УДК 330.12
М.Г. Воронцова, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и экономики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» e-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Цель: определить задачи сферы культуры как социального, так и экономического характера, позволяющие активизировать культурный потенциал России. Основной целью является выявление возможности организации деятельности бюджетного учреждения культуры по увеличению объема внебюджетного финансирования. Методы: путем поэтапной реализации - создание положительного имиджа учреждения среди потребителей услуг, расширение спектра оказываемых услуг, реализация инновационных форм работы по привлечению внебюджетного финансирования. Результаты: организация деятельности бюджетного учреждения культуры по увеличению объема внебюджетного финансирования. Научная новизна: оценка процессов развития внебюджетной деятельности создает дополнительный источник финансовых ресурсов, стабилизируя финансовое положение, в том числе всей сферы культуры, обеспечивая качественный потенциал ее развития. Практическая значимость: практико-ориентированный подход к обучению сотрудников учреждения способствует развитию государственно-частного партнерства и механизмов привлечения средств в рамках предоставления дополнительных услуг за счет внебюджетных средств.
Ключевые слова: управление, сфера культуры, финансирование, фандрайзинг, механизм привлечения средств.
Введение. В современных условиях, согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014 г. №808, достижение целей государственной политики в области культуры требует осуществления постоянного анализа состояния общества и уровня его культурного развития. Перед сферой культуры поставлены задачи как социального, так и экономического характера, что обусловлено необходимостью активизации культурного потенциала России, качественного роста культурных и досуговых запросов граждан, гармонизации социально-экономического развития её отдельных регионов. В связи с этим современное развитие учреждений сферы культуры требует постоянного внимания.
С целью осуществления поддержки и развития учреждений сферы культуры государство реализует культурную политику и использует различные принципы, методы и инструменты организационно-правового и финансово-экономического характера. Одним из таких действенных инструментов стимулирования развития отраслевого рынка услуг является Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», которая включена в комплексную государственную программу «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Несмотря на усилия и поддержку государства, реализация положений государственной культурной политики затруднена из-за многообразия типов и видов организаций, которые производят и реализуют широкий спектр услуг и продуктов в сфере культуры, а также специфики их потребления. Так, по данным Роскомстата в 2015 году наблюдался незначительный рост ключевых показателей, характеризующих степень развития рынка культур-
ных услуг по сравнению с 2014 годом. Например, количество зрителей в театрах возросло на 0,7 млн человек, а посетителей музеев - на 6,6 млн человек. При этом в 2015 году индекс физического объёма платных услуг населению в отрасли составил лишь 98,7 % по сравнению с 2014 годом.
Теоретический анализ. Культура - необходимое условие существования любого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние. Услуги сферы культуры достаточно много-плановы, самые общие классификации позволяют подразделить их на основные (направлены на реализацию миссии учреждения культуры) [9, с. 15] и дополнительные (реализуют второстепенные цели организаций культуры) [9, с. 15].
Необходимым для развития сферы культуры является применение различных моделей ее финансирования [2, с. 157]. Однако выделяемых государством бюджетных средств для обеспечения функционирования данной сферы деятельности в современных условиях явно недостаточно. В период с 2012 года по 2015 сумма средств, отчисляемых из бюджета РФ на поддержку и развитие культуры, значительно уменьшилась [1, с. 30]. Участниками сферы культуры являются индивидуальные предприниматели, мелкие, средние и крупные коммерческие и некоммерческие частные организации, государственные и муниципальные учреждения культуры. Собственником учреждений может являться государство или субъекты Российской Федерации, в этом случае их финансирование осуществляется из средств федерального или регионального бюджета или муниципальные органы власти, и тогда основой финансирования становится бюджет соответствующего местного образования. В настоящий момент в сфере культуры, как и в целом
в Российской Федерации, функционируют учреждения трех организационно-правовых типов: казённые, бюджетные и автономные [6] (таблица 1).
Из таблицы видно, что большинство учреждений сферы культуры составляют муниципальные, с основой на бюджетные организационно-правовые формы. Следующую группу составляют федераль-
ные учреждения культуры, с основой также на бюджетные формы. Однако автономные региональные учреждения культуры в процентном соотношении превышают автономные муниципальные и федеральные учреждения культуры, что демонстрирует наличие потенциала увеличения эффективности функционирования сферы культуры.
