Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕДЖА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕДЖА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / «КОЛЛЕДЖ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ» / КРЕАТИВНЫЙ СЕКТОР / МОДЕЛИ «КОЛЛЕДЖА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ» / ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапин Владимир Геннадьевич, Манапова Ольга Николаевна, Занова Татьяна Сергеевна, Милюков Иван Васильевич, Петрова Юлия Владимировна

В статье рассмотрены стратегические цели и задачи, которые ставит перед собой ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» при вхождении в проект «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования на основе моделей колледжа креативных индустрий». Изучены направления креативной индустрии сектора экономики Уральского региона. На основе приоритетных направлений развития Челябинской области разработаны механизмы формирования креативных индустрий. В целях реализации стратегии социально-экономического развития Челябинской области в рамках участия в проекте колледжем выбраны направления профессиональной подготовки. Представлены условия интеграции колледжа в традиционные отрасли экономики региона. Рассмотрены механизмы повышения мотивации привлечения к реализации проекта педагогов-практиков. Приведен перечень лабораторий, создание которых запланировано в рамках устройства образовательного пространства «Колледжа креативных индустрий». В заключение описываются успешно реализованные креативные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапин Владимир Геннадьевич, Манапова Ольга Николаевна, Занова Татьяна Сергеевна, Милюков Иван Васильевич, Петрова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY OF THE COLLEGE OF CREATIVE INDUSTRIES

The article considers the strategic aims and objectives of the “South Ural State College” for participation in the project “Training for creative industries in the system of secondary vocational education based on models of the College of Creative Industries”. The directions of the creative industry of the economic sector of the Ural region were studied. Based on the priority areas for the development of the Chelyabinsk region, mechanisms for the formation of creative industries have been developed. In order to implement the strategy of socio-economic development of the Chelyabinsk region, within the framework of participation in the project, the college has chosen areas of professional training. The conditions for integrating the college into the traditional sectors of the region’s economy were presented. The mechanisms for increasing the motivation to involve teachers-practitioners in the implementation of the project were considered. The list of laboratories, the creation of which is planned as part of the organization of the educational space of the “College of Creative Industries”, was given. In conclusion, successfully implemented creative projects were described.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕДЖА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ»

Стратегия развития профессионального образования

Сведения для цитирования: Лапин, В. Г. Стратегия развития колледжа креативных индустрий / В. Г. Лапин, О. Н. Манапова, Т. С. Занова [и др.] // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 12-17.

УДК 377 ББК 74.47

стратегия развития колледжа креативных индустрий

В. Г. Лапин, О. Н. Манапова, Т. С. Занова, И. В. Милюков, Ю. В. Петрова

В статье рассмотрены стратегические цели и задачи, которые ставит перед собой ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» при вхождении в проект «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования на основе моделей колледжа креативных индустрий». Изучены направления креативной индустрии сектора экономики Уральского региона. На основе приоритетных направлений развития Челябинской области разработаны механизмы формирования креативных индустрий. В целях реализации стратегии социально-экономического развития Челябинской области в рамках участия в проекте колледжем выбраны направления профессиональной подготовки. Представлены условия интеграции колледжа в традиционные отрасли экономики региона. Рассмотрены механизмы повышения мотивации привлечения к реализации проекта педагогов-практиков. Приведен перечень лабораторий, создание которых запланировано в рамках устройства образовательного пространства «Колледжа креативных индустрий». В заключение описываются успешно реализованные креативные проекты.

Ключевые слова: креативные индустрии, «Колледж креативных индустрий», креативный сектор, модели «Колледжа креативных индустрий», творческие компетенции, культурная идентичность.

Креативные (творческие) индустрии — это один из новых подходов к инновационному развитию культуры, который обладает большими возможностями и огромным потенциалом для развития культурного кластера в современных условиях. Креативные индустрии — это тип социально-культурных практик, доминирующих и объединяющих идей, в которых присутствуют как творческие, так и культурные компоненты. Креативные индустрии можно также определить как отрасль экономики, объединяющую предпринимателей и предприя-

тия, продукция которых несет в себе потенциал создания и эксплуатации творческой интеллектуальной собственности. Развитие креативных индустрий выступает как один их весомых факторов социально-экономического развития постиндустриальной экономики [1].

