с
л
^ ОРЛОВА Татьяна Степановна
Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры экономики предприятий
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/ Народной воли, 62/45 Контактные тел.: (343) 221-17-84, 267-31-95, (919) 378-75-44 E-mail: [email protected]
ГОРГОЦ Ольга Вениаминовна
старший преподаватель кафедры автомобильного транспорта
Югорский
государственный университет 628012, РФ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 12 Контактный тел: (922) 677-67-51 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
РЕГИОН С МОНОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Аннотация
Определены стратегическая и краткосрочные цели, выявлены приоритетные направления и разработаны организационно-методические мероприятия по развитию индустрии туризма, базирующиеся на особенностях Ханты-Мансийского автономного округа -Югры как региона с моноспециализированной экономикой.
Организационная система управления инновационным развитием индустрии туризма (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)
Развитие туризма обеспечивает приток в регион денежной массы, инвестиционных средств, как следствие, способствует пополнению бюджета региона и государства за счет налогов, генерирует рабочие места.
Современная индустрия туризма в Российской Федерации требует структурной перестройки, затрагивая такие ключевые отрасли экономики, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Эффективное развитие индустрии туризма возможно при наличии действенной туристской политики, разрабатываемой с помощью научного инструментария, который позволяет формировать рациональные управленческие решения, основанные на оценке и анализе состояния и тенденций под воздействием внешней и внутренней среды, их регулируемых и нерегулируемых факторов; развивать сетевые связи предприятий индустрии туризма; определять инновационно-инвестиционный потенциал предприятий индустрии туризма; определять спрос на международные контакты.
Исследования в области туризма в разных его аспектах (социальном, экономическом) появились в 1960-х годах в рамках европейских научных школ. Такие ученые, как К. Крапф, В. Висс, Р. Юнк, Ф. Потье, Я. Гезгала, создали теоретико-методологическую базу исследований по характерным особенностям развития туризма в странах Европы.
В 1980-х годах учеными англоамериканской и австралийской школ Дж. Боуэном, Р. Олье, Г. Шоу рассмотрены тенденции развития туризма в постиндустриальном обществе.
Проблемы стратегического управления, в том числе планирования в условиях рыночной экономики, нашли отражение в научных трудах значительного числа зарубежных экономистов: Р. Акоффа, М. Альберта, И. Ансоффа, К. Боумэна, К. Бланчарда, Т. Вэгхорна, М. Х. Мескона, М. Паскье, М. Портера,
А. Томпсона, Ф. Хедоури и др. Среди работ зарубежных исследователей, посвященных различным вопросам туристской деятельности, выделяются работы Р. А. Браймера, Д. Карро, Ф. Кот-лера, П. Жюйара и др.
Теоретическим и практическим вопросам управления развитием туризма в экономике современной России посвящены исследования В. И. Азара, А. Ю. Александровой, И. Т. Балабанова, М. Б. Биржакова, Е. И. Богданова, В. С. Боголюбова, Е. В Вавиловой, Н. И. Волошина, В. Г. Гуляева, М. А. Жуковой,
A. И. Зорина, Е. Н. Ильиной, Н. И. Кабуш-кина, Г. А. Карповой, В. А. Квартальнова,
B. А. Лазарева, М. М. Маринина, М. А. Морозова, Т. С. Орловой, А. Г. Папиряна, Э. В. Пешиной и др.
В области курортологии и управления организациями туристско-рекреационного комплекса известны работы отечественных специалистов: А. М. Ветитнева, Б. Л. Винокурова, И. В. Зорина, Г. В. Кабака, Г. А. Карповой, В. А. Квартальнова, А. Н. Коневой, Т. П. Левченко, В. В. Нелюбина, А. В. Островерхова, Г. М. Романовой, А. Д. Чудновского, Г. В. Яковенко и др.
Значимость разработки теоретических, методических и прикладных аспектов научной проблемы развития индустрии туризма связана не только с рядом мировых и общероссийских тенденций, но и с региональными возможностями. При этом инновации, внедряемые в индустрию туризма в регионе, должны учитывать особенности его социально-экономического развития и природно-климатических условий.
В настоящее время в России значительно повышается интерес к северным регионам Российской Федерации, занимающим около 50% ее территории [1].
