Научная статья на тему 'Сувенирная продукция в музеях: современные кейс-практики'

Сувенирная продукция в музеях: современные кейс-практики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3782
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ / МУЗЕИ / MUSEUMS / МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ / MUSEUM TOURISM / МУЗЕЙНЫЙ ПРОДУКТ / MUSEUM PRODUCT / СУВЕНИР / SOUVENIR / КЕЙС-ПРАКТИКА / CASE-PRACTICE / SOUVENIR GIFTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никифорова Алина Александровна, Скульмовская Любовь Григорьевна

Глобализация экономики и специфика постиндустриального общества с превалированием сферы услуг над сферой производства оказали влияние и на туризм, придав ему рыночный характер, в связи с чем можно говорить о появлении нового вида туризма музейного. Музейный туризм стал средством внутренней мобилизации и адаптации к условиям рынка, способом формирования деловой политики, прояснения целей деятельности и определения стратегии, возможностью выстроить внешние отношения, выработать особую политику музея, открытого окружающему миру. В своей деятельности музеи все больше ориентируются на ментальные особенности музейной аудитории, предлагая новые востребованные формы взаимодействия с посетителями. Актуальным становится расширение ассортимента сувенирной продукции, которая реализуется в том числе и в музеях. Существующий ассортимент достаточно сложно классифицировать, поскольку постоянно появляются новые объекты и продукция, привлекающие внимание туристов. Тем не менее можно представить наиболее обобщенную классификацию сувенирной продукции, выделить основные функции сувениров. Проанализированные кейс-практики могут помочь в популяризации сувенирной продукции и сделать ее более востребованной среди туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUVENIR GIFTS IN MUSEUMS: MODERN CASE-PRACTICE

Globalization of the economy and the peculiarities of post-industrial society with the prevalence of services over the sphere of production had an impact on tourism, giving it a market character so we can talk about the emergence of a new type of tourism, which can be called museum tourism. Museum tourism has become a means of internal mobilization and adaptation to the market conditions, a way of shaping business policy, clarifying the objectives of the activity and determining the strategy, the opportunity to build external relations, to develop a special policy of the Museum opened to the surrounding world. Museums in their activities are increasingly focused on the mental characteristics of the Museum audience, offering new popular forms of interaction with visitors. It is important to expand the range of souvenir gifts, which is implemented, in particular, and in museums. The existing range of souvenir gifts is quite difficult to classify, because there are constantly new objects and products that attract the attention of tourists. Nevertheless, it is possible to present the most generalized classification of souvenir gifts, to identify the main functions that are characteristic of Souvenirs. The case practices under analysis can help promote souvenir gifts production and make it more popular among the tourists.

Текст научной работы на тему «Сувенирная продукция в музеях: современные кейс-практики»

УДК 339.138

А. А. Никифорова Л. Г. Скульмовская

канд. культурологии, д-р социол. наук, проф.,

Нижневартовский Тюменский государственный

государственный университет институт культурыi

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ В МУЗЕЯХ: СОВРЕМЕННЫЕ КЕЙС-ПРАКТИКИ

Глобализация экономики и специфика постиндустриального общества с превалированием сферы услуг над сферой производства оказали влияние и на туризм, придав ему рыночный характер, в связи с чем можно говорить о появлении нового вида туризма - музейного. Музейный туризм стал средством внутренней мобилизации и адаптации к условиям рынка, способом формирования деловой политики, прояснения целей деятельности и определения стратегии, возможностью выстроить внешние отношения, выработать особую политику музея, открытого окружающему миру. В своей деятельности музеи все больше ориентируются на ментальные особенности музейной аудитории, предлагая новые востребованные формы взаимодействия с посетителями. Актуальным становится расширение ассортимента сувенирной продукции, которая реализуется в том числе и в музеях. Существующий ассортимент достаточно сложно классифицировать, поскольку постоянно появляются новые объекты и продукция, привлекающие внимание туристов. Тем не менее можно представить наиболее обобщенную классификацию сувенирной продукции, выделить основные функции сувениров.

Проанализированные кейс-практики могут помочь в популяризации сувенирной продукции и сделать ее более востребованной среди туристов.

Ключевые слова: сувенирная продукция, музеи, музейный туризм, музейный продукт, сувенир, кейс-практика

Для цитирования: Никифорова, А. А. Сувенирная продукция в музеях: современные кейс-практики / А. А. Никифорова, Л. Г. Скульмовская //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 2 (54). - С. 80-88.

