УДК 338.467.6:061
Ю. М. Пашедко
Креативные центры в развитии воспитательного и образовательного потенциала социокультурного пространства регионов
Статья посвящена особенностям создания креативных центров и их роли в развитии воспитательного и образовательного потенциала социокультурного пространства регионов. Несмотря на целый ряд проблем, креативные центры создаются во многих регионах России, их функционирование благотворно влияет на социально-экономическую ситуацию и при активном участии творчески активной части населения, поддержке государственной власти, бизнес-сообщества, социально-культурных институтов можно достичь значительных успехов в территориальном развитии.
Ключевые слова: креативный центр, регион, социокультурное пространство, креативные технологии, проектные практики, потенциал, образовательный потенциал, творческий потенциал личности
Iuliia M. Pashedko
Creative centers in the development of the educational potential of the sociocultural space of the regions
The article is devoted to the peculiarities of the creation of creative centers and their role in the development of the educational potential of the socio-cultural space of the regions. Despite a number of problems, creative centers are being created in many regions of Russia, their functioning has a beneficial effect on the socio-economic situation and with the active participation of the creatively active part of the population, the support of the state authorities, the business community, socio-cultural institutions, it is possible to achieve significant success in territorial development.
Keywords: creative center, region, sociocultural space, creative technologies, project practices, potential, educational potential, creative potential of the individual
Современный период в России характеризуется активным поиском инновационных концепций развития регионов: социальной, образовательной и культурной среды, что объясняется важной ролью региона в развитии общества и сохранении традиций локальной культуры. Возникает необходимость создания в регионах современных социально-экономических условий, а также условий, которые будут способствовать формированию социально активного, обладающего творческим потенциалом гражданского общества.
Сложность развития социокультурного пространства регионов и, одновременно, уникальная особенность состоит в том, что Россия страна с федеративным устройством. В данном случае, развитие тер-
Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia риторий определяется особенностями взаимодействия центра и регионов и как главный фактор, влияющий на их отношения, выделяется пространство. Одна из особенностей территории Российской Федерации - при ее значительных размерах - низкая плотность населения, что влияет на социокультурные процессы, а их особенность необходимо учитывать при разработке стратегии развития регионов1.
Каждый субъект Российской Федерации обладает уникальностью и локальным разнообразием, что позволяет выстроить эффективную стратегию развития каждого региона и страны в целом. Географическое разнообразие, природные ресурсы, этнические и языковые различия - в современной науке эти факторы считаются существенными при экономическом и социальном прогнозировании.
Многие ученые отмечают наличие факта «территориальной дифференциации социально-экономического развития в России»2. По мнению эксперта Н. В. Зубаревича «в данной ситуации необходим поиск баланса, основанного на объективных конкурентных преимуществах регионов. В таком случае эффективное региональное управление должно быть направлено на превращение конкурентного потенциала региона в фактор его устойчивого развития»3.
Создание новой, обладающей инновационностью экономической и социокультурной модели развития пространства регионов требует прежде всего нестандартного подхода, который основывается на новом типе мышления, умении творчески, нестандартно подходить к решению проблемных ситуаций. При создании такого рода моделей необходимо учитывать многие факторы: локальные традиции региона, культурный и образовательный уровень населения, экономические и историко-культурные особенности поселений, традиционные и современные формы культурно-досуговой деятельности, характерные для территории, то есть все факторы, которые влияют на процесс регионального развития и развития личностного потенциала населения, что является само по себе значимым фактором для успешного экономического развития регионального пространства.
Развитие личностного потенциала населения, по мнению многих представителей профессионального образовательного сообщества, должно основываться на концепции, где основой являются идеи при-родосообразности и культуросообразности, а учреждения социально-культурной сферы, составляющие уникальную воспитательную среду должны способствовать «усвоению знаний об особенностях культурных традиций страны, истории, образе жизни и культурных ценностях народов, проживающих на территории России, воспитанию
молодежи в духе уважения к своей Родине»4 и ответственности за ее судьбу.
Решению этих задач может способствовать включение в структуру региональных общественных организаций, учреждений культуры и искусства креативных технологий. Создание в регионах креативных центров как среды для развития креативного потенциала местного сообщества и генерации междисциплинарных инновационных идей, становящихся местом притяжения социально-активных и нестандартно мыслящих личностей, способных быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям. Такие региональные центры могут создать обширную базу творчески мыслящих и социально-активных людей, способных участвовать в инновационном развитии пространства регионов. Креативность становится одним из главных требований, предъявляемых к сегодняшнему обществу в различных сферах общественной и профессиональной деятельности.
