УДК 338.48
ПРОИЗВОДСТВО СУВЕНИРОВ КАК РЕСУРС ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
© 2018
Кузнецова Наталия Федоровна, кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института экономики и управления Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (655017, Россия, Абакан, проспект Ленина, 92, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассматривается производство сувениров как ресурс для повышения туристской привлекательности и формирования имиджа региона на примере южных районов Красноярского края и Республики Хакасия. Большое внимание в статье уделяется понятийному аппарату, в ней дается определение понятию «сувенир», выделяются его сущность, материальная и духовно-ценностная составляющие, выявляются различия между понятиями «сувенирное изделие», «подарочное изделие», «декоративное изделие» и «сувенирное изделие народных художественных промыслов», дается классификация сувениров по разным критериям, анализируются основные сегменты рынка сувенирной продукции Российской Федерации и регионов Южной Сибири. Основное содержание данной статьи посвящено вопросам производства и реализации сувениров, в т. ч. новых - съедобных, а также проблемам и дальнейшим перспективам потребительского сегмента сувенирного рынка Хакасии и юга Красноярского края, фактически представленного в основном ремесленным производством. Производство сувениров является важным ресурсом для повышения туристской привлекательности и формирования имиджа региона. Дальнейшее эффективное развитие туризма в регионах Южной Сибири вызывает необходимость роста производства сувениров, поиска новых технологий их производства, тиражирования объектов культурно-исторического наследия уже не в условиях кустарного, ремесленного, а фабричного производства.
Ключевые слова: туризм, регион, туристская привлекательность, внутренний туризм, въездной туризм, культурно-познавательный туризм, сувенир, народные промыслы, ресурс, производство, культурно-историческое наследие, реклама, ремесло.
ON SOUVENIR PRODUCTION AS A RESOURCE FOR IMPROVING TOURIST ATTRACTIVENESS OF A REGION
© 2018
Kuznetsova Nataliya Fedorovna, candidate of history sciences, associate professor, Deputy Director for Research of the Institute of Economics and Management Khakass State University of N.F. Katanov (655017, Russia, Abakan, Lenin Avenue 92, e-mail: [email protected])
Abstract. The article considers souvenir production as a resource for improving tourist attractiveness and an image of a region using the case of the southern regions of Krasnoyarsk territory and the Republic of Khakassia. The considerable emphasis is put on the conceptual framework. The author defines the concept of a souvenir, its essence, material and spiritual value and distinguishes the concepts of a souvenir article, a gift item, a decorative product and a souvenir item of folk arts and crafts. The author gives classification of souvenirs according to different criteria and analyzes basic sectors of the souvenir market of the Russian Federation and the regions of Southern Siberia. The main content of the article deals with production and promotion of souvenirs, including those of a new edible type and touches upon the problems and further perspectives of the consumer segment of the souvenir market in Khakassia and southern regions of Krasnoyarsk territory, which is actually presented mainly by handicraft production. The souvenir production is an important resource for improving tourist attractiveness and an image of the region. Further effective development of tourism in South Siberia shows the necessity to increase souvenir output, to search for new technologies of the production and to replicate items of cultural and historical heritage under production-line conditions, but no longer under the handicraft conditions.
Keywords: tourism, region, tourist attraction, domestic tourism, inbound tourism, cultural and cognitive tourism, souvenir, folk crafts, resource, production, cultural and historical heritage, advertising, craft.
На территории регионов Южной Сибири, куда относятся южные районы Красноярского края, Республики Хакасия, Тыва и Алтай, имеются все необходимые туристские ресурсы: теплый климат по сравнению с остальными регионами Сибири, природные памятники, заповедники и заказники, горные реки, лечебные озера, самые разнообразные природные ландшафты (тайга, горы, степи, пустыни и др.), богатые охотничьи угодья, гигантские промышленные сооружения, уникальные объекты культурно-исторического наследия, что позволяет здесь развивать как въездной, так и внутренний туризм.
В данной статье рассматривается производство сувениров как ресурс для повышения туристской привлекательности и формирования имиджа региона на примере южных районов Красноярского края и Республики Хакасия.
В федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» отмечается, что одним из основных факторов, сдерживающих рост конкурентоспособности России на мировом рынке туристских услуг и препятствующих реализации ее туристского потенциала, является недостаточное продвижение российского туристского продукта [1].
Повышение привлекательности туристской дести-нации, а отсюда и рост туристских потоков, зависит от эффективности ее маркетинга. Одним из направлений
маркетинга дестинаций является реклама. К рекламе дестинации можно отнести и сувенирную продукцию. Сегодня она стала важным инструментом рекламы для привлечения потребителей туристского продукта.
Современная сувенирная продукция - это важная экономическая составляющая туристского продукта. Массовая реализация указанной продукции позволяет окупить затраты многих финансовых проектов: олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, универсиад, а также различных фестивалей, форумов, общественных мероприятий и акций. Кроме экономического, это производство имеет также и социальное значение, поскольку изготовление и продажа сувениров снижают безработицу и повышают занятость местного населения.