В современных условиях глобализации и ков, актеров, писателей, политических деяте-

неоднозначности национальной идентичности лей, которым посвящен музей. Работу подоб-

стран отмечаются тенденции увеличения ин- ных музеев нельзя ограничивать лишь про-

тереса к различным видам туризма и в первую граммами экскурсионного характера, по-

очередь - к культурному и познавательному, скольку основная цель его посещения не

базис которых составляет культурное и исто- столько информационная, связанная с сооб-

рическое наследие народов. Становясь все бо- щением чего-то нового, а, скорее, эмоцио-

лее разнообразным и разноплановым, турист- нальная, направленная на погружение в мир

ское пространство позволяет удовлетворять людей, когда-то здесь живших. Процесс со-

самые изысканные запросы на отдых, развле- хранения нематериального наследия в россий-

чения и познание. Практически нет региона, ских музеях становится все более активным, и

где ни проводились бы популярные и востре- объясняется это тем, что музеи больше вни-

бованные мероприятия событийного характе- мания стали уделять основной цели своей дея-

ра, обладающие огромной базой поклонников, тельности - распространению информации о

своей историей и традициями. культурном наследии. На основе их активного

Зачастую музеи органично сочетают бы- материального воплощения началось изуче-

товой пласт повседневной жизни, интересный ние, а затем и возрождение старинных реме-

и понятный каждому, и творчество художни- сел, традиций, обрядов [9, с. 89].

80

Музеи, являющие собой многогранный символ культуры, сегодня становятся центром притяжения огромного количества туристов, приобретают особую роль в развитии и популяризации туризма. Не остается без внимания и сувенирная продукция, ярко отражающая уникальные черты туристского пространства. Новые тенденции, появившиеся в мировой музейной практике, меняют традиционное представление о музее, расширяя спектр его ролей в обществе и дополняя его функции. Современный музей выступает не только хранителем культурного наследия и транслятором традиций, но всё чаще рассматривается как фактор укрепления стабильности и привлекательности территории (региона, города), поскольку, как правило, именно желание посетить тот или иной музей инициирует туристскую поездку.

Современные музеи активно включаются в социальную и культурно-досуговую деятельность, становясь одним из значимых объектов инфраструктуры культуры. Многофункциональность музейных комплексов связана с многообразием выполняемых ими задач, однако в современных условиях каждый музей должен стремиться быть уникальным, нетипичным, востребованным и активно включенным в коммуникативную сферу [15, с. 201]. В настоящее время социокультурное пространство музея включает в себя не только высокотехнологичные экспозиционные и выставочные залы, галереи, но и кинозалы, лектории, тематические кафе, арт-пространства для детей и пр., создающиеся на базе музеев или около них.

В связи с совершенствованием туристической индустрии и музейных коммуникаций ставится задача выявления своеобразия места или события для достижения аттрактивности и конкурентоспособности. По мнению Т. Ю. Бы-стровой, социокультурный подход, основывающийся на ценностях и смыслах конкретного культурного субъекта или пространства, значимых для целевой аудитории, применяется авторами проектов чаще всего, в не вполне отреф-лексированном виде. Однако он настолько широко (географически) распространен, что уже может быть зафиксирован теорией [3, с. 19].

81

Сегодня отмечается активный рост общественных, социальных и предпринимательских инициатив, которые воплощаются в частных, корпоративных или народных музеях. Они способствуют гармоничному распределению турпродуктов различных субъектов страны, и в этом аспекте невозможно обойти вопрос формирования ассортиментного ряда музейной сувенирной продукции.

Несмотря на всю очевидную актуальность «сувенирного» вопроса в туризме, фундаментальные научные и прикладные исследования по изучению и обобщению разносторонней практики создания сувенирной продукции с разнообразным функционалом не проводились. Та же картина наблюдается и в маркетинге сувенирной продукции («моделирование», оценка потребителем, культура продаж и др.).

Сувенир, как отмечают некоторые исследователи, может быть рассмотрен в качестве одной из форм трансляции культурных норм и стереотипов. Среди самых распространенных трактовок этого термина выделяется следующая: «сувенир - это вещь, связанная с воспоминаниями или подаренная на память, художественное изделие, какой-либо предмет как память о посещении страны, города, местности, а также о ком-либо, чем-либо» [1, с. 305].

