Научная статья на тему 'Югра: особенности продвижения туристского потенциала на внутреннем рынке'

Югра: особенности продвижения туристского потенциала на внутреннем рынке Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1481
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭТНОТУРИЗМ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / COMPETITIVENESS / ETHNO-TOURISM / BUSINESS TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Адашова Татьяна Алексеевна, Косарева Наталия Викторовна, Лапочкина Виктория Владимировна

Экономическая эффективность туриндустрии и связанные с ней преимущества для территорий за последние десятилетия коренным образом изменили отношение российских регионов к туризму в целом. Заинтересованность в его развитии стали проявлять субъекты федерации, традиционно специализирующиеся в других отраслях экономики. Это приводит к закономерному ужесточению конкурентной борьбы между теми, кто уже давно занял свое место в турбизнесе, и теми, кто начал это делать сравнительно недавно. Один из успешно развивающихся регионов, прочно вошедший в сознание россиян как ведущий нефтедобывающий регион страны Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), предпринимает активные действия не только по продвижению своих турресурсов и готовых турпродуктов, но и по усилению их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Проводимые в округе мероприятия (туристские выставки, форумы, инвестиционная деятельность, связанная с разработкой и внедрением новых туристских маршрутов и участие в проектах, создание туристических сайтов, порталов и мн. др.) способствуют популяризации территории как одной из интереснейших российских туристских дестинаций, и, как следствие, приводит к увеличению туристского потока. Разнообразные турресурсы (этнографические, экологические, культурно-исторические и прочие) основа для формирования новых и, что особенно важно, конкурентоспособных турпродуктов. В числе перспективных направлений рассматривается этнотуризм и знакомство туристов с национальными особенностями проживающих там представителей коренных малочисленных народов Севера хантов, мансей, лесных ненцев, коми-зырян. Усиливается привлекательность Югры как центра делового туризма, проводящего на своей территории различные деловые, научные, культурные и спортивные мероприятия общероссийского и международного уровня. Успешная маркетинговая политика по продвижению туристских возможностей автономного округа на внутреннем и внешнем рынках способствует формированию нового имиджа Югры как привлекательного туристского центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Адашова Татьяна Алексеевна, Косарева Наталия Викторовна, Лапочкина Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ugra: the promotion of the tourist potential in the domestic market

Economic efficiency of tourism industry and its benefits for the territories have fundamentally changed the attitude of the Russian regions to tourism in general for the past decade over the past decade. The regions that had traditionally specialized in other sectors of the economy began to show interest in its development. It leads to a natural reinforcing competition of those who took its place in the tourist business long ago, and those who has just started. One of the successfully developing regions, well-known among Russians as the leading oil-producing region the Khanty-Mansi Autonomous Okrug (Yugra), is taking active steps not only to promote their tourism resources and ready tourism products, but also to strengthen their competitiveness in both domestic and foreign markets. Events (tourism exhibitions, forums, investment activities associated with the development and introduction of new tourist routes and participation in projects, creation of tourism websites, portals and many others. etc.), which take place in the district, contribute to the promotion of the territory as one of the most interesting Russian tourist destinations, and, as a consequence, lead to increasing of the tourist stream. Various tourism resources (ethnographic, ecological, cultural, historical and other) are the basis for building new and, most importantly, competitive tourism products. Among the promising directions are considered ethno-tourism and acquaintance of tourists with the national characteristics of the resident indigenous peoples of the North Khanty, Mansi, Forest Nenets, Komi-Zyrians. The attractiveness of Ugra as a center of business tourism, which makes on its territory a variety of business, scientific, cultural and sporting events of all-Russian and international level, increases. Successful marketing policy for the promotion of the tourist potential of the Autonomous Okrug in the domestic and foreign markets contributes to the formation of a new image of Ugra as an attractive tourist center.