Типичным представителем таких регионов является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Моноспециализированная экономика, недостаточная инфраструктурная развитость, высокая зависимость от конъюнктуры мирового рынка нефти, от федераль-
Tourist Industry Innovative Development: Organizational Management System (Case of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra)
ной политики недропользования - вот слабые стороны экономики региона. Преодоление перечисленных выше проблем для данного региона на сегодняшний день весьма актуально.
Главной целью стратегии развития экономики ХМАО-Югры является диверсификация экономики округа, в частности развитие индустрии туризма.
На основе системного подхода и инструментов структурно-динамического анализа предложен авторский алгоритм создания комплекса программ развития индустрии туризма, включающий определение факторов внешней и внутренней среды туризма, туристского инновацинно-инвестиционного потенциала предприятий региона, факторов, влияющих на спрос и предложение. Рекомендуемая модель включает несколько блоков и предполагает сег-
ментацию действий при составлении комплекса программ развития индустрии туризма (рис. 1).
В соответствии с предложенной моделью формируется трехуровневый комплекс программ развития индустрии туризма (федеральный, региональный, муниципальный), представляющий собой, с нашей точки зрения, целостную, взаимоувязанную систему по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, совокупность научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, экологических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение основных задач развития индустрии туризма.
Предполагается начинать иссле-
^ Tatyana S. ORLOVA
Dr. Sc. (Philosophy), Assistant-Prof. of Enterprises Economics Dprt.
Urals State University of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45
Phone: (343) 221-17-84
E-mail: [email protected]
^ Olga V. GORGOTS
Sr. Lecturer of Automobile Transport Dprt.
Ugra State University 628012, RF, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra, Khanty-Mansiysk, ul. Tchekhova, 12 Phone: (922) 677-67-51 E-mail: [email protected]
■o
я
10. Оценка,
принятие
вариантов >
программ
; !
9. Разработка
альтернатив- *
ных
программ
11.Разработка
выполнения
программ
12. Предварительная оценка эффективное™ комплекса программ
14. Оперативный н стратегический котроллинг реализации комплекса программ
13. Реализация комплекса программ
стратегических целей
7.0
конкурентной стратегии
б. Разработка стратегической цели развития индустрии туризма
1. Анализ факторов
мы« и нерегулируемых, факторов риска
2.Формнро-
реестра турресурсов
3.Определение инновационно-инвестиционного потенциала предприятий индустрии туризма
5. Оценка финансовых рисков
---------1
4. Изучение факторов, влияющих на туристский спрос и предложение
Key words
STRATEGY
tourist industry development
MONO-EcONOMY REGION
Summary
The authors identify strategic and short-term objectives, indicate top-priority opportunities for further development and work out organizational-methodological measures to advance tourist industry. These measures are based on distinctive features of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra as a region with a mono-economy.
"> - переход действий по блокам для достижения цели
' * - переход для создания корректирующих действий в случае отклонения от достижения цели
Рис. 1. Модель создания и функционирования комплекса программ развития индустрии туризма в регионах с моноспециализированной экономикой
Источники
1. Официальный сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // www. admhmao.ru.
2. О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2010 годы»: закон ХМАО-Югры от 8 июля 2005 г. № 63-оз.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // www.gks.ru.
4. Социально-экономическое положение городов и районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в январе - декабре 2011 г.: стат. бюл. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Ханты-Мансийск, 2011.
5. О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2008-2013 годы»: закон ХМАО-Югры от 10 ноября 2008 г. № 129-оз.
6. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008.
7. Об особо охраняемых природных территориях: федер. закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 г.).
8. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 4 октября1996 г. № 132-Ф3 (в ред. от 27 декабря 2009 г.).
9. Приказ Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 8 июня 1998 г. № 210: зарегистрирован Минюстом России от 24 августа 1998 г. № 1595.
10. Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта: постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. № 452.
11. Статистический ежегодник: стат. сб. в 4 ч. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Тюмень, 2011.
12. Официальный сайт газеты Российского союза туриндустрий // www. ratanews.ru
дования с анализа и прогноза регулируемых и нерегулируемых факторов внешней и внутренней среды, факторов риска (блок 1, рис. 1). Он представляет собой оценку состояния и важнейших перспектив развития с точки зрения окружения индустрии туризма. Анализ регулируемых факторов определяет направления разработки мер государственными структурами для развития и управления индустрией туризма. Анализ нерегулируемых факторов внешней среды позволяет своевременно спрогнозировать появление потенциальных угроз, новых возможностей и разработать адекватный план действий по достижению поставленных целей.
