Научная статья на тему 'Подготовка кадров для креативных индустрий: проблемные аспекты дистанционного режима'

Подготовка кадров для креативных индустрий: проблемные аспекты дистанционного режима Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативные индустрии / подготовка кадров / дистанционное обучение / эффективность обучения / проблемы реализации / creative industries / staff education / remote learning / learning effectiveness / realization obstacles

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Дмитрий Феликсович

В статье обоснованы главные преимущества режима дистанционного проведения занятий в рамках подготовки кадров для креативных индустрий и выявлены и классифицированы методические, технические, кадровые, мотивационные, экономические, этические проблемы и проблемы обеспечения информационной безопасности, без решения которых эффективная реализация этих преимуществ затруднена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Дмитрий Феликсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching staff for creative industries: remote learning problems

In the article basic assets of remote learning mode are outlined in the context of professional education for creative industries staff. Several methodic, technical, staff, motivation, economic, ethical and data protection aspects of remote learning, that diminish its effectiveness, are classified.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для креативных индустрий: проблемные аспекты дистанционного режима»

УДК [378.026.9:338.467.6]:004.771

Д. Ф. Миронов

Подготовка кадров для креативных индустрии: проблемные аспекты дистанционного режима

В статье обоснованы главные преимущества режима дистанционного проведения занятий в рамках подготовки кадров для креативных индустрий и выявлены и классифицированы методические, технические, кадровые, мотивационные, экономические, этические проблемы и проблемы обеспечения информационной безопасности, без решения которых эффективная реализация этих преимуществ затруднена.

Ключевые слова: креативные индустрии, подготовка кадров, дистанционное обучение, эффективность обучения, проблемы реализации

Dmitry F. Mironov

Teaching staff for creative industries: remote learning problems

In the article basic assets of remote learning mode are outlined in the context of professional education for creative industries staff. Several methodic, technical, staff, motivation, economic, ethical and data protection aspects of remote learning, that diminish its effectiveness, are classified.

Keywords: creative industries, staff education, remote learning, learning effectiveness, realization obstacles

Анализ процесса внедрения креативных индустрий в практику деятельности региональных органов, организующих социально-культурную деятельность, показывает, что в настоящее время присутствует кадровый дефицит специалистов, имеющих высшее образование соответствующего решаемым задачам профиля. Проекты развития креативности требуют решений, позволяющих в процессе их реализации сократить объем непосредственного общения участников или полностью исключить его. Неотъемлемой частью таких проектов является обучение - как специалистов, реализующих проекты, так и тех, кто принимает в них участие. В настоящее время условия проведения учебного процесса настоятельно диктуют необходимость его адаптации к технологиям дистанционного проведения занятий (далее ДПЗ). Начиная с 2020 г главным фактором, формирующим такую необходимость, является неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, которая в любой момент может потребовать минимизации (вплоть до полной отмены) как публичных мероприятий, так и личного общения, в том числе - в рамках учебного процесса. Вторым фактором (во многом свя-

_Раздел 1. Подготовка специалистов для креативного сектора России_

занным с первым) являются изменившиеся условия перемещения иногородних и иностранных обучающихся, которые зачастую не имеют возможности прибыть в расположение учебного заведения в течение продолжительного времени и вынужденно отсутствуют на учебных занятиях, иногда - в течение всего периода проведения занятий. Третий фактор связан с развитием инклюзивного образования, при котором отдельные категории обучающихся могут пропускать занятия по объективным причинам. Четвертый фактор определяется необходимостью получения специального образования практиками, активно работающими на местах, без отрыва от выполнения их профессиональных задач.

Совокупное влияние этих факторов обусловливает необходимость готовности учебного заведения к проведению практически всех форм учебных занятий в дистанционном формате даже в тех случаях, в которых занятия традиционно велись в очном режиме. Преимущества, которые режим ДПЗ дает, хорошо известны. Это: предоставление обучающимся возможности проходить обучение в удобном для них месте, возможность асинхронного участия в учебных занятиях, возможность обучаться в удобном для каждого из обучающихся темпе и произвольного числа повторений учебного материала. При внедрении современных технологий ДПЗ открываются широкие возможности для индивидуализации образовательной траектории. В то же время многие как теоретические, так и практические аспекты дистанционного образования и имеющегося на настоящий момент опыта использования технологий дистанционного обучения недостаточно осмыслены, не все связанные с ним проблемы достаточно четко выявлены и получили адекватные решения. Из этого вытекает актуальность исследований в данной предметной области. В настоящей работе обобщается опыт автора в использовании технологий дистанционного обучения, полученный в процессе проведения занятий в центре дополнительного образования СПбГИК в рамках включенного в программу «Творческие люди» авторского курса «Информационные технологии поддержки публичного выступления», а также проводившихся в СПбГИК учебных курсов «Трехмерное моделирование», «Компьютерная графика», «Визуальная риторика», занятия которых проходили в 2020-2022 гг.

