Научная статья на тему 'Развитие многоканальной системы финансирования сферы культуры в современных условиях'

Развитие многоканальной системы финансирования сферы культуры в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1236
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / МНОГОКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / СПОНСОРСТВО / МЕЦЕНАТСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / STATE CULTURAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION / CULTURAL SPHERE / MULTICHANNEL FINANCING SYSTEM / FORMS OF STATE SUPPORT / EXTRA-BUDGETARY FUNDS / SPONSORSHIP / PATRONAGE / CHARITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатова Светлана Анатольевна

В статье раскрыты виды и формы системы финансирования организацийсферы культуры как с позиции государственного прямого и косвенного финансирования, так и внебюджетного финансирования культурной деятельности в целях формирования дополнительных ресурсов учреждений культуры. Показано, что на современном этапе развития российского обществамежду культурой и экономикой существует причинно-следственная связь,которая способствует повышению эффективности функционированияорганизаций культурной отрасли, а также успешности такого взаимодействия в условиях рыночной модели хозяйствования. В статье определеныосновные черты многоканальной системы финансирования культуры всовременной России, раскрыты ее организационно-экономические особенности и обоснованы преимущества компонентного подхода для поддержкикультуры и ее дальнейшего устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICHANNEL FINANCING SYSTEM DEVELOPMENT IN THE SPHERE OF CULTURE IN MODERN CONDITIONS

The article reveals the types and forms of the system of financing organizations inthe sphere of culture from the position of state direct and indirect financing as wellas extra-budgetary financing of cultural activities to generate additional resources for cultural institutions. It is shown that current Russian society development has a causal relationship between culture and the economy which contributes to improving the efficiency of cultural organizations, as well as the success of such interaction in the market model of management. The article also defines the main features of the multi-channel financing system of culture in modern Russia; it reveals its organizational and economic features and substantiates the advantages of a component approach to support culture and its further sustainable development.

Текст научной работы на тему «Развитие многоканальной системы финансирования сферы культуры в современных условиях»

РАЗВИТИЕ МНОГОКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

MULTICHANNEL FINANCING SYSTEM DEVELOPMENT IN THE SPHERE OF CULTURE IN MODERN CONDITIONS

УДК 351

DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10030

ФАТОВА Светлана Анатольевна

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

FATOVA, Svetlana Anatolyevna

Associate Professor at the Department of Management of Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

Я

Аннотация.

В статье раскрыты виды и формы системы финансирования организаций сферы культуры как с позиции государственного прямого и косвенного финансирования, так и внебюджетного финансирования культурной деятельности в целях формирования дополнительных ресурсов учреждений культуры. Показано, что на современном этапе развития российского общества между культурой и экономикой существует причинно-следственная связь, которая способствует повышению эффективности функционирования организаций культурной отрасли, а также успешности такого взаимодействия в условиях рыночной модели хозяйствования. В статье определены основные черты многоканальной системы финансирования культуры в современной России, раскрыты ее организационно-экономические особенности и обоснованы преимущества компонентного подхода для поддержки культуры и ее дальнейшего устойчивого развития.

Ключевые слова: государственная культурная политика Российской Федерации, культурная сфера, многоканальная система финансирования, формы государственной поддержки, внебюджетные средства, спонсорство, меценатство, благотворительность.

Abstract.

The article reveals the types and forms of the system of financing organizations in the sphere of culture from the position of state direct and indirect financing as well as extra-budgetary financing of cultural activities to generate additional resources

© Фатова С. А., 2020.

for cultural institutions. It is shown that current Russian society development has a causal relationship between culture and the economy which contributes to improving the efficiency of cultural organizations, as well as the success of such interaction in the market model of management. The article also defines the main features of the multi-channel financing system of culture in modern Russia; it reveals its organizational and economic features and substantiates the advantages of a component approach to support culture and its further sustainable development.

Key words: state cultural policy of the Russian Federation, cultural sphere, multichannel financing system, forms of state support, extra-budgetary funds, sponsorship, patronage, charity.

