УДК 338.48
Л. Г. Скульмовская
д-р социол. наук, проф., Тюменский государственный институт культурыi E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНДИКАТОР НОВОГО КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРОЙ: СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД
Исследование проектной деятельности в туристско-рекреационной сфере представляется весьма актуальной задачей, поскольку возросла роль культуры и, в частности, рекреации в социально-экономическом преобразовании страны. В российской системе государственного управления одним из способов внедрения инновационных методов на всех уровнях власти выступает социальное программирование как вид научно-исследовательской деятельности прикладной направленности. В российских регионах на основе программно-целевого метода и сценарного подхода разрабатываются государственные программы развития культуры и туризма, в этой связи очевидным становится понимание социального проектирования как индикатора нового качества регионального управления. По мнению многих ученых, регионы Севера России достаточно разнообразны и не могут быть рассмотрены как единое целое, что затрудняет применение к их исследованию сценарного подхода. Например, Югра относится к типу территорий с ограниченными туристско-рекреационными ресурсами, где туризм и рекреация могут развиваться в зависимости от имеющихся потребностей в организации мест отдыха, в том числе по инициативе местных органов власти. Длительный период эти территории не рассматривались как туристские регионы, но растущий спрос и заинтересованность властных структур стали способствовать активному развитию в них сферы рекреации и туризма. Рассмотрены перспективные сценарии развития Югры: «окошко возможностей», «инновационный плацдарм», импортозамещение в сфере экономики, три уровня (сценария) финансирования отрасли туризма: «инерционный», «оптимальный» и «амбициозный».
Ключевые слова: регион, социальное проектирование, региональное управление, программно-целевые методы, сценарный подход, индикативное мышление, туризм и рекреация
Для цитирования: Скульмовская, Л. Г. Социальное прогнозирование и проектирование как индикатор нового качества регионального управления туристско-рекреационной сферой: сценарный подход / Л. Г. Скульмовская //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 3 (55). - С. 111-119.
Эффективность современного регионального управления в долгосрочной перспективе может быть обеспечена исключительно благодаря обращению к культурологической управленческой парадигме, нацеленной на создание и обеспечение воспроизводства определенных ценностно-нормативных императивов жизни конкретного социума. Содержание таких императивов приведено в Концепции государственной культурной политики, утвержденной Указом Президента РФ [6] и требует актуализации на региональном уровне. В данной статье мы
предметно остановимся на технологических аспектах реализации заложенных в Концепции идей применительно к одному из северных регионов России - Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее ХМАО - Югра).
В научной литературе существует множество подходов к определению понятия регион, выявлению их типов, масштабов и границ. В Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации на период до 2020 г. под регионом понимается «часть территории Российской Федерации,
111
обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, являться его частью либо объединять территории или части нескольких субъектов Российской Федерации» [5].
В современных теориях регион чаще всего рассматривается как многофункциональная система, в связи с чем получили распространение такие подходы к его определению, как регион-квазигосударство, регион-рынок, регион-квазикорпорация, регион-социум. Согласно И. Н. Сычевой и В. Д. Усенко [14, с. 87], регион-квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики, аккумулирующих функции и финансовые ресурсы, которые ранее принадлежали федеральным органам власти. Регион-рынок предполагает наличие границ, определенного ареала, акцент делается на общие условия экономической деятельности, представляющие особый интерес для корпоративного сектора. Регион-квазикорпорацию можно охарактеризовать как крупный субъект собственности и экономической деятельности, место размещения филиалов национальных и транснациональных корпораций, главной функцией выступает поиск внутренних резервов для создания конкурентных преимуществ перед другими регионами.
В процессе социологического анализа социальное проектирование в контексте регионального управления выступает как гармоничное и эффективное развитие регионального социума на основе синтеза регионального управления, регионального социума и социального проектирования как деятельности, направленной на включение вариативных решений социально значимых проблем. А. В. Попов рассматривает социальное проектирование в системе регионального управления как фактор, повышающий возможности инновационного развития регионов. При подходе к региону как к социуму на первый план выходят воспроизводство социальной жизни населения, образо-
вание, здравоохранение, культура, окружающая среда, качество жизни, оказывающие влияние на продолжительность жизни регионального социума [7, с. 150].