В настоящее время богатый и разнообразный ассортимент сувенирной продукции позволяет каждому туристу подобрать сувенир исходя их своих финансовых возможностей, круга интересов и т. д. Это могут быть календари, магниты, брелоки, кружки, канцелярские товары, значки, чехлы для телефонов, баннеры, наклейки и т. п., а также изделия народных художественных промыслов, одежды, ювелирных украшений и бижутерии, предметов интерьера, художественных альбомов и книг, наборов открыток, национальные музыкальные инструменты и мн. др.

Из традиционных маркетинговых инструментов, применяемых в музеях, выделяется формирование музейных сувениров, которое также является и дополнительной возможностью для рекламирования данного учреждения и последующего повышения его аттрактивно-

сти. Назовем главные функции сувениров (помимо функционального назначения предмета):

- создание ассоциаций и сохранение воспоминаний;

- репрезентация и реклама бренда, формирование образа организации, имиджа посетителя, приобретающего сувенир;

- эстетическая и художественная ценность;

- подарок и демонстрация лояльности к организациям-партнерам.

Самыми распространенными и востребованными музейными сувенирами являются:

- предметы с изображением музейной символики (фасады зданий, предметы коллекции или стилизованный портрет деятеля, которому музей посвящен); зачастую подобные сувениры рассматриваются в качестве корпоративной продукции при осуществлении коммуникации с друзьями или партнерами музея;

- сувениры с символикой территориальной принадлежности музея;

- сувениры, связанные с профилем музея;

- полиграфические и мультимедийные материалы музея (к примеру, каталоги, книги, путеводители, диски) также рассматриваются в качестве сувенирной продукции. Многие музеи повышают и укрепляют свою репутацию в научно-исследовательской среде, выступая в роли издателей.

Таким образом, благодаря распространению собственной сувенирной продукции музеи расширяют свою аудиторию (как посетителей, так и профессионального сообщества, спонсоров).

Музейная сувенирная продукция, как правило, посвящается предметам основной экспозиции, крайне редко музеи создают сувениры, приуроченные к специальным событиям. И в этом заключается специфика отечественных музеев по сравнению с западными практиками.

Сувенир, являясь способом эмоционального общения с туристами, функционально определен следующими аспектами:

- формирование эмоционального отклика у путешественников;

- воспитание лояльности к туристской территории, программе, мероприятию и т. д.;

- побуждение путешественников к повторному визиту в музей;

- привлечение внимания к народному творчеству, традиционным праздникам и обрядам, ремеслу;

- формирование спроса на традиционную производственно-хозяйственную деятельность и крафтовое производство;

- возрождение и актуализация семейного творчества [6, с. 30].

Концепции создания современного музея базируются на неординарных идеях. Петербург, в частности, за прошедшее десятилетие пополнился музеями водки, стекла, шоколада, садом живых бабочек, музеем нонконформистского искусства и др. В Твери начал свою работу музей козла, основная цель которого -подчеркнуть важность образа козла в России. К примеру, выражение «работать как тверской козел» означает «работать хорошо», что подтверждает положительный образ животного и его социальную значимость. Музей насчитывает около 4 тысяч предметов с изображением козлов: вещи, игрушки, сувениры, поделки, картины и т. п.

Многие музеи представляют собой сейчас многофункциональные досуговые центры, поскольку конкуренция со стороны чисто развлекательных заведений, изменения запросов и потребностей отдельных групп туристов, недостаточное финансирование со стороны государства потребовали от них обращения к маркетинговым технологиям [14, с. 84-85].

Одной из главных задач для рассматриваемых учреждений становится дальнейшее расширение каналов распространения сувенирной продукции, повышение привлекательности процесса купли-продажи сувениров. Покупка и дальнейшее использование сувениров основывается на процессе коммуникации между туристами или группой туристов, в том числе как «состоявшихся», так и «потенциальных», и интеллектуальными системами объектов показа или дестинации.