Формируя приоритетные направления развития, регионы должны учитывать необходимость создания комфортной для людей среды, сохранение традиций локальной культуры, национальных традиций, развития современных форм культуры и искусства, что должно создать единое социокультурное пространство. Сегодня креативные центры в системе креативной экономики рассматриваются как инструмент, который может качественно изменить локальную среду: обеспечить экономическое развитие, создать условия для самореализации населения, особенно молодежи, улучшить инфраструктуру и возродить города, поддерживая при этом принципы устойчивого развития. Программы по развитию креативных центров в регионе должны включать инновационные инструменты и технологии для просвещения, образования и самореализации молодых талантов, стимулирование социально-культурной и предпринимательской активности молодежи. Сегодня это является одной из основных задач и приоритетов государственной политики.
Креативные центры являются частью креативного пространства городских поселений (концепции «креативного города») и способны внести существенные изменения в структуру социокультурной среды, что позволит привлечь значительное количество молодежи к активной творческой и социальной деятельности. Креативные центры могут способствовать свободному самовыражению, обмену идеями, демонстрации другим результатов своего творчества, формировать коммуникационные связи с единомышленниками, носителями схожих интересов и идей.
Таким образом, креативные центры могут стать местом, способствующим развитию творческого и личностного потенциала не только индивида, но и социальных групп. Креативные центры могут стать частью социокультурного пространства, которое может быть наполнено культурно-досуговыми, образовательными и социально-значимыми мероприятиями. Необходимо создавать условия для проявления личной и групповой инициативы, обмена мнениями, опытом и знаниями в процессе создания событий, инновационных социально-значимых проектов или коммерческих стартапов.
В Европе и других странах мира с развитой экономикой креативные центры давно стали частью пространства городов, регионов. Еще в начале 2000-х гг. Ч. Лэндри «Креативный город», Флорида Р., Четтертон П. стали писать о креативном управлении городами и креативной организации городской среды5. Авторы считают, что в условиях глобализации потребность в создании «креативных пространств» - «креативных проектов», которые позволяют привлечь творческое сообщество для реализации своих идей, постоянно растет. Глобализация способствует стремительной трансформации в мире, а традиционные российские учреждения культуры зачастую не используют новые технологии и формы в своей работе, это приводит к падению к ним интереса аудитории, особенно у молодежи. Одна из проблем, которую стоит выделить - это отсутствие кадров, владеющих компетенциями, которые отвечают современным требованиям и которые бы были способны аккумулировать творческий потенциал региона.
Рассматривая необходимость создания креативных центров в социокультурном пространстве городских поселений и региона в целом следует остановиться на тех возможностях, которые являются значимыми для развития территорий:
1) Креативные центры являются средой, способствующей обучению, самообучению, проявлению инициативы, самореализации творческой молодежи в месте своего проживания, включению молодых людей в процесс создания более благоприятных условий в регионе.
2) Возможность апробировать наиболее успешные креативные технологии и практики в социокультурном пространстве региона.
3) При консолидации местного сообщества, власти, специалистов учреждений сферы науки, образования, культуры и искусства возможность создания инновационной стратегии вывода городских поселений, региона из депрессивного положения или вывода на новый уровень социально-экономического развития.
4) Применение принципа соучаствующего проектирования в создании креативных центров (центров современного искусства, технопарков, этно-парков и т. д.) позволяет активизировать творческую часть молодежи, стимулировать менее активную часть населения.
Каждый регион Российской Федерации сегодня пытается предложить к реализации новые формы креативных центров, которые наполняются проектами разного уровня и основная их цель - создание благоприятных условий для творческой самореализации молодежи, создание культурной и образовательной среды, позволяющей молодому человеку реализовать свой потенциал в месте своего проживания, уменьшить отток из регионов талантливой, активной молодежи. В решении данных проблем проектные практики являются одним из наиболее эффективных и современных инструментов.
Проектные практики, реализуемые в молодежных креативных центрах, должны основываться на деятельностном и интерактивном подходах, которые путем активного взаимодействия всех субъектов процесса позволяют создать единое социокультурное пространство с единой системой ценностей. Ценности, которые являются наиболее важными в проектах для молодежи, в современной ситуации это и семейные, гражданские ценности, культурные, национальные, местные традиции, поддержка родного языка, то есть то, в чем нуждается современное общество, общество конкретного региона и страны в целом.