В современных условиях справедливо говорить об отходе от традиционной схемы распределения ресурсов: средства выделяются главным образом через конкурсы для реализации конкретных социальных проектов, позволяющих привлечь альтернативные ресурсы, поддержать партнерство государственных структур, частных предприятий и неправительственных организаций. Кроме того, проект в настоящее время - это наиболее эффективная современная модель управления в социальной сфере. Проектно-ориентированный подход позволяет сочетать в себе традиционные и инновационные аспекты, способствует позитивным изменениям в туристско-рекреационной сфере.
Перспективы социального проектирования в системе регионального управления связаны с оптимизацией управленческой деятельности, разработкой и реализацией социальных проектов как способа включения регионального социума в региональное управление инновационного типа. При этом важно учитывать, что на современном этапе формируется запрос на субъектно-ориентированный подход к анализу социального проектирования, который во многом обусловлен поиском ответа на вопрос о моделях сотрудничества, соучастия на основе активизации представителей бизнес-структур, региональной интеллектуальной элиты, гражданских ассоциаций. Социальное проектирование позволяет не только решать текущие задачи совершенство -вания системы регионального управления, но и внедрять принципиально новые социальные коммуникации, способствующие частичной или полной модернизации системы регионального управления [7, с. 156]. Соглашаясь с данным обобщающим суждением, можно утверждать, что в контексте исследуемой проблематики очевидным становится понимание социального проектирования как индикатора нового качества регионального управления.
112
О. Н. Астафьева и С. Б. Синецкий [1, с. 75] считают наиболее важным на региональном и особенно на поселенческом уровнях сформировать культурную среду, которая бы обеспечивала:
- позитивную самореализацию населения;
- привлекательность поселения (региона) для туристов и инвесторов;
- минимизацию прямых бюджетных расходов на социальную сферу без потери качества жизни.
Второе условие - привлекательность поселения для туристов и инвесторов - будет рассмотрено нами более подробно на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Социально-экономическая политика государства находит отражение в конкретных целевых программах, осуществляющих функции индикативного планирования. В последнее десятилетие начинает распространяться «индикаторное мышление» в связи с ростом необходимости инструментальной оценки происходящих процессов, проведения ретроспективного анализа и программирования соответствующих индикаторов и количественных показателей [13, с. 11]. В современных условиях целевые программы являются важным механизмом управления территориями.
Сферу туризма необходимо рассматривать как базу, создающую необходимые условия для организации рекреации и досуга людей, что свидетельствует о высоком социальном значении этой сферы в структуре региональной экономики. Целевая программа развития туризма, разработанная на основе системного подхода, может обеспечить единство экономики, экологии и социокультурной среды, способствовать устойчивому развитию региона и принести ему значительные экономические выгоды. При этом туристские ресурсы будут сохраняться для постоянного их использования в будущем. Системный подход в управлении должен обеспечить возможность совместного эффективного функционирования государственного, частного и общественного секторов туризма.
И. М. Сидорова и Л. Г. Сидоров [10, с. 102] разработали систему оценки обоснованности программы, включающую такие индикаторы социальной значимости программ, как необходимость развития туризма в регионе, цель, задачи программы и предполагаемые результаты. Обоснование отдельных элементов программы включает анализ исходного состояния системы, план развития туризма в регионе, альтернативы и обоснование выбора, а также оценку рисков. А. Н. Воронин и И. В. Крылова предложили принципиальную схему последовательности действий органа государственной власти по развитию туризма (всего 16 компонентов). По мнению авторов, в общем виде эту последовательность можно представить следующим образом:
1) разработка концепции развития туризма;
2) разработка стратегии развития туризма;
3) разработка проекта программ развития туризма на первую половину периода действия стратегии развития туризма и т. д. [2, с. 8].
Программы развития туризма - основной инструмент реализации государственной политики в сфере туризма. В субъектах РФ накоплен значительный опыт разработки региональных программ развития туризма, который заслуживает внимания и может быть обобщен и использован при создании новых программ его развития. Так, И. Н Сычева и В. Д. Усенко предложили варианты макроэкономических сценариев социально-экономического развития Алтайского края: «консервативный» предполагает сохранение текущих факторов экономического роста региона, неустойчивости внешней конъюнктуры, вероятности демографического и миграционного спада; при «инновационном» произойдет модернизация экономики, будет развиваться региональная инновационная система, созданы высококонкурентный производственный сектор, сфера услуг и т. д.; «форсированный» же сценарий приведет к интенсивному притоку инвестиций и максимально благоприятным внешним условиям на мировых продовольственных рынках, положительному демографическому и ускоренному миграционному тренду [14, с. 83].