Сектор экономики Уральского региона представляет различные креативные индустрии, такие как медиа и коммуникации, дизайн, цифровые технологии, культура и искусство. Челябинск занимает лидирующие позиции в общероссийском рейтинге по темпам развития

1Т-отрасли и архитектурного дизайна. Челябинская область — это один из лучших регионов в части поддержки отрасли информационных технологий со стороны государства.

С целью включения в систему среднего профессионального образования востребованных работодателями и обучающимися образовательных программ, направленных на приобретение компетенций, навыков и квалификаций в сфере креативных (творческих) индустрий, управленческая команда ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» разработала стратегию реализации проекта «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования на основе моделей колледжа креативных индустрий» (далее — Проект).

Отбор для участия в Проекте проводился в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Министерству просвещения Российской Федерации совместно с АНО «Национальный открытый чемпионат творческих компетенций „АртМастерс" (Мастера искусств)» об обеспечении включения в систему среднего профессионального образования востребованных работодателями и обучающимися образовательных программ, направленных на приобретение компетенций, навыков и квалификаций в сфере креативных (творческих) индустрий [2, п. 2 а].

Организатор отбора — Министерство просвещения Российской Федерации. Координацию деятельности по проведению отбора, а также организационно-методическое сопровождение реализации Проекта осуществляет федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования».

Нормативным документом, определяющим требования к участникам отбора, является Положение об отборе субъектов Российской Федерации для участия в проекте «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования на основе моделей колледжа креативных инду-стрий» (далее — Положение).

В соответствии с Положением ожидаемыми эффектами реализации Проекта для субъектов Российской Федерации являются:

- увеличение доли креативного сектора на региональном и федеральном рынке;

- обеспечение привлекательности работы в креативном секторе региона;

- кадровое обеспечение приоритетных направлений развития креативного сектора;

- использование образовательного и инновационного креативного потенциала организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.

Проект может быть реализован на основе двух моделей, направленных на получение предпринимательских навыков и навыков медиагра-мотности (табл. 1).

Таблица 1

Название модели Охват направлений

Модель «Колледж широкого профиля» Несколько направлений/ специальностей

Модель «Отраслевой колледж» Одно направление подготовки

Отбор проводился среди субъектов Российской Федерации (далее — Участники), представляющих профессиональные образовательные организации, расположенные на территории субъекта Российской Федерации и реализующие программы среднего профессионального образования (далее — Площадки) с целью участия в качестве пилотных площадок Проекта.

На первом этапе профессиональные образовательные организации — Участники отбора — должны были представить пакет документов в соответствии с требованиями Положения. В рамках второго этапа был проведен анализ деятельности Площадок на основании результатов очных визитов представителей организационного комитета Проекта. Третий этап предполагал презентацию Площадки в режиме видео-конференц-связи.

Челябинская область стала одним из семи субъектов Российской Федерации, допущенных к участию в Проекте. По итогам проведения конкурсного отбора статус инновационной федеральной площадки был присвоен ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» (далее — колледж).

Укрепление статуса опорного колледжа региональной социально-экономической системы в условиях среднего профессионального образования для подготовки востребованных кадров креативных индустрий региона стало стратегической целью колледжа при вхождении в Проект.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи на уровне региона и образовательной организации:

1) разработка региональной стратегии развития креативных индустрий; развитие креативной экономики Челябинской области и повышение

конкурентоспособности продуктов и услуг, созданных региональными творческими командами;

2) создание и поддержка творческих продуктов и услуг, формирующих региональную идентичность, популяризирующих материальное и нематериальное культурное наследие Челябинской области;

3) формирование и продвижение инвестиционного бренда региона;

4) обеспечение востребованных кадров для креативных индустрий региона;

5) реорганизация колледжа путем создания структурного подразделения «Колледж креативных индустрий»;

6) внедрение современных цифровых технологий для производства и распространения творческих продуктов;

7) расширение сфер подготовки кадров для креативных индустрий;

8) создание сетевого взаимодействия с реальным сектором экономики за счет привлечения в образовательный процесс педагогов-практиков из индустрии.

Интеграцию колледжа в традиционные отрасли экономики региона планируется осуществлять на основе Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, в которой представлены приоритетные направления [3].

