ART 470068 УДК 338.467.6
Ермакова Лариса Ивановна,
доктор философских наук, профессор кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск miano@pglu.ru
Суховская Дарья Николаевна,
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск daria.sukhovskaya@yahoo.com
Погосян Лилит Ромиковна,
студентка ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск Lilityli4ka@rambler.ru
Развитие культурных индустрий в Китае*
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей культурной индустрии в Китае. Рассматриваются самые важные стратегии, предпринятые КНР с целью развития данной сферы жизнедеятельности.
Ключевые слова: Китай, культурная индустрия, «мягкая сила», развитие культуры.
Раздел: (04) экономика.
Культурная индустрия является одной из самых важных аспектов в жизни всего народа. С её помощью можно определить уровень развития страны, государства и даже самого маленького города. Постепенно Китай стал одной из стран, занимающих лидирующие позиции в пространстве глобальной массовой культуры.
Так, в течение последних десяти лет КНР ведет политику в сфере культуры, направленную на повышение конкурентоспособности и влияния среди других стран. Постепенно Китай перешел к использованию стратегии «мягкой силы». Она предполагает отведение рекламе, архитектуре, кино, музыке, ремеслам и другим аспектам культурной индустрии главенствующей роли в государстве.
Особое внимание, уделяемое проблемам культуры, вызвано многочисленными причинами. Основными являются: 1) отсутствие понимания народа в придании культуре особой роли с целью развития все китайской нации; 2) ошибочное представление о нормах морали, искренности, гуманности и ценностных нормах среди всех жителей страны, что разрушает единство общей идеологии КНР; 3) необходимость в специалистах, управляющих творческим производством культурной индустрии данной державы; 4) неравномерное развитие культурной сферы в городах и сельской местности; 5) некачественная система обслуживания народа в области культуры; 6) мелкомасштабное развитие культурной продукции и производственных сил в данной сфере; 7) очень слабое влияние китайской культуры на международной арене.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-33-00035.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Главной целью реформы стало: построение мощной державы, состоящей из гармонично-сочетающихся сфер жизнедеятельности: политики, культуры, экономики, ци-вилизационного и экологического развитий к 2020 году.
Так, были выделены главные направления реформирования культурной индустрии Китая. Основными стали: формирование системы ценностей, предоставление народу более высококачественной духовной пищи, преобразование и мощное развитие массовой культуры, гарантирование защиты культурных прав потребителей, исследование интересов народа в культурной сфере, становление культурной индустрии основным направлением в национальной экономике. Также особое внимание будет уделено углублению реформы открытости (для расцвета и развития культурной сферы), подготовке специалистов в области производства культурной индустрии и дальнейшей реализации данной продукции, соответственно, и открытию или развитию центров (школ, университетов), занимающихся подготовкой данных кадров.
Огромное влияние на развитие Китая оказал XVII съезд КПК, прошедший в 2007 году. В это время держава продолжала развитие в рамках «мягкой силы» и поставила перед собой новые цели: во-первых, превратить КНР в культурную державу, и, во-вторых, повысить привлекательность традиционной культуры.
Специалисты, задействованные изучением процессом развития культурной индустрии, отмечают, что в Китае происходит «культурный дисбаланс». Это подчеркивается тем, что зачастую КНР, по сравнению с другими международными державами, ассоциируется с древними видами искусства, имеющих свои специфические особенности. Таким образом, Китай напоминает полуфеодальную страну. Китайские авторы считают, что в данной ситуации следует уделить большое внимание корректировке программы «мягкой силы». Именно с помощью пропаганды китайской культурной индустрии на международной арене КНР сможет добиться успехов в реализации реформирования культуры страны.
В структуре культурных индустрий Китая содержится ценностный компонент. В связи с этим, для преобразования и увеличения культурной политики «мягкой силы» продукты культурной индустрии с помощью ценностного элемента должны более акцентировано отражать привлекательность идей и концепций традиционной культуры КНР. Именно это и послужит механизмом защиты страны от влияния Западных ценностей и идеологий на Китай.
