Научная статья на тему 'Правовые и организационные аспекты креативного образования в творческом вузе'

Правовые и организационные аспекты креативного образования в творческом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативное образование / правовая грамотность / творческие индустрии / организационная модель / creative education / legal literacy / creative industries / organizational model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшин Сергей Иванович, Бернадская Ксения Владимировна

Представлены и раскрыты правовой и организационный аспекты креативного образования в творческом вузе. Опираясь на Концепцию развития креативных индустрий, характеризуется необходимость внедрения в образовательный процесс правовой грамотности обучающихся. Особое внимание уделяется организационной модели построения учебной программы, базирующейся на принципах нестандартности, интеграции аудиторной и внеучебной деятельности, а также на сотрудничестве вуза и профессионального сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and organizational aspects of creative education in a creative university

The legal and organizational aspects of creative education in a creative university are presented and disclosed. Based on the Concept of the development of creative industries, the necessity of introducing legal literacy of students into the educational process is characterized. Special attention is paid to the organizational model of building the curriculum based on the principles of non-standard, integration of classroom and extracurricular activities, as well as cooperation between the university and the professional community.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные аспекты креативного образования в творческом вузе»

УДК [378.095:338.467.6]:340

С. И. Шукшин, К. В. Бернадская

Правовые и организационные аспекты креативного образования в творческом вузе

Представлены и раскрыты правовой и организационный аспекты креативного образования в творческом вузе. Опираясь на Концепцию развития креативных индустрий, характеризуется необходимость внедрения в образовательный процесс правовой грамотности обучающихся. Особое внимание уделяется организационной модели построения учебной программы, базирующейся на принципах нестандартности, интеграции аудиторной и внеучебной деятельности, а также на сотрудничестве вуза и профессионального сообщества.

Ключевые слова: креативное образование; правовая грамотность, творческие индустрии, организационная модель

Sergey I. Shukshin, Ksenia V. Bernadskaya

Legal and organizational aspects of creative education in a creative university

The legal and organizational aspects of creative education in a creative university are presented and disclosed. Based on the Concept of the development of creative industries, the necessity of introducing legal literacy of students into the educational process is characterized. Special attention is paid to the organizational model of building the curriculum based on the principles of non-standard, integration of classroom and extracurricular activities, as well as cooperation between the university and the professional community.

Keywords: creative education; legal literacy, creative industries, organizational model

Правительством Российской Федерации в 2021 г. была утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года1.

На сегодняшний день творческие индустрии становятся одним из ключевых компонентов общественной жизни и неотъемлемой частью мировой экономики.

Креативные индустрии как сектор экономики характеризуются значимой частью добавочной стоимости, формируемой за счет творческой деятельности человека. Динамично развиваясь, творческие индустрии создают новые рабочие места и способствуют формированию национального самосознания и повышению культурного уровня среди граждан, а также развитию инвестиционной привлекательности региона2.

Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia

Творческие (креативные) индустрии - это сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью, производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества3.

К креативным индустриям Концепция относит музейную деятельность, индустрии, основанные на искусстве, современные медиа и производство цифрового контента, а также индустрии, обладающие прикладным характером4.

Развитие этих индустрий представляется невозможным без профессионального обучения компетентных специалистов, способных создавать творческие продукты, проекты и управлять ими.

Таким образом, проблема обучения и подготовки будущих специалистов, сотрудников креативных индустрий, представляется весьма актуальной. На сегодняшний день запросы к высшим учебным заведениям стали намного шире, чем это было несколько десятков лет назад. вуз становится не только местом получения образования, но и площадкой для самореализации студентов. Траектория обучения в творческом вузе должна выстраиваться на базе новой модели подготовки кадров, учитывающей актуальные организационные, методические и правовые аспекты.

Такая модель должна носить более гибкий, открытый и творческий характер. Формирование соответствующих компетенций должно осуществляться с применением инновационных технологий, которые позволят студентам разрабатывать креативные проекты, создавать творческие продукты высокого уровня технологической готовности.

В этом контексте организационные и правовые аспекты образования в творческом вузе становятся базисными, лежащими в основе дальнейшей модели креативного образования.

С целью выявления специфики правовых и организационных аспектов креативного образования в творческом вузе, необходимо привести ключевые определения выделенных понятий.

Термин «креативное образование» на сегодняшний день занял прочную позицию, как в западной, так и в российской научно-педагогической мысли и имеет конкретное значение.

Креативное образование, по определению Э. М. Короткова, - это образование, ориентированное на развитие личностных качеств и творческих компетенций обучающегося, на закрепление установки на

_Раздел 1. Подготовка специалистов для креативного сектора России_

инновационные подходы, включающие анализ проблем и вариантов деятельности5.