В условиях глобализации современного мира большую роль в формировании туристского имиджа региона играют символы, которые определяют его уникальность и узнаваемость. Такую функцию могут выполнять сувениры. Сувенир формирует не только туристский имидж, но и общественное мнение у потребителей туристского продукта о регионе, создает узнаваемость существующих брендов, помогает устанавливать коммуникацию с гостями региона. Сувениры надолго сохраняют воспоминания самого туриста о посещенных им интересных местах и памятниках, о знаменательных событиях или важных датах, вызывают позитивные впечатления и ас-
Kuznetsova Nataliya Fedorovna ON SOUVENIR PRODUCTION ..
социации. Кроме того, почти каждый турист, как правило, покупает сувениры своим родственникам, друзьям и коллегам, по которым те, в свою очередь, узнают об объектах природного и культурно-исторического наследия, туристских ресурсах и маршрутах какого-либо региона.
Термин «сувенир» имеет французские корни (от фр. souvenir - воспоминание, память) и дословно означает то, что привезено из пути [2, с. 38]. Сегодня в научной литературе не существует единого определения понятия «сувенир». К этому понятию часто относят широкий ассортимент товаров: от изделий мастеров народных промыслов и ювелирных украшений до подарочных сертификатов каких-либо магазинов. В результате этого возникает несоответствие изделия своему функциональному назначению.
Авторы Т.Ю. Быстрова и А.К. Хисматуллин дают такое определение понятия «сувенир». Это «вещь природы или культуры, имеющей повышенную степень духовной близости человеку» [3, с. 16, 17]. Т. е. сувенир связан с каким-то воспоминанием, индивидуальной памятью, и основной его функцией является напоминание своему владельцу не только о каком-либо месте, объекте, знаменательном событии, но и связанном с ними переживании. Исследователи конкретно выявляют материальную и духовно-ценностную составляющие, необходимые для вещи в статусе сувенира. Это означает, что в материальном плане эта вещь полноценна, атттрактив-на, интересна, удобна. А информативна и ассоциативна она в духовно-ценностном аспекте.
Сувенир связан с памятными местами пребывания человека, а также со знаменательными событиями в его жизни [4, с. 46-47]. Во-первых, это могут быть магниты, значки, открытки и т.п., привезенные из туристских поездок. Например, копия Эйфелевой башни, привезенная из Парижа, статуэтка Будды из Индии или Тайланда, мочалка-варежка из Турции и т. п. А, во-вторых, к сувенирам можно отнести также какие-либо памятные знаки, связанные с личным или общественным событием.
В современной литературе часто происходит подмена таких понятий как «сувенирное изделие» и «подарочное изделие». Многие считают их синонимами. Хотя с точки зрения указанных выше двух составляющих эти понятия различаются между собой. Любой сувенир, изготовленный серийно на фабрике или вручную мастером народных художественных промыслов, является подарком, а вот подарочное изделие, которое не вызывает важные ассоциации-воспоминания, не может быть сувениром, так как в этом случае не выполняется его основная функция.
Также между собой разделяются понятия «декоративное изделие» и «сувенирное изделие». Всякое художественное декоративное изделие может выступать в роли подарка, но не всегда оно может быть сувениром. Им оно может быть только тогда, когда вызывает ассоциации-воспоминания с конкретным местом его покупки (регион, страна и т. п.), с определенным этносом, с каким-либо памятным событием в жизни человека. Исходя из этого, декоративные изделия народных художественных промыслов могут считаться сувенирами.
Есть существенное различие и между понятиями «сувенир» и «сувенирное изделие народных художественных промыслов». Предметы народных художественных промыслов - оригинальные, уникальные произведения искусства, поскольку каждое изделие создается художником-мастером в одном экземпляре. А «сувенир - это механически воспроизведенный промышленностью в огромных тиражах созданный художником оригинал» [5, с. 9].
Сувениры можно классифицировать по следующим критериям: по тематике (ассоциации с конкретным местом, датой, событием, личностью и т. п.), по целевому назначению (утилитарные и декоративные), по используемому в изготовлении материалу (ткань, дерево, бумага, пластик, металл, кость т. д.), по принадлежности к отрасли промышленности (сувениры народных художественных промыслов, легкой, пищевой, полиграфиче-
ской, химической промышленности и др.).
Сувенирная продукция относится к имиджевым услугам. Она - часть рекламного рынка в целом и занимает, по разным оценкам, около 6-10 % от его объема. В настоящее время рынок сувенирной продукции развивается динамично, показывая постоянный рост 15-20 % в год. Больше всего сувенирной продукции продается Москве и Московской области (70-80 % продаж), в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - около 5 %, в других регионах России - 15-25 %. В будущем рынок сувенирной продукции в основном будет развиваться в регионах РФ. Согласно результатам ежегодного исследования Ассоциации коммуникационных агентств России, оборот на рынке сувенирной и представительской продукции в России за 2014 г. составил около 18,5 млрд руб. [6]. А в 2017 г. общий объем рынка сувениров составил уже 24,8 млрд руб. [7].
