РАЗДЕЛ 1 ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ КРЕАТИВНОГО СЕКТОРА РОССИИ
SECTION 1
TRAINING SPECIALISTS FOR THE CREATIVE SECTOR
OF RUSSIA
УДК 378.026.9:338.467.6
И. Ф. Симонова
Интегративный подход в подготовке специалистов для креативного сектора: стратегии развития
В статье представлена актуальная проблема подготовки специалистов для креативного сектора, обладающих компетенциями в сфере производства творческого продукта, управления творческими процессами, проектами, авторскими правами. Цель статьи состоит в рассмотрении возможности организации профессиональной подготовки специалистов для креативного сектора на основе реализации новых стратегий интегративного подхода.
Ключевые слова: интегративный подход, креативные индустрии, практико-ориентированный подход, образовательные практики, системная организационная интеграция, государственная поддержка креативной экономики, академическое партнерство, образовательных программа, модель формирования преподавательского состава
Irina F. Simonova
Integrative approach in training specialists for the creative sector: development strategies
The article presents the actual problem of training specialists for the creative sector in a creative university with competencies in the production of a creative product, management of creative processes, projects, copyrights. The purpose of this article is to consider the possibility of professional training organizing for the creative sector based on the implementation of strategies for an integrative approach.
Keywords: integrative approach, creative industries, practice-oriented approach, educational practices, systemic organizational integration, state support for the creative economy, academic partnership, educational programs, teaching staff formation model
Третье десятилетие XXI в. предъявляет новые требования к профессиональной подготовке будущих специалистов в творческих вузах. И дело не только в стремительно изменяющихся условиях деятельности, в сложной динамике рынка труда и мотивации выпускников. Тре-
бования усложняются и в связи с тем, что появились новые сектора экономики и новые виды деятельности, требующие специальных навыков и умений. Один из таких быстроразвивающихся секторов - креативные индустрии.
Креативные индустрии включают виды деятельности, которые основываются на творческом, интеллектуальном труде и авторском праве. Это виды деятельности, в основе которых лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант. По сути, креативный сектор объединяет все творческие виды деятельности и обслуживающие их производства (технологии, продукты, услуги, операции, которые не имеют прямого отношения к основному виду деятельности).
2021 г. стал поворотным в развитии креативного сектора в нашей стране. На федеральном уровне принят ряд концептуальных документов, обеспечивающих системную государственную институциональную, грантовую, проектную поддержку креативных индустрий, открывающих новые возможности для развития креативного сектора экономики и специалистов, работающих в нем1.
Началом любой деятельности в креативном секторе является субъект творческой деятельности, вокруг которого кооперируются другие субъекты, имеющие возможность извлекать прибыль из результатов этой деятельности2. Развитие креативного сектора определяется в первую очередь интеллектуальным, творческим, управленческим потенциалом и предпринимательской активностью субъектов деятельности. Социологи утверждают, что в нашей стране вполне сформировался креативный класс, к которому можно отнести 40% россиян3.
Современные исследования показывают, что в настоящее время креативный сектор испытывает значительный дефицит в профессиональных кадрах4. Сегодня вполне сформировался запрос на новый тип и формат образования (творческий продукт, интеллектуальная собственность, предпринимательство) и на разработку перспективных подходов и гибких моделей подготовки специалистов.
Творческие вузы, в качестве ведущих образовательных центров, могут взять на себя роль одного из основных двигателей развития творческих индустрий в регионах. Их выпускники могут и должны становится заметными игроками креативного сектора. Творческие вузы обладают для этого необходимыми интеллектуальными, методическими, творческими и организационными ресурсами.
Для творческих вузов ориентация на подготовку специалистов для креативного сектора - не только вызов, но возможность выполнить требование практико-ориентированности образования, а также обе-
Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia спечить своим выпускникам если не гарантию, то, по крайней мере, высокую вероятность трудоустройства в конкретной области деятельности. Формирование новых подходов, разработка новых образовательных программ для креативного сектора может способствовать также преодолению внутренних кризисов.
Вместе с тем, следует заметить, что сама система, сложные цели и формы образования не позволяют относительно быстро сформировать в вузе единое и универсальное пространство подготовки специалистов для креативных индустрий. Тем более, если речь идет о подготовке специалиста, не только производящего творческий продукт, но способного управлять творческими процессами, проектами, авторскими правами и т. д.
Существующие подходы к решению проблем профессиональной подготовки кадров для творческих индустрий не всегда адекватны актуальным задачам развития креативной экономики, содержанию деятельности и технологиям. Образовательные практики рассредоточены на разных факультетах и кафедрах, что затрудняет обмен лучшим опытом и его распространение. При наличии значительного творческого и интеллектуального потенциала, в творческих вузах существует дефицит необходимых педагогических кадров, имеющих соответствующий успешный опыт деятельности (производство творческого продукта, управление творческими проектами, кейсы правового обеспечения креативных индустрий, управления авторскими правами и т. д.).