В настоящее время российское государство подошло к необходимости ценностного поворота в культуре как ключевого объекта для решения задач развития интеллектуальной нации, реализации ее историко-культурного потенциала, сохранения материального и нематериального культурного наследия, обеспечения общедоступности благ, предлагаемых в сфере культуры для граждан Российской Федерации.

Современную ситуацию характеризует «поворот к культуре». Культура выступает как ведущая сила общественных преобразований, и даже экономическая и политическая сферы в жизни социума испытывают ее многообразное влияние.

Именно культура как социальный институт способна обеспечить формирование ценностно-смысловой идеологии и мировоззрения людей, консолидацию интересов личности и государства на решение важнейших национальных задач. А тот факт, что культура охватывает все стороны общественной жизни, указывает на необходимость проведения перспективно ориентированной, целенаправленной культурной политики с активной позицией государственных и социальных институтов.

С практической точки зрения роль государства в развитии культуры и мера его ответственности за культурную жизнь граждан определяется осмыслением значения отрасли как инвестиционной, а не затратной сферы, воздействующей на потенциал экономического роста страны. Культура является основой развития социально-экономического

комплекса, создающего и распространяющего культурные блага, и вместе с тем фактором, влияющим на указанный комплекс.

Причинно-следственные связи между экономикой и культурой, рыночный механизм такого взаимодействия напрямую связаны с введением действенных инструментов привлечения денежных средств в культурную отрасль, предусматривающих осуществление количественной оценки результативности и целевого расходования субсидий.

Исходя из понимания роли культуры в экономической системе ценностей общества, необходимо не только достойное финансирование и обеспечение правового регулирования культурной сферы, но и поиск путей и возможностей ее саморазвития. Например, средства, получаемые от приносящей доход социально-культурной деятельности, поступают в распоряжение бюджетных учреждений культуры и направляются на достижение целей, ради которых эти учреждения созданы [1].

Современное развитие культурной деятельности и ее общественных институтов осуществляют коммерческий и некоммерческий секторы экономики, разделяемые в основном по типу производимых культурных продуктов. Такое деление весьма условно, поскольку различные формы культурно-досуговых благ характеризуются различным уровнем коммерциализации при условии различного уровня спроса на них. Например, в структуре денежного оборота на рынке социально-культурных услуг значительную часть составляет оборот от кинотеатров, концертных залов, выставочных комплексов,

дискотек и др. Организации культуры как бюджетные учреждения (государственные музеи, филармонии, театры, цирки и др.) активно реализуют коммерческие программы и мероприятия, направленные на получение прибыли [2].

На современном этапе развития российского общества особую актуальность приобретает проблема создания и поддержания многоканальной системы финансирования сферы культуры и обеспечение ее эффективного функционирования.

Многоканальная система финансирования культурной отрасли, суть которой состоит в компонентной интеграции финансовых потоков, может включать в себя следующие элементы[3]:

• нормативы бюджетного финансирования учреждений культуры;

• доходы от платных форм культурной деятельности;

• ассигнования и поступления от учредителя организации культуры;

• систему налоговых льгот и преференций для организаций культуры;

• кредиты банков, предоставляемые организациям культуры;

• фандрайзинг-технологии в обеспечении организаций культуры;

• пожертвования благотворителей и меценатов, направляемые для реализации деятельности по сохранению и развитию культуры;

• доходы и поступления от ведения предпринимательской деятельности, осуществляемой организацией культуры.

Подавляющее большинство организаций, которые относятся к сфере культуры, не имеют собственных источников дохода либо их уровень недостаточен для покрытия текущих затрат на создание, реализацию, обеспечение условий производства культурных продуктов и контроль их качества. Деятельность таких учреждений финансируется, как правило, за счет государственного бюджета.

