Научная статья на тему 'Определение креативных пространств города, а также технологии и необходимые факторы их становления и развития'

Определение креативных пространств города, а также технологии и необходимые факторы их становления и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
799
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВ / ИННОВАТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ГОРОД / CREATIVITY / INNOVATIONS / INNOVATION / CREATIVE ECONOMY / CREATIVE / CRE-CORPORATE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Лариса Ивановна, Суховская Дарья Николаевна, Безгуб Виталий Владимирович

Основной задачей данной статьи является изучение социальных трансформаций городов в век глобализации, эволюции становления инновационных индустрий, изучение вопросов их влияния на культурный и экономический аспекты жизни со-временных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение креативных пространств города, а также технологии и необходимые факторы их становления и развития»

Ермакова Л. И., Суховская Д. Н, Безгуб В. В. Определение креативных пространств города, а также технологии и необходимые факторы их становления и развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470066.htm.

ДРТ 470066 УДК 330.341

Ермакова Лариса Ивановна,

доктор философских наук, профессор кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск miano@pglu.ru

Суховская Дарья Николаевна,

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск daria.sukhovskaya@yahoo.com

Безгуб Виталий Владимирович,

студент института переводоведения и многоязычия ФГБОУ ВО «Пятигорский

государственный университет», г. Пятигорск

kingbushidoccn0@gmail.com

Определение креативных пространств города, а также технологии и необходимые факторы их становления и развития*

Аннотация. Основной задачей данной статьи является изучение социальных трансформаций городов в век глобализации, эволюции становления инновационных индустрий, изучение вопросов их влияния на культурный и экономический аспекты жизни современных городов.

Ключевые слова: инноватика, креатив, творчество, инновационный город, креативные индустрии, креативная экономика. Раздел: (04) экономика.

Креативные процессы середины ХХ века оказали серьезное влияние на создание и развитие новой, креативной экономики и основного ее компонента - креативных (инновационных) индустрий. Креативные (инновационные) индустрии - западная разработка. Из этого следует, что основная часть рассмотрения данной темы производится на примере стран Запада. Таким образом, первостепенным становится изучение таких вопросов, как соответствие устоев и традиций и инноваций во всех аспектах человеческой жизнедеятельности.

В данный момент жизненные и культурные стереотипы непрерывно преобразуются. Основным градиентом такого развития становится улучшение уровня жизни и безопасности, развитие сферы услуг, в частности, в области их сервисного сопровождения. Данные цели могут быть достигнуты лишь в условиях инновационно-творческого способа решения этой проблемы путем создания и развития городских «креативных пространств» и проектов развития человеческого капитала. В наше время экономика городов и регионов становится все более зависимой от класса людей, занятых в области креативного и инновационного менеджмента. Нынешние города превращаются в центры создания и обмена не только идеями, но также и ресурсами - от сво-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-33-00035.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Безгуб В. В. Определение креативных пространств города, а также технологии и необходимые факторы их становления и развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470066.htm.

боды и политики до семьи и духовных ценностей. Таким образом, новая, инновацио-ная политика преобразования городов и населенных пунктов образуется посредством поиска ресурсов, идей, способов создания и дальнейшего внедрения креативных видов деятельности и инноваций, а также поддержки и сохранения городского культурного наследия.

Чарльз Лэндри, один из основоположников творческой экономики, анализируя города с креативными секторами, отмечает, что они являются важнейшей областью сосредоточения социального и интеллектуального ресурса. Такие города порождают преимущества для культурных индустрий. Важнейшим аспектом становится креативная экономика, а также творческие индустрии в роли важнейшей составляющей экономики творческих муниципальных объектов. Таким образом, причиной успеха предприятия с творческим подходом к работе становятся способность гибко и обдуманно принимать решения и открытость инновациям

Концепция инновационно-креативного города связана с социальной политикой развития инфраструктуры города, экономикой города и региона, а также с культурой в области создания альтернативных разновидностей организации досуга. Единство принципов проектов по созданию творческих зон заключается в накоплении материалов для реализации различных инноваций во всевозможных аспектах: духовном, техническом и творческом. Однако важнейшей задачей остается сохранение традиции и невредимость исторически-важной инфраструктуры города. Анализ крупных программ по созданию и развитию городских креативных зон позволяет сделать вывод, что реализация данных программ ведет к улучшению показателей в области экономики, таких, как, например, открытие предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест, совершенствование транспортных сетей и путей сообщения, а также увеличение объемов инвестиций.

Основная идея концепции креативных зон города заключается в том, что в условиях перехода к постиндустриальной (интеллектуальной) экономикке инновация в качестве результата человеческой жизнедеятельности становится важнейшим условием экономического процветания данных зон, а в дальнейшем городов и регионов. Однако концепции творческих зон являются достаточно ёмкими в плане времени: необходимо время для наблюдения за достижениями области инноватики, технологии, а также за интеллектуальным и человеческим капиталом.

Успешная методика воплощения проектов по созданию креативных зон в различных городах мира состоит из следующих аспектов:

1. Привлечение творчески квалифицированных людей и формирование поликультурной среды города.

2. Совершенствование городской инфраструктуры с помощью знаний ландшафтного дизайна, комплексное проектирование жилых районов, развитие социальных пространств, направленных на быстрорастущее многонациональное население.

3. Организация и проведение крупномасштабных событий (на национальном и международном уровне): туризм, инвестиции, рынок труда.

4. Направленность экономики на потребности внешнего рынка.

5. Развитие креативных зон.

6. Насыщенная культурная жизнь.

7. Низкие цены на жилье.

8. Значительное количество зон и пространств, неосвоенных в плане торговли и бизнеса.

