Научная статья на тему 'О кластерном механизме промышленной политики в региональных отраслевых комплексах (на примере формирования территориального лесопромышленного кластера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)'

О кластерном механизме промышленной политики в региональных отраслевых комплексах (на примере формирования территориального лесопромышленного кластера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ХМАО-ЮГРА / INDUSTRIAL POLICY / CLUSTER APPROACH / TIMBER CLUSTER / STATE SUPPORT / COMPETITIVENESS / KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG UGRA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стариков Евгений Николаевич, Прядилина Наталья Константиновна, Долженко Лидия Михайловна

В мировой и отечественной научной литературе промышленная политика признается одним из ключевых элементов экономической политики. При этом в практике государственного управления проведение активной промышленной политики рассматривается как важнейший фактор повышения конкурентоспособности промышленного комплекса, его отраслей и отдельных предприятий. Отраслевой аспект промышленной политики является значимым с точки зрения диверсификации промышленного потенциала территорий, развития малого и среднего предпринимательства, а также обеспечения занятости. На практике и в теории предлагаются различные механизмы реализации промышленной политики, включая кластерный механизм, который в последние два десятилетия показал свою высокую эффективность, особенно на региональном уровне. В России лесная отрасль не является структурообразующей отраслью экономики. В тоже время эта отрасль промышленного производства оказывает значительное влияние на перспективы экономического развития отдельных регионов страны, а также оказывается практически безальтернативной основой развития экономического потенциала многих муниципальных образований, отдаленных населенных пунктов, поселков и деревень, являясь единственным работодателем на этих территориях. Кроме того, лесной комплекс может сыграть существенную роль при осуществлении диверсификации региональных экономик моноспециализированных территорий страны, к которым относится и ХМАО-Югра. В этой связи, учитывая актуальность и значимость проблемы повышения эффективности реализации промышленной политики в отраслевых комплексах в целом, и в лесной промышленности в частности, авторы анализируют объективно сложившиеся предпосылки формирования территориального лесопромышленного кластера в ХМАО-Югре. Далее рассматривается разработанный в регионе инструментарий промышленной политики, обеспечивающий реализацию механизма создания и развития отраслевого кластера в лесопромышленном комплексе, сделан вывод об ожидаемых положительных эффектах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стариков Евгений Николаевич, Прядилина Наталья Константиновна, Долженко Лидия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the world and national scientific literature, industrial policy is recognized as one of the key elements of economic policy. In the practice of the government, an active industrial policy is seen as an important factor to increase the competitiveness of the industry, its branches and individual businesses. Sectoral aspect of industrial policy is significant in terms of the diversification of the industrial potential of the territories, the development of small and medium-sized businesses, as well as providing employment. In practice and in theory it offers a variety of mechanisms for the implementation of industrial policy, including cluster mechanism, which has shown to be highly effective in the past two decades, especially at the regional level. The Russian timber industry is not structure-forming sector of the economy. At the same time, this industry has a significant impact on the prospects of economic development of number of regions, and is practically non-alternative basis for the economic development of many municipalities, remote settlements, towns and villages, being the only employer in such territories. In addition, timber industry can play a significant role in the diversification of the regional economies of monospecialized areas to which it relates and the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Ugra. In this regard, given the relevance and importance the problem of efficiency increase of the sectoral industrial policy as a whole, and in the context of timber industry in particular, the authors analyze objectively established prerequisites for the formation of the territorial timber industry cluster in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Ugra. Next, the developed regional industrial policy tools for creation and development of a sectoral cluster in the timber industry are considered and conclusions about the expected positive economic effects are made.

Текст научной работы на тему «О кластерном механизме промышленной политики в региональных отраслевых комплексах (на примере формирования территориального лесопромышленного кластера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)»

15. Geltner D. On the Use of the financial Option Price Model to Value and Explain Vacant Urban Land J. of the American Real Estate and Urban Economics Associations. USA, 1989, Vol. 17, Issue 2, pp. 142-158.

16. Cadogan A., Tony Johnson Measuring the Green Economy. Australian Bureau of Statistics, 2011, 18 p.

17. Fuerst F., Patrick McAllister Green Noise or Green Value? Measuring the Effects of Environmental Certification on Office Values. Real estate economics, 2011, Vol. 39 1, pp. 45-69.

18. Foster J., Ashley Lowe, Steve Winkelman The value of green infrastructure for urban climate adaptation The Center for Clean Air Policy, 2011, 52 p.

19. Naumann S., McKenna Davis, Timo Kaphengst, Mav Pieterse and Matt Rayment Design, implementation and cost elements of Green Infrastructure projects. 2011, 138 p.

Сведения об авторах

Прешкин Герман Алексеевич - профессор кафедры «Экономика лесного бизнеса» Института экономики и управления ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», кандидат технических наук,, профессор, г. Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: Preshkin.german@yandex.ru

Безрукова Татьяна Львовна - заведующая кафедрой «Экономика и финансы» ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», доктор экономических наук, профессор, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: bezrukova_t_l@mail.ru

Information about authors

Preshkin German Alekseevich - professor of Department «Economy of forest business» of Institute of economy and management of Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ural State Forest Engineering University», PhD in Agriculture, Professor, Yekaterinburg, Russian Federation; e-mail: Preshkin.german@yandex.ru

Bezrukova Tatiana Lvovna - Head of the department «Economy and finance» of Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Mo-rozov», DSc in Economics, Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: bezrukova_t_l@mail.ru

DOI: 12737/25217 УДК 338.242; 330.341.2

О КЛАСТЕРНОМ МЕХАНИЗМЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСАХ (НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ)

кандидат экономических наук Е. Н. Стариков1 кандидат экономических наук, доцент Н. К. Прядилина1 Л. М. Долженко1

1 - ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург, Российская Федерация

