УДК [378.026.9:338.467.6]:001.895
К. В. Бернадская
Модель подготовки кадров для креативного сектора в вузах культуры
Креативные индустрии нуждаются в компетентных специалистах, подготовка которых становится приоритетной задачей высших учебных заведений в сфере культуры. Новая модель подготовки кадров для креативного сектора основана на использовании инновационных технологий и уже активно апробируется.
Ключевые слова: креативные индустрии, модель подготовки кадров, инновационные технологии
Ksenia V. Bernadskaya
A training model for creative industries in university of culture
Creative industries need competent specialists, whose training becomes a priority task of higher educational institutions in the field of culture. The new model of personnel training for the creative sector is based on the use of innovative technologies and is already being actively tested.
Keywords: creative industries, training model, innovative technologies
Креативные индустрии играют важную роль в социально-культурном и социально-экономическом развитии современной России.
Креативные индустрии представляют собой сферы деятельности, в рамках которой субъекты индустрии в процессе творческой активности производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью. Креативная экономика - это сектор, который базируется на капитализации интеллектуальной собственности, полностью формируется вокруг креативных индустрий.
Креативные (творческие) индустрии в Российской Федерации - это один из быстро развивающихся секторов экономики. По разным данным он составляет от 3% до 4,37% ВВП. Оборот финансовых средств в секторе ежегодно растет. В 2017 г. рост составил 6%, в 2018 г. - 15%, в 2019 - 9%. По оценкам Центра стратегических разработок, к 2024 г. доля креативной экономики в ВВП Российской Федерации может достичь 8,5%, а к 2035 ожидается рост 10%1.
Процесс развития креативных индустрий связывают с рядом социально-экономических факторов. В первую очередь это интеграция социально-культурной жизни общества в сферу экономических интересов государства.
Креативные индустрии - это сектор экономики, который в настоящее время испытывает значительный дефицит в профессиональных
_Раздел 1. Подготовка специалистов для креативного сектора России_
кадрах. Речь идет о весьма востребованных на рынке труда создателях творческого продукта и специалистов в сфере проектной деятельности.
Вузы культуры обладают существенным интеллектуально-креативным потенциалом и возможностями его использования в целях подготовки специалистов.
Несмотря на многие преимущества образования в вузе культуры, в силу сложившихся академических традиций, практикуемых форм образования, он не может в настоящее время обеспечить процесс подготовки специалиста для творческих индустрий. Прежде всего, это связано с тем, что существующая традиционная модель подготовки специалиста не в полной мере обеспечивает ориентированность на практику и новые технологии, применяемые в сфере креативных ин-дустрий.
Практика креативных индустрий диктует необходимость поиска новых перспективных моделей подготовки специалиста. Новая модель подготовки специалиста для креативного сектора должна использовать как традиционные подходы, так и более современные, ориентированные на потребности рынка креативных индустрий2.
Модель должна интегрировать теорию и практику. Она предполагает формирование знаний, мотивации к творческой деятельности, развитие особых способностей, личностных качеств, ценностного отношения к творческой деятельности, специальных навыков и умений.
Предлагаемая модель предполагает использование уникальных ресурсов вуза культуры, но при этом должна компенсировать ограничения, связанные с формализованностью процесса обучения, ориентацией образовательных программ на теорию.
Обеспечить эти и другие требования может модель подготовки специалиста, основанная на интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Интеграция предполагает использование тех базовых составляющих, которые представлены в образовательной практике и уже зарекомендовали себя, а также новых, экспериментальных форматов вне-учебной деятельности, которые обеспечивают развитие прикладных компетенций, в том числе, в области творческого предпринимательства.
Модель позволяет организовать в вузе многофункциональное креативное пространство для реализации образовательных, просветительских, досуговых, творческих проектов и программ, нацеленных на формирование соответствующих навыков, умений и знаний.
Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia
Единство теории, практики, развитие мотивации и особых способностей к творческой деятельности определяет структуру и содержание модели подготовки специалиста для креативного сектора.
Главным основанием предлагаемой модели подготовки специалистов для креативных индустрий является социальный заказ на подготовку кадров, требования рынка творческих услуг и рынка профессий, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования и особенности будущей профессиональной деятельности.