Рынок производства сувенирных изделий делится на две условные группы: производители полного и частичного производственного цикла. Первая группа выполняет весь цикл работ: от полного изготовления сувенира до нанесения на него какой-либо символики. Для второй группы характерно осуществление только какой-то части работ. Например, это нанесение определенной символики на различные уже кем-то произведенные готовые предметы: ручки, футболки, блокноты, ежедневники, кружки, тарелки и т. п.
Рынок российской сувенирной продукции в зависимости от критерия состоит из различных сегментов. По целевой группе потребителей можно выделить 2 главных сегмента: рекламно-сувенирный и потребительский.
Рекламно-сувенирная продукция включает в себя различные товары, несушце важную информацию о фирме и ее деятельности. Она делится на промо-сувениры для потребителей услуг и товаров компании, бизнес-сувениры для потенциальных или реальных партнеров по бизнесу и VIP-сувениры - уникальные и ценные подарки какому-то конкретному человеку. Среди рекламно-сувенирной продукции самый большой удельный вес занимают письменные принадлежности: ручки, органайзеры и т. п.; текстильные изделия: футболки, бейсболки, толстовки и т.п.; кружки и другая посуда для офиса; изделия полиграфической промышленности: календари, ежедневники, альбомы, открытки и др.; самую меньшую долю имеют другие подарочные изделия: часы, зонты, сумки, наградная продукция [8]. Эти сувениры являются не только рекламным продуктом, но и полезной в реальной жизни вещью.
Потребительские сувениры - это товары в розничной торговле, потребителями которых являются частные лица. В России сувенирную продукцию производят от 2 до 3 тыс. организаций. Но лишь для 25 % компаний это основная специализация, для остальных - это второстепенное направление деятельности. Все фирмы, работающие на рынке сувенирной продукции РФ, можно условно разделить на 3 типа: компании, поставляющие большинство продаваемых в России сувениров по каталогам зарубежных производителей; немногочисленные компании, нацеленные на эксклюзивный подход к потребностям клиента, и компании, ведущие самостоятельное производство сувениров.
Свыше 80% сувенирной продукции, имеющейся на российском рынке, выпускается за границей, чаще всего в странах Азии. На рынке сувенирной продукции РФ лидируют около 30 компаний-импортеров. Среди них Happy Gifts, Millenium Gifts, Oasis, «Калейдоскоп», «Лучшие подарки», «Мир Сувениров» и др. Среди крупнейших поставщиков сувениров в Москве и Санкт-Петербурге необходимо выделить такие компании: «Веста Альфа», ГК «Амбер», «Олпринт», «Реал Бьюти Гифтс», «Ренессанс Колледж», «Интер презент бизнес гифтс». В российских регионах работают следующие крупные фирмы: «Прагматика» и «Крик-Центр» (Екатеринбург), «Открытие» (Нижний Новгород) и др. Все большей популярностью у клиентов пользуются интернет-магазины сувениров: www.ebazaar.
ru, www.gigant.ru,www.egifts.ru,www.abq.ru и др., где часто продается также импортная продукция.
Суммарный оборот закупок по каталогам за 2016 г. составил львиную долю от общего объема рынка - 20,2 млрд руб., на долю импортеров пришлось 4,15 млрд руб., продакшн-отделов агентств BTL - 500 млн руб. География распределения долей закупок по каталогам выглядит следующим образом: 36,2 % приходится на Москву, 40,2 % - на Санкт-Петербург, 54,2 % - на остальные российские регионы [9].
Российских компаний, занимающихся производством сувенирной продукции, на сегодня немного. В большинстве своем, это бывшие художественные или ремесленные мастерские, ставшие коммерческими организациями. К ним относятся художественные мастерские «Калежа» (литье из латуни), «Дигор» (сувениры из натуральной кожи), «Вель-Русская бронза» (изделия из бронзы), «VIM division» (деревянные сувениры), ООО «Каменный пояс» и ООО «КАС.3» (художественная обработка металла), «Агидель» (художественная обработка камня) и др. Поскольку их изделия являются практически авторскими работами, они отличаются высоким качеством. Но эта продукция производится ограниченным тиражом, поскольку авторские работы невозможно поставить на поток. Вместе с тем, небольшие тиражи обеспечивают эксклюзивность и неповторимость сувенира.
Южная Сибирь активно посещается туристами. При численности населения на 01.01.2016 г. 536,8 тыс. человек [10] общий объем туристского потока в Республике Хакасия за 2013-2015 гг. вырос на 30 %, с 401 тыс. до 518 тыс. человек, в т.ч. зарубежных туристов стало больше на 43%, с 2,8 тыс. до 4 тыс. [11]. В 2017 г. при численности постоянного населения республики на 01.07.2018 г. 537,4 тыс. человек [12] объем туристского потока российских граждан в этом регионе составил 600,3 тыс. человек и 3,5 тыс. иностранных граждан [13]. В 2013 г. въездной туризм в Хакасии был представлен гражданами 61 страны мира, из которых подавляющее большинство приходилось на представителей стран азиатского (63,4 %) и европейского (20,8 %) континентов. Их целью в основном были культурно-познавательный (38,9 %), активно-спортивный (30 %) и рекреационный (24 %) туризм. Чаще всего это были поездки на короткий срок -1-3 дня (51 %), на 4-7 дней - 35 % и лишь 14 % туристов приезжали на длительный срок - от 8 до 28 дней [14]. В 2017 г. Республику Хакасия также посетили туристы из 61 страны. Из них 63,4 % - доля стран Азии, 20,8 % - Европы. Иностранных туристов в республике заинтересовал этнический и познавательный туризм [15].