Анализ регулируемых и нерегулируемых факторов внешней и внутренней среды для исследуемого округа выглядит следующим образом.
Нормы права. Изданы постановле-ния:ПравительстваХанты-Мансийского автономного округа - Югры об утверждении долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; о целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социально-экономическое развитие коренных малочисленныхнародов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в 2011-2013 гг.; о совете по вопросам развития структуры оздоровительно-восстановительного и бальнеологического лечения; главного государственного санитарного врача округа об усилении мероприятий по санитарной охране территории Ханты-Мансийского автономного округа -Югры [2].
Экономические факторы. Округ занимает 1-е место в Российской Федерации по добыче нефти, по объему промышленного производства, производству электроэнергии; 2-е место по добыче природного газа, объему инвестиций в основной капитал и объему поступлений налогов в бюджетную систему РФ; 3-е место по естественному приросту населения. Среди других регионов России Ханты-Мансийский автономный округ - Югра находится на 2-м месте по объему валового регионального продукта. Кроме того, округ входит в первую пятерку российских регионов по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. Темпы роста инвестиций в течение десяти лет ежегодно составляли в среднем 12% [3].
Индекс промышленного произ-
водства в 2009 г. составил 96,9% (в добыче полезных ископаемых - 97,8%, в обрабатывающем секторе - 86,8%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 102,9%), что говорит о моноспециализации экономики округа [4].
Валовой региональный продукт в 2009 г. составил 1 846,9 млрд р., объем инвестиций в основной капитал -454,3 млрд р. Интегральный инвестиционный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удерживает 4-ю позицию среди 89 регионов Российской Федерации. Поддерживают инвестиционный рейтинг округа высокие производственный (2-я позиция), финансовый (2-я позиция), природно-ресурсный (7-я позиция), институциональный (12-я позиция), потребительский (13-я позиция) и инновационный (18-я позиция) потенциалы, которые обеспечивают высокую инвестиционную привлекательность региону [5].
Финансовые факторы. В феврале 2010 г. международное агентство Standard & Poor's подтвердило высокий кредитный рейтинг Югры - BBB по международной шкале; ru AAA по российской шкале.
В декабре 2009 г. международное агентство Moody's присвоило автономному округу рейтинги эмитента в национальной и иностранной валюте - Ваа3 по глобальной шкале и рейтинг Ааа.ш по российской национальной шкале [3].
Округ занимает 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга по указанным рейтингам.
В 2009 г. на фондовой бирже ММВБ был успешно размещен облигационный заем автономного округа на сумму 6 млрд р. в целях финансирования дефицита регионального бюджета. При этом спрос превысил предложение почти в 3 раза и составил 17 млрд р. [3].
Демографические факторы. Ханты-Мансийский автономный округ - одна из наиболее плотно заселенных территорий Российского Севера (здесь показатели плотности такие же, как и в давно заселенных Архангельской, Амурской, Иркутской, Томской, Читинской и ряде других областей), это регион, на долю которого приходится около 1% населения страны (больше, чем удельный вес Мурманской и Магаданской областей, вместе взятых), и один из немногих субъектов РФ, имевших в 1990-е годы положительную демографическую динамику [6].
За прошедшие десять лет числен-
ность населения региона увеличилась на 11,2% и на начало 2010 г. составила 1538,6 тыс. чел. Наблюдалось увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении: если в 2000 г. она составляла 65,9 года, то в 2009 г. - 70,5 года [4].
Социальные факторы. Оборот розничной торговли в течение десяти лет ежегодно увеличивался в среднем на 13,0%. Каждый житель Югры в 2009 г. приобретал товаров на сумму 177 тыс. р. (в 2000 г. - на 21,5 тыс. р.), услуг - на 41 тыс. р. (в 2000 г. - на 6,1 тыс. р.) [4].