113
Считается, что регионы Севера России достаточно разнообразны и не могут быть рассмотрены как единое целое, что затрудняет применение к их изучению сценарного подхода. Однако имеется ряд теоретических и прикладных работ, в которых подтверждается возможность и целесообразность исследования регионов Севера как специфического единого объекта. В частности, Т. П. Скуфьина утверждает, что для северных регионов характерны общие тенденции социально-экономического развития и особенные черты структуры экономики, отличающие их от несеверной части России [12, с. 532].
Результаты анализа количественных оценок экономического развития субъектов Севера в общероссийском контексте свидетельствуют о его относительном благополучии. В условиях экспортно-сырьевой экономики эти территории становятся платформой для инновационных процессов, что отличает российский Север от остальных северных территорий мира. Вопрос центра и периферии, по мнению ряда авторов, становится весьма относительным, особенно если речь идет о ХМАО - Югре, где добывается две трети нефти, формирующей экспорт и бюджет страны. Высокие экономические показатели региона усиливают необходимость целенаправленной работы по формированию его имиджа, приобретения репутации территории, привлекательной в социально-культурном плане.
Рассмотрим ХМАО - Югру с учетом такого важного показателя, как привлекательность поселения (региона) для туристов и инвесторов, который был ранее предложен О. Н. Астафьевой и С. Б. Синецким. На территории автономного округа представлен значительный опыт реализации программно-целевых методов планирования и управления в сфере туризма. В Стратегии социально-экономического развития ХМАО - Югры до 2020 г. и на период до 2030 г. впервые сформировано представление о регионе как единстве трех пространственных зон, или трех типов Югры, требующих различных подходов к реализации региональ-
ной политики. Первая - Югра пионерного освоения (там сегодня формируются новые промысловые участки), вторая Югра - это приобская территория (ее освоение продолжается уже в течение полувека; здесь имеются проблемы, связанные с социальным ускорением, истощенностью месторождений, необходимостью модернизации), третья Югра - окружной резерв, связанный с традиционными промыслами коренных народов, с продовольственным самообеспечением (тут пока отсутствует масштабное товарное производство, но в перспективе эта территория может выйти в зону пионерного освоения).
Безусловно, пространственная стратегия для Югры - это большой вызов, требующий четких ответов на вопрос эффективного управления территориями и выработки единых подходов к их развитию [3, с. 4]. Разработчиками стратегии также сделан акцент на том, что новой общероссийской специализацией ХМАО потенциально может стать зона освоения Севера и Арктики, на формировании Югры как стратегического центра развития этих территорий. Предлагаются следующие сценарии развития Ханты-Мансийского округа:
1. «Окошко возможностей» - инновационный сценарий по стратегии развития, для реализации которого у ХМАО имеется около 10-15 лет. Именно в этот период округ имеет преимущества перед другими российскими регионами, обладает реально накопленным технологическим, интеллектуальным, финансовым потенциалом. В этот период должен быть произведен рывок в сторону новых, не нефтяных видов деятельности - развития обрабатывающей промышленности, становления региона как плацдарма освоения Севера и Арктики. Если эти возможности не будут реализованы, тогда существует опасность превращения Югры в среднестатистический российский регион.
2. «Инновационный плацдарм» - сценарий, в соответствии с которым в 2030 г. нефтегазовый сектор по-прежнему останется стержневым для экономики округа. Одновременно
114
возникнет не нефтяная экономика, которая по валовому продукту еще не будет сопоставима с нефтегазовой отраслью, но по занятости и динамике развития с ней можно будет связывать существенные надежды. В результате Югра как экономически крупнейший регион должна стать инновационным плацдармом для развития Севера России - в этом проявляется важная национальная роль автономного округа среди всех субъектов Федерации. Еще одно важное направление, отраженное в стратегии 2030, -импортозамещение, причем его надо понимать в самом широком смысле - от усиления отрасли сельского хозяйства до развития сферы обработки дикоросов.
