Научная статья на тему 'РОЛЬ КОНЦЕПЦИИ КРЕАТИВНОГО ГОРОДА В РАЗВИТИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

РОЛЬ КОНЦЕПЦИИ КРЕАТИВНОГО ГОРОДА В РАЗВИТИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНЫЙ ГОРОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иригов Тембулат Альбертович

В статье раскрыта роль концепции креативного города в развитии городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОНЦЕПЦИИ КРЕАТИВНОГО ГОРОДА В РАЗВИТИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

УДК 330

Экономические науки

Иригов Тембулат Альбертович, магистрант, ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет "

РОЛЬ КОНЦЕПЦИИ КРЕАТИВНОГО ГОРОДА В РАЗВИТИИ

ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация: В статье раскрыта роль концепции креативного города в развитии городской среды.

Ключевые слова: креативные индустрии, креативная экономика, креативный город.

Abstract: The article reveals the role of the concept of a creative city in the development of the urban environment.

Keywords: creative industries, creative economy, creative city.

Для полного раскрытия понятия «творческие индустрии» необходимо знать классификацию данного сектора. В международных исследованиях встречаются различные элементы, из которых складываются творческие индустрии. Европейские экономисты и исследователи классифицируют творческие индустрии следующим образом:

• культурные объекты (музеи, библиотеки),

• традиционные формы культуры (народные промыслы, фестивали),

• исполнительские искусства (театр, опера, концерты),

• аудиовизуальные искусства (телевидение, радио),

• новые медиа (видеоигры, программные обеспечения),

• креативные услуги (реклама, архитектура),

• дизайн (мода, ювелирное производство, графика),

• книгоиздание и печатные медиа (пресса, книги),

• изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография) [1, с.

Из вышесказанного мы видим, что творческие индустрии - это широкий сектор, включающий в себя различные формы культуры.

Концепция творческих индустрий входит в приоритет развития городской среды. Креативная городская среда, о которой пишет британский урбанист и специалист по городскому планированию Чарльз Лэндри в книге «Креативный город», - «...это городские творческие проекты как эффектные, впечатляющие, поражающие воображение, наглядные и яркие примеры изменений, происходящих в городе» [2, с. 56].

Концепция креативного города подразумевает под собой внедрение нового метода городского планирования, который позволит людям воплощать свои творческие идеи, реорганизовывать пространства своего города, вдыхая в них жизнь. Многие из нас задумаются над тем, что место, где мы живем, может стать лучше, несмотря на то, что многие города еще балансируют на грани: старые подходы уходят в прошлое, а современная динамика развития пока проистекает слишком медленно.

Одним из главных ресурсов города выступают люди, их творческий потенциал и инновационный подход, который определяет будущий успех города [3, с. 20]. Так, известный американский экономист Ричард Флорида, исходя из опыта многих городов, показал, что в процессе развития определенных территорий неотъемлемым критерием выступает креативная среда как сфера творчества. И для развития этого пространства нужно создавать центры творческой и культурной активности и все прочие необходимые условия для становления благоприятной креативной среды, с целью проживания в ней креативного класса людей «способного создавать значимые новые формы» [4, с. 114].

Творческие личности способны открывать новые возможности, использовать свой интеллектуальный потенциал, стимулировать развитие творческого потенциала города.

Многочисленные города смогли адаптироваться в условиях формирования культурной среды современного города, охвативших все государства мира в последние десятилетия. Преуспевающие и быстрорастущие города, такие как: Ванкувер, Сидней, Хельсинки, Роттердам, Барселона, Сиэтл, Дублин, Страсбург, Манчестер, Бирмингем, Шеффилд, Бангалор и другие воспользовались экономическими, образовательными, культурными и социальными трансформациями городской среды для своего развития. Другие поддались влиянию глобальных изменений.

Для раскрытия креативного потенциала города существует ряд факторов, стимулирующих развитие городской среды. К ним можно отнести, как наличие высших профессиональных учебных заведений, так и устоявшуюся систему ценностей жителей конкретных регионов [5, с. 82]. В свою очередь, Чарльз Лэндри выделяет семь факторов, каждый из которых обладает своими отличительными характеристиками:

1. Личные качества.

2. Лидерские способности.

3. Городские объекты.

4. Динамика сетевых взаимоотношений.

5. Местная самобытность.

6. Организационная культура.

7. Человеческий талант [2, с. 56].

Безусловно, наиболее креативными считаются те города, в которых присутствуют все семь групп этих факторов. Отсутствие одного из них может привести к дезорганизации процесса.

Создание творческих организаций и развитие креативной городской среды невозможно без находчивых и талантливых личностей. Они находятся в поиске, создают и преображают окружающую среду, занимаются устранением рутинных барьеров на пути к трансформации города.

Лидерские способности заключаются в воплощении частных интересов в масштабные проекты, с использованием новых идей, исследовательских работ,

выражением потребностей группы людей и выявлением скрытых проблем. Успешный лидер умеет последовательно мыслить, обладает такими качествами, как энергичность, находчивость и дальновидность.