Текст научной работы на тему «Югра: особенности продвижения туристского потенциала на внутреннем рынке»

УДК 338.48

DOI: 10.12737/19454

югра: особенности продвижения туристского потенциала на внутреннем рынке

Адашова Татьяна Алексеевна, кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры региональной экономики и географии, adashovat@mail.ru, Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация,

Косарева Наталия Викторовна, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, Институт туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса, kosarevantl@rambler.ru, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма», Москва, Российская Федерация,

Лапочкина Виктория Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры

туризма и гостиничного дела, vvlapochkina@inbox.ru,

Институт туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса, ФГБОУ ВО

«Российский государственный университет физической культуры,

спорта, молодёжи и туризма», Москва, Российская Федерация

Экономическая эффективность туриндустрии и связанные с ней преимущества для территорий за последние десятилетия коренным образом изменили отношение российских регионов к туризму в целом. Заинтересованность в его развитии стали проявлять субъекты федерации, традиционно специализирующиеся в других отраслях экономики. Это приводит к закономерному ужесточению конкурентной борьбы между теми, кто уже давно занял свое место в турбизнесе, и теми, кто начал это делать сравнительно недавно. Один из успешно развивающихся регионов, прочно вошедший в сознание россиян как ведущий нефтедобывающий регион страны — Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), предпринимает активные действия не только по продвижению своихтурресурсов и готовых турпродуктов, но и по усилению их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Проводимые в округе мероприятия (туристские выставки, форумы, инвестиционная деятельность, связанная с разработкой и внедрением новых туристских маршрутов и участие в проектах, создание туристических сайтов, порталов и мн. др.) способствуют популяризации территории как одной из интереснейших российских туристских дестинаций, и, как следствие, приводит к увеличению туристского потока. Разнообразные турресурсы (этнографические, экологические, культурно-исторические и прочие) — основа для формирования новых и, что особенно важно, конкурентоспособных турпродуктов. В числе перспективных направлений рассматривается этнотуризм и знакомство туристов с национальными особенностями проживающих там представителей коренных малочисленных народов Севера — хантов, мансей, лесных ненцев, коми-зырян. Усиливается привлекательность Югры как центра делового туризма, проводящего на своей территории различные деловые, научные, культурные и спортивные мероприятия общероссийского и международного уровня. Успешная маркетинговая политика по продвижению туристских возможностей автономного округа на внутреннем и внешнем рынках способствует формированию нового имиджа Югры как привлекательного туристского центра.

Ключевые слова: конкурентоспособность, этнотуризм, деловой туризм

Введение

санкциями, кардинальным образом изменил географию поездок. Выездной туризм, приносящий туроператорам стабильный доход, переживает непростое время: количество выезжаю-

Кризис в сфере отечественного турбизнеса,

вызванный политическими и экономическими

щих россиян на отдых за рубеж в последнее время сократилось на 30%'. Это вынуждает наших соотечественников обратить более пристальное внимание на внутренний туризм. В сложившейся ситуации отмечается возрастающий интерес российских туристов к освоению отечественного туристского пространства, главным образом за счет сохранившейся тенденции прошлых лет — самодеятельного туризма. Так, в 2015 г число путешествий по России, совершенных самостоятельными туристами, выросло более чем на 45% по сравнению с 2014 г.2 Однако в целом, несмотря на оптимистичные прогнозы, существенного роста внутреннего туризма не произошло. Как показывает практика, далеко не многие туристские компании смогли перестроиться с привычного аутгоинга на отечественный туристский рынок. К тому же российские туристы, имевшие возможность в последние 10—15 лет посещать другие страны, стали своеобразными экспертами в области качества услуг. Понимание того, как должно быть, зачастую определяло их выбор предлагаемого на рынке турпродукта. Вероятно, поэтому сохранившие свою платежеспособность туристы по-прежнему отдают предпочтение зарубежным направлениям отдыха. Прочие потенциальные туристы, приспосабливаясь к создавшейся ситуации, занимают выжидательную позицию и делают робкие шаги, осваивая альтернативные варианты отдыха.

ТУристское позиционирование Югры

В последние годы повышением туристической привлекательности и разработкой региональных программ по развитию туризма стали заниматься регионы, до этого успешно специализирующиеся в других сферах экономики. Так, один из самых больших по территории регионов страны (7 место по площади среди субъектов РФ) — Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) — Югра, традиционно позиционировавший себя как нефтедобывающий регион (около 60% добываемой в России нефти3), стал активно заниматься продвиже-

1 Официальный сайт РБК. Электронный ресурс: http://www rbc.ru (дата обращения: 12.01.2016).