И, наконец, вопрос, связанный с брендом Югры, требующий обновления. Первоначально автономный округ воспринимался как суровая незаселенная земля, на которой отсутствовали комфортные условия для жизни, но был более высокий уровень зарплаты на нефтепромыслах. На сегодняшний день данные образы утратили свою актуальность. Современные рыночные условия начала XXI в., жесткая борьба за привлекательность региона потребовали работы над формированием «раскрученных» брендов данной территории. В полной мере это относится и к образу Югры (Югории).
Среди новых брендов в последнее время появились такие, как биатлон, вышедший на мировые рубежи, кинофестиваль «Дух Огня», мамонты Югры - символ местной хоккейной команды и одновременно скульптурная группа на территории «Археопарка» и др. Миф о Лукоморье также имеет под собой исторические основания - на европейских картах XV в. так именовалось правобережье Оби напротив устья Иртыша. Образ Лукоморья является органическим компонентом русского национального сознания, и его превращение в товарный бренд Югры не вызовет особых затруднений [4, с. 162-165].
Государственная программа ХМАО - Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы» ставит своей целью «сохра-
нение культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ и услуг для развития и реализации культурного и духовного потенциала» населения автономного округа. Проведение мероприятий государственной программы возможно путем привлечения внебюджетных и спонсорских средств, пожертвований на развитие материально-технической базы в турист-ско-рекреационной сфере [9].
В соответствии со стратегией социально-экономического развития ХМАО - Югры до 2020 г. и на период до 2030 г., приоритеты ту-ристско-рекреационного комплекса направлены на расширение инфраструктуры туристской отрасли в автономном округе с учетом обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного наследия; развитие системы повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров для предприятий туризма автономного округа [8].
Концепция развития туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предусматривает установление основных направлений развития туристской отрасли, определение и способы создания конкурентоспособных региональных турпродуктов и продвижения их на российский и международный рынки [Там же]. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом связано с эффективным и рациональным использованием туристских ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных комплексов и региональной инфраструктуры, широкой информационной поддержкой въездного и внутреннего туризма, повышением качества услуг и привлечением в отрасль профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов, которые в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности туристского рынка в средне- и долгосрочной перспективе.
В качестве одного из основных механизмов реализации Концепции предлагается государственно-частное партнерство как наиболее
115
перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры, многообещающих с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма, с использованием кластерного подхода.
Развитие туризма в автономном округе рассматривается и как одно из направлений активизации социально-экономического развития муниципального сектора. На определенном этапе в сферу обслуживания туристов включаются новые отрасли хозяйства - обеспечение туристов продуктами питания, транспортными услугами, сувенирной продукцией и т. д. Это позволяет создавать новые рабочие места, получать прибыль и косвенно влиять на развитие смежных отраслей производства. Предполагается, что развитие туризма на местном уровне позволит существенно удовлетворить рекреационные потребности населения (социальный фактор), повысить его благосостояние (экономический фактор), оптимизировать региональную и муниципальную политику в отношении туризма (административный фактор), укрепить рекреационный потенциал региона (ресурсный фактор).
Известно об утверждении концепции новой федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019-2025 годы», которая впервые предусматривает субсидирование туроператоров. По предварительной информации, изначально планировалось три уровня финансирования отрасли: «инерционный», «оптимальный» и «амбициозный» [15].
По инерционному варианту предполагается, что уровень финансирования программы будет аналогичен уровню 2018 г. Оптимальный сценарий предусматривает увеличение общего объема финансирования, и к концу 2025 г. прогнозируется рост объема туристских услуг, оказанных населению, но для этого, отмечается в концепции, необходимо привлечь кредитные средства. По третьему, «амбициозному» сценарию, объемы финансирования прогнозируются исходя из увеличения уровня финансовой под-
держки мероприятий по продвижению отечественного туристского продукта на международном и внутреннем рынках, а также субсидирования туроператоров за счет средств федерального бюджета.