Одним из специфических туристских товаров, удовлетворяющих потребности туриста в период его путешествия, является сувенир. Производство национальной сувенирной продукции везде ставит перед собой главную цель - презентацию страны или ее региона посредством национальной символики, продукции, отражающей культуру, историю, быт народа. В советское время основными проблемами рынка сувениров в Хакасии были их скудный выбор, однообразность и ординарность. Часто это были сувениры, отражающие специфику России в целом или в лучшем случае Сибири. Нередко эти сувениры не давали туристу никакого представления о культурно-историческом наследии Хакасии, ее самобытности. Специализированной фабрики по производству сувениров в Хакасии никогда не было. Отчасти эту нишу заполнял Абаканский деревообрабатывающий комбинат (ДОК), где отдельный небольшой цех в качестве второстепенного производства выпускал немногочисленные незамысловатые сувениры из дерева, но они тоже не имели никакой национальной или региональной специфики. Поэтому в республике практически невозможно было купить хакасский национальный сувенир. То же самое касалось и полиграфических изделий. Открытки и фотоальбомы о Хакасии выпускались за пределами региона, крайне редко и небольшими тиражами.
С приходом рыночных отношений ассортимент сувенирной продукции значительно расширился. Однако инфраструктуры производства сувенирной продукции как таковой в Хакасии сегодня нет. Есть разрозненные организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся изготовлением и продажей сувенирной продукции. Фабричного производства сувениров в Хакасии до сих пор нет. Что касается рекламно-сувенирной продукции, то она в подавляющем большинстве своем ввозится сюда либо из зарубежных стран, либо из других регионов России. В Хакасии есть лишь фирмы, которые только наносят печать с местной и этнической символикой на готовые текстильные, керамические, стеклянные или канцелярские сувениры. Этим делом занимаются по корпоративным или индивидуальным заказам студия печати «Зов предков», типография «Март» и др.
Все остальные сувениры - это в основном только ремесленная продукция, поскольку производство сувенирной продукции является следствием развития народных ремесел. Туристский спрос породил увеличение сувенирной продукции с хакасской символикой. Поэтому сувениры, изготовленные местными мастерами, имеют ярко выраженные этнические характеристики, и они востребованы туристами. Такая продукция включает все сферы культуры хакасов: костюм, архитектура, декоративно-прикладное искусство, языческие традиции и верования, но чаще всего сувенирная продукция заимствует элементы материальной культуры этого народа. Она представлена в разных формах: от штампованных магнитов до кукол в национальных костюмах, меховых изделий и ювелирных украшений.
Сувенирная продукция обычно ставится на поток и имеет сравнительно невысокую цену, чтобы приобрести ее мог каждый желающий. Но потока этнических сувениров в Хакасии почти нет. Все делается, как правило, вручную и малыми сериями. Поэтому и цена часто относительно высокая. Часть товара, продаваемого в сувенирных магазинах и киосках, по своей сути и не является сувениром, поскольку это скорее предметы декоративно-прикладного искусства. Поэтому они дорогие, недоступные по цене среднему туристу.
Если рынок сувенирной продукции классифицировать по преобладающему в изготовлении сувениров материалу, то в Хакасии в основном выделяется производство сувениров из дерева, ткани, меха, кожи, бумаги, кости, камня, металла. Ведущую роль в производстве этнических сувениров из разных материалов играет экспериментально-художественная мастерская «Тура ЭэзЬ> («Хозяин Дома») из г. Абакана, продукция которой дважды являлась лауреатом конкурса «100 лучших товаров России». Эта мастерская также предоставляет услуги по изготовлению индивидуальной сувенирной продукции. Компания «Сибирская тайга» в г. Абакане занимается производством сувениров из материалов охотничьего промысла. Это чучела, меховые обереги, сумочки, броши, заколки, ободки, сувениры из шкур, когтей, рогов и т. п. Компания «Ласка» в п. Усть-Абакан уже более 10 лет специализируется на сувенирах из меха. В ее ассортименте меховые аксессуары, сумки, варежки, муфты, заколки, браслеты, брелоки, обложки для документов из кожи с вышивкой и др. Мастерская подарков из дерева «Good Wood Gifts» поставляет на рынок наручные и настенные часы, солнечные очки и более 100 других сувениров, в т.ч. и с символикой Сибири и Хакасии из ценных пород дерева. Село Таштып известно своими сувенирами, вырезанными из кедра: панно, картинами, а также поделками из шпона. Мастерская «Символ» создает сувениры из камня и металла: значки, медали, брелоки, шильдики, бэйджи, магниты, в т.ч. и элитные. При Центре культуры «Победа» в г. Абакане существует клуб рукоделия. Его участницы производят текстильные куклы, обереги, шьют лоскутные одеяла и др. Типографии Хакасии «Журналист», «Март» и др. выпускают полиграфические сувениры: фотоальбомы,
Kuznetsova Nataliya Fedorovna ON SOUVENIR PRODUCTION ..