Городские пространства и объекты - это современная инновационная среда, формирующая творческий потенциал горожан. Создаваемые городские центры служат нейтральной территорией для неформальных встреч и комфортного отдыха для людей разных возрастов и образов жизни. Успешный креативный город должен создавать общественные пространства для сосредоточения горожан и туристов.

Важными критериями процветания города выступают исследовательские проекты, каналы коммуникации и объекты культуры. Прежде чем что-то создавать, необходимо получить теоретические знания и найти квалифицированных специалистов. Коммуникационная система необходима для поддержания международных связей, а объекты культуры стимулируют творческое взаимодействие, обмен идеями между людьми разных социальных классов [6, с. 336].

Динамика сетевых взаимоотношений зависит от того, как меняется информационное общество и насколько мобильным оно становится. Сетевые структуры поддерживают имидж города, его креативную составляющую, формируют сообщество, упрощают решения проблем путем международных связей. Для будущего благополучия города очень важны межнациональные экономические, культурные и социальные связи. Основным аспектом местной идентичности является толерантность, подталкивающая к созданию бесконфликтного города.

Организационная культура занимается делегированием полномочий, партнерскими тренингами, выявление инновационных идей. Организационная способность - это механизм управления, способность руководить, оценивать перспективы рынка, разрабатывать долгосрочные планы. Система коллективных ценностей и убеждения составляют основу организационной культуры. Способность к переменам проявляется, когда возникает дисбаланс,

город сталкивается с кризисом, требующим конструктивного решения. Возникает необходимость в улучшении ситуации посредством инноваций и выработки концепции «тотального качества». К сожалению, невозможно предугадать причину кризиса. Примером может послужить ситуация в Глазго, где за творческим расцветом XIX века последовал длительный упадок. Прошло практически целое столетие, пока город среагировал на критическую ситуацию, и лишь благодаря внешним вмешательствам иностранных специалистов и их ресурсам, смог улучшить свое положение.

Сегодня успешным городам нужно предотвращать такие проблемы. Необходимо развивать устойчивое городское сообщество, внедрять креативные идеи, применять аналитические и прогностические методики.

Творческие индустрии приобрели свое влияние и масштаб, за счет внушительного развития той отрасли производства, которая связана с культурой и искусством. Самым главным ресурсом выступает интеллект, способный порождать современные инновации. Творческие индустрии имеют влиятельный комплекс организаций и идей, образующих «социальную структуру креативности» и включающие в себя новые креативные технологии в области предпринимательства, современные и более эффективные модели производства товаров и услуг, а главное - учитывают географические, культурные и социальные условия города [4, с. 112].

Вклад творческих индустрий в экономическую деятельность страны является важной составляющей для реализации городского планирования и формирования культурного пространства города. Помимо этого, ключевыми факторами творческих индустрий выступают творческое начало и интеллектуальные способности, без которых невозможно осуществить реорганизацию города. «Творческие личности должны быть расставлены на ключевых позициях, ибо успех города зависит от критической массы людей, обладающих открытым сознанием и интеллектуальной смелостью» [2, с. 79]. Источниками инноваций и динамичности городской среды, организуемыми творческими личностями, выступают небольшие организации и проекты. Они

формируют благоприятный экономический и социальный климат города. Новые институты производства являются одними из решающих элементов социальной структуры креативного города, притом, что современные индустрии не ограничиваются лишь созданием новой продукции, но и исследуют способы ее изготовления. Такие крупные японские корпорации, как Toyota и Matsushita были первыми на пути производственной революции и после Второй мировой войны стали развивать принцип креативного предприятия, где использовался не просто физический труд, но и творческие идеи работников. Со временем такая промышленная система распространилась по всему миру. Японцы посчитали необходимым повысить эффективность фордистской теории и сделать это за счет устранения недостатков сборочного конвейера, то есть запасаться большим количеством материалов во избежание остановки конвейера. А также выработали технологию сокращения бракованного товара. Однако эти методы требовали не просто нового оборудования, а именно творческих способностей всех людей, работающих на промышленных предприятиях. Так, в старую систему производства стали внедряться креативные преобразования.

Библиографический список:

1. Зотова Л. Р. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов // Креативная экономика. 2015. №11. 1465 с.

2. Лэндри Ч. Креативный город. Москва: Классика-XXI, 2011. 156 с.

3. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н., Горохова А.Е. Специфика формирования креативного пространства в моногородах // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № S5. С. 19-23.

4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Москва: Классика-XXI, 2011. 274 с.

5. Суховская Д.Н. Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций личности

автореферат дис. ... кандидата философских наук / Краснодарский университет МВД РФ. Краснодар, 2016.

6. Ermakova L.I., Sukhovskaya D.N. Creative industries and areas as tools of global crisis management. В книге: Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. Сер. "Contributions to Economics" Волгоград, 2017. С. 335-340.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.