82

Весьма интересным в связи с этим представляется ассортимент сувениров, который можно встретить на территории Тюменской области и входящего в ее состав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, одного из регионов, где совместно проживает более ста различных национальностей, благодаря особенностям хозяйственного освоения этой территории (представителями «титульного» этноса считаются коренные малочисленные народы Севера - ханты, манси, селькупы и др.). К примеру, весьма востребованной сувенирной продукцией являются:

- памятный знак «Первооткрывателям земли Югорской» - одна из красивых достопримечательностей автономного округа; выполнен в форме пирамидки, у которой каждая грань символизирует этап становления территории: древние времена, период присоединения к России, современность;

- сувениры с символикой музея под открытым небом «Торум Маа», оленьих стойбищ в п. Варьегане и Агане, изображением красот природы, парков экологической направленности «Нумто», «Шапшинские кедровники» и «Самаровский чугас»;

- сувениры и подарки из различных материалов - дерево, береста, металл, фарфор, стекло, натуральные камни и мн. др., на них по желанию можно выгравировать название городов округа, поздравления или символику предприятия; данные сувенирные предметы весьма популярны как среди жителей, так и гостей округа, зачастую иностранных туристов.

В современных условиях меняется культурное пространство музеев Тюменской области, выступающих содержательной базой культурного туризма. Они представлены комплексом объектов показа, создающих информационные поводы, культурные программы и событийный ряд для разных целевых групп посетителей. Благодаря этому развивается производство уникальной сувенирной продукции и возрастает спрос на нее, формируются притягательные бренды, новые экскурсионные маршруты.

Значительный интерес у иностранных и отечественных туристов, да и у местных жителей вызывает воссоздание быта древних северян, реконструкции народных праздников. В свою очередь музеи здесь выступают пространством, открытым для взаимодействия туристов и местных жителей. Особый интерес вызывает актуальный сегодня опыт взаимодействия реконструкции народных праздников и музеев. Такая деятельность позволяет рассматривать театральные традиции в качестве непосредственных объектов музеефикации. Таким образом, реконструкция народных праздников и других зрелищных форм становится важной сферой деятельности не только театров, но и музеев. Театральный спектакль все больше выступает в качестве актуальной формы нематериального культурного наследия, за сохранение и популяризацию которой отвечают современные музеи. К примеру, этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» проводит традиционные праздники обских угров: «Тылащ пори» («Обряд приношения Луне»), «Вороний день», символизирующий начало весны, день рождения Торум Маа и др.

Набирает обороты производство и реализация гастрономических, «съедобных», «вкусных» сувениров и продуктовых наборов для туриста. Так, для рассматриваемого региона это могут быть варенье из кедровой шишки (и просто кедровые орехи), морошки, клюквы и др. или сушеные ягоды, мясо оленя (вяленое мясо или консервированное) и т. д.

Реконструкция народных зрелищных форм, представляющая собой воссоздание материальной и духовной культуры конкретного региона в тот или иной исторический период, используется в Ялуторовском музейном комплексе (подразделение ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское объединение»). Среди излюбленных туристами реконструкций можно выделить следующие: военно-историческая, связанная с временами Куликовской битвы; мастер-классы по народным промыслам коренных жителей - резьбе и росписи по дереву, ткачеству, гончарному делу, плетению из лозы и мн. др.

83

В самом г. Ялуторовске, позиционирующем себя в качестве «блинной столицы» России, с целью привлечения внимания туристов получило развитие событийно-гастрономическое направление. Для этого применяется интересный маркетинговый ход: ежегодно здесь пекут и переворачивают трехметровый блин, и туристы приезжают с желанием посмотреть, смогут ли его перевернуть в этом году. Также город известен конфетами «Гулливер», которые Ялуторовская фабрика в период СССР производила для целой страны и успешно продолжает это делать сейчас.

Мастера народных художественных промыслов вовлекаются с жизнь культурно-познавательного и событийного туризма, активно развивая выставочно-ярмарочную деятельность. К примеру, в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике, входящем в структуру Тюменского музейно-просвети-тельского объединения, действуют четыре сувенирных лавки и одна пряничная, размещающиеся во Дворце Наместника, Доме Мастеров, Гостином дворе, Тюремном замке.

По вопросам закупки и реализации сувениров структурное подразделение сотрудничает с предприятиями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами из Тюменской области и всей России. Собственный ассортимент товаров на продажу делают гончарная, швейная и крапивная мастерские.

В частных, корпоративных, государственных, народных музеях при разработке линейки сувениров или при проведении мониторинга имеющихся могут применяться следующие кейс-практики, подготовленные нами для музеев Тюменской области и входящего в ее состав Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. Данные кейс-практики включают как музейные сувениры, которые призваны служить воспоминаниями о посещенных местах, так и сувениры, традиционно вызывающие интерес у туристов, но не всегда связанные с кон -кретными музеями.