Стоит отметить, что в рамках Концепции предполагается совершенствование системы образования и развития компетенций обучающихся в сфере творческих (креативных) индустрий6.

Основой всех механизмов развития креативных индустрий является закрепление в законодательстве Российской Федерации понятий, необходимых для их развития. Так, основные требования, предъявляемые к уровню подготовки будущего специалиста в области креативных индустрий, неизбежно включают в себя знание права российской правовой системы, правовых и нравственно-этических норм в сфере профессиональной деятельности.

Таким образом, основу правового аспекта креативного образования составляет система знаний права и представления о нем, а также действия, направленные на практическую реализацию правовой системы Российской Федерации.

Модель современного креативного образования, таким образом, должна также включать аспект правовой подготовки будущего специалиста. Обучающимся в рамках вузовской подготовки необходимо расширить понимание правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности, а также получить представление о тенденциях его развития.

Так, одной из ведущих тенденций правового регулирования креативных индустрий становится необходимость сформулировать подходы совершенствования нормативно-правового регулирования креативных индустрий и предпринимательства. Второй тенденцией, по определению Концепции, становится необходимость формулировки правовых параметров использования и коммерциализации неиспользуемых объектов организаций народных художественных промыслов и объектов культурного наследия для ведения предпринимательской деятельности7.

К необходимым компетенциям правового образования также можно отнести понимание сущности актуальных инструментов и сервисах фиксации учета, охраны, распоряжения, управления и защиты нематериальных активов.

В процессе обучения студентам необходимо расширить понимание интеллектуальной собственности и авторского права и приобрести важнейшие навыки в области креативного предпринимательства.

Практическим выражением правового образования студентов творческого вуза станет навык самостоятельно ориентироваться в нормативно-правовой системе, навык защиты авторских прав и сни-

Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia жения рисков, а также умение использовать инструменты учета авторских прав в условиях цифровой экономики8.

Правовой аспект креативного образования становится одним из ключевых в условиях необходимости подготовки специалистов, способных предоставлять креативные и творческие услуги на высоком социально-культурном уровне и с высоким экономическим эффектом.

Для достижения поставленных целей Концепция предполагает решить ряд организационных задач креативного образования. Концепция предполагает разработку мер для развития системы образования, в том числе - развития компетенций будущих кадров для осуществления ими креативной деятельности.

В связи с этим необходима разработка образовательной модели, направленной на реализацию креативного образования в вузе.

Предлагаемая модель организации учебного процесса включает несколько компонентов, среды которых мы можем выделить:

• использование креативных форм и технологий обучения в базовых учебных дисциплинах;

• интеграция образовательных и внеучебных (досуговых) форм деятельности;

• объединение потенциалов образовательного учреждения и профессиональной среды.

Одним из ключевых признаков креативного образования являются специфические методы получения знаний, ориентированные на развитие самостоятельного мышления в профессиональной области. Говоря о специфике креативного образования, необходимо отметить его ориентацию на конкретные проблемы. Решение проблем становится ключевым навыком будущего специалиста. В современной системе образования профессиональная подготовка условно делится на три ступени: гуманитарная база, общепрофессиональные навыки и узкоспециальная подготовка, ориентированная на усвоения предшествующего научного опыта. Использование же креативных форм и технологий обучения в базовых учебных дисциплинах будет направлено на формирование способности обучающегося решать профессиональные задачи9.

Примером креативной формы обучения выступает кейсовая система, в рамках которой студент получает возможность поставить себя в конкретную профессиональную ситуацию и решить ее самостоятельно.

Помимо кейсовой системы возможно также внедрить в систему преподавания базовых дисциплин проблемные, диалоговые и визуальные лекции, а также пресс-конференции и дискуссии. Подобные методы стимулируют креативную активность обучающегося в момент

_Раздел 1. Подготовка специалистов для креативного сектора России_

непосредственного получения информации и усваиваются не как теоретическое знание, но в форме практического опыта.

Среди креативных форм обучения мы также можем выделить деловую игру как метод имитации будущей профессиональной деятельности и ролевой тренинг как способ отработки конкретных профессиональных навыков10.

Среди мыслительных методов мы можем выделить метод «мозгового штурма», основанного на полилогическом взаимодействии учебного коллектива в целях решения профессиональной задачи11.

Так, креативные формы проведения базовых учебных дисциплин позволят не только реализовать программные задачи, но и сформировать непосредственно профессиональные компетенции обучающихся.

Исходя из положений Концепции, современные вузы испытывают необходимость создания модели профессионального образования будущих специалистов, способных принять современные вызовы. Система современного высшего образования в креативной сфере ставит перед собой задачу не только обучения, но и профессионального воспитания будущего специалиста. Данная задача может быть решена в рамках интеграции учебной и внеучебной форм деятельности12.