открытки и буклеты для туристов.
Для юга Красноярского края в основном характерно производство русских и сибирских этнических сувениров из дерева, глины, бересты, металла, шерсти и др. В с. Шушенское находится историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», который проводит большую работу по сохранению, возрождению, популяризации и передаче молодежи традиций народных промыслов. Сегодня в мире актуальна сувенирная поддержка музейной практики. Это сувениры с символикой самого музея, региона, с тематикой музея, с тематикой музейного события (например, музейная ночь), когда на основе музейных экспонатов изготавливаются и продаются аналогичные сувениры. Их можно продвигать на сайтах самих музеев, в социальных сетях. В экспозиции указанного музея-заповедника широко представлены распространенные в Сибири ремесла: обработка дерева, глины, волокнистых культур, шерсти и др. В этом музее организованы выставки: «Русь мастеровая», «Сделано в СССР», «По ступеням мастерства». А при музее работают ремесленные мастерские: бондарная и гончарная, по художественной обработке дерева, «Русская деревянная игрушка», которые тоже производят сувениры [16].
В Курагинском районе семья Плохотнюк выпускает современные красочные игрушки из дерева. Шушенские мастера Оглоблины в своей гончарной мастерской создают такую же огнеупорную посуду, какая была у крестьян Енисейской губернии 18-19 века: крынки, горшки и кружки с растительным орнаментом. Разнообразные сувениры производятся общиной Виссариона или приверженцами Церкви последнего завета, члены которой компактно проживают в Курагинском районе. Они заняты производством сувениров из натуральных материалов: дерева, бересты, глины и т.п. Мужчины работают в гончарных и кузнечных мастерских, занимаются резьбой по дереву. Женское население общины производит сувениры, являющиеся результатом разных видов женского рукоделия: вязания, моделирования и шитья, вышивания, валяния шерсти, ткаества, плетения из бисера и соломки, росписи керамических и деревянных изделий, корнепластики [17].
Сувенир не всегда может быть художественным изделием. Как считают ученые, вкус и запах могут пробудить у туриста гораздо более яркие впечатления и воспоминания об увиденном во время экскурсионного тура, чем традиционные сувениры. Поэтому сегодня туристы часто покупают в качестве сувенира во Франции, в Испании или Италии бутылку вина, на Кубе - сигары, в Индии - чай, в Бразилии - кофе, в Бельгии - шоколад, а в Турции - лукум и пахлаву и т.п. Поэтому новым направлением на российском рынке сувенирной продукции является разработка и изготовление съедобных сувениров (кофе, шоколада, конфет, чая, разных напитков с фирменным логотипом). Производство съедобных сувениров уже давно развивается в странах Западной Европы. Его доля составляет около 10 % в общем объеме продаж сувенирной продукции. Но при этом необходимо отметить, что не все изделия пищевой промышленности могут считаться сувенирами. Сувениром может считаться лишь вещь, художественно оформленная и отражающая региональные или национальные особенности, культурные и природные достопримечательности.
В Хакасии подобную продукцию с символикой республики и ее столицы г. Абакана с 2010 г. выпускает кондитерский дом «Слаткарница». Это сделанные вручную шоколад «Хакасия - земля мифов, легенд и преданий», «Большая страна - Великая Хакасия», «Солнечная Хакасия»; подарочные наборы конфет «Колыбель Хакасии», «Вечерний Абакан» и «С любовью из Хакасии», шоколадные фигурки, национальные конфеты из талгана и черемухи в оригинальных упаковках, отражающие национальный колорит Хакасии. Фирма «Малинники» в Абакане в качестве сувениров производит в упаковке с национальной символикой из-
делия из талгана «Сладости Хакасии» и торт «Хакасия». Абазинское промысловое хозяйство выпускает в сувенирной упаковке варенья, джемы, нектары, морсы из местных ягод, мед с кедровым орехом, варенье из сосновых шишек. Кроме того, в Хакасии роль сувенира могут играть производимые здесь фито-чаи: хакасский чай, ирбен-чай, шаман-чай и др.
Потребителями сувенирной продукции в Южной Сибири являются туристы из других стран и регионов России, сами жители региона, выезжающие за рубеж и в другие российские регионы, а самый большой удельный вес среди групп потребителей занимают корпоративные клиенты, организаторы различных форумов, конференций и деловых встреч. Снижение реальных денежных доходов среди российских туристов в последние годы способствовало снижению спроса на сувенирную продукцию. Иностранные туристы в основном приобретают изделия народных промыслов.
Реализация этой продукции часто идёт стихийно. Основными каналами сбыта сувенирной продукции являются специализированные магазины и отделы, интернет-магазины, выставки-продажи и ярмарки на массовых мероприятиях, сувенирные лавки при музеях, гостиницах, заказы предприятий. В г. Абакане есть несколько специализированных магазинов: «Алтын ЧИР», «Сувениры Хакасии», «Этносувениры», «Дом русских сувениров», «Сибирский сувенир», «Идеи подарков», «Светоч», а также отделов: «Этно Сибирь», «Этника» и др.