Направление «Новая высокотехнологическая промышленность» планируется развивать через брендирование предприятий и продукции промышленности, а также формирование привлекательности отрасли для будущих специалистов. Традиционную отрасль для нашего региона «Сервисная экономика и туризм» необходимо поддерживать через создание информационных ресурсов для привлечения и маршрутизации туристических потоков и повышение привлекательности туристического бизнеса региона, в том числе промышленного туризма. Развитие направления «Товаропроизводящие формы микробизнеса и малого предпринимательства» невозможно без продвижения традиционного для региона ремесленнического сообщества производителей оружейной и сувенирной продукции, а особенно — содействия формированию и продвижению продукции новых ремесленнических сообществ в приоритетных направлениях.

В соответствии с представленными приоритетными направлениями региона в рамках участия в Проекте колледжем выбраны следующие направления профессиональной подготовки:

- 09.02.07 Информационные системы и программирование;

- 55.02.02 Анимация (по видам);

- 54.02.01 Дизайн (по отраслям);

- 42.02.01 Реклама;

- 54.02.08 Техника и искусство фотографии.

Базой профессиональной подготовки по

данным специальностям является деятельност-ное обучение. Технология деятельностного метода представляет собой инструмент, обеспечивающий возможность разрешения проблемы по смене устоявшегося общепринятого взгляда в образовании с формирующей модели на развивающую, таким образом создавая образовательное пространство, в котором деятельност-ные способности обучаемого будут развиваться гораздо эффективнее [4].

Предложение о внедрении в образование теории «учение через деятельность» внес американский исследователь Дж. Дьюи. Основные принципы его системы:

- учет интересов обучаемых;

- учение через обучение мысли и действию;

- познание и знание как следствие преодоления трудностей;

- свободная творческая работа и сотрудничество [5].

Основоположником же деятельностного подхода по праву считается А. Дистервег. Он утверждал, что процессы обучения и воспитания человека протекают внутри его собственной деятельности [6].

В основе образовательного процесса колледжа креативных индустрий лежит проект, моделирующий этапы создания творческого продукта и процесс его реализации в условиях индустрии. В связи с этим в колледже планируется формирование сопровождающего подразделения — проектно-продюсерского центра. Данное подразделение инициирует проектные идеи, организует поддержку идей обучающихся, координирует формирование проектных команд и реализацию проектов, привлекает заказы на творческие проекты.

В рамках деятельности колледжа креативных индустрий обучающимися и преподавателями планируется создание креативных проектов и продуктов — медиаконтента (аудио, фото, видео), реализация концепций и разработка компьютерных игр по продвижению культурной идентичности и привлекательности промышленной и туристической отраслей региона.

С целью решения поставленных Проектом задач колледж заключил соглашения о сотрудничестве в сфере креативных индустрий

с ведущими партнерами реального производственного сектора: Медиахолдингом «ОТВ», группой компаний «Знак», рекламно-производ-ственной компанией «PRO-движение», рекламным агентством «Галактик-Центр», компанией «Лаборатория системных технологий».

В колледже планируется уже имеющуюся материально-техническую базу дополнить новыми лабораториями, оснащенными высокотехнологичным оборудованием и программным обеспечением, которые будут размещены на площадке учебно-производственного центра колледжа:

- лабораторией разработки компьютерных игр;

- лабораторией медиадизайна;

- лабораторией предпринимательства в креативных индустриях;

- лабораторией цифрового производства.

Повышение качества и потенциала преподавательской деятельности невозможно без педагогов-практиков из индустрии, поэтому важной задачей проекта является разработка механизмов повышения мотивации их привлечения в образовательный процесс, в том числе:

- использование уникального высокотехнологичного оборудования колледжа при реализации совместных с работодателями проектов под потребности заказчиков реального сектора экономики;

- применение механизма материального стимулирования на основе существующей в колледже системы оплаты труда за счет расширения внебюджетной деятельности;

- привлечение творческого потенциала студентов при реализации проектов под потребности заказчиков реального сектора экономики;

- формирование кадрового потенциала будущих специалистов предприятия.

