ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ -ЮГРЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN KHANTY-MANSI AUTONOMOUS AREA AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE REGION
В.И. ШУБИНА
Научный руководитель: В.Ф. Исламутдинов - и. о. зав. кафедрой экономики Института менеджмента и экономики Югорского государственного университета, доцент
Research supervisor: V.F. Islamutdinov - executing duties of the head of the department of economy of Institute of management and economy of Ugra state university, the associate professor
Аннотация
Работа описывает развитие такого инструмента, как государственно-частное партнерство, на примере строительства объектов образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Произведен анализ реализации проектов ГЧП в автономном округе: выявлены проблемы и предложена модель строительства объектов образования в рамках государственно-частного партнерства.
студент 2-го курса магистратуры Института менеджмента и экономики Югорского государственного университета
master- student of the 2nd course of the Institute of management and economy of the Ugra state university
V.I. SHUBINA
Abstract
Work describes development of such tool as public-private partnership on the example of construction of facilities of education in Khanty-Mansi Autonomous Area. The analysis of implementation of the PPP projects in the autonomous area is made: problems are revealed and the model of construction of facilities of education within public-private partnership is offered.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, частный партнер, публичный партнер, государственная программа, концессия.
Keywords: Public-private partnership, private partner, public partner, state program, concession.
Ханты-Мансийский автономный округ входит в число регионов, которые первыми создали закон субъекта федерации в сфере государственно-частного партнерства. 18 октября 2010 года был принят окружной закон № 155-оз «Об участии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в государственно-частных партнер-ствах», которым были заложены основы правового регулирования отношений государственно-частного партнерства в Югре.[3].
Бизнес и государство в Ханты-Мансийском автономном округе взаимодействуют по ряду схем, но ни одну из них нельзя отнести к чистому виду государственно-частного партнерства. Одной из причин этого является отсутствие четкого разграничения государственно-частного партнерства от других форм взаимодействия бизнеса и государства.
На сегодняшний день одним из примеров взаимодействия государства и бизнеса является строительство школ и детских садов по целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Новая школа Югры на 2010 - 2013 годы», которая утверждена Постановлением Правительства автономного округа от 08.07.2010 № 160-п. (далее - Целевая программа)[4].
Часть объектов дошкольного и общего образования уже введены в эксплуатацию и функционируют на территории автономного округа. Объекты, находящиеся в стадии строительства; объ-
екты, по которым начаты подготовительные работы к строительству, и объекты, находящиеся в процессе предоставления земельного участка под строительство, были перенесены из этой программы в государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» (далее - Государственная программа) [2].
По итогам реализации Целевой и Государственной программы можно отметить, что на 1 июня 2015 года 67 проектов создания образовательных объектов с использованием механизма ГЧП находились на разных стадиях реализации:
- 15 объектов введено в эксплуатацию,
- по18 объектам ведутся строительные работы,
- 13 объектов в стадии подготовки к строительству (обустройство площадки, приобретение материалов, вынос сетей, проведение необходимых испытаний),
- 21 объект в процессе предоставления земельных участков под строительство (формирование участка, проведение аукциона, подписание договора аренды).
Общая мощность - 28 656 мест, общая стоимость - 35 421 222 тыс. руб.
Согласно новой государственной программе в округе планируется строительство и реконструкция 156 объектов образования общей мощностью 35 831 мест [1].
В классическом понимании институту государственно-частного партнерства, основанному на международной практике, свойственны следующие особенности:
- долгосрочный характер взаимодействия;
- соинвестирование проекта как со стороны частного, так и публичного партнера;
- разделение рисков между государством и бизнесом;
- предметом соглашения являются имущественные объекты и/или общественно-значимые услуги, для оказания которых необходимо создание или реконструкция имущественного объекта;
- бизнес участвует не только в создании или реконструкции объекта соглашения, но и в его дальнейшей эксплуатации и техническом обслуживании. Как правило, проекты государственно-
частного партнерства сопровождаются дополнительными обязательствами и гарантиями со стороны государства, по загрузке объекта соглашения, плате за его использование и так далее [9].
В связи с отсутствием федерального закона Российской Федерации и международных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения государственно-частного партнерства, правила института государственно-частного партнерства отражены только в региональных законах о государственно-частном партнерстве и соглашениях о государственно-частном партнерстве. Частично правила института ГЧП урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и рядом федеральных законов.
Таким образом, в субъектах Российской Федерации складываются неформальные правила института государственно-частного партнерства, отражающие региональные особенности взаимодействия публичного и частного партнера. Неформальные правила отражают уровень стабильности экономики региона, наличие необходимых средств в бюджете на среднесрочную и долгосрочную перспективу, наличие нормативно-правовых актов в данной сфере, закрепляющих права, обязанности и гарантии частного и публичного партнера.