В мировой и отечественной научной литературе промышленная политика признается одним из ключевых элементов экономической политики. При этом в практике государственного управления проведение активной промышленной политики рассматривается как важнейший фактор повышения конкурентоспособности промышленного комплекса, его отраслей и отдельных предприятий. Отраслевой аспект промышленной политики является значимым с точки зрения диверсификации промышленного потенциала территорий, развития малого и среднего предпринимательства, а также обеспечения занятости. На практике и в теории предлагаются различные механизмы реализации промышленной политики, включая кластерный механизм, который в последние два десятилетия показал свою высокую эффективность, особенно на региональном уровне. В России лесная отрасль не является структурообразующей отраслью эконо-

мики. В тоже время эта отрасль промышленного производства оказывает значительное влияние на перспективы экономического развития отдельных регионов страны, а также оказывается практически безальтернативной основой развития экономического потенциала многих муниципальных образований, отдаленных населенных пунктов, поселков и деревень, являясь единственным работодателем на этих территориях. Кроме того, лесной комплекс может сыграть существенную роль при осуществлении диверсификации региональных экономик моноспециализированных территорий страны, к которым относится и ХМАО-Югра. В этой связи, учитывая актуальность и значимость проблемы повышения эффективности реализации промышленной политики в отраслевых комплексах в целом, и в лесной промышленности в частности, авторы анализируют объективно сложившиеся предпосылки формирования территориального лесопромышленного кластера в ХМАО-Югре. Далее рассматривается разработанный в регионе инструментарий промышленной политики, обеспечивающий реализацию механизма создания и развития отраслевого кластера в лесопромышленном комплексе, сделан вывод об ожидаемых положительных эффектах.

Ключевые слова: промышленная политика, кластерный подход, лесопромышленный кластер, государственная поддержка, конкурентоспособность, ХМАО-Югра.

TO THE MATTER OF USING THE CLUSTER MECHANISM OF INDUSTRIAL POLICY INTO THE REGIONAL SECTORS OF INDUSTRY (USING THE FORMATION OF THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - UGRA TIMBER CLUSTER AS AN EXAMPLE) Ph.D. in Economics E. N. Starikov1 Ph.D. in Economics, Associate Professor N. K. Pryadilina1 L. M. Dolzhenko1

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ural State Forest Engineering University»,

Yekaterinburg, Russian Federation

Abstract

In the world and national scientific literature, industrial policy is recognized as one of the key elements of economic policy. In the practice of the government, an active industrial policy is seen as an important factor to increase the competitiveness of the industry, its branches and individual businesses. Sectoral aspect of industrial policy is significant in terms of the diversification of the industrial potential of the territories, the development of small and medium-sized businesses, as well as providing employment. In practice and in theory it offers a variety of mechanisms for the implementation of industrial policy, including cluster mechanism, which has shown to be highly effective in the past two decades, especially at the regional level. The Russian timber industry is not structure-forming sector of the economy. At the same time, this industry has a significant impact on the prospects of economic development of number of regions, and is practically non-alternative basis for the economic development of many municipalities, remote settlements, towns and villages, being the only employer in such territories. In addition, timber industry can play a significant role in the diversification of the regional economies of monospecialized areas to which it relates and the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra. In this regard, given the relevance and importance the problem of efficiency increase of the sectoral industrial policy as a whole, and in the context of timber industry in particular, the authors analyze objectively established prerequisites for the formation of the territorial timber industry cluster in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra. Next, the developed regional industrial policy tools for creation and development of a sectoral cluster in the timber industry are considered and conclusions about the expected positive economic effects are made.

Keywords: industrial policy, cluster approach, timber cluster, State support, competitiveness, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra.

Промышленность является базовым, структурообразующим сектором экономики развитых государств. В этой связи проблема обеспечения успешного функционирования и роста конкурентоспособности

промышленности в рыночных условиях, также как ее отдельных отраслей и секторов является важнейшей функцией государства в экономике. Основным инструментом реализации данной функции традиционно

является формирование и реализация государственной промышленной политики, в том числе отраслевой и на уровне регионов [4].

На государственном уровне в России промышленная политика сегодня документально определена как отраслевая форма экономической политики и рассматривается как «комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции» [28].

Изучению и разработке механизмов реализации промышленной политики посвящено достаточно много работ и исследований отечественных и зарубежных ученых и практических работников [1, 5, 6, 7, 12, 19, 21, 29, 30, 33, 34, 35, 36]. При этом, в числе прочих, одним из наиболее эффективных механизмов реализации промышленной политики многими российскими исследователями признается кластерный подход [2, 3, 10, 13, 20, 26].

Мировой опыт достаточно убедительно свидетельствует как об эффективности, так и неизбежной закономерности возникновения разного вида кластерных структур. В последнее десятилетие стимулирование формирования кластеров в разных видах и сферах деятельности стало важной частью государственной экономической и промышленной политики во многих странах мира, в том числе и в России [15].

Кластерные инициативы зарекомендовали себя как наиболее успешные методы и инструменты усиления конкурентоспособности, так как позволяют формировать эффективные производственно-экономические связи между субъектами региональной экономики. Используя кластер, как элемент институциональной среды, бизнес и властные структуры могут искать пути наиболее действенного продвижения совместных инициатив, включая нормативные акты и законопроекты, а также лоббирование региональных и отраслевых проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства. Еще одним существенным преимуществом кластерного подхода является возможность реализации методологии аутсорсинга, получившей широкое распространение в мировой практике, и заключающейся в том, что крупные компании концентрируются на основных направлениях своей деятельности, передавая малым и средним пред-

приятиям производство промежуточных продуктов, а также сферу сервиса и услуг. По этой причине создание кластеров оказывает мощное влияние на развитие сектора малого и среднего предпринимательства, включая создание новых рабочих мест.

Учитывая высокую эффективность кластерного подхода в реализации промышленной политики в Стратегии социально-экономического развития России в период до 2020 года, Правительством Российской Федерации поставлена задача по формированию конкурентоспособных территориальных кластеров с целью создания зон опережающего развития. В свою очередь, реализуя государственную промышленную политику, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры формирует и постоянно совершенствует условия для развития бизнеса и привлечения инвестиций в проекты модернизации промышленных производств, в том числе на основе формирования территориальных отраслевых кластерных структур [16].

