организация, мотивация и контроль несомненно важны, но такая функция, как инновативность прочно встает в этот ряд. Кроме этого, сотрудники сферы культуры должны быть компетентны и в финансово-экономических вопросах.
Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity Навыки поиска и привлечения внебюджетных средств ценны для учреждения культуры, так как это одна из важных задач современной организации сферы культуры. Переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к системе государственного задания направлен на повышение эффективности расходования бюджетных средств, стимулирование роста качества бюджетных услуг, усиление контроля за результатами деятельности учреждений, повышение прозрачности бюджетных расходов, создание стимулов для развития за счет привлечения внебюджетных средств5.
Без внебюджетного финансирования сложно в полной мере обеспечить все более возрастающие потребности современного требовательного слушателя, зрителя, клиента, покупателя. Поэтому в этих условиях важно использовать инновационное управление, которое будет включать внебюджетную деятельность, творческое предпринимательство и формировать креативный персонал. Сочетание традиционного и проектного управления существенно расширяет сферу культурных услуг.
Разнообразные проекты, которые в последние годы активно разрабатываются и внедряются в практику социально-культурных организаций наполняют досуг населения творчеством, знаниями, ремеслами, развивают систему технического и художественного творчества, открывают кружки и секции. При этом необходимо грамотно привлекать дополнительные источники финансирования, которые могут быть получены бюджетным учреждением культуры от уставной приносящей доходы деятельности, от платных услуг по проведению культурно-досуговых мероприятий и организации работы клубных формирований.
Применение в практике такой известной технологии как фандрай-зинг для многих учреждений культуры все еще является проблемой. Умение использовать экономические механизмы, применять технологию фандрайзинга практики сферы культуры могут осваивать в проектной деятельности6. Понимание цели и реализации проекта способствует решению ряда задач:
1. Формирование положительного имиджа организации посредством креативного подхода и творческого продукта и услуг для потребителей.
2. Поиск и реализация инновационных форм работы по привлечению внебюджетного финансирования.
Для запуска механизма оказания платных услуг учреждением необходимо приложить усилия для изучения исходной обстановки: про-
_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_
вести мониторинг ситуации и опрос руководителей учреждений культуры; мониторинг организаций, которые неоднократно прибегали к услугам учреждения; определить предполагаемый контингент пользователей платных услуг, выявить целевые группы. Кроме того, в целях обмена опытом организовать и провести рабочие совещания, беседы, обсуждения, выездные рабочие поездки в регионы7.
В современных условиях деятельность руководителей учреждений культуры по привлечению внебюджетных средств должна носить проектно-ориентированный характер, направление механизма формирования внебюджетных финансовых ресурсов под проектную деятельность, ориентированную на результат. Важным этапом работы над усилением деятельности по увеличению объема внебюджетного финансирования бюджетного учреждения культуры в современных условиях является планирование действий по ее реализации.
Механизм привлечения внебюджетных средств требует прохождения нескольких этапов, которые предполагают определенный срок исполнения и ответственных за их реализацию. Для этого разрабатывается проектный план, который определяет этапы механизмов привлечения внебюджетных средств, ответственных исполнителей и предполагаемые сроки исполнения.
Этапы могут содержать следующее: изучение потребностей потребителей услуг; проведение маркетинговых исследований рынка услуг; анализ имеющихся ресурсов (кадры, материально-техническая база, технологии); обучение персонала фандрайзенгу; разработка новых видов оказываемых услуг; внесение изменений в локальные акты; приобретение нового оборудования и улучшение материально-технической базы; оказание платных услуг; взаимодействие со спонсорами; участие в грантах; PR-деятельность по продвижению услуг в СМИ, социальных сетях; поиск бизнес-партнеров; заключение договоров о долгосрочном сотрудничестве с бизнес-партнерами; мониторинг качества оказываемых услуг;подведение итогов проекта. Достижению поставленных целей будет способствовать решение задач проекта, который необходимо разработать и осуществить.
Задача 1. Формирование положительного имиджа организации посредством креативного подхода и творческого продукта и услуг для потребителей.
Индикатором успешной реализации данной задачи является увеличение количества потребителей услуг, удовлетворенность потребителей их качеством, увеличение количества бизнес-партнеров,
Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity инвесторов. Механизм выполнения поставленной задачи включает в себя этапы:
1. Разработка локальных актов по совершенствованию системы стимулирующих выплат работникам учреждения из внебюджетных источников.
2. Внедрение проектного метода в организацию деятельности учреждения как средства выявления и развития инновационных инициатив сотрудников с применением предпринимательского стиля управления.
3. Необходимо обучение инициативных сотрудников технологиям фандрайзинга.
4. Проведение промоакции и PR-кампании в средствах массовой информации.
Результатом этой деятельности является создание условий, позволяющих улучшить материальное состояние инициативных сотрудников, рост количества потребителей услуг и степень их удовлетворенности.
В результате пошагового выполнения всех перечисленных этапов в учреждении расширяется спектр, предоставляемых дополнительных платных услуг.
Задача 2. Поиск и реализация инновационных форм работы по привлечению внебюджетного финансирования.