Кейс-практика I. Югорский сувенир-оберег

Сувенир реализует обережную функцию, а также передачу из поколения в поколение в

84

предметной форме жизненно важной информации (родовая память, связывающая членов рода) [См. об этом: 16, с. 3]. Были свои обереги и у народов Севера. Например, чтобы сохранить память о народах и «получить покровителя» в различных начинаниях, можно приобретать традиционных кукол «Акань». Немаловажно и то, что подобные куклы могут быть изготовлены на заказ для конкретного человека.

Акань - самодельная хантыйская кукла из тонкой ткани, сукна или меха. С незапамятных времен с ней играли дети народов ханты и манси. Кукла была постоянно с ребенком. Существует поверье, что судьбы куклы и ребенка, которому ее подарили, связаны, поэтому дети своих кукол очень берегут, игрушка становится личным талисманом или оберегом и сопровождает своих хозяев до старости.

Кейс-практика II. Национальный орнамент и единение с природой

Для местных жителей всегда особую роль играла природа - место жительства духов-покровителей семей ханты и манси. Причем у каждой семьи есть свои природные покровители - деревья, озера, камни, животные и т. д. Издавна у этих народов процветало ремесло по вырезанию украшений и других предметов из кости и дерева. Чтобы передать чувство единения с природой, можно создавать разнообразные подделки из дерева (шкатулки, шахматы, нарды, матрешки, разделочные доски, солонки, вазы, ложки, деревянные игрушки, тарелки, браслеты) и украшать традиционными для местных жителей орнаментом и рисунками. Также популярны изделия из рога оленя: брелоки, салфетницы, ножи, кольца и мн. др.

В данную кейс-практику удачно вписываются и так называемые корневатики -традиционные плетеные коробки из корней кедра. Вымоченный корень кедра, характеризующийся высокой пластичностью и прочностью, раньше был одним из наиболее востребованных в быту материалом у хантов и манси. Сюда же можно отнести традиционные разнообразные изделия из травы (например, большую ценность представляют украшенные

орнаментом циновки, поскольку их плетут только северные и восточные ханты).

Ханты-Мансийский автономный округ -это крупнейший российский нефтегазоносный регион, поэтому не удивительно, что в Музее геологии, нефти и газа и в регионе в целом популярны такие сувениры, как магнит с каплей нефти.

Для коренных народов Севера традиционный орнамент является сакральным и передается из поколения в поколение, до сих пор он широко распространен в бисероплетении и вышивке. Орнаментом украшена традиционная одежда и обувь, сумки и пр., причем материалы, из которых они сделаны, тоже показывают связь древних северных народов с природой: как правило, это мех, ровдуга (т. е. замша из оленьей или лосиной шкуры) и т. д.

Кейс-практика III. «Полезность» сувениров

Главная роль сувениров обусловлена формированием эмоциональной окраски и положительных воспоминаний о посещенном месте или мероприятии.

На территории Ханты-Мансийского округа - Югры проводится большое количество мероприятий международного уровня, среди которых ряд фестивалей: «Золотой бубен» и «Спасти и сохранить», фестиваль кинодебютов «Дух огня» (участие в котором ежегодно принимают актеры, режиссеры не только отечественного кино, но и многие иностранные деятели искусства), театральный - «Чайка», музыкальный - «Югра», а также этап кубка мира по биатлону и др.

Чтобы сохранить память о событиях, можно формировать ассортиментный ряд сувениров, куда войдут брелоки, декоративные тарелки, магниты, ручки, ежедневники, подставки и др. как с изображением и логотипом мероприятий, так и фотографиями отечественных и зарубежных звезд спорта и кинематографа.

Еще один интересный вариант - сувениры, сделанные своими руками. Зачастую в музеях проводятся мастер-классы для всех желающих по изготовлению сувенира с применением традиционной технологии, материалов, символики и т. д. Подобные мероприятия включены в про-

85

грамму празднования Международного дня коренных народов мира, ежегодно проводимого Музейно-выставочным центром г. Когалыма.