Лесной сектор экономики не является отраслью специализации экономики Ханты-мансийского автономного округа-Югры. В тоже время эта отрасль промышленности играет важную роль, обеспечивая процесс диверсификации региональной экономики. Автономный округ входит в первую пятерку субъектов Российской Федерации наиболее обеспеченных лесосырь-евыми ресурсами. Лесопромышленную деятельность на территории округа осуществляют более 130 организаций и индивидуальных предпринимателей. В число крупных и средних входят 10 организаций. Самым крупным предприятием, входящим в перечень 10-ти крупнейших организаций лесной отрасли России, является ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг» (г. Ханты-Мансийск) (далее - ЮЛХ). Основная часть производственных мощностей лесопромышленного комплекса региона сосредоточена в западной части автономного округа на территориях Советского, Кон-динского и Октябрьского районов. Доля лесопромышленного комплекса составляет сегодня около 1,7% в структуре обрабатывающих производств промышленности ХМАО-Югры. В отрасли занято более 7,5 тыс. человек. При этом в целом ряде населенных пунктов лесоперерабатывающие организации являются социально значимыми и градообразующими, где от их деятельности зависит решение не только экономических,

но также социальных, экологических, жилищно-коммунальных и иных проблем территорий.

Динамика основных показателей деятельности лесоперерабатывающей промышленности ХМАО-Югры за период 2010-2015 годов приведена в таблице.

Анализ приведенных данных показывает, что в последние годы в развитии лесопромышленного комплекса региона стали формироваться отдельные положительные тенденции. В частности наблюдается устойчивый рост объемов производства товаров высокой степени переработки - пеллет и плитной продукции (плиты МДФ и ДСП, фанера хвойная). Кроме того, необходимо отметить формирование новой подотрасли - биоэнергетики, которая является емким рынком потребления древесных отходов и низкосортной древесины. Производство различных видов биотоплива осваивается сегодня в Советском и Октябрьском районах ХМАО-Югры.

Таким образом, учитывая имеющийся потенциал и сложившиеся в отрасли тенденции развития, в ХМАО-Югре, по мнению авторов, сформировались целый ряд объективных предпосылок для формирования территориального лесопромышленного кластера,

среди которых следует выделить следующие:

1. Наличие лесосырьевой базы, достаточной для развития разных деревообрабатывающих производств, включая производства высокого уровня переработки сырья.

По данным государственного лесного реестра на 01.01.2016 года, площадь земель лесного фонда автономного округа составила 49,36 млн. га, в том числе эксплуатационных лесов - 46,59 млн. га. Запас древесины - 3,15 млрд. м3, общий средний прирост древесины - 30,0 млн. м3 в год, расчетная лесосека - 39,6 млн. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 20,1 млн. м3. При этом предприятия лесопромышленного комплекса ХМАО-Югры в 2014 году заготовили 2,3 млн. м3 древесины. Имеющиеся запасы лесных ресурсов позволяют обеспечить не только текущие и перспективные внутренние потребности округа в древесине и продуктах ее переработки, но и расширить их вывоз за пределы региона.

2. Наличие крупных лесоперерабатывающих предприятий, которые смогут выступить в качестве структурообразующих элементов лесопромышленного кластера и его территориальных центров.

Таблица

Динамика основных показателей производственной деятельности предприятий лесной промышленности

ХМАО-Югры в 2010-2015 годах 1

Показатель деятельности Ед. изм. 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Лесозаготовки

Древесина необработанная тыс. м3 1 497,5 1 413,8 1 366,5 1522,6 1 205,9 -

Лесопереработка

Пиломатериалы тыс. м3 315,5 298,3 280,5 298,0 279,4 268,0

Пиломатериалы экспортные тыс. м3 158,5 150,8 161,6 185,8 178,3 -

Блоки оконные тыс. м2 19,09 15,2 12,4 27,5 10,08 -

Блоки дверные тыс. м2 32,1 24,3 34,4 27,5 23,52 -

Пеллеты тыс. т. 7,0 11,8 11,8 14,8 23,1 20,4

Щепа технологическая тыс. пл. м3 - 148,5 151,2 148,2 154,5 163,8

Плита МДФ тыс. м3 22,9 19,4 30,6 39,9 50,8 40,8

Плита ДСП, в т. ч. ламинированная тыс. м3 2,6 101,1 15,8 88,6 156,75 177,1

Шпонированный брус ЛВЛ тыс. м3 7,0 4,3 3,2 4,1 2,0 7,2

Фанера хвойная тыс. м3 - 4,0 10,9 16,1 17,2 7,6

Деревянные дома тыс. м2 26,8 25,8 24,4 20,1 7,8 8,9

1 Согласно данным Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры.

3. Наличие значительного количества малых и средних предприятий, занимающихся заготовкой и переработкой древесины2.

4. Наличие предприятий, выпускающих продукцию из низкосортной древесины.

Сегодня в ХМАО-Югре работают три производственных комплекса по выпуску плитной продукции и биотоплива, использующие в качестве сырья низкосортную древесину и отходы древесного сырья:

- ООО «Завод МДФ» (пгт. Мортка, Кон-динский район);

- ОАО «Югра-Плит» (г. Советский);

- ООО «Сургутмебель» (п. Барсово, Сургутский район).

Общий объем перерабатываемой этими предприятиями низкосортной древесины и отходов лесопиления составляет более 500 тыс. м3 в год. При этом одной из мер, направленных на увеличение объемов использования низкосортной древесины является строительство и перевод муниципальных котельных на использование биотоплива и древесной щепы в населенных пунктах Сургутского, Советского и Кондинского районов.

5. Наличие предприятий, выпускающих деревянные дома заводского изготовления.

