УДК 34
Юридические науки
Ильин Евгений Александрович, студент второго курса магистратуры по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»,
УПРАВЛЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: Социально-культурная сфера в настоящее время требует новый концептуальный подход в совершенствовании управления в данной сфере на муниципальном уровне, необходим поиск современных подходов к взаимодействию муниципальных учреждений культуры и общественных сфер, которое могут обеспечить приток финансов в культуру.
Ключевые слова: социально-культурная сфера, муниципальное управление, источники финансирования, учреждения культуры, муниципальная политика.
Resume: The socio-cultural sphere currently requires a new conceptual approach to improve management in this area at the municipal level, it is necessary to search for modern approaches to the interaction of municipal cultural institutions and public spheres, which can provide an influx of finance into culture.
Key words: socio-cultural sphere, municipal government, sources of funding, cultural institutions, municipal policy.
Сфера культуры и досуга - это своеобразное лицо муниципального образования, показатель его уровня развития, духовного состояния населения. Поэтому управление учреждениями культуры и досуга становится значимым направлением социальной политики муниципальных образований, которое в большинстве случаев определяет комфортность проживания жителей на подведомственной территории [2, с. 254].
Муниципальные власти при этом должны исходить из признания равного достоинства культур, равноправия в области культуры всех этнических общностей и религиозных конфессий, проживающих на территории муниципального образования.
Деятельность органов управления муниципальных образований в сферы культуры и досуга должна быть сосредоточена на обеспечении всеобщей доступности культурно-досуговой деятельности и культурных ценностей.
Основные функции муниципальных органов управления культурой и досугом представлены на рис. 1 [5, с. 322].
Проведение общественных
мероприятий (смотры, фестивали, выставки и др.)
Поддержка народных промыслов и обрядов
Рис. 1. Функции муниципального органа управления культурой
Административные органы обязаны создавать благоприятные условия для развития подведомственных учреждений и специализированных систем организации культуры, поддерживать эти учреждения и обеспечивать, чтобы муниципальные библиотеки и другие учреждения культуры предоставляли жителям бесплатные базовые услуги. К местным проблемам также относится создание условий для организации досуга жителей, включая детские и спортивные площадки, городские парки и скверы, другие сооружения.
Основная деятельность местных органов управления культурой включает в себя организацию и проведение фестивалей и развлекательных массовых мероприятий, важнейшим из которых является защита местной истории и культурных традиций, а также меры по защите местного социально-культурного комплекса.
Кроме того, важной сферой деятельности является поддержка народного искусства, региональной и местной этнической культурной автономии, а также изучение этнических языков и других этнических культурных тем. С этой целью местные власти могут сдавать в аренду или передавать в собственность муниципальную собственность некоммерческим организациям с национально-культурной автономией.
Культурные мероприятия и досуг в последнее время стали выходить за рамки традиционной клубной практики и коллективной работы. Его нынешней характерной чертой является создание различных автономных социальных принципов - любительских видов спорта и ассоциаций, фондов и т.д.; А индустрия досуга предоставляет множество развлечений, в том числе платных, что в конечном итоге нарушает строгие законы рыночной экономики [6, с. 33]. Когда человек выбирает культурную и развлекательную деятельность, среди прочего, его ориентиром является оплата предоставляемых услуг и состояние материально-технической базы культурных учреждений, которые являются основой общественного досуга. Многие области массовой культуры и досуга в настоящее время являются самодостаточными, а отдельные организации выступают в качестве источников пополнения местных бюджетов.
Во многих областях одним из важных компонентов культурного менеджмента для обеспечения устойчивого развития творческого потенциала жителей является создание модельных домов культуры и модельных библиотек в муниципальных образованиях.
Основная цель создания модельного дома - знакомство с новейшими технологиями, видами и формами деятельности, наибольшим охватом населения и активным отдыхом и творчеством. Образцовый дом считается эталоном клубов и библиотечных учреждений, это такой режим деятельности, который создает неформальное общение между людьми и предоставляет жителям качественные досуговые услуги.
В модельном доме улучшены условия для развития личного творчества и духовных способностей, организации здорового досуга населения, защиты культурных традиций региона. По сравнению с другими модельными организациями культуры, все модельные организации культуры имеют более высокий уровень материалов и технологий. Все типовые организации культуры расположены в отремонтированных зданиях и оснащены новым световым и звуковым оборудованием, музыкальными инструментами, книгами и периодическими изданиями [3, с. 38]. Типовые культурные учреждения соответствуют и превосходят основные цели и стандарты, тем самым улучшая качество культурных и библиотечных услуг, предоставляемых населению.
Еще одно современное направление менеджмента в сфере культуры -управление проектами. Вообще говоря, управление проектами - это применение навыков и знаний, методов и инструментов в проектных операциях для удовлетворения требований проекта. В области культуры проект рассматривается как временное предприятие, направленное на создание уникальных культурных продуктов и услуг в условиях рыночной экономики.
Проект представляет собой особую форму организации культурной деятельности, как эффективная современная модель управления в сфере культуры и досуга, с одной стороны, он основан на инновационных идеях или технологиях, с другой - это четкий алгоритм для достижение целей с помощью
задач, ресурсов и действий. Исполнители и показатели эффективности связаны друг с другом.