Кейс-практика IV. Сувенирные книги

Они достаточно популярны среди туристов, поскольку напоминают о посещенном туристском объекте. И позитивный пример являют собой не только книги, рассказывающие об истории, культуре, традиционных ремеслах, достопримечательностях данного региона и города [См., напр.: 2; 4; 5; 11-13] (в том числе приуроченные к юбилеям городов), но и посвященные различным масштабным мероприятиям. Так, уже традиционным стал каталог Международного форума визуального юмора «Карикатурум» [7].

Помимо масштабных культурных мероприятий знаковым событием для г. Ханты-Мансийска (столицы округа) является проведение соревнований по биатлону, арчери-биатлону, лыжным гонкам и летнему биатлону с участием иностранных спортсменов высокого уровня. Для многих поклонников спорта сувенирная книга про их кумиров будет весьма интересна.

Безусловно, представленный перечень кейс-практик нельзя рассматривать как исчерпывающий, поскольку он постоянно пополняется, совершенствуется, распространяется. Можно согласиться с точкой зрения Т. М. Кривошее-вой, что среди главных тенденций сувенирного вопроса остаются:

- укрепление исторической памяти, обращение к истокам;

- объединение традиций и инноваций в сувенирной сфере;

- популяризация ремесленного, крафтово-го производства различных видов сувениров;

- использование творчества самодеятельных художников и мастеров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование коопераций в сфере производства и реализации сувенирной продукции [6, с. 36].

Сегодня интерес со стороны туристов к изделиям народно-художественного промысла существенно усилился. В этом есть значительная заслуга музеев, в том числе благодаря

их участию в реконструкции древних народных праздников и организации фестивалей традиционных ремесел1.

Таким образом, туризм позволяет познакомиться с современной культурой региона, а музеи помогают окунуться в различные исторические этапы, которые проживал регион, помогая создавать социокультурную среду с традициями и обычаями, спецификой бытовой

и хозяйственной деятельности [8, с. 43-65]. Особое внимание при этом уделяется сувенирной продукции, реализуемой в том числе в музеях, создающей положительный эмоциональный фон у туристов. Для большей популяризации сувениров можно использовать предложенные кейс-практики, которые, на наш взгляд, могут быть востребованными в музеях округа.

1. Акинфеева, И. И. Сувенир как феномен культуры: специфика и классификационные признаки / И. И. Акин-феева, О. Е. Железняк // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015. -№ 5 (100). - С. 305-314.

2. Бауло, А. В. Священные места и атрибуты северных хантов в начале XXI века : этнографический альбом /

A. В. Бауло. - Ханты-Мансийск, 2016. - 300 с. : ил.

3. Быстрова, Т. Ю. Социокультурный подход к проектированию туристических и музейных сувениров / Т. Ю. Быстрова // Человек в мире культуры. - 2015. - № 1. - С. 18-22.

4. Город мастеров : Тюмень - 420 лет / [авт. текстов: В. Абилькенова и др.]. - Тюмень : Сибирский издательский дом, 2006. - 191, [1] с. : ил., цв. ил.

5. Дубовская, Е. Незабытая Тюмень: альбом фотографических видов города и увлекательных историй XIX - XX веков / Елена Дубовская. - Тюмень : Тюменский издательский дом, 2014. - 260 с. : ил., портр.

6. Кривошеева, Т. М. Сувенирная продукция в музеях - инструмент эмоциональной коммуникации с посетителями / Т. М. Кривошеева // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2016. - № 2. - С. 29-37.

7. Международный восьмой форум визуального юмора Карикатурум. 2013-2014 : каталог / Сургутский художественный музей. - Сургут, 2014. - 204 с. : ил.

8. Мошняга, Е. В. Культурный туризм и межкультурная коммуникация / Е. В. Мошняга // Туризм: от науки -к практике: труды Российской академии естественных наук / под ред. И. В. Зорина. Т. 1. - Москва : РАЕН, 2006. - С. 43-65.

9. Никифорова, А. А. Музейная театрализация как способ трансляции культурного наследия / А. А. Никифорова // XXIII Ершовские чтения : межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. Л. В. Ведерникова. - Ишим : Ишим-ский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова, 2013. - С. 88-90.

10. Никифорова, А. А. Объекты нематериального культурного наследия в музейной деятельности: особенности вовлечения в сферу туризма / А. А. Никифорова. - Нижневартовск : Приобье, 2017. - 128 с.