За рассматриваемый период отмечено увеличение уровня занятости с 88,6 до 93,2%. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизился с 11,4% в 2000 г. до 6,8% в 2009 г. Темпы роста денежных доходов населения в реальном исчислении в течение десяти лет ежегодно достигали в среднем 109% и составили в 2009 г. 32,3 тыс. р. на душу населения. Номинальная заработная плата работников организаций в 2009 г. составила 38,4 тыс. р. [3].
Объем жилищного строительства увеличился за счет всех источников финансирования более чем в два раза. Организациями всех форм собственности и населением в 2009 г. построено 827,2 тыс. кв. м общей площади жилых домов (в 2000 г. - 355,2 тыс. кв. м). В расчете на 1000 чел. населения ввод жилья вырос с 259 кв. м до 541 кв. м в 2009 г. Строительство индивидуального жилья выросло в пять раз, или до 229,7 тыс. кв. м общей площади [3].
Экологические факторы. На территории округа имеется (на 1 января 2009 г.) 523 территории традиционного природопользования регионального значения общей площадью 14832,408 тыс. га, в границах которых осуществляют традиционный образ жизни и традиционные виды хозяйствования коренные малочисленные народы Севера [7].
С 2001 г. количество таких территорий увеличилось на 46, их площадь - на 1007,2 тыс. га. Территория Югры располагает богатыми природными ресурсами. Леса, представляя огромную ценность, являются в то же время питомником и хранителем пушного зверя и лесной птицы. Водные бассейны содержат запасы ценной рыбы, привлекают водоплавающую птицу. На протяжении многих веков жизнь коренного населения зависела от рыбного и охотничьего промыслов [2].
Вместе с тем имеются факторы (не-
регулируемые), сдерживающие разви- ^ тие туризма в ХМАО - Югре, а именно: сложные природно-климатические условия округа (своеобразие природных ресурсов); значительная удаленность округа от государств, в которых проживают потенциальные туристы округа; отсутствие четкого позиционирования данного округа в российском и международном информационном пространстве, обусловленного исторически сложившимися факторами (рыночная конъюнктура).
Для выполнения блока 2 (рис. 1) (формирование реестра туристских ресурсов) нами выполнен SWOT-анализ состояния сложившейся индустрии туризма по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Для продолжения развития предложенной схемы необходимы меры по созданию сети туристических информационных центров (ТИЦ), которые будут разрабатывать и пополнять реестр туристских ресурсов, кадастр туристских территорий округа, вести паспортизацию маршрутов с описанием природного, этнического аспектов и т. д. [1].
Соответственно блоку 3 (рис. 1) (определение инновацинно-инвес-тиционного потенциа-
ла предприятий индустрии) выполнен расчет инновационно-инвестиционного потенциала типичного предприятия индустрии туризма округа ООО «Северавтотранс», расположенного в Ханты-Мансийске, при этом использована предложенная авторская методика оценки инновационно-инвестиционного потенциала предприятий индустрии туризма [1].
При исследовании соответственно блоку 4 (изучение факторов, влияющих на туристский спрос и предложение) в округе на основе SWOT-анализа и статистических данных за 2008-2011 гг. была определена тенденция по неценовым факторам - уменьшение спроса на туристский продукт округа. Авторами выделено два фактора, имеющих положительную тенденцию для увеличения спроса:
• приближение рынка к туристу за счет строительства новых автодорог (в 2010 г. введено 176 км - 10% от существующих);
• увеличение свободного времени населения по отношению к рабочему.
Блок 5 - оценка финансовых рисков. Анализ макроокружения сферы
References
1. Official website of State bodies in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Ugra www.admhmao.ru.
2. On the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra program "Economic and social development of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra for the period 2005-2010": law of KhMAO-Ugra No. 63-oz of July 8, 2005.
3. Official website of the Federal State Statistics Service www.gks.ru.
4. Social-economic status of cities and districts of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra in 2011: statistical bulletin. Khanty-Mansiysk, 2011.
5. On the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra long-term target program «Travel development in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra for the period 2008-2013»: law of KhMAO-Ugra No. 129- oz of November 10, 2008.
6. Russian Statistical Yearbook. Rosstat. Moscow, 2008.
7. On specially protected natural areas: Federal law of the Russian Federation No. 33-FZ on March 14, 1995 (ed. on December 27, 2009).
8. On the basics of travel activity in the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation No. 132-FZ on October 4, 1996 (ed. on December 27, 2009).