Производство деревянных домов заводского изготовления в ХМАО-Югры осваивают следующие четыре предприятия:

-ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг» (ОАО «ЛВЛ - Югра», г. Нягань);

-ООО «Сургутмебель» (п. Барсово, Сургутский район);

-ООО «МПАС-Строй» (г. Белоярский);

-ООО «Партнер-Групп» (ОП «Завод каркас-но-панельных конструкций», г. Ханты-Мансийск).

В 2015 году объем производства деревянных домов на лесопромышленных предприятиях ХМАО-Югры составил всего 8,9 тыс. м2, что в 3

2 Согласно данным Департамента природных

ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры лесопромышленной деятельностью в автономном округе в настоящее время занимаются более 120 организаций малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

раза меньше, чем в 2010 г., хотя суммарные производственные мощности позволяют производить до 120 тыс. м2 продукции. Таким образом, в округе имеются значительные производственно-технологические резервы для масштабного развития деревянного домостроения.

6. Наличие научных и образовательных организаций, способных обеспечить подготовку кадров и сопровождение инвестиционных проектов по модернизации и внедрению новых технологий на лесоперерабатывающих предприятиях и в учреждениях лесного хозяйства.

Так, например, на базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» (г. Екатеринбург) в 2014 году создан Центр инновационного развития лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На базе инновационных центров «РАН - ЮГРА» и «Технополис Югры», ряда научно-исследовательских институтов и пяти высших учебных заведениях, осуществляющих научно-образовательную деятельность в ХМАО-Югре, при поддержке научно-экспертного совета ХМАО-Югры создается Научно-инновационный комплекс.

7. Наличие достаточно благоприятного инвестиционного климата.

Для создания инвестиционно привлекательных условий 31.03.2012 г. принят окружной закон № 33-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». При Правительстве автономного округа сформирован Совет по вопросам развития инвестиционной деятельности. Создан Инвестиционный Фонд ХМАО-Югры, одной из целей деятельности которого является создание за счет государственных капиталовложений транспортной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов. Принята инвестиционная декларация Югры. Широко используются механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме предоставления государственных гарантий, специальных налоговых режимов, субсидий на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры и на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заем-

ным средствам. Сформирован реестр приоритетных инвестиционных проектов, в который в целях применения в отношении налогоплательщиков льготы по налогу на имущество организаций включен проект ОАО «Югра - Плит» по расширению производства древесно-стружечных плит (ДСП).

8. Наличие инвестиционных площадок, обеспеченных инфраструктурой.

По данным инвестиционной карты ХМАО-Югры, на территории автономного округа сформированы и в настоящее время свободны 352 инвестиционные площадки, обеспеченные инфраструктурой.

9. Наличие государственной программы ХМАО-Югры «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы» [14].

Данной Программой предусмотрена реализация мероприятий по обеспечению комплексного устойчивого развития и повышению экономической эффективности работы организаций лесного комплекса. А также предоставление различных мер государственной поддержки развития лесной отрасли, включая проведение лесоустройства, противопожарное обустройство лесов, предоставление субъектам промышленной и инвестиционной деятельности различных субсидий из средств бюджета автономного округа. Таким образом, в рамках данной государственной программы по факту уже сформирован нормативно-правовой механизм поддержки создания территориального лесопромышленного Кластера ХМАО-Югры.

10. В 2013 году было зарегистрировано Некоммерческое партнерство «Лесопромышленный кластер Ханты-Мансийского автономного округа -Югры», которое может стать институциональной основой формирования регионального лесопромышленного Кластера ХМАО-Югры 3.

Вообще следует отметить, что проблемы создания и развития лесопромышленных кластеров в регионах Российской Федерации, исследование

3 Учредителями партнерства являются АУ ХМАО-Югры «Технопарк высоких технологий» и НО «Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

предпосылок и особенностей их формирования в зависимости от структурных особенностей региональной экономики являются сегодня достаточно востребованными и актуальными направлениями экономических исследований в нашей стране. Накопленный в нашей стране опыт исследований и практики по вопросам формирования и развития лесопромышленных кластеров позволяет сделать вывод о том, что их создание ведет к изменению негативных тенденций, стимулирует экономический рост лесных отраслей и отдельных предприятий, повышает инвестиционную составляющую и в целом формирует более привлекательные условия для повышения эффективности развития лесного бизнеса [8, 9, 11, 18, 22, 23, 24, 27, 31, 32].

Ключевым направлением развития кластерных структур являются инвестиционные проекты участников. При этом значимым механизмом реализации таких проектов может рассматриваться государственно-муниципально-частное партнерство с привлечением финансовых ресурсов в рамках реализации мероприятий государственных и муниципальным программ развития [25].

Сегодня в ХМАО-Югре ряд региональных государственных программ предусматривают целый набор достаточно эффективных инструментов промышленной политики, направленных на обеспечение инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности, в том числе целевых для организаций лесопромышленного комплекса, а также участников кластерных инициатив. Основные среди них следующие:

1) Государственная программа ХМАО-Югры «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы»4 предусматривает предоставление субсидий из бюджета автономного округа:

-субъектам малого предпринимательства (включая микропредприятия) в сфере лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на развитие материально-технической базы

4 Государственный заказчик Программы: Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры.

(компенсируется часть затрат (до 50%) по факту выполненных работ на развитие инженерной инфраструктуры, строительство, приобретение и модернизацию объектов лесозаготовки и лесоперера-ботки);

-инвесторам на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе автономного округа;

-инвесторам на возмещение части затрат по лизинговым платежам за технологическое оборудование, используемое в заготовке, вывозке и обработке древесины, производстве изделий из дерева в целях развития лесопромышленного комплекса автономного округа;

-субъектам хозяйственной деятельности на производство обрезных пиломатериалов хвойных пород с влажностью до 22% (по ГОСТ 26002-83), поставляемых на экспорт (мероприятие позволяет уменьшить финансовую нагрузку, связанную с высокими транспортными затратами ввиду удаленности организаций-экспортеров автономного округа от основных экспортных рынков сбыта);

-субъектам хозяйственной деятельности на производство и реализацию древесноволокнистых плит (ДВП), клееной фанеры и бруса ЛВЛ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-субъектам хозяйственной деятельности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в российских кредитных учреждениях на пополнение оборотных средств для целей создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива;

-субъектам хозяйственной деятельности на производство и реализацию биотоплива (гранул, брикетов);

-субъектам хозяйственной деятельности на производство и реализацию готовых объектов деревянного домостроения в расчёте на 1 кв. м общей площади готового жилья.