Методические аспекты

В силу неизбежного при режиме ДПЗ сокращения объема и информационной насыщенности педагогического общения подготовка полного комплекта качественного методического обеспечения учебного курса приобретает особую значимость. Вместе с тем, невозможность

Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia прямолинейного преобразования ранее созданного методического обеспечения, рассчитанного на непосредственное педагогическое взаимодействие преподавателя со студентами, в учебный контент для режима ДПЗ требует поиска новых методов решения дидактических задач.

Основной проблемой в разработке методического обеспечения, предназначенного для использования в режиме ДПЗ, является большой объем трудозатрат на его подготовку. В состав оптимального в дидактическом плане комплекта учебной документации каждого из учебных курсов желательно включать: полнотекстовый конспект лекций по курсу со справочным материалом (ссылочный аппарат, словарь терминов, список литературы), руководство по выполнению практических и творческих заданий с разбором примеров их выполнения, контрольно-измерительные материалы (проверочные тесты, список вопросов к промежуточной аттестации), методические указания по работе с учебным материалом, мультимедийный контент (аудио и видео).

Современные системы дистанционного обучения (СДО) предоставляют достаточно широкие возможности для использования методических материалов учебных курсов и организации их проведения, но творческая работа по подготовке методических материалов для режима ДПЗ не только не сокращается (по сравнению с подготовкой материалов для очного обучения), но и существенно расширяется.

Кроме того, сужение коммуникативного канала обратной связи (от обучающихся к преподавателю) затрудняет оперативную адаптацию учебного контента, что ставит перед преподавателем новые педагогические задачи. Изменение же формы представления данных обратной связи (перевод ее в письменную форму) снижает оперативность реагирования преподавателя, и, при недостаточно эффективной форме организации такой связи, иногда де-факто, приводит его к необходимости работы в режиме 24/7.

Современные образовательные технологии не предполагают другого способа противодействия перечисленным негативным факторам, кроме повышения нагрузки на преподавателя. Поскольку этот ресурс ограничен, более целесообразным представляется разделение функций разработчика учебного курса (куратора) и преподавателя, реализующего образовательный процесс1 в режиме ДПЗ (тьютора). Но такой подход потребует радикального изменения традиционных учебно-организационных технологий в части разделения труда и учета объема трудозатрат, на которые большинство образовательных организаций пока не готовы пойти.

_Раздел 1. Подготовка специалистов для креативного сектора России_

Технические аспекты

К техническим аспектам дистанционного режима ДПЗ относятся вопросы обеспеченности образовательного и методического процесса персональными и серверными компьютерами, а также программным обеспечением. В этой сфере чаще всего возникают следующие проблемы:

1. Укомплектованность рабочих мест преподавателей и методистов устаревшей техникой и программным обеспечением.

2. Отсутствие унификации программного обеспечения, использующегося в методической работе.

3. Недостаточная мощность серверного и сетевого аппаратного обеспечения, приводящая к необходимости введения строгих ограничений на объем учебного контента и контрольных заданий.

4. Недостаточная эффективность программного обеспечения, использующегося для организации сетевого взаимодействия.

С перечисленными выше проблемами можно справиться только при условии сочетания увеличения финансирования учебной организации в части оснащения ее новым оборудованием и приобретения современных программных средств, с перманентной административной политикой унификации последних.

Кадровые аспекты

Два главных проблемных аспекта режима ДПЗ - это недостаточная квалификация преподавательского состава в части современных информационных технологий, в частности - в работе с программами создания мультимедийного учебного контента и обеспечения сетевого взаимодействия в формате ДПЗ, а также недостаточность кадрового состава подразделений, отвечающих за работу информационных систем, реализующих техническуюподдержку режима ДПЗ.

С первой проблемой можно эффективно справиться путем проведения следующих мероприятий:

1. Регулярное повышение квалификации преподавателей в части использования новых технологий обучения.

2. Организация консультативной службы по вопросам работы с программным обеспечением, предназначенным как для разработки учебного контента, так и для организации режима ДПЗ.

3. Сокращение зоны ответственности преподавателей за счет разделения функций кураторов и тьюторов.

Вторая проблема может быть решена только за счет реорганизации работы служб, обеспечивающих проведение учебно-методического процесса с соответствующим изменением штатных расписаний2.

Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia

Мотивационные аспекты

Отношение к переходу на режим ДПЗ и у преподавателей, и у обучающихсяво многом негативное. У преподавателей это объясняется необходимостью овладения большим комплексом новых компетенций, инфляцией ранее приобретенных профессиональных компетенций и большим объемом работы по подготовке учебного контента, ориентированного на использование в режиме ДПЗ. Большинство преподавателей также вполне обоснованно считают нежелательным сокращение объема непосредственного педагогического общения, связывая с ним сужение (вплоть до полного исчезновения) возможностей воспитательного воздействия на обучающихся.