Расходы федерального бюджета на культуру устанавливаются ежегодно на основе норматива бюджетной обеспеченности этих расходов и осуществляются в определенном порядке, который включает в себя следующие основные принципы [4]:

• обоснованности величины расходования средств государственного бюджета;

• эффективности расходования средств государственного бюджета и сокращения неэффективных затрат;

• направленности расходов на достижение конечного результата, характеризующего общественно значимый эффект;

• строгой отчетности о целевом использовании средств государственного бюджета;

• контроля со стороны вышестоящих организаций за деятельностью бюджетного учреждения и проверки выполнения им финансовой дисциплины.

Бюджетное финансирование в свою очередь следует подразделить на прямое и косвенное.

Прямое бюджетное финансирование сферы культуры обычно устанавливается законодательными федеральными, региональными и местными органами власти в определенной доле расходной части бюджета и осуществляется посредством [5]:

• финансирования текущих расходов организаций и учреждений сферы культуры;

• финансирования капитальных вложений, в том числе связанных с развитием сети учреждений культуры;

• целевых трансфертов, грантов организациям, деятелям культуры, начинающим творческим работникам.

Применяются следующие формы прямого финансирования организаций культуры, обеспечивающие полное или частичное покрытие их текущих затрат и капиталовложений [3].

Статусное финансирование осуществляется во исполнение обязательств финансировать некоммерческие организации культуры, возлагаемых законодательством на государство как учредителя их деятельности. Оно осуществляется в двух основных формах.

Сметное финансирование - форма предоставления финансовых средств учреждению культуры на основе утверждения сметы его доходов и расходов. Данная форма финансирования осуществляется в строгом соответствии с нормами затрат, с учетом профиля и особенностей деятельности культурного учреждения. Например, для музеев устанавливаются нормы рабочего времени на функцию

каталогизации артефактов и нормативы финансирования, далее объем финансирования определяется умножением их количества на величину норматива и т. п. Сметное финансирование в определенной мере ограничивает возможности получателя денежных средств в принятии решения по их распределению между статьями затрат.

Нормативно-целевое финансирование -форма предоставления финансовых средств по достигнутым результатам деятельности культурного учреждения и осуществляется на основе утверждаемых нормативов. Например, для театров - количество зрителей, для радио-и телевещателей - количество часов вещания, для библиотек - количество выданных книг и т. п. Данная форма финансирования стимулирует организации культуры к увеличению значений результирующих параметров.

Дискреционные субсидии предоставляются учреждениям культуры по усмотрению государственных органов для реализации конкретных культурных проектов или для возмещения их расходов. Дискреционные субсидии представлены различными формами.

Блоковые субсидии - форма предоставления финансовых средств культурным учреждениям на покрытие ограниченного перечня расходных статей. В качестве примера можно указать следующие расходы: на строительство объектов культуры; на продвижение культурного продукта; на повышение квалификации персонала; на внедрение новых методов управления.

Долевые субсидии - форма частичного финансирования деятельности учреждений культуры на условиях того, что получатель дополнит их за счет иных источников. Например, привлечение средств от частных лиц и организаций для проведения праздничного мероприятия, оформление силами спонсоров концертной площадки, зоны отдыха и т. п. Введение данной разновидности субсидий имеет целью привлечение внебюджетных источников финансирования в сферу культуры.

Возвратные субсидии - форма финансирования культурных проектов, у которых шансы коммерческого успеха невелики, но расцени-

ваются как значимые с социально-культурной точки зрения. Например, проведение спортивных соревнований, творческих конкурсов, создание кинофильмов, книгоиздание и т. п. Если проект окажется коммерчески успешным, субсидии должна быть возвращены за счет извлеченной прибыли.

Наиболее распространенным видом прямого государственного финансирования учреждений культурной сферы являются гранты.

Гранты в сфере культуры - это безвозмездная финансовая помощь, оказываемая с целью осуществления конкретных программ, проведения определенных научных исследований и совершенствования материально-технической базы предприятия культурно-досугового типа. Расходование средств гранта допускается строго по назначению с предоставлением грантополучателем отчета о целевом его использовании. Государство оказывает поддержку культурной деятельности и посредством предоставления индивидуальных грантов работникам культуры и лицам творческих профессий.