Колледж уже успешно реализовал следующие креативные проекты: «Краски добра» (совместно с Министерством здравоохранения

Челябинской области); разработка фирменного стиля проекта «Зеленый меморандум» (под эгидой Сбербанка, Министерства экологии Челябинской области и крупнейших поставщиков ЖКХ региона); электронные учебники по валютному контролю (для Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ); интерактивный комплекс «Услуги и операции банков» (в рамках проекта по повышению уровня финансовой грамотности населения для Союза заемщиков и вкладчиков России) [7].

Например, проект «Краски добра» был реализован в детской городской клинической больнице № 7 г. Челябинска. Инициаторами проекта по реставрации стен поликлиники и приданию ей привлекательного для детей облика выступили преподаватели и обучающиеся специальности «Декоративно-прикладного искусство».

Проект «Зеленый меморандум» — это один из практических шагов по формированию и поддержке экологических проектов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, внедрению лучших практик в сфере экологии в бизнес-процессы. Логотип творческого конкурса «Лесной талисман», созданный студенткой нашего колледжа, отмечен дипломом победителя и является брендом данного проекта.

Наличие у колледжа необходимого кадрового потенциала, опыта реализованных проектов, взаимодействия с работодателями из реального сектора экономики региона позволяет сделать вывод о том, что Южно-Уральский государственный колледж готов к реализации проекта «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования на основе моделей колледжа креативных индустрий».

Особо следует отметить, что наш регион с высоким уровнем развития высокотехнологической промышленности, ремесел и туризма остро нуждается в квалифицированных кадрах креативных индустрий.

Библиографический список

1. Соловьев, М. С. Креативные индустрии как сектор культуры / М. С. Соловьев, В. В. Лат-кин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 5. — С. 13-15.

2. Положение об отборе субъектов Российской Федерации для участия в проекте «Подготовка кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования на основе моделей колледжа креативных индустрий» : [поручение Президента РФ от 25.08.2021 № Пр-1845] // Президент РФ : [офиц. сайт]. — Москва, 2022. — URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/66828/print (дата обращения: 05.05.2022).

3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года : постановл. Законодательного собрания Челябинской области от 31.01.2019 № 1748 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2022. — URL: https://docs.cntd.ru/document/553133071 (дата обращения: 06.05.2022).

4. Кузьмичева, А. С. Деятельностный подход в обучении / А. С. Кузьмичева, Н. И. Мотузен-ко // Вестник Донецкого педагогического института. — 2017. — № 2. — С. 22-27.

5. Дьюи, Дж. Школа будущего / Дж. Дьюи. — Москва : Госиздат, 1926. — 208 с.

6. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. — Москва : Учпедгиз, 1956. — 376 с.

7. Занова, Т. С. Стратегия развития колледжа креативных индустрий на базе ГБПОУ «ЮУГК» как участника процесса развития креативных индустрий Челябинской области / Т. С. Занова, И. В. Милюков, Ю. В. Петрова, О. Н. Манапова // Приоритетные образовательные направления: от теории к практике : сб. материалов Межрегион. науч.-практ. конф. ; сост. И. В. Бусыгина, М. Ю. Старогородцева. — Туринск : ГАПОУ СО «Туринский многопрофильный техникум», 2022. — С. 27-29.

8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Смысл, Академия, 2005. — 352 с.

For citation: Lapin, V. G. Development strategy of the college of creative industries / V G. Lapin, O. N. Manapova, T. S. Zanova, I. V. Milyukov, Yu. V Petrova // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 2 (34). — P. 12-17.

development strategy of the college of creative industries

V. G. Lapin, O. N. Manapova, T. S. Zanova, I. V. Milyukov, Yu. V. Petrova

The article considers the strategic aims and objectives of the "South Ural State College" for participation in the project "Training for creative industries in the system of secondary vocational education based on models of the College of Creative Industries". The directions of the creative industry of the economic sector of the Ural region were studied. Based on the priority areas for the development of the Chelyabinsk region, mechanisms for the formation of creative industries have been developed. In order to implement the strategy of socio-economic development of the Chelyabinsk region, within the framework of participation in the project, the college has chosen areas of professional training. The conditions for integrating the college into the traditional sectors of the region's economy were presented. The mechanisms for increasing the motivation to involve teachers-practitioners in the implementation of the project were considered. The list of laboratories, the creation of which is planned as part of the organization of the educational space of the "College of Creative Industries", was given. In conclusion, successfully implemented creative projects were described.