Механизм выполнения поставленной задачи включает в себя четыре этапа:
1. Разработка проектов типовых договоров об оказании платных услуг и о возмездном долгосрочном сотрудничестве с бизнес-партнерами.
2. Организация мониторинговых и маркетинговых исследований с целью выявления уровня потребности в дополнительных платных услугах.
3. Поиск партнеров в среде коммерческих структур, с которыми можно выстроить деловые отношения;
4. Привлечение денежных средств через промоакции в средствах массовой информации.
При соблюдении всех этапов реализации данной задачи создается модель многоканального внебюджетного финансирования, качественным индикатором которой является увеличение количества договоров, объемов финансирования и, как следствие, увеличение партнеров учреждения.
Достижение поставленных целей и задач и механизмов их реализации невозможно без определения и оценки имеющихся ресурсов.
Ресурсное обеспечение проекта включает в себя следующие виды ресурсов: нормативно-правовые, материально-технические, информационно-коммуникационные и финансово-экономические.
Нормативно-правовой ресурс является основополагающим, определяющим порядок реализации проекта и включает нормативно-правовые документы: Устав и Положение о платных услугах учреждения, должностные инструкции, типовой договор о сотрудничестве с бизнес-партнерами.
Персонал-образовательный ресурс подразумевает обучение имеющихся специалистов социально-культурной деятельности технологиям фандрайзинга.
Для осуществления деятельности по привлечению объема дополнительного финансирования и создания благоприятных условий, как для потребителей услуг, так и для сотрудников учреждения использование имеющейся в наличии материально-технической базы: помещения для проведения занятий, мероприятий, оборудование, мебель, оргтехника, а также требуемой: комплекты звуко-усилительной аппаратуры и компьютерной техники.
Использование современных информационных ресурсов учреждения (видеоконференцсвязь, Интернет, Skype, электронная почта, телекоммуникационное оборудование) позволит более эффективно наладить взаимодействие работников с потребителями услуг.
Реализация проекта на базе бюджетного учреждения культуры потребует определенных денежных средств, которые определяются в смете проекта.
Ожидаемые результаты в рамках реализации проекта видятся в следующем:
1. Увеличение внебюджетного финансирования бюджетного учреждения культуры предполагает расширение партнерских отношений, привлечение средств из различных источников, таких как гранты, благотворительная помощь.
2. Увеличение количества бизнес-партнеров.
Данный результат является следствием развития многоканального внебюджетного финансирования. Проектно-ориентированная деятельность учреждения культуры позволит наладить долгосрочные партнерские отношения.
3. Увеличение количества потребителей услуг на платной основе через расширение спектра оказываемых услуг, в том числе на договорной основе.
Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity
Формирование перечня дополнительных услуг должно способствовать удовлетворению потребностей потребителей услуг.
4. Повышение удовлетворенности потребителей качеством услуг. Данный показатель является результатом увеличения количества потребителей услуг.
5. Привлечение новых квалифицированных специалистов, заинтересованных в развитии учреждения, путем создания для них благоприятных условий работы и заработной платой.
6. Увеличение заработной платы работникам учреждения путем применения системы материального стимулирования к инициативным сотрудникам8.
В рамках реализации проекта нельзя не учитывать возможные риски и способы их минимизации. Например, это может быть: недостаточная удовлетворенность качеством услуг; сохранение количества потребителей услуг на платной основе; отсутствие новых квалифицированных специалистов;снижение з/п работникам; недостаточное увеличение внебюджетных средств; недостаточное количество бизнес-партнеров.
В настоящее время для решения проблем, связанных с содержанием и качеством оказываемых услуг, доступностью культурно-досуговых мероприятий для потребителей и удовлетворением их запросов, требуются более эффективные творческие специалисты, способные не только осуществлять деятельность за счет бюджетных средств, но выявлять и использовать дополнительные источники финансирования9.
Таким образом, отмечаем, что современные предприятия культуры имеют огромный потенциал оригинальных творческих идей, которые могут быть использованы на дальнейшее эффективное развитие как самой отрасли культуры в целом, так и отдельного ее объекта, а сфера творческой (креативной) индустрии, представляющая значительный блок социально-культурной сферы, которая растет быстрее других секторов экономики, в ближайшие годы значительно увеличит спрос на специалистов творческих направлений.
Примечания
1 Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших агломерациях до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021г. №2613-р. URL: www.granat.ru (дата обращения: 12.10.2022).
2 Там же (дата обращения: 12.10.2022).
3 Воронцова М. Г. Исследовательская работа студентов творческого вуза как современная образовательная технология / М. Г. Воронцова // IX Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке». 24-25 ноября 2015 года: сборник трудов. СПб.: СПбГУ, 2015. С. 47.
4 Шишлова Е. Э. Социокультурная компетентность как показатель качества профессиональной подготовки специалиста / Е. Э Шишлова // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 97.
5 Воронцова М. Г. Управление деятельностью в сфере культуры в современных условиях / М. Г. Воронцова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 3. С.16.
6 Там же. С. 19.
7 Там же. С. 16.
8 Там же. С. 17.
9 Там же. С. 19.