Применительно к задачам подготовки специалистов для креативных индустрий традиционные подходы во многом исчерпали свои резервы, или утрачивают важные преимущества.
В частности, традиционный подход, связанный с разворачиванием всей системы (подготовка преподавательских кадров, накопление научного знания через процесс защиты диссертаций, формирование научно-методического обеспечения и т. д.), требует значительных ресурсов (организационных, временных, кадровых и др.). Кроме того, он не позволяет преодолеть главные недостатки образования (в аспекте профессиональной подготовки специалиста для креативного сектора): формализованность, отсутствие индивидуального подхода, отставание от реальной практики и управления.
Другой подход, связанный с реализацией специально разработанных инновационных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки, представляется перспективным для инновационных вузов, интегрированных с реальным бизнесом и практикой управления. В других случаях
возможности его также ограничены из-за разрыва между вузом, практиками бизнеса и управления.
В настоящее время в рамках Инициативы социально-экономического развития РФ «Создание целенаправленной системы развития креативного сектора „Придумано в России"», осуществляется поддержка новых форматов образования (творчество, интеллектуальная собственность, предпринимательство). На базе государственных творческих вузов под эгидой Министерства культуры создаются Центры прототипирования - пространства, где творческая команда, или отдельный человек могут, используя современное профессиональное оборудование, производить малые партии товаров для дальнейшей коммерциализации и вывода на рынок. В настоящее время уже действуют 12 таких центров (Москва, Казань, Краснодар, Уфа, Воронеж, Орел, Хабаровск, Саратов, Санкт-Петербург и др.). В ближайшей перспективе в творческих вузах нашей страны появится еще 26 таких высокотехнологичных центров. Для творческих вузов, которые пока не имеют Центров прототипирования, не представляется возможным встать в «лист ожидания», теряя в нецелесообразной паузе, имеющиеся конкурентные преимущества, позиции центров и региональных лидеров гуманитарного творческого образования. Кроме того, ограничением является и то, что центры прототипирования ориентированы на производство творческого продукта, но не на формирование компетенций, связанных с управлением творческими процессами, проектами, авторскими правами и т. д.
В этих условиях, многим творческим вузам необходимо находить собственные эффективные подходы к решению задач подготовки специалистов для креативного сектора, основанные на существующих материально-технических, организационных, управленческих ресурсах, на собственном уникальном кадровом, творческом, интеллектуальном потенциале и других возможностях.
Цель данной статьи состоит в рассмотрении возможности организации профессиональной подготовки специалистов для креативного сектора на основе реализации интегративного подхода. Содержание интегративного подхода определяется не только интеграцией педагогических концепций (межпредметной, внутрипредметной и других видов интеграции), но и интеграцией организационных систем.
Научная новизна заключается в обосновании необходимости и возможности системной организационной интеграции субъектов креативного сектора и субъектов системы подготовки специалистов (вузов, факультетов, кафедр и др.).
Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia
Для решения поставленной цели были использованы следующие методы: системный подход, который позволяет рассматривать креативный сектор, как единое целое, состоящее из отдельных элементов с специфическими требованиями по компетенциям; метод сравнительного анализа, который позволяет рассмотреть преимущества и недостатки традиционной структуры интегративного подхода и дополнить ее новыми компонентами с учетом особенностей требований подготовки специалиста для креативных индустрий.
Интегративный подход доказал свою педагогическую целесообразность. В настоящее время в педагогике функционирует достаточно большое число интегративно-педагогических концепций и систем. Многочисленные педагогические исследования подтверждают, что данный подход является эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, открывает новые пути профессионализации учебного образовательного процесса5.
Одна из стратегий данного подхода успешно реализуется на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности. Во многих вузах на базе существующего или специально сформированного структурного подразделения открываются центры творческого предпринимательства, бизнес-инкубаторы и др. В рамках деятельности таких структурных подразделений оказывают консалтинговую поддержку студенческих стартапов (консультации экспертов, предложения партнерства, ресурсное обеспечение, творческие пространства и т. д.), реализуют образовательные программы, как на постоянной основе, так и мероприятия разового характера (лекционные циклы, тренинги, конкурсы, мастер-классы и т. д.).
Подобная практика в настоящее время реализуется на факультете социально-культурных технологий СПбГИК в рамках программы «Культура в тренде». Целью ее является профессиональное развитие студентов, в том числе в области творческих индустрий. Программа включает несколько проектов: «Летняя школа Креативных индустрий», «Мастерская решения проектных задач», Бизнес-инкубатор «Культурный Startup», «Платформа» и др.
Программа дополняет и расширяет содержание специальных дисциплин и ориентирована на восполнение «недостающих» компетенций для деятельности в креативном секторе. Проекты программы позволяют привлекать к деловому сотрудничеству творческих предпринимателей, учреждения культуры, бизнес. В результате подобного взаимодействия факультет расширяет круг партнеров, а студенты приобретают опыт решения задач в области создания творческого продукта
и управления проектами в креативном секторе. При этом, партнеры, прежде всего, учреждения культуры, получают новые проекты, которые могут быть включены в перспективный план.