2 Официальный сайт РБК. Электронный ресурс: http://www rbc.ru (дата обращения: 12.01.2016).

3 Занимает 2-е место по уровню экономического развития и 3-е

по уровню жизни населения. Электронный ресурс //Профиль

[http://www.profile.ru] (дата обращения: 10.12.2015).

нием своих туристских ресурсов. С 2001 года там ежегодно проводится туристическая выставка «ЮграТур», включающая традиционный показ мастер-классов, заседания круглых столов и презентации российских туристских проектов. В целях популяризации местных туристских достопримечательностей с 2013 г. в Югре отмечается Международный день туризма, работают туристские сайты и порталы4. В 2015 году впервые в столице Югры — городе Ханты-Мансийске, были проведены два форума — туристическая выставка-ярмарка «Югра-Тур-2015» и Всероссийская ярмарка Russian open Event Expo и его главное мероприятие — Всероссийский конкурс в области событийного туризма. В регионе с населением 1,6 млн человек (на 2015 г.) успешно работает около 150 туристских компаний. Из них 16 состоят в федеральном реестре туроператоров: 6 — по международному и внутреннему туризму, 11 специализируются по внутреннему туризму5. Для обеспечения туристов (экскурсантов) необходимой информацией были открыты туристские информационные центры (ТИЦ) и создан единый «Реестр туристских ресурсов и организаций туристской индустрии Югры», включающий особо охраняемые природные территории (ООПТ), памятники истории, памятники зодчества и архитектурные ансамбли, памятники археологии. В ХМАО — Югре, действует механизм поддержки предпринимателей, развивающих туризм. Проводимые мероприятия находят отражение в изменении доли туризма в ВРП (в 2014 г. - 0,5%, в 2015 г. -0,6%) и способствуют ежегодному увеличению туристов, в том числе и иностранных (см. таблицу). Успешно развивается система приема гостей, включающая 247 средств размещения (гостиницы, базы отдыха, санатории и профилактории) (рис. 1).

В Югре проводится большая работа по формированию имиджа как одного из российских этнографических центров, а развитие этноту-ризма по праву считается наиболее перспективным. Туристов привлекает самобытная культура, национальный колорит, традиции и обычаи ко-

4 Тематический сайт «Туризм в Югре» www.tourism.admhmao. га, Туристический портал Ханты-Манссийский автономный округ — Югра http://ugra.travel, сайт Некоммерческого партнерства «Союз турпредприятий Югры» www.ugra-tourism.ru. (дата обращения: 10.12.2015).

5 Официальный сайт Туризм в Югре: http://www.tourism. admhmao.ru (дата обращения 10.12.2015).

ренных малочисленных народов Севера: ханты, манси, лесных ненцев, коми-зырян, возможность непосредственного с ними общения в национальных поселках и стойбищах (15 в 2014 г.). На территории округа расположены эколого-эт-нографические музейные комплексы. Среди них этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» (г. Ханты-Мансийск), представляющий традиционное летнее стойбище обских угров, варьеганский парк-музей «Под открытым небом» (г. Варьеган) — хантыйское стойбище, которое продолжает жить по традиционному укладу. Интерес вызывают народные промыс-

лы, не только сохранившиеся до настоящего времени, но и не потерявшие свою значимость и востребованность в быту. Это многочисленные изделия из меха, бисера, с замшей из оленьей шкуры (ровдугой) и рыбьей кожей, плетение из корней кедра и травы, работа с тканью, берестой и глиной, резьба по кости, по дереву, вязание, вышивка нитками, ткачество. Один из способов организации туристского досуга — проведение мастер-классов, например, изготовление из нехитрых материалов (ниток, кусочков меха, кожи, бисера и бус) национальных украшений, оберегов [5, с. 10].