Правительство РФ утвердило первый (инерционный) вариант, в соответствии с которым благодаря применению механизмов государственно-частного партнерства должны успешно развиваться 15 крупных инвестиционных проектов, региональных и межрегиональных, охватывающих значительную часть регионов страны. Во всех вариантах Концепции фигурирует задача стимулирования предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки. В рамках этой задачи предусматриваются, в частности, грантовая поддержка различных организаций, а также субсидии банкам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке компаниям для реализации инвестиционных проектов по созданию и развитию туристских кластеров.
При разработке туристических перспектив Югры крайне важно учитывать глобальные социально-экономические тенденции, одной из них является сокращение рабочего времени без пропорционального уменьшения оплаты труда. Данная тенденция в ее культурологическом аспекте описана С. Б. Синецким [11]. Ее усиление, обеспеченное мировым ростом производительности труда, позволяет прогнозировать активизацию досуговой активности, в том числе туристического спроса (в первую очередь внешнего), который может и должен быть целенаправленно преобразован в туристический поток требуемого направления.
Таким образом, в условиях глобальной нестабильности и санкционного миропорядка целевые программы выступают важным механизмом управления территориями, а Ханты-Мансийский автономный округ - Югра представляет собой регион с наиболее благоприятным инвестиционным климатом, в том числе для туристско-рекреационной сферы.
116
1. Астафьева, О. Н. Философские и прикладные аспекты культурной политики на поселенческом уровне / О. Н. Астафьева, С. Б. Синецкий // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 4 (52). - С. 70-80.
2. Воронин, А. Н. Опыт субъектов Северо-Западного федерального округа в разработке и реализации программ развития туризма / А. Н. Воронин, И. В. Крылова // Вестник Национальной академии туризма. -2010. - № 1 (13). - Янв. - март. - С. 7-10.
3. Евсина, Н. Энергия привлекательности для инновационного сценария / Н. Евсина // Местное время. -2016. - 1 нояб. - № 197 (13743). - С. 4.
4. Ершов, М. Ф. Социокультурная эволюция образов очеловеченного пространства: общетеоретические и конкретно-исторические аспекты : монография / М. Ф. Ершов. - Ханты-Мансийск : Печатный мир, 2013. - 276 с.
5. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации на период до 2020 года. - Москва, 2011. - 30 с.
6. Об утверждении Основ государственной культурной политики. Указ Президента Российской Федерации № 808 от 24 декабря 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kremlin.ru/events/ president/news/47325.
7. Попов, А. В. Социальное проектирование в контексте регионального управления / А. В. Попов // Гуманитарий Юга России. - 2018. - Т. 7. № 2. - С. 148-159.
8. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июня 2012 года № 195-п «О концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (в ред. Постановлений правительства ХМАО - Югры от 07.02.2014 № 44-п, от 18.12.2015 № 472-п, от 03.03.2017 № 79-п) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/468901176.
9. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 г. № 427-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие культуры в Ханты-Мансийском автономном округе на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» (в ред. Постановления правительства ХМАО - Югры от 02.03.2018 № 54-п) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://archivesl.admhmao.ru/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennaya-programma-razvitie-kultury-i-turizma-v-khanty-mansiyskom-avtonomnom-okruge-yugre-na/1084846/GosudarstvennayaprogrammaKHanty MansiyskogoavtonomnogookrugaYUgryRazvitiekulturyvKHantyMansiyskomavto.
10. Сидорова, И. М. Методика оценки обоснованности целевых программ как фактор эффективного муниципального управления туризмом в регионе / И. М. Сидорова, Л. Г. Сидоров // Стратегии социально-экономического развития рекреационных территорий : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И. И. Ашкинадзе. - Анапа : Филиал ГОУ ВПО «СГУТиКД» в г. Анапе, 2010. - С. 101-103.
11. Синецкий, С. Б. Адаптирующая культурная политика в условиях усиления тенденции сокращения рабочего времени / С. Б. Синецкий // Социум и власть. - 2016. - № 5. - С. 127-133.
12. Скуфьина, Т. П. Сценарный подход к определению перспектив развития регионов Севера России / Т. П. Скуфь-ина // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 5. Ч. II / отв. ред. Ю. С. Пивоваров. - Москва : ИНИОН РАН, 2010. - С. 531-537.
13. Стратегическое управление социально-экономическим развитием туристско-рекреационных регионов : моногр. / [Джанджунгазова Е. А. и др.]. - Москва : МИГУ, 2009. - 428 с.