Таблица 1. Классш шкация учреждений сферы культуры на 1 января 2016 года
Типы учреждений Кол-во Удельный вес Организационно-правовые формы Кол-во Удельный вес
Всего учреждений, из них 23260 100 % - 23260
Федеральные 551 2,4 % Казенные 170 30,9%
Бюджетные 377 68%
Автономные 4 0,7%
Всего: 551 100%
Региональные 2470 10,6 % Казенные 346 14%
Бюджетные 1675 68%
Автономные 449 18%
Всего: 2470 100%
Муниципальные 20239 87 % Казенные 6973 34,5%
Бюджетные 12001 59,3%
Автономные 1265 6,3%
Всего: 20239 100%
Источник: составлена по данным Единого портала бюджетной системы РФ
Переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к системе государственного (муниципального) задания направлен на повышение эффективности расходования бюджетных средств, стимулирование роста качества бюджетных услуг, усиление контроля результатов деятельности учреждений, повышение прозрачности бюджетных расходов, создание стимулов для развития за счет привлечения внебюджетных средств.
Стоит отметить, что при недостаточности государственного финансирования учреждений культуры возрастает роль привлечения средств из внебюджетных источников. Без внебюджетного финансирования сложно в полной мере обеспечить удовлетворение потребностей общества и государства в подготовке современных социально-ответственных граждан России.
Бюджетное учреждение культуры может распоряжаться внебюджетными доходами только согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, где четко прописаны статьи расходов бюджетной организации. Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения является налогооблагаемой деятельностью. Расходы по приносящей доход деятельности формируют стоимость оказания платных услуг, что требует расширения их ассортимента и повышения качества услуг культуры.
В связи с этим возникает необходимость в разработке эффективных механизмов привлечения внебюджетных средств учреждениями куль-
туры [8, с. 408]. Оценка процессов развития внебюджетной деятельности создает дополнительный источник финансовых ресурсов, стабилизируя финансовое положение сферы культуры в целом, обеспечивая качественный потенциал ее развития. Для развития сферы культуры сегодня необходим поиск дополнительных источников финансирования для расширения видов оказываемых услуг и повышения удовлетворенности их качеством.
К внебюджетными средствам, которые могут быть получены региональным бюджетным учреждением культуры от уставной приносящей доходы деятельности, следует отнести наряду с платными услугами по проведению культурно-досуговых мероприятий и организации работы клубных формирований также доходы от аренды, спонсорские взносы, прокат сценических костюмов, прокат музыкальных инструментов, свето- и звукоусилительного оборудования, предоставление самодеятельных художественных коллективов и отдельных исполнителей для музыкального оформления праздников и торжеств, а также доходы от интеллектуальной собственности. Кроме того, учреждение может получать средства из внебюджетных источников в виде тех или иных форм благотворительных взносов (дарение, гранты, пожертвования и так далее), государственно-частного партнерства. Поступление в региональное бюджетное учреждение культуры внебюджетных средств и их расходование регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами [7, с. 281].
В современных условиях без внебюджетного финансирования сложно в полной мере максимально использовать материально-техническую базу учреждения культуры для создания благоприятных условий для профессиональной и творческой самореализации населения, повышения образовательного, интеллектуального, духовного уровня общества, то есть трудно удовлетворить потребности общества и государства по подготовке современных социально-ответственных граждан России.
В связи с этим для грамотной организации деятельности, приносящей доход, руководителю учреждения культуры и его команде необходимо иметь определенные знания, понятия и компетенции по внебюджетному финансированию. Расширение сферы деятельности учреждения, умение сделать его привлекательным для спонсоров и инвесторов по широкому спектру вопросов должно сопровождаться изучением нормативно-правового регулирования.
Исходя из этого, более глубокое исследование проблем внебюджетного финансирования, прак-тико-ориентированный подход к обучению сотрудников учреждения будет способствовать формированию их опыта в организации и развитии государственно-частного партнерства и механизмов привлечения средств в рамках предоставления дополнительных услуг за счет внебюджетных средств.