Самый богатый и разнообразный ассортимент этнической сувенирной продукции представлен в магазине «Алтын Чир» (по-русски - «Золотая Земля»), основанном в 2007 г. Это женские украшения «пого»; кедровые ложки; флаги, декоративные тарелки, пиалы, разделочные доски, колокольчики, брелоки с символикой Хакасии; футболки серии «Археоарт» с личинами древних богов, петроглифами, солярными знаками; обереги и амулеты; украшения из серебра; статуэтки «шаман» и «хайджи»; бубны; берестяные туеса; войлочные куклы-конфетницы, созданные на основе историко-культурного наследия этого региона, а также подарочные фотоальбомы, национальные музыкальные инструменты народов Сибири. С 2014 г. по адресу: www.altynchir. ги функционирует и одноименный интернет-магазин. Помимо реализации сувениров, магазин еще занимается организацией экскурсий по культурно-историческим достопримечательностям Республики Хакасия и популяризацией хакасской национальной кухни, публикуя на своем сайте ее рецепты.
В реализации сувениров большую роль играют разного рода фестивали и праздники. Уже 15 лет ежегодно в июле в с. Шушенское Красноярского края проходит международный фестиваль этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири», который ранее назывался «Саянское кольцо». Важной составной частью этого мероприятия является выставка - ярмарка художественных ремесел «Город мастеров». На этом фестивале можно посмотреть и купить сувениры в этническом стиле, посетить мастер-классы и на них научиться традиционным ремеслам. А лучшие художественные ремесленники ежегодно выявляются на специальном конкурсе. Им присуждается мастеровая премия «МИРА». Ежегодно уже 30 лет проводится праздник «День города» в г. Абакане, а в г. Минусинске Красноярского края - Праздник помидора, где обязательной частью программы бывает выставка-продажа или ярмарка сувенирной продукции.
Большое значение для ремесленника имеют выставки. В октябре 2017 г. состоялся международный фестиваль традиционных ремесел «Лоток» в Москве, где международным союзом ремесленников были организованы выставка-ярмарка и мастер-классы народных ремесел. В Санкт-Петербурге в 2018 г. прошел фестиваль «Карусель рукоделия», который объединил мастеров по изготовлению бумажных цветов, платьев и букетов из конфет. В Вологде уже три раза проходил фестиваль
«Голос ремесел».
В г. Абакане ежегодно проводится выставка работ мастеров декоративно-прикладного искусства, удостоенных почетного звания «Чон Узы». На выставке представляют национальные костюмы и инструменты, сувениры из дерева, ковровую вышивку и др.
Сувениры из Хакасии успешно презентуются на международных выставках. Например, в марте 2017 г. в Российском духовно-культурном православном центре Парижа работала выставка «Российский сувенир». Хакасские бубны, колчаны, украшения: пого, накосные серьги и т. п., одежда, посуда, куклы представляли на этой выставке Россию от Республики Хакасия [18].
В расширении производства сувениров, поиске новых идей по их созданию, стимулировании творческого интереса мастеров важную роль играют различные конкурсы на лучшие сувениры, открытки и т. п. В ноябре - декабре 2017 г. в Абакане министерством культуры проводился конкурс дизайна открыток «С любовью из Хакасии» с целью развития въездного и внутреннего туризма на территории республики. По условиям конкурса работы его участников могут использоваться для оформления информационной и имиджевой продукции, для продвижения туристского потенциала Хакасии. Они должны были отражать индивидуальность и неповторимость этого региона: её природу, региональные бренды, культурные и гастрономические традиции населения и т. д.
Таким образом, потребительский сегмент сувенирного рынка в Хакасии и на юге Красноярского края фактически представлен в основном ремесленным производством, поскольку в основной своей массе сувениры производятся вручную. Ремесленник (англ. craftman) - это мастер (подмастерье), обладающий определёнными навыками (ремеслом), производящий на продажу и на заказ изделия ручной работы - конечные продукты труда, созданные кустарным способом с применением собственных средств производства, в том числе изделия народных промыслов.
В России и ее регионах существуют профессиональные объединения ремесленников. В 1999 г. была создана Московская палата ремесел, куда входит 21 гильдия. В 2011 г. в Министерстве юстиции России был зарегистрирован АНО «Международный союз ремесленников» -The International Union of Craftspeople. Есть специализированный сайт http://remeslennik.ru/ «Ремесленничество России» [19]. Это портал информационной поддержки ремесел и народных промыслов России. В Республике Хакасия с 2004 г. существует некоммерческое партнерство «Ремесленная палата Республики Хакасия». В 2007 г. была создана Хакасская региональная общественная организация «Союз ремесленников».