Таблица

Количество туристов, посетивших Югру (тыс. чел)6

Год Количество российских туристов, тыс. человек Количество иностранных туристов, тыс. человек

2010 429,3 7,7

2011 365,4 15

2012 448,4 15,4

2013 506,8 9,8

2014 507 10,6

2015 512,5 11,1

Рис. 1. Средства размещения в ХМАО, (%)

6 Официальный сайт Туризм в Югре: http://www.tourism.admhmao.ru (дата обращения: 10.12.2015).

Время, проведенное за подобной незатейливой, но в тоже время кропотливой работой, — это гарантированно сильные впечатления. Значимым представляется факт участия государственных и общественных структур (более 3 тыс. человек) в возрождении и сохранении народных художественных промыслов7. Популяризации народных промыслов их узнаваемости, в том числе в среде международного партнерства, способствует активное участие в региональных, всероссийских и международных экспозиционно-выставочных проектах и выставках, проведение народных праздников, форумов, конференций и мн. др8.

Хорошие перспективы, повышающие конкурентоспособность турпродукта Югры, имеет комплексное использование этнографических и экологических ресурсов. На территории ХМАО расположено 24 особо охраняемых природных территории (ООПТ), занимающих 5,2% от площади округа (рис. 2), из них: 5 федерального значения: заповедники «Малая Сосьва» и «Юганский», заказники «Верхне-Кондин-ский», «Елизаровский» и «Васпухольский», 17 регионального значения (природные парки «Са-маровский чугас», «Кондинские озера», «Нум-то», «Сибирские Увалы», заказники «Березовский», «Сорумский», «Сургутский», «Вогулка», «Унторский» и памятники природы «Система озер Ун-Новыйинклор, Ай-Новыйинклор», «Лу-говские мамонты», «Лешак-щелья», «Ильичев-ский бор», «Лесоболотная зона «Большое Каю-ково», «Остров Овечий», «Остров Смольный», «Чеускинский бор») и 2 местного значения (памятники природы «Шапшинские кедровники» и «Озеро Ренге-Тур»). Их освоение в разной степени нашло отражение почти в 40 из 300 предлагаемых туристских маршрутов9. Большое подспорье в этой работе — грамотный подход к составлению событийных календарей, заранее информирующих заинтересованные лица о грядущих мероприятиях [13].

7 Официальный сайт Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел»: http://www.ugra-traditionalart. ш/ (дата обращения 10.12.2015).

8 Международная выставка «Сокровища Севера», окружная выставка «Югра мастеровая», туристская этнографическая выставка «ЮграТур», окружная выставка «Кладовая ремесла», окружная выставка «Югорский сувенир», окружная выставка «Мудрость и мастерство», окружная выставка «Живые традиции ремесла» и др.

9 Официальный сайт Туризм в Югре: http://www.tourism. admhmao.ru (дата обращения 10.12.2015).

Одним из основных мотивов, продвигающих туристско-рекреационный потенциал территории, является проведение международных и общероссийских деловых, научных, культурных и спортивных мероприятий. Около 70% туристов Югры совершают поездки с деловыми целями. Ежегодно с 2000 г. в столице округа Ханты-Мансийске проходят международные спортивные соревнования по биатлону: этапы Кубка мира, Гран-при 1Ви, чемпионат мира, в которых принимают участие спортсмены разных стран мира. В 2016 году ХМАО принял финальный этап Кубка мира по биатлону. Знаковым для региона стало проведение Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня».

Важным представляется продвижение продуктов, связанных с укреплением заинтересованности деловых визитеров в более длительном пребывании в автономном округе. Для этого возможны предложения совмещения деловых и семейных поездок. Тогда рабочие визиты будут дополнены отдыхом с расширенной экскурсионной программой. Для привлечения к такого рода семейному отдыху существенную роль может сыграть система льготных условий. При этом понимая, что суммарные затраты на турпродукт складываются не только из единовременных затрат (цена туристского продукта), но и, что важно, из текущих затрат (затраты в месте пребывания — экскурсии, дополнительное питание, одежда, прокат автомобиля, развлечения и т.д.).