Косвенное финансирование государством культурной деятельности осуществляется посредством безвозмездной поддержки такой деятельности, а также установления льгот для организаций культуры и творческих работников. Основными элементами косвенного финансирования являются налоговые и финансово-экономические льготы.

Налоговые льготы предоставляются учреждениям культуры в пределах сумм того или иного налога, подлежащих зачислению в соответствующий уровень бюджетной системы РФ. К финансово-экономическим льготам относятся сниженные ставки арендной платы, льготные тарифы на коммунальные услуги, в некоторых случаях передача имущества в безвозмездное пользование и др.

В настоящее время широкое распространение получило сотрудничество секторов государственной власти и частного экономического сектора как один из видов (механизмов) финансирования культурной деятельности.

Государственно-частное партнерство -совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса на

РГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2020 I

взаимовыгодных условиях для решения общественно значимых задач. В сфере культуры государство создает условия для привлечения капиталов и инвестиций, гарантируя в дальнейшем прибыль инвесторам, стимулирует частные фирмы и организации финансировать реализацию социокультурных проектов. Применение механизмов государственно-частного партнерства призвано создать оптимальное сочетание источников бюджетного и внебюджетного финансирования для решения ключевых задач развития полноценной культурной среды как одного из основных структурообразующих элементов инновационной экономики [6].

Принято считать, что современные экономические условия стали основой для формирования инновационных форм поддержки государственного сектора культуры: «Взаимодействие государственных и негосударственных структур во многих случаях приносит ощутимую пользу той и другой стороне. ... Тем не менее, партнерство между ними - по-прежнему явление крайне редкое» [7, с. 51].

Среди основных аргументов, призванных обосновать необходимость государственной поддержки некоммерческих учреждений культуры, следует отметить следующие [2]:

• культура относится к сектору народного хозяйства, создающего общественные блага, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, и если их не субсидировать, они не будут производиться (или будут производиться в недостаточном объеме);

• культура не является прибыльным делом, значительная часть организаций отрасли призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений;

• культура должна быть доступной для всех граждан вне зависимости от их финансовых возможностей, а не только для тех, кто может себе это позволить.

Анализ практики финансирования бюджетных учреждений культуры показывает, что такового недостаточно для осуществления всеобъемлющей и результативной деятельности предприятий социально-культурной сферы. Об этом могут свидетельствовать следующие тенденции:

• Переход, все в большей степени, от полного к частичному прямому финансированию учреждений культуры, при этом система предоставления субсидий устанавливает требования к условиям, порядку и результатам выполнения работ, обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета.

• Все более широкое распространение механизмов взаимодействия государственных структур и коммерческого сектора в целях осуществления крупных инвестиционных культурных проектов, где ресурсы и возможности обеих сторон партнерского соглашения взаимно дополняются.

Переход от административно-распределительной политики управления сферой культуры к экономическим основам культурной деятельности, от дотационного бюджетного финансирования к необходимости обращаться к механизмам самофинансирования- это условия и факторы, влияющие на эффективность деятельности организаций культуры и требующие их соответствующего реагирования. Если присутствуют и предложение на рынке услуг культурных благ, и спрос на них со стороны потребителя, требуются ресурсы, которые не всегда в полной мере поступают от государства.

Современное российское общество становится все более заинтересованным в расширении круга участников культурной деятельности, так как это создает дополнительный уровень защиты для дальнейшего устойчивого развития сферы культуры.

Внебюджетные средства могут привлекаться из различных источников финансирования культурной деятельности.

Государственные и муниципальные учреждения современной социально-культурной сферы имеют право вести предпринимательскую деятельность по следующим направлениям: сдача в аренду и реализация имущества учреждения культуры; долевое участие в капитале коммерческих организаций; приобретение ценных бумаг и дивидендов по ним; осуществление операций, работ, услуг, приносящих доход, и др.[3].