Преодоление негативной мотивации у преподавателей целесообразно осуществлять сочетанием реорганизации системы материального стимулирования, разделения зон ответственности и модернизации квалификационных требований. Дополнительной возможностью для этого является усиление мотивационной составляющей курсов повышения квалификации.

Для обучающихся основным демотиватором является недостаточное понимание отличий очной формы образования с использованием режима ДПЗ, и заочной формы, что усугубляется значительной разницей в стоимости того и другого варианта. Для подавления его действия необходимо усиление разъяснительной работы силами организаторов учебного процесса.

Значительным мотивирующим моментом может также послужить разумное сочетание режимов очного и ДПЗ, особенно - в части практических занятий и лабораторных работ3.

Экономические аспекты

Решение экономических проблем, связанных с организацией дистанционного образования - важнейший фактор его эффективности4. С переходом на режим ДПЗ:

1. Возникает необходимость в приобретении дополнительных аппаратных средств и программного обеспечения, вызванная резким ростом сетевого трафика и объемом учебного контента, в особенности -мультимедийного (анимация, аудио и видеозаписи). В частности, это относится к увеличению объема накопителей для хранения контента, масштабированию сетевого трафика (серверы и роутеры).

2. Возрастает нагрузка на персонал, обслуживающий электронные сетевые и серверные устройства, что приводит к расширению его штата и повышению квалификационных требований.

_Раздел 1. Подготовка специалистов для креативного сектора России_

3. Вычислительная техника и программное обеспечение, принадлежащие преподавателям на правах личной собственности, начинают использоваться непосредственно в процессе обучения, являющимся основным производственным процессом учебного заведения. По имеющемуся в настоящее время кодексу законов о труде (Трудовой кодекс Российской Федерации, действующая редакция от 14.07.2022) в такой ситуации работодатель должен выплачивать работнику компенсацию, что в настоящее время не нашло отражения в трудовых договорах, и, соответственно, не производится. При этом расходы преподавателей возрастают за счет необходимости приобретения дополнительных устройств (микрофона, видеокамеры, внешних накопителей для хранения контента) и повышения пропускной способности канала доступа в Интернет до уровня, обеспечивающего приемлемое качество проведения телеконференций.

4. Как у преподавателей, так и у учебной организации возрастают расходы на оплату телекоммуникационных каналов.

Аспекты информационной безопасности

Информационная безопасность является одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность функционирования любой информационной системы. В силу этого на системы, обеспечивающие информационную безопасность режима ДПЗ, распространяются все обычные требования к информационным системам с дистанционным доступом5. Но этот режим имеет и специфические особенности:

1. Несоблюдение «цифровой гигиены». В силу технических ограничений во многих случаях учебный контент и учебные документы, сопровождающие учебный процесс, размещаются преподавателями на личных сетевых ресурсах, чаще всего - виртуальных дисках, работающих на базе «облачных» технологий. Это автоматически снимает ответственность за информационную безопасность реализации режима ДПЗ с информационных подразделений учебного заведения, перекладывая ее обеспечение лично на преподавателя. К сожалению, недостаточная квалификация многих преподавателей, профессиональная подготовка которых не дает оснований требовать от них специфических компетенций в сфере информационной безопасности, часто приводит к компрометации учебных информационных ресурсов и иным негативным явлениям.

2. Киберхулиганство. Этим термином обозначается совокупность умышленных злонамеренных действий пользователей информационной системы, направленных на подрыв реализации ее функционала6. В режиме ДПЗ такие действия чаще всего проявляются в форме бул-линга и хакинга. Буллинг в режиме ДПЗ представляет собой недопусти-

Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia мое поведение в процессе проведения телеконференции, при котором несанкционированно вошедший в конференцию анонимный участник намеренно мешает ее проведению своей назойливой и даже нецензурной коммуникацией. Отсутствие у преподавателя, организующего телеконференцию при помощи общедоступных сетевых платформ, прав модератора, позволяющих заблокировать любого участника телеконференции, приводит к невозможности проведения учебного занятия. Хакинг предполагает несанкционированный доступ к учебному контенту, а также несанкционированное изменение учебного контента и/или программно-информационного обеспечения режима ДПЗ. При наличии уязвимостей в системе, обеспечивающей информационную безопасность (например, при неправильной установке режимов доступа к учебному контенту, размещенному на личном виртуальном диске) это может привести к удалению или подмене учебных материалов, а также к компрометации учетных данных. Последствия таких действий могут принимать катастрофический масштаб - например, в виде публикации вместо учебного контента запрещенных материалов или невозможности обоснованной оценки успеваемости обучающихся.

