Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ НА 2014–2020 ГОДЫ"'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ НА 2014–2020 ГОДЫ" Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
212
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ТУРИЗМ / TOURISM / ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE MUNICIPAL REGULATION / ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА / KHANTY-MANSIISK AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA / STATE MUNICIPAL ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Каспарова Каринэ Арсеновна, Зеленцова Светлана Юрьевна, Кодинцев Александр Яковлевич

В работе проведена комплексная оценка реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры развития культуры в условиях экономического кризиса. Показано, что при условии планомерного государственного муниципального управления и регулирования возможна реализация программ развития культурной сферы. Несмотря на социально-экономический кризис и наличии нерешенных проблем, на территории округа на высоком уровне проводятся окружные, всероссийские и международные мероприятия, что говорит об эффективности государственной политики в векторе культуры и развития.A comprehensive assessment of the results of the state program implementation of the Khanty-Mansiisk autonomous district – Yugra of the culture development in the conditions of the economic crisis was carried out. It is shown that, under the condition of planned state municipal management and regulation it is possible to implement the programs of the cultural sphere development. Despite the socio-economic crisis and the presence of unsolved problems, all-Russian and international events are being held on a high-level on the district area, it means the effectiveness of public policy in the vector of culture and development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Каспарова Каринэ Арсеновна, Зеленцова Светлана Юрьевна, Кодинцев Александр Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ НА 2014–2020 ГОДЫ"»

УДК 33

00! 10.21661/Г-473006

К.А. Каспарова, С.Ю. Зеленцова, А.Я. Кодинцев

Проблемы реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы»

Аннотация

В работе проведена комплексная оценка реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры развития культуры в условиях экономического кризиса. Показано, что при условии планомерного государственного муниципального управления и регулирования возможна реализация программ развития культурной сферы. Несмотря на социально-экономический кризис и наличие нерешенных проблем, на территории округа на высоком уровне проводятся окружные, всероссийские и международные мероприятия, что говорит об эффективности государственной политики в векторе культуры и развития.

I Ключевые слова: государственное муниципальное управление, государственное муниципальное регулирование, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, культура, туризм.

K.A. Kasparova, S.I. Zelentsova, A.I. Kodintsev

Problems of the state program implementation of the Khanty-Mansiisk autonomous district - Yugra «Development of culture and tourism in the Khanty-Mansiisk autonomous district - Yugra for 2014-2020»

Abstract

A comprehensive assessment of the results of the state program implementation of the Khanty-Mansiisk autonomous district - Yugra of the culture development in the conditions of the economic crisis was carried out. It is shown that, under the condition of planned state municipal management and regulation it is possible to implement the programs of the cultural sphere development. Despite the social and economic crisis and the presence of unsolved problems, all-Russian and international events are being held on a high-level on the district area, it means the effectiveness of public policy in the vector of culture and development.

I

Keywords: state municipal administration, state municipal regulation, Khanty-Mansiisk Autonomous Okrug - Yugra, culture, tourism.

Введение

Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых традиций и неиссякаемого творческого потенциала. В жизни современного человека не существует такой

сферы деятельности, на которую не воздействовала бы культура [1, с. 1].

В современном мире осмысление и изучение социокультурных процессов приобретает все большое значение, так же, как и понимание перспектив инве-

Есошткз

стиций в сферу культуры, должны рассматриваться как важнейшее направление человеческого капитала, и развития общества [2, с. 2].

Несмотря на экономический кризис, культура в России остается одним из приоритетов государственной политики. Осуществление планомерной культурной политики является одной из важных задач государства, постепенно на первый план выходят процессы модернизации традиционных культур и культурная самобытность проживающих народов. Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса [3].

Понимая важность для экономического роста государства развития культурного и образованного общества, издан указ президента Российской Федерации от 2014 года .№808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» и начата реализация этого программного документа.