2) Государственная программа ХМАО-Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного окру-

га - Югры на 2014-2020 годы»5 предусматривает предоставление за счет средств бюджета автономного округа:

-субсидий для реализации инвестиционных проектов в сфере потребительского рынка;

-грантов начинающим малым инновационным компаниям, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров;

-субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

-субсидий на создание и (или) развитие частных промышленных (индустриальных) парков.

Кроме того, государственную поддержку развития предпринимательства в ХМАО-Югре осуществляют Фонд поддержки предпринимательства Югры и АУ ХМАО-Югры «Технопарк высоких технологий».

Подводя итог исследованию предпосылок формирования лесопромышленного Кластера ХМАО-Югры, имеющегося инструментария региональной промышленной политики, обеспечивающего его создание, становление и развитие, а также отечественного опыта реализации кластерного подхода, можно спрогнозировать, что интенсификация развития лесного комплекса автономного округа на основе кластерной модели организации производства будет способствовать развитию инфраструктуры, необходимой для освоения и переработки лесных ресурсов, включая энергетические мощности, дорожную сеть, лесные склады и сервисные центры по обслуживанию оборудования. А в результате его формирования будут модернизированы существующие и созданы новые рабочие места, обеспечен прирост доходов местных и регионального бюджетов, что в целом положительно отразится на качестве жизни населения ХМАО-Югры и, в первую очередь, на территориях присутствия предприятий лесопромышленного Кластера.

5 Государственный заказчик Программы: Департамент экономического развития ХМАО-Югры.

Библиографический список

1. Аллабян, М.Г. Механизм разработки и реализации промышленной политики [Текст] / М. Г. Аллабян // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2012. - №12. - С. 22-28.

2. Бергер, Е.Г. Некоторые аспекты механизма реализации промышленной политики [Электронный ресурс] / Е. Г. Бергер // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - №4 (52). - С. 49-59. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/81270730.pdf

3. Валицкий, Д.А. Формирование кластерной политики как механизма развития экономики промышленных отраслей России [Текст] / Д. А. Валицкий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: экономика. - 2010. - №1. - С. 52-58.

4. Голощапова, И.А. Промышленная политика инновационно развивающейся территории [Текст]: монография / И.А. Голощапова, В.А. Бородин; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014. - 185 с.

5. Дохолян, С.В., Петросянц, В.З., Дохолян, А.С. Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона [Текст] / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц, А. С. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010. - №1. - С. 9-31.

6. Ершов, М. О формировании приоритетов промышленной политики и механизмах их реализации [Текст] / М. Ершов // Российский экономический журнал. - 2006. - №3. - С. 3- 8.

7. Исследование институциональных особенностей формирования и развития механизма государственно-частного партнерства (на примере промышленного комплекса Свердловской области) [Текст]: монография [кол. авторов: И.Н. Ткаченко, Г.Ю. Пахальчак, Е.Н. Стариков и др.]; научн. ред. И.Н. Ткаченко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2014. - 202 с.

8. Киселева, А.А. Создание регионального лесопромышленного кластера как основа повышения конкурентоспособности отрасли [Текст] / А. А. Киселева // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2014. - №3. - С. 52-57.

9. Кравченко, Р. О лесопромышленном кластере в Архангельской области [Текст] / Р. Кравченко // Самоуправление. - 2015. - №12. - С. 32-35.

10. Кумышева, М.М., Абанокова, Н.Б., Нагоев, А.Б. Кластерная политика как механизм реализации эффективного управления промышленными предприятиями [Текст] / М. М. Кумышева, Н. Б. Абанокова, А. Б. Нагоев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-8. - С. 1703-1707.

11. Медведев, С.О., Степень, Р.А., Соболев, С.В. Развитие современного лесопромышленного кластера в Красноярском крае [Текст] / С. О. Медведев, Р. А. Степень, С. В. Соболев // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. - 2011. - №4. - С. 131-136.

12. Мечикова, М.Н. Институционально-экономический механизм реализации промышленной политики в современной России: структурно-уровневый подход [Текст] / М. Н. Мечикова // Экономика в промышленности. - 2011. -№1. - С. 29-37.

13. Неустроева, Н.А. Механизмы образования промышленных кластеров [Текст] / Н. А. Неустроева // Российское предпринимательство. - 2011. - № 5-1. - С. 52-56.

14. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013г. № 425-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Единый официальный сайт государственных органов. - Режим доступа: http://admhmao.ru/upload/iblock/2ee/425_p.doc

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р (в ред. от 08.08.2009 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/nbu/cgi/online

16. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013г. №101-рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Единый официальный сайт государственных органов. - Режим доступа: http://admhmao.ru/dokumenty

17. Решение Думы Кондинского района ХМАО-Югры от 29.12.2014 г. №517 «О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Кондинский район Ханты-Мансийского автономного округа -

Югры на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования Кондинский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Режим доступа: http://www.admkonda.ru/tinybrowser/files/duma/reshenia2014/rd-kr-2014-12-517.docx

18. Ринчиндоржиева, И.С. Стратегия формирования лесопромышленного кластера в Республике Бурятия [Текст] / И. С. Ринчиндоржиева // Известия Иркутской государственной экономической академии. -2010. - №6. - С. 67-70.

19. Романова, О.А. Промышленная политика: эволюция механизма реализации [Текст] / О. А. Романова // Современная конкуренция. - 2008. - №6 (12). - С. 32-44.

20. Саликов, Ю.А., Зенин, А.А., Барзенкова, А.С., Букреев, А.М. Механизм формирования и реализации кластерной политики промышленных предприятий и отраслей [Текст] / Ю. А. Саликов, А. А. Зенин, А. С. Барзенкова, А. М. Бук-реев // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2013. - №4 (58). - С. 252-257.