Решая вопросы конкурентоспособности туристских ресурсов, некоторые их элементы можно предложить туристам рассмотреть в виде так называемого ассоциативного ряда. К примеру, впечатление от набирающих популярность ойл-туров — экскурсий на нефтегазоносные месторождения автономного округа, где туристы знакомятся с историей геологоразведки, развитием нефтегазового комплекса Западной Сибири, биографиями первопроходцев — геологов, нефтяников, строителей, газовиков, усилит показ и приобретение продуктов нефтепереработки, причем не ограниченный привычными набором сувенирной продукции с использованием нефти. Это могут быть товары народного потребления, косметологические и медицинские средства. Например, изящно оформленный флакончик керосина, в целебные свойства которого люди верят с момента его изобретения, жевательная резинка с изображением местных достопримечательностей, красочно упакованные парафиновые цветные карандаши и парафиновые

свечи в подарочной упаковке с использованием национальных мотивов и мн. др.

Сувенирная продукция с использованием местного колорита могла бы стать еще одним приятным воспоминанием о проведенном в Югре путешествии.

Проблемы продвижения туристского потенциала

При продвижении своих туристских ресурсов и турпродуктов Югра по существу столкнулась с теми же проблемами, которые возникают у большинства российских регионов: как привлечь туристов, как усилить конкурентоспособность уже имеющихся турпродуктов и разработать новые, ориентированные на нынешнего потребителя. Оценивая конкурентоспособность туриндустрии в целом и отдельных ее направлений в частности, разрабатываются специальные рейтинги, позволяющие выявить слабые с сильные стороны, определиться с приоритетными целями и задачами [6, с. 101; 7, с. 41; 9, с. 99; 11, с. 125]. Для потенциальных туристов, прежде всего актуален ценовой показатель за весь комплекс предлагаемых туристских услуг. В случае, когда за желаемый турпродукт запрашивается относительно невысокая цена, представители туриндустрии вправе рассчитывать на то, что турист вернется вновь, а, возможно, и не один. Однако принимая во внимание тот факт, что в силу очевидных причин в Югре отдых не может быть бюджетным, делается ставка на экс-

клюзивность и экзотичность предлагаемого тур-продукта. А подобные туры всегда востребованы. К примеру, ныне, в условиях политических санкций, применяемых к России, и, как следствие, ограничения возможностей передвижения по зарубежным странам, некоторая категория туристов по-прежнему не рассматривает бюджетный отдых, а отправляется в дорогостоящее путешествие, в буквальном смысле, на «край Земли». Таких туристов, ищущих приключений и впечатлений, меньшинство, но они есть, и это та потенциальная категория потребителей турпродукта Югры, с которой необходимо работать.

Многочисленные социологические опросы, опыт туристических предприятий свидетельствуют о том, что, к большому сожалению, среднестатистический россиянин очень смутно представляет себе местонахождение не только Ханты-Мансийского автономного округа, но и в целом российских туристских дестинаций. Как правило, обычный перечень популярных отечественных мест отдыха ограничивается традиционным упоминанием Москвы, Санкт-Петербурга, озера Байкала и, благодаря информационной ротации, знанием о существовании курортов Краснодарского края. В зависимости от событий, освещаемых СМИ, называются центры проведения крупных мероприятий: Казань, Сочи, Волгоград и др. Поэтому очень важной составляющей продвижения турпродукта Югры стало привлечение внимания к самому факту его существования.

Рис. 2. Особо охраняемые природные территории в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, (%)

Однако обычного перечисления выдающихся, очень редких или мало известных достопримечательностей иногда бывает недостаточно. Современного туриста принято удивлять. Принимая во внимание стремление основной массы российских туристов провести отпуск в теплых краях, необходимо не просто обозначить существование турпродукта, а заинтересовать в его приобретении, что во многом зависит от мастерства маркетологов [8, с. 65]. Утверждение «На каждый товар найдется свой покупатель» справедливо и в этом случае: задача состоит именно в том, чтобы найти своего покупателя. По мнению специалистов, все более заметна тенденция роста интереса туристов к северным районам страны, и это позволяет рассматривать их в качестве потенциальных для посещений.