На уровне субъектов Российской Федерации (РФ) реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются региональные целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики, нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства. Ханты-Мансийский автономный округ - Югры (ХМАО) не явился исключением. Важным событием в формировании политики в сфере культуры Нефтяной столицы города Сургута являются:

- принятие в 2014 году государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [4].

- утверждение постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2013 года №185-п «Стратегия развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа -Югры до 2020 года и на период до 2030 года», которое определяет систему долгосрочных целей, основных направлений развития культуры и механизмы достижения намеченных целей [5].

- утверждение государственной программы ХМАО - Югры от 9 октября 2013 года №427-п. «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» в редакции от 2016 года [6].

Принятие и реализация этих нормативных документов, говорит о необходимости качественных изменений культурной сферы в округе - Югре в условиях экономической нестабильности и необходимости повышения эффективности использования инвестиций.

Целью проведенного аналитического исследования является оценка эффективности государственного и муниципального управления в сфере культуры Ханты-Мансийского округа - Югры.

Задача исследования, заключается в том, чтобы выявить:

- уровень развития культуры в ХМАО - Югре в целом;

- характеристику изменений в области культуры округа - Югры в период 2014-2018 гг.;

- эффективность государственной поддержки в округе в сфере культуры;

- проблемы реализации государственной программы развития сферы культуры в округе - Югры в условиях экономического кризиса.

Выполнение государственной задачи освоения стратегических территорий в нашей стране, с целью обеспечения энергетической безопасности России, с требовало в 20 веке (с 1957 года) миграции большого количества населения в Ханты-Мансийский округ Тюменской области цели с территории РФ и ближнего зарубежья (ранее - СССР). Это событие привело к ускоренному развития округа, открытию учебных заведений, повышению уровня образования и культуры, внедрению новых традиций прежде всего для молодого поколения. Учитывая, что культура играет огромную роль в создании комфортной среды населения, необходимо было развитие и этой области.

В настоящее время ХМАО является неформальным промышленным, культурным, научным и экономическим округом России. Развитие округа в данном формате позволяет решать стратегические задачи нашего государства, в число которых входит:

- освоение территории крайнего Севера;

- подготовка кадров высочайшей научной квалификации;

- подготовка кадров для практической работы в крупных государственных и частных корпорациях, на градообразующих предприятиях, таких, как о ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Газпром-переработка», АО «Тюменьэнерго», а также в бюджетных учреждениях здравоохранения, образования и культуры;

- воспитание культурного человека на территории города и округа;

- развитие волонтерского движения;

- воспитание в молодежной среде активной жизненной позиции.

Государство поставило перед автономным округом важнейшую задачу освоения территории крайнего Севера. Для ее решения необходима подготовка человека будущего, который всесторонне развит, здоров, вынослив, грамотен, творчески подходит к любому делу, мыслит на перспективу, обладает компетенциями в создании и использовании инновационных технологий и способен повышать экономический, культурный и нравственный престиж нашей страны.

Культура - это общий из ключевых факторов устойчивого развития региона. Достижения культуры играют важную роль в формировании положительного имиджа округа как в России, так и за рубежом. Палитру реализации задуманного составляют яркие социально-культурные и окружные массовые мероприятия, а также традиционные, юбилейные и праздничные даты.

В 90-ые годы ХМАО главными проблемами территории как, в прочем, и всей страны стали криминал и наркомания, причиной которых, наряду с иными, мож-

Иегас^е Баепсе | 8 (30) • 2018

39

но считать недостаточное государственное и муниципальное управление обществом, низкое количество и качество объектов культуры, дополнительного образования. Уже тогда, для решения возникших проблем, правительство ХМАО провозгласило приоритетность развития культуры. В округе поэтапно стали открываться музыкальные и художественные школы, центры развития творчества и дополнительного образования, школы живописи, балетная школа, центры искусств, начали строиться театральные площадки, Филармонии. Таким образом, в 2001 году была создана одна из крупных сценических площадок в городе Ханты-Мансийске - концертно-театральный комплекс «Югра -классик», в 2016 году городу Сургуту подарили одну из самых крупных сцен округа - Дворец искусств «Нефтяник».