9. Направленность городского бюджета на развитие и привлечение частных капиталовложений.

ниегп

issn 2304-120X Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Безгуб В. В. Определение креативных пространств города, а также технологии и необходимые факторы их становления и развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470066.htm.

научно-методический электронный журнал

10. Наличие креативной социальной группы инноваторов и работников интеллектуального и творческого труда.

Философической основой концепции создания креативных пространств является теория развития крупных социальных комплексов. Цель технологии формирования креативно-инновационных зон города заключается в создании, реализации и развитии социально-экономических возможностей данных пространств, их творческого потенциала, а также как экономической единицы государства, основанных на осуществлении возможностей креативных зон в плане истории и возможностей. Реализация таких технологий состоит из следующих важных этапов:

1. Исследование истории города и его социальной жизни, определение областей, пригодных для развития креативных зон.

2. Создание идеологии команды исполнителей проектной идеи как синтеза полномочий, соответствующих основным аспектам реализации данного проекта.

3. Обучение всех членов команды данным полномочиям.

4. Установление социальных лидеров и результата из деятельности - социальной активности. Производится социально-экономическое исследование зон с высоким уровнем социальной активности для поиска социальных лидеров и определение дальнейших перспектив совершенствования данного сообщества.

5. Разработка основной мысли развития проектной идеи. Определение бюджетных и административных механизмов реализации тем.

6. Экономическая и юридическая экспертиза проектной работы (бюджет и легитимность).

7. Также возможны прогнозирование, дальнейшее исследование и корректировка стратегии.

8. Плановая политика проекта.

К городским пространствам инноваций мы причисляем не только объекты креативной индустрии, производящей творческие товары и услуги, но также и зоны, «в которых творческим людям будет комфортно создавать новые продукты». Таким образом, можно выделить следующие аспекты развития и проблемы управления креативных зон:

- креативная зона как система технологических особенностей;

- креативная зона как создание для удовлетворения социальных и жизненно важных потребностей;

- креативная зона как мировоззренческий проект социальных отношений;

- креативная зона как ценностно-целесообразный проект;

- креативная зона как социокультурный проект;

- креативная зона как система взаимодействия интеллектуальных и материальных ресурсов.

Фактически креативно-инновационные пространства должны не только притягивать ресурсы, но также и быть источником самых ценных на сегодняшний день капиталов - человеческого и ментального (интеллектуального). А основным видом деятельности представителей данных капиталов должна быть инновационно-креативная деятельность, направленная на благо творческих зон, самого города, его населения, а в дальнейшем и региона.

Таким образом, характерными чертами представителей креативного класса населения являются независимость, мобильность, свобода передвижений в пространстве (в компаниях и городах) в зависимости от созданных условий. Для инноваторов приоритетом становится не карьерный рост, успех и престиж, а ценность созданных условий для работы и жизни, раскрытие своего творческого потенциала и

Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Безгуб В. В. Определение креативных пространств города, а также технологии и необходимые факторы их становления и развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470066.htm.

стимулов для продолжения деятельности. В социально-культурных процессах постоянно взаимодействуют два вида тенденций. На первый взгляд, происходит стериоти-пизация жизнедеятельности людей, в том числе и знаний, норм поведения, действий и даже мышления, однако, с другой стороны происходит преодоление и искоренение устоев, стремление к изменениям. Эти изменения в данном аспекте человеческой жизнедеятельности свидетельствуют о постоянной смене концептов, существенно расширяющих видение зон и пространств для культурного, общественного и креативного развития личности и социума.

Список литературы

1. Суховская Д. Н. Креативные пространства России как источники формирования общенациональных ценностей // Новые идеи в философии: материалы Междунар. науч. конф. - Пермь, 2015. - С. 41-46.

2. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Креативные пространства поселений: технологии создания современных творческих площадок городов (на русском и английском языках): справочно-информаци-онное пособие. - М., 2016.

3. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Анализ основных лексически-смысловых единиц понятия «креативное пространство городского поселения» // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2016. - С. 202-205.

4. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Характеристика креативного пространства города как творческого локуса его жизненного пространства // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2016. - С. 53-57.

5. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Концепт пространства в определении сущности социально-философской категории «креативное пространство поселения» // Глобализация научных процессов: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Киров, 2016. - С. 15-17.

6. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Роль креативной среды российского города в формировании ценностных ориентаций личности горожанина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. - 2016. -№ 10 (72). - С. 86-89.

7. Суховская Д. Н., Ермакова Л. И. Роль ДПО в формировании стратегии устойчивого развития российского общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 26. -С. 51-55. - URL: https://e-koncept.ru/2016/46411.htm.

Larisa Ermakova,

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of historical and socio-philosophical disciplines, Oriental studies and theology, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk miano@pglu.ru Daria Sukhovskaya,

Candidate of Philosophical Sciences, senior lecturer of the Department of historical and socio-philosophical disciplines, Oriental studies and theology, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk daria.sukhovskaya@yahoo.com Vitaly Bizhub,

Student of the Institute of translation and multilingualism, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk kingbushidoccn0@gmail.com

The definition of creative spaces in the city, but as technology and the necessary factors of their formation and development

Abstract. The main objective of this article is to study social transformation of cities in the age of globalization, the evolution of innovative industries, the study of their influence on the cultural and economic aspects of life in modern cities.

Key words: innovation, creative, creativity, innovations, CRE-corporate industry, creative economy.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Безгуб В. В. Определение креативных пространств города, а также технологии и необходимые факторы их становления и развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470066.htm.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 15.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.03.17

Принята к публикации Accepted for publication 17.03.17 Опубликована Published 27.03.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Безгуб В. В., 2017

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.