14. Сычева, И. Н. Методологические подходы к формированию стратегии социально-экономического развития региона / И. Н. Сычева, В. Д. Усенко // Экономика. Менеджмент. Сервис. Туризм. Культура (ЭМСТК-2017) : XIX Междунар. науч.-практ. конф. : сб. ст. / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. -Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2017. - С. 81-86.
15. Утверждена концепция Федеральной Целевой Программы развития внутреннего и въездного туризма [Электронный ресурс] // Вестник АТОР. - 2018. - 14 мая. - Режим доступа : http://www.atorus.ru/NEWS/ PRESS-CENTRE/new/43102.html.
Получено 30.08.2018
117
L. Skulmovskaia
Doctor of Sociological Sciences, Professor, Tyumen State Institute of Culture E-mail: [email protected]
SOCIAL FORECASTING AND PROJECTING AS A NEW QUALITY INDICATOR OF REGIONAL TOURIST AND RECREATIONAL SPHERE MANAGEMENT: SCENARIO APPROACH
Abstract. The research of projecting activity in the tourist and recreational sphere is presented as a very urgent problem because the role of culture and a recreation in the course of social and economic transformation of the country has increased. In the Russian system of public administration social programming as one of ways of introduction of innovative methods at all levels ofpower acts as a type of research activity of applied orientation. State programs of cultural development and tourism are being developed in Russian regions on the basis of a program and target method and scenario approach. In this connection understanding of social project as indicator of new quality of regional government is obvious. According to scientists, regions of the North ofRussia are different enough and can't be considered as a unit that complicates scenario approach application to their research. Yugra is regarded as a type of territory with limited tourist and recreational resources where tourism and a recreation can develop depending on the available needs for the organization of resting places, including - at the initiative of local public authorities. During long periods of time these territories weren't considered as tourist regions, but the growing tourist demand and interest ofpower structures began to contribute to the active development in them the sphere of a recreation and tourism. Perspective scenarios of development of Yugra including "a window of opportunities", "the innovative base", import substitution in the sphere of economy, three levels (scenario) of financing of branch of tourism: "inertial", "optimum" and "ambitious" have been considered.
Keywords: region, social projecting, regional management, program and target methods, scenario approach, indicative thinking, tourism and recreation
For citing: Skulmovskaia L. 2018. Social forecasting and projecting as a new quality indicator of regional tourist and recreational sphere management: scenario approach. Culture and Arts Herald. No 3 (55) : 111-119.
References
1. Astafyeva O., Sinetskii S. 2017. Philosophical and applied aspects of cultural policy at the settlement level. Culture and Arts Herald. No 4 (52) : 70-80. (In Russ.).
2. Voronin A., Krylova I. 2010. Experience of subjects of the Northwestern Federal District in development and implementation of programs of development of tourism. Vestnik of National Tourism academy. No 1 (13). January - March : 7-10. (In Russ.).
3. Evsina N. 2016. Energy of appeal to the innovative scenario. Local time. No 197 (13 743) : 4. (In Russ.).
4. Ershov M. 2013. Sotsiokul'turnaya evolyutsiya obrazov ochelovechennogo prostranstva: obshcheteoreticheskie i konkretno istoricheskie aspekty [Sociocultural evolution of images of the humanized space: general-theoretical and concrete historical aspects]. Khanty-Mansiysk : Pechatny mir. 276 p. (In Russ.).
5. Kontseptsiya sovershenstvovaniya regional'noy politiki v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [The concept of improvement of regional policy in the Russian Federation until 2020]. Moscow. 2011. 30 p. (In Russ.).
6. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii № 808 ot 24 dekabrya 2014 goda [On approval of the State Cultural Policy. Decree of the President of the Russian Federation of 24 December 2014 No 808] [Electronic resource]. Available from : http://www.kremlin.ru/events/ president/news/47325. (In Russ.).
7. Popov A. 2018. Social design in the context of regional government. Humanities of the South of Russia. No 2 : 148-159. (In Russ.).