Общая инфраструктура учреждений культуры на территории Автономного округа включает многочисленные историко-краеведческие и антропологические музеи и организации, библиотеки, учреждения образования (включая этнографические коллективы), театры, кино, научные коллективы, объекты духовности и веры, места с достопримечательностями региона. На конец 2017 года по данным анализа реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на территории округа находятся: 439 государственных и муниципальных учреждений культуры, в том числе 226 библиотек, 104 культурно-досуговых учреждений, 34 музея, 8 театров, 2 концертные организации, 1 самостоятельный коллектив, 2 парка культуры, 53 учреждения дополнительного образования, 1 учреждение кинопроката и кинопоказа, 3 образовательных организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования в области культуры и др.

Культурный ландшафт ХМАО - Югры имеет отличительные черты - это, прежде всего, проживающие народы манси, ханты, селькупы и другие автономному народности севера. Так в 2016 году обрядовый комплекс «Медвежьи игрища» северных хантов был официально внесен в федеральный каталог объектов культурного онаследия народов России и получил поддержку со стороны государства.

Для эффективной реализации государственных мероприятий в сфере культуры является планомерное финансирование, которое подкреплено государственной программой ХМАО - Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре на 2014-2020 годы».

Основное место в структуре расходов государственной программы занимает подпрограмма I - «Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации» - более 50,1% от общего объема расходов на государственную программу в 2017 году. Данные расходы направлены на развитие библиотечного, музейного дела, сохранения и популяризацию объектов культурного наследия, укреплению матери-

ально-технической базы учреждений культуры, строительство государственных и муниципальных учреждений культуры. В данную подпрограмму включены объемы привлеченных средства от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории автономного округа и внебюджетные источники, которые направлены на строительство объектов культуры, предназначенных для размещения муниципальных учреждений культуры.

Подпрограмма II - «Укрепление единого культурного пространства» занимает 45,3% от общего объема государственной программы в 2017 году. Расходы направлены на развитие профессионального искусства, народных художественных промыслов и ремесел, художественного образования, на поддержку деятелей культуры и искусства, одаренных детей и молодежи и стимулирование культурного разнообразия.

Подпрограмма III - «Развитие внутреннего и въездного туризма» - занимает в структуре государственной программы 4,3% от общего объема государственной программы в 2017 году. Расходы направлены на создание благоприятных условий для развития туризма в автономном округе, которое включает реализацию мер по поддержке внутреннего и въездного туризма в автономном округе, в том числе социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма.

Подпрограмма IV - «Совершенствование системы управления в культуре учреждений и архивном деле» занимает третье место в структуре государственной программы (4,3% от общего объема государственной программы). Основную долю этих средств составляют расходы на содержание 3 органов исполнительной власти автономного округа: Депкультуры Югры, Архивной службы Югры и Госкультохраны Югры.

Подпрограмма V - «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности учреждений культуры» занимает последнее место, всего 0,1% от общего бюджета государственной программы.

В 2017 году расходы консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на культуру и образование представлены в объеме 10 125 100,0 тыс. рублей или 4,1% в составе консолидированного бюджета автономного округа (таблица 1).

За последние 6 лет, несмотря на социально-экономический кризис в округе и России в целом, облик культуры автономного округа значительно улучшился. Среди факторов улучшения ситуации огромную роль играют новые технологии и телекоммуникации. Жителям региона стали доступны виртуальные экскурсии по музеям, театрам и концертным залам, югорчане на расстоянии могут посетить экспозиции Русского музея и «Музея Победы» и др. Потребность населения Югры в культурных услугах остается стабильной на протяжении последнего десятилетия, но одновременно повышаются требования к качеству культурных услуг.