Что касается неформальных правил государственно-частного партнерства, которые нашли свое применения на практике в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, то объекты дошкольного и общего образования в регионе строятся по довольно примитивной схеме. Согласно схеме, муниципальное образование проводит конкурс на право заключения аренды земельного участка, в котором участвуют потенциальные застройщики объектов образования. Победитель конкурса на арендованном участке строит объект образования, который находится в его собственности.
Построенный объект муниципальное образование выкупает в рассрочку, используя субсидию окружного бюджета на софинан-сирование мероприятий по приобретению объектов капитального строительства дошкольного и (или) общего образования с рассрочкой платежа. Размер уровня софинансирования мероприятия по приобретению объектов с рассрочкой платежа из бюджета ав-
тономного округа составляет не более 99% от расчетной стоимости объекта.
Рассрочка платежа предполагает выкуп объекта тремя равными долями в течение трех лет. Выкуп происходит в рамках муниципального контракта.
Основным минусом схемы является отсутствие гарантий для частного партнера, так как проект реализуется без заключения соглашения о государственно-частном партнерстве. Еще одной проблемой по реализации проектов государственно-частного партнерства в регионе являются «долгострои». При строительстве объектов образования на территории округа многие застройщики не укладываются в установленные сроки, несмотря на то, что округ оказывает им финансовую поддержку в форме компенсации части процентной ставки по привлекаемым заемным средствам.
При проведении сравнительно-правового анализа государственно-частного партнерства в классическом понимании (основанного на международном опыте реализации проектов) и государственно-частного партнерства в Югре можно заметить определенные отличия (Табл. 1).
Таблица 1
Сравнительно-правовой анализ государственно-частного партнерства в классическом понимании и государственно-частного партнерства в Югре
ГЧП в классическом понимании ГЧП в Югре
Наличие соглашения Соглашение является обязательным условием Соглашение отсутствует
Аренда земельного участка В рамках Соглашения о ГЧП На основе конкурентных процедур заключается договор аренды земельного участка. В некоторых МО согласно муниципальным НПА возможно выделение земли без конкурса
ГЧП в классическом понимании ГЧП в Югре
Принадлежность собственности Определяется соглашением На стадии строительства и до момента выкупа объект в собственности инвестора, после выкупа - в собственности МО
Период реализации проекта Зависит от вида объекта, в среднем составляет 10-15 лет с даты ввода объекта в эксплуатацию Строительство в среднем составляет 2-3 года, период выкупа объекта составляет 3 года
Стоимость Определяется в ходе конкурентных процедур и в соответствии с укрупненными стоимостными показателями Согласно Государственной программе субсидия из бюджета автономного округа составляет до 99% от расчетной стоимости объекта, которая вычисляется согласно методике, прописанной в государственной программе. Но МО имеет право увеличить свою долю в выкупной стоимости объекта
Получение дохода 1) из тарифов на оказываемые услуги с использованием созданного или реконструированного объекта 2) передача объекта в аренду публичному заказчику 3) доход от эксплуатации объекта 1) гос. поддержка в форме субсидии на компенсацию части затрат по привлекаемым заемным средствам 2) денежные средства по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, заключенному с МО
ГЧП в классическом понимании ГЧП в Югре
Эксплуатация объекта Обязательное условие соглашения Инвестор не эксплуатирует объект, а только строит или реконструирует его
Гарантии получения дохода Прописаны в соглашении о ГЧП Единственная гарантия - включение объекта в государственную и муниципальную программы
Контроль за соблюдением сроков и качества строительства В соглашении о ГЧП прописаны сроки и требования к качеству объекта, а также ответственность при неисполнении обязательств Нет механизма контроля сроков реализации проекта, качество объекта регламентировано только общими нормативами
Гарантии для банков при получении инвестором кредитных средств Соглашение о ГЧП является гарантией для банка Нет гарантий для банка. Теоретически существуют государственные и муниципальные гарантии, но практически их получение затруднено
Анализируя опыт Ханты-Мансийского автономного округа - Юг-ры, следует отметить, что одной из проблем государственно-частном партнерства в регионе являются «долгострои». При строительстве объектов образования на территории округа многие застройщики не укладываются в установленные сроки, не смотря на то, что округ оказывает им финансовую поддержку. Детские сады, школы и комплексы строятся инвесторами без заключения договоров с муниципальными образованиями. Объекты строятся на средства инвесторов и находятся в собственности инвесторов до выкупа их муниципальными образованиями. Единственным договором, в кото-
ром указана дата ввода в эксплуатацию объекта, является договор о компенсации части процентной ставки по привлекаемым заемным средствам для реализации проекта по созданию объекта дошкольного образования. Но такой договор заключен только с инвесторами, получающими данную субсидию.
Необходимо оптимизировать существующую схему. В том числе для решения проблемы «долгостроев» необходимо заключать соглашения о государственно-частном партнерстве. При этом предоставление земли и заключение соглашения должно проходить в рамках единого конкурса, а не двух обособленных, как это происходит в большинстве муниципальных образований. В соглашении следует прописывать обязательства сторон, возможные риски, срок строительства объекта, порядок выкупа объекта.