Одна из проблем, с которой сталкиваются регионы, специализирующиеся на развитии туризма — сходство программ приема. Потребление турпродукта в данном случае не сопровождается сильными и яркими впечатлениями, что в целом заметно снижает его конкурентоспособность. В связи с этим важным представляется формирование туристских маршрутов Югры, по возможности исключающих повторение объектов, создание уникальных маршрутов. Интересен опыт отхода от жесткой программы туристского пребывания для группы туристов, подразумевающий предоставление туристам права выбора экскурсий, анимационных программ, мест питания [4, с. 23]. Это позволит создавать несколько вариантов турпродукта. Хорошим дополнением может стать использование искусственной мотивации — информационных ресурсов (легенд), проведение общественно значимых событий и т. д. Это важно принимать во вни-

мание, поскольку, несмотря на первичное конкурентное преимущество любой территории — наличие туристских ресурсов, это, к сожалению, не гарантирует стабильного притока туристов [1, с. 66; 2, с. 31; 3, с. 53].

Заключение

1. Многочисленные мероприятия, проводимые в Ханты-Мансийском автономном округе (Югре), направленные на позиционирование его как региона, обладающего богатым и разнообразным туристским потенциалом, способствуют росту его привлекательности для туристов. Ощутимые результаты приносит инновационная активность, предусматривающая не только разработку, создание новых туристических маршрутов и проектов, но и в целом использование кластерного подхода туристского развития территории. Использование современных методов продвижения туристского потенциала территории усиливает ее конкурентоспособность на отечественном туристском рынке.

2. Разнообразный туристско-рекреацион-ный потенциал (памятники истории и культуры, культурно-исторические ресурсы, самобытное культурное наследие коренных малочисленных народов Севера, ООПТ и современная инфраструктура) создает возможность для развития многочисленных видов туризма. Многолетняя планомерно проводимая политика по продвижению туристских возможностей автономного округа на внутреннем и внешнем рынках способствует формированию нового образа Югры как одного из стабильно развивающихся центров культуры и искусства, спорта и туризма, что обусловливает ежегодное увеличение туристов и деловых партнёров.

Литература

1. Агамирова Е.В., Агамирова Е.В. Создание искусственной мотивации для формирования клиентских потоков в туристские регионы // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 1. С. 60—68.

2. Актуальные проблемы изучения туристских ресурсов РФ на основе применения современных информационных технологий / Джанджугазова Е.А., Адашова Т.А., Андреева Т.С., Валькова ТМ. Под ред. проф. Джанджугазовой Е.А. М.: РГУТИС, 2012. 92 с.

3. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Функциональное значение и место туристских легенд в формировании привлекательных свойств дестинаций // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 1. С. 52-60.

4. Вапнярская О.И., Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М. Тенденции в практике менеджмента туристской дестинации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 1. С. 21-28.

5. Васильева Е.Н. Узоры хантов: живая традиция // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 4. С. 9-15.

6. Морозов М.А., Морозова Н.С. Модель оценки конкурентоспособности туристских дестинаций // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2012. № 11 (70). С. 100-108.

7. Морозова Н.С. Конкурентоспособность России в сфере туризма // Вестник Российского нового университета. 2013. № 2. С. 41-44.

8. Казанцев Ю.Ю. Роль маркетинга территории в повышении туристической привлекательности региона // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. № 3. Т. 1. С. 65-69.

9. Крутик А.Б. Особенности конкурентной среды на рынке туристических услуг и конкурентоспособность туристических фирм //Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 201 4. № 1 (187). С. 98-103.

10. ХалимбековХ.З., Шахбанова З.Р. Формирование национальной инновационной системы развития туризма как фактор улучшения инвестиционного климата в регионе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т 9. 2015. № 2. С. 34-39.

11. Шубаева В.Г., Бурова Н.В. Индикаторы туристской привлекательности региона как туристской де-стинации и маркетинговая стратегия ее развития // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2. С. 124-127.

12. Федулин А.А., Гаврилов А.Ю., Новикова Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. 2012. № 1. С. 38-44.