В Югре году немало делается для развития полноценной инфраструктур округа: создаются новые творческие населения коллективы, поощряется выезд-

Есошткз

Таблица 1

Поступление денежных средств от приносящей доход деятельности государственными, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями культуры и образования в сфере культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за 2017 год (тыс. рублей) [8, с. 2-3]

Типы учреждений Платные услуги населению Пожертвования, целевые спонсорские взносы Всего

Всего по культуре (тыс. рублей) 470 473,46 199 923,39 670 396,85

В том числе: 9 592,87 122 199,72 131 792,58

Общедоступные (публичные) библиотеки

Организации культурно-досугового типа (в т.ч. ремесел) 252 036,88 20 101,04 272 137,92

Концертные организации, самостоятельные коллективы 79 285,12 46 958,90 126 244,02

Парки культуры и отдыха (городские сады) 19 546,66 7,00 19 553,66

Музеи 21 434,07 5 706,60 27 140,67

Театры 53 836,61 4 900,14 58 736,75

Учреждения кинопоказа и кинопроката 20 790,12 - 20 790,12

Прочие (централизованные бухгалтерии, организационно-методические центры) 13 951,13 50,00 14 001,13

Всего по образованию 76 282,52 31 838,15 108 120,67

В том числе:

Детские музыкальные, художественные, 66 098,23 28 656,96 94 755,19

хореографические школы и школы искусств

Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования 10 184,29 3 181,19 13 365,48

Итого: 546 755,98 231 761,54 778 517,52

ная и гастрольная деятельность учреждений исполнительских искусств, жители самых отдаленных уголков автономного округа приобщаются к киноискусству, развивается фестивальное движение и народное творчество. Архитектура отрасли учитывает новые подходы к сохранению и развитию культурного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, состоящего из нескольких секторов: государственного и муниципального, и коммерческого. В настоящее время государственный и муниципальный сектор культуры Югры, представлен обширной многопрофильной сетью учреждений культуры по всем видам культурной деятельности.

Коммерческий (независимый) сектор в Югре является конкурирующим инновационным ресурсом муниципальном и творческим резервом государственного и муниципального сектора управления. Независимые учреждения, организации культуры создают рабочие места и культурные продукты, и услуги. Зачастую они являются более гибкими, чем организации государственного сектора, быстрее воспринимают новые тенденции, осваивают новые технологии, реагируют на социальные запросы и потому занимают ниши, не занятые, в силу каких-то причин, государственными организациями [9].

Но, несмотря на внимание органов государственной власти автономного округа к регулированию сфе-

ры учреждений культуры, на территории автономного округа продолжает существовать ряд факторов, сдерживающих общее а культурное развитие региона:

- предоставление услуг в отрасли культуры осуществляется в условиях недостаточной инфраструктурной обеспеченности. Так, уровень обеспеченности населения автономного округа учреждениями культуры различных видов отстает от многих региональных центров России;

- обеспеченность населения автономного округа библиотеками составляет 25% к нормативу;

- обеспеченность учреждениями музейного типа составляет 25% от норматива;

- обеспеченность учреждениями культурно-досу-гового типа составляет 55% к нормативу;

- отсутствуют общежития для студентов в государственных учреждениях образования в сфере культуры, что создает кадровый дефицит;

- крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-техническая оснащенность (низкое фондовооружение и устаревшее оборудование) большинства учреждений культуры, п находящихся в ведении муниципальных образований автономного округа. Значительное число зданий учреждений культуры находится в аварийном состоянии и нуждается в ремонте, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требова-

Иегасйуе Баепсе | 8 (30) • 2018

41

ний к технике и технологиям. Износ основных материальных активов по различным оценкам превышает 50-90%.