21. Сибирская, Е.В., Хорева, Т.А. Механизм реализации промышленной политики на уровне отдельных регионов [Текст] / Е. В. Сибирская, Т. А. Хорева // Инновационный Вестник Регион. - 2008. - №3. - С. 38-40.

22. Скипин, Д.Л. О формировании лесопромышленного кластера Тюменской области на основе системно-интеграционного подхода [Текст] / Д. Л. Скипин // Российское предпринимательство. - 2013. - №15 (237). - С. 32-40.

23. Скопин, А.О. Альтернативный выбор и реализация инновационных проектов в лесопромышленном кластере региона [Электронный ресурс] / А. О. Скопин // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2008. - №14. - С. 22-27. - Режим доступа: http://elibrary.ru/downIoad/38820931.pdf

24. Сокол-Номоконов, Э.Н., Ронис, А.А. Лесопромышленный кластер - драйвер роста экономики территории западных районов Забайкальского края [Текст] / Э. Н. Сокол-Номоконов, А. А. Ронис // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №3. - С. 202-204.

25. Состояние и перспективы долгосрочного освоения территориальной системы лесов Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Текст]: монография / Научный редактор: А.В. Мехренцев, канд. техн. наук, профессор, ректор УГЛТУ. [кол. авторов: А.В. Мехренцев, М.В. Шишкин, И.А. Иматова, Е.Н. Стариков, Н.К. Прядилина, А.С. Оплетаев]. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехнический ун-т, 2015. - 177 с.

26. Татаркин, А.И., Романова, О.А. Промышленная политика и механизм ее реализации: системный подход [Текст] / А. И. Татаркин, О. А. Романова // Экономика региона. - 2007. - №3. - С. 19-31.

27. Управление лесопромышленным бизнесом на основе стратегического планирования освоения лесных ресурсов региона (на примере стратегии развития лесопромышленного комплекса ООО «Алмас» Республики Саха (Якутия)) [Текст]: монография [кол. авторов: А.В. Мехренцев, Е.Н. Стариков, Л.Г. Швамм и др.] / под общ. ред. А.В. Мех-ренцева. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2016. - 256 с.

28. Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2014г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. - Режим доступа: http://base.consuItant.ru/nbu/cgi/onIine

29. Aiginger, K. Industrial Policy: A Dying Breed or a Re-Emerging Phoenix [ТеХ] / K. Aiginger // Journal of Industry Competition and Trade, 2007. - № 7.

30. Dosi, G. Evaluating and Comparing the innovation performance of the United States and the European Union^x] / G. Dosi, P. Llerena, M.S. Labini // Expert report prepared for the Trend Chart Policy Workshop 2005, - 2005. - June 29.

31. Morkovina, S.S. Cluster approach to basis of forms of cooperation of the state and entrepreneurship in the forestry management of the sparsely wooded region. [ТеХ] / S.S. Morkovina // Life Science Journal, 2014, - Vol. 11, - no. 10s, - pp. 423-424.

32. Morkovina, S.S. Investigation of entrepreneurial structures forest management performance of forestry system in sparsely forest-poor region. [ТеХ] / S.S. Morkovina, I.V. Sibiryatkina, E.M. Konovalova, D.S. Bourtsev // Asian Social Science, 2014, - Vol. 10, - no. 23, - pp. 20-27.

33. Naude, W. New Challenges for Industrial Policy [ТеХ] / W. Naude // UNU-WADER Working Paper, 2010. - № 107.

34. Rodrik, D. Industial Development: Stylized Facts and Policies. [ТеХ] / D. Rodrik // Harvard University, 2006.

35. Some, Key Issues in Europe's Competitiveness - Towards an Integrated Approach [ТеХ] / Some, Key // Communication from the Commission to the European Parliament of the European Communities, Brussels: COM (2003) 704 final, 21 November 2003. - pp. 19.

36. Tregenna, F. Manufacturing Productivity, Deindustrialization and Reindustrialization [ТеХ] / F. Tregenna, // UNU-WADER Working Paper, 2011. - № 57.

References

1. Allabyan, M.G. Mekhanizm razrabotki i realizatsii promyshlennoy politiki [The mechanism of development and implementation of industrial policy] FES: Finansy. Ekonomika. Strategiya [FES: Finance. Economy. Strategy], 2012, no. 12, pp. 22-28. (In Russian).

2. Berger E.G. Nekotorye aspekty mekhanizma realizatsii promyshlennoy politiki [Some aspects of the mechanism of implementation of industrial policy]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Economic systems management: an electronic scientific journal], 2013, no.4 (52), pp. 49-59. Available at: http://elibrary.rU/download/81270730.pdf(In Russian).

3. Valitskyi D.A. Formirovanie klasternoy politiki kak mekhanizma razvitiya ekonomiki pro-myshlennykh otrasley Rossii [The formation of the cluster policy as the mechanism of Russian industries development]. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo oblastnogo universiteta. Seriya: ekonomika [Moscow State Regional University Volume. Series: Economy], 2010, no. 1, pp. 52-58. (In Russian).

4. Goloshapova I.A., Borodin V.A., Promyshlennaya politika innovatsionno razvivayushcheysya territorii [Industrial Policy of the innovation growing areas: monograph]. Altayskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet [Altai State Technical University]. Barnaul: Altai State Technical University Publishing House, 2014, 185 p. (In Russian).

5. Dokholyan S.V., Petrosyants V.Z., Dokholyan A.S. Mekhanizm realizatsii promyshlennoy politiki depressivnogo re-giona [The mechanism of implementation of the industrial policy of depressive region]. Regional'nyeproblemypreobrazovaniya ekonomiki [Regional problems of economic transformation], 2010, no. 1, pp. 9-31. (In Russian).