Создание новых региональных молодежных креативных центров напрямую связано с основными целями и задачами национальных программ и федеральных проектов Российской Федерации. Приоритетные цели в молодежной политике, на которую должны быть направлены усилия региональной власти сформулированы в Сборнике практик реализации молодежной политики в Российской Федерации, издаваемом Федеральным агентством по делам молодежи6:
• выявление и поддержка талантливых и социально-активных молодых людей, готовых включиться в работу по развитию муниципальных образований, «а также организация и реализация этими молодыми людьми социальных проектов и инициатив на территории муниципальных образований с конкретным социально-экономическим результатом для муниципального образования и его жителей»7;
• создание условий для вовлечения молодежи в инновационную деятельность и научное творчество;
• патриотическое воспитание молодого поколения;
• поощрение лучших социально-значимых инициатив и достижений молодежных общественных объединений, учреждений и иных
Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia организаций, принимающих участие в реализации государственной молодежной политики;
• создание творческих площадок для коммуникации и коллабора-ции молодежи;
• развитие современных форм духовно-нравственного, гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи и пр.
Принципы, которые, в той или иной степени, должны быть реализованы в проектной деятельности креативных центров:
• принцип партнерства и сотрудничества (объединение ресурсов всех субъектов региона);
• принцип сетевого взаимодействия (когда субъекты взаимодействия имеют общие, для всех взгляды на решение той или иной проектной задачи);
• принцип неформального взаимодействия в проектной команде;
• принцип интеграции традиционных и инновационных форм реализации проекта;
• принцип системности и принцип целостности (сбор и анализ научных данных, способствующих разработке, реализации и оценке эффективности проекта);
• принцип цифровизации (внедрение современных цифровых технологий в проектную деятельность).
Необходимо учесть и новые формы развития проектов, такие как онлайн проекты, проекты, сочетающие онлайн и офлайн форматы. Недавняя эпидемиологическая ситуация создала новые возможности для сферы проектирования; развитие новых форм и методов реализации проектов (кроссфиты, стриминги, онлайн-лаборатории, тур-фестивали и пр.); развитие межрегиональных и международных онлайн молодежных платформ для обмена опытом, обмена экспертными мнениями. Новые формы стремительно развиваются и нельзя сказать, что кадровый ресурс учреждений культуры, управленческий и организационный ресурсы регионов отвечают современным потребностям государственной культурной и экономической политики.
В полной мере в регионах не представлены единые программы, объединяющие цели, задачи, ресурсы всех структур, отвечающих за экономическое благополучие населения, за уровень образования, культуры и воспитания подрастающего поколения. Учреждения науки, образования, культуры, бизнеса в регионах реализуют свои задачи, которые зачастую не работают на общую стратегию развития пространства. Плотность профессиональных коммуникаций слабая, взаимодействие структур носит скорее эпизодический нежели системный характер.
Тем не менее, в России идет постепенное становление креативных городов и региональных центров, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Сысерти, реализуется Пермский культурный проект. Министерство культуры РФ в рамках федерального проекта «Придумано в России» поддержит разработку шести концепций и мастер-планов городских креативных проектов. По информации, которая имеется на официальном сайте Министерства культуры РФ в 2022 г. концепции креативных проектов будут разработаны для нескольких субъектов Российской Федерации: Белгородской, Архангельской, Липецкой и Калужской областей, Республик Башкортостан и Татарстан8. Предполагается создать проекты арт-кластеров и резиденций, центров современного искусства и галерей, креативных кварталов и этно-пар-ков. Средства федерального бюджеты будут выделены для создания акселератора креативных инициатив «Арт-квартал» в Архангельской области, который объединит на своей территории Дом молодежи, Трамвайную подстанцию и Казармы гарнизонного батальона. В «Арт-квартале» расположатся мастерские, зал-трансформер, выставочные пространства, а также музыкальная студия и коворкинг9.
Обобщение мирового и отечественного опыта показало, что при правильном использовании даже незначительных материальных и нематериальных ресурсов, профессиональной оценке уникального потенциала территории, любой регион может прийти к значительному прогрессу. Концепция креативного города, которая может быть использована в развитии социокультурного пространства регионов -это «технология создания стратегии развития локального сообщества, базируется на культурно-историческом прошлом сообщества и развивает его социально-экономические возможности»10. В концепции креативного города особое внимание уделяется созданию разнообразных пространств, в которых должны быть созданы благоприятные условия для творческой и культурной инициативы населения, где существенное внимание уделяется молодежи. Как указывается в статье Д. Н. Суховской, еще одной компонентой концепции «креативного города» становится организация «событий-катализаторов, способных объединить жителей города, представителей различных сфер деятельности, способствуя обмену идеями и взглядами»11. Основным положением концепции креативного города является создание пространств «неформального общения» (в которых люди могут находиться вместе и обмениваться идеями). В такого рода пространствах должны быть созданы условия высокого уровня качества, где времяпрепровождение всех участников будет комфортным. Наличие зонирования пространства так же необходимое
Section 1. Training specialists for the creative sector of Russia условие создания творческой среды. Такое пространство может стать креативной средой, способствующей рождению новых идей. Центром такой среды может стать здание, район, улица или даже квартал. Создание креативных центров в социокультурном пространстве региона возможно при реализации следующих сценариев: а) необходимость решения проблем социально-экономического развития региона приводит к тому, что креативные центры и зоны создаются как результат проведения городской политики; б) самоорганизация местного сообщества, стремящегося к созданию креативных зон для реализации своего творческого потенциала, гражданской инициативы.