- потребность о в учебно-методических материалах детских школ числе искусств, 82% составляют пособия по музыкальной литературе;

- отсутствие условий для развития единого культурного и информационного пространства. Плотность библиотечной отрасли характеризует недостаточную обеспеченность населения общедоступными библиотеками;

- наличие нарушений требований антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объектов культуры объема на региональном и муниципальном уровнях;

- острая нехватка репертуара для детей и молодежи;

- отсутствие кадрового резерва в сфере культуры. В системе учреждений наблюдаются тенденции «старения» и снижения квалификации кадров, рост несоответствия их профессиональных знаний и умений требованиям сегодняшнего дня. Нехватка менеджеров, умеющих разрабатывать и успешно реализовать стратегии, концепции учреждений, находить общий язык с потребителями услуг, персоналом и другими заинтересованными сторонами. Отрасль испытывает острый дефицит в кадрах, которые владеют иностранными языками, общий обладают профессиональными знаниями и навыками привлечения в учреждения культуры денежных средств и иных ресурсов [10].

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, в целях формирования идентичности и уникального образа Югры как региона, обладающего значительным культурным потенциалом, регулярно проводятся масштабные мероприятия международного, всероссийского и регионального уровней, среди которых уже ставшие традиционными: Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», ежегодное мероприятие «Студенческая весна», окружное мероприятие, фестиваль национальных культур «Мы - единый народ», Международный фестиваль ремесел коренных народов мира и др. Ежегодно про-

водятся конкурсы и фестивали, реализуются творческие проекты и акции, организовывается гастрольная деятельность творческих коллективов по территории автономного округа.

Каждый из перечисленных проектов оказывает свое особое влияние на формирование социокультурной среды и открывает новые перспективы для улучшения экономики нашего государства и его развития [9].

Заключение

Культура Югры - это система, включающая государственные и муниципальные учреждения в области культуры, независимые (частные) организации и общественные объединения, осуществляющие деятельность в культурной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень развития культуры за последнее десятилетие в округе - Югре имеет положительную динамику роста благодаря государственной и муниципальной политике, направленной на сохранение народонаселения и общенациональных ценностей в Нефтяной столице.

За последнее десятилетие в Югре произошли кардинальные изменение инфраструктуры культурных учреждений, расширение спектра мероприятий с охватом больше количества участников. Внедрение современных технологий позволило при незначительном вложении денежных средств, привлечь внимание максимального количества граждан округа к многочисленным и важным мероприятиям.

Правительство ХМАО благодаря эффективной политике в области культурного наследия смогло защитить и развить национальных культурные традиции малочисленных народов севера, таких как ханты, манси, ненцы и др.

Несмотря на функционирование культуры в округе в период социально-экономического кризиса, нехватку культурных учреждений и их несоответствие нормам стандарта в области строительства, обеспечения ресурсами, кадровым резервом и др., в ХМАО на высоком уровне проводятся окружные, всероссийские и международные мероприятия, что говорит об эффективности государственной политики в векторе культуры и развития.

Литература

1. Проблемы культуры в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirznanii.eom/a/134541/ problemy-kultury-v-rossii/ (дата обращения 20.07.2018).

2. Калмыков Н.Н. Состояние Российской культуры: тренды, проблемы, решения / Н.Н. Калмыков, Н.Ю. Ка-цауров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irinasimonova.ru/files/doc44.pdf / (дата обращения 18.07.2018).

3. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70828330/#ixzz5M5acKR9P/ (дата обращения 20.07.2018).

4. Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №317. Действующая редакция госпрограммы «Развитие культуры и туризма» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/programs/217/events/ (дата обращения 19.07.2018).

Econimics

5. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stroyrf.com/news/19106/ (дата обращения 17.07.2018).

6. Постановление от 9 октября 2013 г. №427-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 2016-2020 годы (в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2014 №211-п, от 31.10.2014 №406-п, от 05.12.2014 №462-п, от 07.08.2015 №254-п, от 28.08.2015 №294-п).

7. Информация по вопросу 2 повестки заседания Общественного совета по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. О реализации Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://admhmao.ru/gubermtor/komissii-i-sovety-vozglavlyaemye-gubematorom/detail.php?ro=1428946/ (дата обращения 17.07.2018).