Однако, несмотря на значительный культурный капитал державы, его культурные индустрии как способ реализации ценностного потенциала «мягкой силы» еще ограничены. Популяризировать потенциал поможет дальнейшая разработка теории и практики культурных сфер, повышение ценностного компонента в их структуре, улучшение законодательной базы.
Таким образом, образовывающийся имидж Китая, базирующийся на пропаганду успехов в разнообразных областях с опорой на обновленные ценности традиционной культуры, будет успешно работать на повышение глобальной культурной привлекательности китайской цивилизации.
С каждым годом роль культурной индустрии играет все большую роль в продвижении всего государства на международной арене. В соответствии с «Планом развития индустрии культуры», обнародованным 22 июля 2009 года Исполкомом Госсовета КНР совместно с «Планом развития национальной культуры», было установлено, что культура является мощным двигателем прогресса, с помощью которого можно достигнуть наивысшего роста в развитии народного хозяйства. Определив культуру в качестве стратегического аспекта державы, в том же году был принят «План активизации культурной индустрии».
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
В марте 2011 года Госсовет КНР утвердил «План национального экономического и социального развития на период двенадцатой пятилетки». Согласно данному положению, культура - это отдельное важное звено, составляющее целый механизм развития всей страны. Именно поэтому, культурная индустрия оказывает большое влияние не только на общественную жизнь, но и на экономическую, политическую стороны страны.
В результате многократного синтеза таких отраслей, как спорта и культуры, туризма и экономики, современных инновационных технологий и культурных индустрий, границы между данными понятиями постепенно становятся более незаметными. Таким образом, именно такой взаимообмен зачастую приводит к тому, что одна отрасль стимулирует к развитию другую.
С помощью телевидения, музыки, кино, театра, литературных произведений, туризма и многих других частей культурной индустрии Китай стал одной из великих потребительских держав, увеличив при этом свой культурный рост.
Следующим шагом Китая стала «Стратегия построения могущественного культурного государства», принятая на 6-ом Пленуме ЦК КПК XVII созыва в 2012 году. На данном этапе была поставлена цель: уделять внимание культурной сфере не меньше, чем проблемам экономического развития.
Также было установлено определить место культуры КНР в глобальной модели для развития экспорта китайской продукции и распространения культурных ценностей данного государства во всем мире.
Стоит отметить, что немаловажную роль играет укрепление развития духовной и материальной культуры в сознании всего народа. В свою очередь, Коммунистическая партия Китая должна уделять внимание сохранению культурных ценностей, поддержке творческого энтузиазма народа, разнообразию культурной индустрии и культурной жизни общества в целом. Однако не стоит забывать и о высоком культурном уровне народа, о духовной родине китайской нации, объединяющей всех воедино.
Что касается финансирования культурной индустрии в Китае, по данным Государственного статистического управления КНР, сумма, выделенная на развитие культурной отрасли, в 2015 году выросла на 11% по сравнению с предыдущим годом. По данным показателям можно с уверенностью судить о том, что Китай, действительно, делает хорошие успехи относительно развития культурной индустрии.
Возможно, из-за того, что вложения в данную сферу начались довольно поздно, еще отсутствуют крупные корпорации, желающие инвестировать культурную индустрию державы. Однако государство постепенно формирует способы развития культуры с участием, как государственных вложений, так и частных инвестиций для получения наилучшего результата.
На сегодняшний день традиционная китайская культура имеет следующие цели: защита от проникновения неблагоприятных последствий глобализации, мирное развитие КНР в рамках своих культурно-цивилизационных ценностей. Именно политика «мягкой силы» в силах реализовать вышеперечисленные задачи: сохранить наследие страны и усилить её влияние на международном уровне.
