HLiern
issn 2304-120X Рунова А Г. Арт-бизнес-кластеры в мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470069.htm.
научно-методический электронный журнал
ART 470069 УДК 330.322:338.242
Рунова Анастасия Германовна,
студентка Высшей школы политического управления и инновационного менеджмента ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск nastena281196@yandex.ru
Арт-бизнес-кластеры в мире*
Аннотация. Статья посвящена вопросам создания и развития арт-бизнес-кла-стеров по всему миру. Автор сравнивает создание и специфику арт-бизнес-кла-стеров как в России, так и в других зарубежных странах.
Ключевые слова: арт-кластеры, арт-бизнес-кластеры, лофты, креативная недвижимость. Раздел: (04) экономика.
Большинство людей в современном обществе являются городскими жителями. Городская среда представляет собой большое количество объектов, которые являются основой особого пространства, внутри которого возникают определённые взаимоотношения. Атмосфера городской среды полностью зависит от того насколько качественно удовлетворяются потребности жителей в этом пространстве.
Существует огромное количество пространств, необходимых для полноценного существования и работы. Подробнее стоит рассмотреть такие креативные пространства, как «арт-бизнес-кластеры». Такие пространства можно отнести к «креативной недвижимости». Креативные пространства создаются уже на базе нефункционирую-щих промышленных зон и объектов, культурных центров. Происходит реконструкция недействующей архитектуры, и изменяются её ключевые функции.
Само по себе слово «кластер» означает создание объединения, находящегося в одной территориально-географической зоне бизнес-проектов, связанных одной технологической областью, помимо этого, сюда входят разработки и новые системы создания продуктов. Цель объединения состоит в том, что в будущем это будет основой для создания и развития абсолютно новых несуществующих отраслей.
Наиболее распространённой формой организации креативных пространств становятся «арт-бизнес-кластеры» или «лофты». Эти пространства обычно находятся на территории бывших промышленных предприятий. Под «арт-бизнес-кластером» подразумевается бизнес-объединение, которое располагается на территории бывшей промышленной зоны. В его территорию входят выставочные залы, аудитории для семинаров, конференций, шоурумы, театральные и другие подобные площадки. В целом это объединение должно работать как единое целое, должна присутствовать общая идея, все организации должны соответствовать заранее выбранной стилистике. «Арт-бизнес-кластер» имеет специальные трансформирующиеся элементы, которые позволяют организовывать выставочные площадки для различных мероприятий, при этом учитываются время года, тема события и прочие факторы.
Можно говорить, что «арт-кластеры», как новые формы очень хорошо включаются в «традиционное» городское пространство. И, что самое главное, кластеры, это
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-33-00035.
issn 2304-120x Рунова А. Г. Арт-бизнес-кластеры в мире // Научно-методический элек-I II | ^"Ч III тронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-I—I I IН-*1 I I cept.ru/2017/470069.htm.
научно-методический электронный журнал
место реализации культурного потенциала, созданное преимущественно по инициативе активных горожан, которые стремятся развивать город, делать его современным и интересным для жителей.
История создания арт-кластеров в мире начинается еще в XIX веке. В пример можно привести Монмартр в Париже, где были представлены галереи, магазины и кафе так называемой «творческой интеллигенции». Спустя сто лет появилось новое явление - арт-кластеры начали размещать в промышленных зонах.
Промышленные зоны являются удобными площадками для размещения «арт-бизнес-кластеров», так как есть возможность оборудовать всё без полноценной реконструкции. В Европе собственники промышленных зон, пришедших в упадок, положительно реагируют на создание таких кластеров, ведь таким образом, внешний вид территории будет улучшен. Собственники охотно предоставляют приемлемые условия для аренды помещений, взамен на то, что территория будет оставаться в надлежащем её виде, будет производиться уборка и оплата коммунальных услуг.
В России не так охотно соглашаются заключать договоры с основателями кластеров, считается, что выгоднее устроить склады и хранилища на таких объектах.
«Арт-бизнес-кластерами» можно назвать Институт современного искусства Kunst-Werke в Берлине, расположенный в здании бывшего маргаринового завода, арт-кластер в Лондоне на месте в прошлом промышленного района Shoreditch, Färgfabriken в Стокгольме на месте прядильной фабрики, где сейчас находится театр и различные выставочные пространства. В России это Арт-Стрелка на Красном Октябре, Artplay, Винзавод, Креативное пространство «Ткачи» в Санкт-Петербурге.