Преимущества проектного управления, в отличие от функционального, показаны в таблице 1.
Таблица ¡.Преимущества проектного управления
Функциональный подход
Проектный подход
Главное - процесс функционирования, акцент на правовом, организационном, кадровом, материально-техническом обеспечении этого процесса
Главное - результат деятельности, во имя достижения которого можно изменить правовые нормы, выйти за пределы регламента работы, использовать личные ресурсы
Замыкание подразделения на своих функциях, что порождает
ведомственную разобщенность;
вертикальная структура организации деятельности
Необходимость выполнения задачи в срок стимулирует сотрудничество между исполнителями, в том числе работающими в разных ведомствах и за пределами государственной структуры
Постоянные роли субъектов деятельности, определяемые
должностной структурой
Адаптация функциональных ролей под каждый конкретный проект позволяет обеспечивать максимальное соответствие между
исполнителем и его способностями
Одна из функций органов местного самоуправления - строительство и передача в собственность и аренду зданий и сооружений городских учреждений культуры, а также благоустройство прилегающих территорий. Муниципальная собственность может включать здания, сооружения, объекты и другие объекты, имеющие историческую и культурную ценность (музеи, библиотеки и т.д.).
Основным и проблемным фактором является финансирование реализации муниципальной культурной политики, которое происходит за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. В целом доходы учреждений культуры состоят из следующих элементов: прямые бюджетные средства; косвенные бюджетные средства и внебюджетные фонды [9, с. 121].
Прямое финансирование должно основываться на полном финансировании текущих затрат и капитальных вложений, а также на специальных целевых трансфертах в форме грантов.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях улучшения правового статуса государственных (муниципальных) учреждений» основным механизмом выделения средств из бюджета муниципальным учреждениям культуры заключается в обеспечении муниципальных задач [4, с. 26].
Одной из наиболее распространенных форм прямого финансирования культуры являются гранты, которые, во-первых, позволяют гарантировать, что талантливые люди не покинут культурную и художественную сферы. В этой связи самое главное - наладить систему контроля и эффективного использования грантов.
Поэтому в большинстве случаев культурная деятельность организована на некоммерческой основе, и государство управляет ее финансовой частью. В России единственным покупателем культурных товаров является страна, заинтересованная в положительном влиянии культуры на граждан. Хотя общество является потребителем, немногие представители готовы финансово поддержать развитие культурной сферы. Однако в настоящее время культура и бизнес начинают тесно сотрудничать и дополнять друг друга, это взаимодействие имеет экономическое и политическое значение, что очень важно для развития и трансформации общества [8, с. 47].
Спонсорство стало важнейшей частью современного бизнеса в сфере культуры и досуга.
Как спонсорские объекты культуры и досуга предоставляют огромные возможности, перед спонсором стоит задача определить сферу своей деятельности, исходя из своих бизнес-целей и интересов аудитории, на которую он хочет влиять. Многие крупные музеи, театры и музыкальные коллективы России имеют своих постоянных спонсоров. В этих сферах гораздо сложнее найти спонсоров для драматических постановок или любых других
мероприятий, потому что здесь меньше возможностей для культурных мероприятий и спонсоров [7, с. 101].
Методика сбора средств из различных источников для реализации проекта называется фандрайзингом. Этот метод является наиболее часто применяемой некоммерческой организацией и представляет собой вид делового общения между организациями и их реальными и потенциальными поставщиками. При этом стоит отметить, что фандрайзинг существенно отличается от привлечения инвестиций. Если цель инвестора - получение прибыли, то цель сбора средств - найти средства для некоммерческих социальных проектов, не приносящих прибыли. Главное условие успешного фандрайзинга - привлекательность проекта, программы или культурного учреждения в целом [1, с. 100].
Поэтому главной особенностью современного городского управления культурой является изменение содержания, формы и методов финансирования деятельности дочерних организаций, направленных на развитие духа и творческого потенциала населения. В то же время в современных условиях необходимо принять такое решение. С одной стороны, оно может обеспечить сохранение культурных ценностей, а с другой, необходимо сформировать такой экономический механизм, который поможет культуре развиваться. эффективно в новой рыночной реальности.
Библиографический список:
1. Артемьева Т.В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования / Т.В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018. - 284 с.
2. Бреусова Е.А., Загорулько А.В. Приоритетные направления в управлении сферой культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 17. - С. 254-256.
3. Калашникова Н.Н., Мешков В.А. Модельные дома культуры как современные формы социально-культурной инноватики // Сборники конференций НИЦ. Социосфера. - 2014. - № 4. - С. 37-41.
4. Мешков В.А. Инновационные методы управления в учреждениях социально-культурной сферы / В.А. Мешков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2019. - № 25-28. - С. 26-31.
5. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер Пресс, 2017. - 560 с.
6. Смирнов А.Ю. Формирование рациональной системы управления сферой культуры: теоретические и методические подходы: Монография. -СПб.: Издат. дом «Герда», 2019.
7. Тарновский В.В. Особенности проектного управления в сфере культуры // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2017. - № 3. - 100-104.
8. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. - СПБ.: Лань, 2019. - 544 с.
9. Чистова М.В. Система финансирования деятельности учреждений культуры в Российской Федерации / М.В. Чистова, Н.В. Демина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018 - Т. 2 - С. 121-125.