Учитывая специфику автономного округа, более эффективно было бы установить период рассрочки 3 года. Права на построенный объект передаются после выплаты последнего выкупного платежа. Инвестор в течение 3 лет обязуется производить техническую эксплуатацию объекта и текущий ремонт, что является дополнительной гарантией качественного строительства объекта.
Таким образом, модель государственно-частного партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре существенно отличается от модели государственно-частного партнерства в классическом понимании. Некоторые особенности региональной модели приводят к серьезным проблемам, для решения которых необходимо заключать соглашения о государственно-частном партнерстве.
Дополнительной гарантией качественного строительства объекта могло бы стать обязательство инвестора производить техническую эксплуатацию объекта и текущий ремонт в течение 3 лет после ввода объекта в эксплуатацию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в сфере государственно-частного партнерства необходимы изменения как на уровне федерального, так и на уровне регионального законодательства.
Библиографический список
1. Аналитический материал Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Региональный центр инвестиций» (таблицы, базы данных, графики).
2. Государственно-частное партнерство [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://investugra.ru/gchp/ (дата обращения: 01.12.2014).
3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 октября 2010 года № 155-оз «Об участии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в государственно-частных партнер-ствах» // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 18.10.2010-30.10.2010. - № 0 (часть II). -ст. 858.
4. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 08.07.2010 № 160-п «Новая школа Югры на 2010 - 2013 годы» // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». - 01.07.201015.07.2010, № 7 (часть I). - ст. 621.
5. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре на 2014 - 2020 годы» // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. - 15.10.2013. - № 10 (часть I, том 2). - ст. 1217.
6. Проект Федерального закона 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/ 462648/ (дата обращения 01.12.2014).
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - № 47. - ст. 5489.
8. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 № 01-рп «О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года» // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры». - 31.03.2013, № 3 (часть II). - ст. 304
9. Сайфуллин Р.И. Концепция государственно-частного партнерства в современной экономической системе (методологический подход) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu. tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media82108/75_saifullin.pdf (дата обращения: 01.12.2014).
Bibliographical list
1. Analiticheskij material Bjudzhetnogo uchrezhdenija Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry «Regional'nyj centr inves-ticij» (tablicy, bazy dannyh, grafiki).
2. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://investugra.ru/gchp/(data obrashhenija: 01.12.2014).
3. Zakon Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry ot 18 oktjabija 2010 goda № 155-oz «Ob uchastii Hanty-Mansijskogo av-tonomnogo okruga - Jugry v gosudarstvenno-chastnyh part-nerstvah» // Sobranie zakonodatel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry. - 18.10.2010-30.10.2010. - № 0 (chast' II). - st. 858.
4. Postanovlenie Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga ot 08.07.2010 № 160-p «Novaja shkola Jugry na 2010 - 2013 gody» // Sobranie zakonodatel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry». - 01.07.2010-15.07.2010, № 7 (chast' I). - st. 621.
5. Postanovlenie Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry ot 09.10.2013 № 413-p «O gosudarstvennoj programme Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry «Razvitie obrazovanija v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - Jugre na 2014 - 2020 gody» // Sobranie zakonodatel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga-Jugry. - 15.10.2013. - № 10 (chast' I, tom 2). -st. 1217.
6. Proekt Federal'nogo zakona 238827-6 «Ob osnovah gosu-darstvenno-chastnogo partnerstva v Rossijskoj Federacii». [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/ 462648/ (data obrashhenija 01. 12.2014).
7. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 662-r «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federa-
cii na period do 2020 goda // Sobranie zakonodatel'stva RF. -24.11.2008. - № 47. - st. 5489.
8. Rasporjazhenie Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry ot 22.03.2013 № 01-rp «O strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga -Jugry do 2020 goda i na period do 2030 goda» // Sobranie zakono-datel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga-Jugry». -31.03.2013, № 3 (chast' II). - st. 304
9. Sajfullin R.I. Koncepcija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sovremennoj jekonomicheskoj sisteme (metodologicheskij podhod) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://edu.tltsu.ru/sites/ sites_content/site1238/html/media82108/75_saifullin.pdf (data obra-shhenija: 01.12.2014).
Контактная информация
Тел.: 8-3467-54-03-51 E-mail: [email protected]
Почтовый адрес вуза: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16 Канцелярия: тел.: +7 (3467) 357-871, факс: +7(3467) 357-767, e-mail: [email protected]
Contact links
Phone: 8-3467540351
E-mails: [email protected]
Postal address of higher education institution:
628012, Khanty-Mansi Autonomous Area, Khanty-Mansiysk,
st. of Chekhov, 16
Office: ph.: +7 (3467) 357-871,
fax: +7(3467) 357-767,
e-mail: [email protected]