6. Ershov M. O formirovanii prioritetov promyshlennoy politiki i mekhanizmakh ikh realizatsii [About the industrial policy priorities formation and mechanisms of their realization]. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal [Russian Economic Journal], 2006, no.3, pp. 3- 8. (In Russian).

7. Tkachenko I.N., Pakhalchak G.Y., Starikov E.N., etc. Issledovanie institutsional'nykh osobennostey formirovaniya i razvitiya mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva (na primere promyshlennogo kompleksa Sverdlovskoy oblasti) [Study of the institutional features of the formation and development of public-private partnership (using as an example the Sverdlovsk region industrial complex)] Yekaterinburg, 2014, 202 p. (In Russian).

8. Kiseleva A.A. Sozdanie regional'nogo lesopromyshlennogo klastera kak osnova povysheniya konkurentosposobnosti otrasli [The creation of a regional timber cluster as a basis of improving the competitiveness of the timber sector]. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Perm University Herald. Series: Economy], 2014, no.3, pp. 52-57. (In Russian).

9. Kravchenko R. O lesopromyshlennom klastere v Arkhangel'skoy oblasti [About Arkhangelsk region timber cluster]. Samoupravlenie [Self-Management], 2015, no.12, pp. 32-35. (In Russian).

10. Kumysheva M.M., Abanokova N.B., Nagoev A.B. Klasternaya politika kak mekhanizm realizatsii effektivnogo upravleniya promyshlennymi predpriyatiyami [Cluster policy as a mechanism of an effective management of industrial enterprises]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2014, no. 12-8, pp. 1703-1707. (In Russian).

11. Medvedev S.O., Stepen R.A., Sobolev S.V. Razvitie sovremennogo lesopromyshlennogo klastera v Krasnoyarskom krae [The development of modern timber cluster in the Krasnoyarsk Region]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Lesnoy zhurnal [Proceedings of the higher educational institutions. Forest journal], 2011, no. 4, pp. 131-136. (In Russian).

12. Mechikova M.N. Institutsional'no-ekonomicheskiy mekhanizm realizatsii promyshlennoy politiki v sovremennoy Rossii: strukturno-urovnevyy podkhod [Institutional and economic mechanism of realization of industrial policy in Russia: structural-level approach]. Ekonomika vpromyshlennosti [Economy in the industry], 2011, no.1, pp. 29-37. (In Russian).

13. Neustroeva N.A. Mekhanizmy obrazovaniyapromyshlennykh klasterov [Mechanisms of formation of industrial clusters]. Rossiyskoepredprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 2011, no.5-1, pp. 52-56. (In Russian).

14. Postanovlenie Pravitel'stva KhMAO-Yugry ot 09.10.2013 g. № 425-p «O gosudarstvennoy pro-gramme Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry «Razvitie lesnogo khozyaystva i lesopromyshlennogo kompleksa Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry na 2014 - 2020 gody» [Government Regulation of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra dated 09.10.2013 № 425-r «On the State program of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra «The development of forestry and timber industry of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra for the period of 2014-2020 years»]. Khanty-Mansiyskiy avtonomnyy okrug - Yugra. Edinyy ofitsial'nyy sayt gosudarstvennykh organov [Khanty - Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra . Single official website of state bodies]. Available at: http://admhmao.ru/upload/iblock/2ee/425_p.doc(In Russian).

15. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17.11.2008 g. № 1662-r (v red. ot 08.08.2009 g.) «O Kont-septsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda» [Government Decree of the Russian Federation dated 17.11.2008 № 1662-d «On the Concept of the Russian Federation long-term socioeconomic development for the period till 2020»]. Konsul'tantPlyus: cprav.-pravovaya Sistema [Consultant : Supplemental legal system]. Available at: http://base.consultant.ru/nbu/cgi/online(In Russian).

16. Rasporyazhenie Pravitel'stva Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry ot 22.03.2013g. №101-rp «O Strate-gii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry do 2020 goda i na period do 2030 goda» [Government Decree of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra dated 22.03.2013 №101-d «On the Strategy of the socio-economic development of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra for the period till 2020 and further till 2030»]. Khanty-Mansiyskiy avtonomnyy okrug - Yugra. Edinyy ofitsial'nyy sayt gosudarstvennykh organov [Khanty - Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra . Single official website of state bodies]. Available at: http://admhmao.ru/dokumenty(In Russian).

17. Reshenie Dumy Kondinskogo rayona KhMAO-Yugry ot 29.12.2014 g. №517 «O Strategii sotsi-al'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nogo obrazovaniya Kondinskiy rayon Khanty-Mansiyskogo avto-nomnogo okruga - Yugry na period do 2030 goda» [Duma Decision of the Kondinsk Municipality of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Ugra dated 29.12.2014 №537 «On the Strategy of the socio-economic development of the Kondinsk Municipality of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra for the period till 2030»]. Ofitsial'nyy sayt organov mestnogo samoupravleniya munitsipal'nogo obrazovaniya Kondinskiy rayon Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry [The official website of the local government of the municipality Kondinsky District Khanty - Mansi Autonomous District - Yugra]. Available at: http://www.admkonda.ru/tinybrowser/files/duma/reshenia2014/rd-kr-2014-12-517.docx(In Russian).

18. Rinchindorzhieva I.S. Strategiya formirovaniya lesopromyshlennogo klastera v Respublike Buryatiya [The strategy of the timber cluster formation in the Republic of Buryatia]. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii [Proceedings of the Irkutsk State Economic Academy], 2010, no.6, pp. 67-70. (In Russian).

19. Romanova O.A. Promyshlennaya politika: evolyutsiya mekhanizma realizatsii [Industrial policy: evolution of the implementation mechanism]. Sovremennaya konkurentsiya [Modern Competition], 2008, no.6 (12), pp. 32-44.

20. Salikov Y.A., Zenin A.A., Barzenkova A.S., Bukreev A.M. Mekhanizm formirovaniya i realizatsii klasternoy politiki promyshlennykh predpriyatiy i otrasley [The mechanism of formation and realization of cluster policy of industrial enterprises and sectors]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologiy [Voronezh State University of Engineering Technology Herald], 2013, no.4 (58), pp. 252-257. (In Russian).