Лучшим ремесленникам России присваивают почетные звания. В столице РФ с 2001 г. существует почетное звание «Мастер-ремесленник города Москвы». В 2002 г. в Республике Хакасия для поднятия престижа народных промыслов было установлено почетное звание «Народный мастер (Чон узы) Республики Хакасия». Оно присваивается мастерам декоративно-прикладного искусства за особые достижения, способствующие сохранению и развитию традиционной культуры, народных промыслов и ремесел и возрождению забытых, утраченных видов декоративно-прикладного искусства. Сегодня в республике работают 9 народных мастеров «Чон Узы»: П. Топоев, С. Чарков, Е. Чаптыкова, А. Райкова, К. Тохтобин, С. Чертыков, А. Спирина, П. Боргояков, В. Тодышева. Для популяризации российских сувениров, поднятия престижа этого производства и имиджа их производителей международная ассоциация презентационной продукции (МАПП) с 2014 г. вручает Премию «Держава мастеров» для отечественных производителей сувениров.
Рынок сувенирной продукции уникален, т. к. на нём практически нет обязательных изделий. Сувенир может быть любым, без стандартных параметров и измерений,
материалов изготовления или других характеристик. На указанном рынке существуют и свои проблемы, характерные не только для Южной Сибири, но и для России в целом. Производители сувениров часто заимствуют или копируют идеи друг у друга, у профессиональных художников. Поскольку авторам идеи сложно, практически невозможно получить на нее патент.
Реализация сувениров часто затруднена их высокой ценой. А высокие цены объясняются тем, что ремесленники - производители сувенирной продукции - из-за отсутствия поточного масштабного производства имеют цель - не получение прибыли с оборота, а маржи с единицы продукции. Себестоимость изделия мелкого ремесленника намного выше, чем у крупного производителя, хотя ремесленная продукция часто позиционируется как авторская. Высокая цена в Южной Сибири вызвана и большими затратами на производство, т.к. многие виды сырья и оборудования, необходимые для производства, здесь не производятся или не добываются. Исключением являются древесина, береста, меха, шерсть, глина. Текстильного производства, также как фарфорового и пластмассового, в Южной Сибири тоже нет. Поэтому ткани, нитки, необходимые аксессуары к одежде, бисер, а также готовые сумки, футболки, бейсболки привозятся из других стран, чаще всего из Китая и др. А в Хакасии и на юге Красноярского края чаще всего только на уже готовые текстильные изделия наносится печать с какой-либо символикой. То же самое относится и к кружкам-сувенирам. Ручки, как правило, тоже импортные. А в условиях роста курса доллара растет и стоимость сувенирной продукции. Т. е. рынок сувенирной продукции сильно зависит от поставщиков. Ими определяется ее ассортимент.
Для реализации своих сувениров сибирским производителям трудно участвовать во всероссийских выставках-продажах в Москве, поскольку кроме транспортных затрат, часто существует высокая арендная плата за выставочную площадь. Например, для участия в XXV Выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка-2018», организатором которой является ассоциация «Народные художественные промыслы России», помимо регистрационного взноса в 3 300 руб., еще необходимо оплатить арендную плату в размере от 11 100 до 13 200 руб. за 1 кв. метр оборудованной площади [20]. В регионах РФ она меньше. В Вологде можно продать ремесленную продукцию на выставке «Голос ремесел», арендовав домик или палатку за символическую плату в 500 руб. на 4 дня. На фестивале «Мир Сибири» за 3 дня участия в «Городе мастеров» в 2018 г. необходимо было заплатить 5 000 руб. День города Абакана дает ремесленникам вообще бесплатную возможность продавать сувенирную продукцию.
Сегодня в классификаторе профессий и других нормативных актах ремесленничество вообще не представлено [21]. В России нет единого государственного органа, связующего звена между властью и организациями ремесленников. Нет и целевых программ по поддержке ремесленной деятельности. По ФЦП «Культура» можно получить только разовую помощь. Отдельного закона о ремесленной деятельности в РФ сегодня тоже не существует. Есть лишь проект ФЗ «О развитии ремесленной деятельности в РФ». А в ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» понятия «ремесленная деятельность» нет. Ныне действующий ФЗ от 06.01.1999 г. №7 «О народных художественных промыслах» регулирует деятельность только тех организаций народных художественных промыслов, перечень которых утвержден российским правительством и расширен в ее субъектах. Он не распространяется на многих предпринимателей в области художественных промыслов, не имеющих статус «народных». Нормативная база в субъектах РФ в этой области, за некоторым исключением, неразвита или полностью отсутствует. Например, в столице принят Закон от 16.06.1999 г. п 25 «О ремесленной
Kuznetsova Nataliya Fedorovna economic
ON SOUVENIR PRODUCTION ... sceinces
деятельности в городе Москве», в Краснодарском крае есть закон N 2357-K3 от 07.11.2011 г. «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности», а в регионах Южной Сибири его нет.
У ремесленников уже сейчас есть льготы, предусмотренные для малого бизнеса: льготные ставки налогообложения, налоговые каникулы, работа по патентам, право участвовать в государственных закупках. Но они их редко используют, т.к. многие мастера-ремесленники предпочитают работать в тени. По российскому законодательству и только продавцы сувениров, и производители уникальных художественных изделий ремесленного производства одинаково считаются предпринимателями. В январе 2012 г. выросла налоговая нагрузка на малый бизнес, особенно за счет социальных взносов, Многие льготы для малого бизнеса были введены на время кризиса, а ремесленникам необходимы постоянные. Существующая программа патентов для малого бизнеса охватила лишь незначительную часть ремесленников, в основном строительную сферу. Но она не коснулась гончаров, кузнецов, иконописцев и др.