В связи с этим необходимо отметить, что в данном контексте учебная деятельность рассматривается нами как непосредственно аудиторная работа, направленная на получение базовых профессиональных умений и навыков, в то время как внеучебная деятельность направлена на личностное и творческое саморазвитие и самореализацию.

Интеграция представляет собой аспект развития, в рамках которого объединяются разнородные по своей природе части и элементы. В контексте образования элементами выступают учебная и внеучеб-ная деятельности.

Внеучебная деятельность также выступает средством социализации и самореализации студента. Базисными критериями внеучебной деятельности становятся принцип актуальности, активности, а также принцип переменности в рамках групповой и индивидуальной форм работы13.

Как отмечает Концепция, для ускоренного формирования творческого предпринимательства необходимо закрепить право культурных и образовательных учреждений на создание малых инновационных предприятий (МИПов) с целью усиления роли учреждения, развития креативной деятельности и снижения бюджетной нагрузки14.

МИПы, созданные с целью внедрения результата интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые будут принадлежать вузу, позволят усилить взаимодействие высшего образования

Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia и креативного сектора экономики, а также будут способствовать интеграции научной и профессиональной, учебной и внеучебной деятельности. Снижение же бюджетной нагрузки будет осуществляться за счет коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности студентов и сотрудников вуза.

Помимо создания коммерческих организаций на базе вуза, концептуальная система развития творческих и предпринимательских компетенций также подразумевает кооперацию вузов и предприятий, в том числе, субсидирование «креативных стажировок» - программ, по которым молодые специалисты смогут проходить практику в успешных организациях. Таким образом, еще объединение потенциалов образовательного учреждения и профессиональной среды представляется эффективным методом развития креативного образования15.

Так, в рамках кооперации вуза и конкретной профессиональной организации обучающиеся получают возможность повысить качество своих навыков, а также связать свои компетенции с актуальными экономическими запросами. Помимо этого, сотрудничество вуза и предприятия позволит также решить проблему дальнейшего трудоустройства студента.

Взаимодействие вузов и организаций осуществляется путем как сотрудничества в образовательной деятельности, так и в исследовательской и профессиональной.

В рамках образовательного взаимодействия наша модель предполагает совместную разработку учебных планов с профессиональной организацией, разработку программ дополнительного обучения и совместное с представителями профессиональной области чтение лекций и ведение семинарских занятий16.

Совместная научная деятельность предполагает взаимодействие и сотрудничество в сфере научно-исследовательских работ. Одной из форм сотрудничества выступает совместное проведение научных исследований с целью достижения конкретной профессиональной или научной цели.

Профессиональное сотрудничество реализуется через мобильность как обучающихся, так и педагогического состава в раках договоренности между вузом и предприятием.

Подводя итоги исследования, мы можем сформулировать требования, соблюдение которых необходимо в рамках подготовки будущих кадров креативных индустрий.

Базисным компонентом креативного образования становится правовая компетентность обучающегося, формируемая с целью использования специалистом правового механизма в профессиональной деятельности.

_Раздел 1. Подготовка специалистов для креативного сектора России_

Анализ организационного аспекта образования в творческом вузе показал, что достижение целей Концепции возможно лишь с учетом внедрения в образовательный процесс инновационных методов обучения, ключевыми из которых являются интеграция учебной и внеучебной деятельности, взаимодействие профессиональной среды и вуза, а также организация креативных форм преподавания базовых учебных дисциплин.

Примечания

1 Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. №2613-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 40. ст. 6877.

2 Развитие российского рынка образовательных услуг в условиях глобализации мирового сообщества / Л. Н. Бондарева, А. А. Вершинин, И. В. Климентьева [и др.]; под науч. ред. В. А. Шапошникова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 101 с.

3 Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов... С. 4.

4 Там же. С. 4.

5 Современные технологии правового просвещения молодежи: зарубежный и отечественный опыт. Монография / под общ. ред. А. Я. Сухарева. М.: Мир науки, 2020. URL: https://izd-mn.com/PDF/62MNNPM20.pdf (дата обращения 04.02.2023).

6 Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов...

7 Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов...

8 Современные технологии правового просвещения молодежи...

9 Развитие российского рынка образовательных услуг в условиях глобализации мирового сообщества.

10 Развитие российского рынка образовательных услуг в условиях глобализации мирового сообщества.

11 Развитие российского рынка образовательных услуг в условиях глобализации мирового сообщества.

12 Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов...

13 Развитие российского рынка образовательных услуг в условиях глобализации мирового сообщества.

14 Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов...

15ТКонцепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов...

16 Развитие российского рынка образовательных услуг в условиях глобализации мирового сообщества: монография / Л. Н. Бондарева, А. А. Вершинин, И. В. Климентьева [и др.]; под науч. ред. В. А. Шапошникова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 101 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.