13. Agamirova. A.V., Adashova T.A., Vaokova T.M., Kosarena N.V., Lapochkina V.V. Event-calendar: event as the basisof the territory tourist attractiveness // 1097-8135 Life Science Journal - Scopus; CJR2012 (Thomson Reuters) 2014, 11. (11).http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111/126_26160life111114_687_689.pdf (дата обращения: 23.04.2016)

14. EnrightM., Newton J. Tourism destination competitiveness: a quantitative approach// Tourism Management. 2004. № 25. P. 777-788.

15. Hu Y., Ritchie J.B. Measuring destination attractiveness: a contextual approach// Journal of Travel Research. 1993. 32 (2). P. 25-34.

16. Kornilov V.V., Platonova N.A., Philosophical and socio-cultural aspects of the economic type of thinking. Middle East Journal of Sciences Research. 2013. T. 16. № 2. P. 296-303.

17. Krasnova o.N. Problems of social cohesion development. Middle East Journal of Sciences Research. 2014. T 19. № 3.

18. Mosalev A. Uncertainty in the regional system of innovation entrepreneurship (evidence from Russia)// international multidisciplinary scientific geoconference; 14 TH VOL 2014; Social sciences and arts; SGEM 2014 conference proceedings; International Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM; Abena, Bulgaria. 2014; Sep. 2014. P. 749-756.

ugra: the promotion of the tourist potential in the domestic market

Adashova Tat'yana Alekseevna, PhD (Cand. Sc.) in Geography, Senior Lecturer at the Department of regional Economics and geography, adashovat@mail.ru, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation

Kosareva Nataliya Viktorovna, Associate Professor of the Department of tourism and hospitality, kosarevantl@rambler.ru,

Institute of tourism, recreation, rehabilitation and fitness, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russian Federation

Lapochkina Viktoriya Vladimirovna, PhD (Cand. Sc.) in Economics Associate Professor of the Department of tourism and hospitality, vvlapochkina@inbox.ru, Institute of tourism, recreation, rehabilitation and fitness, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russian Federation

Economic efficiency of tourism industry and its benefits for the territories have fundamentally changed the attitude of the Russian regions to tourism in general for the past decade over the past decade. The regions that had traditionally specialized in other sectors of the economy began to show interest in its development. It leads to a natural reinforcing competition of those who took its place in the tourist business long ago, and those who has just started. One of the successfully developing regions, well-known among Russians as the leading oil-producing region — the Khanty-Mansi Autonomous Okrug (Yugra), is taking active steps not only to promote their tourism resources and ready tourism products, but also to strengthen their competitiveness in both domestic and foreign markets. Events (tourism exhibitions, forums, investment activities associated with the development and introduction of new tourist routes and participation in projects, creation of tourism websites, portals and many others. etc.), which take place in the district, contribute to the promotion of the territory as one of the most interesting Russian tourist destinations, and, as a consequence, lead to increasing of the tourist stream. Various tourism resources (ethnographic, ecological, cultural, historical and other) are the basis for building new and, most importantly, competitive tourism products. Among the promising directions are considered ethno-tourism and acquaintance of tourists with the national characteristics of the resident indigenous peoples of the North — Khanty, Mansi, Forest Nenets, Komi-Zyrians. The attractiveness of Ugra as a center of business tourism, which makes on its territory a variety of business, scientific, cultural and sporting events of all-Russian and international level, increases. Successful marketing policy for the promotion of the tourist potential of the Autonomous Okrug in the domestic and foreign markets contributes to the formation of a new image of Ugra as an attractive tourist center.

Keywords: competitiveness, ethno-tourism, business tourism

References

1. Agamirova E.V., Agamirova E.V. Sozdanie iskusstvennoi motivatsii dlya formirovaniya klientskikh potokov v turistskie regiony [Creation of artificial motivation for the formation of client streams in tourist regions]// Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. V. 9. 2015. № 1. p. 60-68.

2. Aktual'nye problemy izucheniya turistskikh resursov Rossiyskoy Federatsii na osnove primeneniya sovre-mennykh informatsionnykh tekhnologiy [Actual problems of study of tourist resources of the Russian Federation on the basis of application of modern information technologies] / Ed. by Dzhandzhugazovoy E.A. M.: Izd-vo RGUTiS, 2012. 92p.