8. Postanovleniye Pravitel'stva Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - YUgry ot 1 iyunya 2012 goda No 195-p «O kontseptsii razvitiya vnutrennego i v''yezdnogo turizma v KHanty-Mansiyskom avtonomnom okruge -
118
YUgre (v redaktsii postanovleniy pravitel'stva KHMAO - YUgry ot 07.02.2014 N 44-p, ot 18.12.2015 N 472-p, ot 03.03.2017 No 79-p) [The resolution of the government of Khanty-Mansi Autonomous Okrug of June 1, 2012 of N 195-p "About the concept of development of internal and entrance tourism in Khanty-Mansi Autonomous Okrug" (in edition of resolutions of the government of KhMAO - Yugra from 07.02.2014 N0 44-p, from 12.18.2015 No 472-p, from 03.03.2017 No 79-p)] [Electronic resource]. Available from : http://docs.cntd.ru/ document/468901176 (In Russ.).
9. Postanovleniye pravitel'stva KHanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - YUgry ot 9 oktyabrya 2013 g. N 427-p «O gosudarstvennoy programme KHanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - YUgry "Razvitiye kul'tury v KHanty-Mansiyskom avtonomnom okruge na 2018-2025 gody i na period do 2030 goda» (v red. Postanovleniya pravitel'stva KHMAO - YUgry ot 02.03.2018 No 54-p) [The resolution of the government of Khanty-Mansi Autonomous Okrug of October 9, 2013 of No 427-p "About the state program of Khanty-Mansi Autonomous Okrug "Cultural development in Khanty-Mansi Autonomous Okrug for 2018-2025 and until 2030"" (in an edition. Resolutions of the government of KhMAO - Yugra from 3/2/2018 N 54-p) [Electronic resource]. Available from : https://archivesl.admhmao.ru/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennaya-programma-razvitie-kultury-i-turizma-v-khanty-mansiyskom-avtonomnom-okruge-yugre-na/1084846/GosudarstvennayaprogrammaKHantyMansiyskogo avtonomnogookrugaYUgryRazvitiekulturyvKHantyMansiyskomavto (In Russ.).
10. Sidorova I., Sidorov L. 2010. Methods of assessment of validity of target programs as a factor of effective municipal management of tourism in the region. Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya rekreatsionnykh territoriy [Jhe Strategy of social and economic developmentrecreational territories]. Ashkinadze I., ed. Anapa : Public Educational Institution of Higher Professional Training SGUTIKD branch in Anapa. P. 101-103. (In Russ.).
11. Sinetskii S. 2016. Adapting cultural policy in the context of strengthening the tendency of reducing working time. Society and Power. No 5 : 127-133. (In Russ.).
12. Skufina T. 2010. Scenario approach to determination of prospects of development of regions of the North of Russia. Russia: tendencies and prospects of development. Year-book. Issue 5. P. II. Pivovarov Yu., ed. Moscow : INION of RAS. P. 531-537. (In Russ.).
13. Strategicheskoe upravlenie sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem turistsko-rekreatsionnykh regionov [Strategic management of social and economic development of tourist and recreational regions]. 2009. Moscow : Moscow Pedagogical State University. 428 p. (In Russ.).
14. Sycheva I., Usenko V. 2017. Methodological approaches to formation of strategy of social and economic development of the region. Ekonomika. Management. Service. Tourism. Culture (EMSTK-2017). Barnaul : Polzunov Altai State Technical Unuversity Press. P. 81-86. (In Russ.).
15. Approved federal programme for the development of internal and inbound tourism. VestnikATOR [Messenger of ATOR]. 2018. May 14. (In Russ.).
Received 30.08.2018
***ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ** *ПОЗД РАВЛЕНИЯ С ЮБИЛЕЕМ ЧГИК*** ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ***
Поздравляю родной институт с 50-летним юбилеем!
За свою полувековую историю Челябинский государственный институт культуры внес значительный вклад в развитие высшего образования Челябинской области и подготовку кадров для учреждений культуры страны. ЧГИК стал важной ступенью в моей трудовой биографии, сформировал чувство любви и верности выбранной специальности социолога культуры и досуга. В этот праздничный день желаю всему профессорско-преподавательскому коллективу, студентам и аспирантам исполнения научных и творческих планов, успешного воплощения в жизнь самых смелых проектов и идей!
С уважением и благодарностью,
Л. Г. Скульмовская, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии Тюменского государственного института культуры Выпускница ЧГИИК1996 г.
119