Этические аспекты

К сожалению, режим ДПЗ провоцирует нарушение отдельных корпоративных этических норм, деморализуя таким образом как контингент обучающихся, так и преподавательский корпус, что может приводить к связанным с этим нарушениям административного регламента образовательной организации.

Академическая нечестность. Существующие на настоящий момент системы прокторинга не обеспечивают в достаточной мере гарантию, что выполненные во внеаудиторных условиях задания выполнены именно тем или иным студентом без постороннего вмешательства. Это может привести к компрометации результатов как практических занятий, так и аттестации. Кроме того, режим ДПЗ открывает новые возможности для проявлений академической нечестности. В частности, при проведении телеконференций у преподавателя практически отсутствует возможность настаивать на использовании обучающимися не аватаров, а «живого» изображения с камеры. Это приводит к невозможности достоверного контроля не только за их учебной активностью, но даже и за фактическим присутствием на занятии.

Работа с контрафактным ПО. С переходом на режим ДПЗ для обучающихся и преподавателей становятся практически недоступными лицензионные программные средства, принадлежащие учебному заведению. В сочетании с запретом на продажи в РФ многих программных

_Раздел 1. Подготовка специалистов для креативного сектора России_

продуктов и повышением до неприемлемых как для обучающихся, так и для преподавателей цен на оставшиеся вне действия санкций лицензионные программные средства, практически неизбежным использование контрафакта, что с этической (да и с юридической) точки зрения неприемлемо.

Нарушение авторских прав учебного учреждения и разработчиков контента. Это проявляется в предоставлении обучающимися возможности доступа к предоставленному им учебному контенту третьим лицам путем размещения этих материалов на своих информационных ресурсах или несанкционированной передачи третьим лицам ссылок на учебные информационные ресурсы. Подобные действия не только недопустимы с юридической точки зрения, но и нарушают учебный процесс (например, в тех случаях, когда установлены временные ограничения на доступ к отдельным компонентам учебного контента).

Соблюдение расписания. В режиме ДПЗ осложняется контроль за соблюдением утвержденного расписания со стороны учебно-организационных подразделений учебного заведения, что может приводить как к смещению учебных занятий, так и к их фактическому сокращению. Онлайновые методы контроля трудоемки и в силу этого малоэффективны, а представление отчетов о проведении занятий не может обеспечить их достоверности.

Дресс код. Режим ДПЗ предполагает удаленную работу как преподавателя, так и обучающихся, как правило, в домашних условиях. Это провоцирует и тех, и других на нарушения дресс-кода, что снижает уровень дисциплины.

Анонимизация и аватары. Техническая возможность использования в режиме телеконференции аватаров - статических графических изображений - вместо «живого» изображения с камеры, и никнейма -сетевого псевдонима - вместо реальной фамилии и имени обучающегося, с этической точки зрения недопустима. Однако в реальных условиях ДПЗ при низкой пропускной способности телекоммуникационных каналов у преподавателя и обучающегося использование аватара становится практически неизбежным.

Некоторые итоги

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Сложившиеся в настоящее время обстоятельства, в которых реализуются проекты, нацеленные на развитие креативности, настоятельно требуют совершенствования технологий подготовки кадров, способных обеспечивать эффективную реализацию таких проектов.

Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia

2. Технология ДПЗ в существующих условиях подготовки кадров для креативных индустрий, является практически безальтернативной, в силу необходимости совмещения практической деятельности специалистов с их профессиональной подготовкой.

3. Наряду с преимуществами ДПЗ перед традиционными технологиями обучения имеется целый ряд проблем, без решения которых реализация этих преимуществ невозможна в полной мере.

4. Разрешение проблем эффективного проведения ДПЗ требует корректировка не только традиционных технологий обучения, но и реорганизации экономической, воспитательной, кадровой и хозяйственной деятельности учебного заведения.

Примечания

1 Миронов Д. Ф. Изменение функций преподавателя в современный период / Д. Ф. Миронов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 4 (13).- С. 153.

2 Там же. С. 155.

3 Танцура Т. А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях / Т. А. Танцура // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 357.

4 Orlova N. Educational resource in the paradigm of the digital economy / N. Orlova, O. Ignatova, O. Tereshina // Studies in Computational Intelligence. 2019. № 826. Р. 580.

5 Базаргулов Э. Э. Обеспечение информационной безопасности при дистанционном обучении / Э. Э. Базаргулов // Новые научные исследования: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. Пенза: Наука и просвещение, 2022. С. 209-211.

6 Ganina E. V. Destructive communication in the information space / E. V. Ganina, N. M. Malyugina, R. I. Polyakova, E. A. Fedorova, O. N.Bykova // International Journal of Engineering and AdvancedTechnology. 2019. № 9. Р. 55-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.