Модель включает: мотивационно-ценностный, организационно-содержательный и диагностико-результативный компоненты.
Мотивационно-ценностный компонент выполняет следующие функции:
• формирование отношения к профессиональной деятельности в области креативных индустрий как к ценности;
• понимание и переживание ее значимости, как для собственной профессиональной деятельности, так и для общества;
• увлеченность творческой деятельности в сфере креативных индустрий и стремление к самосовершенствованию.
Организационно-содержательный компонент выполняет следующие функции:
• организационную (организация практик, стажировок, создание неформальной организационной структуры - базы организации интеграции учебной и внеучебной деятельности);
• координационную (организация совместной деятельности представителей креативного сектора и студентов в учебном процессе и в внеучебном процессе);
• обучающую (формирование профессиональных знаний, умений и навыков профессиональной творческой деятельности);
• воспитательную (формирование системы профессиональных ценностного отношения к самостоятельной творческой деятельности и т. д.).
В качестве методов используются активные методы: деловая игра, ролевой тренинг, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций (case-study), проектный метод и др. Подобные методы стимулируют креативную активность обучающегося в момент непосредственного получения информации и усваиваются не как теоретическое знание, а в форме практического опыта.
Диагностико-результативный компонент обеспечивает получение информации об эффективности процесса подготовки специалиста к
_Раздел 1. Подготовка специалистов для креативного сектора России_
самостоятельной творческой деятельности, как связанной с производством креативного продукта, так и с управлением творческими проектами. Он выполняет следующие функции:
• диагностическую, позволяющую проводить оценку уровня развития способности у студентов к самостоятельной деятельности в сфере креативных индустрий;
• корректирующую, позволяющую вносить изменения в процесс развития у студента способности к соответствующей самостоятельной деятельности;
• оценочную, позволяющую оценить результаты подготовки студентов к самостоятельной деятельности, связанной с производством креативного продукта, так и с управлением творческими проектами.
В качестве базы компонента выступает диагностика процесса подготовки студентов к самостоятельной деятельности в конкретной области (создание креативного продукта, управление творческим проектом и т. д.). Диагностика позволяет оценить уровень сформированности мотивов, ценностных ориентиров, навыков и умений в конкретной деятельности (создание креативного продукта, управление творческим проектом и т. д.).
Диагностико-результативный компонент предполагает разработку критериев и уровней для оценки уровня сформированности мотивов ценностных ориентиров, навыков и умений в конкретной деятельности (создание креативного продукта, управление творческим проектом и т. д.). В настоящее время критерии уточняются. Результаты диагностики позволяют определить конкретные мероприятия (практические семинары, проектные сессии, мастер-классы, дискуссии), направленные на развитие требуемых знаний, навыков, умений.
Представленная модель выступает основанием для разработки организационно-педагогических условий подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности в области создания креативного продукта, управления творческим проектом и т. д.
В настоящее время предлагаемая модель апробируется на факультете социально-культурных технологий СПбГИК.
В процессе освоения учебных дисциплин, под руководством преподавателей студенты принимают участие в исследовательских, организационных проектах для креативного сектора. На факультете реализуется открытая программа профессионального развития «Культура в тренде», которая нацелена на формирование креативных компетенций. Программа включает в себя несколько проектов: «Мастерская решения проектных задач», «Открытое проектирование», «Платформа» и
Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia др. В процессе обучения, в ходе учебных практик студенты погружаются в профессиональную креативную среду творческих пространств, мастерских и т. д. Реализация на факультете социально-культурных технологий СПбГИК доказывает возможность использования модели и отчасти подтверждает ее эффективность. Результаты внедрения программы будут подведены в 2023 году.
Примечания
1 Гамбеева Ю. Н., Смей В. М. Роль креативных индустрий в социально-экономическом развитии территории / Ю. Н. Гамбеева, В. М. Смей // Вестник ЧелГУ. 2021. № 6 (452). С. 89-96.
2 Григорьева Е. И. Традиции и инновации в подготовке современных бакалавров и магистров социально-культурной деятельности т/ Е. И. Григорьева // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 137-142.