9. Order of State Committee of the RF for Physical Training and Sport No. 210 on June 8, 1998 (registered by Ministry of Justice of the RF No. 1595 on August 24, 1998).
10. On approval of rules to provide travel services: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 452 of July 18, 2007.
11. Statistical Yearbook in 4 volumes. Tyumen, 2011.
12. Official website of the Russian Union of Travel Industries' Newspaper www. ratanews.ru.
■o я
и туризма округа говорит о сложной 5/ ситуации в настоящий момент.
Регулируемые факторы внешней ^ среды для развития туризма округа ^ (нормы права, политические, соци-я альные, демографические, экономи-¡15 ческие) не подвергаются системному § анализу какой-либо государственной = или общественной структурой с целью их изменения для создания программ развития.
Потенциальные угрозы для округа определяются высокой зависимостью его экономики от конъюнктуры мирового рынка нефти, от федеральной политики недропользования, перехода многих разрабатываемых месторождений в стадию истощения, миграции значительных капиталов за пределы округа, ухудшения качества природной среды.
Слабые стороны экономики округа заключаются в недостаточной ее диверсификации, инфраструктурной неразвитости, сильных внутрирегиональных экономических и социальных контрастах, недостаточной иннова-ционности. По многим ключевым показателям инновационного развития (число патентов на 1 млн жителей; доля предприятий, осуществляющих технологические инновации; удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; доля кандидатов и докторов наук среди работников с высшим образованием; уровень энергоемкости производства) округ имеет худшие позиции, чем среднестатистический российский регион. Крайне низка результативность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет окружного бюджета [5].
Для исследования соответственно блоку 6 (разработка стратегической цели) был проведен опрос 152 респондентов - служащих департаментов округа и муниципальных служащих, который показал, что с целью развития экономики ХМАО - Югры необходима ее диверсификация, развитие индустрии туризма может привести к существенному изменению состояния экономики округа. Из опроса очевидно, что перспективу развития имеют такие виды туризма, как экологический и этнический, для чего следует развивать сеть туроператоров (в настоящее время они отсутствуют), недорогую гостиничную сеть для охотников и рыбаков, транспортную сеть, аренду внедорожников, гостевые этнические поселения и т.д.
Для определения потенциальных ресурсных возможностей туризма в округе была проведена экспертная оценка состояния природных объектов. Опрос экспертов показал следующее: в настоящее время в ХМАО - Югре из 25 природных объектов округа для маршрутов туристов при соответствующем обустройстве их возможно использовать все. Фактически туристами используются только 8 объектов (32,0%), где имеются обустроенные муниципальными органами стоянки и частные кафе, кроме этого деятельность предприятий индустрии туризма фактически отсутствует.
Для особо охраняемых природных территорий (ООПТ) создание музеев природы связано со значительными финансовыми затратами. Более современные требования к принципам организации работы с посетителями - центры для посетителей, или визит-центры. Визит-центр - это место, где посетители получают информацию об охраняемой природной территории, а также сопутствующие рекреационные услуги.
В связи с вышеизложенным считаем, что целесообразно сконцентрировать возможности округа на выработке «неповторимого» туристского продукта, специализируясь на нем. Данная уникальная для РФ ситуация в округе является отчасти базой для развития туризма коренными народами.
Соответственно блокам 7, 8, 9, 10 на основании исследований ряда факторов в целях решения данной проблемы нами определены стратегическая и краткосрочные цели, выявлены приоритетные направления и разработаны организационно-методические мероприятия развития индустрии туризма, базирующиеся на особенностях округа как района пионерного освоения, направленные на повышение уровня жизни населения региона, и на этой основе разработаны и экономически обоснованы сценарии развития индустрии туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
По нашему мнению, это означает по существу совмещение двух подходов, предложены приоритетные направления развития индустрии туризма в округе.
1. Приоритетным направлением развития индустрии туризма типичного района пионерного освоения (автономного округа) с моноэкономикой на ближайшие годы предлагается выбрать максимальное использование природ-
ного потенциала региона в целях удовлетворения потребностей российских и зарубежных туристов, что связано с тем, что в округе имеются широкие возможности для развития экологического, этнического видов туризма, охотничьего и рыболовного, а также отдыха в сельской местности (агротуризм).