В Китае, например, существует Комплекс заводов, под названием «798» в Пекине, который был спроектирован немецкими архитекторами. Первым объектом стала художественная академия, которой цены арендаторов показались достаточно приемлемыми. Спустя некоторое время были открыты кафе, бутики, проводились мероприятия. Таким образом, из пустующей территории Комплекс заводов превратился в настоящий «арт-бизнес-кластер», дав новые рабочие места, творческие идеи. Это место стало одним из главных центров культурной жизни не только в Пекине, но и во всём Китае.
«Арт-бизнес-кластер» можно подробнее рассмотреть на примере российского города. В городе Ставрополе на базе старого создания, где раньше была типография, начал свою работу арт-бизнес-кластер. На данный момент из-за недостаточного финансирования и незаинтересованности аудитории развитие кластера происходит медленно, тем не менее, в аренду сдаются помещения художникам, музыкантам, танцевальным коллективам, кофейням, где люди могут не только зарабатывать деньги, но и делится своим искусством, общаться.
Создание любого «арт-бизнес-кластера» можно считать попыткой заработать на успешности творческого потенциала, который создаёт совершенно новый продукт -арт-продукт. В таком случае арт-бизнес можно считать самым успешным видом бизнеса, который не понёс потери даже во время кризиса 2008-2009 гг.
«Арт-бизнес-кластеры» могут возникнуть в любом российском городе, преимуществом будут пользоваться туристические центры, к тому же если туристический бизнес достаточно развит, то такие объекты будут действительно успешными. Наиболее подходящими центрами являются Москва, Санкт-Петербург, города Поволжья.
Преимущество кластера заключается в суммированном эффекте взаимодействия всех его элементов, которые при совместной деятельности дают результат, превосходящий эффект каждого из них по отдельности.
issn 2304-120x Рунова А. Г. Арт-бизнес-кластеры в мире // Научно-методический элек-I II | ^"Ч III тронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-I—I I IMI I I cept.ru/2017/470069.htm.
научно-методический электронный журнал
Возникновение «арт-бизнес-кластеров» имеет довольно позитивное влияние на атмосферу в городах, как в культурном, так и в социальном плане. Создаются условия для проявления творческой деятельности, впоследствии возрастает культурный потенциал населенного пункта. По данным современных исследований и согласно опыту, с появлением арт-бизнес-кластеров появились площадки для коммуникаций, рабочие места.
«Арт-бизнес-кластеры» возникают как центры, объединяющие в конкретном месте различные активности, практики культурного процесса. Это приводит к эффекту, распространяющемуся в целом на городское пространство: развитие инфраструктуры, занятость для горожан, возможность для реализации творческой активности, оформление городской среды, и в целом поднятие уровня культурного потенциал.
Эти кластеры становятся культурной частью комфортной среды и помогают городскому пространству стать целостным.
Список литературы
1. Суховская Д. Н. Концепции и этапы создания и развития креативных культурных площадок в современной городской среде // Новый университет. Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2013. - № 10 (31). - С. 31-34.
2. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Роль креативной среды российского города в формировании ценностных ориентаций личности горожанина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2016. - № 10 (72). - С. 86-89.
3. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Концепт пространства в определении сущности социально-философской категории «креативное пространство поселения» // Глобализация научных процессов: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Киров, 2016. - С. 15-17.
4. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Характеристика креативного пространства города как творческого локуса его жизненного пространства // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2016. - С. 53-57
5. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Анализ основных лексически-смысловых единиц понятия «креативное пространство городского поселения» // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2016. - С. 202-205.
6. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Креативные пространства поселений: технологии создания современных творческих площадок городов (на русском и английском языках): справочно-информаци-онное пособие. - М., 2016.
7. Суховская Д. Н. Социально-философский анализ креативных структур современного городского поселения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. - Т. 8. - С. 121-125.
8. Суховская Д. Н., Ермакова Л. И. Роль ДПО в формировании стратегии устойчивого развития российского общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 26. -С. 51-55. - URL: https://e-koncept.ru/2016/46411.htm.
Anastasia Runova,
Student of the Higher School of Political Management and Innovation Management, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk Nastena281196@yandex.ru Art business clusters in the world
Abstract. The article is devoted to the creation and development of art business clusters around the world. The author compares the creation and specificity of art-business clusters both in Russia and in other foreign countries.
Key words: art clusters, art business clusters, lofts, creative non-movable.
issn 2э04-120х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Рунова А. Г. Арт-бизнес-кластеры в мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470069.htm.
Рекомендовано к публикации:
Суховской Д. Н., кандидатом философских наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 15.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.03.17
Принята к публикации Accepted for publication 17.03.17 Опубликована Published 27.03.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Рунова А. Г., 2017
www.e-koncept.ru