11. Путеводитель. Маршруты Ханты-Мансийска : справ.-информ. изд. / под ред. Н. А. Завитневич, К. С. Кар-гаполовой, А. В. Рябовой, О. В. Михеевой [и др.]. - Тюмень : ОЛМАРПРЕСС, 2012. - 108 с.

12. Сезева, Н. И. Тюменский ковер. Цветы Сибири : каталог / Н. И. Сезева. - Тюмень, 2014. - 152 с.

13. Серебро древней Югры : каталог / [Н. Г. Комова, О. И. Приступа ; науч. ред. Н. В. Федорова ; фот. :

B. В. Леонтьев, Н. Г. Комова] ; Департамент культуры Ханты-Манс. авт. окр. - Югры; Бюджет. учреждение Ханты-Манс. авт. окр. - Югры «Музей Природы и Человека». - Ханты-Мансийск ; Екатеринбург : Изд-во Баско, 2012. - 139 с. : цв. ил.

14. Скульмовская, Л. Г. Музейная деятельность как важный туристский ресурс региона / Л. Г. Скульмовская // Культура, наука, образование : проблемы и перспективы : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (г. Нижневартовск, 12-13 февр. 2015 г.). Ч. II / отв. ред. А. В. Коричко. - Нижневартовск : Изд-во Нижне-варт. гос. ун-та, 2015. - С. 84-85.

1 К примеру, Международный фестиваль ремесел коренных народов мира «Югра», городской конкурс изделий декоративно-прикладного искусства и традиционных ремесел «Сургутский умелец» и др.

86

15. Скульмовская, Л. Г. Роль современного музея в актуализации наследия: традиции и инновации / Л. Г. Скульмовская // Культура как вид человеческого бытия и познания : сб. материалов Всерос. науч. конф. с между-нар. участием в филиале ТюмГУ в г. Ишиме, посвящ. 70-летию д-ра филос. наук, проф. В. И. Полищука / науч. ред. В. И. Полищук ; отв. ред. Л. А. Огородникова. - Ишим : Изд-во филиал «ТюмГУ» в г. Ишиме, 2015. - С. 199-204.

16. Что такое сувенир?: информ.-метод. сб. для специалистов декоративно-прикладного искусства, мастеров народной культуры Ростовской области / отв. за вып. А. В. Ларионов ; сост. О. В. Хрипко, Е. Г. Шашулов-ская. - Ростов-на-Дону : Ростов. обл. дом нар. творчества, 2011. - 26 с.

Abstract. Globalization of the economy and the peculiarities of post-industrial society with the prevalence of services over the sphere of production had an impact on tourism, giving it a market character so we can talk about the emergence of a new type of tourism, which can be called museum tourism. Museum tourism has become a means of internal mobilization and adaptation to the market conditions, a way of shaping business policy, clarifying the objectives of the activity and determining the strategy, the opportunity to build external relations, to develop a special policy of the Museum opened to the surrounding world. Museums in their activities are increasingly focused on the mental characteristics of the Museum audience, offering new popular forms of interaction with visitors. It is important to expand the range of souvenir gifts, which is implemented, in particular, and in museums. The existing range of souvenir gifts is quite difficult to classify, because there are constantly new objects and products that attract the attention of tourists. Nevertheless, it is possible to present the most generalized classification of souvenir gifts, to identify the main functions that are characteristic of Souvenirs.

The case practices under analysis can help promote souvenir gifts production and make it more popular among the tourists.

Keywords: souvenir gifts, museums, museum tourism, museum product, souvenir, case-practice

For citing: Nikiforova A., Skulmovskaya L. 2018. Souvenir gifts in museums: modern case-practice. Culture and Arts Herald. No 2 (54) : 80-88.

1. Akinfeeva I., Zheleznyak O. 2015. Souvenir as a cultural phenomenon: specifics and classification features. Bulletin of the Irkutsk state technical university. No 5 (100) : 305-314. (In Russ.).

2. Baulo A. 2016. Svyashchennyye mesta i atributy severnykh khantov v nachale XXI veka : etnograficheskiy al'bom [Sacred places and attributes of the Northern Khants in the beginning of the XXI century : an ethnographic album]. Khanty-Mansiysk. 300 p. : color illustration. (In Russ.).

3. Bistrova T. 2015. A sociocultural approach to design of tourist and museum souvenirs. Human in the world of culture. No 1 : 18-22. (In Russ.).