Key words: creative industries, College of Creative Industries, creative sector, College of Creative Industries models, creative competencies, cultural identity.

References

1. Solovyov M. S., Latkin V. V. Kreativnye industrii kak sektor kul'tury [Creative industries as a sector of culture], Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2017, no. 5, pp. 13-15. (In Russian)

2. Polozhenie ob otbore sub"ektov Rossiyskoy Federatsii dlya uchastiya v proekte «Podgotovka kadrov dlya kreativnykh industriy v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya na osnove modeley kolledzha kreativnykh industriy»: [poruchenie Prezidenta RF ot 25.08.2021 № Pr-1845]. Prezident RF. Moscow, 2022, available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/66828/ print (accessed: 05.05.2022). (In Russian)

3. Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Chelyabinskoy oblasti na period do 2035 goda: postanovl. Zakonodatel'nogo sobraniya Chelyabinskoy oblasti ot 31.01.2019 № 1748. Elektronnyy fond pravovykh i normativno-tekhnicheskikh dokumentov, 2022, available at: https://docs.cntd.ru/document/553133071 (accessed: 06.05.2022). (In Russian)

4. Kuzmicheva A. S., Motuzenko N. I. Deyatel'nostnyy podkhod v obuchenii [Activity approach in teaching], Vestnik Donetskogo pedagogicheskogo instituta [Bulletin of the Donetsk Pedagogical Institute], 2017, no. 2, pp. 22-27. (In Russian)

5. D'yui J. Shkola budushchego [School of the Future]. Moscow, Gosizdat, 1926, 208 p. (In Russian)

6. Diesterweg A. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical writings]. Moscow, Uchpedgiz, 1956, 376 p. (In Russian)

7. Zanova T. S., Milyukov I. V., Petrova Yu. V., Manapova O. N. Strategiya razvitiya kolledzha kreativnykh industriy na baze GBPOU «YuUGK» kak uchastnika protsessa razvitiya kreativnykh industriy Chelyabinskoy oblasti [Strategy for the development of the College of Creative Industries on

the basis of GBPOU "SUUGK" as a participant in the development of creative industries in the Chelyabinsk region], Sb. materialov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. Prioritetnye obrazovatel'nye naprav-leniya: ot teorii k praktike [Digest materials Interregional. scientific-practical. conf. Priority educational areas: from theory to practice]. ed. I. V. Busygina, M. Yu. Starogorodtseva. Turinsk, GAPOU SO "Turin multidisciplinary technical school", 2022, pp. 27-29. (In Russian)

8. Leontiev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Smysl, Akademiya, 2005, 352 p. (In Russian)

Лапин Владимир Геннадьевич, директор ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: info@ecol.edu.ru

Манапова Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: olga4kpa@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занова Татьяна Сергеевна, заместитель директора по учебной работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: grozdevat@mail.ru

Милюков Иван Васильевич, заместитель директора по производственному обучению ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: cheltthp@ mail.ru

Петрова Юлия Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: petrova_yuv@icloud.com

Lapin Vladimir Gennadievich, Director of the South Ural State College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: info@ecol.edu.ru

Manapova Olga Nikolaevna, Deputy Director for Educational and Methodological Work, South Ural State College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: olga4kpa@mail.ru

Zanova Tatyana Sergeevna, Deputy Director for Academic Affairs, South Ural State College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: grozdevat@mail.ru

Milyukov Ivan Vasilyevich, Deputy Director for Industrial Education, South Ural State College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: cheltthp@mail.ru

Petrova Yulia Vladimirovna, Deputy Director for Educational Work, South Ural State College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: petrova_yuv@ icloud.com

Сведения для цитирования: Мартынова, Е. А. Основные подходы к обеспечению преемственности инклюзивного профессионального образования в системе «колледж — вуз» / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 17-23.

УДК 377/378 ББК 74.4

основные подходы к обеспечению преемственности

инклюзивного профессионального образования

в системе «колледж — вуз»

Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович

В статье рассматриваются вопросы непрерывности и преемственности инклюзивного профессионального образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Обоснована идея о том, что одним из условий обеспечения доступности и качества профессионального образования для этой категории обучающихся является преемственность процесса сопровождения образования. Авторами статьи предложена методика по реализации организационно-педагогического сопровождения выпускников колледжей из числа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в период перехода от получения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.