В последние десятилетия существенную роль в финансировании сферы культуры играет фандрайзинг. Термин «фандрайзинг» имеет

английские корни («fund» -средства, «raising» -повышение, привлечение) и переводится как приумножение имеющихся ресурсов организации. В качестве таких ресурсов выступают: финансовые средства; оборудование (включая компьютерную технику); транспортные услуги; информационные ресурсы (например, информационная поддержка культурного проекта); материальная поддержка (например, музыкальные инструменты); аренда помещений; волонтерская помощь и др. Успешность фандрайзинга в сфере культуры оценивается размером привлеченных ресурсов.

В зависимости от той цели, которую преследует фандрайзинговая деятельность, можно выделить два ее основных направления [8]:

Оперативный фандрайзин предполагает поиск любого вида ресурсов, которые необходимы для работы культурной организации. Например, для музеев - это покупка экспозиционного оборудования, привлечение волонтеров и пр.

Проектный фандрайзинг предполагает акцентирование внимания на желаемом результате проекта. Например, для театров - это проведение театрального фестиваля, изготовление декораций, покупка костюмов, информационная поддержка и пр.

В настоящее время источниками предоставления необходимых ресурсов культурным учреждениям в рамках фандрайзинга могут быть следующие [8]:

• государственные органы (федеральные, муниципальные и пр.);

• коммерческие организации (фирмы, корпорации и пр.);

• частные лица (бизнесмены, меценаты и пр.);

• партнеры из числа некоммерческих организаций;

• благотворительные фонды, союзы, ассоциации;

• иные структуры.

К базовым признакам, характеризующим благотворительную деятельность, относятся: добровольность и бескорыстность осуществления указанной деятельности; направленность указанной деятельности на социально-приоритетные цели.

Особой формой благотворительности в сфере культуры и искусства, науки, образования является меценатство.

Меценатство - общественная активность, связанная с поддержкой видов культурной деятельности, объектов культуры, составляющих культурное достояние страны. Кардинально важным является то, что традиции отечественного меценатства как уникального явления неразрывно связаны с началами духовной жизни русского человека.

Финансовую поддержку учреждениям культуры могут оказывать международные организации, коммерческие структуры, общественные и частные благотворительные фонды, которые тратят некоторую часть средств на благотворительность. Такие организации, действующие в благотворительной сфере, принято называть «донорами».

Мотивы поддержки донорами организаций культуры могут быть следующими [9]:

• Руководствуясь бескорыстными мотивами, доноры осуществляют поддержку деятельности культурных учреждений на безвозмездной основе в соответствии с социальными, культурными, религиозными и прочими убеждениями.

• Руководствуясь коммерческими мотивами, доноры стремятся оказать поддержку деятельности культурных учреждений в целях достижения собственных выгод, в качестве которых могут выступать маркетинговые интересы, повышение социального статуса, улучшение имиджа и др.

Во многом именно стремление к коммерческим выгодам привели предпринимательство к возникновению такой формы финансовой поддержки культурных нужд, как спонсорство [10].

Под спонсорством в сфере культуры понимается осуществление финансовой или иной поддержки учреждений культуры с целью продвижения товара и/или товарной марки спонсора. Одна из основных характерных черт спонсора - его это заинтересованность в охвате целевой группы. Спонсорство наиболее эффективно, когда в качестве целевой группы выступает труднодосягаемая посредством других маркетинговых коммуникаций аудитория потребителей.

РГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2020 I

Спонсорство и благотворительность - различные направления поддержки культуры, имеющие разнородную социально-экономическую природу. Сходство в том, что и спонсорское, и благотворительное содействие культуре представляют собой способ создания благоприятного образа коммерческой организации для формирования общественного мнения о ней. Отличие спонсорства от благотворительной деятельности заключается в ее бескорыстности и направленности на социокультурные цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поддержка спонсорской и благотворительной деятельности в культуре становится приоритетным направлением государственной культурной политики РФ и предполагает предоставление адекватных налоговых льгот и соответствующее признание данной деятельности, доминирующее сегодня в российском обществе [11].