Наличие юридического статуса привело бы к возможности использования целевых программ финансирования, налоговых льгот, получения помещения для организации мастерских, к появлению эффективного мини-кредитования для ремесленного малого бизнеса и т. д. Легитимизация и легализация ремесленной деятельности позволит разработать профессиональные и образовательные стандарты по ремесленным профессиям, более эффективным будет трудоустройство на региональных рынках труда, повысится качество товаров, вырастет конкурентоспособность участников рынка, станет больше малых перерабатывающих производств, а также будут решены актуальные вопросы обучения и повышения квалификации ремесленников.
Производство сувениров является важным ресурсом для повышения туристской привлекательности и формирования имиджа региона. Дальнейшее эффективное развитие туризма в регионах Южной Сибири вызывает необходимость роста производства сувениров, поиска новых технологий их производства, тиражирования объектов культурно-исторического наследия уже не в условиях кустарного, ремесленного, а фабричного производства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» [Электронный ресурс] // URL: https://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/ (дата обращения: 08.08.2018).
2. Корецкая М.А. Сувенир // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2008. № 1. С. 38-43.
3. Быстрова Т. Ю., Хисматуллин А. К. Сувенир - это серьезно: социально-коммуникативный анализ сувенира. Екатеринбург: Рекламная студия «ra4.ru», 2009.
4. Акинфеева И.И. Сувенир в современной культуре // Традиции в современном мире культура, искусство, экономика: сборник научных статей. Под общ. ред. Л. В. Санжеевой. Санкт-Петербург, 2012. С. 46-47.
5. Бурятский сувенир XXI века и реклама / Сборник докладов круглого стола - выставки, Бурятский государственный университет. - Улан-Удэ, 2011.
6. Импортозамещение на рынке сувенирной и представительской продукции // [Электронный ресурс] // URL: http://importnet.ru/analitika-suvenirnaya-produktsiya; http://niros.ru/tehnologii/ (дата обращения: 07.08.2018).
7. Официальный сайт информационного агентства «Национальные интересы» [Электронный ресурс] // URL: http://niros.ru/tehnologii/ (дата обращения: 07.08.2018).
8. Импортозамещение на рынке сувенирной и представительской продукции [Электронный ресурс] // URL: 148
http://importnet.ru/analitika-suvenirnaya-produktsiya (дата обращения: 07.08.2018).
9. Официальный сайт информационного агентства «Национальные интересы» [Электронный ресурс] // URL: http://niros.ru/tehnologii/ (дата обращения: 07.08.2018).
10. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по республике Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://hakasstat.gks.ru/ (дата обращения: 12.08.20l8).
11. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/otchety-o-deyatelnosti.html; http://r-19.ru/authorities/the-state-committee-for-tourism-of-the-republic-of-khakassia/docs/otchet-o-deyatelnosti/ (дата обращения: 22.08.2016).
12. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, республике Хакасия и республике Тыва [Электронный ресурс] // URL: http://www.krasstat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/publications/ pubhak/official_publications/electronic_versions/ (дата обращения: 17.08.2018).
13. Официальный сайт Министерства культуры Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: https://r-19.ru/authorities/the-ministry-of-culture-of-the-republic-of-khakassia/docs/5970/ (дата обращения: 17.08.2018).
14. Государственная программа Республики Хакасия «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия (2015-2020 годы) [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/khakasiya-tourism-de-velopment-program.htm (дата обращения: 15.08.2016).
15. Пояснительная записка о реализации государственной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия (2015-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 № 558 (с последующими изменениями) за 2017 год [Электронный ресурс] // URL: https://r-19.ru/authorities/the-ministry-of-culture-of-the-republic-of-khakassia/docs/ (дата обращения: 17.08.2018).
16. Официальный сайт историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» [Электронный ресурс] // URL: http://www.shush.ru/vystavki.html (дата обращения: 13.08.2018).
17. Официальный сайт общины Виссариона [Электронный ресурс] // URL: http://vissarion.ru/section/ crafts (дата обращения: 12.08.2018).
18. Официальный сайт медиа-холдинга «Абакан» [Электронный ресурс] // URL: http://abakan-news. ru/2017/ (дата обращения: 10.08.2018); Официальный сайт газеты «Хакасия» [Электронный ресурс] // URL: http://oldgazeta19.ru/news/54683 (дата обращения: 10.08.2018).
19. Ремесленничество России. Портал информационной поддержки ремесел и народных промыслов России [Электронный ресурс] // URL: http://www.remeslennik. ru/ (дата обращения: 11.08.2018).
20. Официальный сайт Ассоциации «Народные художественные промыслы России» [Электронный ресурс] // URL: https://nkhp.ru/exhibitions/participant/17/ (дата обращения: 18.08.2018).
21. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов [Электронный ресурс] // URL: http://okpdtr.ru/ (дата обращения: 18.08.2018).
Статья публикуется в рамках поддержанного РФФИ научного проекта №16-02-00150.
Статья поступила в редакцию 30.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018