Реализуемая на факультете социально-культурных технологий СПбГИК стратегия имеет целью не только интеграцию образования и креативного сектора, но анализ и распространение положительных практик. Достижение цели обеспечивают разные формы деятельности и мероприятия, которые способствуют образованию новых связей. Среди них можно выделить два мероприятия: ежегодная конференция «Креативные индустрии региона: опыт, перспективы, подготовка кадров» и «Летняя школа Креативных индустрий».
Опыт интеграции различных видов деятельности (учебной, научной, внеучебной), которые в той или иной степени уже освоены творческими вузами, может служить базой для дальнейшего развития ин-тегративного подхода.
Осознание необходимости интеграции образования и субъектов креативного сектора бизнеса6, особенно в интересах регионального развития подтверждается многими исследованиями7.
Развитие интегративного подхода требует поиска новых стратегий, углубления синтеза не только внутри педагогических концепций, образовательных программ, но также соответствующее объединение структур и видов деятельности, различного уровня и характера. Под стратегией в данном случае понимается вектор развития интегративного подхода, отличающийся субъективной новизной для конкретного творческого вуза, являющийся качественным шагом в достижении целей подготовки кадров для креативного сектора, выполнения требования практико-ориентированности и трудоустройства выпускников.
В настоящее время для развития интегративного подхода сложились необходимые социально-экономические, социально-культурные, организационные, образовательные и другие предпосылки8. Сегодня можно говорить не только об интересе вузов к предприятиям креативного сектора, но и о наличии встречного интереса со стороны предпринимателей и бизнеса. Это те субъекты, которые в настоящее время преимущественно и занимаются развитием креативного сектора.
Дальнейшее развитие интегративного подхода, предполагает развитие целевого обучения, а также объединение бизнеса и образования, как на площадке вузов (учебные и проектные центры, целевое обучение и практико-ориентированные программы и др.), так и на базе предприятий (академический аутсориснг, производственная практика и др.). Данная стратегия развития предполагает интеграцию на базе
модели академического партнерства, которая включает стажировки, студенческий обмен, междисциплинарные исследования, совместные проекты, трансфер технологий, практик и др. Реализация этой стратегии неизбежно связана как с пересмотром, модернизацией образовательных программ, так и реализацией новой модели формирования преподавательского состава.
При разработке интегрированных по содержанию образовательных программ, нацеленных на подготовку кадров для творческих индустрий, творческий вуз должен ориентироваться, прежде всего, на потребности креативной экономики региона. Знание лидеров креативной экономики и востребованных компетенций (производство творческого продукта, разработка и трансфер технологий, управление проектами, авторскими правами и т. д.) должно непосредственно учитываться при определении содержания учебных программ и численности набора студентов.
Новая модель формирования преподавательского состава предполагает, что он должен пополниться практиками, обладающими практическим опытом деятельности в креативном секторе и умением конкретизировать базовые знания применительно к соответствующей предметной области. Именно эта группа преподавателей должна в значительной мере обеспечить специализированное обучение студентов в течение последних двух лет бакалавриата, курировать прохождение практики и обеспечивать связь с организациями, предпринимателями креативного сектора.
В целом, представляется, что процесс подготовки будущих специалистов для креативного сектора будет эффективным при использовании новых стратегий интегративного подхода, содержание которого определяется не только межпредметной, внутрипредметной, но системной организационной интеграцией субъектов креативного сектора и субъектов системы подготовки специалистов (вузов, факультетов, кафедр и др.). Налаживание тесной интеграции вузов с субъектами креативного сектора экономики позволит выполнять требование прак-тико-ориентированности, обеспечивать выпускникам трудоустройство в креативном секторе.
Примечания
1 Абанкина Т. В. Креативная экономика в России: новые тренды / Т. В. Абанкина // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2 (54). 2022. С. 222-229.
2 Бокова А. В. Креативные индустрии: административный и научный подходы к определению понятия / А. В. Бокова // Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 389. С. 100.
3 Волков Ю. Г. Креативность: творчество против имитации / Ю. Г. Волков. М.: Альфа-М, 2013. 430 с.
4 Гамбеева Ю. Н., Смей В. М. Роль креативных индустрий в социально-экономическом развитии территории / Ю. Н. Гамбеева, В. М. Смей // Вестник ЧелГУ. 2021. № 6 (452). С.89-96.
5 Ощепкова О. В., Благов Ю. В. Теоретические основы реализации интегративного подхода в образовательном процессе / О. В. Ощепкова, Ю. В. Благов // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2014. № 3 (23). С. 164-169.
6 Соловей О. В. Интеграция образования, бизнеса и государства в условиях инновационной экономики / О. В. Соловей // Экономика образования. 2021. № 2. С. 4-14.
7 Кранзеева Е. А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие / Е. А. Кранзеева // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5. С. 64-73.
8 Стукалова И. Б. Интеграция в сфере высшего образования: предпосылки и условия / И. Б. Стукалова // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3 (27). С. 44-46.