Подводя итог, следует отметить, что проблема государственного финансирования организаций культурного сектора в настоящее время остается не до конца решенной и актуальной с точки зрения практической реализации. Ее очевидным следствием выступает необходимость модернизации системы финансирования отрасли и внедрения компонентного подхода, направленного на регулирование повышения качества производимых культурных продуктов, обеспечения их высокой доступности населению, усиления ответственности организаций культуры за результаты своей деятельности.

Многообразие направлений и видов деятельности учреждений культуры (музеи, клубы, театры, кинотеатры, цирки, парки, библиотеки, выставки, спортивные комплексы, досуговые учреждения и др.) делает невозможным решение проблем развития культурной сферы без влияния органов государственной власти, общественных организаций, коммерческих структур, частных предпринимателей и других субъектов культурной деятельности. В установлении такого порядка центральным звеном выступает государство, которое должно играть организующую роль обеспечения взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Существенное значение имеют формы и методы действующей системы финансирования культурной сферы, ее способность решать задачи долгосрочного социально-экономического развития страны и направленной на достижение целей и приоритетов культурной государственной политики России.

Именно в рамках государственной политики устанавливаются основополагающие принципы финансовой поддержки культуры, в том числе создаются и организационные условия для ее качественного совершенствования и устойчивого роста.

Сфера культуры является одним из ключевых секторов национальной экономики, фактором, влияющим на конкурентные возможности России в мировом сообществе.

; Список литературы

• 1. Востряков Л. Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели. URL: http:// : www.cpolicy.ru/analytics/80.html/ (дата обращения: 25.08.2020).

: 2. Барсуков Д. П. Управление сферой культуры: учебное пособие для вузов /

| Д. П. Барсуков, Н. А. Носкова, К. С. Холодкова. СПб.: СПбГИКиТ, 2015. 103 с.

| 3. Музычук В. Ю. Институциональные новации в финансировании культуры: науч-

• ный доклад / В. Ю. Музычук, Е. А. Хаунина. Институциональные новации в финан-| сировании культуры. М.: Институт экономики РАН, 2016. 66 с.

• 4. О культуре в Российской Федерации: Проект Федерального закона № 617570-5 (вне-

• сен депутатами ГД Ивлиевым Г. П., Драпеко Е. Г., Кущевым В. М., Степановой З. М., : Расторгуевым Н. В., Захаровой С. Ю.). Глава I. Общие положения (ст. 1-6): Статья 5.

• Основные принципы деятельности государства в сфере культуры.

5. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ № 326-р от 29 февраля 2016 г. // Консультант-плюс. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html (дата обращения: 25.08.2020).

6. Оценка развития ГЧП в России. Мнение бизнеса: докл. Центра развития государственно-частного партнерства при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ. URL: http://www. pppcenter.ru/assets/files/presentations/Opros.pdf (дата обращения: 25.08.2020).

7. Шмалько А. В. Применение инновационных методов в привлечении средств на развитие организаций и учреждений сферы культуры / А. В. Шмалько, Т. В. Рас-тиславова // Молодой ученый. 2014. № 17 (76). С. 360-363. URL: https://moluch.ru/ archive/76/12957 (дата обращения: 25.08.2020).

8. Тросби Д. Экономика и культура / пер. с англ. И. Кушнаревой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 2-е изд. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2018. 257 с. URL:http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785759816843.html (дата обращения: 25.08.2020).

9. Реутова М. Н. Мотивация благотворительности: альтруизм или взаимность ожиданий / М. Н. Реутова, И. В. Шавырина // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 4. С. 108-113.

10. Портал корпоративного менеджмента. URL: https://www.cfin.ru/ (дата обращения: 29.08.2020).

11. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон № 135-Ф3 от 11 августа 1995 г. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_7495 (дата обращения: 10.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.