2. Использовать материальную базу предприятий индустрии туризма (гостиницы, отели, выставочные центры) для успешно развивающегося в округе делового туризма, включающего следующие виды: конгрессно-выставочный, научно-культурный.
Для развития индустрии туризма в округе целесообразно также внести некоторые изменения в существующую организационную структуру управления развитием туризма в регионе. Рекомендуемая нами организационная структура для округа приведена на рис. 2.
Рекомендуется образовать межведомственный координационный Совет ХМАО - Югры (далее Совет) по развитию туризма.
При Совете считаем целесообразным создать туристский информационный центр, что позволит развивать сетевые региональные и межрегиональные связи. В качестве рекомендации для властей округа предлагаем создать Ассоциацию предприятий и организаций индустрии туризма ХМАО - Югры, а при ней постоянно действующий рабочий орган. Данный негосударственный сектор регулирования индустрии туризма будет способен выполнять задачу по созданию основ для внутренней самоорганизации в сфере туризма и усиления общественных стимулов, являющихся необходимым условием развития туризма.
Государственные и муниципальные органы, сотрудничая с негосударственным сектором, окажут поддержку его деятельности через размещение государственных и муниципальных заказов на выполнение программ и планов развития туризма.
Сценарии развития туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 г. базируются на Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 г. (приложение к распоряжению Правительства автономного округа от 14 ноября 2008 г. № 491-рп) [3] (в дальнейшем - Стратегия).
Авторами предложены два варианта развития туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
■о
я
М-
— - поступление информации '--поступление сводной информации
- существующие структуры
Рис. 2. Организационная структура управления развитием туризма а регионе
Изменение показателей развития ХМАО-Югры соответственно двум вариантам развития индустрии туризма
№ п/п Наименование показателя 2007 2008 2009 2010 2011 2015 2020" 2020 к 2007 г., раз
1 Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. чел. 1496,80 1513,09 1529,52 1546,90 1564,57 1632,9 1707,5 1,14
2 Уровень безработицы (по методологии МОТ), % 7,5 6,0 5,78 5,65 5,54 5,2 5,0 -
2.1 Численность безработных по варианту 2, % 7,5 6,0 3,0 2,9 2,9 2.9 2,9
4 Валовой региональный продукт (в постоянных основных ценах), млрд р. 1 887,7 1 942,4 2 000,7 2 056,7 2 110,2 2 395,9 2923,3 1,55
6 Структура валового регионального продукта (в постоянных основных ценах)
6.1 Производство товаров, % В том числе: 79,1 78,1 77,1 76,1 75,2 69,6 61,8 -
6.2 добыча полезных ископаемых, % 72,1 70,5 69,0 67,4 65,8 58,1 48,5 -
6.3 обрабатывающие производства, % 1,3 1,3 1,4 1,5 1,6 2,1 2,9 -
6.4 производство и распределение электроэнергии, газа и воды, % 1,6 1,5 1,5 1,5 1,6 1,8 1,6 -
6.5 производство услуг: % 20,9 21,9 22,9 23,9 24,8 30,4 38,2 -
тыс. р. 24556 32677 65100 80658,9 100662,3 131263,6 181406,0 274130,0
в том числе туризма: % 2,1 2,2 3,0 3,9 2,5 3,0 3,8 151,1
тыс. р. - - 651,1 806,6 1006,6 1181,4 1632,6 92724,0
7 Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд р. 377,8 488,0 599,4 708,3 797,6 1101,8 1879,5 4,98
в том числе в предприятия индустрии туризма по варианту 2, млрд р. -- - - - 18,9 - -
' В числителе - по варианту 1; в знаменателе - по варианту 2.
1-й вариант основан на «лучшем», инновационном сценарии развития экономики округа, соответственно Стратегии (обозначен курсивом на рис. 2).
2-й вариант отражает быстрое развитие экономики в результате успешно осуществляемой модернизации и строительства предприятий
индустрии туризма (базой его является «худший» по Стратегии «инерционный» путь).
™ При условии инвестиций в указан-
5/ ные проекты и если составной частью механизма реализации Стратегии ста-
О)
^ новится вариант 2 по предложенному в
^ работе алгоритму развития индустрии
я туризма - создания комплекса целевых
¡5 программ, результатом развития туриз-
§ ма будут показатели, представленные в
= таблице.