4. Gorod masterov : Tyumen' - 420 let [City of masters: Tyumen - 420 years]. 2006. [Auth. texts: V. Abylkenova etc.]. Tyumen : Siberian publishing house. 191 p. (In Russ.).

Получено 21.03.2018

A. Nikiforova

Candidate of Culturology, Nizhnevartovsk State University E-mail: [email protected]

L. Skulmovskaya

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Tyumen State Institute of Culture E-mail: [email protected]

SOUVENIR GIFTS IN MUSEUMS: MODERN CASE-PRACTICE

References

87

5. Dubovskaya E. 2014. Nezabytaya Tyumen': al'bom fotograficheskikh vidov goroda i uvlekatel'nykh istoriy XIX - XX vekov [Unforgettable Tyumen: album of photographic views of the city and fascinating stories of 19th - 20th centuries]. Tyumen : Tyumen publishing house. 260 p. : Il., porter. (In Russ.).

6. Krivosheeva T. 2016. Souvenir production in a museum - tool of emotional communication with visitors. Modern problems of service and tourism. No 2 : 29-37. (In Russ.).

7. Mezhdunarodnyy vos'moy forum vizual'nogo yumora Karikaturum. 2013-2014 : katalog [The eighth international forum of visual humor Karikaturum. 2013-2014 : catalogue]. 2014. Surgut. 204 p. : Il. (In Russ.).

8. Moshnyaga E. 2006. Cultural tourism and cross-cultural communication. Turizm: ot nauki - k praktike: trudy Rossiyskoy akademii estestvennykh nauk. T. 1 [Tourism: from science - to practice. Works of the Russian Academy of Natural Sciences .Vol. 1]. Moscow : Russian Academy of Natural Sciences. (In Russ.).

9. Nikiforova A. 2013. Museum staging as way of broadcast of cultural heritage. XXIII Ershovskiye chteniya [XXIII Yershov readings]. Vedernikova L., ed. Ishim. P. 88-90. (In Russ.).

10. Nikiforova A. 2017. Ob''yekty nematerial'nogo kul'turnogo naslediya v muzeynoy deyatel'nosti: osobennosti vovlecheniya v sferu turizma [Objects of non-material cultural heritage in museum activity: features of involvement in the sphere of tourism]. Nizhnevartovsk : Priob'ye. 128 p. (In Russ.).

11. Putevoditel'. Marshruty Khanty-Mansiyska [Guide. Routes Khanty-Mansiysk]. 2012. Ed.: N. A. Zavitnevich, K. S. Kargapolova, A. V. Ryabova, O. V. Mikheeva [etc.]. Tyumen : OLMARPRESS. 108 p. (In Russ.).

12. Sezawa N. 2014. Tyumenskiy kover. Tsvety Sibiri [the Tyumen carpet. Flowers of Siberia]. Tyumen. 152 p. (In Russ.).

13. Serebro drevney Yugry [Silver ancient Ugra]. 2012. [N. G. Komova, O. I. Pristupa ; science ed. N. V. Fedorova; photo : V. V. Leontiev, N. G. Komova]; Department of culture of Khanty-Mans. auth. roc. Ugra; Budget. establishment of Khanty-Mans. auth. roc. - Ugra "Museum of Nature and Man". Khanty-Mansiysk ; Yekaterinburg : Basco. 139 p. : color illustration. (In Russ.).

14. Skulmovskaya L. 2015. Museum activity as important tourist resource of the region. Kul'tura, nauka, obrazovaniye : problemy iperspektivy [Culture, science, education: problems and prospects]. P. 84-85. (In Russ.).

15. Skulmovskaya L. 2015. The Role of a modern museum in acualising the heritage: traditions and innovations. Kul'tura kak vid chelovecheskogo bytiya i poznaniya [Culture as type of human life and knowledge]. Ishim : Publishing house TyumGU branch in Ishim, P. 199-204. (In Russ.).

16. Chto takoye suvenir?: inform.-metod. sb. dlya spetsialistov dekorativno-prikladnogo iskusstva, masterov narodnoy kul'tury Rostovskoy oblasti [What is souvenir?: inform.-method. collection for professionals decorative art, folk masters of culture of the Rostov region]. 2011. Larionov A., ed. for the issue ; comp. O. Khripko, E. G. Shashulovskaya. Rostov-on-don : Rostov regional house of creativity Rostov. 26 p. (In Russ.).

Received 21.03.2018

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.