3. Afanas'ev o.E., Afanas'eva A.V. Funktsional'noe znachenie i mesto turistskikh legend v formirovanii privlekatel'nykh svoistv destinatsii [Functional significance and place of tourist legends in the formation of the attractive properties of destinations]// Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. V. 9. 2015. № 1. P. 52-60.

4. Vapnyarskaya O.I., Kharitonova T.V., Krivosheeva TM. Tendentsii v praktike menedzhmenta turistskoi destinatsii [Trends in the management practice of a tourist destination] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. V. 9. 2015. № 1. P. 21-28.

5. Vasil'eva E.N. Uzory khantov: zhivaya traditsiya [Patterns of Khanty: living tradition] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Modern problems of service and tourism]. 2012. № 4. p. 9-15.

6. Morozov M.A., Morozova N.S. Model' otsenki konkurentosposobnosti turistskikh destinatsii [Evaluation model of competitiveness of tourist destinations] // Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of Russian state trade and economic University]. 2012. № 11 (70). P. 100-108.

7. morozova N.S. Konkurentosposobnost' Rossii v sfere turizma [Competitiveness of Russia in the sphere of tourism] // Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta [Bulletin of Russian new University]. 2013. № 2. P. 41-44.

8. Kazantsev Yu.Yu. Rol' marketinga territorii v povyshenii turisticheskoi privlekatel'nosti regiona [Role of the territory marketing to increase tourist attractiveness of the region] // Interekspo Geo-Sibir'. 2012. № 3. V. 1. P. 65-69.

9. Krutik A.B. Osobennosti konkurentnoi sredy na rynke turisticheskikh uslug i konkurentosposobnost' turisticheskikh firm [Features of the competitive environment in the market of tourist services and competitiveness of travel companies] //Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki [St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics]. 201 4. № 1 (187). P. 98-103.

10. Khalimbekov Kh.Z., Shakhbanova Z.R. Formirovanie natsional'noi innovatsionnoi sistemy razvitiya turizma kak faktor uluchsheniya investitsionnogo klimata v regione [Formation of the national innovation system for the development of tourism as a factor of improving the investment climate in the region] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. V. 9. 2015. № 2. P. 34-39.

11. Shubaeva V.G., Burova N.V. Indikatory turistskoi privlekatel'nosti regiona kak turistskoi destinatsii i marketingovaya strategiya ee razvitiya [Indicators of tourist attractiveness of the region as a tourist destination and its marketing strategy development] // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov [Bulletin of Saint-Petersburg University of Economics and Finance]. 2012. № 2. P. 124-127.

12. Fedulin A.A., Gavrilov A.Yu., Novikova N.G. Sovremennye podkhody k opredeleniyu resursnogo potentsiala turizma [Modern approaches to the definition of the resource potential of tourism] // Servis plus. 2012. № 1. P. 38-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Agamirova. A.V., Adashova T.A., Vaokova T.M., Kosarena N.V., Lapochkina V.V. Event-calendar: event as the basisof the territory tourist attractiveness // 1097-8135 Life Science Journal - Scopus; CJR2012 (Thomson Reuters) 2014, 11. (11).http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111/126_26160life111114_687_689.pdf. (Acceded on April 23, 2016).

14. EnrightM., Newton J. Tourism destination competitiveness: a quantitative approach// Tourism Management. 2004. № 25. P. 777-788.

15. Hu Y., Ritchie J.B. Measuring destination attractiveness: a contextual approach// Journal of Travel Research. 1993. 32 (2). P. 25-34.

16. Kornilov V.V., Platonova N.A. Philosophical and socio-cultural aspects of the economic type of thinking. Middle East Journal of Sciences Research. 2013. T. 16. № 2. P. 296-303.

17. Krasnova o.N. Problems of social cohesion development. Middle East Journal of Sciences Research. 2014. T 19. № 3.

18. Mosalev A. Uncertainty in the regional system of innovation entrepreneurship (evidence from Russia)// international multidisciplinary scientific geoconference; 14 TH VOL 2014; Social sciences and arts; SGEM 2014 conference proceedings; International Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM; Albena, Bulgaria. 2014; Sep. 2014. P. 749-756.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.