В результате реализации варианта 2 число мест в гостиницах увеличится на 2450, соответственно, количество рабочие места в регионе увеличится на 5997, что снизит на 33,7% уровень безработицы. В настоящее время услуги туризма в регионе составляют 1% от общего объема услуг, по Стратегии планируется их снизить до 0,9%.
Средняя стоимость турпродукта в регионе на данный момент составляет 6 тыс. р. в сутки из-за высоких цен на места в гостиницах (от 3 тыс. р. за сутки), высокой стоимости транспорта (вертолет, вездеход, катер, мотонарты) для охоты, рыбалки.
Интегральный кумулятивный эффект от внедрения варианта 2 включает
САРСЕМБЕКОВ Нажен Тулегенович
Аспирант кафедры экономики и социологии труда
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского 644077, РФ, г. Омск, пр. Мира, 55а Контактный тел.: (701) 788-66-29 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
инновации
человеческий капитал
индекс человеческого развития
индекс инновационного развития интеграция
Аннотация
Рассмотрены особенности перехода к инновационной экономике и роль в этом человеческого капитала. Отмечено, что для развитых стран характерным является высокий уровень человеческого развития и большой вклад научно-технической сферы в экономику страны. Для государств-членов ЕврАзЭС широкие перспективы для развития наукоемкой и конкурентоспособной экономики открывает Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, формирование Единого экономического пространства. Получение экономических выгод от инновационного сотрудничества в рамках названных структур зависит от принятия мер по повышению уровня человеческого капитала и технологической модернизации.
Изменение человеческого капитала и индустриально-инновационного развития в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства
С созданием в 2010 г. Казахстаном, Россией и Беларусью Таможенного союза (ТС) экономическая интеграция на евразийском пространстве получила качественно новое институциональное и правовое оформление: действует высший исполнительный наднациональный орган - Комиссия Таможенного союза, гармонизируется и унифицируется законодательство. Техническое регулирование переводится на наднациональный уровень, что дает возможность введения единых межгосударственных технических регламентов и стандартов. Эти успешные действия способствовали переходу к более высоким формам интеграции: принято решение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) этих государств и его функционировании с 1 января 2012 г.
Реальная экономическая интеграция означает, в частности для Казахстана и России, преодоление сырьевой направленности экономик и активизацию развития сферы высоких технологий. Более того, перспективным направлением экономического развития государств ТС признается восстановление или создание единых индустриально-технологических производств в таких отраслях, как агропромышленный комплекс, химическая промышленность, эффективная добыча минеральных ресурсов и их комплексная переработка, машиностроение и приборостроение и т.д.
Казахстан в настоящее время выполняет масштабную Государственную программу форсированного
индустриально-инновационного развития (ГПФИИР), рассчитанную на 2010-2014 гг. Ее основным приоритетом является реализация крупных инвестиционных проектов в экспорто-ориентированных секторах экономики при одновременном развитии малого и среднего бизнеса. Вместе с тем будут осуществляться формирование и усиление отраслей экономики, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных на внутренний, а в последующем на региональные рынки стран ТС, СНГ и Центральной Азии. Все проекты ГПФИИР тесно связаны с задачами ТС и ЕЭП. Хотя в Казахстане созданы и действуют механизмы инновационного развития - инновационный фонд, технопарки, инкубаторы и т.д., их эффективность все еще низка, технологическое отставание от индустриально развитых стран остается значительным и это вызвано главным образом недостаточностью научно-технических кадров. Кроме того, следует отметить, что малые и средние предприятия имеют высокую энергоемкость, большинство из них эксплуатируют морально и физически устаревшее оборудование, что не стимулирует развитие человеческого капитала. В результате - низкое качество продукции и производительность труда, составляющая 3 тыс. дол. на одного занятого, тогда как в развитых странах она достигает 50-70 тыс. дол. Решение данной проблемы имеет первоочередное значение: согласно Карте индустриализации Казахстана предполагается реализовать 294 проекта с созданием 161 тыс. постоянных
прямой доход от деятельности основных предприятий индустрии туризма и косвенный доход от деятельности сопутствующих предприятий.