Проблема учреждений культуры состоит не столько в отсутствии возможностей получать дополнительные средства, сколько в неумении использовать свои возможности, в отсутствии практического опыта фандрайзинга, спонсорства. В отличие от благотворительности, спонсорство - взаимовыгодный обмен денежных средств, товаров, услуг, работ по возможности размещения рекламы, проведения PR-мероприятий, стимулирования сбыта, социальной рекламы и другое [3]. Фандрайзинг как управленческий инструмент поиска, сбора, аккумуляции и перераспределения внешних источников финансирования для некоммерческого сектора [8, с. 410]. В отличие от фандрайзинга «грант» - средства целевого финансирования (денежные средства или иное имущество), выделяемые на конкурсной основе и предоставляемые безвозмездно и безвозвратно с последующим отчетом об их целевом использовании» [10, с. 3], а фандрайзинг нацелен не только на удовлетворение
потребностей реципиентов, но и на прирост денежных средств некоммерческой организации [8, с. 410].
Поэтому прежде чем обратиться к возможным партнерам, следует понять и дать четкое определение, что необходимо достигнуть в своей сфере деятельности. Другими словами, определить миссию организации, фокус ее деятельности, аудиторию, к которой обращена эта деятельность, направления дальнейшего развития. Это очень важный шаг, потому что кажущееся очевидным не всегда столь же очевидно для возможных партнеров и инвесторов.
Результаты. Основными проблемами в деятельности учреждения культуры являются: недостаток бюджетных средств, неэффективность использования внебюджетных средств, недостаток профессиональных и талантливых кадров.
Поэтому основной целью является организация деятельности бюджетного учреждения культуры по увеличению объема внебюджетного финансирования. Реализация данной цели обеспечивается решением ряда задач: создание положительного имиджа учреждения среди потребителей услуг, расширение спектра оказываемых услуг, реализация инновационных форм работы по привлечению внебюджетного финансирования.
Культура и искусство являются очень значимыми сферами для человека. В их развитии и финансировании заинтересованы как государство, так и частные компании или отдельные предприниматели. Пережив непростой постсоветский период, сейчас сфера культуры начала формироваться и стала привлекательной для вложений. Культура и искусство как объекты спонсорства предоставляют широчайшие возможности. И, разумеется, перед спонсором стоит задача - определить поле своей деятельности в соответствии с бизнес-целями и интересами аудитории, на которую он хочет воздействовать.
В современных условиях для решения проблем, связанных с содержанием и качеством оказываемых услуг, доступностью предоставления культур-но-досуговых формирований и мероприятий для различных слоев населения, предполагается, что сотрудники учреждений культуры должны стать эффективными менеджерами, способными не только осуществлять деятельность за счет бюджетных средств, но выявлять и использовать дополнительные источники финансирования.
Литература
1. Дзарахова, Б.Ю. Роль государства в финансировании сферы культуры / Б.Ю. Дзарахова // Экономика и предпринимательство (Москва). - 2015. - № 6-1 (59-1). - С. 30-32.
2. Жохова, М.А. Модели финансирования культуры / М.А. Жохова // Экономический журнал. - 2013. -Выпуск № 1 / том 29. - С. 157-163.
3. Журавлев, Д. Спонсоринг как инструмент PR [Электронный ресурс] / Д. Журавлев // PR News -2002. - № 17. - Режим доступа: http://pr-news.su/publicat.htm - (дата обращения: 16.09.2016).
4. Каменец, А.В. Критерии эффективности государственного финансирования отрасли «культура» / А.В. Каменец // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов. - 2014. -№ 6. - С. 32-36
5. Кошкина, М.К созданию условий для развития негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры / М. Кошкина // Российский экономический журнал. - 1999. - № 11-12. - С. 19-21.
6. Крапивин, Д.С. Казенные, бюджетные и автономные учреждения северных регионов // Крапивин Д.С. / Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - Режим доступа: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=11696 - (дата обращения: 01.03.2017).
7. Рейнбах, Е.Ю. Правовые аспекты финансирования учреждений культуры на основе государственных (муниципальных) заданий / Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов: материалы Международной научно-практической конференции: материалы и доклады. Под общей редакцией О.А. Строевой. 25 марта 2015 г., Орел / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал). - Орел, 2015. -С. 281-283.
8. Тишина, Ж.С. Экономическое содержание и особенности социально-ориентированной деятельности экономических субъектов (на примере фандрайзинга, благотворительности, меценатства и спонсорства) на рынке образовательных услуг / Ж.С. Тишина // Инженерный вестник Дона. - 2012. - Выпуск № 2. - Т. 20. -С. 408-415.
9. Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2009. - 528 с.
10. Шекова, Е.Л. К вопросу об оценке эффективности работы некоммерческих организаций / Е.Л. Шекова // Финансовый менеджмент. - 2010. - № 1. - С. 3-6.