В свою очередь, культурная индустрия влияет на формирование международных отношений не только в сфере духовной жизни, но и экономики, политики. Абсолютно все эти компоненты взаимодействуют с традиционной китайской культурой, отличительными чертами которой являются преемственность и длительность. К признакам культуры Китая также можно отнести слияние традиции и инновации.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
С одной стороны, культурные индустрии носят коммерческий характер, то есть направлены на получение дохода, но, с другой стороны, не стоит забывать о воспитательной и формирующей ценности функциях. Лишь с помощью синтеза этих подходов можно будет достигнуть гармонии в китайском обществе.
На сегодняшний день Китай с каждым разом пытается удивить другие мировые державы. С этой целью они устраивают глобальные и уникальные мероприятия, разрабатывают феноменальные проекты, которые находятся в центре внимания всех крупных СМИ. Однако на протяжении многих веков основными ценностями китайской нации являются: «единство Неба и человека», «человек - основа» и создание «гармоничного мира» в международном взаимодействии.
Итак, политика развития культурных индустрий в КНР состоит из внутренних и внешних сфер влияний. Основными факторами внутреннего аспекта являются: наличие множества социально-политических проблем в обществе, негативное влияние Интернета на формирование ценностей и получение достоверной информации, нарушение традиционных норм, в том числе и Конфуцианских.
К внешним факторам относятся следующие обстоятельства: рост роли культуры и ценностей в сфере национальной безопасности державы; взгляд на Китай со стороны капиталистических стран Запада, для которых он стал главным конкурентом. На сегодняшний день государство является одним из мощных, с каждым годом увеличивая рост конкурентоспособности на международной площадке. Так, КНР следует уделять внимание не только конкуренции в виде количества ресурсов, но и в точности их использования.
XXI век является периодом масштабных реформ и преобразований в культурной индустрий всего мира. Особое место в данной системе отводится Китаю. Держава поставила перед собой цели: защитить народ от негативного влияния западных принципов, сохранить национальное достояние, увеличить влияние китайской культуры на международном уровне.
Анализируя годы реформ, преобразовании и открытости КНР, можно сделать вывод: Китай за короткий срок добился грандиозных успехов в сфере культурных индустрий. Однако с помощью дальнейшего развития культурного аспекта страны данная могущественная держава сможет выдвинуть китайскую традиционную нацию и культурные достижения на более высокий, глобальный уровень.
Список литературы
1. Суховская Д. Н. Концепция креативного класса в глобализирующемся обществе // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 25. - № 2. - С. 34-37.
2. Суховская Д. Н. Анализ отечественной и зарубежной практики реализации творческих индустрий в условиях современного города // European Social Science Journal. - 2014. - № 5-1 (44). - С. 427-432.
3. Суховская Д. Н. Философские проблемы функционирования поселений и их креативных пространств в условиях урбанизированного социума в XXI веке // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 713-719.
4. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Роль креативной среды российского города в формировании ценностных ориентаций личности горожанина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2016. - № 10 (72). - С. 86-89.
5. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Характеристика креативного пространства города как творческого локуса его жизненного пространства // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2016. - С. 53-57.
6. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Анализ основных лексически-смысловых единиц понятия «креативное пространство городского поселения» // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2016. - С. 202-205.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
7. Суховская Д. Н., Ермакова Л. И. Роль ДПО в формировании стратегии устойчивого развития российского общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 26. -С. 51-55. - URL: https://e-koncept.ru/2016/46411.htm
Larisa Ermakova,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of historical and socio-philosophical disciplines, Oriental studies and theology, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk miano@pglu.ru Daria Sukhovskaya,
Candidate of Philosophical Sciences, senior lecturer of the Department of historical and socio-philosophical disciplines, Oriental studies and theology, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk daria.sukhovskaya@yahoo.com Lilit Pogosyan,
Student, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk Lilityli4ka@rambler.ru
Development of cultural industries in China
Abstract. The article is devoted to the study of the peculiarities of the cultural industry in China. The most important strategies undertaken by the PRC for the development of this sphere of vital activity are considered. Key words: China, cultural industry, "soft power", cultural development.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 15.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.03.17
Принята к публикации Accepted for publication 27.03.17 Опубликована Published 27.03.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Погосян Л. Р., 2017
www.e-koncept.ru