21. Sibirskaia E.V., Horeva T.A. Mekhanizm realizatsii promyshlennoy politiki na urovne otdel'nykh regionov [The mechanism of industrial policy realization at the region level]. Innovatsionnyy Vestnik Region [Innovation Herald Region], 2008, no.3, pp. 38-40. (In Russian).

22. Skipin D.L. O formirovanii lesopromyshlennogo klastera Tyumenskoy oblasti na osnove sistemno-integratsionnogo podkhoda [On the formation of the Tyumen region timber cluster on the basis of the system-integration approach]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 2013, no.15 (237), pp. 32-40.

23. Skopin A.O. Al'ternativnyy vybor i realizatsiya innovatsionnykhproektov v lesopromyshlennom klastere regiona [Alternative selection and implementation of innovative projects in the Region timber cluster]. Regional'naya ekonomika i upravle-nie: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Regional economics and management: an electronic scientific journal], 2008, no.14, pp. 2227. Available at: http://elibrary.ru/download/38820931.pdf(In Russian).

24. Sokol-Nomokonov E.N., Ronis A.A. Lesopromyshlennyy klaster - drayver rosta ekonomiki territorii zapadnykh rayonov Zabaykal'skogo kraya [The timber cluster - an accelerator of the economic growth of the western areas of the Transbaikal Region]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2013, no.3, pp. 202204. (In Russian).

25. Mehrentsev A.V., Shishkin M.V., Imatova I.A., Starikov E.N., Pryadilina N.K., Opletaev A.S. Sostoyanie iperspek-tivy dolgosrochnogo osvoeniya territorial'noy sistemy lesov Kondin-skogo rayona Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga -Yugry [Status and prospects of long-term development of the territorial system of forest of the Kondinsk Municipality of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra] Yekaterinburg, 2015, 177 p. (In Russian).

26. Tatarkin A.I., Romanova O.A. Promyshlennaya politika i mekhanizm ee realizatsii: sistemnyy podkhod [Industrial policy and the mechanism of its realization: a systematic approach]. Ekonomika regiona [The region's economy], 2007, no.3, pp. 19-31. (In Russian).

27. Mehrentsev A.V., Starikov E.N., Shvamm L.G. at all. Upravlenie lesopromyshlennym biznesom na osnove strategi-cheskogo planirovaniya osvoeniya lesnykh resursov regiona (na primere strategii razvitiya lesopromyshlennogo kompleksa OOO «Almas» Respubliki Sakha (Yakutiya)) [The timber business management on the base of the strategic planning of the Region forest resources development (using as an example the strategy of development of the timber complex of Ltd. «ALMAS» (Republic of Sakha (Yakutia))]. Yekaterinburg, 2016, 256 p. (In Russian).

28. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 31.12.2014 g. № 488-FZ «O promyshlennoy politike v Rossiyskoy Fede-ratsii» [Federal Law of Russian Federation dated 31.12.2014 № 488-FL «On the industrial policy in the Russian Federation»]. Konsul'tantPlyus: cprav.-pravovaya Sistema [Consultant : Supplemental legal system]. Available at: http://base.consultant.ru/nbu/cgi/online(In Russian).

29. Aiginger K. Industrial Policy: A Dying Breed or a Re-Emerging Phoenix. Journal of Industry Competition and Trade, 2007, no. 7. (In Russian).

30. Dosi G., Llerena P., Labini M. S. Evaluating and Comparing the innovation performance of the United States and the European Union. Expert report prepared for the Trend Chart Policy Workshop 2005, 2005, June 29.

31. Morkovina S.S. Cluster approach to basis of forms of cooperation of the state and entrepreneurship in the forestry management of the sparsely wooded region. Life Science Journal, 2014, Vol. 11, no. 10s, pp. 423-424.

32. Morkovina S.S., Sibiryatkina I.V., Konovalova E.M., Bourtsev D.S. Investigation of entrepreneurial structures forest management performance of forestry system in sparsely forest-poor region. Asian Social Science, 2014, Vol. 10, no. 23, pp. 20-27.

33. Naude W. New Challenges for Industrial Policy UNU-WADER Working Paper, 2010, № 107.

34. Rodrik D. Industial Development: Stylized Facts and Policies. Harvard University, 2006.

35. Some Key Issues in Europe's Competitiveness - Towards an Integrated Approach Communication from the Commission to the European Parliament of the European Communities, Brussels: COM (2003) 704 final, 21 November 2003, pp. 19.

36. Tregenna F. Manufacturing Productivity, Deindustrialization and Reindustrialization. UNU-WADER Working Paper, 2011, no. 57.

Сведения об авторах

Стариков Евгений Николаевич - заведующий кафедрой экономики лесного бизнеса ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», кандидат экономических наук, г. Екатеринбург, Российской Федерации; e-mail: starik1705@yandex.ru.

Прядилина Наталья Константиновна - доцент кафедры экономики лесного бизнеса ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», кандидат экономических наук, доцент, г. Екатеринбург, Российской Федерации; e-mail: Lotos_nk@inbox.ru.

Долженко Лидия Михайловна - доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и экономической безопасности ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург, Российской Федерации; email: dolzhenkolm@mail.ru.

Information about authors

Starikov Evgeny Nikolaevich - Head of Forest Business Department, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ural State Forest Engineering University», Ph.D. in Economics, Yekaterinburg, Russian Federation; e-mail: starik1705@yandex.ru.

Pryadilina Natalia Konstantinovna - Associate Professor of Forest Business Department, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ural State Forest Engineering University», Ph.D. in Economics, Associate Professor, Yekaterinburg, Russian Federation; e-mail: Lotos_nk@inbox.ru.

Dolzhenko Lydiia Mikhailovna - Associate Professor of Accounting, Analysis and Economic Security Department, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ural State Forest Engineering University», Yekaterinburg, Russian Federation; e-mail: dolzhenkolm@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.