8. Культура и искусство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Информационно-аналитический сборник по итогам деятельности в 2017 году: Информационно-аналитический сборник // Департамент культуры ХМАО - Югры. - Ханты-Мансийск, 2018. - 95 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// depcultura.admhmao.ru/xv-assambleya-deyateley-kultury-i-iskusstva-yugry/informatsionnye-materialy/1401651/ informatsionno-analiticheskiy-sbornik-po-itogam-deyatelnosti-2017-goda/ (дата обращения 17.07.2018).

9. О стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном окуруге - Югре до 2020 года на период до 2030 года (с изменениями на: 21.03.2014) Постановление от 18 мая 2013 года №185-п О стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460122280/ (дата обращения 16.07.2018).

10. Концепция развития культуры в Ханты-Хансийском автономном округе на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://depcultura.admhmao.ru/obshchestvennye-obsuzhdeniya/2017-god/obsuzhdenie-strategii-razvitiya-kultury-do-2030-goda-ot-5-iyunya-2017-goda/1012168/kontseptsiya-razvitiya-kultury-v-khanty-mansiyskom-avtonomnom-okruge-yugre-na-period-do-2030-goda/ (дата обращения 20.07.2018).

References

1. Problemy kul'tury v Rossii. Retrieved from http://mirznanii.eom/a/134541/problemy-kultury-v-rossii/

2. Kalmykov, N.N., & Katsaurov, N.Iu. Sostoianie Rossiiskoi kul'tury: trendy, problemy, resheniia. Retrieved from http://irinasimonova.ru/files/doc44.pdf

3. Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabria 2014 g. N808 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi kul'turnoi politiki". Retrieved from http://base.garant.ru/70828330/#ixzz5M5acKR9P/

4. Gosudarstvennaia programma "Razvitie kul'tury i turizma" na 2013-2020 gody. Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva ot 15 aprelia 2014 goda N317. Deistvuiushchaia redaktsiia gosprogrammy "Razvitie kul'tury i turizma". Retrieved from http://government.ru/programs/217/events/

5. Postanovlenie pravitel'stva Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga '' O Strategii razvitiya kul'tury v Khanty-Mansijskom avtonomnom okruge - Yugre do 2020 goda i na period do 2030 goda''. Retrieved from https://stroyrf.com/ news/19106/

6. Postanovlenie ot 9 oktiabria 2013 g. 427-p "O gosudarstvennoi programme Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga.

7. Informatsiia po voprosu 2 povestki zasedaniia Obshchestvennogo soveta po realizatsii Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga. Retrieved from https://admhmao.ru/gubernator/komissii-i-sovety-vozglavlyaemye-gubernatorom/detail.php?ID=1428946/

8. (2018). Kul'tura i iskusstvo Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga. Departament kul'tury KhMAO, 95. Khanty-Mansiisk. Retrieved from https://depcultura.admhmao.ru/xv-assambleya-deyateley-kultury-i-iskusstva-yugry/ informatsionnye-materialy/1401651/informatsionno-analiticheskiy-sbornik-po-itogam-deyatelnosti-2017-goda/

9. O strategii razvitiya kul'tury v Khanty-Mansijskom avtonomnom okuruge - Yugre do 2020 goda na period do 2030 goda (s izmeneniyami na: 21.03.2014) Postanovlenie ot 18 maya 2013 goda №185-p O strategii razvitiya kul'tury v Khanty-Mansijskom avtonomnom okruge - Yugre do 2020 goda i na period do 2030 goda. Retrieved from http://docs.cntd.ru/ document/460122280/

10. Kontseptsiia razvitiia kul'tury v Khanty-Khansiiskom avtonomnom okruge na period do 2030 goda. Retrieved from https://depcultura.admhmao.ru/obshchestvennye-obsuzhdeniya/2017-god/obsuzhdenie-strategii-razvitiya-kultury-do-2030-goda-ot-5-iyunya-2017-goda/1012168/kontseptsiya-razvitiya-kultury-v-khanty-mansiyskom-avtonomnom-okruge-yugre-na-period-do-2030-goda/

Interactive science | 8 (30) • 2018 43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.