Учитывая, что в Российской Федерации сильная централизация управления, скорее всего, самым востребованным будет первый вариант. Государственные органы власти, скорее всего будут выступать координаторами формирования креативных центров, но без включения общественности в процесс создания такого рода пространств их деятельность будет затруднена. Важно стимулировать творческую активность населения поселений, районов и регионов, особенно остро стоит проблема инициативности молодежи. И даже если в каких-то регионах молодежь активна, она не всегда получает поддержку власти. В других власть и специалисты социально-культурной сферы не могут найти эффективные механизмы стимулирования творческой активности молодого поколения. Необходимо объединение усилий и ресурсов учреждений социально-культурной сферы, бизнес-сообщества, органов управления, образовательных организаций, местного гражданского общества в создании единого, «плотного» социокультурного пространства региона, где креативные центры могут стать центрами притяжения креативной и социально-активной части населения. Для этого необходимо разработать концепцию развития, ее смоделировать.
Привлечение научно-образовательных организаций позволит разработать методику оценки ресурсного потенциала региона, на ее основе провести исследование и используя аналитические результаты разработать концепцию социально-экономического развития сообщества. Реализуя принцип «соучаствующего проектирования», представить концепцию на обсуждение общественности с дальнейшим ее принятием с учетом поправок (если таковые будут представлены сообществом и их обоснованность будет доказана). В дальнейшем креативные центры, учитывая цели и задачи концепции, наполняются проектами, направленными на решения обозначенных в концепции проблем, значимых для региона. Необходим постоянный мониторинг результатов, полученных творческим сообществом, привлечение экс-
_Раздел 1. Подготовка специалистов для креативного сектора России_
пертных групп к их оценке. Но стоит отметить, что могут возникнуть сложности с поиском команды, обладающей креативным мышлением, готовой к нестандартным решениям в разработке концепции.
Возникающие сложности на пути создания креативных центров необходимо преодолевать, так как преимущества таких форм, способствующих консолидации активных групп населения, значительны. Создание таких центров позволяет достичь синергетического эффекта от координации деятельности всех субъектов: учреждений культуры, общественных организаций, учреждений образования, науки, бизнеса, органов власти, что, в свою очередь, будет способствовать развитию социокультурного пространства региона. Разработка концепции креативного региона не является неразрешимой задачей, если постараться создать комплекс условий для эффективного взаимодействия всех субъектов территории.
Примечания
1 Зубаревич Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация / Н. В. Зу-баревич. М.: Независимый институт социальной политики, 2013. 160 с.
2 Антонова М. А. Социокультурная дифференциация регионов Российской Федерации / М. А. Антонова // Проблемы развития территорий. 2014. № 3 (71). С. 670-80; Зубаревич Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация.
3 Зубаревич Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. С. 36.
4 Кабанова Л. А. Поликультурное образование как средство подготовки молодежи к жизни и успешной деятельности в условиях многокультурного социума / Л. А. Кабанова // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 3 (1). С. 65.
5 Лэндри Ч. Креативный город / Л. Лэндри. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2011. 399 с.; Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. М.: «Классика-ХХ1», 2007. С. 432; Четтертон П. Чем вымощена дорога в креативный город? / П. Четтертон // Неприкосновенный запас. № 2. 2010. URL: https://magazines. gorky.media/nz/2010/2/chem-vymoshhena-doroga-v-kreativnyj-gorod.html (дата обращения: 21.10.2022).
6 Сборник практик реализации молодежной политики в Российской Федерации / Федеральное агентство по делам молодежи Российской Федерации, 2019. 149 с.
7 Там же. С. 149.
8 Портал «Придумано в России». URL: https://culture.gov.ru (дата обращения: 21.10.2022).
9 Там же.
10 Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории / Д. Н. Суховская // Молодой ученый. 2014. № 10 (57). С. 650.
11 Там же. С. 651.