Проведение варианта 2 позволит организовать занятость вновь созданных мест размещения туристов на 70%, при этом продажа турпродукта (прямой доход от туризма) составит
10,3 млн р. в год к 2020 г. Исходя из того, что каждый турист в России помимо приобретения турпродукта тратит за неделю проживания в среднем 200 дол. США, доход сопутствующих предприятий индустрии туризма в регионе увеличится на 7145,8 дол. США, или 221,5 млн р. в год (косвенный доход).
Интегральный кумулятивный эф- г
фект от внедрения комплекса про- V
грамм составит 231,8 млн р. в год. ^
В Ханты-Мансийском автономном ^
округе - Югре ВРП составляет в сред- -
нем 40% от доходов. Таким образом, 2
ВРП по варианту 2 в экономике региона 3
составит 92724 тыс. р. ежегодно. 2
о
Alteration in Human Capital
and Industrial-Innovative Development
in the Conditions
of the Customs Union
and Single Economic Space
Nazhen T. SARSEMBEKOV
Postgraduate of Labour Economics and Sociology Dprt.
Omsk State University named after Fyodor M. Dostoevsky 644077, RF, Omsk, pr. Mira, 55a Phone: (701) 788-66-29 E-mail: [email protected]
With the Customs Union (CU) created by Kazakhstan, Russia and Belarus the economic integration in Eurasian space received entirely new institutional and legal framework: now there operates a supranational supreme executive body - Commission of the Customs Union and the process of the legislation unification and harmonization takes place. Technical governance is transferred to the supranational level and that allows introducing uniform interstate regulations and standards. These actions have contributed to successful transition to further forms of integration: the countries made a decision to form a Single Economic Space (SES) and commence its functioning on January 1, 2012.
Economic integration means, in particular to Kazakhstan and Russia, overcoming resource orientation of the economies and promoting high-tech development. Moreover, restoration or creation of joint industrial-technological productions in such sectors as agriculture, chemical industry, mineral resources extraction and processing, machinery and instrumentation industries etc is considered to be a perspective direction of economic development in the CU countries.
At the moment a comprehensive Government Program of Accelerated Industrial-Innovative Development (GPAI-ID) is implemented in Kazakhstan. It is designed for the period of 2010-2014 and principally focuses on realization of large investment projects in export-oriented economic sectors with participation of small and medium-sized business.
Along with this, there will be formed and strengthened the economic sectors that are not related to raw materials and are oriented primarily to domestic market and then to regional markets of CU, CIS, and Central Asia. All GPAIID projects are closely connected to CU and SES goals. Although such mechanisms of innovation development as innovation funds, technology parks, and business incubators were established in Kazakhstan, they appear to be rather inefficient, consequently, the degree of technological backwardness compared to developed countries remains rather significant and this is mainly caused by lack of scientific and technical personnel. Besides, we should mention that small and medium-sized enterprises have a high rate of energy consumption, use obsolete equipment and this does not stimulate human capital development. On the contrary, it results in poor quality of produced goods and low labour productivity, which amounts to 3 thousand U.S. dollars per worker, whereas in developed countries it peaks at 50-70 thousand U.S. dollars. Solving this problem is a live issue for the country: according to the Kazakhstan Industrialization Map 294 projects are supposed to be undertaken generating 161 thousand permanent and 207 thousand temporary jobs (for the construction period). Putting new production sites into operation and modernizing existing ones will boost the demand for qualified staff that can manage the production and technological processes. Yet the country does not have enough qualified technical specialists at its disposal and
Keywords
INNOVATIONS
HUMAN CAPITAL
HUMAN DEVELOPMENT INDEX
INNOVATIVE DEVELOPMENT INDEX
INTEGRATION
Summary
The article considers peculiarities of the transition to an innovation economy and the role of human capital in this process. The author points out that developed countries feature high level of human development and significant contribution of scientific and technical spheres into the country's economy. For the countries - members of the EurAsian Economic Community (EurAsEC) the Customs Union of Russia, Kazakhstan and Belarus and the formation process of the Single Economic Space open up a broad spectrum of opportunities to build knowledge-intensive and competitive economy. In their turn, technological modernization and adequate measures to increase human capital will have profound impact on getting economic benefits from innovative cooperation within the Customs Union and Single Economic Space.